Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

искусство слова эстетически выражающая общественное сознание и в свою очередь формирующее его; совокупн

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05


ТЕОРИЯ СТИХОСЛОЖЕНИЯ



ЛИТЕРАТУРА (лат. literatura – написанное) - письменная форма искусства («искусство слова»), эстетически выражающая общественное сознание и, в свою очередь, формирующее его; совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма). 

ПОЭЗИЯ (от греч. poiesis - создавать, творить) - литературно-художественное творчество в стихах, искусство ритмической организации слова; произведение в стихах в отличие от художественной прозы; совокупность стихотворных произведений какой-либо эпохи (поэзия 18 века, поэзия 60-х и пр.), народа (немецкая поэзия, русская поэзия...), поэта (поэзия Лермонтова, поэзия Шиллера и т.п.), группы или течения (поэзия символизма, поэзия сумароковской школы...). "Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке" (Кальридж). "Поэзия есть то, что сотворено и, следовательно, не нуждается в переделке" (Теодор де Банвиль). До середины 19 века поэзией считалась любая художественная литература в отличие от нехудожественной. 

ЛИРИКА (от греч. lyrikos - произносимый под звуки лиры) - род литературных произведений, преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания. Лирика объединяет в себя множество стихотворных жанров: стихотворение, элегия, романс, сонет, песня и т.п. Яркие представители: Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; А.С. Пушкин, А. А. Блок, С. Есенин... 

СТИХОТВОРЕНИЕ - небольшое поэтическое произведение в стихах. 

СТИХ (греч. stichos — ряд, строка) 
1. Единица ритмически организованной художественной речи, строка стихотворения. 
2. Художественное произведение, написанное такими строками (стихотворение, поэма…). 
3. Произведение старинной устной народной поэзии на библейскую, религиозную тему (духовные стихи). 
Стих может быть безрифменным, белым, холостым и рифмованным. См. виды стиха. 

СТИХОСЛОЖЕНИЕ – способ, искусство организации стихотворной речи. Второе название – версификация (лат. versus – стихи, facio – делаю), также - просодия. Версификатор – ироническое название поэта. 

МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (АНТИЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ) 
(греч. metron - мера) - система стихосложения, основанная на упорядоченности числа и расположения слогов определенной долготы в стихе. Гласные в древнегреческом языке отличались по долготе и кратности. Чередование слов с такими звуками и задавало ритм стихам, которые пелись под аккомпанемент лир или кифар. Античная поэзия была неразрывна с музыкой, соответственно стихотворная речь была неразрывно связана с речью песенной. Рифма отсутствовала. 
Античная система стихосложения сформировалась в первом тысячелетии до н.э. и оказала огромное влияние на последующее развитие стихотворной культуры всех европейских народов и в частности на европейское силлабо-тоническое стихосложение. Традиции античного стихосложения распространились в Древнем Риме, а затем через посредничество христианской церкви - в Византии и дальше - на все страны Европы. Латинская версификация закрепилась в странах католического вероисповедания, а византийская у православных славян, в т.ч. на Руси.


Гекзаметр (греч. hexametros - шестимерный) - стихотворный размер античной эпической поэзии.

Гекзаметр - самый популярный и престижный античный размер, изобретение которого приписывали самому Аполлону - богу, покровительствующему поэзии. У эллинов этот размер ассоциировался с шумом набегающей на берег волны. Гекзаметром написаны величайшие поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"(7 век до н.э.), Вергилия "Энеида", а также гимны, поэмы, идиллии и сатиры многих античных поэтов. Возможно до 32-х ритмических вариаций гекзаметра.

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (греч. syllabe - слог) - система стихосложения, основанная на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным ударением — тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербскохорватский, польский, чешский) и др. В русской поэзии употр*цензура*лось с середины 17 в до 30-х годов 18 века; основные размеры 8-, 11- и 13-сложный. Само понятие «силлабическое стихосложение» ввёл самый крупный русский стихотворец второй половины 17 века приближённый к царскому двору учёный-монах Симеон Полоцкий. В связи с тем, что основным правилом при написании «виршей» (от лат.versus – стихи) было соблюдение равного количества слогов (невзирая на ударения в словах), применялись т.н. разноударные рифмы со смещением ударения, как например: ле-тит – светит, те-бе – небе… Если же смещения не происходило, стихи становились похожи на прозу, были тяжеловесны и неуклюжи. Всё это привело к тому, что впоследствии слова «вирши» и «виршеписец» приобрели уничижительный характер и стали синонимами бездарности. Силлабическое стихосложение на Руси было отменено реформой Тредиаковского – Ломоносова. 

Монаху подобает в келий седети, 
Во посте молитися, нищету терпети, 
Искушения врагов силно побеждати 
И похоти плотския труды умерщвляти… 
…Не толико миряне чреву работают, 
Елико то монаси поят, насыщают. 
Постное избравши житие водити, 
На то устремишася, дабы ясти, пити... 
(Симеон Полоцкий) 

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (греч. syllabe - слог и tonos - ударение) - разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах метра располагаются исключительно ударные слоги, на слабых - безударные. Основные метры силлабо-тонического стихосложения — ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Силлабо-тоническое стихосложение было введено на Руси Тредиаковским и Ломоносовым, заменив силлабическое стихосложение. 

ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (греч. tonos - ударение) - система стихосложения, основанная на упорядоченности появления ударных слогов в стихе. Употребительна в языках с сильным динамическим ударением и ослаблением безударных гласных - русском, немецком, английском и др. Внутри тонического стихосложения различаются «чисто-тоническое» стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение; в 1-м учитывается только число ударений, во 2-м также и расположение их в стихе; промежуточное положение занимают дольник и тактовик. 

НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - русская устная народная поэзия. 
Различают 3 вида: 
- говорной стих (пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и пр.), чисто-тонический, с парными рифмами без внутреннего ритма (раешный стих); 

Божья коровка, 
Полети на небо, 
Принеси нам хлеба, 
Чёрного и белого, 
Только не горелого. 
- речитативный стих (былины, исторические песни, духовные стихи), нерифмованный стих с женскими или (чаще) дактилическими окончаниями. В основе ритма лежит тактовик. 

Добрыня и Змей

Добрынюшке-то матушка говаривала,
Да и Никитичу-то матушка наказывала:
- Ты не езди-ка далече во чисто поле,
На тую гору да сорочинскую,
Не топчи-ка младыих змеенышей,
Ты не выручай-ка полонов да русскиих,
Не купайся, Добрыня во Пучай-реке,
Та Пучай-река очень свирепая,
А середняя-то струйка как огонь сечет!


А  Добрыня своей матушки не слушался.
Как он едет далече во чисто поле,
А на тую на гору сорочинскую,
Потоптал он младыих змеенышей,
Ай повыручил он полонов да русскиих.


- песенный стих («протяжные» и «частые» песни) - ритм тесно связан с напевом и мелодией. 

По Дону гуляет, по Дону гуляет,
По Дону гуляет казак молодой.
По Дону гуляет казак молодой.

А дева там плачет, а дева там плачет,
А дева там плачет над быстрой рекой.
А дева там плачет над быстрой рекой.

О чем дева плачешь, о чем дева плачешь,
О чем дева плачешь, о чем слезы льешь?
О чем дева плачешь, о чем слезы льешь?

А как мне не плакать, а как мне не плакать,
А как мне не плакать, слез горьких не лить?
А как мне не плакать, слез горьких не лить
?



ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ - авангардное направление на стыке поэзии и изобразительного искусства; визуализация текста графическими элементами, расширяющими его образное и смысловое значение. Строки текста могут быть декоративно оформлены специальными шрифтами, знаками, эмблемами, рисунками, переплетаться с узорами и пр. Визуальная поэзия выросла из недр футуризма и постмодернизма и ещё до конца не оформилась в своём развитии. Родоначальником русской визуальной поэзии по праву можно считать монаха Евстратия с его стихотворной молитвой, написанной ещё в XVII веке и в которую он вставил часть "серпантинного (змеиного) стиха". Суть его изобретения заключалась в том, что каждые его двустрочия имели общие элементы, которые, не повторяясь письме, были общими для смежных строк и соединялись с ними прямыми линиями. 

"Железобетонная" поэма Каменского под названием "Константинополь"

В 20-е годы XX века визуальную поэзию пропагандировали конструктивисты, предлагавшие вообще отказаться от слов в поэзии и создавать её с помощью графических конструкций, специальных знаков, кадров, чертежей и пр. В 60-е годы к визуализации поэзии возвращается А. Вознесенский, оформлявший некоторые свои стихи графически или дополнявший их рисунками. Современных русские "визуальные поэты": Д.Авалиани, В.Барский, С.Сигей, А. Горнон, Е. Нецкова и др. Одним из новых типов визуальной поэзии является т.н. листовертень или визуальный палиндром (изобретён Д. Авалиани). Суть его заключается в том, что на одном изображении под разным углом зрения (при переворачивании листа на 180 градусов) читается разный текст. 




ИНТОНАЦИЯ (лат. intono - громко произношу) - свойственное стихотворной речи повышение голоса к середине стиха и понижение с паузой в его конце. Интонация делит стихотворную речь на фразы, расставляет смысловые ударения, выражает чувства, устанавливает темп произведения, тембр, громкость. 

МЕЛОДИКА СТИХА - система распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе. Основные типы мелодики стиха в лирике: декламативный (ода), напевный (романс) и говорной. 

Рифма — последовательное употребление слогов, имеющих сходное звучание, в конце строк стихотворения. По своей сути рифма является сильным выразительным средством, с помощью которого делается акцент на ритмическом рисунке стиха. Этот термин имеет греческое происхождение. В поэзии разных народов к употреблению рифмы предъявлялись различные требования, например, во Франции рифмованные окончания строк должны были иметь не только сходное звучание, но и похожее написание. В русской поэзии употребление рифмы характерно использованием слов, имеющих созвучные ударные слоги. Часто это достигается употреблением в конце рифмованных строк одних и тех же частей речи (существительное, прилагательное, глагол и т.д.) в одной грамматической форме.

Золотое правило поэзии: рифма либо должна быть везде, либо её не должно быть нигде.

Сразу введём несколько терминов: если ударение лежит на последнем слоге строки, то этомужская рифма; на предпоследнем — женская

Точные и неточные рифмы

Рифмы различают не только по тому, в каком с конца строки слоге стоит ударение, но также и по степени созвучности между окончаниями строк. Чаще всего выделяют точную и неточную рифму. При использовании точной рифмы созвучными оказываются не только ударные звуки в окончаниях строк, но и слоги, расположенные за ними. Неточная рифма характеризуется различиями в звучании согласных в свободных от ударения слогах, расположенных в окончаниях строк. 

Системы рифмовки

Под системой рифмовки понимается последовательность, в которой расположены в стихотворении строки, чьи окончания имеют схожее звучание. Использование в стихотворении только одной такой последовательности не является строго обязательным. Применяя различные чередования рифмованных строк, автор может добиться оригинального, нестандартного звучания всего стихотворения. Наиболее распространенной является смежная система рифмовки, когда парные строки располагаются последовательно, друг за другом, то есть автор сначала «закрывает» одну рифму и только потом переходит к следующей. Стихотворения, написанные с использованием смежной рифмовки, отличаются быстрым темпом и высокой динамикой. Многие авторы выбирают перекрестную рифмовку. В этом случае созвучные строки располагаются «через одну», то есть вводятся сразу две рифмы. Перекрестная рифмовка не считается сложным способом организации парных строк в стихотворении, более того, применяя ее, авторам проще передавать нужный эмоциональный настрой, легче выбирать ритмический рисунок.

Опоясанная, охватная или кольцевая схема рифмовки довольно известна, но применяется она гораздо реже, по сравнению со смежной и перекрестной. Пары рифмованных строк в этом случае располагаются таким образом, что первая из них как бы «разбивается», одна ее строка открывает, а другая — закрывает четверостишие. Вторая пара размещается между ними и остается неделимой. Эта система рифмовки является довольно сложной, однако ее применение придает особую выразительность стиху.

  Стихотворения без рифмы. 

    Конечно, в русском стихосложении есть стихотворения без рифмы. Причём существует довольно много разновидностей нерифмованных стихотворений. 
    Первая разновидность — это белые стихи, стихи без рифм. В белых стихах обязан присутствовать размер. Классическими примерами белых стихов могут являться произведения А. Кольцова: 

Сяду я за стол да подумаю: 
                Как на свете жить одинокому? 
                Нет у молодца молодой жены, 
                Нет у молодца друга верного.
 (А. Кольцов)

Апогеем безрифменной поэзии  являются верлибры (франц. vers libre — свободный стих). Верлибр не имеет ни рифмы, ни слога. По сути, это проза, разделенная на строки. Верлибры появились много раньше других видов стихотворений и развивались параллельно с ними.

 

А.А. Блок

Она пришла с мороза,

Раскрасневшаяся,

Наполнила комнату

Ароматом воздуха и духов,

Звонким голосом

И совсем неуважительной к занятиям

Болтовней.

Она немедленно уронила на' пол

Толстый том художественного журнала,

И сейчас же стало казаться,

Что в моей большой комнате

Очень мало места.

Всё это было немножко досадно

И довольно нелепо.

Впрочем, она захотела,

Чтобы я читал ей вслух "Макбе'та".

Едва дойдя до пузырей земли,

О которых я не могу говорить без волнения,

Я заметил, что она тоже волнуется

И внимательно смотрит в окно.

Оказалось, что большой пестрый кот

С трудом лепится по краю крыши,

Подстерегая целующихся голубей.

Я рассердился больше всего на то,

Что целовались не мы, а голуби,

И что прошли времена Па'оло и Франчески.



    Близки к верлибрам так называемые стихотворения в прозе — небольшие эмоционально насыщенные лирические произведения в прозаической форме без признаков метра и рифмы. Отличительные черты — мелодичность и напевность.

Итак! Рифма или есть во всём стихотворении, или её нет вовсе. 

Тургенев. Русский язык

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!


СТРОФА(греч. strophe - поворот) - группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами. Основной признак строфы - повторяемость её элементов: cтоп, размера, рифмовки, кол-ва стихов и пр. 


ВИДЫ СТРОФ: 

ДВУСТИШИЕ (дистих) - простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - дистих, в восточной - бейт, в силлабической - вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу – это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга. 

Дано мне тело - что мне делать с ним, 
Таким единым и таким моим? 

За радость тихую дышать и жить 
Кого, скажите, мне благодарить? 
(Осип Мандельштам) 

ТРЁХСТИШИЕ (терцет) - простая строфа из трёх стихов. Также, см. терцина 

В беспечных радостях, в живом очарованье, 
О дни весны моей, вы скоро утекли. 
Теките медленней в моём воспоминанье. 
(А.С. Пушкин) 

ЧЕТВЕРОСТИШИЕ (катрен) – простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии. 

Попрыгунья Стрекоза 
Лето красное пропела; 
Оглянуться не успела, 
Как зима глядит в глаза. 
(И.А. Крылов) 

ПЯТИСТИШИЕ (квинтет) – строфа из пяти стихов. 

Хотя я судьбой на заре моих дней, 
О южные горы, отторгнут от вас, 
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз; 
Как сладкую песню отчизны моей, 
Люблю я Кавказ. 
(М.Ю. Лермонтов) 

ШЕСТИСТИШИЕ - строфа из шести стихов. 

Мороз и солнце; день чудесный! 
Ещё ты дремлешь, друг прелестный, - 
Пора, красавица, проснись: 
Открой сомкнуты негой взоры 
Навстречу северной Авроры, 
Звездою севера явись. 
(А.С. Пушкин) 

(Л.А.Мей) 

СЕМИСТИШИЕ (септима) - сложная строфа из семи стихов. 

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром 
Москва, спаленная пожаром, 
Французу отдана? 
Ведь были ж схватки боевые, 
Да, говорят, еще какие! 
Hедаром помнит вся Россия 
Про день Бородина! 
(М.Ю. Лермонтов) 

И т.д.


ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА – десятистишие с рифмовкой АBАB CC DEED. Одической строфой пишутся торжественные оды. 

Подай, Фелица! наставленье: 
Как пышно и правдиво жить, 
Как укрощать страстей волненье 
И счастливым на свете быть? 
Меня твой голос возбуждает, 
Меня твой сын препровождает; 
Но им последовать я слаб. 
Мятясь житейской суетою, 
Сегодня властвую собою, 
А завтра прихотям я раб. 
(Г. Державин) 

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»). 

Итак, она звалась Татьяной. 
Ни красотой сестры своей, 
Ни свежестью её румяной 
Не привлекла б она очей. 
Дика, печальна, молчалива, 
Как лань лесная боязлива, 
Она в семье своей родной 
Казалась девушкой чужой. 
Она ласкаться не умела 
К отцу, ни к матери своей; 
Дитя сама, в толпе детей 
Играть и прыгать не хотела 
И часто целый день одна 
Сидела молча у окна. 
(А.С. Пушкин) 


СОНЕТ (прованс. sonetto – песенка) - стихотворение твёрдой формы из 14 строк. Популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма. Цикл из 15 связанных сонетов называется «венком сонетов». 

Итальянский сонет строится по схеме «4+4+3+3» 

Когда, как солнца луч, внезапно озаряет 
Любовь ее лица спокойные черты, 
Вся красота других, бледнея, исчезает 
В сиянье радостном небесной красоты. 

Смирясь, моя душа тогда благословляет 
И первый день скорбей, и первые мечты, 
И каждый час любви, что тихо подымает 
Мой дух, мою любовь до светлой высоты. 

Свет мысли неземной лишь от нее исходит, 
Она того, кто вдаль последует за ней , 
Ко благу высшему на небеса возводит, 

По правому пути, где нет людских страстей 
И, полон смелостью, любовью вдохновленный, 
Стремлюсь и я за ней в надежде дерзновенной! 
(Ф. Петрарка) 

Английский сонет строится по схеме – «4+4+4+2». 

Сравню ли я тебя с весенним днем? 
Спокойней ты, нежнее и милее. 
Но ветром майский цвет на смерть влеком 
И лето наше мига не длиннее. 

Небесный глаз то блещет без стыда. 
То скромно укрывается за тучей; 
Прекрасное уходит навсегда, 
Как рассудил ему природы случай. 

Но твой не завершится ясный день, 
Ему не страшны никакие сроки; 
Ты в смертную не удалишься тень, 
В бессмертные мои отлитый строки. 

Пока дышать и видеть нам дано, 
Живёт мой стих - и ты с ним заодно. 
(В. Шекспир) 

АСТРОФИЗМ - стихотворение, в котором нет симметричного деления на строфы, что расширяет интонационно синтаксическое звучание стихотворения и даёт поэту больше композиционной свободы. Астрофизм применяется в баснях, детских стихах, повествовательных поэтических произведениях. 

Добрый доктор Айболит! 
Он под деревом сидит. 
Приходи к нему лечиться 
И корова, и волчица, 
И жучок, и паучок 
И медведица! 

Всех излечит, исцелит 
Добрый доктор Айболит! 
(К. Чуковский)


Стихотворные размеры 

    Считайте стопы, сильные места, ударения, в конце концов, если вы не чувствуете правильности размера! Стихотворение должно быть подчинено какому-то внутреннему ритму, даже номинально безразмерное. Количество стоп в зарифмованных строках должно либо совпадать, либо соответствовать. Как определить соответствие, будет описано ниже. 
   
Стопа — это собственно ударный слог плюс сопутствующие ему безударные.
  

  
Основные поэтические размеры. 

    Итак, существует пять основных метров и целая куча вспомогательных. Основные — хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Рассмотрим каждый по отдельности, а потом будем разбираться, как их грамотно совместить или модифицировать.   
    
    
Хорей. Самый первый, самый простой двусложный размер. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т.д.). 
    Классический хорей: 

                
Листья падают в саду… 
                В этот старый сад, бывало, 
                Ранним утром я уйду 
                И блуждаю, где попало.
 (И.Бунин) 

  Схема такой стопы:  
/ -  (1-й слог ударный, второй - безударный)
    
    
Ямб. Не менее распространённый размер в русской поэзии, двусложный, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, «Евгений Онегин» написан четырёхстопным ямбом. Ямб даже проще в эксплуатации (да простит меня русский язык!), чем хорей. 

                
Так бей, не знай отдохновенья, 
                Пусть жила жизни глубока: 
                Алмаз горит издалека — 
                Дроби, мой гневный ямб, каменья!
 (А. Блок) 

  Схема:  - /

 Дактиль — трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 1,4,7 и т.д. слоги, то есть трехдольная стопа о трех же слогах с словесным ударением на первом слоге Наиболее распространены двустопный и четырёхстопный дактили. Но наиболее применителен и эффектен смешанный дактиль, например, первая строка — четырёхстопный, вторая — трёхстопный. 

                Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом, 
                Я при свечах навела; 
                В два ряда свет — и таинственным трепетом 
                Чудно горят зеркала.
 (А. Фет) 

    Собственно, все трёхсложные размеры красиво выглядят при комбинации строк с разным количеством стоп. 

                Рвётся, и пляшет, и буйствует кардиограмма, 
                В ней, бессистемной творятся безумные вещи. 
                Мчится она то направо, то влево, то прямо, 
                Бьётся и, точно осина Иуды, трепещет.
 

    — пример пятистопного дактиля. 
  Схема:  / - -

 Амфибрахий — трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т.д. слоги. Иначе говоря, это трехдольная строфа с однодольной анакрузой:      . Наиболее распространён четырёхстопный амфибрахий: 

                
Я долее слушать безумца не мог, 
                Я поднял сверкающий меч, 
                Певцу подарил я кровавый цветок 
                В награду за дерзкую речь. 
(Н. Гумилёв) 

    Вот пример редкого явления: шестистопный амфибрахий, чередующийся с пятистопным: 

                
Ах, чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом, 
                Под этаким небом невольно художником станешь. 
                Природа и люди здесь будто другие, как будто картины 
                Из ярких стихов антологии древней Эллады. 
(А. Майков)

Схема:  - / -

    Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударения падают преимущественно на 3, 6, 9, 12 и т.д. слоги. Иначе говоря, это трехдольник с двудольной анакрузой 
     . Наиболее распространён трёхстопный анапест. 

                
Мой любимый, мой князь, мой жених, 
                Ты печален в цветистом лугу. 
                Повиликой средь нив золотых 
                Завилась я на том берегу.
 (А. Блок) 

Схема:  - - /

Подсказка    Дактиль

                     АМфибрахий

                     Анапест

      

                    



ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др. 

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др. 

ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Противоположность – литота. 

ЛИТОТА (греч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок»). Второе название литоты – мейосис. Противоположность литоте – гипербола. 

МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) - троп, скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются. 
Век девятнадцатый, железный, 
Воистину жестокий век! 
Тобою в мрак ночной, беззвездный 
Беспечный брошен человек! 
(А. Блок) 

МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле ("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" - подразумеваются деревья; и т.п.). 
Театр уж полон, ложи блещут; 
Партер и кресла, всё кипит... 
(А.С. Пушкин) 

ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание) - троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» - вместо «лев» и т.п). 

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…). 
Колокольчики мои, 
Цветики степные! 
Что глядите на меня, 
Тёмно-голубые? 
И о чём звените вы 
В день весёлый мая, 
Средь некошеной травы 
Головой качая? 
(А.К. Толстой) 

СИНЕКДОХА (греч. synekdoche - соотнесение) – троп и вид метонимии, название части вместо целого или наоборот. 
- Скажи-ка, дядя, ведь недаром 
Москва, спалённая пожаром, 
Французу отдана? 
(М. В. Лермонтов) 

СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно» . 
Буря мглою небо кроет, 
Вихри снежные крутя; 
То, как зверь она завоет, 
То заплачет, как дитя… 
(А.С. Пушкин) 

ОБРАЗ - обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэты мыслят образами. 
Не ветер бушует над бором, 
Не с гор побежали ручьи, 
Мороз - воевода дозором 
Обходит владенья свои. 
(Н.А. Некрасов) 

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) - образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев - сила, власть; правосудие - женщина с весами).В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие аллегорические образы взяты из фольклора и мифологии. 

ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях. 
Взъярённый на заседание врываюсь лавиной, 
Дикие проклятья дорогой изрыгая. 
И вижу: сидят людей половины. 
О дьявольщина! Где же половина другая? 
(В. Маяковский) 

ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство) - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение. 
Слуга влиятельных господ, 
С какой отвагой благородной 
Громите речью вы свободной 
Всех тех, кому зажали рот. 
(Ф.И. Тютчев) 

САРКАЗМ (греч. sarkazo, букв. - рву мясо) - презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии. 

АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь) - повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков. 
О весна без конца и без краю - 
Без конца и без краю мечта! 
( А. Блок) 

АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат. ad - к, при и littera - буква) - повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность. 
Вечер. Взморье. Вздохи ветра. 
Величавый возглас волн. 
Близко буря. В берег бьется 
Чуждый чарам черный челн… 
(К. Бальмонт) 

АЛЛЮЗИЯ (от лат. allusio - шутка, намек) - стилистическая фигура, намёк посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата»). 

АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) - повторение начальных слов, строки, строфы или фразы. 
Ты и убогая, 
Ты и обильная, 
Ты и забитая, 
Ты и всесильная, 
Матушка-Русь!… 
(Н.А. Некрасов) 

АНТИТЕЗА ( греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов. "Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок..." (С.Есенин). 
Ты богат, я очень беден; 
Ты прозаик, я поэт; 
Ты румян, как маков цвет, 
Я, как смерть, и тощ и бледен. 
(А.С. Пушкин) 

АНТИФРАЗ – употребление слова в противоположном смысле («герой»,«орёл», «мудрец»…). 


БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность. 
Ночь, улица, фонарь, аптека, 
Бессмысленный и тусклый свет. 
Живи ещё хоть четверть века - 
Всё будет так. Исхода нет. 
(А. Блок) 

МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску («И скучно и грустно, и некому руку подать…» М.Ю. Лермонтов). Противоположная фигура - бессоюзие. 

ГРАДАЦИЯ - стилистическая фигура, последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи. 
Не жалею, не зову, не плачу. 
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. 
Увяданья золотом охваченный, 
Я не буду больше молодым. 
(С. Есенин) 

ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка) - изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла. Как правило, в обратном порядке ("Преданья старины глубокой" А.С. Пушкин). 

КОЛЬЦО - звуковой или лексический повтор в начале и конце какой-либо речевой конструкции («Коня, полцарства за коня!», В. Шекспир). 

МЕТАТЕЗА (греч. metathesis – перестановка) – перестановка звуков или слогов в слове или фразе. Используется как комический приём (обветрится – обвертится, перепёлка – пеперёлка, в траве кузнел сидечик…) 

ОКСИМОРОН (греч. oxymoron - остроумно-глупое) - сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик...). 

ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ. 

В синем море волны плещут. Мчаться тучи, вьются тучи... 
В синем небе звезды блещут. (М.Ю. Лермонтов) 
(А. С. Пушкин) 

Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный. 


ЭВФЕМИЗМ (греч. euphemismos, от eu – хорошо, phemi – говорю) – замена неприличных, грубых, деликатных слов или выражений более неопределёнными и мягкими (вместо «беременная» - «готовится стать матерью», вместо «толстый» - «полный» и т.п.). 

ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis - выпадение, опущение) - пропуск в речи подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста. 
День в тёмную ночь влюблён, 
В зиму весна влюблена, 
Жизнь – в смерть… 
А ты?... Ты в меня! 
(Г. Гейне) 

ЭПИТЕТ (греч. epitheton - приложение) - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «роща золотая»…). 
Я помню чудное мгновенье! 
Передо мной явилась ты, 
Как мимолётное виденье, 
Как гений чистой красоты. 
(А.С. Пушкин) 

ЭПИФОРА (греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз. Рифма - вид эпифоры (повтор последних звуков). 
Вот на берег вышли гости, 
Царь Салтан зовёт их в гости... 
(А. С. Пушкин)





1. на тему Как компьютер помогает в учебе
2. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук Київ 2002
3. тема достовірних найбільш суттєвих знань про об~єктивні закони розвитку природи суспільства та мислення
4. тематический диктант
5. Сахарный диабет
6. реферату- Фондова біржа як елемент ринкової інфраструктуриРозділ- Економічні теми Фондова біржа як елемент
7. Властелины горгоны
8. Магнезит будет проходить 24й ежегодный Международный баскетбольный турнир посвящённый памяти Андрея Анат
9. Победа 1й этап кубка клуба Параллель Слаломгигант 12
10. на тему- Источники идеологии белорусской государственности Выполнила-
11. М jrtksnov EzzDrWKf Ахметзянов Э
12. Проявления заболеваний желудочно-кишечного тракта в полости рта детей Особенности оказания стоматологической помощи
13. Реферат- Рост плодового дерева
14. Полночный поцелуй Лара ЭдрианПолночный поцелуй Серия- Властелины полуночи ~ 1
15. Искусственный интеллект
16. Лидер детской молодежной общественной организации от 25 февраля 2014 г
17. Тюменский государственный нефтегазовый университет Технологический институт Методические ука
18. Еміль або Про виховання
19. Белая и красная печатная пропаганда на фронтах гражданской войны в Сибири (опыт сравнения объективных характеристик)
20. Проблемы исполнения договорного обязательства в гражданском праве России