Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Информационно-вычислительная система федеральной службы государственной статистики проблемы и перспективы развития

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05


Информационно-вычислительная система федеральной службы государственной статистики: проблемы и перспективы развития

Ольга Нельзина

Начало 90-х годов совпало с прекращением существования СССР и созданием на его территории самостоятельных государств. С тех пор Госкомстат России стал преемником накопленного советской статистикой опыта в методологии и практике статистических работ на ее территории. Госкомстат России являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой до 9 марта 2004 года, когда Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Государственный комитет Российской Федерации по статистике преобразован в Федеральную службу государственной статистики. В ее состав входят 88 территориальных органов Госкомстата России: республик, краев, областей, автономных округов и автономной области, ГМЦ, Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы, Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики, учебные заведения. Она осуществляет функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности ([3], c. 41-44). Руководство деятельностью ФСГС осуществляет Правительство Российской Федерации. За последние 15 лет была существенно изменена действующая система статистических показателей, создана система национальных счетов, положено начало международным сопоставлениям валового внутреннего продукта, приведены в соответствие с международной практикой показатели статистики цен, финансов, населения, труда, внешней торговли, включая таможенную, бюджетную и банковскую статистику, заложена основа Государственного статистического регистра юридических лиц и их обособленных подразделений, а также Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. Низкая эффективность существующей информационной системы ГКС РФ была обусловлена следующими факторами:

- вычислительная техника требовала обновления или полной замены;

- слабо развита телекоммуникационная инфраструктура, что затрудняло обмен информацией;

- большой объем промежуточной печатной информации;

- отсутствие предоставления информации широкому кругу потребителей;

- применяемые программные средства не позволяли осуществить быструю адаптацию при изменениях в методологии;

- часто применялся неверный подход к выбору программных средств для обработки и анализа статистической информации.

Сегодня подход к автоматизации органов государственной статистики изменился. Информационно-вычислительная система ФСГС должна на современном этапе обеспечить формирование интегрированных статистических информационных ресурсов на всех уровнях в виде статистических баз и регистров, а также возможность оперативного доступа к этим ресурсам, в том числе с использованием Internet -технологий. Приведение системы государственной статистики в соответствие с мировым уровнем предполагает наличие высокотехнологичной информационно-аналитической системы, адекватной по своему техническому и технологическому уровню поставленным задачам.

Проект развития информационно-вычислительной системы (ИВС) Госкомстата России был начат в декабре 2002 г. по итогам победы IBS в тендере Международного банка реконструкции и развития по программе STASYS ([1],c.48-62,[2],c.3-10). Его основной целью является модернизация и реорганизация технологического процесса и технической базы информационно-вычислительной системы государственной статистики. Развитие ИВС Госкомстата России является частью проекта "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ" (РСГС), общая стоимость которого составляет $30 млн. Эта политика даст возможность в оперативном режиме получать статистические данные на любом (федеральном, региональном, районном) уровне, осуществлять их аналитическую обработку, строить разнообразные информационные запросы, готовить аналитические отчеты для формирования достоверных прогнозов и принятия на их основе правильных решений. Исполнителем проекта являлась компания IBS — лидер на российском рынке консалтинга и информационных технологий. Контроль над выполнением проекта осуществляла созданная в рамках этой программы группа реализации проекта (ГРП), функции которой выполнял Фонд «Бюро экономического анализа». Проект предполагал не просто новый уровень информационно-вычислительной системы Госкомстата России, а фактически автоматизацию и оптимизацию в масштабе всей страны работы крупнейшего ведомства, для которого информационные технологии являются определяющим инструментом. Сложность осуществления проекта связана также с тем, что в процессе выполнения проекта приходится решать комплексную задачу. Во-первых, нужно было предусмотреть интеграцию новых технологий с уже сложившейся инфраструктурой и унаследованными приложениями, а, во-вторых, минимизировать количество промежуточных операций в процессе обработки информации, причем так, чтобы это не повлекло за собой изменений в структуре самого ведомства. Реализация проекта включала следующие стадии: первая - технорабочее проектирование, вторая- разработка специализированного программного обеспечения и необходимой рабочей документации, третья - опытная эксплуатация и приемо-сдаточные испытания в пилотных регионах. Проект предусматривал разработку 17 прикладных подсистем и создание программно-технической инфраструктуры для 18 объектов, из которых 15 являются территориальными органами Госкомстата России. Структура информационно-вычислительной системы Госкомстата России отражает структуру организации и представляет собой трехслойную иерархическую модель, включающую федеральный, региональный и районный уровни ([4]). Для оптимизации процессов обработки статистических данных в масштабах страны в настоящее время идет проработка концепции создания межтерриториальных Центров обработки данных (ЦОД) , обслуживающих одновременно несколько территорий органов Госкомстата России. Важное место в создаваемой системе занимает принципиально новая для Госкомстата России подсистема хранилищ данных и их обработки с использованием OLAP-технологий. Подсистема призвана интегрировать все многообразие данных системы государственной статистики в едином, с точки зрения доступа, месте. Для повышения доступности информации разработана «Корпоративная Web-система Госкомстата России» . Пользователю предоставлены возможности удобной навигации по всем сайтам системы, включая расширенный поиск информации. Для работников Госкомстата России обеспечена возможность простой и оперативной публикации информационных материалов. Существующие ранее функции системы сбора и обработки данных были дополнены принципиально новыми: сбором данных от предприятий в электронной форме и с помощью заполнения Web-форм.

Среди перспектив развития ИВС органов ФСГС можно отметить:

- работы по техническому переоснащению органов Госкомстата России как за счет закупок в рамках займа Всемирного банка, так и за счет внебюджетных средств. Она будет проходить в строгом соответствии с общей технической архитектурой ИВС.

- будет завершено выполнение инфраструктурного проекта, заключающегося в формировании единой интегрированной сети передачи данных, включающей локальные сети территориальных органов и объединение их в единое IP-пространство при обязательном использовании системы защиты и разграничения доступа.

- для обеспечения надежности, безопасности и сохранности информации будут организованы два центра, дублирующие функции друг друга. Основной центр располагается в ГМЦ Госкомстата России, а резервный — в Центральном аппарате Заказчика. Прямой волоконно-оптический канал длиной 14 км соединит оба центра, где будут установлены симметричные системы хранения данных общей емкостью 5 Тбайт.

- для снижения расходов на телефонную связь планируется применение в рамках единой сети средств IP-телефонии.

Сопоставляя перечень проблем, которые возникли до и после внедрения вышеописанного проекта, можно заметить, что их решение действительно продвигается, но проблема выбора программных средств на местах и в центре остается. Скорость технического переоснащения в низшем звене – на районном (городском) уровне очень низка. Отсюда возникают и проблемы использования и формирования локальных сетей, а также подключения этих органов к сети Internet и, как следствие, Internet – технологий. Собственный опыт работы со студентами заочного отделения учетно-экономического факультета, которые работают в системе государственной статистики, показывает, что экономисты-статистики на низшем уровне имеют в качестве программного средства лишь пакет MS Office, в частности, MS Excel – основное средство расчетов и статистического анализа. Далеко не все сотрудники органов ФСГС использует средства СИС (статистических информационных систем) и владеют ими. А ведь известно, что электронные таблицы не всегда верно проводят расчет статистических показателей ([5],с.3-6,[6], c.472-473). В своей деятельности зарубежные экономисты-статистики обязательно используют определенную статистистическую систему (пакет, среду), которые проводят статистический анализ на профессиональном уровне. Полученные неточные показатели приводят к неверной интерпретации статистических показателей, а значит, и неверно принятым управленческим и иным решениям.

Список литературы

1. Гулидов А.Д., Голованов Ю.К., Прошлецов С.В. Разработка и развитие обеспечения подсистем ИВС Госкомстата РФ// Вопросы статистики, №2/2004.

2. Гулидов А.Д., Голованов Ю.К., Слюсаренко А.И. Перспективы развития ИВС Госкомстата РФ// Вопросы статистики, №9/2001.

3. Садков В.Г. Эффективное управление и его информационное обеспечение органами государственной статистики // Вопросы статистики, 10/2002.

4. Развитие корпоративной информационно-вычислительной системы Государственного комитета Российской Федерации по статистике /Госкомстат России. – М.: Центр Госкомстата РФ, 2003.

5. Макарова Н.В., Трофимец В.Я. Статистика в Excel. М.: Финансы и статистика, 2003.

6. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере/ Под ред. Фигурнова В.Э.- 3-е изд-е., перераб. и доп. – ИНФРА-М, 2003.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.relga.ru




1. Курсовая работа- Комунікативні здібності
2. Курсовая работа- Принципы измерения расстояний и линейных перемещений
3. контрольная работа по дисциплине- банковские электронные услуги Вариант 3
4. Собственность и ее роль в экономике
5. функц. объединения составляющих элементов- молекулярный субклеточный клеточный органотканевый организме
6. Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу
7. прибыль. С точки зрения новой экономической науки российского финансового менеджмента стоимость товар
8.  При диспансерном обследовании больного на слизистой оболочке щек по линии смыкания зубов обнаружены мелки
9.  Азаматша ~лiбаева мен оны~ б~рын~ы к~йеуi ~здерiнi~ арасында жасас~ан келiсiмдi ку~ландыру ~шiн нотариус~а
10. темам обслуживания 2 Адрес ячейки записанный в виде ldquo;знак доллараG5rdquo; называется- смешанный 3 Адр
11. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук1
12. Определение фенолов воде.html
13. Увеличение числа заболеваний вызванных курением
14. computer does not necessrily men monitor keybord mouse nd CPU1
15. Статья 109 Причинение смерти по неосторожности 1
16. Тема- Лавинні сходження та лавинні ділянки
17. темам Job Employment Work Money ~ все что найдете в текстах и упражнениях те слова что мы выписывали с листочка Отв
18. Модуль 3 Методы формы и средства воспитания Цели изучения- охарактеризовать понятия методы воспитания
19.  Введение Функция предпринимательства в теории К
20. 2000 Полузащитник Васин Артем 26