Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

докладе А Эльянова

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05


ЮЖНОКОРЕЙСКИЙ ОПЫТ ВНЕШНЕОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ: УРОКИ ДЛЯ РОССИИ

© 1999 г. А. Федоровский

Южная Корея была и во многом остается примером типичного внешнеориентированного развития, основные черты которой подробно анализируются в докладе А. Эльянова. Обращает на себя внимание взвешенный, сбалансированный подход к оценке достоинств и недостатков модели роста НИС первой волны, к которым принадлежит и Южная Корея. В связи с этим логичным представляется стремление А. Эльянова дистан-цироваться от тех многочисленных публикаций, авторы которых под влиянием восточноазиат-ского кризиса спешат с отрицательной оценкой всего предшествующего опыта развития южнокорейской экономики.

Материалы доклада убедительно показывают эффективность внешнеориентированной модели развития, в первую очередь для государств, кардинально меняющих хозяйственный механизм и преодолевающих экономическое отставание от мировых лидеров. Иллюстрацией этого тезиса может служить экономическая история Южной Кореи последних четырех десятилетий. Вместе с тем ее же опыт показывает, что внешнеэкономическая ориентация обязательное, но не достаточное условие развития.

Ряд положений доклада носит дискуссионный характер. В частности, небесспорно позитивное восприятие докладчиком утверждения Джеффри Сакса о том, что "фундаментальных причин для финансовых потрясений в Азии, не считая самой паники в финансовом секторе, не существует... бюджеты либо сбалансированы, либо имеют положительное сальдо, инфляция низкая, уровень частных сбережений высокий и экономики готовы к наращиванию экспорта".

Действительно, на макроуровне, при сохранении практически бездефицитного бюджета и низкой инфляции, странам Восточной Азии удавалось поддерживать финансовое равновесие. Однако на уровне корпораций накопились суще-

ФЕДОРОВСКИЙ Александр Николаевич, кандидат экономических наук, заведующий сектором ИМЭМО РАН.

Статья подготовлена по материалам проекта, поддержанного РГНФ, № 98-02-02209.

ственные диспропорции. Между тем именно крупные конгломераты (чеболи) стали ключевым звеном корейской модели внешнеориенти-рованного развития.

Благожелательное отношение государства к активной внешнеэкономической политике чебо-лей означало перераспределение в их пользу иностранной помощи и субсидий, льготных внутренних и валютных кредитов. Кроме того, тесные отношения с правительством позволили ФПГ получить наиболее перспективную собственность, добиться выгодных госзаказов, внешнеторговых льгот и других преимуществ. Страховые гарантии и благосклонность государства дали ФПГ возможность ввязываться в рискованные коммерческие операции как внутри страны, так и за рубежом, подпитывали напористость и даже агрессивность их действий на мировых рынках.

Вместе с тем "тепличные" условия финансирования крупного бизнеса породили немало проблем. ФПГ охватила гигантомания, росло число престижных объектов, возникали малоэффективные производства. Резко увеличилась зависимость чеболей от внешних источников финансирования. Так, отношение собственного капитала к общей сумме активов в Южной Корее в 90-е годы составляло 20%, в то время как в Японии -32%, а на Тайване - около 52%. Крупный бизнес во все большей степени оказывался зависим от настроений в высших эшелонах власти, а также от "благонадежности" чиновников среднего уровня. Отсюда - усиление коррупции, втягивание бизнеса в подковерную политическую борьбу. При этом чиновничество, дорожа своим экономическим влиянием, жестко контролировало финансовые потоки, поддерживая лояльных и наказывая неугодных.

Сходные тенденции наблюдаются в России. "Мода" на привлечение иностранных кредитов охватила у нас как банковско-кредитные структуры, так и региональные администрации. Между тем, если в Южной Корее привлеченные кредиты с большим или меньшим успехом направлялись на создание собственной экспортной базы, то в России целесообразность и эффективность ис-

* cm. D ..Villas, YJ. Cho. Credit Policies: Lessons from Japan and Korea - The World Bank Research Observer, vol. II, 1996, p. 290.

48

ФЕДОРОВСКИЙ

пользования иностранных кредитов (особенно региональными властями) вызывает большие сомнения.

Во многом проблемы южнокорейской экономики носят объективный характер и связаны с затянувшимся процессом совершенствования экономических институтов. Молодость южнокорейского капитализма проявляется в сохранившейся до последнего времени практике управления конгломератами как "семейным бизнесом", при котором основатель компании, его родственники и близкие друзья, совмещая функции владения и управления, полностью устанавливают характер коммерческой деятельности.

Такие ключевые понятия как "доверительность", "секретность" и "неформальные связи" определяют особенности функционирования крупного южнокорейского бизнеса, его тесные связи с бюрократией. В период становления конгломератов конфиденциальность облегчала распределение в их пользу собственности японских колонизаторов, коллаборационистов и т.д., позднее давала возможность безальтернативного получения государственных заказов, дешевых внутренних и внешних кредитов, налоговых льгот, внешнеторговых и прочих привилегий.

Семейный по своему характеру бизнес оказался весьма удобен для создания и сохранения контроля над многопрофильными предпринимательскими структурами, в среднем объединяющими более 20 разнородных компаний. Во главе каждого структурного подразделения стоит доверенное лицо владельца чеболь, имеющее, как правило, свою долю в управляемом им бизнесе. В результате глава семейного клана, используя принадлежность собственников-управляющих к замкнутой иерархической группе, жестко контролирует все структурные подразделения конгломерата вне зависимости от степени их формальных связей с головной компанией. Личные контакты руководителей и доверительность внутрикорпоративных отношений, отсутствие финансовой прозрачности упрощали маневрирование финансовыми ресурсами, в том числе за счет перекрестного субсидирования.

В условиях многопрофильной деятельности крупный бизнес получил прекрасную возможность связать горизонтальное развитие (создание или приобретение новых производств) с опережающим ростом компаний, занимающих приоритетное направление и подпитываемых за счет перераспределения средств с других участков.

Однако непрозрачный характер "семейного" бизнеса осложняет внешнеэкономическую деятельность чеболей на нынешнем этапе, когда на повестку дня встал вопрос о глобализации деятельности южнокорейских ФПГ. Зарубежные финансовые институты и промышленные корпо-

рации, вступая в долговременные партнерские отношения с корейскими компаниями, требуют от них предельной ясности относительно прав собственности, финансового положения, прав и компетентности менеджмента и т.д. В противном случае трудно противостоять жесткой конкуренции, участвовать в международной промышленной и научно-технической кооперации, получать доступ к надежным источникам финансовых ресурсов.

Складывается впечатление, что крупный российский бизнес (сознательно или неосознанно) идет по такому же пути развития, что и южнокорейские конгломераты: распределение сферы управления корпораций между "доверенными людьми", полное игнорирование прав мелких акционеров, отсутствие финансовой прозрачности, широкая диверсификация коммерческой деятельности и т.д. Между тем южнокорейский опыт показывает, что присущие чеболям недостатки могут быть пагубными как для них самих, так и для страны в целом.

По мере диверсификации и усложнения бизнеса, включения в сферу деятельности конгломератов помимо традиционных (легкая, пищевая промышленность) сначала базовой индустрии (металлургия, химия, транспорт и строительство), а затем высокотехнологичных отраслей (электроника, телекоммуникации, аэрокосмические производства) управленческий уровень собственников становился недостаточным для решения новых задач.

Принцип - "обеспечить в первую очередь рост продаж", определивший агрессивную экспансию конгломератов на внутренних и мировых рынках, уже с конца 80-х годов и особенно в 90-е годы таил в себе противоречия между количественным и качественным аспектами роста, а также между краткосрочными и стратегическими целями развития. На протяжении 90-х годов чеболи отдавали предпочтение решению текущих, краткосрочных задач, причем эта приверженность получала моральную, организационную и финансовую поддержку со стороны государства.

Между тем чеболи продолжают отставать от ведущих фирм мира в научно-технической области. Пытаясь поднять технический уровень производства, конгломераты допустили две крупные ошибки: распыление инвестиций в основные фонды и сосредоточение расходов на НИОКР на прикладных исследованиях в ущерб фундаментальным.

Едва ли это случайная оплошность, скорее -результат  несовершенства  организационной структуры крупного бизнеса. Возникла необхо-

^ Soh Byung-Hee. Chaebol and Politics: Past Ills and Future Tasks -Korea Focus, vol. 5, No. 3, 1997, pp. 61-62.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ № 7  1999

ЮЖНОКОРЕЙСКИЙ ОПЫТ

49

димость выбора между чрезмерной диверсификацией и выделением узких приоритетных направлений НИОКР. Однако отказаться от диверсификации или хотя бы сузить ее рамки чеболи оказались неспособны. На многопрофильности бизнеса была основана вся система "непрозрачного финансирования" конгломератов, для многих членов семьи были неприемлема сама идея свертывания целых направлений деятельности, грозящая отлучением от финансовых потоков и снижением статуса в семейной иерархии. Поэтому неоднократные попытки добиться структурной перестройки чеболей за редким исключением были неудачны.

Кроме того, уровень управления внешнеэкономической деятельностью конгломератов оказался неадекватен задаче глобализации бизнеса, в ставшей перед южнокорейской экономикой в 90-е годы. Управленцы, в том числе получившие прекрасное образование в лучших университетах мира, были вынуждены действовать в рамках отработанных жестких традиционных схем: приобретать оборудование и технологии в Японии и США, нефть и сырье - на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии, сбывать готовую продукцию в основном на американском рынке. Их самостоятельность и инициатива были ограничены жесткой иерархической системой управления. Изменение в 90-е годы экономической конъюнктуры и усиление конкуренции привели к потере традиционных товарных ниш на американском рынке, выявили недостаточную гибкость маркетинговой политики, отсутствие новых идей по организации глобальных операций.

В отличие от Японии, где характерно взаимодополняющее развитие экономических лидеров и аутсайдеров, сочетание в их взаимоотношениях производственной интеграции и независимой деятельности, в Южной Корее крупный бизнес развивался за счет малого бизнеса.

Общепринятой практикой стало перекладывание конгломератами своих финансово-экономических проблем на младших партнеров. Для этого используются многообразные методы, вплоть до задержек платежей по совершенным контрактам и принудительного навязывания долгосрочных векселей в качестве платежных средств. С другой стороны, чеболи оказывают мощное давление на малый бизнес, заставляя последний максимально снижать цены на поставляемые для них продукцию и услуги. Широко распространилось переманивание специалистов из мелких компаний в крупные.

В результате финансово-экономическое положение малого бизнеса в Южной Корее весьма неустойчиво - 80% промышленных компаний "живут" не более 10 лет, а 45% - не более 5 лет. Вместе с тем трудности малого бизнеса негативно

отражаются на крупных коммерческих структурах. Слабая техническая оснащенность малых фирм, испытываемый ими дефицит высококвалифицированных кадров сужает возможности организации современных производств, а стало быть, ограничивает сферу производственной кооперации с крупным бизнесом.

Все это вынуждает чеболи придерживаться устаревшей практики - создавать в рамках группы сеть дочерних фирм, обеспечивающих головную компанию необходимыми товарами и услугами. В этом плане южнокорейские ФПГ напоминают советские крупные производственные объединения, включающие в себя многочисленные ремонтные заводы, предприятия по выпуску комплектующих узлов и деталей, стандартных инструментов и технологической оснастки, сеть обслуживающих и подсобных цехов. Отсюда проигрыш конкурентам из Японии, США и ЕС в эффективности организации бизнеса. Российские реалии существования малого бизнеса дают основания опасаться повторения в нашей стране корейских и старых советских ошибок и возрождения в новых условиях практики создания в рамках крупных корпораций максимально большого числа вспомогательных производств.

ПОСЛЕДСТВИЯ ВОСТОЧНОАЗИАТСКОГО КРИЗИСА ДЛЯ ЮЖНОЙ КОРЕИ

Лишь кризисные потрясения 1996-1997 гг. встряхнули чеболи, побудив их к глубокому реформированию. Набирает силу процесс размежевания собственников и управляющих. Требования к последним, особенно к высшему звену, резко повышаются, приоритетное значение приобретает не столько личная преданность, сколько профессионализм, проверенный, международным опытом. Группа "Самсунг" объявила о намерении на 30% обновить управленческий аппарат своих филиалов, пригласив иностранных финансистов, специалистов в области инвестиций и юристов. Группа "Эл Джи" передает приглашенным директорам контроль над производством электроники и химических товаров.

Начавшись стихийно, этот процесс постепенно переходит под жесткий централизованный контроль лично президента Ким Дэ Чжуна, активного сторонника управленческих и структурных реформ. При этом складывается близкая к холдинговой системе организация бизнеса, хотя окончательно говорить о приоритетности этой формы управления крупными коммерческими структурами в Южной Корее пока рано.

ФПГ вынужденно ограничивают стратегическое направление своего развития одной, двумя, максимум тремя отраслями, укрепляют собственную базу НИОКР, расширяют сотрудничество с

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ № 7 1999

ФЕДОРОВСКИЙ

отечественными и зарубежными научными центрами. Многое будет зависеть от реформы банковско-кредитной системы, способности правительства избавить конгломераты от давления коррумпированной бюрократии.

Кризис 1996-1997 гг. заставил правительство и крупный бизнес совместно корректировать модель развития национальной экономики. Администрация Ким Дэ Чжуна и руководство ведущих ФПГ в феврале 1998 г. заключили так называемый "большой договор" о согласованных мерах по оздоровлению финансового положения крупнейших компаний и по структурной перестройке бизнеса. "Большой договор" подразумевает реализацию следующих мер: 1) обеспечение финансовой прозрачности предприятий путем приведения бухгалтерской отчетности в полное соответствие с международными стандартами; 2) ограничение практики взаимного субсидирования и запрещение предоставлять взаимные долговые гарантии фирмам, входящим в одну ФПГ; 3) нормализация финансового положения ФПГ, снижение их долгового бремени; 4) повышение уровня специализации ФПГ, расширение их интеграции с малым и средним бизнесом; 5) постепенное разграничение функций владения и управления компаний.

Выполнение достигнутого соглашения накладывает на правящую администрацию и предпринимательские структуры определенные обязательства. Предполагается, что правительство обеспечит: 1) санацию банковской системы, содействие в реструктуризации и списании долгов ФПГ; 2) создание специального фонда поддержки занятости при проведении структурных преобразований; 3) поддержку модернизации малого бизнеса, интегрированного с ФПГ; 4) введение до конца 1999 г. льготного налога на сделки с недвижимостью, дабы облегчить передел собственности. Со своей стороны, бизнес сокращает число дочерних компаний путем продажи нерентабельных фирм; проводит слияние компаний, действующих в аэрокосмической отрасли, производстве полупроводников, в химии и нефтехимии, черной металлургии, производстве судовых двигателей.

Обеспечивая юридическую поддержку реформам, правительство корректирует действующее законодательство. В частности вносятся поправки в: 1) "Закон о внешнем аудите", ужесточаю-щие порядок финансового учета и контроля в соответствии с международными стандартами; 2) "Закон о продаже ценных бумаг", предоставляющие большие права мелким акционерам; 3) "Закон о стимулировании иностранного капитала", расширяющие возможности иностранных инвесторов участвовать в развернувшемся процессе слияний и поглощений, охватившем южнокорейскую экономику; 4) "Закон о корпоративном регулировании" и "Закон о регулировании монопо-

лий и добросовестной конкуренции", усиливающие контроль за реорганизацией ФПГ и движением финансовых потоков.

Между правительством и крупным бизнесом сохраняются разногласия в отношении толкования "большого договора", путей и сроков его реализации. Однако динамизм принятия важных, стратегических, по сути, решений, их комплексный характер и опора на обновленную юридическую базу позволяют уже с помощью принятых мер придать импульс процессу модернизации страны при сохранении социально-политической стабильности. При этом принимая те или иные решения, участники соглашения руководствовались главным образом тем, в какой мере они соответствуют задаче глобализации южнокорейской экономики.

История южнокорейского крупного бизнеса свидетельствует, что за 40-50 лет своего развития он перерос архаичные фирмы семейного капитализма и ныне вступает в полосу становления зрелых, крупных прозрачных коммерческих структур. Важно подчеркнуть и другое. Внешнеориен-тированное развитие Южной Кореи не означало открытости экономики и общества внешнему миру. И дело не только в том, что всемерная поддержка экспортной экспансии долго сопровождалась прямым и косвенным ограничением импорта. Главное - сохранялось в известной мере противопоставление страны внешнему миру. Используя националистические настроения в качестве действенного средства концентрации всех сил общества на цели развития и борьбы на мировых рынках, фетишизируя традиционные принципы организации бизнеса, правящие круги объективно усиливали воздействие факторов, препятствующих сближению своей страны с мировым сообществом. И до определенного времени эта политика не мешала внешнеориентиро-ванному развитию.

Теперь же стоящая на повестке дня глобализация хозяйственной деятельности требует от Южной Кореи не просто дальнейшего расширения связей с мировым рынком и усиления интегриро-ванности всех элементов национальной экономики с мировым хозяйством, но и всестороннего сближения корейского общества с мировым сообществом. Актуальной задачей становится достижение соответствия хозяйственного механизма и рыночных институтов требованиям мирового рынка.

Структурная перестройка экономики, реформирование системы образования и организации НИОКР, информатизация общества, решение социальных, экологических и других проблем должны быть увязаны с общемировыми процессами в данных сферах и предусматривать механизм прямого взаимодействия национальных и

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ №7 1999

ЮЖНОКОРЕИСКИИ ОПЫТ

зарубежных институтов. Между тем восточноа-зиатский кризис показал, что механизм функционирования хозяйственной системы, прежде всего банковско-кредитной сферы, а также методы управления корпораций нуждаются в существенной модернизации.

В отличие от ряда других стран (например, Малайзии) общественное мнение в Южной Корее в своих бедах предпочитает винить не столько международные финансовые организации, спекулянтов и недобросовестных конкурентов (хотя подобные обвинения также встречаются), сколько некомпетентных и коррумпированных бюрократов, неоправданно затянувших проведение давно назревших реформ, а также крупный бизнес, не успевший перестроить систему управления в соответствии с общемировыми тенденциями.

Перед южнокорейскими компаниями и поддерживающим их государством стоит исключительная по своей сложности задача - путем централизации и концентрации капитала повысить внешнеэкономические возможности и конкурентоспособность национального бизнеса, и в то же время с максимальной выгодой (или, в зависимости от обстоятельств, с минимальными потерями) включиться в развернувшийся в конце 90-х годов процесс международных слияний и поглощений.

Южнокорейскому бизнесу предстоит за короткое время пройти этап адаптации к новым явлениям в мировой экономике, с тем, чтобы соответствовать современным требованиям как минимум с управленческой и научно-технической точек зрения. Предстоит также уточнить отраслевые приоритеты.

В России же при обсуждении путей выхода из кризиса непропорционально большое значение уделяется взаимоотношениям с международными финансовыми организациями. При этом полностью игнорируется вопрос об отношении нашей страны к глобализации мировой экономики, о том насколько содержание и формы проявления этого процесса отвечают потребностям и возможностям российской экономики.

Похоже, Россия будет иметь еще меньше времени на становление современной цивилизованной системы организации бизнеса, чем Южная Корея. Поэтому, решая текущие проблемы на макроуровне и на уровне корпораций, необходимо уже сейчас формировать долгосрочную стратегию развития и рыночные институты, адекватные требованиям глобализации хозяйственной деятельности. Затягивать этот процесс опасно для страны и отечественного бизнеса.




1. карт 2 Режим работы нескольких SIMкарт попеременный Вес 156 г
2.  ЖКК в системе местного самоуправления представляет собой сложную систему устойчивое функционирование к
3. Реферат на тему- Hовi команди системи TurboBsic TurboBsic у порівнянні з Бейсіком має численні нові команди а тако
4. Российская политическая энциклопедия РОССПЭН 2000
5. Вода
6. ВАРИАНТ 0 Кафедра общей и неорганической химии ГП1301 ГР1302 ГЭ1306 ГР1307 1 Скол.html
7. TV in my life
8. искусственно создаваемое лингвистом реальное или мысленное устройство воспроизводящее имитирующее своим
9. Вечный двигатель - perpetuum mobile
10. і. Діяльність кожного підприємства передбачає наявність засобів виробництв і відповідних матеріальних умов
11. Недавно я вернул те потерянные воспоминания линию фактов за сделанным желанием мое обещание в моего старше
12. Shellcrdquo; 100 грн Shellcrdquo;френч 130 грн Снятие Shellcrdquo;
13. коефіцієнт запасу міцності канату що дорівнює для легкого режиму роботи лебідки 5 для середнього 55 та важ
14. Экологическая политика Украины
15. Методические указания к лабораторным занятиям и самостоятельной работе для студентов технических специа
16. ORG ЛИБЕРТАРНАЯ БИБЛИОТЕКА Вильгельм Райх Сексуальная революция Предисло.html
17. Культура як феномен суспільного розвитку
18. Реферат- Понятие гражданского правоотношени
19. Контрольная работа- Анализ расходов Федерального Бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов
20. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступенякандидата філософських наук Луганськ ~