Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Для организации сетевого взаимодействия необходимо разрабатывать инновационные учебнометодические компл

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05

Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

Предложения по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений и педагогов, реализующих сетевые образовательные программы

1.Для организации сетевого взаимодействия необходимо разрабатывать инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК) нового поколения

Описание концепции ИУМК.

Переход к новому типу образования предполагает смену педагогических позиций организаторов образовательного процесса и выращивание тьюторских компетенций, позволяющих организовать встречу ученика с новым типом абстрактного мышления и сетевого способа получения  информации (виртуального мира) с реальной практикой, которую он должен сам для себя организовать. Ученику необходимы дополнительные волевые усилия не только для критического восприятия предлагаемой для него информации, но и  для самоорганизации учебного процесса, выбора способа аттестации по образовательной программе и преодоления сопротивления, которое он может получить со стороны ОУ, к которому он приписан.

Многовариативность организации сетевого образовательного процесса от ситуации, когда в нём участвуют равновеликие по тьюторской компентности педагоги и уверенные пользователи компьютера и информационно-коммуникационных технологий до делающих первые шаги к позиции  тьютора и школьников только начинающих приобретать первые  умения, навыки, компетенции  и социальную позицию как пользователя Интернет технологий предопределяет разработку ИУМК избыточно создающего ресурсы для педагогов и школьников.

    В комплект ИУМК  могут войти:

  1.  Учебные и методические материалы на бумажных носителях.
    •  Учебники, учебные пособия
    •  Рабочие тетради для школьников как конструкторы учебных пособий по самообразованию и обучению учениками, освоившими учебный модуль других школьников.
    •  Энциклопедии справочных материалов.
    •  Программа подготовки  и самообразования тьюторов курса сетевой образовательной программы.
    •  Программа курса сетевой образовательной программы.
    •  Методические рекомендации для тьюторов курса.
    •  Книга для родителей (запретный плод сладок, поэтому этот популярный справочник будет востребован школьниками в первую очередь). Книга сыграет роль учебного пособия и одновременно положительную роль в их подготовке к социальной роли родителей, оказывающим помощь новому поколению школьников, выбравших сетевой  интернеткурс  .
  2.  Учебные, методические и справочные материалы на информационных носителях.
    •  Электронное интерактивное  учебное пособие (в составе клиентской и серверной частей).
    •  Электронная хрестоматия, содержащая тексты современных школьников, социально успешных граждан (лучших представителей различных групп профессиональной элиты), учёных социологов, психологов, педагогов, экономистов, менеджеров и других учёных. Тексты сопровождаются фотографиями и автобиографическими материалами как аргументами успешного (или наоборот) профессионального самоопределения при изучении  сетевой образовательной программы или её реального аналога. Данная хрестоматия будет входить в комплект как клиентской части (минимальный базовый набор), так и в серверную часть (основную) с возможностью динамического добавления материалов.
    •  Электронный справочник «Сто советов  для пользователя сетевой образовательной программы». Входит в комплект серверной части, с возможностью изменения содержания (добавление, правка, удаление материалов).
    •  Электронный сборник учебных схем основных теоретических понятий  сетевой образовательной программы. Входит в комплект серверной части, с возможностью изменения содержания (добавление, правка, удаление материалов).
    •  Электронный сборник  компьютерных презентаций, выполненных учениками, прошедшими курс обучения по данной образовательной программе  очно или дистанционно. Входит в комплект серверной части, с возможностью изменения содержания (добавление, правка, удаление материалов).

         Возрастные  ресурсы  ИУМК сетевого образования.

ИУМК необходимо проектировать, впервую, очередь  для школьников 7-9 классов П ступени и 10-11 класса Ш ступени общеобразовательной школы. В качестве учебных заданий  пользователи сетевых образовательных программ на этапе итоговой аттестации смогли бы создать  модули ИУМК для обучения учащихся  5-6 классов и начальной школы. Такой подход позволяет ускорить программы сетевого образования.  Включение в сетевое образование младших школьников и младших подростков, потребует модернизации ИУМК для  сетевого образования на второй и третей ступени общеобразовательной школы.

1.2. Векторы ускорения сетевого образования в предметных областях сетевого образования.

ИУМК можно создавать для всех предметных областей. Но наиболее целесообразно начать приоритетно финансировать проектирование ИУМК для образовательной области «Технология».

В соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений РФ учебный предмет  «Технология» строится по модульному принципу с учётом возможностей школы и потребностей регионов. При этом часы учебного предмета «Технология» в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся. Профильное обучение в Х – ХI классе активизирует профессиональное самоопределение и требует введения специальной образовательной программы «Выбор профессионального маршрута». Это обусловлено тем, что профессиональное становление школьников будет происходить не только синергично нарождающемуся   профильному обучению, но и вопреки задаваемых профильным обучением содержанием и формам  образования.

Учащиеся самоопределившиеся  в процессе изучения данной сетевой образовательной программы будут расположены к изучению других сетевых образовательных программ.

В настоящее время  только половина выпускников общеобразовательной школы и треть выпускников основной школы имеют сформированый1 профессиональный план и проект профессиональной карьеры.

1.3. Обоснование необходимости  приоритетного проектирования ИУМК по курсу «Выбор профессионального маршрута». Традиционный подход к изучению  аналогичных профориентационных курсов, часто строится с позиций взрослого как всезнающего оракула, способного  предсказать будущее на основе психологической диагностики. Однако, формирующийся российский рынок труда требует проявления у молодёжи самостоятельности и ответственности за свой выбор профессионального будущего и конструирование адекватного своим способностям и интересам образовательного профессионального маршрута. На наш взгляд,  сформировать компетентности обеспечивающие эффективный  профессиональный выбор можно в проектной деятельности,  в диалоге со взрослыми и в процессе профконсультирования, инициаторами которого являются сверстники, получившие опыт профориентационного образования в различных формах в т.ч. дистанционного образования. Инновационный подход предполагает интеграцию образовательных ресурсов общеобразовательной школы с ресурсами учреждений начального и среднего профессионального образования.

В такой сетевой образовательной программе учреждения профессионального образования в первую очередь проявят заинтересованность и мобилизуют свои кадровые, информационные , методические, технические и другие ресурсы.

  1.4. Требования к сетевой образовательной программе «Выбор профессионального маршрута»: 

Концепция  данного курса должна быть рассчитана на разработку учащимися авторских текстов о своём профессиональном будущем, моделирование и наполнение портфеля своих достижений на основе самодиагностики и выполнения профессиографических исследований и профессиональных проб как в виртуальном, так и реальном профессиональном  пространстве.  Школьники сами подбирают тезаурус, книги, журнальные и газетные статьи, сайты и другие материалы становятся конструкторами пособия по профессиональному  самоопределению, которым умело пользуются сами и развивают свои навыки в ключевые для современного человека компетентности, – такие как: способность выбирать, проектировать свою профессиональную карьеру, быть коммуникабельным и мобильным на рынке труда работником. Обучая сверстников приёмам рационального мышления и поведения в ситуациях выбора, самим учится совершать эффективное  профессиональное  самоопределение.

   Взрослым решившим  быть тьюторами этой программы предполагается фасилитаторская роль, поэтому одним из основных средств помощи субъекту самоопределения при поиске им своего места в изменяющемся профессиональном мире является   психологопедагогическая поддержка в самопознании, самодиагностике, самопроектировании и самореализации собственного проекта профессиональной карьеры и выборе сетевых образовательных программ, конвертации пройденных курсов в документы установленного образца итоговой аттестации.

Умение анализировать собственные жизненные ситуации является одним из способов адаптации к профессиональному миру труда, в который входит молодой человек. Анализ своего прошлого и настоящего становится основой для создания реального проекта профессионального будущего, причем только в случае активной самостоятельной работы над проектом человек готов принять его в качестве собственного. Однако, большинство выпускников школ не умеют и, часто, не желают анализировать ситуации, в которых они находятся, рассматривать различные аспекты, причины и следствия своего положения.

Концепция курса  должна формироваться на основе представлений о том, что главным действующим лицом, творцом своей собственной жизни является сам человек. Принцип опоры на самодиагностику исходит из представлений, что каждый человек знает о себе больше, чем окружающие его люди, нужно только помочь ему открыть в себе это знание. Другой важный принципчеловек всегда прав в собственном представлении о себе, поэтому он будет удовлетворен своим выбором только тогда, когда этот выбор не противоречит его представлениям о своей успешности.

Поскольку выбор профессии – один из важнейших жизненных выборов, которые делает человек, мы считаем, что подход к профессиональной ориентации с тьюторских позиций сегодня наиболее оптимальный и открывает перспективы для профессионального становления молодёжи.

Изучение предмета «Выбор профессионального маршрута» мы рассматриваем как процесс, направленный на построение профессионального проекта, в котором сам субъект является активной, действующей стороной. Основными принципами, на которые необходимо опиратся в создании курса являются следующие.

  •  Решающее значение для профессионального развития личности имеет становление "Я-концепции", т.е. представлений личности о себе во взаимодействии со своим окружением.  "Я-концепция" рассматривается  нами как конструкт, который формируется в процессе взаимодействия личности с реальной средой.
  •  Детерминантами "Я-концепции" выступают прошлое личности (ее опыт допрофессиональных или профессиональных проб) и будущее (поставленные цели).
  •  Профессиональная карьера понимается как процесс постоянной адаптации личности к миру труда, состоящий из серии поступков,  демонстрирующих  новые способы действия в  профессиональной деятельности.
  •  Развитие профессиональной карьеры представляет собой последовательность принятия и реализации решений в т.ч. какие выбирать сетевые образовательные программы.

Соответственно, ключ к проблеме расширения числа участников сетевых образовательных программ находится в совершенствовании сопровождения процессов принятия решений психолого-педагогическими средствами. Например, посредством оформления и трансформации рабочих тетрадей по профессиональному самоопределению как непрерывный рефлексивный анализ индивидуальных и групповых профконсультаций, в том числе с использованием интерактивных технологий взаимодействия пользователей сети дистанционного обучения. Проектирование и осуществление профессиональных проб, и оформление своих достижений в индивидуальное портфолио, обучение  школьников  конструированию  информационных инструментов - профессиографических исследований, встреч, экскурсий.

На восприятие себя успешным в сетевых образовательных программах влияют такие факторы, как понимание собственных способностей, уверенность в уровне достижений, история собственных успехов и неудач, статус в референтной  сетевой группе, представления об образе себя в глазах окружающих. Чем больше у субъекта опыт  проживания ситуаций, в которых он проявил свою профессиональную компетентность в сетевых образовательных программах, тем выше его самооценка и мотивация продолжить образование посредством сетевых образовательных программ, идентификация с профессиональной средой.

Продуктивность  изучения сетевых образовательных программ зависит от готовности педагога поддержать развитие в ученике открытости к изменениям и получению информации, способность к планированию,  чувство альтернативности, чувство деятеля, креативность.  Это возможно если педагог сам обладает этими качествами и наращивает их в совместной деятельности со школьниками.

Необходимо помнить, что обязательным условием профессионального планирования является выявление и осознание жизненных ценностей человека, сопоставление их с ценностями профессионалов как представителей элиты профессиональных сообществ.

Проект профессиональной карьеры как перманентный продукт деятельности учащихся  по изучению сетевых образовательных программ представляет  единство прерывности последовательных ситуаций выбора и непрерывности целостности "Я-концепции" в процессе развития личности.

Функция педагога при таком подходе – сопровождать конструирование среды профессионального самоопределения из сетевых образовательных программ, для проектирования  и развития способности личности строить собственный профессиональный проект на основе сформированной "Я-концепции" и принятия ответственности за свои действия в окружающем мире.

При проектировании  содержания электронных  учебных пособий  сетевых образовательных программ необходимо:
- соотнести информационную (ИТ) и современную педагогическую технологию (ПТ),
- установить полное соответствие педагогического и компьютерного инструментария,
- применить возможность изучения объекта учебной деятельности на компьютерных моделях,
- обеспечить игровую компоненту, высокую мотивацию и исследовательский характер обучения,
- обеспечить визуализацию объектов учебной дисциплины и их поведения при изучении предмета,
- обеспечить деятельностный подход, манипуляции с компьютерными моделями учебных объектов, решение на основе этого профориентационных задач,
- обеспечить соответствие развивающее обучение адекватными информационными инструментами,
- комплексно обеспечить учебные процесс всеми жанрами И-ПТ (мультимедийная демонстрация, лабораторная работа в виртуальных  профессиографических лабораториях, репетитор, тренажер, интерактивный тест и интерактивный тест с экспертной системой, интерактивная задача, конструкторы и конструкторская деятельность учащихся),
- обеспечить адекватную поддержку ПТ со стороны ИТ,
- апробировать эту идею на практике в сетевыхобразовательных программах и оперативно изменить или дополнить разработанные решения по результатам апробации.

         1.6.Проект  сетевой образовательной программы, индуцирующей  вхождение школьников в новые образовательные программы:

1.6.1. Цель обучения и планируемые результаты: данного курса  помочь школьникам сформировать и описать собственную  позицию к миру профессий, рынку труда и на её  основе создать индивидуальный учебный план сетевых образовательных программ, портфель своих достижений и выбрать маршрут профессионального становления.

Экспертизу проекта профессиональной карьеры наряду с родителями и тьюторами- профконсультантами осуществляет сам ученик. Это открывает путь к социальному творчеству, организации волонтёрского движения подростков как тьюторов профессионального самоопределения «от сверстника к сверстнику».

Программа содержит семь взаимосвязанных преемственных модулей и рассчитана минимум на 34 учебных часа в 7-9- классах и 34 часа в 10-11 классах. Теоретические понятия, умения и навыки, сформированные в основной школе, требуют переосмысления и развития в школе третей ступени. Тематический план тьютор конструирует, выбирая темы для занятий из каждого модуля в зависимости от степени готовности школьников к профессиональному самоопределению, исходя из характера, условий   продолжительности  и результатов профессиональных проб.

Первый, второй, третий модули программы имеют своей целью произвести понимание  сущности  профессионального самоопределения:

– признание человека уникальной, саморазвивающейся системой, природой наделенной внутренним механизмом собственного профессионального развития;

– понимание системы отношений человека, к миру профессий как к среде его саморазвития;

– осознание системы самоспроектированной и осуществленной деятельности как универсального способа построения отношений с рынком труда.

Четвёртый  и пятый модули рассчитаны на осознание  результатов самодиагностики, способов и средств проведения профессиографических исследований, технологии коррекции профессиональных планов и профессиональной карьеры.

Шестой и седьмой модули предполагают осознание новообразований  школьников, полученных в процессе изучения  курса.

1.6.2. Примерный перечень формируемых компетенций, получаемых знаний, осваиваемых умений и навыков.

Учащиеся приобретают следующие знания, умения и навыки:

- Умение анализировать собственные жизненные ситуации;

-Совершенствование сопровождения процессов принятия решений психолого-педагогическими средствами с использованием интерактивных технологий взаимодействия пользователей сетевых образовательных программ, дистанционного обучения, проектирование и осуществление профессиональных проб;

- Оформление своих достижений в индивидуальное портфолио;

- Навыки проведения профессиографических исследований, встреч, экскурсий;

-Адаптация личности к миру труда, состоящая из серии поступков,  демонстрирующих  новые способы действия в  профессиональной деятельности;

-Понимание собственных способностей, уверенность в уровне достижений, история собственных успехов и неудач, статус в референтной группе участников сетевой образовательной программы, представления об образе себя в глазах окружающих;

- Проектирование  и развитие способности личности строить собственный профессиональный проект на основе сформированной "Я-концепции" и принятие ответственности за свой выбор сетевых образовательных программ.

1.6.3.1 Примерное календарно-тематическое планирование для школьников основной школы

Модуль 1. Сущность профессионального самоопределения. 5 часов.

Анализ профессионального самоопределения в моём родословном дереве. Первоначальный профессиональный план.

Типы самоопределения человека (самоопределение на рынке труда, самоопределение в специальности, самоопределение в профессии, жизненное самоопределение, личностное самоопределение). Ценности профессиональной элиты, с которой себя отождествляет школьник.

Возможности сетевого образования для развития индивидуальности и профессионального самоопределения.

Модуль 2. Проектирование портфолио  в сетевых образовательных программах.  5 часов.

Анализ существующих моделей портфолио.

Проектирование основного, дополнительного и профессионального образования. Анализ успешности, сетевого рейтинга. Экспертиза тьюторов курса.

Модуль 3.  Самодиагностика. 5 часов.

Выбор методов изучения темперамента, интересов, склонностей, самооценки, направленности и мотивации  пользователя сетевой образовательной программы.

Здоровье и  профессиональный отбор. Самодиагностика пользователя сетевой образовательной программы и консультация тьютора сети.

Модуль 4. Классификация мира труда.  5 часов.

Способы классификации профессий. Профессиография. Профессиографические исследования.

Профессиональные пробы в сетевых образовательных программах (диалог с тьютором сети).

Модуль 5. «Переговорная площадка с родителями». 5 часов.

Анализ портфолио сетевых образовательных программ и взаимодействие с родителями в конструировании дистанционной  среды для профессионального самоопределения.

Динамика и диалектика противостояния давлению  родителей на профессиональные планы.  Самоподготовка к конструктивным конфликтам с родителями при проектировании  профессионального будущего.

Модуль 6. Моя помощь сверстникам, изучающих сетевые образовательные программы. 7 часов.

Составление профессиокарт, списки необходимых книг, журнальных и газетных статей, адресов  сайтов, телефонных справочников.

Разработка и проведение сетевых профессиографических встреч, экскурсий.

Интернет помощь школьникам сети.

Модуль 7. Самоэкспертиза готовности к выбору профессии и участия в волонтёрском движении тьюторов профессионального самоопределения. 2 часа.

Непрерывность повышения тьюторской квалификации как развитие потребности  к непрерывному саморазвитию,  осознанию содержания образования и способов своей деятельности и их непрерывного преобразования.

Разработка индивидуального профессионального маршрута на рынке образовательных услуг и труда (компьютерная презентация или модернизация  одного из модулей ИУМК).

Всего 34 часа.

1.6.3.2.Примерное календарно-тематическое планирование для школьников Ш ступени школы

Модуль 1. Закономерности  профессионального самоопределения. 5 часов.

Культурно-исторические аспекты профессионального самоопределения. Мои родословные профессиональные ценности. Навигация в сайтах помогающих подготовить  проект профессиональной  карьеры.

Типы самоопределения человека (социальное самоопределение, самоопределение  в конкретной трудовой функции, операции, самоопределение на конкретном трудовом посту, самоопределение в специальности, самоопределение в профессии, жизненное самоопределение, личностное самоопределение, самоопределение в культуре). Ценности профессиональной элиты, с которой себя отождествляет  пользователь сетевой образовательной программы.

Модуль 2. Портфель достижений пользователя сетевых образовательных программ.  5 часов.

Проектирование основного, профильного и дополнительного образования, индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы. Анализ успешности. Экспертиза тьюторов  курса и профессиональной элиты.

Модуль 3.  Самодиагностика. 5 часов.

Экспертиза результатов изучения темперамента, интересов, склонностей, самооценки, направленности и мотивации пользователя сетевых образовательных программ в целях формирования индивидуального стиля деятельности и способа получения профессионального образования.

Самодиагностика  образа жизни пользователя сетевой образовательной программы  и первичная  экспертиза проекта   профессиональной карьеры.

Модуль 4. Классификация мира профессий и рынок труда.  5 часов.

Способы классификации профессий. Профессиография. Разработка и проведение профессиографических исследований,  встреч, экскурсий. Анализ ситуации на российском и региональном  рынке труда.

Профессиональные пробы в сетевых образовательных программах. Консультация  тьютора.

Модуль 5. «Переговорная площадка с родителями». 5 часов.

Взаимодействие с родителями в конструировании и экспертизе бизнес – плана сетевых образовательных программ и профессиональной карьеры.

Динамика и диалектика противостояния давлению  родителей на профессиональные планы.  Самоподготовка к конструктивным конфликтам с родителями при проектировании  профессионального будущего.

Модуль 6. Моя помощь сверстникам. 7 часов.

Моя помощь сверстникам в выборе сетевых образовательных программ.

Составление профессиограмм, списки необходимых книг, журнальных и газетных статей, адресов  сайтов, телефонных справочников.

Индивидуальные  и  групповые профконсультации.

Интернет помощь школьникам сети.

Модуль 7. Самоэкспертиза готовности к выбору профессии и участия в волонтёрском движении тьюторов профессионального самоопределения. 2 часа.

Аттестация и рейтинг тьюторской квалификации как навигатора в сетевых образовательных программах.

Консультирование проектирования индивидуальных профессиональных маршрутов сверстников на рынке образовательных услуг и труда.

Всего 34 часа.

1.7. Формы и методы организации учебной деятельности учащихся в процессе  сетевого обучения.

Сетевая образовательная программа должна включать разнообразные формы обучения: теоретические занятия, Интернет конференции, рефлексию тестов по модулям обучения, групповые чат-консультации и индивидуальные консультации с учётом степени подготовленности  школьников и их потребностей.

Для её реализации  необходимо разработать:

  1.  Учебные и методические материалы на бумажных носителях.
    •  Рабочую тетрадь для профессионального самоопределения девятиклассников «Выбор профессионального маршрута».
    •  Рабочую тетрадь для профессионального самоопределения для учащихся 10-11 классов «Выбор профессионального маршрута».
    •  Программу подготовки тьюторов курса «Выбор профессионального маршрута».
    •  Программу курса «Выбор профессионального маршрута».
    •  Методические рекомендации для тьюторов курса «Выбор профессионального маршрута».
    •  Книга для родителей «Сто профессий, сто дорог» (запретный плод сладок, поэтому этот популярный справочник будет востребован школьниками в первую очередь). Книга сыграет роль учебного пособия и одновременно положительную роль в их подготовке к социальной роли родителей.
  2.  Учебные, методические и справочные материалы на информационных носителях.
    •  Электронное интерактивное пособие «выбор профессионального маршрута» (в составе клиентской и серверной частей).
    •  Электронная хрестоматия, содержащая тексты современных школьников, социально успешных граждан (лучших представителей различных групп профессиональной элиты), учёных социологов, психологов, педагогов, экономистов, менеджеров и других учёных. Тексты сопровождаются фотографиями и автобиографическими материалами как аргументами успешного (или наоборот) профессионального самоопределения. Данная хрестоматия будет входить в комплект как клиентской части (минимальный базовый набор), так и в серверную часть (основную) с возможностью динамического добавления материалов.
    •  Электронный справочник «Сто советов карьеристу». Входит в комплект серверной части, с возможностью изменения содержания (добавление, правка, удаление материалов).
    •  Электронный сборник профессиокарт. Входит в комплект серверной части, с возможностью изменения содержания (добавление, правка, удаление материалов).
    •  Электронный сборник профессиограмм. Входит в комплект серверной части, с возможностью изменения содержания (добавление, правка, удаление материалов).
  3.  учебный план;
  4.  комплект технологического и информационного обеспечения изучения курса;
  5.  специальный   сайт.

1.8. Методика и формы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся.

Необходимо разработать инструмент для проектирования, сохранения, обмена по сети Интернет и загрузки учебных компьютерных фрагментов. Инструмент  должен поддерживать работу учителя и ученика на всех уровнях подготовки – проектирование текстового фрагмента, проектирование мультимедийного фрагмента, проектирование интерактивного фрагмента, проектирование сценария. Инструмент должен  позволить сохранить в любой момент и в любой версии результаты работы учащегося для дальнейшего их просмотра и оценивания учителем или демонстрации другим учащимся.

Инструмент как среда должен содержать необходимые редакторы (графический, текстовый, файловый, мультимедийный) и проигрыватели, содержать механизм обмена информацией с широко распространенными редакторами Microsoft Office.

В состав среды должен быть включен механизм непрерывной записи действий учащегося с элементами режима «BackSpace».

В состав среды необходимо включить журнал для фиксации параметров результатов, траектории обучения, демонстрируемой учащимся, его индивидуальных личностных свойств. Журнал должен опираться на свойства интеллектуальных агентов, внедренных в состав каждого учебного фрагмента типовым способом. Журнал должен иметь свойство составлять паспорт учащегося по запросу и обобщать статистику. Журнал может быть интегрирован до уровня сетевого приложения.

Журнал должен фиксировать характеристики поведения и результатов каждого учащегося во времени. Обобщать статистику референтной сетевой группы по классу, параллели, школе, району, городу по теме, предмету. Журнал на основе интеллектуальных агентов, внедренных в каждую лабораторную работу, тест, упражнение и т.д.должен фиксировать количество и тип ошибок (по классификатору ошибок), количество обращений за помощью, возвратов, время выполнения, траекторию движения мышки при выполнении задания. На основе измеренных психофизиологических параметров журнал выводит качественную характеристику учащегося (темперамент, прилежание).  Журнал позволит заполнить паспорт, отражающий динамику успехов учащегося в процессе изучения предмета (частота повторения каждого типа ошибки во времени, количество возвратов по советам тренажеров и тьютоов к предыдущему материалу). Журнал  должен указывать на степень освоения дисциплины, топологию усвоения, определять способность к логическому мышлению учащегося (замер длин решенных логических цепочек). То есть, журнал как инструмент самооценки должен всесторонне определять успехи учащегося – статику, динамику работы, прилежание, физиологические и психологические свойства учащегося и их динамику (на начало, на конец учебы и контрольные точки внутри интервала обучения), уровень знаний, равномерность их распределения по  сетевой образовательной программе, временные скачки качества в период обучения. Журнал должен быть доступен через систему паролей в Интернете пользователям сетевых образовательных программ, родителям,  тьюторам для обобщений, принятия мер, обратной связи.

Классификатор ошибок должен быть тесно связан с журналом, навигатором и остальными жанрами через экспертную систему и интеллектуальных агентов.

На основе данных инструментов осуществляется контроль и управление процессом обучения в сетевых образовательных программах.

Во время манипуляций с моделью пользователей сетевых образовательных программ параллельно  должна действовать экспертная система, фиксирующая действия обучаемого и реакции (результаты) управляемой им модели. В самом общем случае экспертная система – модель преподавателя, модель, манипулирующая моделями, составляющими суть сетевой образовательной программы.

В случае обнаружения отклонения поведения моделируемой системы от запланированного экспертная система производит коррекцию действий обучаемого в мягком или жестком режиме. Кроме этого экспертная система собирает статистику об ошибках, допускаемых обучаемым. Ошибки, которые допускает обучаемый на каждом шаге, фиксируются по типу (используется классификатор ошибок). Количество ошибок, меняющееся во времени и их тип, указывает на динамику обучения каждого конкретного обучаемого, фиксирует его обучаемость. Все это позволяет построить систему индивидуального сопровождения движением обучаемого по дисциплине. Система в состоянии фиксировать  успешность для портфолио обучаемого и вести его во времени, сделать его доступным для сравнительного анализа и ознакомления тьютора курса и  родителями при необходимости.

1.9. Квалификационные требования к тьюторам сетевых образовательных программ:

1.9.1. Требования в предметной области: 

Тьютор обязан не просто быть специалистами высокого уровня, соответствующими профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать вариативность изучения сетевых образовательных программ и личностную ориентацию образовательного процесса, они должны обеспечивать практическую направленность образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов, завершение профильного самоопределения старшеклассников, формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования

Тьютору необходимо обратить внимание на развитие у учащихся личностных характеристик, способствующих социально-профессиональной адаптации по окончании полной (средней) школы: рефлексии, активности, мобильности, креативности, последовательности и самостоятельности в принятии решения о профессиональном самоопределении с учетом собственных интересов, склонностей и возможностей.

1.9.2. Требования к участникам сетевых образовательных программ в области владения ИКТ:

Использование ИУМК предполагает понимание пользователями (учащиеся, преподаватели, родители) интерфейса Windows любой версии (3.11/95/98/NT/Me/XP). Пользователь должен иметь представление о понятии файл, уметь работать на клавиатуре и с манипулятором мышь.

Для начинающих пользователей и тех, кто впервые сталкивается с электронными учебными системами, в ИУМК должна быть включена в обязательном порядке система упражнений по работе на клавиатуре, с мышкой, а также с основными элементами Windows (меню, гиперссылки).

На диске (копия на бумаге) должен быть приложен специальный текст (readme.txt), объясняющий первоначальные рекомендуемые операции с компьютером, указания по его настройке. К ИУМК должно входить оригинальное краткое методическое пособие по работе в Word, с файловой системой, Интернетом и мультимедийными приложениями.

1.10. Методика и формы сохранения результатов учебной деятельности учащегося сетевой образовательной программы. 

В ИУМК должен быть включен инструмент изготовления тьюторами и учащимися презентаций, сценариев, их сохранение и последующая загрузка. Сценарий должен легко составлятся на экране из готовых учебных интерактивных фрагментов любого жанра (работа над текстом, тест, лабораторная профессиографическая экскурсия, встреча, исследование, интерактивная задача, конструктор).

Любой фрагмент в свою очередь может быть изготовлен и сохранен учащимся самостоятельно и отправлен на просмотр тьютору курса. Автоматически сохраняется структура системы (элементы), топология (связи), значения параметров и переменных, интерфейс, комментарии, графические образы.

Любой из фрагментов при установлении в него агента (содержится в библиотеке типовых элементов образовательной среды) сохраняет результат – текущее состояние всех своих переменных по нажатию кнопки F4. Сохранение контрольных точек может происходить как угодно часто, таким образом, может отслеживаться траектория решения учащимся задачи или работы со сколь-угодно высокой точностью. Возможно включение режима автоматического сохранения траектории с указанной преподавателем частотой. При нажатии кнопки F5 любые из запомненных ранее состояний по выбору могут быть загружены и проверены преподавателем. Возможно автоматическое проигрывание последовательности контрольных точек. Таким образом, тьютор должен иметь возможность просмотра действий учащегося и экспертировать его действия, обнаруживать причины и следствия, сделанных им ошибок, работать с учащимся по формулированию вопросо, направленных на исправление ошибок, проводить апелляции.

Предполагается обмен сценариями в сети Интернет между пользователями через специально выделенный сервер дисциплины. Таким образом, должен быть обеспечен автоматический и публичный отбор лучших образцов инновационных методических материалов.

Принципиально важно отметить, что на любом уровне использования среды, чтобы составить задачу достаточно составить цепь моделей, преобразующих вход в выход. Если задача простая, то цепочка преобразований в модели невелика. Если задача сложная, то цепь преобразований включает в себя несколько моделей, связанных между собой последовательно, иерархически и параллельно.

Таким образом, формулируя списки искомых и заданных переменных, можно варьировать сложность задачи для обучаемого, увеличивая или уменьшая длину цепи. Каждому обучаемому может быть предоставлена индивидуальная задача - используемые генераторы случайных чисел варьируют значения переменных, список переменных и структуру моделей.

Заметим, что поскольку цепь моделей синтезируется к каждой задаче заново, то компьютер всегда может вычислить сам «на ходу» ответ, который нигде не хранится. Это исключает возможность злоупотреблений.

Одновременно в среде должна быть реализована возможность просматривания ответов, как конечных, так и любых промежуточных, по мере того, как их получает модель. Мы различаем локальные и глобальные подсказки. Если обучаемый затруднился в действиях на определенном этапе цепочки преобразований, то ему открывается результат данного этапа, вычисленный машиной. Если обучаемый не может решить задачу целиком, то открывается вся цепочка. Возможны промежуточные варианты, за счет чего помощь дозируется соответственно способностям учащегося, демонстрируемым им в данный момент. Если учащийся не справляется с решением задачи, цепочка делится пополам (дихотомический метод) и учащемуся предъявляется две более простые задачи, которые он должен решить последовательно.

Управляя длиной цепи моделей можно с любой точностью измерить, насколько сложные задачи учащийся может решать к настоящему моменту обучения, какие разделы учебной дисциплины он освоил, и какие пробелы в знаниях по дисциплине он имеет. Характер ошибок, их количество и вес (тяжесть) определяется из классификатора типовых ошибок. Таким образом, учащийся оценивается по степени сложности (длина цепи) решаемых им обычно задач. Различают два типа оценок – способность решать длинные цепи (способность к решению сложных задач, уяснению причинно-следственных связей) и незнание отдельных элементов цепи, контекста предмета. То есть тьютору должна быть доступна статическая (оценка знания содержания предмета) и динамическая (оценка способности использовать знания) оценка.

Локализовав пробел знания или навыка, тьютор может направить усилия учащегося на ликвидацию проблемы.

Компьютер по частоте и месту нажатия мыши на объектах может фиксировать хаотичность или целенаправленность действий учащегося, его самостоятельность, перерывы в работе, затруднения, тупики, циклы в работе. Компьютер может измерять психологические свойства обучаемого (скорость реакции, способность к запоминанию), делать выводы об их развитии со временем. Компьютер по динамике изменений замеренных значений может помочь преподавателю сделать выводы о характере обучаемого (легко или трудно обучаемый, неуравновешенный тип, поверхностный, креативный тип мышления, и так далее). Все это может фиксироваться в электронных журналах.

Обычно отдельные модели дисциплины связаны между собой по смыслу, что позволяет построить причинно-следственные связи моделей и предъявлять их последовательно.  Самым примитивным прототипом таких связей следует признать гиперссылки в электронных документах. В моделях эти ссылки представлены математическими операторами, формализующими отношение знаний. Таким образом, коллекция моделей дисциплины приобретает вид связанной системы знаний, представленных моделями более низкого уровня.

Учащиеся движутся по дисциплине от одной модели к другой, постепенно усваивая представленные ими знания. Система отмечает пройденные разделы, а также локализует пробелы в знаниях на карте дисциплины, составленной преподавателем. Сравнивая карту связей моделей между собой с полученной сканированием, можно определить области перспективные для индивидуального обучения и порядок предъявления нового материала.

Дополнительным достоинством такого подхода является то, что, рассматривая вид такой системы, тьютор сам в состоянии сделать вывод о систематичности и стройности своего курса.

Перечень типов необходимых  цифровых образовательных ресурсов с описанием их роли в ИУМК

Каждый логический пункт учебной темы будет существовать в следующих жанрах:

2.1. Текст, голосовое сопровождение текста (включается по желанию), медийный персонаж сопровождения текста, гиперссылки в тексте, позволяющие углубить понимание при чтении (3 уровня), гиперссылки в тексте, позволяющие использовать межпредметные связи и связи уроков, а также отдельных тем. Текст сопровождается графикой и видео, не менее одного графического фрагмента на страницу текста (оптимально 3). Предполагается в отдельных случаях использование гиперграфики (гиперссылки с укрупнением отдельных графических элементов сцены). Гиперграфика будет соединена с текстом двусторонними гиперссылками, играющими роль подсказок. Предполагается при необходимости использование для иллюстрации текста трехмерной управляемой графики.

2.2. Мультимедийная демонстрация с объяснением материала, голосовое сопровождение (звук включается по желанию), объяснения трехуровневые, демонстрация с возможностью повтора отдельных частей (линейный монтаж любой дробности по выбору), мультимедийная демонстрация с управлением параметрами объектов (нелинейный монтаж) и выдачей реакции-объяснения.

2.3. Проверка на понимание текста. Упражнения типа «составь конспект текста из его кусочков по технологии Puzzle», «проведи логические связи между кусками текста», «собери определения из кусочков», «сопоставь два текстовых фрагмента и найди верный», «дополни текст в пропущенных местах». При выполнении упражнения автоматически будет фиксироваться количество обращений к исходному тексту и вызовов подсказки. Обязательным будет являться проверка понимания ранее предъявленных схем и рисунков учащимся. Учащийся будет составлять изученные ранее рисунки сам из элементов, искать и подставлять недостающие элементы. Предполагается реакция встроенной экспертной системы на недостатки собранного учащимся рисунка.

2.4. Тренажеры и репетиторы включены в состав ИУМК для выработки стабильных навыков у учащихся. Система тренажеров проектируется с внедренными в них мультимедийными средствами и экспертной советующей системой. Тренажер при прохождении трудных длинных логических цепочек подключает репетитор. Тренажер предполагает конструирование учащимся логических схем, устройств, формул, текстов, графиков, графических сцен и тому подобное из отдельных графических образов, наличие и взаимное расположение которых контролируется экспертной системой. Тренажеры также предполагают наличие системы ввода и анализа численных ответов.

2.5. Лабораторные профессиографические работы. Обеспечивают исследование изучаемого объекта по его свойствам или явления по его поведению. В зависимости от количества варьируемых параметров (входных - количества свободных переменных и выходных – количества наблюдаемых значений переменных) варьируется сложность задания, а, следовательно, работы учащегося. В лабораторной работе всегда присутствуют режимы «демонстрация в автоматическом режиме с объяснением», «выполнение работы самостоятельно», «локальная подсказка на ситуацию», «помощь общая», «сдаюсь». Лабораторная работа предполагает использование инструментов для достижения цели, режим локального конструирования. Лабораторная работа всегда представлена полиэкранным способом – натурный вид (двух и трехмерный вид), схематический вид, график, числовое представление, текстовое и голосовое сопровождение, интерактивные инструменты, навигатор - опорный конспект, формульная анимация. Изменение в одном из видов (управление параметром или переменной) немедленно ведет к изменению в другом из видов.

2.6. Тестирование. Плотность тестов - 5-6 вопросов на страницу текста. Тесты интерактивные. Это упрощенные лабораторные работы, в основе которых лежит модель поведения или свойств изучаемого объекта. Тесты содержат инструменты для выполнения задачи. Ответы в компьютере не хранятся, а вычисляются моделью после нажатия кнопки «Готово», что обеспечивает стопроцентную безопасность. Тесты основаны на текстах, количественные параметры (значения) и графические образы (структура), сопровождающие их, задаются датчиками случайных чисел. Эта технология гарантирует, что в пределах типа задачи не повторяются, то есть у разных учащихся в классе будут разные задачи. Задачи также не могут повториться у одного учащегося, неоднократно активирующего данный тип задач. Тесты выполняются как деятельно-манипуляционные игровые, имеют вид мини задач. Сложность теста – параметр управления со стороны преподавателя (количество свободных переменных модели, генерирующих данный тест). Тест обязательно предполагает манипуляции с графическими образами, составление которых есть решение теста.

2.7. Интерактивные задачи. Всего подготовлено 12 шаблонов (технологических типов) задач. Задача решается учащимся на экране путем манипуляций интерактивными инструментами.

Ответы в компьютере не хранятся, а вычисляются моделью после нажатия кнопки «Готово», что обеспечивает стопроцентную безопасность. Количественные параметры и графические образы задачи задаются датчиками случайных чисел, то есть в пределах типа задачи не повторяются. Все задачи деятельно-манипуляционные игровые, сложность задачи – параметр управления со стороны преподавателя. Задача обязательно предполагает манипуляции с графическими образами, составление которых есть решение задачи. Задача в отличие от теста всегда многошаговая процедура. Экспертная система осуществляет контроль не только за результатом, а и за процессом решения задачи, траекториями движения мыши, управляемой пользователем, на экране.

2.8. Виртуальные конструкторы. Позволяют проектировать в рамках темы любую систему и тут же исследовать ее свойства и поведение. Интерфейс – графическая манипуляция образами – элементами учебной дисциплины. Элементы при наложении образов взаимодействуют друг с другом, проявляя свойства и поведение системы в целом. Виртуальный конструктор является высшая форма учебной деятельности, подразумевая полную свободу действий. Результат оценивается не правильностью структуры собираемой учащимся системы, а совпадением результата собранной модели (числовые свойства, динамика поведения) с результатом моделирования эталонной скрытой от учащегося модели или степень удовлетворения критерия. Такая технология гарантирует контроль за заранее неизвестными и неоднозначными решениями.

2.9. Виртуальные энциклопедии. Организация учебного материала в виде виртуальной энциклопедии предполагает гиперссылки на все ранее перечисленные типы и элементы предъявляемого материала. Энциклопедия имеет развитую навигацию (алфавитный, систематический, жанровый каталоги), включая гносеологическую схему и сквозной опорный конспект дисциплины. Энциклопедия содержит каталоги персоналий, исторический (развития науки и ее представлений), иллюстративного материала, задач, тренажеров. Имеет систему поиска (инструмент) для организации исследовательской работы и отбора материалов по сформулированному пользователем запросу. Энциклопедия служит для обобщения и повторения материала.

Энциклопедия совместно с журналом является элементом мониторинга знаний учащегося.

Энциклопедия автоматически отмечает на себе средствами специального цветового инструментария мониторинга знаний пройденный и сданный учащимся материал (решенные задачи и тесты), осуществляет учет работы каждого учащегося, его результатов, связана с журналом. Схема мониторинга по каждому учащемуся доступна родителям и преподавателям.

2.10. Журнал фиксирует характеристики поведения и результатов каждого учащегося во времени. Журнал по запросу способен обобщить статистику по классу, параллели, школе, району, городу в разрезе темы или изучаемого предмета в целом. Журнал на основе интеллектуальных агентов, внедренных в каждую лабораторную работу, тест, упражнение и т.д. фиксирует количество и тип ошибок (по классификатору ошибок), количество обращений за помощью, возвратов, время выполнения, траекторию движения мышки при выполнении задания. На основе измеренных психофизиологических параметров журнал выводит качественную характеристику учащегося (темперамент, прилежание).  Журнал ведет паспорт, отражающий динамику успехов учащегося в процессе изучения предмета (частота повторения каждого типа ошибки во времени, количество возвратов по советам тренажеров к предыдущему материалу). Журнал указывает на степень освоения дисциплины, топологию усвоения (островки знаний на схеме 2.9.), определяет способность к логическому мышлению учащегося (замер длин решенных логических цепочек). То есть, журнал впервые всесторонне определяет успехи учащегося – статику, динамику работы, прилежание, физиологические и психологические свойства учащегося и их динамику (на начало, на конец учебы и контрольные точки внутри интервала обучения), уровень измеряемых знаний, равномерность их распределения по учебному плану дисциплины, временные скачки качества в четверти, полугодии, учебном году. Журнал доступен через систему паролей в Интернете родителям, учителям, администрации для организации обратной связи, обобщений и принятия мер.

2.11. Классификатор ошибок тесно связан с журналом, навигатором и остальными жанрами. Классификатор ошибок представляет собой справочную таблицу наиболее характерных ошибок, допускаемых учащимися в данном предмете. В среде имеется инструмент дополнения таблицы, доступный при необходимости преподавателю.

2.12. Сценарии. В ИУМК предполагается наличие инструмента изготовления учителями и учащимися презентаций, сценариев, их сохранение на жестком диске или памяти компьютера и их последующая загрузка. Предполагается обмен сценариями в сети Интернет между пользователями через специально выделенный сервер дисциплины. Таким образом, будет обеспечен автоматический и публичный отбор лучших образцов методических материалов и накопление коллекции сценариев, что обеспечивает вариативность обучения. Впервые важнейшим параметром сценария будет параметр его «жесткости/гибкости». Что обеспечивает преподавателю возможность перехода по своему усмотрению от сверх гибких сценариев, обеспеченных гиперссылками, до сверхжестких сценариев, обеспечивающих строгий маршрут и дозированную подачу материала. Имеется дополнительный инструмент - навигатор сценария, позволяющий двигаться по сценарию на высоте «птичьего полета».

2.13. Во все жанры будет включены скетчи, обеспечивающие кратковременный отдых учащихся в процессе напряженной работы. Скетч – маленькая жанровая мультимедийная зарисовка, появляется на экране на 3-6 секунд случайным образом или ситуационно, преимущественно ироничного содержания. Уровень частоты появления скетчей регулируется преподавателем по коду доступа. Наличие скетчей в ИУМК стимулирует их поиск учащимися и увеличение обращений к ИУМК.

3. Требования минимальные к оснащению школы средствами обучения, необходимыми для использования ИУМК в сетевых образовательных программах

IBM PC совместимый компьютер класса Intel Pentium III 600 МГц/RAM 64 MB/ НDD 10 GB/24x CD-ROM/Клавиатура/манипулятор типа «Мышь»/Операционная система класса Windows 95 и более поздних версий

Требования оптимальные к оснащению школы средствами обучения, необходимыми для использования ИУМК

IBM PC совместимый компьютер класса Intel Pentium IV 2 ГГц/RAM 256 MB/HDD 20 GB/48x CD-ROM/ Клавиатура/манипулятор типа «Мышь»/ 17’’монитор/мультимедийная звуковая карта/наушники/сетевая плата/Операционная система класса Windows XP

Мультимедийный проектор и динамики (1 комплект на класс)

30 компьютеров в классе, локальная сеть, выход в Интернет

Общее описание сайта поддержки ИУМК (основное назначение, примерная структура, предполагаемое содержание материалов, желательные сервисы и т.п.)

При разработке ИУМК предусматривается создание системы поддержки пользователей в виде сайта проекта. Основные задачи сайта:

  1.  Предоставление общей информации о ИУМК
  2.  Техническая поддержка
  3.  Ведение статистики пользователей системы
  4.  Накопление дополнительных материалов для пользователей системы
  5.  Система общения пользователей (в виде форума)

Техническая поддержка.

Основные задачи технической поддержки распространение обновлений электронной части системы, решение вопросов эксплуатации. Основные подразделы: обновления и часто задаваемые вопросы.

Ведение статистики пользователей системы.

Используется для сбора статистической информации о пользовании системой, в том числе электронных классных журналов.

Накопление дополнительных материалов для пользователей системы.

Сбор и накопление методических материалов для использования в системе.

Система общения пользователей.

Представляет собой электронный форум, в котором могут принимать участие все пользователи системы, разработчики и прочие заинтересованные лица. Предусмотрены основные темы в том числе:

  •  Техническая поддержка
  •  Предложения по развитию ИУМК
  •  Разделы, посвященные отдельным предметам
  •  Общие форумы

Предварительная структура сайта (по доступу).

Предполагается создание полнофункционального портала с использованием технологий WEB-программирования и баз данных. Сайт логически будет разделен на три зоны:

  1.  Общая
  2.  Для пользователей
  3.  Для специальных пользователей

Общая зона.

Общая зона предназначена для предоставления справочной информации о ИУМК. Объем информации определяется заказчиком системы (Справочная информация, техническая поддержка (возможно частично), статистика пользователей системы). Укрупненные статистические данные по регионам. Доступ к информации свободный.

Для пользователей.

Раздел для пользователей предназначен для поддержки пользователей и требует регистрации в системе. Данный раздел предназначен для расширенной поддержки пользователей, обмена материалами (методики, практические задания…) и общения пользователей (форум).

Для специальных пользователей.

Под специальными пользователями подразумеваются административные и контрольные органы (например, местная администрация, департамент образования), а также, возможно, общественные организации. Задача раздела – предоставление расширенной статистической информации о пользователях ИУМК. Требуется регистрация пользователей.

PAGE  1


Диплом на заказ


1. Некоторые особенности состава обломков аптских отложений Латненского месторождения огнеупорных глин
2. Международное налоговое законодательсво
3. Посадка виноградника и сбор с него урожая
4. Общество комфорта и философия риска
5. размножается С другой стороны только человек обладает разумом и членораздельной речью сознанием и самосо
6. 1Племенная или заводская кондиц
7. У него есть друг Будо
8. ВАРИАНТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ МО Группа И80 Номер варианта
9. Установление времени создания источника
10. Спеціальні класи та функціональна повнота системи функцій алгебри логіки Теорема Поста
11. Тема 1. Понятие гражданского процесса
12. тема зависимости от Золотой Орды с выплатой дани через баскаков ~ наместников Орды в русских княжествах
13. De doctrin Christin считаются основополагающими в христианской герменевтике его правила интерпретации стали кла
14. Месца i роля ВКЛ у Рэчы Паспалітай
15. . Заголовок Оголошення
16. владелец автомобиля данной марки то этот сотовый телефон Вы просто обязаны купить Телефон HUMMER очень редкий
17. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук Київ 2.
18. Организационная культура и ее роль в организации книжного дела (на материале работы издательства Эксмо)
19. і. Використання газу для промисловості дозволяє оздоровити повітряний басейн і поліпшити загалом екологічни
20. 100 гривен печатались на Банкнотномонетном дворе НБУ в 2005 году