Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

ВВЕДЕНИЕ Взаимоотношения Германии и Великобритании определяли судьбы Европы на протяжении почти 100 лет с 1

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05


25

ВВЕДЕНИЕ

Взаимоотношения Германии и Великобритании определяли судьбы Европы на протяжении почти 100 лет, с 1871 г. до 1945 г. Но и до 1871 г. Великобритания была заинтересована в установлении тесных отношений с германскими государствами, в том числе с Пруссией, как сильнейшим из них, для поддержания политики баланса сил на континенте. Однако создание единой Германии и бурный экономический рост Германии в конце XIX–начале XX вв. привёл не только к охлаждению отношений Англии и Германии, но к их конфронтации, которая стала одной из причин начала I Мировой войны, а затем и II Мировой войны. Однако Великобритания никогда не стремилась к полной ликвидации Германии как сильной европейской державы, об этом свидетельствует и факт того, что Великобритания удержала Францию от попыток обширных аннексий в Германии и активная экономическая поддержка Веймарокой республики и нацистского режима при премьер-министрах Мак-Дональде и Чемберлене. По сути, чрезмерно мягкая и уступчивая политика "умиротворения агрессора" и стала одной из причин того, что Гитлер и его преступный режим не был задавлен в самом начале своей агрессии. Черчилль вновь создал из образа Германии образ врага, но лишь до тех пор, пока она представляла реальную угрозу Великобритании. Уже в конце 1944 , когда крах гитлеровского режима был предрешён, британская разведка и генеральный штаб создали так называемый план "Unthinkable"–превентивное наступление на советскую зону оккупации совместными англо-американо-германскими силами. В Фултонской речи Черчилль также упомянул о необходимости создания мощной, общеевропейской системы противодействия коммунизму.

При анализе событий, которые разворачивались в Западной Германии и Великобритании с 1945 по 1990 годы, необходимо помнить о политическом развитии в Европе и вообще на земном шаре за этот же период. Если проанализировать развитие цивилизации в XX веке, то мы вынуждены будем признать, что век был веком общего кризиса всей европейской цивилизации. Несложно заметить, что лишь одно государство получило выгоду от всех трех мировых войн (и от бесчисленного количества локальных) - это, опять же, США. Для всех остальным мировые войны принесли чудовищные страдания, экономические катастрофы, крушение социальных институтов - разрушение основ цивилизации.

Из всех империй судьба Великобритании наиболее трагична. Германия осталась экономически независимой. Британия потеряла все, что было накоплено веками.

Целью данной работы является анализ концептуальных особенностей и практического воплощения британо-германского взаимодействия с 1945 по 1990 гг.

Задачи:

  1.  Проанализировать состояние на внешнеполитической арене каждого из этих государств после войны и в 1990 году;
  2.  Определить роль, которую сыграла Великобритания в объединении Германии;
  3.  Проанализировать  взаимодействие этих государств с 1945 года и  до объединения Германии в 1990 году.

ГЛАВА 1

1.1 Итоги второй мировой войны для Великобритании
         Углубление общего кризиса мировой капиталистической системы, происшедшее в результате второй мировой войны, привело к ослаблению экономических и политических позиций английского империализма. Расходы Англии на войну превысили 25 млрд. фунтов стерлингов. Государственный долг вырос за годы войны втрое. Англия не подвергалась оккупации, на ее территории не было наземных боев, но вражеские бомбардировки, потеря судов причинили экономике страны значительный ущерб. Тем не менее война была источником обогащения крупных промышленных магнатов и банкиров, получивших огромные прибыли от военных заказов. Усилилась концентрация производства и капитала. Еще более возросло влияние монополий на политическую жизнь страны2.

         Образование мировой социалистической системы сузило сферу действия монополистического капитала, в том числе и английского. США воспользовались зависимостью от них Англии, получавшей в годы войны американское вооружение, чтобы овладеть многими британскими экономическими позициями в разных районах земного шара. Англия избежала фашистской оккупации благодаря Советской Армии. Сама же Англия не смогла противостоять немецкой агрессии в Европе и Японскому натиску в Азии. Руководство боевыми операциями союзных войск как на западно-европейском, так и на тихоокеанском театре принадлежало не Англии, а США. Все это в немалой степени предопределило серьезное ухудшение военно-стратегического положения Англии в результате войны. Английский империализм оказался не в состоянии помешать распаду Британской империи и образованию на ее обломках политически независимых государств. Возросла самостоятельность доминионов, а их экономические связи с метрополией стали слабее. Резко уменьшились возможности проведения политики "равновесия сил" в Европе, к которой Англия раньше широко прибегала, чтобы разделять и ослаблять своих противников. Создание ядерного оружия и межконтинентальных ракет также серьезно подорвало стратегические позиции Англии, извлекавшей прежде немалые выгоды из своего островного положения3.
         Международные соглашения, заключенные Англией с другими державами антифашистской коалиции во время войны, предусматривали ее участие в создании справедливого, демократического послевоенного мира. Эти соглашения отвечали коренным интересам английского народа и всех народов земного шара. Однако правящие круги Англии стали на путь пересмотра согласованных решений военного времени, отказа от сотрудничества с СССР, усиления гонки вооружений и проведения политики "холодной войны". Этот курс осложнил положение Англии в послевоенном мире и затруднил разрешение стоявших перед нею проблем. Англия осталась великой державой, но ее международные позиции заметно ослабли, а роль в мировой политике и международных отношениях уменьшилась.

Положение внутри страны после войны.

         Антифашистский, освободительный характер войны способствовал усилению демократических тенденций в жизни страны и полевению английского народа. Это выразилось в ослаблении влияния консервативной партии, росте популярности лейбористов и укреплению позиций коммунистической партии.  Наиболее ярким показателем изменений в соотношении классовых сил явились итоги парламентских выборов 19454.

         В 1945 г. консервативная партия во главе с Уинстоном Черчиллем на парламентских выборах потерпела поражение, и ее правительство ушло в отставку. Страна, измученная войной, хотела социально-экономических улучшений, которых не смогли обеспечить консерваторы. Новый кабинет сформировали лейбористы во главе с Клементом Эттли5. Получив согласие парламента на продление чрезвычайных экономических полномочий правительства (в годы войны такие полномочия были даны кабинету У.Черчилля) еще на пять лет, новое правительство озадачилось строительством в Британии «государства благосостояния» (это выражение впервые употребил К.Эттли в 1950 г., после чего оно получило широкое распространение). Никогда прежде лейбористы не позволяли себе открыто формулировать подобные цели.

         В последующие годы лейбористское правительство провело серию важных законов, касавшихся национализации неблагополучных отраслей британской промышленности и укрепления системы социального обеспечения. Эти меры требовали финансового обеспечения, а экономическое положение Британии оставалось бедственным. Страна не только не могла выплатить долги военного времени, но и нуждалась в новых вливаниях. В декабре 1945 г. она получила кредит в размере 3,75 млрд долл. от США, а затем – еще 1,25 млрд долл. от Канады6. Эти средства были израсходованы уже к концу 1947 г. Лондон ощущал себя в зависимости от международных кредиторов. Лидеры консерваторов критиковали правительство, внося дополнительную нервозность в политически и финансово неустойчивую ситуацию.

1.2 Итоги второй мировой для Германии

         Государственное существование Германии было прекращено 23 мая 1945 года, от её территории были отделены территория бывшей Австрии (разделена на 4 зоны оккупации), Эльзас и Лотарингия (возвращены в состав Франции), Судетская область (возвращена в состав Чехословакии), область Эйпена и Мальмеди (возвращена в состав Бельгии), восстановлена государственность Люксембурга, отделены аннексированные в 1939 году территории Польши (Позен, Варталанд, часть Померании). Мемельская (Клайпедская) область возвращена в состав Литовской ССР. Восточная Пруссия разделена между СССР и Польшей. Остальная часть разделена на 4 оккупационных зоны - советскую, американскую, британскую и французскую. Часть своей оккупационной зоны к востоку от рек Одера и Нейсе СССР передал Польше7.

         Члены антигитлеровской коалиции, прежде  всего США, СССР, Великобритания, позже Франция, изначально добивались осуществления согласованной оккупационной политики. Главными задачами в этой политике были демилитаризация и денацификация. В дальнейшем произошло политико-экономическое объединение американской, британской и французских оккупационных зон в т.н.Тризонию, с 1949 г. - Федеративная Республика Германии (ФРГ).

Федеративная Республика Германии.
Федеративная Республика Германии была провозглашена в 1949 году на территории британской, американской и французской оккупационных зон. Столицей ФРГ стал город Бонн. Франция пыталась отделить от Германии Саарскую область, но в итоге по Люксембургскому договору 1956 года Саарбыл воссоединён с ФРГ.
     Благодаря помощи американцев по плану Маршалла в 1950-х годах был достигнут быстрый рост экономики (германское экономическое чудо), продолжавшийся до 1965 года. Для удовлетворения потребности в дешёвой рабочей силе ФРГ поддерживала приток приезжих рабочих, в основном изТурции
8.

         До 1969 года страной правила партия ХДС. В 1950-х годах был разработан ряд чрезвычайных законов, запрещены многие организации, в том числе Коммунистическая партия, введены запреты на профессии. В 1955 году ФРГ вошла в НАТО.

         В 1969 году к власти пришли социал-демократы. Они признали нерушимость послевоенных границ, ослабили чрезвычайное законодательство, провели ряд социальных реформ. В дальнейшем социал-демократы и христианские демократы чередовались у власти.

Германская Демократическая республика.

         Провозглашение ГДР состоялось спустя пять месяцев в ответ на создание на территории трёх западных оккупационных зон Федеративной Республики Германии, 7 октября 1949 провозглашена Конституция ГДР.

         СССР вывез из ГДР машины и оборудование, взимал с ГДР репарации. Лишь к 1950 году промышленное производство в ГДР достигло уровня 1936 года. События 17 июня 1953 года в ГДР привели к тому, что вместо репараций, СССР стал оказывать ГДР экономическую помощь.

         Как провозглашалось, граждане ГДР имели все демократические права и свободы. Хотя доминирующее положение в стране занимала Социалистическая единая партия Германии (её ведущая роль была закреплена в Конституции), наряду с нею на протяжении десятилетий существовали и четыре другие партии.

         Темпы экономического развития ГДР были ниже, чем в ФРГ, и самыми низкими среди государств Варшавского договора. Тем не менее, уровень жизни в ГДР оставался самым высоким среди восточноевропейских государств. К 1980-м годам ГДР стала высокоразвитой индустриальной страной с интенсивным сельским хозяйством. По объёму промышленной продукции ГДР занимала 6-е место в Европе9.

1.3 Потсдамская конференция

         Главным форумом, на которой решалась судьба Германии, стала Потсдамская (Берлинская) конференция (17 июля – 2 августа 1945г.). Она завершилась подписанием двух базовых документов – Протокола Берлинской конференции трех великих держав и обширного Сообщения о Берлинской конференции трех держав (2 августа 1945 г.), состоявшего из 15 глав. В этих документах были зафиксированы основные принципы будущей политики победителей в отношении Германии. В Потсдамской конференции принимали участие представители только трех великих держав (СССР, США и Великобритании). Франция была приглашена присоединиться в потсдамским решениям позднее и официально примкнула к ним в начале августа 1945 г10.

         В утвержденном на Потсдамской конференции Соглашении11 о политических и экономических принципах для руководства при обращении с Германией в начальный контрольный период были поставлены следующие цели: Полное разоружение и демилитаризация Германии; Уничтожение национал-социалистической партии и ее филиалов, роспуск всех нацистский учреждений; предотвращение всякой нацистской и милитаристской деятельности и пропаганды; подготовка к окончательной реконструкции германской политической жизни. В разделе об экономических принципах четко указывается, что Германия должна рассматриваться как единое экономическое целое и, что германскую экономику следует децентрализовать с целью "уничтожения существующей чрезмерной концентрации экономической силы, представленной особенно в форме картелей, синдикатов, трестов и других монополистических соглашений".

         В стране предстояло разрушить основы военного производства, запретить создание крупных промышленных объединений монопольного типа, провести политическую чистку в целях отстранения от власти и политической жизни бывших активистов нацистского режима, провести полный пересмотр учебных программ и перестройку системы воспитания и образования для искоренения идеологии реванша, расовой исключительности и национализма и в интересах воспитания будущих поколений немцев в духе мира, идеалов свободы и демократии.

         Политические принципы Потсдамского соглашения предусматривают, что верховная власть в каждой зоне оккупации Германии сосредоточивается в руках главнокомандующего вооружёнными силами. Каждый главнокомандующий являлся одновременно членом Контрольного совета, т. е. органа, предназначенного для решения вопросов, общих для всей Германии. До учреждения центрального германского правительства были созданы центральные германские административные департаменты по управлению финансами, транспортом, коммуникациями, внешней торговлей и промышленностью. Эти департаменты должны были действовать под руководством Контрольного совета.12

         Потсдамские решения в отношении Германии не имели статуса международного договора и не подлежали ратификации. Зафиксированные в них положения при всей их важности носили предварительный характер, окончательные решения относились на будущее – время, когда в Германии будет образовано новое законное центральное правительство. Вопрос о подготовке практических условий для его формирования становился одним из главнейших.

Политические принципы конференции.

Политические принципы оккупации Германской империи легли в основу работы Союзнического контрольного совета, размещавшегося в Берлине. Принципы получили название «четырёх Д» (иногда говорят о «пяти Д»)13.

Денацификация

Идея денацификации была выдвинута союзниками после победы над нацистской Германией в середине 1945 года Потсдамское соглашение предусматривало «очищение» немецкого и австрийского обществ, культуры, прессы, экономики, юриспруденции и политики от любого рода национал-социалистического влияния14.

С января 1946 года в отношении Германии Союзническим контрольным советом в Берлине было издано несколько директив по денационализации, в которых выделялись определённые группы лиц, в отношение которых проводилось судебное следствие.

Демилитаризация

Демилитаризация включала в себя роспуск армии, ликвидацию запасов оружия и полный демонтаж военно-промышленного комплекса оккупированной Германии с целью предотвращения дальнейшей военной угрозы с ёё стороны.

Потсдамское соглашение предусматривало демилитаризацию Германии. Однако в ходе холодной войны произошло перевооружение как ФРГ, так и ГДР.

Демократизация

Предусматривался окончательный перевод политической жизни в   Германии на демократическую основу, демократические партии получали разрешение на деятельность по всей Германии, им также оказывалась поддержка15.

С ограничениями, необходимыми для соблюдения военной безопасности, предоставлялись свободы слова, прессы и религии.

Предусматривался контроль за системой образования и воспитания в Германии в целях успешного развития демократических принципов.

Децентрализация

Децентрализация означала передачу функций, ответственности, ресурсов и полномочий по принятию политических решений на средний и низший уровень (городов, посёлков и деревень), а в экономической области — деконцентрация экономической мощи Германии16.

Демонтаж

Историческое понятие «демонтаж» подразумевает демонтаж объектов германской промышленности, в частности, металлургии и тяжёлой промышленности. Целью демонтажа со стороны СССР являлось устранение ущерба, нанесённого Германией, а также ослабление Германии путём уничтожения её индустриальной основы и тем самым предупреждение новой агрессивной войны. В западных зонах оккупации политика демонтажа была вскоре прекращена в соответствии с доктриной Трумэна17.


   Объединение секторов США и Великобритании
Контрольный совет Германии не справлялся с задачей управления Германией как единым экономическим целым. Хотя советские представители поддерживали в принципе создание центральных общегерманских административных органов, они не позволяли этим органам ломать межзональные барьеры. Ресурсы Восточной Германии не поступали в «общегерманский пул ресурсов». Связи между частями страны не восстанавливались.

   Следствием было нарастание признаков экономического бедствия. Нестабильная финансовая система послевоенной Германии страдала от роста инфляции и дефицита. Ситуация становилась отчаянной: речь шла не о восстановлении нормального экономического развитии, а о спасении населения от голода. Американские исследователи отмечают, что к началу 1946 г. немцы в некоторых районах западных секторов были на грани голодной смерти. Раздражение в США и Великобритании против «эгоистической политики» СССР в германском вопросе нарастало18.

    2 декабря 1946 г. США и Британия приняли решение объединить свои оккупационные секторы в единую зону – «Бизонию», мотивируя это необходимостью выработки согласованной экономической политики, по крайней мере, для двух оккупационных зон. Франция не стала присоединяться к действиям США и Британии, а в том же месяце без согласования с ними приняла решение об отделении от Германии Саарской области и принятии ее под свое непосредственное управление. Только весной 1948 г. в Лондоне на совещании с участием США, Британии, Франции и стран Бенилюкса, когда отдельно от Советского Союза согласовывались изменения в политике западных стран в отношении Германии, Франция получила полуофициальную санкцию партнеров на уже свершенные ей действия в отношении Саара.

Таким образом, мы видим, что международные позиции Великобритании ослабли, ее роль в мировой политике уменьшилась, а экономическое положение оставалось бедственным. Британская империя распалась. К власти в Великобритании пришли лейбористы.

Главным событием в Германии стало разделение ее на две страны – ГДР и ФРГ, а так же разделение ее на 4 зоны оккупации и отделение некоторых территорий. В ФРГ наблюдался быстрый рост экономики, благодаря помощи Америки. ГДР экономически развивалась медленнее, чем ФРГ, но уровень жизни там был очень высоким.

Значение Потсдамского соглашения состоит, прежде всего в том, что оно зафиксировало коллективную ответственность всех четырёх держав-союзниц за Германию в целом.

Всеобщее признание получили, выработанные в Потсдаме, демократические принципы утверждения мира и безопасности в Европе и в мире, а именно:

— главное условие безопасности в Европе – недопущение возрождения германского милитаризма и нацизма;

— межгосударственные отношения должны строиться на принципах суверенитета, национальной независимости, равноправия и невмешательства во внутренние дела.

Потсдамские решения явились убедительным выражением сотрудничества между великими державами, которое должно стать гарантией мира, безопасности и сотрудничества народов во всем мире после того, как отгремели военные битвы.

ГЛАВА 2

2.1 Отношения между Германией и Великобританией

Во внешнеполитической области руководство ФРГ избрало курс на сближение с США и на западноевропейскую интеграцию.
          Благодаря холодной войне Западная Германия стремительно превратилась из оккупированной, ограниченной в своём суверенитете страны в активного партнёра своих недавних победителей. Уже в ноябре 1949 года США, Великобритания, Франция и ФРГ подписали Петерсбергское соглашение, позволяющее ФРГ самостоятельно вести внешние сношения, в том числе переговоры о присоединении к международным организациям.

Первое генеральное консульство было учреждено уже в мае 1950 года в Лондоне. С ФРГ были сняты определенные ограничения на строительство морских судов, частично или полностью был приостановлен демонтаж промышленных предприятий, прежде всего в Рурской области19. Они не только не предоставили Западной Германии суверенитет, но помогли привязать Западную Германию к колеснице военных союзов, форсировали ремилитаризацию ФРГ. В соглашении, в частности, указывалось: «Западная Германия должна стать участником всех международных (западных) организаций, войти в качестве присоединившейся державы в состав Европейского совета, а также заключить двустороннее соглашение с США об участии в плане «Маршалла». Федеральное правительство обязалось присоединиться к Рурскому статуту»20. Результатами стали: катастрофическое падение авторитета Аденауэра (первый федеральный канцлер ФРГ (19491963)) и его кабинета, первый в истории бундестага скандал, разразившийся между Аденауэром и лидером фракции СДПГ К. Шумахером. Демонтаж, в основном в бывшей английской зоне, вопреки обещаниям, не прекращался, а Франция предпринимала все новые односторонние действия с целью окончательно отторгнуть Саар. Показателем отчаянного положения была инициатива Аденауэра о заключении «политического союза» между ФРГ и Францией от 7 марта 1950 г. Она напоминала идею такого же союза между Великобританией и Францией, выдвинутую Черчиллем в катастрофической ситуации гитлеровского блицкрига в 1940 году, с той лишь разницей, что теперь французам предлагалось объединиться не с англичанами против немцев, а с немцами против англичан. Аденауэру в 1950 году повезло здесь не больше, чем Черчиллю десятилетием раньше. Французское правительство не проявило энтузиазма по поводу идеи «унии» с ФРГ, а отношения последней с английским правительством были окончательно испорчены21.

Став членом Совета Европы ФРГ начало активно участвовать в переговорах по проектам европейской интеграции. Аденауэр активно поддержал идеи военно–политической интеграции западноевропейских стран, увязав их реализацию с восстановлением германского суверенитета22. Переломными были переговоры о создании «Европейского Оборонительного сообщества» по «плану Плевена». Дорогу к участию ФРГ в этом проекте открыло подписание 26 мая 1952 года Общего, или Боннского, договора США, Великобритании, Франции и ФРГ, заменившего Оккупационный статут. В нём декларировалась отмена оккупационного режима, предоставление ФРГ суверенитета во внутренних и внешних делах, но закреплялись особые права трёх держав в области размещения их вооружённых сил на территории Западной Германии, а также по контролю над Западным Берлином. Вступление в силу Общего договора было сопряжено с реализацией подписанного на следующий день договора о ЕОС. Но срыв ратификации этого соглашения во французском парламенте отложил и вступление в силу Общего договора. Франция опасалась возрождения германской военной мощи без гарантирующего равновесие обязательства со стороны англичан. В результате голосования рухнули ЕОС и все боннские и парижские соглашения 1952 года. Бонн был разгневан, Аденауэр настаивал на том, чтобы Западная Германия все же получила суверенитет. Недовольны были и в Вашингтоне, однако в Лондоне действовали более конструктивно, хотя и с запозданием: Иден стал «собирать черепки» посредством дипломатических усилий, а также сформулировал более конкретной обязательство, чем те, которые Британия готова была взять на себя ранее. К концу года к участию в Брюссельском договоре 1948 года были допущены бывшие враги – Германия и Италия, и он был переименован в Западноевропейский Союз (ЗЕС), который начал выполнять невоенные функции организации брюссельского договора, а в военном отношении стал компонентом НАТО. Великобритания заявила, что сохранит на континенте такие же силы, как и подчинённые Верховному главнокомандующему Объединёнными вооружёнными силами в Европе, то есть 4 дивизии и тактические военно – воздушные силы.

 После провала с ратификацией договора во французском парламенте Великобритания частично отказалась от своей традиционной антипатии к объединениям мирного времени и способствовала созданию Западноевропейского союза, членом которого также стала Германия. В соответствующий договор, подписанный в Париже в 1954 году вошли также и основные положения Общего договора. По Парижскому соглашению Федеративная республика Германия, а также Италия присоединялись к договору о Западном союзе, членами которого были Великобритания, Франция и страны Бенилюкса. Было подтверждено окончание оккупации Западной Германии, и Федеративная Республика присоединилась к НАТО. После ратификации этих соглашений в мае 1955 года ФРГ стала почти полноправным членом западного альянса23. Великобритания активно содействовала ремилитаризации Западной Германии и ее включению в НАТО.

2 марта 1965 г. страны «шестерки» договорились о слиянии трех европейских сообществ – ЕОУС, ЕЭС и Евратома – в одно целое. Одновременно было решено слить и рабочие органы сообществ в единый механизм на базе ЕЭС. Процесс слияния предполагалось осуществить за два года. Шло углубление интеграционного процесса. Вопрос о его направленности становился важнее24.

ФРГ, сближаясь с США, стала изыскивать пути ограничения влияния Ш. де Голля на европейскую интеграцию. Кабинет Л.Эрхарда стал высказываться в том духе, что достигнутый уровень экономического сотрудничества в рамках ЕЭС делает необходимым дополнение его политическим взаимодействием на наднациональной основе, как то в принципе было предусмотрено Римским договором 1957 г. «Федералистская» позиция ФРГ встретила поддержку других стран ЕЭС, но вызвала несогласие Парижа.

В мае 1967 г. Британия снова обратилась с просьбой о принятии в ЕЭС. Большинство стран сообщества считали нужным удовлетворить ее просьбу. Решение зависело от Франции. 16 мая 1967 г. Ш. де Голль снова наложил вето на принятие Великобритании. Остальные страны «шестерки» резко отрицательно отнеслись к решению французской стороны.

Только в 1973 г. после нескольких лет сложных переговоров Великобритания вступила в Европейское экономическое сообщество на тяжелых для нее условиях. Переживаемые хозяйством страны серьезные экономические трудности были усугублены острой конкуренцией со стороны ее главных партнеров по ЕЭС.

В ноябре 1971 г. было подписано четырехстороннее соглашение США, Франции, Великобритании и СССР по Западному Берлину. Оно вступило в действие с 1972 г. и предусматривало отказ от применения силы в решении вопроса о Западном Берлине, подтверждало права и обязанности заинтересованных сторон, установленные послевоенными договорами. Соглашение подтверждало, что Западный Берлин не является частью территории ФРГ, и устанавливало тройной механизм взаимоотношений между компетентными органами ГДР, Западного Берлина и ФРГ по вопросам регулирования транзитных перемещений граждан, транспортного, телефонного и телеграфного сообщения и пр. Но на Западный Берлин были распространены международные соглашения и договоренности, заключенные ФРГ. ФРГ получила право на представительство интересов жителей Западного Берлина в международных организациях по вопросам, не касающимся безопасности и статуса города. В остальных случаях полномочия по представительству Западного Берлина на международном уровне сохранили США, Великобритания и Франция25.

Сложными были и англо-германские отношения в 1980-е годы. Совпадение интересов Британии и ФРГ по многим вопросам экономической интеграции обусловило боле тесные контакты между двумя странами. В тоже время англо-германские консультации ограничивались обменом мнениями, но не отличались разработкой совместного политического курса и выдвижением совместных инициатив. Заметное охлаждение в двусторонних контактах вызвало открытое противостояние М.Тэтчер процессу объединения Германии в конце 1980-х годов26.  

Серьезным препятствием в сближении Британии с Францией и ФРГ и укреплении английских позиций в ЕС оказались существенные расхождения лидеров трех государств в видении будущего европейской интеграции. Еще в 1984 году французский президент Ф.Миттеран заявлял: «У нас разные концепции Европы. Есть страны, которые стремятся к укреплению политического единства Европы, и есть страны, которые не стремятся к этому. Я не знаю точно, какой именно путь изберет Англия. Франция же избрала путь укрепления этого союза».

Подобного же мнения придерживался и немецкий канцлер, в то время как речь М.Тэтчер в Брюгге в 1988 году27,  в которой она с резкой критикой обрушилась на попытки создания политического союза в ЕС и централизацию власти в Брюсселе, окончательно убедила европейских партнеров Британии в невозможности плодотворного сотрудничества с консерваторами.  Последствия данной речи английского премьера были негативными и еще больше осложнили положение Лондона в Сообществе.28

2.2 Внешние факторы объединения Германии

По-моему мнению урегулирование внешних факторов объединения Германии, присоединение ГДР к ФРГ на базе статьи 23 конституции ФРГ, а затем и общегерманские парламентские выборы представлялось создателям новой Европы как точка в решении «германского вопроса», который влиял на состояние дел в Европе и в мире. Подчеркнем, что объединение Германии взбудоражило сознание всей Европы, а в частности союзников и стран, граничащих с этим государством. Многие политики понимали, что объединение нации, расколотой некогда надвое, повлечет за собой серьезные структурные изменения в старом свете.

Англия с Францией заняли довольно жесткую позицию в отношении «германского вопроса», поскольку эти страны не хотели того, чтобы единая Германия превратилась в новую «сверхдержаву», что безоговорочно вело бы к уменьшению роли Парижа и Лондона в европейских и мировых делах.

Обеспокоено отреагировал Лондон, где считалось, что вопрос об объединении Германии является не актуальным, так как правительство считало нужным сохранить на ближайшее будущее блоковую систему безопасности в старом свете. А вот США, в отличие от своих европейских союзников, поддержали идею объединения Германии. Так как они считали, что нужно поддерживать стабильность в Европе, посредством контролирования процесса решения «германского вопроса».

Безусловно, политическая обстановка, которая сложилась внутри ГДР, повлияла на германо-германское сближение, которое приобретало собственную положительную динамику. В тоже время любая попытка к торможению данного процесса вызывала еще большую нестабильность. Скорей всего, идея проведения переговоров по формуле «2+4» (два германских государства и четыре державы-победительницы) просто назревала сама собой. И уже 13 февраля 1990 года в Оттаве договоренность о проведении переговоров по формуле «2+4» была достигнута между министрами иностранных дел всех заинтересованных сторон. Можно сказать, что была проделана громадная работа по урегулированию внешних факторов объединения Германии дипломатическими ведомствами шести стран, поскольку очень много деталей и условий решались между участниками на двустороннем уровне. Всего в рамках переговоров «2+4» было проведено четыре встречи на уровне министров иностранных дел. Самой главной можно считать четвертую, поскольку в ходе этой встречи были закреплены те положения, которые были отражены в итоговом документе29.

Во-первых, всех участников переговоров волновал вопрос о сроках и формах достижения единства Германии. СССР предложил ввести внешний контроль за объединением Германии на «переходный период», который должен был длиться пять лет с момента создания единого парламента и правительства. Не трудно догадаться, что Советский Союз был заинтересован в том, чтобы ГДР сохраняла статус суверенного государства на возможно более длительное время, поскольку хотел продлить свое присутствие в Европе посредством войск, находившихся в Восточной Германии30. Но Советская идея установления переходного периода не получила поддержки со стороны США, Англии и ФРГ. Федеративная Республика Германия, ссылаясь на Заключительный акт права на самоопределение, подчеркнула, что немцы должны сами решать, в каких государственных формах, какими темпами и на каких условиях они будут осуществлять свое единство, при этом Горбачеву припомнили и его заявление от 10-го февраля 1990 года, о котором было сказано выше. Тем самым идея была отклонена, и СССР пришлось на двусторонних встречах договариваться об условиях пребывания советских военнослужащих на восточногерманской земле.

Во-вторых, все четыре державы волновал вопрос о границе. Они выступили с единым мнением о том, что объединенная Германия должна включать нынешнюю территорию ФРГ, ГДР и Берлина и все. Ее внешними границами станут границы ГДР и ФРГ, также они выступали за то, что единая Германия не будет иметь никаких территориальных претензий к другим государствам, как в настоящем, так и в будущем. Также, Германия и Польша должны будут подтвердить западную границу Польши в договоре, имеющим обязательный характер. Еще четыре стороны приняли позицию о том, что в будущем Германия будет строить политику так, что с ее территории будет исходить только мир. В итоге Германия полностью приняла данные условия31.

В-третьих, вопрос о военно-политическом статусе объединенной Германии был основополагающим, и тревожил не только СССР, но остальных участников переговоров. Но в тоже время мнения расходились в разные стороны. Советский Союз настаивал на нейтралитете нового государства. Поскольку, по мнению СССР, структуры коллективной безопасности старого света смогли бы устранить возможные агрессивные устремления мощной и политической сильной единой Германии. США, Англия, Франция и ФРГ предполагали в свою очередь включение объединенной Германии в НАТО, где априори мог осуществляться действенный контроль за военно-политической деятельностью страны, которая дважды (во время первой мировой и второй мировой войны) подводила мир к краю пропасти. Западными державами исключался нейтралитет Германии со ссылками на известный всем опыт в истории. Инициатива СССР снова была отвергнута32.

Тут мне бы хотелось подчеркнуть, что, видя то, что западные державы, имея более весомую аргументацию, отвергали почти все предложения СССР, решилась на ослабление своих позиций в решении «германского вопроса», но в тоже время захотела получить выгоду от процесса объединения. Вот что сказал по поводу объединения Германии председатель КГБ В. Крючков: «Дни СЕПГ сочтены. Это не рычаг и не опора для нас… Стоит обратить внимание на СДП ГДР. Наш народ боится, что Германия опять станет угрозой. Она никогда не согласиться с нынешними границами. Постепенно надо начинать приучать наш народ к воссоединению»33. В особенности последние предложение говорит о том, что советская номенклатура поняла, что спасти ГДР не удастся, нужно идти на встречу западному миру.

         Договор об установлении единства Германии был подписан 31 августа 1990 года в Берлине, во дворце "Унтер ден Линден". Договор представляет собой объемный и очень основательный документ, регулирующий все правовые аспекты создания единого Германского государства, а также дает толкования отдельных статей и положений в протоколе и многочисленных приложениях.

12 сентября 1990 года в Москве министры иностранных дел шести государств-участников переговоров по формуле «2+4» подписали «Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии». В договоре впервые был зафиксирован окончательный характер внешних границ объединенной Германии, также выдвигалось обязательство не иметь и не выдвигать в будущем территориальных претензий, Германия торжественно подтвердила обязательство в том, что с ее земли будет исходить только мир, она отказывалась от владения и распоряжения оружием массового поражения. Договором было предусмотрено сокращение в течение 3–4 лет численности вооруженных сил объединенной Германии до 370 тыс. человек, также было определено, что СССР и Германия урегулируют условия и сроки пребывания советских войск в восточной Германии, а также условия их вывода до 1994 года34.

3 октября 1990 года вступил в силу договор об объединении ФРГ и ГДР. На следующий день было создано общегерманское правительство. В течение последующей недели бундестаг и бундесрат одобрили Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. В течение октября – декабря документы, относящиеся к внешним аспектам объединения Германии, были одобрены соответствующими инстанциями Соединенных Штатов, Франции, Великобритании. Верховный Совет СССР ратифицировал договоры, связанные с объединением Германии, в марте и апреле 1991 года.35

Как отмечалось, процесс объединения Германии носил стихийный характер. Идея объединения всегда присутствовала в обеих частях разделенной страны. Этого так же хотели и СССР, и США; естественно каждый – со своим исходом. Однако это не было выгодно ни Франции, ни Англии. Их вполне устраивала разделенная и слабая Германия.

Так что как Ф.Миттеран, так и М.Тэтчер очень холодно отнеслись к такому развитию событий. К тому же они опасались того, что Советский Союз не отступится от своего покровительства над ГДР.

        Однако, опираясь на активную поддержку США, правительству ФРГ удалось постепенно нейтрализовать сомнения Франции и Великобритании. Сыграли свою роль настойчивые заверения руководителей ФРГ в том, что Германия будет тесно интегрирована в НАТО и Западноевропейском союзе, а так же не будет стремиться играть какую-то самостоятельную роль в Европе в ущерб своим союзникам. В Лондоне и Париже, кроме того, осознали, что со стороны СССР уже нельзя ожидать решительного противодействия объединению Германии. Он утрачивает контроль над ГДР, да и вообще в Восточной Европе. Поэтому им не удастся сдерживать Германию с помощью СССР, действуя как бы за его спиной и ссылаясь на неприятие идеи воссоединения главной силой, способной до последнего времени противостоять объединительной политике Бонна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исторический этап от Потсдама до падения Берлинской стены изменил облик Европы, картину мира и, конечно, судьбы Великобритании и Германии. Он вместил в себя события особой, несравнимой с прошлым, масштабности: переход от сокрушительных войн, революций, глубочайших кризисов первой половины столетия к относительной стабилизации его второй половины.

Наполеон сказал когда-то, что Англия никогда не сможет стать континентальной державой и что если она сделает такую попытку, это будет означать ее крушение. Вторая Мировая война превратила Британию в передовой оплот США - в страну, силы которой составляют ядро наземных сил блока НАТО. Так из лидера мировой политики Британия стала младшим партнером бывшей колонии. А побежденная Германия в союзе с Францией имеют реальный шанс образовать новый антиамериканский блок.

Структура экономики Англии оказалась на более низком, не отвечающем условиям времени НТР уровне по сравнению с США, ФРГ и Францией. Однобокое развитие экономики, снижение доходов от экспорта, замедленная реконструкция народного хозяйства, - все эти и некоторые другие факторы замедляли темпы роста материального производства страны и вызвали более медленное по сравнению с названными странами, развитие экономики. Поэтому двусторонние отношения в экономической (производственной) области между ФРГ и Англией не носили  глубокого характера, но торговые связи поддерживались на высоком уровне всю вторую половину XX века.

Итак, конец XX века вероятно стал началом нового качества жизни для Британии и Германии. Интеграция Европы, по-видимому, такая же закономерность, как расширение ЕС, а в будущем - создание всемирного сообщества безопасности. Европа становится неделимой, а Германия и Великобритания - неотъемлемые части ее.

2 Великобритания (Экономика и политика стран современного капитализма). - М., 1972. – С.54.

3 Великобритания (Экономика и политика стран современного капитализма). - М., 1972. – С.54.

4 Кредер А.А. Новейшая история. Ч.2. – М., 1994. – С. 81.

5 Всемирная история. Т.24. Итоги Второй мировой войны. Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. и др. – Минск - Москва, 2002. С. 321.

6 Солодкин Р. Г. Англия на мировых рынках. – М., 1969. – С. 91; Сорос, Дж. Кризис мирового капитализма. – М., 1999. – С. 137

7 Великая Отечественная война: Вопросы и ответы. Бобылев П.Н., Липицкий  С.В., Монин М.Е., Панкратов Н.Р. – М., 1984. – С. 214.

8 Погорлецкий А.И. Экономика и экономическая политика Германии в ХХ веке. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. С. 109

9 Погорлецкий А.И. Экономика и экономическая политика Германии в ХХ веке. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. С. 109

10 Дипломатия периода второй мировой войны. Международные конференции 1941-1945 годов. / С.С. Боратынский, Н.А.Захарченко. – М.: Иностранная литература, 1959. – 354 с.

11 Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны, 1941 – 1945 гг. – С.447.

12 Великая Отечественная война. Вопросы и ответы. М., 1990 г. – С. 263.

13 Советский союз на международных конференциях…Документ №159. Сообщение о Берлинской конференции трех держав. Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период.- С. 447.

14 Потсдамское соглашение (1945). Режим доступа: http://dic.academic.ru.

15 Потсдамское соглашение (1945). Режим доступа: http://dic.academic.ru.

16 Потсдамское соглашение (1945). Режим доступа: http://dic.academic.ru.

17 Там же.

18 Системная история международных отношений 1918-2003 / В.И. Батюк [и др.]. – Москва, 2005 – 642с.

19 Павлов Н.В. История современной Германии 1945-2005: курс лекций. – М.: Астрель: АСТ, 2006, с. 84.

20 Дзелепи Э. К. Аденауэр. Легенда и действительность – М.: Изд.иностр. лит., 1960, с. 74.

21Филитов А.М. Германский вопрос: от раскола к объединению: Новое прочтение – М.: Международные отношения, 1993, с. 117-118.

22 Герст В.К. ФРГ под властью Аденауэра – М.: Изд.иностр.лит., 1958, с. 41-44.

23 Павлов Н.В. История современной Германии 1945-2005: курс лекций. – М.: Астрель: АСТ, 2006, с. 87-89.

24 Системная история международных отношений 1918-2003 / В.И. Батюк [и др.]. – М.: Московский рабочий, 2005. – 642 с.

25 Хакке.К. Великая держава поневоле. Внешняя политика ФРГ. - Берлин: Военное издательство,1993.

26Европейская политика Великобритании в 1980-е годы / Т.А. Гогунская // Культура народов Причерноморья. — 2005. — N74. - Т.1. — С. 157-160  Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/Articles/Kultnar/knp74t1/knp74_157-160.pdf (дата обращения: 9.05.2012).

27 Е. А. Порецкова. Брюггская речь М. Тэтчер. — 2011. — Режим доступа: http://www.sgu.ru/files/izvestia/full/Poreckova_E.A.11_2_1.pdf

28 Европейская политика Великобритании в 1980-е годы / Т.А. Гогунская // Культура народов Причерноморья. — 2005. — N74. - Т.1. — С. 157-160  Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/Articles/Kultnar/knp74t1/knp74_157-160.pdf (дата обращения: 9.05.2012).

29 Брандт В.Воспоминания/Пер с нем. –М.:Новости,1991.- 528с.

30 Абрасимов П.А. Вспоминая прошедшие годы. Четверть века послом Советского Союза. - М.: Международные отношения, 1992. - 344с.

31 Патрушев А.И. Германия в XX веке: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2004. – 432 с.

32 Патрушев А.И. Германия в XX веке: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2004. – 432 с.

33 Дашичев В.И. «Германский вопрос»: воспоминания о будущем (Размышления, навеянные книгой «М.Горбачев и германский вопрос. Сборник документов 1986-1991»)//Современная Европа.-2008.-№ 3.-С.97

34 Брандт В.Воспоминания/Пер с нем. –М.:Новости,1991.- 528с.

35 Горбачев М. С Как это было: Объединение Германии.. - М.:  Вагриус, 1999. - 87 с.




1. ПЛЕНЕНИЕ СВЯТОЗАРА.
2. 469 399 до н э Сделав философию своей специальностью а судя по дошедшим сведениям это так и было поскольку к
3. по теме Коммерческая работа по розничной продаже товаров
4.  Визначити до якого функціонального стилю й підстилю належать подані тексти
5. этнос образованный смешением древних тюркских племен и монголов большая группа которых распространилась
6. 11 неделя
7. Хабаровский край
8. Мілітарныя цацкі ХІІ - ХІІІ стст
9. Реферат- Виникнення та еволюція соціальної роботи
10. либо материального объекта
11. Сервистік ~ызметтегі жарнамалы~ а~паратты~ ~ызмет п~нінен экзамен билеттері ЭФ099к123 тобына арнал~ан
12. Кружевоплетение на коклюшках Традиция плетения кружев на коклюшках уходит своими корнями в глубокую древ.html
13. Формирование интереса к обучению у младших школьников
14. 1 архантропы 2 палеоантропы 3 неоантропы Под геохимичес
15. соотношение территориальных сфер влияния основных религий.
16. . Розповідне. Речення в якому про когось або щось розповідається
17. Рыночное хозяйствование характеризуется множеством форм которые изменяются под воздействием внешних и вн
18. Проектирование гидропривода стенки скрепера1
19. Коммерческая деятельность группа Летняя экзаменационная сессия 20122013 Перечислите основные
20.  ИНГРЕДИЕНТ СОСТАВ ДЕЙС