Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

вариант перводвигателя как источника

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05


41. Жизнь как мировоззренчески общезначимая научная проблема.

ЖИЗНЬ - 1) Термин классической философии, фиксирующий способ бытия наделенных внутренней активностью сущностей, в отличие от нуждающихся во внешнем источнике движения и эволюции неживых предметов. В рамках гилозоизма Ж. мыслится как имманентное свойство праматерии, фактически синонимичное бытию, - в отличие от смерти как небытия (ср. с идеей "косной" материи в рамках механицизма, предполагающей тот или иной вариант перводвигателя как источника "силы", приводящей ее в движение). 2) Понятие неклассической философии, фундирующее собой философию "жизненного мира" и обозначающее интуитивно постигаемую целостность реальности бытия: живое как естественное в противоположность сконструированному как искусственному (Ницше); "жизненный порыв" как формотворчество космической силы Ж. (Бергсон); Ж. как непосредственное внутреннее переживание, уникальное по своему содержанию и раскрывающееся в сфере духовно-коммуникативного или духовно-исторического опыта (Дильтей, Зиммель).

3) Термин естествознания, обозначающий такой способ существования систем, который предполагает обмен веществ, раздражимость, способность к саморегуляции, росту, размножению и адаптации к условиям среды. Жизнь является объектом исследования многих естественных наук, но прежде всего биологии. Вопрос о сущности жизни и ее определения был и остается предметом дискуссий различных философских и естественно-научных направлений.

Со второй половины 20 в. стали отчетливо проявляться два основных подхода к определению Ж. - субстратный и функциональный. Сторонники первого в трактовке сущности Ж. обращают внимание на тот субстрат (белок или молекулы ДНК), который является носителем основных свойств живого. Вторые рассматривают Ж. с точки зрения ее основных свойств (обмен веществ, самовоспроизводство и т.д.). Современное естествознание существенно обогатило представления о природе материального носителя Ж., которым является целостная система взаимосвязанных биополимеров - белков, нуклеиновых кислот и др. Современной наукой обосновано положение о многообразии форм Ж. и о том, что их носителями выступают живые системы различной степени сложности и организованности. При этом выделяются следующие основные уровни организации живого: организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный. Ориентация исследователей на познание особенностей того или иного уровня организации живого привела к вычленению уровней познания, исследования его. В настоящее время наиболее результативным оказался уровень, связанный с познанием молекулярных основ Ж. Его осуществление привело биологию к эпохальным открытиям в области познания молекулярных основ Ж., их универсальности для всего живого. Возможности этого уровня исследования еще далеко не реализованы, однако тенденции развития современного научного знания подвели его к необходимости перехода на исследование еще более глубинных структур и процессов живого. Объектом исследования становятся атомный и электронный уровни организации структур живого. Так, представления об атомных и электронных состояниях структур живого, в частности, Дж. Бернал посчитал необходимым включить в определение сущности Ж.: "Жизнь есть частичная, непрерывная, прогрессирующая, многообразная и взаимодействующая со средой самореализация потенциальных возможностей электронных состояний атомов". Другой тенденцией в познании сущности Ж. является исследование особенностей ее проявления на надорганизменных уровнях организации живого. Эту тенденцию обосновал еще Вернадский. В системе своего учения о живом веществе он подчеркивал важность изучения "совокупностей организмов", их комплексов, что позволит открыть "новые свойства жизни", ее "проявления" на биоценотическом и биосферном уровне. Сегодня необходимость такого исследования определяется не только познавательными задачами, но и задачами сохранения Ж. на Земле. Отличные от естественно-научных, воззрения на проблему Ж. предлагают религиозные доктрины, а также разнообразные философские концепции, акцентирующие проблематику человека и его предназначения в мире, а также специально осмысливающие феномен смерти. (См. также Философия жизни, Жизненный мир.)  П.С. Карако  .

Человек часть бытия, и универсальные закономерности  последнего пронизывают его индивидуальное бытие. Эволюционное возникновение живого из неживого, смена и взаимообусловленные трансформации разных форм жизни, переход от живого к неживому - подобные процессы безусловно относятся к универсальным природным закономерностям. Жизнь обладает удивительным свойством: индивидуальная жизнь невозможна вне универсального потока жизни, вне того, что В.И.Вернадский называл “живым веществом планеты”.

Статья 3 “Всеобщей декларации прав человека” провозглашает, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Жизнь следует воспринимать как величайший дар матери-природы или Бога-отца, как то, что лежит в основе всего реализованного или возможного для человека.

Философская антропология придает важнейшее значение такому аспекту жизни человека как ее переживание. Алеша Карамазов взывал “полюбить жизнь больше смысла ее”.

В учении А. Швейцера центральным понятием является благоговение перед жизнью. Человек достигает подобного душевного состояния в результате непростого пути самосовершенствования. Иной подход в концепции Э.Уилсона: биофилия предстает уже как влечение - врожденная любовь к жизнь. Он связывает биофилию с взаимным альтруизмом и групповым отбором. Причины того, что биофилия зачастую оттесняется на второй план жесткими правилами и нравами реальной жизни, связаны с дефектами цивилизации и культуры.

Человек рождается, живет и умирает... Это знают все. Однако важно добавить, что многие люди умирают, так и не успев родиться. Ведь рождение человека не сводится к чисто биологическому процессу появления на свет из материнского чрева. Подлинное рождение человека происходит лишь тогда, когда он начинает постигать высокие смыслы, заложенные в нем самом и окружающем мире; пробуждает в себе способность творить по законам мудрости, добра и красоты; устремляется ко все более высоким вершинам самосовершенствования.

Важнейшие показатели заложены в понятии качество жизни: это и продолжительность жизни человека (ожидаемая при рождении и фактическая), и состояние его физического и психического здоровья, и отклонения окружающей среды от желательных параметров, и уровень образования, и качество пищи и медицинского обслуживания.

Неизбежными спутниками самой жизни являются старение и смерть. И подобно тому, как жизнь существует на биосферном и космическом уровнях, на них существует и смерть. Смерть индивидуальных организмов неизбежна для естественного отбора и прогрессивной эволюции. Поэтому смерть (не связанная с болезнями или несчастными случаями) столь же естественна, как и жизнь.

Понятием смерть, противостоящим понятию жизнь, лучше обозначать прекращение существования индивида (особи) или совместного существования их совокупности. Говоря  же о прекращении существования популяции или вида, как правило, называют это вымиранием.

Что касается смерти человека, то принято в ней различать два основных этапа - клиническую смерть и следующую за ней биологическую. Именно последнюю можно считать истинной смертью, при которой необратимо прекращаются физиологические процессы во всех основных органах и  тканях. А при «клинической смерти» функционирование совокупной целостности основных жизнеобеспечивающих систем продолжается, и было бы правильней подобное состояние называть «клинической жизнью».

Невозможно постичь суть и смысл жизни, не постигнув суть и смысл смерти. Обостренное переживание жизни порождено предчувствием и знанием своей смертности. Духовно зрелому человеку дано знать о своей временнóй конечности, осознанно или бессознательно соизмеряя с ней всё своё смыслозадающее поведение.

Вот почему можно согласиться с утверждением, что “в диалектическом развитии философской антропологии положение о смерти есть первое” (Landsberg P.L., S.707).

Своеобразное отношение к смерти было у Фейербаха. Так как человек природное существо, он ничего не может поделать с этим неизбежным естественным процессом. Поэтому естественная смерть не есть зло. Более того, “смерть есть самый решительный коммунист: миллионера она приравнивает к нищему, императора к пролетарию”1. Бессмертие возможно не для человека, но лишь для рода. Эгоизм же человека, жаждущего неограниченного существования, может быть заменен альтруизмом нравственного бессмертия.

Совершенно иной подход характерен для философско-идеалистических и религиозных учений. Уже в учении Платона важную роль играет идея бессмертной души. В христианстве к ней добавляется идея полного восстановления (воскрешения) триединства духа, души и тела. Традиционная христианская позиция (включая Вл. Соловьева) признает в смерти последствие греха. Однако Н. Федоров и его последователи отказались от идеи личного спасения, противопоставив ей “дело” всеобщего спасения. Они считали смерть результатом определенного “незнания”, мешающего выполнить главную задачу, стоящую перед людьми, - участие в реализации божьего замысла, который включает воскрешение умерших (“патрофикацию”) и достижение всеобщего бессмертия.

Общественное сознание, кардинально противопоставляя жизнь и смерть, в то же время обычно связывает их между собой. Как отмечает А.А.Брудный, пралогическое мышление, противопоставляя их, в то же время отождествляет смерть и сон; подобно сну, который сменяется пробуждением, смерть сменяется воскрешением. Такое сочетание, имеющее архетипическую основу, можно обнаружить в различных религиозных культурах. Хотя человек не имеет собственного  опыта рождения и смерти, последние запечатлены в коллективном бессознательном. Врожденный страх смерти начинает проявляться уже у ребенка. Этот страх сопровождает ряд болезней (напр., стенокардию) и даже служит их симптомом. По З.Фрейду, сексуальный инстинкт и влечение к смерти являются фундаметальными бессознательными психическими  силами.  В классическом психоанализе Танатос генетически связан с естественным отбором, а Эрос - с половым отбором как важнейшими факторами человеческой эволюции.


Философия жизни: критический пересмотр принципов классической философии.

Шопенгауэр, Бергсон, Ницше, Шпенглер

Заметное место в западноевропейской философии второй половины XIX начала XX века занимает "философия жизни". "Философия жизни" - это культурно-логическое течение в современной философии. Она старается постичь сферу культуры, исходя из тех функций, которые культура выполняет в жизни человека. "Философия жизни" выступила за реабилитацию жизни против ее ущемления и обеднения рассудочным, политическим, экономическим и иным утилитарными подходами.

В связи с этим понятие "жизнь", как центральное понятие этого философского течения, призвано заменить понятие "бытие".

Представители этого течения противопоставляют жизнь бытию. Бытие - это статичное состояние, жизнь - это движение, становление. "Философия жизни" выступала против того, чтобы положить в основу становления что-либо устойчивое. Становление по мнению ее сторонников это первооснова, предельное понятие. Вместе с тем, ряд ее представителей подчеркивали, что жизнь это и деятельность, творческое созидание, самовыражение человека, формы объективации человека в культуре, позволяющие ему реализовывать и познавать самого себя. Одним из представителей этого философского течения является Артур Шопенгауэр (1788-1860). Переосмысливает кантовскую "вещь в себе", представив ее как волю - некую недоступную познанию мистическую слепую силу. Воля представляет собой единую мировую волю, тождественную всей Вселенной. Мир - это воля, воля к жизни. Мир существует в сознании объекта как представление, он обусловлен субъектом и без него немыслим. Интеллект человека, порожденный волей к жизни, ограничен целями самосохранения, борьбы за существование, удовлетворением потребностей. Для всех направлений философии жизни характерны антиинтеллектуализм и иррационализм. Философия Шопенгауэра пессимистична. Воля к жизни - злая сатанинская, сила, источник страданий. Мир, которым она правит, не имеет ни смысла, ни ценностей, ни целесообразности. Человек ничего не может в нем изменить. Единственный способ спастись человеку от горестей и мучений и тем самым сократить мировое зло - подавление своей индивидуальной воли, бегство от нее в чистое самосозерцание, в аскетический образ жизни.
      Французский философ Анри Бергсон (1859-1941) исследовал такие феномены как длительность, поток сознания, воспоминания о настоящем, творческая эволюция. Центральное понятие философского уч
ения Бергсона - жизненный прорыв.

С точки зрения Бергсона, жизнь -это непрерывное творческое становление. Материя - костное начало бытия, хотя и оказывает сопротивление, но все же подчиняется жизни. Благодаря этому, эволюция мира природы становится творческой эволюцией. В результате мир в изображении Бергсона предстает как единый, непрерывно и необратимо развивающийся, спонтанный и непредсказуемый. Рождая все новые и новые формы, он находится в состоянии непрерывного становления. Бергсон считал, что человек довольно успешно приспособился к миру материи с помощью интеллекта. Интеллект по Бергсону - это разумное и рассудочное познание. Однако интеллекту принципиально недоступен жизненный прорыв. Его познание возможно только на основе интуиции. Создателем этической интерпретации "философии жизни" является нем. философ Ф. Ницше. Он развивал концепцию "воли к власти" на основе "воли к жизни". Понятие Воли, как основы всего существующего, Ницше заимствует у Шопенгауэра. Однако, если для Шопенгауэра Воля служит основанием бытия, то Ницше придает этому понятию социально-нравственный оттенок. "Жизнь, по его словам, стремится к максимуму чувства власти". "Воля к власти" - основа права сильного. Это превыше всех моральных, религиозных и иных нормативных установлений. Именно таким правом должен руководствоваться подлинный человек во всех сферах своей жизнедеятельности. Ницше считал, что иудео-христианская мораль препятствует полному самовыражению человека, и поэтому необходимо провести переоценку ценностей. Смысл этой переоценки состоит в упразднении результатов "восстания рабов в морали" и возрождение "морали господ", в основе которой должны лежать следующие принципы:

1) "ценность жизни" есть единственная безусловная ценность

2) существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и уровнем "воли к власти"

3) сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан никакими моральными нормами.

Всем этим требованиям удовлетворяет по Ницше субъект морали господ - сверхчеловек - центральное и наиболее спорное понятие в этике Ницше. Его сверхчеловек -это гармонический человек, в котором сочетаются физическое совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества. Ницше нередко заявляет, что в действительности сверхчеловека еще не было, его необходимо вырастить. И в этом состоит цель человечества. Обычные люди нашего времени - это исходный материал, необходимый для того, чтобы создать плодородную почву для выращивания сверхчеловека.  [1]2

СМЕРТЬ - одна из основных тем философского размышления, долгое время остававшаяся прерогативой не столько философии, сколько теологии, выступая в контексте проблематики бессмертия души. Тематизацией С. обозначен водораздел между классической, традиционной и неклассической, современной философией. Обсуждение проблемы С. тесно связано с введением в аппарат философствования таких категорий, как «временность» (темпоральность), «конечность», «событийность», «телесность».

Особая роль в обращении к проблематике С. принадлежит Хайдеггеру, который отказывается понимать С. как метафизический или биологический момент перехода из одного состояния в другое, рассматривая С. как определяющий фактор самого человеческого бытия. Тем самым феномен С. выводится из теологического или натуралистического плана и помещается в плоскость онтологии. Субъективность определяется, по Хайдеггеру, не самосознанием, а сознанием смертности, человеческое бытие есть «бытие-к-смерти». Вместе с тем С. есть позитивная, а не негативная характеристика человеческого бытия. С. есть то, что делает человеческое бытие «собственным». С. - всегда «моя» С; через осознание С. как «моей собственной» осуществляется выход за пределы «несобственного», анонимного существования и открывается возможность поворота к бытию, или к смыслу бытия.

В последующей немецкоязычной философии проблема С. разрабатывается в полемике с Хайдеггером. Лёвит, Д. Штернбергер, П. Л. Ландсберг, а также Ясперс критикуют хайдеггеровский подход к С. за попытку осмысления субъективности независимо от со-субъективности, совместности с другими (Mitsein).

У Камю С. выступает не как исходный пункт смыслопорождающей активности человека, а как негация всякого смысла. Отрицает бытийственный статус С. и Сартр, согласно которому, С. не индивидуализирует человека, а, напротив, обезличивает его, не наделяет его «собственностью», а лишает человеческое существование всякой «собственности» и подлинности. Отношение человеческой личности к С, по Сартру, должно характеризоваться не «страхом», «ужасом», а противостоянием, сопротивлением. Сходные мотивы выражены в концепции Адорно, который усматривал в философии Хайдеггера и его сторонников «рациональность С.» и противопоставлял ей «рациональность освобождения».

Тенденцию Франкфуртской школы к переводу проблематики С. из онтологического в социологический и критико-идеологический план закрепляет Маркузе. Тип восприятия С, возобладавший в европ. философии, есть, по Маркузе, идеологический феномен. За этой «идеологией С.» скрываются вполне определенные отношения власти: утверждение образа С. как судьбы и вины есть не что иное, как способ легитимации существующих общественных отношений. «Неестественна» и «ужасна» не С, а тот факт, что люди умирают неестественно и ужасно, совсем иначе, чем хотели бы умереть, и с сознанием того, что они жили не так, как могли бы жить. Видение С. сквозь призму мучительной вины становится инструментом власти, средством поддержания «репрессивной культуры».

Историческая вариативность отношения к С, различные типы восприятия С. скрупулезно проанализированы Ариесом.

У Бодрийара история человеческой цивилизации предстает как история «вытеснения» С, исключения феномена С. из процесса производства социальности. В основе рассуждений Бодрийара лежит мысль Ницше о С. как более значимом событии, чем жизнь. Радикализацией ницшевских и хайдеггеровских интуиций отмечены размышления Бланшо, который избегает противополагания бытия и ничто, жизни и С.

У ряда представителей психоанализа бессознательное стремление к С. («Танатос») рассматривается как одно из глубинных оснований человеческого поведения наряду с бессознательным стремлением к удовольствию («Эрос»).

B.C. Малахов

 A.B. Демичев. Дискурсия смерти: введение в философскую танатологию. СПб., 1997; J. Choron. Der Tod im abendländischen Denken. Stuttgart, 1967; V. Jankelevich. La mort. P., 1977; J. Schlemmer (Hrsg.). Was ist der Tod? Deskussionsbeiträge. Müchen, 1970.


Жизнь, как исходный принцып метафизических, психологических, нравственных оценок.

Имеет ли жизнь человека какую-либо цену? Стоит ли жизнь того, чтобы жить?

Философы по-разному отвечают на эти вопросы. Одни из них: смысл жизни – в согласии с собственной природой и удовлетворение потребностей, получение наслаждения и радости, в развитие творческих способностей и труде на благо общества. Некоторые философы считают, что смысл жизни в самом существовании.

В 19 веке самые песиимистические оценки жизни давали немецкие философы Шопенгауэр и Гартман: мир лежит во зле и человек не в совтоянии его изменить. Зло присуще миру всилу его сущности и жизнь человека неотделима от страдания и скорби. По мнению Шопенгауэра, в основе мира заложена воля, стремление к внешнему выражению. Но всякое стремление имеет своим источником неудовлетворенность, которая свиджетельствует о напряжении и страдании. Таким образом, природа человека содержит в себе вечное напряжение и страдание. Удовлетворив свой желудок, человек попадает в объятие скуки, т.к. у людей нет возвышенных желаний и потребностей, которые требуют без остатка всей жизни. Страдания жизни обостряются их осознанием. Чем развитее человек, тем глубже его страдания. С точки зрения Шопенгауэра, даже удовольствие отрицательно, т.к. оно иллюзорно, лишено положительного содержания и означает отсутствие страдания. Реально лишь зло. Добро – есть отрицание зла. Отсутствие страданий человек воспринимает как удовольствие, как добро. Но для человека существенно не то, что отсутствует, а то, что присутствует (страдания, болезна и т.д.). Не жить лучше, чем жить, но он не предлагает самоубийства. Он предлагает подавление воли, отказ от желаний, как лекарство от мирового зла.

Гартман доказывал, что сущность мира - является безсознательное. Оно объективируется в мире, порождая людей с их сознанием. Люди целью жизни считают счастье, но оно недостижимо, т.к. человек не может избавиться от потребностей. Даже удовлетворение потребностейс – это истощение организма, его нервной системы, органов чувств, и т.д. За все радости и успехи люди должны платить своим собственным здоровьем. Люди ценят здоровье, молодость и богатство, но здоровье – отсутствие болезни, молодость – отсутствие старости. Т.е. то, что ценят люди – это отрицательные стороны, поэтому, неудовольствие, болезнь, немошь – являются настоящими хозяевами жизни.

Гартман не верит в пользу мирового прогресса. Культура портит людей. Чем образованнее человек, тем меньше он доволен жизнью. Искусство – опиум, с помошью которого люди пытаются спастись от скуки.

Хайдеггер разъяснял, что философия не должна стоять на позициях нормального человека. Она должна исходить из специфики человеческого бытия, а человеческое бытие характеризуется тем, что вся ответственность за него лежит на людях. Но люди не могут не ошибаться. Однако, это не означает, что в руках человека все выраждается и выраждается он сам. Наоборот, бытие человека связано с культурой, созиданием ценностей, а так же критическим осознанием собственных достижений и промахов. Это позволяет людям устранить то, что они не доделали.

Один из последователей французского экзистенциализма Камю пишет, что человеку суждено нести крест несчастья и факел надежды. Он должен улучшать все что может, но и после этого, даже в самом совершенном обществе будут умрать невинные. Несправедливость и страдания останутся. Смысл существования в самом существовании, в бытии человека, и ценность его жизни – в способности совершенствоватьь мир и самого себя. [2]3

1 Фейербах Л., Избранные философские произведения. Т.1-2. -М.: Госполитиздат, 1955 т.1, с.393.

2 Интернет Кандэкз по ффии

3 Избранное Ффия




1. Механический принц Кассандра КлэрМеханический принц Серия- Адские механизмы ~ 2
2. Петербургские театры миниатюр.html
3. Курсовая работа- Нахождение оптимального плана производства продукции с использованием пакетов прикладных программ Math Cad
4.  От чего зависит индуктивность проводника в вакууме Индуктивность L зависит от формы т размеров проводник
5. Тема- Розмітка тонкого листового металу
6. это действия связанные с выпуском размещением и обращением ценных бумаг
7. Кожна людина має право на життя на свободу і на особисту недоторканість.
8. Рациональное природопользование и аспекты его предпочтения
9. Общий вид результата приведен на рисунке
10. Ціноутворення у харчовій галузі (на базі ВЗП Кіцманський хлібокомбінат)
11. ~ М- Политиздат 1955
12. Эмоции и язык
13. литературный язык
14. тематике химии физике
15. Особенности подготовки личного состава в объединенной группировке внутренних войск в Северо-Кавказском регионе
16. Понимание личности в позитивной психологии
17. Маннергейм На службе России
18. Тема 1 Вопрос 1- Управление персоналом включает комплекс взаимосвязанных видов деятельности- определение по
19. ТЕМА СЕМИНАРА Геоурбанизационные процессы в России Основные черты урбанизации в советский период как фа
20.  Общие положения 12