Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

а Вопросы выносимые на обсуждение семинарского занятия- Общество- понятие признаки и структура

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05


Семинар 1 (4 часа)

Вопросы, выносимые на обсуждение семинарского занятия:

  1.  Общество: понятие, признаки и структура.
  2.  Понятие и признаки, функции государства.
  3.  Сущность государства.
  4.  Типология государств.
  5.  Понятие, признаки и элементы механизма государства.
  6.   Понятие и признаки аппарата государства, его структура.
  7.  Государственный орган: понятие, признаки, классификация.
  8.  Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата.
  9.  Понятие формы государства. (Форма правления государства: понятие, признаки и виды. Понятие, признаки, виды формы государственного устройства. Понятие, признаки, виды политического (государственного) режима.

10. Политическая система общества: понятие и структура. Основные элементы политической системы.

11. Типология  политических систем. 

12. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.

13 Правовое государство: понятие, признаки.

14. Правовые формы ограничения государственной власти в правовом государстве.

  1.  Гражданское общество: понятие и признаки.

Методические рекомендации

Приступая к изучению данной темы необходимо помнить об историческом характере государства и права. Это означает, что государство и право существовали не всегда. Их появление связано с развитием человека и общества. В историческую эпоху, именуемую родовым (первобытнообщинным) строем, люди даже не имели представления о праве и государстве.

Студенты должны уяснить значение организации в обществе и выявить основные черты, характеризующие родовую общину как специфическую форму социальной организации. Следует подчеркнуть роль обычаев как социальных регуляторов, указать на особенность социальных норм (мононорм) в родовом строе. Далее нужно перейти к анализу общественной власти и первобытной демократии.

Вопрос о причинах происхождения государства с его специальным аппаратом управления и принуждения решается в научной литературе не однозначно; проблема возникновения государства является дискуссионной. Историческая и этнографическая науки дают всё новые и новые знания о причинах этого происхождения.

Формирование государства - длительный процесс. У различных народов мира он протекал по-разному с учетом конкретно-исторических особенностей (природно-климатических, этнических, экономических и т. п.). Из этого разнообразия путей сначала нужно выделить то общее, что свойственно всем народам. Этим общим являются, прежде всего, изменения, происходящие на определенном этапе развития в первобытном обществе, а именно разложение родовой общины. Необходимо показать роль в данном процессе неолитической революции, переход от присваивающей экономики к экономике производящей. Особо следует подчеркнуть значение неизбежности социального расслоения, появления частной собственности, возникновения классов.

Анализ государственной власти следует начать с определения государства. Причем студенты должны иметь представление о том, что в учебной и научной литературе существуют различные определения такого сложного социально-политического феномена, как государство. Уяснить, что представляет собой данное понятие необходимо для того, чтобы в последующем выявить признаки, отличающие государство от общественной власти родового строя. Ответ на следующий вопрос нужно начать с того, что понятия «государство» и «власть», которые тесно взаимосвязаны. Следует раскрыть сущность властных отношений, показать, что власть присуща любому обществу и пронизывает все сферы его жизни. Необходимо объяснить, почему наиболее важным видом власти является государственная, и рассмотреть особенности государственной власти в раннекласовых обществах.

При подготовке вопросов, посвященных возникновению права важно иметь в виду, что в последние десятилетия в рамках общей этнографии сформировалось новое направление – «нормативная этнография» (см. работы профессора А. И. Першица). Анализ «мононорм» как социальных норм первобытного общества наряду с новыми знаниями о самом первобытном обществе позволяет  исследовать происхождение права. Для освещения этой проблемы необходимо показать закономерности возникновения права, связав этот процесс с разложением родового строя; выделить признаки правовых норм, отличающих их от социальных норм первобытного общества; рассмотреть функции права в раннеклассовых обществах.

В рамках данной темы важно обратить внимание на множественность (плюрализм) теорий происхождения государства, которая объясняется сложностью самой проблемы генезиса государства, мировоззренческой и социальной позицией авторов.

По вопросу о сущности государства в научной литературе высказываются самые различные точки зрения, так как существуют разные подходы к оценке этого сложного социально-политического феномена.

Для выяснения сущности государства нужно рассмотреть его устойчивые признаки (вспомните отличительные признаки государства от организации власти в первобытном обществе и укажите признаки, отличающие государство от других политических организаций общества). Далее следует анализ государства как: а) политической организации; б) структурной организации; в) территориальной организации.

Исследование любого государства как организации политической власти неизбежно приводит к вопросу, чьим интересам служит данная организация. Выделяют классовое и общесоциальное в характеристике государства. В обществах с ярко выраженными классовыми антагонизмами на первом плане находится классовое содержание государственности. Здесь государство используется для обеспечения интересов господствующего класса, что не может не вызвать сопротивления у других социальных групп. Отсюда необходимость насилия, диктатуры для подавления такого сопротивления. Общечеловеческие интересы в таких обществах отходят на второй план. Однако государство может использоваться и в широких целях, прежде всего для обеспечения общественных интересов, представляющих интересы большинства населения страны (различных слоев и социальных групп). Согласование разнообразных социальных интересов зачастую осуществляется посредством компромисса. Анализ сущности государства требует выявления его социальной роли. Ее нельзя сводить только к классовым или общечеловеческим началам. Государство может обеспечивать национальные, расовые, религиозные и иные интересы.

Социальная роль, назначение государства вытекает из его сущности. Мыслители разных эпох и различных научных направлений делали попытки определить социальное предназначение государства. Дайте краткий обзор таких толкований. Проанализируйте различные определения государства.

Понятие государства тесно взаимосвязано с понятием власти.  В данной теме требуется детальная и углубленная характеристика этого понятия. При ответе на этот вопрос сначала необходимо дать определение социальной власти в целом, а затем -  государственной власти. Проанализируйте различные точки зрения на соотношение «политической» и «государственной» власти. Охарактеризуйте черты (отличительные признаки) государственной власти. Раскройте понятия «легальность» и «легитимность»  власти.

Важнейшей категорией теории государства и права выступает понятие «тип государства».  В настоящее время в научной литературе сосуществуют два подхода к типологии государства: формационньй и цивилизационный. Охарактеризуйте оба этих подхода вскройте их достоинства и недостатки. Перечислите типы государства с позиции таких подходов.

Седьмой вопрос семинарского занятия связан с исследованием механизма государства. В первую очередь следует дать определение механизма государства, подчеркнуть, что понятия механизма и функции государства тесно взаимосвязаны. Механизм государства включает в себя всю совокупность государственных органов и принудительных учреждений, с помощью которых осуществляются функции государства. Перечислить элементы структуры механизма государства. Сравнить понятия «механизм государства» и «государственный аппарат».

Система органов государственной власти образует государственный аппарат, первичным элементом которого является отдельный госорган (министерство, ОВД, районный суд и т.п.). Дайте определение органа государства. Изложите его признаки. Покажите, что для классификации органов государства используются различные критерии. Перечислите классификационные критерии и приведите соответствующие классификации органов государства.  Надо дать развернутую характеристику законодательных, исполнительных, судебных органов и так называемых «силовых» учреждений, показать их роль в выполнении задач государства.

В заключение надо раскрыть принципы разделения властей, законности, демократизма, профессионализма государственной службы и других руководящих начал организации и деятельности государственного аппарата.

Приступая к изучению  функций государства, студенты должны уделить должное внимание  подходам к понятию функций государства. Определяя это понятие, следует подчеркнуть, что функциями государства называют основные направления деятельности государства, обусловленные его природой и социальным назначением. Надо сделать акцент на комплексном характере функций государства в отличие от функций государственных органов, характеризующих деятельность этих органов по выполнению поставленных перед ним задач (правосудие, прокурорский надзор, охрана общественного порядка и т.п.). Понятие функций государства не следует отождествлять с понятиями целей и задач государства. Государство представляет собой один из общественных институтов, основными задачами которого являются сохранение и защита существующих экономических отношений, культурных, духовных ценностей данного общества, политической и правовой систем. Функции государства по сравнению с его целями и задачами являются лишь основными направлениями деятельности. Бесспорно, деятельность государства связана с решением стоящих перед ними задач, т.е. цели и задачи определяют функции.

Проводя классификацию функций государства по разным основаниям, следует, уделить основное внимание делению функций на внутренние и внешние. Содержание экономической, социальной, финансовой и др. функций целесообразнее раскрыть на примере деятельности Российского государства. Важно также осветить правовые формы осуществления функций государства - правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную.

Форма государства характеризует организацию, устройство государственной власти и имеет три аспекта: форму государственного правления, форму государственного устройства, форму политического (государственного) режима. Первый аспект сводится к организации верховной государственной власти (монархия и республика с их разновидностями), второй - к политико-территориальной организации государства (унитарное и федеративное устройство), третий - к методам осуществления власти (демократический, авторитарный и тоталитарный режимы).

Своеобразие конкретной формы государства в любом историческом периоде зависит от степени зрелости, развитости общества, от культурного уровня народа, его исторических традиций, характера религиозных воззрений, национальных особенностей, природных условий проживания и других факторов. В разное время в различных странах формы государства имели свои специфические особенности.

13 вопрос семинарского занятия посвящен анализу формы правления. Прежде всего, необходимо определить форму правления как способ организации высших органов государственной власти и систему их взаимоотношений друг с другом и с населением. В зависимости от положения главы государства формы правления подразделяются на монархии и республики. Дайте определение монархии. Перечислите признаки монархии. Исследуйте разновидности монархии: неограниченную (абсолютную) монархию, ограниченную (конституционную) монархию. Используя исторический материал, охарактеризуйте восточные деспотии; тиранию в греческих полисах, в средневековых городах-государствах Северной Италии; парламентарную и дуалистическую монархию. Дайте определение республики. Перечислите признаки республики. Современные республики подразделяются на парламентские, президентские и смешанные (полупрезидентские). Рассмотрите признаки этих форм правления. Охарактеризуйте особенности социалистической республики как формы правления, возникающей в результате социалистической революции. Назовите три ее разновидности.

В рамках 16 вопроса надо определить соотношение типа и формы государства, причины многообразия форм государства в рамках одного и того же типа (соотношение политических сил, исторические традиции, уровень политической культуры и т.п.)

Обратите внимание на тот факт, что четкого соотношения между типом и формой государства не существует. С одной стороны, в пределах одного и того же типа государства могут встречаться различные формы правления, а с другой - государства разного типа могут облекаться в одинаковую форму. Конкретизируйте данные положения историческими примерами. Вместе с тем, государства определенного типа имеют некоторые формы правления, присущие только им, также как есть формы, которые противоречат данным типам государства. Приведите примеры таких типов и таких форм правления. Завершая обсуждение этого вопроса, сделайте вывод, от каких факторов помимо исторического типа государства зависит конкретная форма государства.

Следующий вопрос связан с анализом формы государственного устройства и ее разновидностей. Ответ на вопрос начинайте с определения формы национально-государственного и административно-территориального устройства. Укажите формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство, конфедерация. Охарактеризуйте простое и сложное государственное устройство. Раскройте, что такое протекторат и уния. Детально рассмотрите особенности унитарного государственного устройства и федерального государственного устройства.

Проанализируйте построение федерации по территориальному и национально-территориальному принципам. Проиллюстрируйте каждое построение конкретными историческими примерами. Важным является вопрос о суверенитете федерации и входящих в состав федерации государств. Особое значение при любой форме государственного устройства имеет распределение полномочий между центром и периферией.

Вопрос о политическом (государственном) режиме следует начать излагать с определения политического режима. Покажите, что в зависимости от особенностей методов осуществления  политической власти со стороны государства различают два полярных режима: демократический и антидемократический (диктатура). Охарактеризуйте демократический режим, раскройте его социально-экономические, политические предпосылки, выделите его признаки. Далее следует дать характеристику антидемократического режима, его разновидностей: тоталитарного, авторитарного, фашистского режимов. При ответе на данный вопрос постарайтесь определить, есть ли однозначная зависимость между формой правления и характером государственного режима?

Прежде всего, необходимо уяснить, что принято называть политической системой. Объясните, почему для исследования политической системы важное значение имеет понятие структуры. Опишите структуру политической системы, охарактеризуйте каждый из ее элементов.

Далее следует рассмотреть место и роль государства в политической системе общества. Среди социальных институтов, осуществляющих власть и регулирующих взаимоотношения в обществе, прежде всего, выделяют государство. Перечислите причины, по которым государство занимает центральное положение в политической системе. Продумайте, можно ли понятия «государство» и «политическая система» соотносить как часть и целое. Объясните, как Вы относитесь к утверждению о «цементирующей» роли государства в политической системе общества.

Выяснив, что собой представляет «политическая система общества» и какое место занимает в ней государство, нужно закрепить полученные знания, охарактеризовав место и функции политической системы в социуме.       На следующий вопрос семинарского занятия нужно обратить особое внимание на то, что государство - не единственный субъект политический жизни общества. Наряду с ним в политической жизни участвуют политические партии, профсоюзы, союзы предпринимателей, общественные движения, которые в своей совокупности образуют политическую систему общества.

Приступая к освещению 18 вопроса, прежде всего, следует дать определение этого понятия. Выделите, что в основе правового статуса лежит фактический социальный статус. Объясните, что означает последний. Соотнесите его с правовым статусом. Сравните категории «правовое положение» и «правовой статус». Подчеркните, какое место занимают права и обязанности личности в ее правовом статусе. Укажите элементы, составляющие структуру правового статуса. Кратко их опишите. Приведите существующие виды правового статуса и охарактеризуйте их.

Далее рассматривается понятие правового государства. Однако первоначально следует вспомнить, что понимается под государством, дать определение права. Охарактеризуйте взаимоотношения государства и права, выделив и раскрыв рассматриваемые в современной литературе соответствующие модели этих взаимоотношений. Укажите, что поиски моделей согласованного взаимодействия права и государства осуществлялись еще прогрессивными мыслителями древности. Назовите ученых античности, в чьих трудах формулировались идеи правовой государственности. Подчеркните, что теоретические представления античных авторов оказали заметное влияние на последующие разработки данной проблематики, в том числе просветителями (Д. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Дж. Мэдисон, А.Н. Радищев и др.), представителями немецкой классической философии (И. Кант, Г. В. Ф. Гегель), русскими юристами-либералами (Б. А. Кистяковский, Н. М. Коркунов, П. И. Новгородцев и др.). Следует указать, что в последнее десятилетие теория и практика правовой государственности получили широкое освещение в трудах отечественных аналитиков, где данное государство характеризуется в качестве важнейшего достижения человеческой цивилизации. Акцентируйте, в чем заключается сущность учения о правовом государстве. В завершении сформулируйте дефиницию «правовое государство». Выделите такие признаки, как: признание и защита прав и свобод человека и гражданина; верховенство правового закона; разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную в целях последовательного «связывания» суверенной государственной власти, зафиксируйте, что данным признакам соответствуют три взаимосвязанных компонента (т.е. элемента теории и практики) правoвoго государства, которые условно можно назвать гуманитарно-правовым, нормативно-правовым и институционально-правовым Детально раскройте содержание приведенных отличительных черт правового государства.

Вопрос о гражданском обществе рассматривается наукой достаточно давно, но по – настоящему понимание его роли в жизни человека и гражданина выкристаллизовалось в XX в., когда обрели своё поистине высокое значение такие понятия, как демократия, свобода, право, гражданин, правовое государство и т.п., когда стало ясно, что общие интересы, соединяющие людей и образующие общество,  гораздо более важнее интересов, их разъединяющих. Далее необходимо дать понятие гражданского общества. В юридической литературе различные авторы, обращавшиеся к проблеме гражданского общества, сформулировали определения его наиболее характерных признаков. Перечислите эти признаки. Раскрывая содержание данного вопроса, необходимо акцентировать внимание на взаимосвязи человека и общества с правом. Необходимо указать на многообразные отношения людей с государством. Дайте определение понятия «права человека».

Раскройте их гуманистическую природу.  Сопоставьте категории «права» и «свободы». Права человека имеют естественную природу, неотьемлемы от него, внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от их закрепления в законодательных актах государства. Права гражданина - это совокупность естественных прав, а также приобретенных в ходе цивилизационного развития, получивших закрепление в государственных нормативно-правовых актах. Права личности - это права конкретного индивида в конкретной ситуации, характеризующие степень его социальной зрелости, его правосубъектность. Однако в реальной жизни данное разграничение выглядит схоластическим (прирожденные права человека давно признаны всеми демократическими государствами), а потому ненужным. Далее необходимо рассмотреть виды прав и свобод. Подчеркните, что общепринятым критерием их классификации выступают сферы жизнедеятельности человека. Перечислите виды прав личности в современном российском государстве и осветите их. Укажите, что права человека в современном обществе обладают некоторыми общими чертами: они универсальны (распространяются на все мировое сообщество); выступают всемирной гуманитарной и политико-юридической ценностью; динамичны (находятся в постоянном развитии); требуют своей реализации и международной защиты; им корреспондируются обязанности. Важно уяснить, что права не существуют без обязанностей. Проанализируйте их единство. Дайте определение юридических обязанностей. Обратите внимание на взаимную ответственность государства и личности, которая особое значение приобретает в теории и практике правовой государственности.

Подчеркните, что государство берет на себя обязанность признавать, соблюдать, защищать права и свободы гражданина. Укажите, что обязанности государства, возникающие в связи с реализацией прав и свобод граждан, находят выражение в системе гарантий. Сформулируйте эту дефиницию. Перечислите и раскройте виды гарантий прав человека.

PAGE  7




1. Исследование ассортимента и оценка качества мясных консервов 001
2. Неингаляционные методы общей анестезии
3. Италия экономичная из Римини
4. Курсовая работа- Внутренняя управленческая отчетность
5. Финансирование инновационной деятельности
6. Тема- Темпы развития парциальных кустов брусники обыкновенной Vccinium vitiside L
7. 2 Дата проведения- Место проведения- стадион БГАФК
8. тематического моделирования.
9. статьями выступил В
10. Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей
11. Белаша начальника штаба махновской армии
12. Образование, свойства и добыча алмазов
13. Реферат- Оперативный контроль
14. социальный и защита
15. Office bookingoffice ~ білетна каса to stnd in the queue стояти в черзі the performnce show ~ сеанс to mke gret impression on ~ справи
16. Лекція 9 Людина як біосоціальна істота 2 год
17. тематики изучающий закономерности массовых случайных явлений2 Основными понятиями ТВ явся Испытания опыт
18. Репродуктивные технологии и начало жизни 109 суррогатного материнства и донорства яйцеклет
19. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук Харків 1999 Дисертація є
20. Курсовая работа- Планирование двухфакторного эксперимента