Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

человек индивид личность

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05

Загрузка...

Диплом на заказ

4 вопрос. Личность и социализация.

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность».

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду.

Человек как один из людей — индивид. Индивид — это самая общая характеристика человека.

Личность-  человеческий индивид, который в ходе социализации приобретает устойчивую систему социально-значимых качеств, знаний и социального опыта. Осуществляет целенаправленную деятельность, вырабатывает индивидуальный, но социально- типичный стиль мышления, поведения и взаимодействия с другими людьми.

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социализация выполняет в общество три основных задачи:

  1.  интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;2)  способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими социальных ролей;3)  сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности.

Вторичная социализация - процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии.

 Феномены социализации:

  1.  Материнская депривация теория, согласно которой плохие отношения ребенка с матерью связаны с его проблемами во взрослой жизни. Депривацию следует понимать как полное лишение матери, ее отсутствие, длительное или временное, а также холодное, безразличное отношение матери к ребенку. Создатель теории Джон Боулби в результате исследований установил причинно-следственную связь между материнской депривацией, подростковой делинквентностью и поведенческими расстройствами у взрослых. Работу Боулби сочли доказательством того, что даже краткие разлуки с матерью в детстве способны оказать глубокое долгосрочное воздействие на жизнедеятельность взрослого человека.
  2.  Феномен феральных людей (Дети «Маугли»)  человеческие дети, которые жили вне контакта с людьми с раннего возраста и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения. Такие дети, оставленные родителями, воспитываются животными или живут в изоляции.

Теории развития личности:

Теория психо-сексуального развития личности Фрейда выделяет три части в психической структуре личности.

Ид («Оно») – исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. (ребенок)

Эго («Я») (взрослый) это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает ему употреблять в пищу ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго («сверх – Я») – это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

психо-сексуальное развитие(этапы):

1- оральный(до 1 года) рот (эрогенная зона); через рот ребенок получает все свои удовольствия;

2- анальный(от1 до 3лет) ребенок получает удовольствие от походов в туалет;

3- фаллический(5-7 лет) (зона половых органов) эдипов комплекс(Мальчики испытывают любовь к матери и ненавидят отца; девочки стремятся обладать отцом и проявляют ненависть к матери; обретает гендерную идентичность, идентификация себя как мальчика или девочки.

4- генитальная (наступление половой зреслости, сексуальный контакт)

Чарльз Кули: роль первичных групп и понятие «зеркального Я».

Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают своё «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трёх элементов:

1. того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;

2. того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;

3. того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других

Эта теория придаёт важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей.

Джордж Мид (Теория обобщенного другого) пошёл дальше в своём анализе процесса развития нашего «Я». Как и Кули, он считал, что «Я» - продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми.

По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии:

  1.  имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его.
  2.   игровая стадия- когда дети понимают поведение как исполнение определённых ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли.  

Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества,- это следующий важный шаг в процессе создания своего "Я".

человеческое "Я" состоит из двух частей: "Я - сам" и "Я - меня". "Я - сам" - это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. "Я - меня" - это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей).

  1.  стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Усвоение ценностей, морали в обществе, формирование личности ребенка. Эти установки и ожидания создают образ некого "другого" - безликого человека "со стороны", олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установленным "другими со стороны". На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

Жан Пиаже, стадии когнитивного развития – процесс развития мышления и познания.

Стадии:

-сенсоматорная – от рождения до 2х лет (чувства и движения, нет способности удерживать в памяти образы и предметы)

-преоперациональная от 2х до 7ми лет (дошкольный возраст; также нет еще мыслительных операций. Задача: научиться разделять предметы и символы - кубики)

-конкретные операции-от 7ми до 11 лет ребенок учится совершать мысленные операции; учиться оперировать символами

-формальные операции от 11 до 15 лет- На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии.

Нравственное развитие личности (Лоуренс Колберг).

Колберг( не все доходят даже до 4 5 6 этапов)

Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют друг друга в строгой последовательности. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию (эмпатии).  

Стадии:

  1.  Ребенок стремится избежать наказания
  2.  Стремление получить поощрение (здесь понятия «хорошо» и «плохо» не сформулированы)
  3.  Формулирование понятий «хорошо» и «плохо» на основе мнение окружающих
  4.  Формирование нравственного сознания- правила поведения в обществе, общественные интересы
  5.  Человек осознает существование соц. системы, культуры, способен предвидеть последствия действий люлей
  6.  Человек формирует собственную нравственную систему. Соблюдает ее и предлагает другому обществу.

Эрик Эриксон: основные кризисы и этапы развития личности.

Согласно теории развития личности Эрика Эриксона, развитие личности продолжается всю жизнь, где один этап в случае благополучного разрешения внутренних противоречий приходит на смену другому.

1 — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;

2 — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;

3 — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;

4 — конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;

5 — юность, идентификация личности и путаница ролей;

6 — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;

7 — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;

7 — конфликт цельности и безнадежности.

Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями». Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость. Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет. Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом.

Механизмы социализации:

Носят позитивный хар-р (способствуют социал-ции)

Эмитация –копирование, подражание; образцом для этого явл-ся значимые другие», при доверии и уважении ребенок может не повторять плохих привычек взрослых; усваивается ряд навыков, привычек.

Идетификация- процесс осознания своей принадлжености к к-либо группе, приобщение к ценностям и правилам этой группы, усвоение их как своих собственных. Первая идентификация связана с именем, затем идентификация себя с другими, и потом в целом, как личность.

Носят негативный хар-р (препятствуют социал-ции)

Чувство стыда- возникает тогда, когда нас «застают на месте преступления»; важно восприятие нашего поступка другими людьми.

Чувство вины- это внутреннее переживание, человек сам осознает свою вину; мучает совесть; т.е. другие люди не влияют на это чувство.

Эти чувства для того, чтобы исключить неправильные поступки.

(Э.Гидденс)Агенты социализации- те, кто воздействуют на индивида, на его мышление, поведение и социализацию.

Значимый другой- индивид, оказывающий влияние на поведение другого индивида. Это влияние выражается в изменении их мативационно-смысловой и эмоциональной сфер.

Референтная группа- реальная или условная соц. общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки, которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Эффекты социализации

1.формирование черт характера

2.формирование сложной мотивации деятельности

Неуспешная социализация

1.Разнородность агентов социализации

2.Противорчие между первичной и вторичной социализацией

3.Маргинальная личность- человек, находящийся на границе между двумя и более соц. мирами, но ни в одном из них не принимает полноценного участия. (Роберт Парк)

Признаки маргинала: сомнение в личной ценности; неопределенная связь с другими и страх быть отвергнутым; тенденции избегать неопределенных ситуаций; это люди мечтатели; боязнь риска; неспособность наслаждаться; уверены, что окружающие к ним несправедливы.

Причины становление маргинала: обычно такие личности появляются в обществе, которое переживает кризис; потеря объективного статуса, без последующего обретения другого(работа); потеря субъективной идентификации с группами; разрыв социальных связей.

4.Девиантное, отклоняющиеся поведение.

Ресоциализация- разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения с последующим принятием, усвоением новых ценностей и моделей поведения.




1. Социальная динамика науки
2. Технология и организация технического обслуживания и ремонта подвижного состава предприятия
3.  Строительный комплекс- анализ и оценка условий и возможностей развития 1
4. Право и организация социального обеспечения в отделении кадров УВД Красногорского района Андреевой
5. Экономическая оценка сельскохозяйственных угодий
6. Виды и критерии ЧС
7. . Понятие и условия эффективности правового воздействия.
8. Городская одежда
9. Контрольная работа по Юридической психологии
10. тема- основные понятия и характеристики
11. София опубликовала Око возрождения Питера Кэлдера вместе с Йога терапией Свами Шивананды
12. предустановленной гармонии Г
13. Ибрагим Шовхалов
14. тема и ее уровни Принципы организации БС БС ~ это основанная на экон
15. Тема 1.1. Предмет задачи и основные понятия педагогической психологии И воспитание и образование нераздели
16. Реферат- Роль семьи в обществе
17. Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой учебной дисциплины Экологическое право на основ
18. і. Технологічний процес ~ сукупність технологічних операцій переробки сировини в кінцеві продукти
19. на тему- Неполные семьи Выполнила- студентка группы Э ~32ВО
20. лекция 9 С точки зрения Энгельса ОВФ имеет 2 стороны- в рамках своей первой стороны он звучит следующим образ.