Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

человек индивид личность

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05


4 вопрос. Личность и социализация.

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность».

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду.

Человек как один из людей — индивид. Индивид — это самая общая характеристика человека.

Личность-  человеческий индивид, который в ходе социализации приобретает устойчивую систему социально-значимых качеств, знаний и социального опыта. Осуществляет целенаправленную деятельность, вырабатывает индивидуальный, но социально- типичный стиль мышления, поведения и взаимодействия с другими людьми.

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социализация выполняет в общество три основных задачи:

  1.  интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;2)  способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими социальных ролей;3)  сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности.

Вторичная социализация - процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии.

 Феномены социализации:

  1.  Материнская депривация теория, согласно которой плохие отношения ребенка с матерью связаны с его проблемами во взрослой жизни. Депривацию следует понимать как полное лишение матери, ее отсутствие, длительное или временное, а также холодное, безразличное отношение матери к ребенку. Создатель теории Джон Боулби в результате исследований установил причинно-следственную связь между материнской депривацией, подростковой делинквентностью и поведенческими расстройствами у взрослых. Работу Боулби сочли доказательством того, что даже краткие разлуки с матерью в детстве способны оказать глубокое долгосрочное воздействие на жизнедеятельность взрослого человека.
  2.  Феномен феральных людей (Дети «Маугли»)  человеческие дети, которые жили вне контакта с людьми с раннего возраста и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения. Такие дети, оставленные родителями, воспитываются животными или живут в изоляции.

Теории развития личности:

Теория психо-сексуального развития личности Фрейда выделяет три части в психической структуре личности.

Ид («Оно») – исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. (ребенок)

Эго («Я») (взрослый) это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает ему употреблять в пищу ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго («сверх – Я») – это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

психо-сексуальное развитие(этапы):

1- оральный(до 1 года) рот (эрогенная зона); через рот ребенок получает все свои удовольствия;

2- анальный(от1 до 3лет) ребенок получает удовольствие от походов в туалет;

3- фаллический(5-7 лет) (зона половых органов) эдипов комплекс(Мальчики испытывают любовь к матери и ненавидят отца; девочки стремятся обладать отцом и проявляют ненависть к матери; обретает гендерную идентичность, идентификация себя как мальчика или девочки.

4- генитальная (наступление половой зреслости, сексуальный контакт)

Чарльз Кули: роль первичных групп и понятие «зеркального Я».

Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают своё «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трёх элементов:

1. того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;

2. того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;

3. того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других

Эта теория придаёт важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей.

Джордж Мид (Теория обобщенного другого) пошёл дальше в своём анализе процесса развития нашего «Я». Как и Кули, он считал, что «Я» - продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми.

По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии:

  1.  имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его.
  2.   игровая стадия- когда дети понимают поведение как исполнение определённых ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли.  

Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества,- это следующий важный шаг в процессе создания своего "Я".

человеческое "Я" состоит из двух частей: "Я - сам" и "Я - меня". "Я - сам" - это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. "Я - меня" - это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей).

  1.  стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Усвоение ценностей, морали в обществе, формирование личности ребенка. Эти установки и ожидания создают образ некого "другого" - безликого человека "со стороны", олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установленным "другими со стороны". На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

Жан Пиаже, стадии когнитивного развития – процесс развития мышления и познания.

Стадии:

-сенсоматорная – от рождения до 2х лет (чувства и движения, нет способности удерживать в памяти образы и предметы)

-преоперациональная от 2х до 7ми лет (дошкольный возраст; также нет еще мыслительных операций. Задача: научиться разделять предметы и символы - кубики)

-конкретные операции-от 7ми до 11 лет ребенок учится совершать мысленные операции; учиться оперировать символами

-формальные операции от 11 до 15 лет- На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии.

Нравственное развитие личности (Лоуренс Колберг).

Колберг( не все доходят даже до 4 5 6 этапов)

Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют друг друга в строгой последовательности. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию (эмпатии).  

Стадии:

  1.  Ребенок стремится избежать наказания
  2.  Стремление получить поощрение (здесь понятия «хорошо» и «плохо» не сформулированы)
  3.  Формулирование понятий «хорошо» и «плохо» на основе мнение окружающих
  4.  Формирование нравственного сознания- правила поведения в обществе, общественные интересы
  5.  Человек осознает существование соц. системы, культуры, способен предвидеть последствия действий люлей
  6.  Человек формирует собственную нравственную систему. Соблюдает ее и предлагает другому обществу.

Эрик Эриксон: основные кризисы и этапы развития личности.

Согласно теории развития личности Эрика Эриксона, развитие личности продолжается всю жизнь, где один этап в случае благополучного разрешения внутренних противоречий приходит на смену другому.

1 — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;

2 — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;

3 — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;

4 — конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;

5 — юность, идентификация личности и путаница ролей;

6 — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;

7 — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;

7 — конфликт цельности и безнадежности.

Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями». Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость. Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет. Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом.

Механизмы социализации:

Носят позитивный хар-р (способствуют социал-ции)

Эмитация –копирование, подражание; образцом для этого явл-ся значимые другие», при доверии и уважении ребенок может не повторять плохих привычек взрослых; усваивается ряд навыков, привычек.

Идетификация- процесс осознания своей принадлжености к к-либо группе, приобщение к ценностям и правилам этой группы, усвоение их как своих собственных. Первая идентификация связана с именем, затем идентификация себя с другими, и потом в целом, как личность.

Носят негативный хар-р (препятствуют социал-ции)

Чувство стыда- возникает тогда, когда нас «застают на месте преступления»; важно восприятие нашего поступка другими людьми.

Чувство вины- это внутреннее переживание, человек сам осознает свою вину; мучает совесть; т.е. другие люди не влияют на это чувство.

Эти чувства для того, чтобы исключить неправильные поступки.

(Э.Гидденс)Агенты социализации- те, кто воздействуют на индивида, на его мышление, поведение и социализацию.

Значимый другой- индивид, оказывающий влияние на поведение другого индивида. Это влияние выражается в изменении их мативационно-смысловой и эмоциональной сфер.

Референтная группа- реальная или условная соц. общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки, которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Эффекты социализации

1.формирование черт характера

2.формирование сложной мотивации деятельности

Неуспешная социализация

1.Разнородность агентов социализации

2.Противорчие между первичной и вторичной социализацией

3.Маргинальная личность- человек, находящийся на границе между двумя и более соц. мирами, но ни в одном из них не принимает полноценного участия. (Роберт Парк)

Признаки маргинала: сомнение в личной ценности; неопределенная связь с другими и страх быть отвергнутым; тенденции избегать неопределенных ситуаций; это люди мечтатели; боязнь риска; неспособность наслаждаться; уверены, что окружающие к ним несправедливы.

Причины становление маргинала: обычно такие личности появляются в обществе, которое переживает кризис; потеря объективного статуса, без последующего обретения другого(работа); потеря субъективной идентификации с группами; разрыв социальных связей.

4.Девиантное, отклоняющиеся поведение.

Ресоциализация- разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения с последующим принятием, усвоением новых ценностей и моделей поведения.




1. ШМО МХ Мифтахова Заместитель директора по УР Директор школы
2. Административное нормотворчество
3. ТЕМАТИКЕ 2 СЕМЕСТР вариант 9 РАЗДЕЛ 1 ПРОИЗВОДНАЯ ФУНКЦИИ ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ
4. Автоматизація в банківській сфері
5.  2013 г Перечень вопросов для промежуточной аттестации по дисциплине Русский язык Ра
6. Если хочешь ты чтоб мечта сбылась должен ты иметь великую мечту
7. тема международного частного права Нормы международного частного права Место международного частного пр
8. Курсовая работа Знакомство дошкольников с родословной
9. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу
10. при последовательном использовании научно обоснованных и формационно конкретных дефиниций как об этом п
11. Тема 16 СИСТЕМА ШКІЛЬНОРОДИННОГО ВИХОВАННЯ В ПЕДАГОГІЧНІЙ СПАДЩИНІ В
12. Программа тура по дням- Карта тура- Cвятыни Тибета1
13. Разработка принципиальной схемы генератора на D-тригерах
14. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук Харків ~
15.  Эти устройства позволяют эффективно решать задачи перевозочного процесса способствуя увеличению пропускн
16. Тема Разработка асинхронного электропривода для сетевого насоса котельной при теплоснабжении поселка
17. Дом детского творчества
18. Тема номера Место России в мировой экономике
19. РУБЕЖ ВРЕМЯ КОМАНДЫ 8 ФЕВРАЛЯ СУББОТА 18
20. Тема 10- Правові засади обмеження монополізму в економіці України Законодавство про захист економіч