Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Статья рекомендована к публикации д

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05


СУЕВЕРИЕ В ПРАВОВЫХ ОБЫЧАЯХ РУССКОГО СЕЛА (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА)

Безгин В. Б.

Кафедра истории и философии

ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»

vladyka62@mail.ru

Статья рекомендована к публикации д.и.н., проф. Щербининым П.П. и к.и.н., доц. Дьячковым В.Л.

Аннотация. В статье раскрыто содержание суеверий в правовых обычаях русского села второй полови-

ны XIX века. Раскрыта природа и установлена роль народных поверий в розыске преступника, сельском

правосудии и крестьянском самосуде.

Ключевые слова и фразы: правовые обычаи; суеверия; преступление; розыск вора; кража; колдун; во-

лостной суд.

В обычно-правовых воззрениях русских крестьян особое место занимали суеверия, основанные как на

народной демонологии, так и на примитивном восприятии православной веры. Преступление расценивалось

как деяние греховное, богопротивное, результат вредоносных усилий нечистой силы. Сохранению архаики

правовых обычаев крестьян способствовал исторически сложившийся общественный уклад русского села и

приверженность его жителей нормам неписанного права.

Одним из видов сельского самосуда следует признать самочинные расправы, учиненные на почве суеве-

рия. Во время деревенских бедствий, будь-то мор, засуха, неурожай, на сельских колдунов и ведьм указыва-

ли как на причину постигших несчастий. В результате они становились жертвой крестьянской мести. Как

показывают источники, самосуды над колдунами завершались убийствами. Крестьяне хорошо понимали,

что в этом вопросе они не могут надеяться на официальный закон, который не рассматривал колдовство как

преступление. Неудовлетворенные таким положением вещей, селяне брали инициативу в свои руки. В на-

родных представлениях убить колдуна не считалось грехом [5, д. 114, л. 6]. Информатор Этнографического

бюро из Орловского уезда А. Михеева сообщала: «Убить колдуна или сжечь его мужики даже за грех не

считают. Например, жила одна старуха, которую все считали за колдунью. Случился в деревне пожар, му-

жики приперли ее дверь колом, избу обложили хворостом и подожгли» [1, д. 1316, л. 15]. По мнению право-

веда А. Левенстима, насилие над колдунами, связано с народными убеждениями, что после побоев, испор-

ченный человек выздоровеет, а если нет, значит, он ставленник нечистой силы, а такие боли не чувствовали

[6, с. 185].

Мотивом таких расправ являлись деревенские предрассудки. В дни тяжелых испытаний коллективный

разум села искал источник бедствий. Логика крестьянских рассуждений неизменно приводила к выводу о

том, что виновником может быть только тот, кто вне «мира», чье поведение не традиционно, а поступки вне

рамок обыденности. В ходе таких расправ колдуны лишь неизбежная жертва, могущая восстановить нару-

шенное равновесие повседневности и вернуть жизненные стереотипы.

Приметы и обычаи нередко выступали основанием для установления фактов преступления. Главными

действующими лицами в таких розысках были сельские ворожеи, гадалки, колдуны. К помощи колдунов в

русской деревне прибегали и для поиска пропавших вещей [9, c. 175]. По сообщению из Костромской гу-

бернии, «если же какой-то злодей надломил у крестьянина клеть, лавку с товаром, сначала обращаются к

ворожее или колдуну, колдун за деньги сказывает, такой-то человек украл, в тот лес положил, ступай не-

медля, найдешь в указанном месте, и справедливо: находят, где колдун сказал, на том месте» [9, т. 1, с. 77].

Для отыскания воров в тамбовских селах прибегали к помощи ворожей, и те гадали на картах, бобах или во-

де. Разложив карты, или посмотрев на воду, ворожея указывала направление жительства похитителя и цвет

его волос, и приблизительно описывала его наружность [4, с. 51].

Характерно и то, что сельские жители для отмщения вору использовали атрибутику православной веры,

хотя, по сути, эти действия были далеки от сущности учения Церкви. В Макарьевском уезде Костромской

губернии местные жители считали, что если на вора заказать сорокоуст, то он будет испытывать страшные

боли и, чтобы избавиться от них вернет хозяину похищенные вещи тайно [7, т. 1, с. 269]. Тамбовские кре-

стьяне верили, что если поставить в церкви перед иконой Иоанна воина «забидящую свечу», то вор начнет

«сохнуть», чахнуть и, в конце концов, сам принесет украденную вещь назад или подбросит ее [2, с. 148].

С целью наказания вора в русских селах прибегали к «выниманию следа». Дерн с отпечатком ступни во-

ра вырезался, эту землю в мешочке вешали в трубу или крепили на потолке избы. Крестьяне были уверены в

том, что по мере высыхания земли преступник будет чахнуть и умрет [9, c. 170]. В костромских деревнях

было принято преследовать вора по «горячему следу». Свежий след преступника бросали в печь, что мне-

нию сельских жителей, приводило к смертельной болезни злодея или неведомая сила заставляла его вернуть

похищенное [7, т. 1, с. 123].

В Орловской губернии существовал обычай распознания убийцы. Местные крестьяне, считали, что

жертва непременно уличит преступника. Предполагаемого убийцу подводили к трупу, и если это он совер-

шил преступление, то на теле «кровь пойдет из ран, или волосы на голове зашевелятся» [1, д. 1021, л. 77].

Аналогичное поверье было распространено среди калужских крестьян [7, т. 3, с. 353]. Все это по своей сути

напоминало систему ордалий раннефеодального периода российской государственности. Стоит согласиться

с утверждением исследователя Т.В. Шатковской о том, что существование в народном правовом быту вто-

рой половины XIX века суеверных обычаев, утративших свое первоначальное мировоззренческое содержа-

ние, свидетельствовало об инерционности крестьянского правосознания [10, с. 210].

Другая группа суеверий была связана с сельским правосудием. Согласно крестьянскому поверью для

благополучного исхода судебного дела считалось необходимым принести с собой на суд плеву новорожден-

ного ребенка, шкуру змеи или корень травы долен, а накануне всей семьей нужно было молиться перед ико-

ной Св. Николая [8, с. 22]. В деревне верили: чтобы выиграть судебную тяжбу, необходимо на Пасху выпро-

сить у священника освященное яйцо, взять его на суд и в течение заседания катать его в кармане [8, с. 25].

Для того чтобы решение было в их пользу, в Пошехонском уезде Ярославской губернии мужики приносили

в суд разные травы, собранные в день Ивана Купалы [7, т. 2, ч. 1, с. 58]. В той же местности с той же целью

деревенские жители считали полезным посыпать порог суда солью, а при себе иметь барсучью шерсть [7,

т. 2, ч. 1, с. 58].

Не в меньшей мере русские крестьяне полагались на милость Божью. Крестьяне верили, что тому, кто

поститься в пятницу перед днем святых Косьмы и Даминиана, не страшен любой суд [8, с. 22]. «Кто читает

по три раза на дню 90 и 108 псалмы или Евангелия утром и вечером, тот выиграет всякий суд», – утвержда-

ли мужики в Орловской губернии [8, с. 32].

Как не парадоксально, но подчас деревенские суеверия сами становились причиной сельского воровства.

Так в Ярославской губернии практиковалась кража цветов, поскольку они «лучше отрождаются, чем куп-

ленные», а рыбаки Архангельской губернии похищали друг у друга удочки, считая, что на краденые крючки

рыба лучше ловиться [10, с. 80]. Исследованные материалы дают основание утверждать, что кражи, совер-

шаемые по причине суеверия, не вызывали осуждения со стороны сельских жителей. Более того, в деревнях

можно было услышать рекомендации: «у кого не ведутся свиньи, нужно в гостях украсть ложку, изломать и

искормить ее свиньям» или «украсть на семена» [10, с. 140]. Священник Птицын из с. Петрушково Карачев-

ского уезда Орловской губернии в корреспонденции от 25 мая 1897 г. сообщал о местном поверье. «Чтобы

лен лучше родился, считали деревенские девушки, нужно украсть лепешку на Пасхе у священника и съесть

ее в поле» [5, д. 114, л. 6]. Был известен в деревне и обычай «заворования». Крестьяне верили, что если бла-

гополучно украсть в ночь перед Благовещением, то можно целый год воровать, не боясь быть пойманным

[11, с. 21].

Суеверия в правовых обычаях русских крестьян отличались завидным единообразием, что подтверждает

существование обычного права, норм общепринятых в правовом быту сельских жителей. Историческая па-

мять крестьянства выступала хранителем, а устная традиция надежным каналом передачи правовых обыча-

ев. Их соблюдением достигалось силой общинных традиций и консерватизмом крестьянского мышления.

Список источников и литературы

1. Архив Российского этнографического музея (АРЭМ). Ф. 7. Оп. 2.

2. Астров П. И. Об участии сверхъестественных сил в народном судопроизводстве крестьян Елатомского

уезда Тамбовской губернии // Сборник сведений для изучения быта крестьянского населения России

(обычное право, обряды, верования и пр.). М., 1889. Вып. I.

3. Белогриц-Котляревский Л. С. Роль обычного права в уголовном законодательстве. Ярославль, 1888.

4. Бондаренко В. Очерки Кирсановского уезда Тамбовской губернии // Этнографическое обозрение 1890.

№ 6–7.

5. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 586. Оп. 1.

6. Левенстим А. А. Суеверия в его отношении к уголовному праву // Журнал Министерства Юстиции.

1897. № 1.

7. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы // Материалы этнографического бюро князя В. Н. Тенишева.

СПб., 2006–2008.

8. Тенишев В. В. Правосудие в русском крестьянском быту. Брянск, 1907.

9. Ушаков Д. Н. Материалы по народным верованиям великорусов // Этнографическое обозрение. 1898.

№ 2–3.

10. Шатковская Т. В. Правовая ментальность российских крестьян второй половины XIX века: опыт юри-

дической антропометрии. Ростов н/Д., 2000.

11. Якушкин Е. И. Обычное право: материалы для библиографии обычного права. М., 1910. Вып. I.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект 09-01-70102а/Ц.




1. ЗДОРОВЯ НАСЕЛЕННЯ. ФАКТОРИ, ЩО ВПЛИВАЮТЬ НА ЗДОРОВЯ
2. ТЕМА 3 Макроэкономический анализ закрытой экономики Логика курса А
3. Восточной Азии граничит с Мьянмой Лаосом Камбоджей и Малайзией
4. Система органів управління в сфері забезпечення екологічної безпеки у плануванні та забудові міст України
5. Політичне та соціально-економічне становище українських земель у XVI-XVII ст
6. Особенности российской банковской системы
7. Лечебное дело о прохождении производственной практики Помощник младшего медицинского персонала
8. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук До
9. Выходы на поверхность можно описывать но саму поверхность лучше изображать фрагментарно только там г
10. Новосибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального разв
11. Психологическое исследование особенностей самоотношения у тревожных и нетревожных студентов
12. Специфические особенности реального общения у подростков
13. Задание А2 проверяет твое умение различать паронимы
14. это неравенство статусов вытекающее как из способностей индивидов выполнять ту или иную социальную роль т
15. Тема- Составление инструкции по охране труда для рабочего места или профессии
16. Типология цивилизаций
17. Доходи і видатки рабовласницьких держав
18. Мир земноводных
19. Арабо-мусульманський культурний регіон
20. Использование мнемотехники в развитии речи детей на материале загадок и скороговорок в группе с трудными детьми (ОНР)