Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Социальнопартнерские соглашения- понятие виды и содержание

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05


БИЛЕТ 18

1. Социально-партнерские соглашения: понятие, виды и содержание.

Понятие и виды соглашений. Появившиеся в переходный к рыночной экономике период социально-партнерские соглашения на более высоком, чем организация, уровне — это новый в трудовом праве вид правовых актов-договоров, расширяющий договорное регулирование труда.

Соглашение — это правовой акт социального партнерства, устанавливающий общие принципы регулирования труда, заключенный между представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях.

Если коллективный договор регулирует отношения социальных партнеров (работников и работодателей) на уровне организации, то соглашение регулирует социально-партнерские отношения на более высоком, чем организация, уровне. Поэтому мы их именуем централизованным правовым актом, распространяющимся на данную отрасль или территорию, или регион (субъект Федерации), или на всю Российскую Федерацию. Но как и коллективный договор, социально-партнерские соглашения по отношению к трудовому законодательству занимают подчиненное место, поскольку их условия не могут быть ниже, чем в законодательстве. Они призваны укреплять их социальные гарантии, улучшать условия труда и быта, а не ухудшать положение работников.

Само название «соглашение» указывает, что это определенный вид договора, заключенный центральными представительными органами социальных партнеров по регулированию социально-трудовых отношений работников с работодателями. Эти соглашения расширяют договорный централизованный метод регулирования труда.

В науке трудового права, как ранее указывалось, термины «социальные партнеры» и «социальное партнерство» появились в последнее десятилетие, главным образом, с принятием Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях». В международно-правовом регулировании труда они существую! давно и закреплены в ряде актов МОТ о труде. В России в годы нэпа были отраслевые и территориальные коллективные договоры, устанавливавшие тарифы (ставки) оплаты труда, что по-существу было тоже социально-партнерским соглашением. Термин «социальное партнерство» появился впервые в промышленно развитых странах Запада в конце XIX в., когда в них возникли зачатки производственной демократии, называемой тогда промышленной демократией. После Второй мировой войны в трудовом законодательстве стран Запада стала все больше закрепляться уступка капитала (работодателей) труду (работникам) в виде предоставления работникам права на соучастие в управлении производством. В отдельных странах Запада появились совместные рабочие советы на производстве и законы о них. Так, по Закону ФРГ «О производственных советах» 1949 года такие советы образуются и действуют на паритетных началах из представителей работников и работодателей. Они и стали называться органами социального партнерства.

Конвенция МОТ № 87 «Свобода ассоциации и защита права на организацию» 1948 года' закрепила равное право социальных партнеров по защите своих интересов. Она предусматривает также, что эти организации трудящихся и предпринимателей имеют право свободно выбирать своих представителей и формулировать свою программу действий. Поскольку такие программы отражают противоположные интересы трудящихся и предпринимателей, то для их социального мира необходимо соглашение социальных партнеров как необходимое условие экономического развития страны. В этом суть социального партнерства.

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» предусмотрел не двух, как в коллективных договорах, социальных партнеров, а трех, добавив к работникам и работодателям еще исполнительный орган власти — как бы посредника между ними. Поэтому в соглашениях у нас, как правило, трипартизм. Но данный Закон допускает соглашения и двусторонние (без участия органа исполнительной власти или когда этот орган сам является работодателем), т. е. двупартизм. Это решают сами стороны. Введенная в этот Закон Федеральным законом от 1 мая 1999 г. новая ст. 20 предусматривает, что для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения создается постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия.

В Федеральном законе «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию coциaльнo-тpvдoвыx отношений» от 1 мая 1999 г.1 указано, что основными целями этой постоянно действующей паритетной Комиссии являются регулирование социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон. Задачи ее — подготовка и заключение генерального соглашения и контроль за его выполнением, урегулирование разногласий по отраслевым (тарифным) соглашениям. Задача социального партнерства — обеспечение гражданского согласия между работниками и работодателями с учетом их интересов.

Виды соглашений и их участники. По количеству участников соглашения могут быть трех- и двусторонними. В трехсторонних соглашениях представители исполнительного органа власти — это не просто посредники между работниками и работодателями, но они берут определенные обязательства от имени этого исполнительного органа.

Профсоюзы не вправе требовать от органов исполнительной власти, не являющихся работодателем или его представителем, заключения с ними двусторонних соглашений. Они могут требовать такового, если орган власти является работодателем, например государственные и муниципальные организации. Так, профсоюз угольщиков (шахтеров) заключает двустороннее соглашение от имени шахтеров с Правительством РФ как их работодателем, поскольку шахты — бюджетная сфера.

По сфере регулируемых отношений и уровню их заключения соглашения могут быть четырех видов: федеральные, отраслевые, субъекта Российской Федерации (их называют региональными) и территориальные (города, региона). В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное (на федеральном уровне), региональное (субъекта Федерации), отраслевое (межотраслевое) тарифное, территориальное и иные. Каждый из этих уровней соглашений имеет своих конкретных участников, регулирует отношения лишь своей сферы действия (территории, отрасли) и устанавливает определенные законом и сторонами условия.

1. Соглашение на федеральном уровне является генеральным, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на всей территории Российской Федерации. Оно заключается между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации и действует на всей территории Российской Федерации. Например, Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002—2004 годы1. Такие генеральные соглашения заключаются на два-три года.

2.   Соглашение на уровне субъекта Федерации, т. е. региональное, заключается между объединением профсоюзов, объединением   работодателей   и   правительством   субъекта   Федерации и действует лишь на его территории. Оно устанавливает общие принципы    регулирования    социально-трудовых    отношений    на уровне субъекта Федерации, а также нормы оплаты труда и другие условия.

3.   Соглашения на отраслевом уровне заключаются соответствующим советом отраслевого профсоюза (например, химиков, машиностроителей)   с   отраслевым   объединением   работодателей (министерством) и  Министерством труда и социального развития   РФ   (как   исполнительным   органом   власти).   Отраслевое (межотраслевое)  тарифное  соглашение  устанавливает  направления социально-экономического развития отрасли, условия труда, нормы оплаты труда, а также социальные гарантии для работников данной отрасли. Оно распространяется только на работников данной отрасли.

4.   Соглашения на территориальном уровне заключаются между  представителями   соответствующих  профсоюзов   (объединений  профсоюзов),   работодателями   (объединениями   работодателей) и органами исполнительной власти данной территории (городов, районов).

Данное соглашение — специальный акт, устанавливающий условия решения определенных социально-трудовых проблем, связанных с территориальными особенностями, т. е. это акт дифференциации трудового права, например районов Крайнего Севера, зон Чернобыльской аварии и т. д. Это специальное соглашение отражает и углубляет дифференциацию трудового права.

Социально-партнерское соглашение — это акт, направленный на:

повышение оплаты труда, компенсационных выплат в связи с ростом цен, инфляцией;

улучшение охраны труда, техники безопасности, других условий труда и социально-бытового обслуживания, социального обеспечения работников и их семей;

обеспечение занятости трудящихся, их переквалификации для этого;

социальный мир работников и работодателей на производстве.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти.

На уровне субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований в составе ее субъектов могут быть соглашения:

региональные — соответствующих профсоюзов, их объединений с объединениями работодателей (иными уполномоченными работодателями представительными их органами) и органом исполнительной власти субъекта Федерации;

отраслевые (межотраслевые) тарифные — соответствующих профсоюзов (их объединений) с объединениями работодателей (иными уполномоченными работодателями органами) и органом по труду субъекта Федерации;

территориальные — между соответствующими профсоюзами (их объединениями) и объединениями работодателей (иными уполномоченными работодателями органами) и соответствующим органом местного самоуправления.

Указанные виды соглашений определяют и их участников по каждому из этих видов.

Порядок разработки соглашений. Порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяет образованная сторонами на паритетной основе комиссия. Она проводит коллективные переговоры и подготавливает проект соглашения.

Разработанный комиссией проект соглашения подписывается полномочными представителями социальных партнеров и со всеми приложениями направляется в семидневный срок представителями работодателей (объединением работодателей) в Минтруд России для уведомительной регистрации. Распространяется оно на тех, кто уполномочил своих представителей его подписать. Такой же порядок существует и в случае изменения или дополнения соглашения.

Содержание и структуру соглашения определяют представители его сторон. Оно может предусматривать положения: о содействии занятости, переобучении работников, о льготах организациям, создающим дополнительные рабочие места для труда инвалидов, несовершеннолетних; об оплате труда, механизме ее регулирования с учетом роста цен, инфляции; о доплатах компенсационного характера; об условиях труда, режиме труда и отдыха; об охране труда; обеспечении экологической безопасности; о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей; о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества; содействии заключению коллективных договоров; предотвращении трудовых конфликтов и забастовок; укреплении трудовой дисциплины.

В соглашении могут быть отражены и другие трудовые и социально-бытовые вопросы, не противоречащие законодательству.

Из приведенного примерного перечня взаимных обязательств сторон соглашения, указанного в ст. 45 ТК, видно, что в его содержание стороны могут включить положения по всем институтам Особенной части трудового права, начиная с обеспечения занятости и кончая трудовыми спорами. Какие вопросы и как включить в соглашение, определяют стороны. Они могут расширить указанный перечень вопросов, а могут ограничиться лишь некоторыми из них. Содержание Генерального соглашения на федеральном уровне определяется Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений на основе предварительных консультаций. Комиссию возглавляет Координатор, назначаемый Президентом РФ, не являющийся членом Комиссии и не голосующий при принятии ею решений.

Срок действия соглашения определяют стороны, но оно заключается на срок не более трех лет. Вступает в силу с момента подписания или в срок, указанный в соглашении. Действие его распространяется на работников, работодателей, орган исполнительной власти, представители которых подписали соглашение.

Трудовой кодекс (ст. 54 и 55) и Закон «О коллективных договорах и соглашениях» (ст. 25, 26) установили ответственность представителей сторон за уклонение от участия в переговорах или неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора, соглашения или невыполнение коллективного договора, соглашения, за непредоставление необходимой информации для ведения коллективных переговоров, осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашения. Лица, виновные в этом, несут материальную ответственность за причинение материального ущерба, дисциплинарную ответственность (ст. 192—195 ТК) или подвергаются по решению суда штрафу до 50 минимальных размеров оплаты труда.

В постановлении Исполкома генерального Совета Федерации независимых профсоюзов Российской Федерации «О мерах по усилению защиты социально-трудовых прав работников» от 17 сентября 1997 г.1 отмечаются беспрецедентный рост ныне массовых нарушений социально-трудовых прав работников, массовые увольнения работников вопреки действующему законодательству, попытки законодательно закрепить снижение уровня правовой защиты и правовых гарантий труда, отменить или понизить существующие нормативы социального обеспечения работников. Это постановление признало необходимым внесение в действующее законодательство норм, обеспечивающих усиление защиты социально-трудовых прав работников и предусматривающих для этого ряд мер, в том числе повышение правовых требований к содержанию, заключению и выполнению трудовых и коллективных договоров и соглашений (п. 1). Оно рекомендовало членским организациям ФНРП активнее использовать для защиты интересов работников трудовые и коллективные договоры и соглашения, а также внесение в коллективные договоры и соглашения норм, обеспечивающих необходимую компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы и социальных пособий.

2. Ученический договор.

Статья   198  ТК  различает  два  вида  ученического договора, который может заключить работодатель:

1)   с лицом, ищущим работу;

2)   с работником данной организации.

Первый вид договора является гражданско-правовым, т. е. он I регулируется гражданским законодательством, а второй вид — ученический договор с работником данной организации, дополнительным к его трудовому договору и регулируется трудовым | правом.

Содержание ученического договора, его срок и форма, а так-|же оплата и время ученичества предусмотрены гл. 32 ТК.

Ученический договор заключается на срок, необходимый для (обучения данной профессии, специальности, квалификации. Чем сложнее   специальность   и   выше   квалификация,   тем   большего срока обучения они требуют.

Он заключается работником с работодателем в письменной форме в двух экземплярах и должен содержать: наименование сторон; указание на приобретаемую учеником профессию, специальность, квалификацию; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти такое обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, указанного в ученическом договоре1. В нем также указывается размер оплаты работника в период ученичества.

Содержание ученического договора может быть изменено только по соглашению сторон. Ученический договор действует со дня, указанного в нем, и по день окончания его срока. Он может быть продлен на время болезни ученика, прохождения им военных сборов и в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Время ученичества Трудовым кодексом ограничено. Оно не должно превышать в течение недели нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующих возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ (ст. 203).

Работники, проходящие обучение в организации, по соглашению с работодателем могут быть полностью освобождены от выполнения работы по трудовому договору или выполнять эту работу на условиях неполного рабочего времени.

В период действия ученического договора работник не может направляться в командировку, не связанную с обучением, и привлекаться к сверхурочным работам, т. е. работодатель создает для него нормальный режим рабочего времени.

В период обучения работнику-ученику выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором, но не должен быть ниже минимального размера оплаты труда, а работа, выполняемая им на практических занятиях по обучению, оплачивается по установленным расценкам дополнительно.

Условия ученического договора, противоречащие Кодексу, коллективному договору, соглашениям, являются недействительными и не должны применяться. В период обучения на учеников распространяется трудовое законодательство и ученический договор может быть расторгнут по тем же основаниям, что и трудовой.

Как правило, по окончании обучения ученик сдает квалификационные экзамены и ему присваивается полученная им специальность с определенной ее квалификацией, по которой он (без испытания) заключает с работодателем срочный трудовой договор. Если по окончании обучения работник (ученик) не выполняет свои обязательства по договору без уважительных причин, в том числе не приступает к работе, то он по требованию работодателя возвращает полученную за время обучения стипендию и возмещает расходы в связи с ученичеством (ст. 207 ТК).

Практика показывает, что многие работодатели направляют своих работников в высшие и средние профессиональные учетные заведения, выплачивая за время их обучения стипендии или даже сохраняя им полностью или частично заработную плату. В таких случаях Кодекс не запрещает использовать ученический договор, так как его ранее указанное содержание отвечает интересам как работника, так и работодателя.




1. Тема 9 Система национальных счетов СНС и макроэкономические показатели 1
2. Перри Мейсон который показывают по культуре 65
3. прием врачей выдача справок бассейн выдача больничных листов проведение физиотерапевтических пр
4. 20ноября2013 г Вопросы к зачету по возрастной физиологии и школьной гигиене для специальности 10
5. декабря 2013 года в Москве состоялся IV Всероссийский съезд по охране окружающей среды
6. Маркетинг был востребован практикой в связи с возникшими трудностями со сбытом товаров исторически в боле
7. Прямая демократия непосредственное народовластие прямое народовластие синонимы Эти институт
8. и зачастую жертвовать либо тем либо другим в попытках совместить динамичное развитие с наличием достаточ
9. РЕФЕРАТ Дисертації на здобуття вченого степеня кандидата технічних наук Севастоп
10. і ЕшлерБиттнер симптомы о~
11. Вариант 5 1Укажите с чем был связано возникновение практики управления
12. Види статистичного спостереження
13. то неловко. Эм у меня возникли некоторые вопросы при этом я улыбалась весьма обаятельной улыбкой лас
14. контрольная комиссия Съезд мировых судей Основным направлением внешней политики России в нач
15. лекция медицинских рефератов историй болезни литературы обучающих программ тестов
16. Реки и озера Подмосковья
17. Тема 9. Аудиторський звіт і аудиторський висновок Поняття і склад аудиторського звіту
18. ТЕМА- Мягкий знак как показатель мягкости согласных в середине слова
19. а РOвд IRV inspirtory reserve volume резервный объём вдоха дополнительный воздух это тот объём воздуха который мож
20. Основные законы Российской империи 23 апреля 1906г их роль в историкоправовой науке