Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Положения о гимназиях подготовленный под руководством самого П

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.1.2022

Вопрос 2

В частности, в 1915 г. для обсуждения был предложен проект нового «Положения о гимназиях», подготовленный под руководством самого П.Н. Игнатьева.Данный проект реформы средней общеобразовательной школы предполагал внесение значительных изменений в ее задачи и структуру. Школа должна была давать общее образование, а не ставить перед собой просто цель подготовки учащихся к поступлению в высшие учебные заведения. Ученики, окончившие среднюю школу, должны были получить возможность продолжать обучение или в высших учебных заведениях, или включаться непосредственно в практическую деятельность. В связи с этим по-новому ставился вопрос о содержании и построении обучения в средней школе, а также о специализации в ее старших классах. Выдвинутые перед средней школой задачи могли быть решены только путем широкого внедрения идей трудового начала во все стороны ее учебно-воспитательной деятельности.Проект "Положения о гимназиях" предусматривал предварительный начальный курс обучения и семилетний курс единой средней школы. Последняя делилась на две ступени 1 - с трехлетним общим обязательным для всех учащихся содержанием обучения: закон Божий, русский язык, математика, история, география, естествознание с практическими занятиями, рисование, пение, физические упражнения (гимнастика и ручной труд - 9 часов); II ступень, с четырехлетним сроком обучения, делилась на четыре направления: гуманитарно-классическое, новогуманитарное, реальное с преобладанием естественных наук, реальное с преобладанием математических наук. Общее среднее образование должно было опираться на естественно-научные, математические, исторические и литературно-лингвистические знания. Для юношей и девушек предусматривался равноценный гимназический курс. Проект позволял устанавливать преемственные связи между гимназиями и высшими начальными училищами, выпускники которых могли без экзамена поступать в старшие классы гимназии.Пытаясь решить вопрос о месте каждого предмета в учеб ном плане средней общеобразовательной школы, авторы проекта разделяли их на воспитательные и образовательные. К воспитательным были отнесены рисование, пение, ознакомление с памятниками искусства, гимнастика, ручной труд и практические занятия по естествознанию, химии и физике, все остальные предметы относились к образовательным. В общем, можно сказать, что авторы проекта реформы сделали попытку связать общеобразовательную подготовку учащихся с подготовкой к практической деятельности.Особое внимание в проекте реформы средней школы уделялось использованию разнообразных методов обучения - иллюстративным, демонстрационным, опытным, которые позволяли бы развивать у учащихся активность, инициативу, сознательную самодеятельность и творчество. Так, в объяснительной записке к программе по грамматике подчеркивалось, что метод обучения должен способствовать сознательному усвоению учащимися учебного материала, а не просто тренировать память учащихся. Для лучшего закрепления теоретического материала предлагалось использовать различные формы практических работ. Например, полученные знания по иностранному языку могли закрепляться в работе над театральными постановками: учащихся следовало знакомить с названиями костюмов, декораций, сценическими терминами, учить рисовать и писать афиши, оформлять пригласительные билеты на изучаемом иностранном языке. По географии рекомендовалось составлять диаграммы, графики и картограммы, используя теоретический материал курса.Практические занятия в общей системе образовательных дисциплин должны были позволить ученикам наблюдать изучаемые явления, способствовать сознательному и более глубокому усвоению материала, соединяя наглядный и экспериментальный методы с упражнениями в приобретении трудовых умений. Практические занятия, по мнению авторов проекта, дисциплинируют устойчивость и точность мысли, способствуют выработке приемов аккуратной работы, упражняют органы чувств, помогают развитию наблюдательности, живого интереса к реальному миру и его явлениям, способствуют приобретению элементарных знаний и навыков технического характера. Такое понимание значения практических занятий получило отражение в объяснительных записках к программам по всем предметам естественно-научного цикла, было точно определено количество часов на практические занятия в зависимости от направления обучения.В проекте реформы была сделана попытка воплотить в жизнь требования демократически настроенного учительства и ученых-педагогов о введении ручного труда в школу как отдельного предмета. Специально созданной комиссией был подготовлен документ «О преподавании ручного труда в средней школе», в котором получили отражение теоретические разработки и практический опыт, накопленный отечественными и зарубежными педагогами.Формулируя задачи нового учебного предмета, автор подчеркивали, что педагогический ручной труд должен статья средством воспитания и образования школьника, а не готовить учеников общеобразовательной школы к тому или : ному ремеслу как профессии, обеспечивающей им заработок. 13 связи с этим, полагали авторы, следует изучать не одно какое-то ремесло, а основные элементы из разных ремесел, на учить учащихся пользоваться разнообразными инструмента.. ми, выполнять не отдельные операции, а изготавливать целые предметы, в основном утилитарного назначения. Таким образом, введение ручного труда как учебного предмета в среднюю общеобразовательную школу должно было, по мнению реформаторов, стимулировать развитие межпредметных. связей, что могло бы способствовать более глубокому освоению учащимися различных школьных предметов, воспитывало бы их самостоятельность, инициативу, творчество, содействовало бы нравственному, умственному, физическому, эстетическому воспитанию подрастающего поколения.Недовольство чиновничьих кругов политикой либерального министра привело к тому, что дальнейшего развития реформа школы не получила. Однако поиски решения острых педагогических проблем продолжались и находили отражение в развитии частной и общественной инициативы по созданию школ нового типа, которые могли бы обеспечить развивающуюся промышленность кадрами руководителей производства и достаточно сведущими в нем рабочими. Именно поэтому усилилось открытие частных школ, хорошо оснащенных и обеспеченных высококвалифицированными педагогическими кадрами. Примерами такого типа учебных заведений могут служить общеобразовательная школа князя В.Н. Тенишева (Тенишевское училище) в Петербурге, гимназия П. Г. Шелапутина в Москве и др.

вопрос 3

Русская национальная школа (РНШ) рассматривается нами как один из типов национальной школы. Тем самым все стоящие перед национальной школой задачи в полной мере относятся и к предназначению РНШ. В то же время русская национальная школа - это своеобразная модель, имеющая свою функционально-статусную и содержательную специфику, связанную с воспитательно-развивающей средой, понимаемой нами как система влияний и условий национального развития личности школьника в определенном социальном и пространственно-временном окружении. Русская национальная школа является специфическим учреждением, ориентированным на духовную и национальную идентификацию и социализацию личности школьника, способствующую усвоению, закреплению, проявлению и трансляции опыта национального самоопределения, самосознания, поведения и национальной культуры Русскую национальную школу отличает высокий уровень гуманизации образования (обращенность к сознанию ученика, знапие о нем). По нашему мнению, концепция русской национальной школы связана с единством мировоззренческих, личностных, прикладных (коммуникативных, игровых, художественных) аспектов целеполагания.Формирующийся комплекс ведущих знаний и умений школьника нацелен на ее национальную самоидептификацию как через преподавание общеобразовательных предметов, так и через специально организуемые воспитательные мероприятия. Основой такой школы является культура, а не только этнос. Приобщая к культуре родного народа, любая школа воспроизводит этнообразующие явления социальной действительности. Но выработка концепции национальной школы ставит и более сложные задачи, связанные с формированием гармоничного, целостного и продуктивного (т. е. ориентированного на будущее) национального самосознания, включающего три основных элемента: национальную психологию, национальную идеологию и представления о других нациях и другой культуре. Под национальной психологией понимается комплекс ценностных ориентаций и установок, основанных прежде всего на неосознанных национальных потребностях, аффилиационных связях, этнических стереотипах, закрепляющихся в чертах национального характера Как известно, национальная идеология представляет собой систему концепций, трактующих прошлое, настоящее и будущее народа с позиции тех или иных интересов национального развития, объясняющих необходимость тех или иных действий, а также попыток теоретического обоснования целеполагания, самого смысла национального существования. Национальная идеология тесно связана с историческим сознанием, построенном на смешанной информации о трех временных проекциях данного общества: его родовом прошлом (генезисе), видовом настоящем (текущей фазе общест венной эволюции) и его прогреваемом будущем (вытекающем из явного и неявного целеполагшшя).Третьей составляющей национального самосознания является представление о жизни и культуре других этносов, выделяя общее и особенное с ними в русской культуре. Тем самым национальная школа выступает не только в качестве транслятора собственной национальной культуры, но и в качестве синтезатора отечественной культуры с культурой других народов. Представление о других нациях - сложное, многоуровневое образование, включающее отношение к своей родипе, к самим себе, осознание русских как разделенной нации (частично живущих за границей), отношение к другим народам вообще и народам России в частности. Воспитание национального самосознания учащихся как основная и высшая цель РНШ осуществляется через приобщение к культуре, понимаемой нами как материальный и духовный опыт самоопределения человека в макрокосме, природе, обществе и семье. Фундамент культуры в нашем понимании, таким образом, основан на представлении о месте и роли человека в мире. Очевидно, что такое понимание цели РНШ требует системной разработки личностно ориентированной культуро - и природосообразной, адекватной возрастным закономерностям психического развития технологии управления обучением. Эта технология включает как структурные, так и содержательные аспекты функциональной модели школы принципиально нового типа, представляющей собой культурную, образовательную и психологическую социальную микроединицу и не сводимую к учреждению узко понимаемого образовательного типа. Проблема исследования заключается в том, чтобы определить, как и при каких условиях создаются и развиваются русские национальные школы, осуществляется управление этой деятельностью, обеспечиваются психолого-педагогические факторы организации учебно-воспитательного процесса, приводящие к социализации и развитию личности ученика, педагога и совершенствованию самой системы образования.

На основании анализа исследуемой проблемы выдвинута следующая

гипотеза исследования:

Русская национальная школа (РНШ) может развиваться и функционировать как новая образовательная модель, если выполняются следующие условия:

■ содержание образования строится с учетом национального, интернационального и общекультурного компонентов;

■ психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса предусматривает включение учащихся в социальную макроструктуру РНШ, которая является фактором их личностного роста, освоения гуманистической этики и воспитания патриотизма;

В разработана проектная технология управления, соответствующая концепции развития школы, основанная на гуманистических принципах жизни школы (принципах культуросообразности, духовности и личностного подхода), на стимулировании постоянного обучения педагогов - исследователей, методистов и научных кураторов;

■ критерии эффективности РНШ охватывают социально - педагогический, образовательный и психологический аспекты жизни и деятельности РНШ.


вопрос 4

Декрет о мире.

Декрет о мире один из первых декретов советской власти, программный

внешнеполитический документ, который был подготовлен В. И. Лениным и принят

вторым Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года

единогласно. Выражал миролюбивую, гуманистическую природу нового

общественного строя. Октябрьская революция победила в обстановке

продолжавшейся I мировой войны. Вопрос о выходе из нее был наиболее важным

для многих миллионов людей. В декрете содержалось предложение всем воюющим

народам и правительствам немедленно начать переговоры о заключении

справедливого, демократического мира - без аннексий и контрибуций. Декрет

исходил из возможности мирного сосуществования с капиталистическими

странами. Впервые в истории были провозглашены новые принципы международной

политики мира и мирного сотрудничества, пролетарского интернационализма,

признания полного равноправия всех народов, уважения их национальной и

государственной независимости, невмешательства во внутренние дела других

стран. В декрете признавалась законность и справедливость освободительной

борьбы угнетенных народов, осуждалась позорная колониальная система.

Начинается декрет с призвания (предложения) всем воюющим странам

начать переговоры о справедливом, демократическом мире. Под ним понимается,

прежде всего, немедленный мир без аннексий и контрибуций. Правительство

России предлагает заключить такой мир всем воюющим народам немедленно и

выражает готовность сделать все решительные шаги для утверждения мира. Под

аннексией Ленин понимает всякое присоединение к большому или сильному

государству малой или слабой народности без ее согласия. Необходимо

заметить, что данное Лениным определение аннексии несколько отличается от

современного ее понимания. Отличие состоит в том, что в современном

понимании аннексия - это насильственное присоединение государством

территории другого государства, а в Ленинском понимании - это

насильственное присоединение народности, т.е. исторически сложившейся

общности людей.

Правительство считает, что продолжение войны является величайшим

преступлением против человечества, а так же выражает готовность подписать

условия мира на равно справедливых для всех условиях. В декрете обращается

особое внимание на то, что эти условия мира отнюдь не являются

ультимативными.

Отменялась тайная дипломатия, выражалось твердое намерение

правительства вести все переговоры открыто перед всем народом.

Правительство выразило готовность вести переговоры любым способом, а для их

облегчения назначило своих полномочных представителей в нейтральные страны.

В декрете выдвигается предложение воюющим странам заключить перемирие

на срок не меньше, чем на три месяца, за которые путем переговоров можно

было окончательно утвердить все условия мира. Заканчивается декрет

конкретным обращением к Англии, Франции и Германии с призывом завершить

войну.

Правящие круги империалистических стран Антанты враждебно встретили

советские мирные предложения. Декрет был восторженно встречен народными

массами России и зарубежных стран. 9 ноября 1917 года Ленин обратился по

радио к солдатам и матросам с призывом выбирать уполномоченных и вступать в

переговоры с неприятелем о перемирии. На фронтах стали заключаться так

называемые «солдатские миры». В Великобритании, Франции, США прокатилась

волна демонстраций и митингов с требованием мира и поддержки Советской

России. После отклонения советских мирных предложений державами Антанты

Советское правительство вынуждено было начать переговоры с Германией,

результатом которых и стал Брестский мир 1918 года.

Декрет о мире заложил основы советской внешней политики.

Декрет о земле.

Декрет о земле был так же одним из первых декретов Советской власти.

Подготовил его В. И. Ленин. Был принят вторым Всероссийским съездом Советов

26 октября (8 ноября) 1917 года в 2 часа ночи, т.е. фактически 27 октября

(9 ноября). При работе над декретом Ленин использовал наказ, составленный

редакцией «Известий Всероссийского Совета крестьянских депутатов», на

основании 242 местных крестьянских наказов (его раздел «О земле» целиком

вошел в текст декрета). Декрет отменял помещичью собственность на землю

немедленно без всякого выкупа и передавал помещичьи, удельные,

монастырские, церковные земли со всем инвентарем и постройками в

распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских

депутатов, на которые возлагалась обязанность строжайшего соблюдения

порядка при конфискации помещичьих имений. При этом какая бы то ни было

порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу,

объявлялась тяжким преступлением. Такие преступления карались революционным

судом (трибуналом), которые состояли из председателя и 6 очередных

заседателей, избиравшихся губернскими и городскими Советами. Уездные Советы

крестьянских депутатов должны были принять все необходимые меры для

соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений.

Вошедший в декрет наказ о земле (ст. 4) определял новые принципы

землевладения и землепользования; право частной собственности на землю

отменялось, запрещалось продавать землю, сдавать ее в аренду и в залог, вся

земля обращалась во всенародное достояние (т.е. переходила в

государственную собственность, что означало национализацию земли). Все

полезные ископаемые (руда, нефть, уголь, соль и т.д.), а так же леса и воды

переходили в пользование государства. Земельные участки с высококультурными

хозяйствами, питомниками, конные заводы и пр., а так же весь хозяйственный

инвентарь конфискованных земель передавались в исключительное пользование

государства или общин; право пользования землей получали все граждане при

условии обработки ее своим трудом, семьей или в товариществе без применения

наемного труда, на основе уравнительного землепользования при свободном

выборе форм землепользования, в том числе и артельной. Земледельцы,

утратившие вследствие старости или инвалидности возможность обрабатывать

землю, теряли право на пользование ею, получали от государства пенсионное

обеспечение. Конфискация инвентаря не касалась малоземельных крестьян,

устанавливалось также, что земли рядовых крестьян и рядовых казаков не

конфискуются. По отчуждении земля поступала в земельный фонд, который

периодически должен был подвергаться переделам в зависимости от

демографических изменений и поднятия производительности и культуры

сельского хозяйства.

В тексте декрета сказано, что вопрос о земле во всем его объеме, , а

так же вопросы о выкупах могут быть разрешены только всенародным

Учредительным собранием, а положения декрета являются как бы напутствием,

т.е. как лучше, как должно быть. Государство брало на себя обязанность

организовать переселение и покрыть расходы, связанные с ним, а так же

расходы по снабжению инвентарем.

Декрет завершается положением о том, что этот документ носит лишь

временный характер. Он будет проводиться в жизнь вплоть до созыва

Учредительного собрания.

По декрету крестьяне России получали бесплатно свыше 150 млн. десятин

земли, освобождались от уплаты 700 млн. рублей золотом ежегодно за аренду

земли и от долгов за землю, достигших к этому времени 3 млрд. рублей.

Декрет обеспечил поддержку Советской власти со стороны трудового

крестьянства, заложил экономическую основу для укрепления союза рабочих и

крестьян.

Декрет о суде №1.

Декрет о суде № 1 был принят СНК 22 ноября 1917 года (в других

источниках 24 ноября 1917 года). Он упразднял все существующие судебные

установления: окружные суды, судебные палаты и правительствующий сенат со

всеми департаментами, все военные и морские суды заменяя их судами,

образуемыми на основании демократических выборов. Декрет приостанавливал

действие существующего института мировых судей. Местные судьи теперь должны

были избираться на основании прямых демократических выборов, а до

назначения таких выборов - районными и волостными (уездными и городскими)

Советами. Причем раннее занимавшие должность мировых судей не лишались

права быть избранными в местные судьи как временно, так и окончательно на

демократических выборах.

Декрет определял компетенцию местных судов. Они должны были решать

все гражданские дела с ценой иска не дороже 3000 рублей и уголовные дела,

наказание по которым могло быть не выше 2 лет лишения свободы. Приговоры и

решения местных судов были окончательными и обжалованию в апелляционном

порядке не подлежали. В определенных случаях допускалась просьба кассации.

Кассационной комиссией в таких случаях являлся уездный, а в столицах -

столичный съезд местных судей.

Так же упразднялись институты судебных следователей, прокурорского

надзора, присяжной и частной адвокатуры, а предварительное следствие по

уголовным делам возлагалось на местных судей единолично до преобразования

всего судебного порядка.

Местные суды решают дела именем Российской республики и руководятся в

своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь

постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат

революционной совести и революционному правосознанию. Отмененными

признавались все законы, противоречащие декретам ЦИК Советов раб., солд., и

крест. депутатов и Рабочего и Крестьянского Правительства, а также

программам-минимумам РСДРП (программа минимума: установление буржуазной

республики, отмена всех выкупных платежей, 8 час раб день, самоопределение

всех наций) и партии СР (осуществление трудящимися революции с целью

установления социализма социализация всех земель, а именно передача земли

без выкупа в общинное пользование, а общины должны были разделить землю по

уравнительно-трудовому принципу. Запрет купли-продажи земель).

Для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер

ограждения от них революции и ее завоеваний, для решения дел о борьбе с

мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями

учреждаются рабочие и крестьянские Революционные трибуналы в составе одного

председателя и шести очередных заседателей, избираемых губернскими или

городскими Советами. Для производства по тем же делам предварительного

следствия при тех же Советах образуются особые следственные комиссии.

Вопрос 5

Воспитание через любовь – основной тезис в воспитании детей по Сухомлинскому.

«Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» — это главный ответ Сухомлинского на поставленный себе же вопрос. Ответ абсолютно искренний, поскольку любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, — понятия неразделимые. Он считал, что учитель обязан дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для них воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.

В павлышской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего коллектива. Хотя и в этом тонком подходе была определенная эволюция взглядов Сухомлинского. Вначале он признавал целесообразность наказаний, считал, что в определенных случаях они могут быть эффективным методом воздействия. Но в последние годы своей деятельности Сухомлинский решительно отстаивал тезис: воспитание учащихся несовместимо с наказанием. Он имел в виду грубое отчитывание, высмеивание, выставление из класса, оставление провинившегося после уроков для выполнения какой- либо работы, записывание жалоб в дневник.

Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемках. (В. Сухомлинский)

Наказание Сухомлинский понял несколько раньше и глубже своих предшественников: «В среде педагогов можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде — это оценка».

Беда многих учителей в том, что они измеряют и оценивают духовный мир ребенка только оценками и баллами, делят всех учащихся на две категории в зависимости от того, учат или не учат дети уроки. (В. Сухомлинский)

Сухомлинский считал, что правом пользоваться «острым инструментом оценки» имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта — вот то, что необходимо воспитателю, то, что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств — человечность, когда доброта сочетается с мудрой строгостью.

Говоря об отметке как об инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов, поскольку в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего плохую отметку, потерял веру в себя.

Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Однако все дети без исключения идут в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Это красивое человеческое желание озаряет весь смысл школьной жизни детей. Оценка у Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал детское незнание. Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время — научится».

Сознание ребенка — могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость. Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей непременно высоких оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя счастливчиками, а неуспевающих не угнетало чувство неполноценности».

Сухомлинский рекомендовал педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее, пусть незначительный на первый взгляд, но добрый поступок. В их присутствии ребенка важно похвалить, поддержать и непременно сделать соответствующую запись в дневнике.

Такая система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, чрезвычайно редко приводит к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков.

И еще один актуальный вывод, касающийся сознательной дисциплины. Для Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив. «Это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет и не может быть воспитания личности вне коллектива, точно так же как не может быть абстрактного коллектива без личностей». К прекрасному через прекрасное – второй тезис в воспитании по Сухомлинскому

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С тех пор как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...»

Среди многообразных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание прекрасного снимает так называемую толстокожесть, утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит, легче поддается воспитанию. Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подводит воспитанников к пониманию высшей красоты — красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Ни в чем учителю не приходится быть таким терпеливым, как в воспитании чувства красоты. Воспитание чувств — самое трудное в работе педагога.

Сухомлинский считал, что повести детей на луг, сказать им: «Посмотрите, как красиво!» — вовсе не означает, что их сразу же тронет эта красота. Педагог рассказывал, что иногда приходится ждать годами, пока вдруг, в какой-то день, в какой-то миг, при определенном стечении обстоятельств и настроений сердце ребенка дрогнет, преисполнится счастьем... Значит, надо ждать, верить в ребенка — и тогда он полюбит прекрасное.

От красоты природы — к красоте слова, музыки и живописи. Слово и книга — главные средства эстетического воспитания в школе. Сухомлинский не агитировал за эстетическое воспитание — но показывал, что без эстетического воспитания вообще никакого воспитания нет. Свой идеал педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни.

С детьми мы путешествовали к источникам родного слова. Мы шли смотреть утреннюю зарю, слушать песню жаворонка и гудение пчел, чтобы проникнуть в богатейший доступный мир — мир слова. И тогда слово становилось в моих руках орудием, с помощью которого я открывал детям глаза на богатство окружающего мира. Чувствуя, переживая красоту увиденного и услышанного, дети воспринимали тончайшие оттенки слова, и через слово красота входила в их душу. (В. Сухомлинский)

Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащают человека, умножают его силы, во многом определяют мировоззрение. Ведь мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и на нравственно-эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного.

Красота слова, по убеждению педагога, ярче всего воплощена в поэзии. Восхищаясь стихотворением или песней, дети как бы слышат музыку слова. В лучших стихотворениях поэтическое слово раскрывает тончайшие эмоциональные оттенки родного языка.

Дать ребенку радость вдохновения, пробудить в его сердце живой родник поэтического творчества — такое же важное дело, как научить его читать и решать задачи.

Василий Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы. Столь же важное значение в эстетическом воспитании Сухомлинский придавал живописи и музыке.

Музыке в школе Сухомлинского уделялось особое внимание. Учитель ставил перед собой задачу вызвать эмоциональную реакцию на мелодию и убедить детей, что источник красоты музыки — красота окружающего мира. Музыка словно призывала: остановись, прислушайся к музыке природы, наслаждайся красотой мира, бери эту красоту и умножай ее.

Искусство открывает глаза на мир родной природы, как бы настраивает струны души на ту волну, которая передает звучание красоты мира, пробуждая чувство прекрасного и доброго. «Как в живом, трепетном слове родной речи, так и в музыкальной мелодии перед ребенком открывается красота окружающего мира». Но мелодия, по мнению Сухомлинского, доносит до детской души не только красоту мира — она открывает перед людьми человеческое достоинство и величие.

Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Слушая музыку, человек познает себя и познает прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что- то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка. (В. Сухомлинский).

При этом Сухомлинский рекомендовал придерживаться четких педагогических заповедей. Прежде всего воспитание прекрасным должно основываться на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Заплаканный или расстроенный чем-то ребенок не воспринимает уже ничего, даже самого прекрасного. Оно только тогда может быть воспринято, когда ребенок эмоционально подготовлен к этому и с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним.

Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. Тонкость ощущений человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека — все это постигается прежде всего в семье.

Красота — средство воспитания чуткой совести. Уже в детстве — и особенно в отрочестве — человек должен научиться самостоятельно осваивать эстетические ценности. Важно, чтобы это освоение продолжалось всю жизнь.

Вопрос 6

Сущность нравственного воспитания.

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/- мораль. «Нравы» - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.»[1. c.155]

Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»[5. c.104]

И.С. Марьенко обозначил «нравственность - как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»[11. c.7]

«Нравственные нормы» - это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. [5. c.104]

«Воспитание» - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак - нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности.»[25.c. 29]

«Нравственное воспитание» - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»[12. c. 163]

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

«Нравственное воспитание личности» - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.

Основные задачи нравственного воспитания:

1. формирование нравственного сознания;

2. воспитание и развитие нравственных чувств;

3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственное сознание - активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Источник моральных привычек - в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки - это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек - это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами - словом красотой. [19. c.192] Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:

- жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно - чувственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения,

- выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.

2. Структура и функции нравственного воспитания.

Л.А. Григорович рассматривал содержание нравственного воспитания через гуманность.

«Гуманность» - это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку.

Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.»[5. c.104]

Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам.

«Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на личной ответственности и сознательности, она готовит к социальной деятельности. Нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки является способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах.» [5. c. 105-106]

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:

- культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка);

- культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки - дома или в общественных местах, от цели общения - деловое, личное и т.д.)

- культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой);

- бытовую культуру (воспитание эстетического поведения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.).» [5. c. 105-106]

По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем:

1. В отношение к Родине (патриотизм) - любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.

2. В отношение к труду (трудолюбие) - предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.

3. В отношение к обществу (коллективизм) - умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.

4. В отношение к себе - уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.

5. В человеколюбие или гуманность.[20. c.380]

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.«Нравственная воспитанность» - это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие сильной воли, способность осуществлять нравственно - волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.»[9. c.269]Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим исполнением, вынужденным только внешними требованиями установленных в обществе моральных норм и правил.

3. Методы нравственного воспитания.

Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт. Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом - воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель, а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение.Упражнение - обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.Убеждение - направлено на формирование этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов.Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно-ситуационный. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы. Метод интенсифицирует протекание процесса мышления, вызывает переживания, мобилизует волю. Самостоятельное решение нравственных проблем, в различных жизненных ситуациях позволяет устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения. Этот метод включает следующие приемы: постановку нравственных задач, создание коллизий и ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончание нравственной задачи по решенному началу.

И.Г. Щукина выделяет три группы методов:

- методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

- методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы как поощрение и наказание. Они служат для одобрения положительного и суждения отрицательных поступков и действий. К методам нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение, на формирование морального облика. В системе основных методов воспитательного воздействия как составная часть, средство и прием используется положительный пример. В педагогической литературе он рассматривается как самостоятельный метод и как компонент- методов формирования нравственного сознания и поведения.Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера.Самосовершенствование -- процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества.Нравственное воспитание, осуществляемое в школе, общественных организациях, внешкольных учреждениях и семье, обеспечивает формирование любви к Родине, бережного отношения к всему многообразию собственности и творческого отношения к труду. Его результатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма, сочетание общественных и личных интересов.Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.





1. это набор строк электронной таблицы со взаимосвязанными однотипными данными постоянного формата
2. 04 Кутовий штамп
3. Расчет техникоэкономических показателей промышленного предприятия за год
4. З КУРСУ Історія і теорія літературнохудожньої критики для студентів заочної форми навчання освітнь
5. декоративность происходит от ит
6. Медицина саласында~ы психология.Психотерапия
7. тема франчайзинга в значительной мере облегчает выход на предпринимательский рынок предприятиям и отдельны
8. повторное предъявление инструкции Качественноколичественная оценка речи Диалог
9. Реферат- Воспитание как целенаправленная деятельность
10. Добрый день сказал ему маленький принц
11. БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ Кафедра философии
12.  Величина определителя не изменится если все его строки заменить столбцами причём каждую строку заменить с
13. Советская и зарубежная наука
14. База данных Пассажирские железнодорожные перевозки.html
15. 20 г ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО
16. Еще Держи меня жестче Он приложил больше силы тем самым обняв меня сильнее
17. Тринадцать бесед о реклам
18. Введение 3 Становление и развитие стратегического планирования и управления ка
19. Ангидриды карбоновых кислот Кетены Нитрилы
20. Сварка трубчатой колонны