Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05


Доцент А.М. Аулов

СОДЕРЖАНИЕ ПАПКИ 

Стр. 

1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ    ………………….1                                                                                                                                                                                                                                                 

2. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ К КУРСУ  …                 2 

3. СПИСОК УЧЕБНИКОВ, ХРЕСТОМАТИЙ, 

БАЗОВОЙ и ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ       ……….  2

4. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ для подготовки к модульным контрольным работам (МКР)………………………           .  5

5. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ                                                               7

6. РЕКОМЕНДАЦИИ к САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ: УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ КУРСА (написание рефератов), научно-исследовательская работа (написание статей, курсовых работ)                              12

7. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, СТАТЕЙ и КУРСОВЫХ РАБОТ                           13

 

Основные виды самостоятельной работы

  1.  Чтение обязательных художественных текстов.
  2.  Использование при подготовке к модульным контрольным работам основных учебников и учебных пособий (при подготовке практических занятийтакже статей и монографий, списки их даны в темах практических занятий). 
  3.  Углубленное изучение курса (написание рефератов), научно-исследовательская работа (написание статей, курсовых работ).  

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ К КУРСУ 

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1.  Мифы Древней Греции (не менее пяти).
  2.  Гомер, «Илиада», «Одиссея».
  3.  Гесиод, «Труды и дни» (по хрестоматии).
  4.  Классическая реческая лирика VIIVI в. до н. э.  (Тиртей, Архилох, Пиндар, Алкей, Анакреонт, Сапфо, по хрестоматии).  
  5.  Эсхил, «Орестея или «Прометей прикованный».
  6.  Софокл, «Антигона» или «Царь Эдип».
  7.  Еврипид «Медея» или «Ипполит».
  8.  Аристофан «Лисистрата» или «Облака».
  9.  Плавт «Клад».
  10.  Теренций «Братья» (по хрестоматии). 
  11.  Вергилий «Энеида» (по хрестоматии).

СПИСОК УЧЕБНИКОВ, ХРЕСТОМАТИЙ, 

ОСНОВНОЙ и ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованая литература

Базовая учебная литература

Античность

1. Тронский И. История античной литературы / И.М. Тронский.М.: Высшая школа, 2010.  –с.

. Лосев А. / А. Ф. Лосев. Античная литература /  А. Ф. Лосев..М.: ЧеРо, 2005.с.

3. Покровская М. М. История римской литературы / М.М. Покровская.М.: Лист Нью, 2004.с. –(Классика). 

. Дилите Д. / Дилите Д. Античная  литература.М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2003. –с. 

5. Дератани Н.Ф., Тимофеева Н.А. Греческая литература: Хрестоматия. / Н. Ф. Дератани., Н. А.Тимофеева. –М: Высшая школа, 1965.

6.   Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун.  М.: Фирма СТД, 2005.с. (а также люб. другое изд.).

6.  Лифшиц М.А. Античный мир, мифология, эстетическое воспитание // Собр. соч.: В 3 т. / Лифшиц М.А.  –М.: Изобразительное искусство, 1988.

 Т. 3. –. –С. 336-428. 

7. Боннар А. Греческая цивилизация: В з-х т. / А. Боннар.М.: Искусство, 1999. 

9.     Ильин И. А. История искусства и эстетика / И. А. Ильин.М.: Искусство.  1982.  182 с.

         

Вспомогательная научная литература

                       Античность

Немировский А. И. Мифы Древней Эллады / А. И. Немировский.  –М.: Просвещение, 1992.с.

Мифологический словарь: герои и боги Олимпа.Минск: Белфакс, 1995.с.

Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. / [Гл. ред. С. А. Токарев].  –М.: Советская энциклопедия, 1992.

История греческой литературы: В 3-х т. –М: Гослитиздат, 1946.

История римской литературы: В 2-х т.М.: Гослитиздат, 1959.

Тронский И.М. История античной литературы / И. М. Тронский. Учебник для ун-тов и пед. ин- тов. 4-е изд., испр. и доп.  –М.: Высшая школа, 1983.с.

Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии / А.Ф. Лосев.М.: Учпедгиз, 1957.с. 

Лосев А. Ф. Боги и герои Древней Греции / А. Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи.М.: Слово, 2002.с.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа /  Е.М. Мелетинский. М.: АН СССР, Ин-тут мировой литературы им. А. М. Горького;  Наука, 1976.  –с. –(Исследования по фольклору и мифологии Востока).

Гомер. Илиада [ Поэма] / Гомер. / Пер. с  древнегреч.  Н. Гнедича; Примеч.  С. Ошерова ] / Сост., вступит. ст. и  коммент. А. А. Тахо-Годи.М.: Просвещение, 1987.с. (песни I, XI, XVI, XXII, XXIV)

Гомер. Одиссея / Гомер / Пер. с древнегреч.  В. А. Жуковского:  [ Примеч.  С. Ошерова].Новосибирск: Кн. издво, 1987.с.  (песни IX, XII, XXIXXIV)

Лосев А. Ф.  Гомер / А. Ф.Лосев.М.: Учпедгиз, 1960.с. 

Шталь И. В. Гомеровский эпос. Опыт текстологического анализа «Илиады» [Учеб. пособие для филол. фак-тов ун-тов] / И. В. Шталь.М.: Высш. шк., 1975.с. 

Шталь  И. В.  «Одиссея»   героическая поэма странствий / И. В. Шталь.  –М.:  Наука,  1978.  –с. – (Серия «Из истории мировой культуры»)

Шталь И. В.   Художественный мир гомеровского эпоса / И. В. Шталь.  –М.: Наука, 1983.с.

Штоль Г.  Генрих Шлиман: мечта о Трое. / Штоль Г.; пер. с нем. А. Попова. –-е изд.М.:  КДУ,  2005.  –с. –(Золотой запас  знаний)

Боннар А. Греческая цивилизация: В з-х т.  / А. Боннар / Пер. с франц. О. В. Волкова; Предисл. Проф. В. И. Авдиева.  –М.: Искусство, 1992. 

Т.1 / От Илиады до Парфенона.. 

Т.1. –.  –с.

Гесиод. Труды и дни) / Гесиод / Эллинские поэты. В переводах В. В. Вересаева. Предисл. Н. Сахарного.  Коммент. В. Вересаева [и др.].М.: Гослитиздат, 1963.с.  –(Б-ка античной лит-ры)

Тиртей. Архилох, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Мимнерм, Пиндар. Лирика. Поэты-лирики древней Эллады и Рима / Тиртей. Архилох, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Мимнерм, Пиндар / Пер. Я.  Голосовкера.М.: Гослитиздат, 1963.с.

Тиртей. Архилох, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Мимнерм, Пиндар. Античная лирика / Тиртей. Архилох, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Мимнерм, Пиндар.М.: Художественная литература , 1968.с. –(БВЛ).

Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. Ранняя греческая лирика. Эллинистическая лирика. Римская лирическая поэзия. / В.Н. Ярхо, К. П. Полонская.  –М.: Высш. шк., 1961.с.

Ярхо В.Н. Собрание трудов: Древнегреческая литература: Эпос. Ранняя лирика / В. Н. Ярхо.М.: Лабиринт, 2001.с.

Борухович В.Г. История древнегреческой литературы Классический период [Учеб. пособие для гос ун-тов и пед. ин-тов СССР] / В.Г. Борухович.М.: Высш. шк., 1962.с.

История всемирной литературы: В 9 т. / [Редакционная коллегия тома: И. С. Брагинский (ответственный секретарь), Н. И. Балашов, М. Л. Гаспаров, П. А. Гринцер] –М.: Издательство «Наука», 1983. 

Т. 1..с. 

История греческой литературы: В 3-х т. –М: Гослитиздат, 1946.

История римской литературы: В 2-х т.М.: Гослитиздат, 1959.

Эсхил. Трагедии / Эсхил / Пер. С. Апта; Коммент Н. Подземской.М.: Искусство, 1978.с. –(Античная драматургия)

Каллистов  Д. П.  Античный театр. Д. П. Каллисчтов.  –Л.: Искусство, 1970.с.

Ярхо В. Н.  Драматургия Эсхила и  некоторые  проблемы древнегреческой трагедии / В.Н. Ярхо.   М.: Худож. лит.,1978.  301 с.

Ярхо В. Н. Эсхил Античная лирика. Ранняя греческая лирика. Эллинистическая лирика. Римская лирическая поэзия / В.Н. Ярхо.  –М.:  Гослитиздат, 1958.  287 с.

Ярхо В. Н. Античная драма. Технология мастерства [Учебное пособие] / В.Н. Ярхо.  М.: Высш. шк., 1990.  142 с.  (Б-ка преподавателя БП)

Софокл. Трагедии / Софокл / Пер. С. Шервинского; коммент. Н.Подземской.М.: Искусство, 1979.с. –(Античная драматургия. Греция). 

Ярхо В. Н. Трагедия Софокла «Антигона» / В. Н. Ярхо.  М.: Высш. шк., 1986.с.

Ярхо В. Н. Софокл: жизнь и творчество / В. Н. Ярхо.  М.: Лабиринт, 2005.с. 

Еврипид. Трагедии / Еврипид / Пер. с древнегреч. И.Анненского [Вступит. ст, с. 5, и коммент. В. Ярхо]. Т. 1.Т. 1..с.

Аристофан. Избранные комедии / Аристофан / Пер. с древнегреч. А. Пиотровского; Предисл. В.Ярхо, с.  5. Коммент. А. Пиотровского и В. Ярхо.М.: Худож. лит., 1973.с.

Головня В.В. Аристофан В. В. Головня. –М.: Изд-во акад. наук СССР..с. –(Акад. наук СССР. Ин-тут истории искусств).

Полонская К. П. Античная комедия / К. П. ПАолонская..М.:  Изд-во Моск. ун-та, 1961.с. –(М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР. Научно-методич. кабинет по заочн. обучению при Моск. гос. ун-те им. М. В. Ломоносова)

Ярхо В.Н.  Аристофан [К 2400-летию со дня рождения] / В.Н. Ярхо. –М.: Гослитиздат, 1954.с.

Историки Греции: Геродот. Фукидид. Ксенофонт /  Пер. с древнегреч.  / [Сост. и предисл., с. 5  24, Примеч. М. Гаспарова и Т. Миллер].М.: Худож. лит., 1976.с. –(Б-ка антич. лит-ры: Греция). 

Ораторы Греции  /  Пер. с древнегреч.М.: Худож. лит., 1985.с. –(Б-ка антич. лит-ры)

Платон. Избранные диалоги / Платон  / Пер. с древнегреч. Вступит. статья и коммент. В. Асмуса.М.: Худож. лит., 1965.с. –(Б-ка античной литературы. Греция).

Аристотель. Сочинения:В 4-х т. / Аристотель / Пер. с древнегреч..; Общая ред.  А. И. Доватура.  –М.: Мысль, 1983.Т.4..с. –(Филос. наследие, Т. 90)

Менандр. Комедии. Фрагменты. [Перевод] / Менандр / Изд. подгот. В. Ярхо.М.: Изд-во «Наука», 1982.с. –(Лит. памятники)

Феокрит. Идиллии и эпиграммы / Феокрит / Пер. и коммент. М.Е. Грабарь-Пассек  . М.:  Изд-во Акад. наук СССР,  1958.с. –(Академия наук СССР. Отд-ние литературы и языка. Литературные памятники)

. 

Плавт. Избранные комедии / Плавт / Пер. с латин. [Вступит. статья , с. 5, и коммент. С.Ошерова].  М.: Худож. лит., 1967.с. –( Б-ка антич. лит-ры. Рим)

Теренций.  Комедии / Теренций / Пер. с латин. [Вступит. статья , с. 5, и коммент. В Ярхо].  М.: Худож. лит., 1985.с.–( Б-ка антич. лит-ры. Рим)

Цицерон. Избранные сочинения / Цицерон  / Пер. с латин. / Марк Туллий Цицерон; [Сост.  и  редакция  М. Гаспарова,  С. Ошерова,  В. Смирина; Вступит. ст. Г. Кнабе, с. 5 –; Коммент. М. Гаспарова и др.] –М.: Худож. лит., 1975.с. –(Б-ка антич. литературы: Рим)    

Историки Рима / Переводы  с латин. Под ред. С. Маркиша.  Вступит. ст. С. Утченко.М.:  Худож. лит., 1970.с. –(Б-ка антич. литературы: Рим).    

Саллюстий Крисп. Сочинениия / Саллюстий Крисп / Пер., статья  [с. 148 –] и  коммент.  В. О. Горенштейна.М.:  Наука, 1981.221 с. –(Памятники истории мысли).

Катулл Г. В.  Лирика / Катулл / Пер. с латин., сост.., вступит. ст. и примеч. М. Чернявской.М.:  Гослитиздат, 1957.с.

Катулл. Лирика / Катулл Г. В. (Веронский). Книга стихотворений / Изд. подготовили С. В. Шервинский,  М. Л. Гаспаров.М.: Наука, 1986.304 с.  

Лукреций Кар. О природе вещей / Пер. с латин., вступит. ст. [с. 5 –], и коммент.  Ф. А. Петровского.М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958.с. 

Орлов Е.  Демосфен и Цицерон: их жизнь и деятельность. Биографические очерки / Е. Орлов. –С-Петербург, 1898.с.

Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Вергилий / Пер. с латин. Вступ. ст.; Примеч. Н. Старостина.М.: Худож. лит., 1971.с. –(Б-ка всемирной лит. Т. 6. Серия первая. Лит-ра Древ. Востока, Антич. мира,  Средн. веков, Возрождения,  XVIIXVII вв.)

Катулл,  Тибулл,   Проперций / Пер.   под  ред.   Ф.  А.   Петровского.М.: Худож. лит., 1963.с.

Гораций Флакк К. Оды. Эподы. Сатиры. Послания  / Гораций Флакк К. / Пер. с латин. [Вступ. ст., с. 5, и коммент. М. Гаспарова.М.: Худож. лит., 1970].с. –(Б-ка антич лит.).

Овидий. Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии / Публий Овидий Назон. Пер. с латин. С. В. Шервинского; вступит. ст. С. Ошерова, с. 3 –; Послесл. В Левина; Коммент. М. Томашевской].М.: Худож. лит, 1983.с. (Мифы о Фаэтоне, кн. II; Нарциссе, кн. III; Ниобе, кн. VI; Дедале и Икаре, кн. VIII; Пигмалионе, кн. X)

Овидий. Скорбные элегии. Письма с Понта: [Переводы] / Публий Овидий Назон; Подгот. М. Л. Гаспаров, и С. Ошерова; [Послесл., с. 189, и примеч. М. Л. Гаспарова].М.: Наука, 1982.с. 

Гаспаров М. Л. Об античной поэзии. Поэты. Поэтика. Риторика / М. Л. Гаспаров.  –СПб: Азбука, 2000.с. 

Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии / Сенека.М.: Худож. лит.,  1986.с. –(Б-ка антич. лит.).

Петроний. Сатирикон/ Петроний / Перевод / Под ред. Б. И. Ярхо.М.- Л..: Совместное советско-западногерманское изд. предприятие «Вся Москва»..с. 

Марциал. Эпиграммы / Марк Валерий Марциал. Эпиграммы / Пер. с латин. [вступит. ст. и коммент.] Ф. Петровского.М.: Худож. лит., 1968.487 с. –(Б-ка антич. лит.).

Ювенал. Сатиры / Римская сатира / Ювенал / Пер. с латин. Сост. и коммент. Ф. А. Петровского.М.:  Гослитиздат, 1957.с. 

Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Плутарх. Избранные жизнеописания: В 2-х т. / Пер. с древнегреч. / Сост., вступ. ст., прим. М. Томашевской.М.: Правда, 1987.   

Апулей. Метаморфозы. Сказка об Амуре и Психее /Апулей. Апология. Метаморфозы.  Флориды / Пер.  М. А.  Кузьмина и С. П. Маркиша.М.: Изд. АН СССР, 1960.с. –(АН СССР. Отд-ние лит. языка. Лит. памятники).

Федр. Бабрий.   Басни / Федр. Бабрий / Изд. подгот. М. Гаспаров.М.:  Изд. АН  СССР,  1962.с. –(Академия наук СССР. Отделение литературы и языка. Литературные памятники).   

Гаспаров М. Л. Античная литературная басня (Федр. Бабрий)/ М.Л. Гаспаров М.Л..М.: Наука, 1971.с. 

Дуров В. С. Жанр сатиры в римской литературе / В.С. Дуров. –Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.с. 

Пиотровский А. Римское общество и «Сатирикон» / Петроний Арбитр. Сатирикон / А. Пиотровский. –М.- Л.: Совместное  советско-западногерманское  изд. предприятие «Вся Москва»..  –С. 5.

Полякова С.В.  «Метаморфозы  или  Золотой осел Апулея» / С.В. Полякова.М.: Наука, 1988.с.

Сюда следует отнести также материал хрестоматий, в которых содержатся, кроме текстов, вступительные статьи, комментарии и примечания:

1. Хрестоматия по античной литературе для высших учебных заведений: В 2-х т.М.: Лист Нью..с.  

. Дератани Н.Ф., Тимофеева Н. А. Хрестоматитя по античной литературе:  Греческая литература / Н.Ф. Дератани., Н.А. Тимофеева.  М.: Просвещение. –.

Т. I. –.  –с.

. Дератани Н.Ф., Тимофеева Н. А. Хрестоматия по античной литературе: Римская литература / Н.Ф. Дератани., Н.А. Тимофеева.  М.: Просвещение, 1965.

 Т. I I.. –с.

. Античная литература. Греция. Антология: [В 2 ч.] / Сост. Н. А. Федорова, В. И. Миршенкова.М.: Высш. школа, 1989.Ч. 1..  511 с. 

. Античная литература. Рим. Антология: [В 2 ч.] / Сост. Н. А. Федорова, В. И. Миршенкова.М.: Высш. школа, 1989.Ч. 1..  720 с.

. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции и Рима / Н.А. Кун.М.: Просвещение, 1975.с.


III. Электронные ресурсы

  1.  Сайт Мошкова 
  2.  Социальные и гуманитарные науки. Литературоведение: Библиограф. база данных. 
  3.  1986гг. / ИНИОН РАН.М., 2003. –(СД-РОМ) 
  4.  Азбука искусства.М., 2007. –(СД-РОМ)

 

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 

ПО КУРСУ 

История зарубежной литературы «АНТИЧНОСТЬ»

 для подготовки студентов 1 курса 

к модульным контрольным работам (МКР)

МОДУЛЬ 1 

«ЛИТЕРАТУРА Древней Греции»

  1.  Античное общество и его место в истории человечества. Исторические этапы культурного и литературного развития античного общества.
  2.  Мифология как наука о мифах и система мифов. Сказание о богах и героях. Греческая мифология в искусстве и литературе последующих веков.
  3.  Героический эпос. Гомер и гомеровский вопрос. Поэмы «Илиада» и «Одиссея». Фольклорная и историческая основа гомеровских поэм. Их содержание и проблематика, композиционная структура, лексико-изобразительные средства, стихотворный размер.
  4.  Дидактический эпос. Гесиод и его поэма «Труды и дни».
  5.  Греческая лирика и ее разновидности. Наиболее яркие представители греческой лирики: Тиртей, Архилох, Алкей, Сапфо, Анакреонт.
  6.  Происхождение трагедии и комедии, их связь с народными празднествами. Греческий театр и его устройство. 
  7.  Трагедия как вид драмы. Особенность ее поэтики. Этико-эстетическая значимость античной трагедии, ее влияние на мировую литературу.
  8.  Эсхил. Проблематика его трагедий. Их основные особенности, интерпретация мифов под углом зрения "полисной морали" ("Просительницы", "Персы", "Семеро против Фив", "Орестея").
  9.  Трагедия Эсхила «Прометей прикованный»: смысл конфликта, значение образа в мировой литературе (Байрон, Шелли, Гете). 
  10.  Софокл. «Человек и общество» как основная проблема  его  трагедий. Произведения «Эдип-царь» и «Антигона». Особенности поэтики трагедий Софокла.
  11.  Художественные особенности и проблематика трагедий Еврипида.Медея» или «Ипполит», «Ифигения в Авлиде» –по выбору). Дегероизация людей и богов. Особенности поэтики трагедий Еврипида. 
  12.  Греческая комедия, ее истоки и связь с народными празднествами в честь бога Диониса. Общественно-политическая проблематика комедий.
  13.   Аристофан и его комедииЛисистрата», «Облака»). Особенности поэтики комедий Аристофана. 
  14.   Прозаические произведения греческой литературы (Геродот, Фукидид, Демосфен, Платон, Аристотель).
  15.   Новоаттическая бытовая комедия. Менандр.

МОДУЛЬ 2

«ЛИТЕРАТУРА Древнего Рима»

  1.    Римская литература. Формы преемственных связей римской и греческой культур. Своеобразие римской литературы.
  2.   Плавткомедиограф римского плебса. Проблематика и художественное своеобразие комедий Плавта «Клад» (или «Кубышка», или «Горшок»), «Хвастливый воин». 
  3.   Теренций и его комедииСвекровь», «Братья»).
  4.   Роль римской комедии в развитии новоевропейского театра (Лопе де Вега, Мольер, Бомарше, А.Н. Островский). 
  5.  Ораторское искусство, история и философия в Древнем Риме (Цицерон, Гай Юлий Цезарь, Гай Саллюст Крисп).
  6.  Древнеримский философский эпос. Лукреций и его дидактическая поэма «О природе вещей».
  7.  Лирическая поэзия Катулла. 
  8.  Вергилий и его творчествоБуколики», «Георгики», «Энеида». Влияние Вергилия на поэзию последующих веков.
  9.  Гораций. «Сатиры, «Оды», «Послания», «Наука поэзии»  литературный манифест эпохи (поэзия, поэт, произведение).
  10.  Римская любовная элегия. Тибулл и Проперций.
  11.  Овидий. Периодизация творчества. Первый период творчестваПесни любви», «Послания героинь», «Искусство любви», «Средство от любви»).
  12.  Овидий. Второй период творчества. «Метаморфозы» («Превращения»). Тема превращений и ее связь с народной поэзией и мифологией.
  13.  Овидий. Третий период творчества. «Скорбные песни», «Письма с Понта». А.С. Пушкин об Овидии.
  14.  Римская литература послеклассического периода (IV вв. н. э.)  Общая характеристика. Трагедия Сенеки. Эпиграммы Марциала. Сатиры Ювенала.
  15.  Плутарх. «Параллельные жизнеописания» –жанр античной биографии. мастерство психологического портрета. Живописность изложения.
  16.  Апулей. «МетаморфозыЗолотой осел»). Сюжеты, образы. Вставная новелла «Амур и Психея».
  17.   Сюжет произведения Лонга «Дафнис и Хлоя».  

ПРАКТИЧЕКОЕ ЗАНЯТИЕ1   (2 часа)

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ. 

ТВОРЧЕСТВО ЭСХИЛА 

И ЕГО ТРИЛОГИЯ

«Орестея»

План

  1.  Мифологические предпосылки  и социальные причины возникновения театра и трагедии. Учение Аристотеля о трагедии. Трагическое очищение (катарсис).
  2.  Творчество Эсхила. Эсхил –«гениальный отец трагедии»: проблематика, основные художественные идеи, новаторство его произведений (на материале трагедий «Умоляющие», или в другом переводе «Просительницы», и «Персы»).
  3.  Нарушение человеком нравственной нормы (старого и нового закона жизни) и действие закона возмездия-справедливости (на образах Клитемнестры и Ореста, героев трагедии "Орестея").
  4.  Общечеловеческий смысл катарсиса этого произведения (каким образом сюжет и основной конфликт произведения через сострадание и страх создают эффект очищения).

Литература

Эсхил. Трагедии / Пер. С. Апта; Коммент Н. Подземской.М.: Искусство, 1978.с. –(Античная драматургия)

  1.  Учебники: И.М.Тронский. История античной литературы / И. М. Тронский.М.: книжный дом «Либроком», 2010.с.(можно использовать также издания др. лет, ценным является также издание 1947 г.; в крайней случае, заменить на: Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы.  Л.: ЛГУ, 1963.с.); Лосев А.Ф. История античной литературы. М.: ЧеРо, 2005.  543 с.
  2.  Лекции.
  3.  Ильин И.А. О трагическом очищении у древних. Греческий театр в лучшую пору своего развития // Ильин И.А. История искусства и эстетика: Избр. статьи / Отв. ред. Мих. Лифшиц. / И. А.  Ильин.М.: Искусство, 1983.  288 с.
  4.  Лифшиц М.А. Поэтическая справедливость / М. А. Лифшиц. –М. : ТОО «ФАБУЛА». НПО Российская книжная палата. Издательский центр, 1993.с. (С.73, 74).
  5.  Каллистов  Д. П.  Античный театр / Д.П. Каллистов.  –Л.: Искусство, 1970.с.
  6.  Ярхо В. Н.  Драматургия Эсхила и  некоторые  проблемы древнегреческой трагедии / В.Н. Ярхо.   М.: Худож. лит.,1978.  297 с.
  7.  Ярхо В.Н. Эсхил / В.Н. Ярхо.   М.Государственное издательство художественной литературы, 1958.с.
  8.  Ярхо В. Н. Античная драма. Технология мастерства / В.Н. Ярхо.. –М.: Высшая школа,1990. – 144 с.
  9.  Сахарный Н.И. Трагедия Эсхила // Эсхил. Трагедии / Пер. С. Апта, вступ. ст. Н. Сахарного / Н. И. Сахарный.М.:  Худож. лит.,1971.   С 5. 
  10.  Аристотель. Поэтика // Аристотель. Сочинения в 4-х томах / Аристотель.М.: Мысль,1983. 

Т.4.М.,1983. –с.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ2   (2 часа)

СОФОКЛ, «Антигона»

План 

  1.  Новаторство Софокла-драматурга. Основные темы и идеи трагедии Софокла.   
  2.  Основной конфликт трагедии «Антигона», его конкретно-исторический и общечеловеческий смысл. Своеобразие принципа катарсиса в трагедии. Понятие трагической ошибки (трагического заблуждения).
  3.  Многогранность образов Креонта и Антигоны.
  4.  Роль «второстепенных» персонажей в осуществлении нравственной («божественной») справедливости. 
  5.  Мастерство Софокла-драматурга.

Литература

  1.  И.М.Тронский. История античной литературы / И. М. Тронский.М.: Книжный дом «Либроком», 2010.с. (можно и др. лет издания, ценным является также издание 1947 г).
  2.  Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы / Н. А. Чистякова, Н. В. Вулих.  Л.:  ЛГУ, 1963.с.
  3.  Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона» / В.Н. Ярхо.  М.: Высш. шк., 1986.с.
  4.  Боннар А. Греческая цивилизация: В з-х т. / А. Боннар.    М.: Искусство, 1992.

Т. 3. -  М.; 1992.с.  (использовать можно издания и других лет).

  1.  История всемирной литературы: В 9 т. Т.1.  М.: Наука,  1983. 

Т.1.  М.; 1983. 584 с.   

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ3   (2 часа)

ЕВРИПИД, «Медея»

План

  1.  Кризис античной демократии и полисной идеологи и творчество Еврипида. Критика традиционного античного мировоззрения в произведениях драматурга. Образ человека у Еврипида.
  2.  Образ кормилицы и роль детей в конфликте трагедии. Образ Ясона и проблема истоков трагического конфликта у Еврипида.
  3.  Своеобразие конфликта и героя в трагедии «Медея». Личностное начало в характере Медеи, ее гуманизм (вера в человека, его силы) и их отражение в решении проблемы равенства женщины, нравственнойбожественной») справедливости. Справедливость и месть у драматурга, гибельность человеческих страстей. Переход трагического в ужасное. 

Литература 

  1.  Текст: Еврипид. Медея  // Античная драма / Еврипид.М.: ЭКСМО, 2005. – С.  636.
  2.  Еврипид. Трагедии. В 2 томах. «Литературные памятники» / Еврипид. – М.: Наука, Ладомир, 1999. 

Т. 1. – 1992.  – 644 с.

  1.   Учебник: И.М.Тронский. История античной литературы / И. М. Тронский..М.: Книжный дом «Либроком», 2010.с.(можно и др. лет издания, ценным является также издание 1947 г).
  2.  Учебник: Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы / Н. А. Чистякова, Н. В. Вулих.  Л.:  ЛГУ, 1963.с. 
  3.  Апт С. Античная драма // Античная драма СерияБиблиотека всемирной литературы. (БВЛ) Серия первая. Том 5./ Вст.ст. , прим. С. Апта / С.Апт.  М. Художественная литература, 1970.768 с. (С. 5 – 34). 
  4.  Ярхо В.Н. Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии // Еврипид. Трагедии. В 2-х т. / В.Н. ЯрхоМ. : Наука, Ладомир,1999. 

Т.1.. –С. 567. 

4. Боннар А. Греческая цивилизация: В з-х т. / А. Боннар.   М.: Искусство, 1992.

Т. 3. -  М.; 1992.с.  (использовать можно издания и других лет).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №  4  (2 часа)

 КОМЕДИЯ Древней Греции: творчество АРИСТОФАНА 

План 

  1.  История возникновения комедии как жанра. Обрядовые традиции.
  2.  Сущность комического по Аристотелю. Отличие комического от трагического.
  3.  Аристофан и Менандр. Их роль в создании греческой комедии. Новаторство Аристофана. Основные композиционные принципы его комедии. 
  4.  Проблематика комедий Аристофана «Лисистрата», «Облака», «Мир», «Лягушки»,  их основные идеи и приемы выражения.

Литература

Аристофан. Лисистрата. Облака. Мир. Лягушки // Аристофан. Избранные комедии  / Пер. с древнегреч. А. Пиотровского; Предисл. В.Ярхо, с.  5. Коммент. А. Пиотровского и В. Ярхо. / Аристофан.М.: Худож. лит., 1973.с.

  1.  Учебник: И.М.Тронский. История античной литературы / И.М.Тронский.М.: Книжный дом «Либроком», 2010.с. (можно и др. лет издания, ценным является также издание 1947 г).
  2.  Учебник: Дилите Д. Античная литература / Д. Дилите.М.:  Греко-латинский кабинет  Ю. А. Шичалина, 2003. –с..
  3.  Ярхо. В.Н. Аристофан [К 2400-летию со дня рождения] / В.Н. Ярхо. –М.: Гослитиздат, 1954.с. 
  4.  Соболевский С.И.  Аристофан и его время / С. И. СоболевскийМ.,1957.
  5.  Ярхо В.Н., Полонская К.П.  Античная комедия / В. Н. Ярхо.М.: МГУ,1979.  
  6.  Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии / В. Н. Ярхо.М.:  Наука, 1979. 176 с. 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №  5  (2 часа)

 КОМЕДИЯ Древнего Рима: произведения ПЛАВТА и ТЕРЕНЦИЯ

План 

  1.  1. Основные черты и особенности римской комедии. 
    1.  Основные черты творчества, место Плавта-драматурга в истории римской и мировой литературы.
      1.  Произведение Плавта «Клад»  (в других переводах «Горшок»  или «Горшочек», или «Кубышка»): проблема, образы, основная идея. 
      2.  Комедия Теренция «Братья»: своеобразие темы и идейного решения. 
  2.  Роль римской комедии в развитии новоевропейского театра. Обращение к комедиям Плавта и Теренция комедиографов последующих веков (Лопе де Вега, Мольер, Бомарше, А.Н. Островский).

Литература

  1.  Плавт. Комедии: В 2-х т.М.: Искусство, 1987. 
    1.  Теренций. Братья // Античная драма / Теренций. –М.: Художественная лит.,  2004. –с.
      1.  Учебник: И.М.Тронский. История античной литературы / И.М.Тронский.М.: Книжный дом «Либроком», 2010.с. (можно и др. лет издания, ценным является также издание 1947 г).
      2.  Учебник: Дилите Д. Античная литература / Д. Дилите.М.:  Греко-латинский кабинет  Ю. А. Шичалина, 2003. –с. 
      3.  Учебник: Лосев А. Античная литература / А.Ф. Лосев.М.: ЧеРо, 2005.  543 с. 
      4.  Ярхо В.Н., Полонская К.П.  Античная комедия: пособие по спецкурсу для студентов-заочников филол. фак. ун-тов и педин-тов. М-во высш. и сред. спец. образования СССР; Науч.-метод. каб. по заоч. и вечер. обучению МГУ им. М.В. Ломоносова / В. Н. Ярхо, К. П. Полонская. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979.
      5.  Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии / В. Н. Ярхо.М.:  Наука, 1979. – 176 с. 

 

Рекомендации к самостоятельной работе студентов: углубленное изучение курса (написание рефератов), научно-исследовательская работа (написание статей, курсовых работ) 

Приступая к самостоятельному углубленному изучению курса или научному исследованию, освойте такие формы работы, как тезисы, конспект и читательский дневник.

ТЕЗИСЫ представляют собой содержание положений. Они заключают основные мысли текста в форме утверждения или отрицания. В каждом положении содержится одна мысль. Тезисы выделяются самостоятельно из текста и служат для сохранения в памяти, а также как основа для дискуссии. (Например, добро, благо и красота всегда присутствовали важными компонентами в литературе Древней Греции). Попробуйте аргументировать данный тезис на примере известных вам произведений.

КОНСПЕКТ воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними. Сохраняет черты деления на части, свойственные оригиналу. Конспект «сжимает», «уплотняет» излагаемый или переписываемый материал. Цель конспектасохранение необходимых сведений в памяти. Его следует писать компактно, расчленять текст на абзацы, использовать поля для ссылок и уточнений. Выделять почерком или подчеркиванием наиболее важные места, применять сокращения слов и условные обозначения, сохраняя при этом знаки препинания; придерживаться одной системы сокращений (например, NBважно, ? –неясно, ?! –сомнение, Wитог и т. д.). В качестве проверки себя законспектируйте главу «Илиада» и гуманизм Гомера» из книги Андре Боннара «Греческая цивилизация» (М., 1992).

Чтобы хорошо владеть знаниями обсуждаемого текста, необходимо не только иметь в нем закладки для цитирования фрагментов, но предварительно сделать записи в читательском дневнике, который должен хранить краткие сведения о структуре и пафосе произведения (идейно-эмоциональном отношении автора к изображенным характерам и событиям), включать выписки из книг, посвященных писателю или художественным проблемам; содержать имена, фамилии, род занятий главных персонажей, замечания о композиции и сюжете, характере конфликта и его разрешении в произведении. 

Следующий этап исследованиясоздание реферата, статьи, курсовой работы. Оно начинается с формирования замысла (осмысления темы), поиска и отбора материалов, группировки и систематизации прочитанного (составления плана). Только после этого приступают к  написанию основного текста, затем обработке рукописи (правки и редактирования текста), достижению единства стиля изложения, проверке правильности орфографии и пунктуации, составлению библиографии по ГОСТу. Помните, что поиск материала может вестись в справочно-библиографическом отделе, читальном зале, абонементе, межбиблиотечном фонде и интернете, при этом, работая с последним, обязательно ссылайтесь на сайт, число, месяц и время получения информации.

Независимо от вида реферат может быть разделен на три основные части: заголовочную, собственно реферативную и справочный аппарат. В реферате не может быть той обстоятельности изложения, которая свойственна курсовой работе. В нем нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания. Общие требования к языку реферататочность, краткость, ясность, простота. 

Реферат должен включать титульный лист, план, аргументы и рассуждения, список использованной литературы в алфавитном порядке. Оформляется на листах А 4. Общий объем:  10-12 печатных листов (через интервал, 14-й кегль). В случае возникновения каких-либо затруднений необходимо проконсультироваться с преподавателем.

Ниже приведены реферативные темы (могут быть предложены и другие), по одной из которых можете проверить себя. 

Эти темы могут быть использованы также для написания научно-методических и научных статей, курсовых работ. Но студент должен помнить, что после выбора темы научно-исследовательского характера необходимо обратиться к преподавателю для ее уточнения, в том числе с целью заострения аспекта новизны. 

Процесс написания научной статьи или курсовой работы в сравнении с написанием реферата требует частых консультаций с преподавателем с целью составления и уточнения плана в случаях открытия в процессе написания новых данных, идей и т. д., а также для быстрого освоения методов, приемов творческого решения и оформления материала.

Темы рефератов, статей и курсовых работ

По Античной литературе

1. Античная мифология как сказание о богах и героях.

. Стихийный реализм «Илиады» Гомера.

. Жизнеутверждающее и гуманное мировоззрение автора «Одиссеи». 

. Древняя Греция времен Эсхила.

. Образ Прометея в мифах Древней Греции.

. Художественные особенности и значение драматургии Софокла.

7. Особенности древнегреческой лирики.

.  Творчество поэта Архилоха.

.  Особенности лирики Тиртея.

.  Сафодесятая муза древнегреческой поэзии.

.  Специфика лирики Алкея.

.  Древнегреческий поэт Анакреонт и «анакреонтика».

.  Еврипид как «философ со сцены». 

.  Истоки и новаторство комедий Аристофана.

.  Греческий роман (истоки и развитие).

.  Греческая литература периода Римской империи.

.  Римский театр (истоки, развитие и формы).

.  Тит Лукреций Кар и его творчество.

.  Публий Вергилий Марон и его вклад в древнеримскую литературу.

20.  Баснописец Федр (особенности жанра, проблематика). 

13




1. Горный Кафедра общей и физической химии ХИМИя Неорганическая химия Методиче
2. Эволюция Земли
3. Картина Кипренского «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)»
4. а путешествие поездка поход в свободное время один из видов активногоотдыха
5. педагогического исследования
6. А физические свойства металлов в свою очередь обусловлены особенностями строения их внутренней структуры
7. Введение Термическая обработка является одним из наиболее распространенных способов получения заданны
8. Верните люди Родину свою Может ктото возразит и скажет что этого не может быть Что я ошибся и есть Родин
9. Экономическая мысль древнего мира
10. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета Изобразительная деятельность для 3 класса ра
11. Тема до СРС 2 FOREIGN TRDE Прочитайте текст та виконайте завдання
12. Николай Федорович Кошанский (1784 или 1785 1831)
13. Трансляция текста
14. Основные принципы и нормативная правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций К настоящему мом
15. Тема 1 Экономика- наука и хозяйство Экономика система хозяйств
16. Социальные стандарты в сфере высшего профессионального образования
17. Виргинские Острова
18. Экономиста ~ это не гадание на кофейной гуще
19. Мифы русской идеи миф как проблема в творчестве русских религиозных философов серебряного века
20. на тему- Психологические особенности творчески одарённых личностей