Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ- СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ВНИМАНИЯ С ПОЗИЦИЙ КОГНИТИВНО

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВПО

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Г. ЖУКОВСКОГО

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»:

«СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ВНИМАНИЯ С ПОЗИЦИЙ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА»

Автор:

Студент 1 курса, группа ПЗ-101

Марчукова О.В.

Подпись ________________ «__» ______ 20__ г.

Научный руководитель:

Кандидат психологических наук, доцент

Скворцова Е.В.

Подпись ________________ «__» ______ 20__ г.

Оценка: ________________________________

Зав. кафедрой Ф.И.О.

Подпись ________________ «» ______ 20__ г.

Жуковский, 2013 год


Содержание

Введение           3

Глава 1. Истоки когнитивной психологии.     4

Глава 2. Когнитивный подход в психологии     5

Глава 3. Основные положения когнитивной психологии.   10

Глава 4. Что такое внимание?       11

Глава 5. Исследования внимания с точки зрения когнитивной

психологии.          12

5.1.Внимание как выбор одного объекта из множества.   12

5.2. Внимание как умственное усилие и распределение ресурсов.  13

5.3. Внимание как перцептивное действие.     14

Заключение.          16

Список литературы         17


Наука учит только умного. Не всякому все дается.

Русская пословица.

Введение

Объект данной курсовой работы: когнитивный подход в психологии; предмет – модели внимания.

Задачи:

  1.  Изучить различные модели внимания с позиций когнитивного подхода;
  2.  Проанализировать методы исследований внимания как отдельного психического процесса;
  3.  Сравнить результаты исследований внимания как отдельного психического процесса, проведенные некоторыми психологами когнитивного направления.

На современном этапе развития психологической науки наблюдается множество подходов, школ и учений относительно одних и тех же явлений и процессов и связано это прежде всего с непрерывным развитием окружающего мира, которое в свою очередь требует понимания и адекватного реагирования на постоянно меняющиеся происходящие процессы. Каждое научное направление, как в психологии, так и в других науках, первоначально черпает энергию роста из более ранних концепций и постепенно, в ходе развития, начинает приобретать черты устоявшейся научной структуры – по крайней мере, до собственного кризиса.

Развитие и становление каждого отдельно взятого учения, прежде чем оно окончательно сформируется, проходит свой индивидуальный путь, внося при этом личный в той или иной мере значительный вклад в общее развитие психологической науки. Данное положение считается справедливым даже по отношению к структурализму, несмотря на то, что он не оставил непосредственного следа в современном психологическом знании. Тот факт, что указанное направление преобладало в психологии в течение достаточно недолгого периода времени, совершенно не умаляет его значимости как первой самостоятельной психологической школы в современной науке.

Аналогичный путь становления свойственен и когнитивному подходу в психологической науке. Джон Б. Уотсон в своем манифесте «Психология с точки зрения бихевиориста» 1913 г. говорил: «Психология должна полностью изгнать из употребления термин «сознание»2. Каждый исследователь, работавший в рамках данного учения, должен был исключить из своих трудов любые отсылки к сознанию, оставляя последнее за рамками рассмотрения. Еще долго после такого преобразования взглядов практически все учебники по психологии говорили о функциях мозга, но при этом радикально отказывались обсуждать какие бы то ни было концепции «души». В ученых сообществах со страхом понимали, что психология «потеряла сознание» или «утратила свою душу» навеки. Однако в середине прошлого века психологическая наука вновь обрела интерес к данной проблеме. На этом фоне и развивается альтернативное бихевиоризму когнитивное направление.

Глава 1. Истоки когнитивной психологии.

Как и все, по истине, новое в истории психологии, когнитивная психология не появилась на пустом месте. Ее начало, или зарождение, можно проследить в более ранних концепциях. Некоторые исследователи говорят, что «когнитивная психология одновременно и самая новая, и самая древняя традиция в истории психологии»3. Это означает, что интерес к проблеме сознания присутствовал в психологии со дня ее появления, задолго до того, как она стала наукой. Проблема сознания обсуждается еще в работах Платона и Аристотеля.

О многих ученых, которые работали в других направлениях психологии, можно сказать, что они стояли у истоков когнитивной психологии: В. Вундт неоднократно подчеркивал творческий характер сознания; Э. Толмиен признавал важность рассмотрения когнитивных переменных и в немалой степени способствовал отказу от подхода «стимул-реакция», так же ввел в употребление идею когнитивных карт; Ж. Пиаже делал акцент на когнитивных моментах психического развития ребенка, чем обратил на себя внимание сторонников когнитивного движения.

Оглядываясь назад, вглубь истории становления когнитивной психологии, создается впечатление, что этот сдвиг произошел повсеместно и разом, в течение всего лишь нескольких лет. Однако этот процесс преобразований вовсе не был гладким. Переход назревал в течение длительного времени. «Ни один человек не догадывался о ее существовании до тех пор, пока она не заявила о себе во весь голос сама».4 Возникновение когнитивной психологии нельзя приписать настойчивости какого-то одного исследователя, который подобно Дж. Уотсону создал новое направление практически в одиночку. Как и функционализм Джеймса, когнитивная психология не имеет своего отца-основателя, возможно потому, что никто из ученых не решился возглавить новое движение лично. Их гораздо в большей степени интересовало дальнейшее продвижение психологического знания.

Несмотря на революционный дух когнитивной психологии, Миллер не считал это научной революцией. Он использовал термин «органический рост» - изменение посредством медленного роста или накопления. Считал, что развитие идет преимущественно эволюционным, а не революционным путем. С этой точки зрения новое направление – это возврат к психологии здравого смысла, для которого совершенно очевидно, что психология должна заниматься не только поведением, но и проблемами психической жизни.

Найссер считал бихевиоризм не только забавным, но и слегка «ненормальным». В то время он получил свою первую академическую должность в университете Брандейса, где факультет психологии возглавлял Абрахам Маслоу. Тогда и сам Маслоу понемногу отходил от бихевиоризма и размышлял над основами гуманистического подхода. Маслоу не удалось склонить Найссера к гуманистической психологии, как не удалось ему и гуманистическую психологию сделать «третьей силой» в психологии. Но, тем не менее, знакомство с ним подвигло Найссера в сторону когнитивных исследований. Найссер впоследствии настаивал на том, что именно когнитивная психология и составляет ту самую «третью силу», а вовсе не гуманистическая психология. Он определил познание как процесс, при помощи которого «входящие сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются… Познание присутствует в любом акте человеческой деятельности».5 Таким образом, когнитивная психология имеет дело с ощущениями, восприятием, воображением, памятью, вниманием, мышлением и всеми остальными видами психической активности. 

В данной курсовой работе будет рассмотрен когнитивный подход в психологии, а так же сделан сравнительный анализ исследования внимания, как отдельного психического процесса, некоторыми представителями когнитивной психологии.  

Глава 2. Когнитивный подход в психологии

Когнитивная психология (от английского cognitive psychology, от латинского соgпоsсеге – познавать, знать) представляет собой современное направление в исследовании познавательных процессов.

Указанное направление в психологической науке зародилось в 60-х гг. прошлого века как альтернатива бихевиоризму. Первоначально главной задачей когнитивной психологии являлось преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (Д. Брозберг, С. Стернберг). При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены различные структурные составляющие, так называемые блоки познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная и долговременная память (Дж. Сперлинг, Р. Аткинсон). Эта линия исследований, столкнувшись с определенными трудностями в связи с увеличением числа структурных моделей частных психических процессов, привела к тому, что когнитивная психология стала пониматься как направление, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У. Найссер).

При таком более широком подходе когнитивная психология включает все направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ с позиции ментальности (Ж. Пиаже, Дж. Брунер).Центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. (Г. Бауэр, Р. Шепард). Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций (С. Шехтер), индивидуальных различий (М. Айзенк) и личности (Дж. Келли).

Интерес когнитивной психологии вновь проявляется в изучении психического аспекта как предмета научного исследования, снова начинают  рассматривать воображение, интеллект и отчасти искусственный интеллект. Несколько упрощенные представления реального устройства познавательных процессов позволяют по-иному взглянуть на сущность психической жизни личности. «Когнитивная, или иначе познавательная, активность – это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии»6.

Когнитивная психология является одним из направлений исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования, влияет на все разделы психологии, причем особое внимание уделяется обучению, показывает, что обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру.

Сторонники данного исследовательского подхода утверждают, что разуму человека доступно гораздо большее, нежели механическая реакция на внешние раздражители: проводить анализ получаемой информации, сравнивать факты реальной действительности, принимать решения, разрешать различные проблемы.

Когнитивная психология изучает способы получения информации об окружающем мире, процессы переработки данной информации человеком, особенности хранения в памяти и преобразования в знания, которые в дальнейшем оказывают существенное влияние на внимание и, как следствие, поведение индивида.

Как и любая другая наука, психология не стоит на месте, она продолжает развиваться. Результатом такого развития как раз и выступает появление нового направления – когнитивного. Благодаря когнитивной психологии в обиход психологической науки вошли такие термины, как «информация», «переработка», «кодирование», «подпрограмма», и др.

Когнитивное видение психологических процессов практически сводит сложный личностный мир к его более простым моделям. Данное положение характеризуется пониманием одного из основоположников когнитивного направления в науке Г. Саймона, который считает, что «человек в качестве поведенческой системы так же прост, как и муравей. Кажущаяся сложность его развертывающегося во времени поведения отражает в основном сложность окружающей среды»7.

Когнитивный подход в исследовании сознательного поведения личности заключается в стремлении понять процессы расшифровки мозгом получаемой информации о реальной действительности и ее организации с целью ее дальнейшего использования.

В силу того, что человек постоянно находится в мире информации, которая требует регулярного понимания, оценки, переработки и, наконец, использования, когнитивные теории личности базируются на рассмотрении человека как «понимающего, анализирующего». Любой поступок человека включает три основных компонента: действие, мысли, а также чувства, испытываемые при выполнении определенного действия.

Наиболее достоверным фактором принятия по сравнению с объективным значением ситуации, в которой оно необходимо, представляется субъективная трактовка ситуаций. Здесь мне бы хотелось вспомнить один из философских принципов Аристотеля, который на первое место выдвигал принцип идентичности, т.е. А есть А. Это значит, что вещь в себе и вещь вне себя рассматривается каждым человеком одинаково. Например, береза, растущая под окном, не перестанет быть березой, кто бы на нее ни посмотрел и с какого этажа. Отсюда следует, что береза – это факт социальной реальности и этот факт одинаков для всех. Представители же когнитивной психологии, в частности Дж. Келли, полагают, что А – это то, что человек объясняет как А. Из этого следует, что факты всегда можно рассматривать с различных точек зрения. Люди по-разному «видят», интерпретируют ситуации окружающего мира, в которых они вынуждены функционировать. Теоретические исследования освещают, а практические подтверждают существование внутренней изменчивости личных активизирующихся в данных конкретных ситуациях общих проявлений интерпретации, что может считаться причиной неопределенного предсказания людьми своего собственного дальнейшего поведения. Из этого можно сделать вывод о том, что нет истинного способа интерпретации поведения человека.

Когнитивное направление в современной психологической науке включает в себя десять основных разделов, таких как восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, языковые функции, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект, которые можно схематически представить следующим образом:

Рис 1.

Восприятие – это такая отрасль психологии, которая непосредственно связанна с выявлением того или иного сенсорного стимула и их интерпретацией. Именуется она психологией восприятия. Однако исследование отдельно взятого восприятия без учета других компонентов не в состоянии объективно объяснить ожидаемые действия. В данном случае имеют место и другие когнитивные системы, такие как распознавание образов, внимание и память.

Распознавание образов – представляет собой процесс, в ходе которого стимулы окружающей действительности воспринимаются как часть значительной закономерной регулярности, а не как единичные сенсорные события.

Внимание – способность человека к переработке информации, очевидно ограниченная на двух уровнях — сенсорном и когнитивном. В случае одновременного появления слишком большого количества сенсорных признаков, у человека может возникнуть «перегрузка» и как следствие сбой в работе.

Память – способность мозга удерживать воспринятую информацию (взаимодействие восприятия и памяти) – первого типа – удерживает информацию ограниченное время и второго – хранит информацию в течение короткого периода – пока ее не заменит новая.

Воображение – реальная возможность извлечения из когнитивной карты важных отличительных особенностей, расположения их в логической последовательности, а также преобразования данных образов в языковую информацию.

Язык – кроме построения грамматически правильных предложений и подбора соответствующего лексикона, необходимость координировать сложные моторные реакции, необходимые для произнесения всего сообщения.

Психология развития – весьма интенсивно изучающаяся область когнитивной психологии, недавние теории и эксперименты которой весьма значительно углубили понимание процесса развития когнитивных структур.

Мышление – имеющая наиболее общее содержание форма психического отражения, при помощи которой устанавливаются взаимосвязи между познавательными объектами.

Человеческий интеллект способность к пониманию языка, следованию требованиям инструкций, преобразованию вербальных трактовок в действия и формированию собственного поведения в соответствие с законами своей культуры.

Искусственный интеллект специфическая отрасль компьютерных наук, направленная на формирование определенных моделей познавательных личностных процессов.

Вопросы, рассматриваемые в сфере исследований когнитивного психологического направления, а именно восприятие, познание и понимание действительности, волновали умы ученых различных наук, в частности философии и психологии во все времена. Но получившее свое начало в послевоенный период бурное развитие кибернетики и вычислительной техники, как и появившиеся в середине прошлого столетия первые «умные» машины, которые предпринимали попытки решения логических задач, игры в шахматы, понимания устной и письменной речи и преобразования ее на других языках, потребовали от научного сообщества иных, новых взглядов на процессы мышления, познания и понимания. Внимание исследователей сфокусировалось на феномене знаний и связанных с ним проблем получения, хранения, переработки и отражения знаний как в человеческом мозге, так и посредством компьютерной системы. Психологи оказались в ситуации, требующей пересмотра своих взглядов и отношения к восприятию, памяти, воображению, рассматривая их сквозь призму компьютерной метафоры деятельности мозга – своеобразного устройства, целью создания которого явилась переработка и хранение как уже имеющейся, так и вновь приобретаемой информации.

Когнитивная психология во многом базирует рассмотрение своих проблем на проведении аналогии между процессами преобразования данных при помощи вычислительного устройства и функционированием человеческих познавательных процессов. На этой основе выделяются многочисленные структурные блоки познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти.

Таким образом, предметом изучения когнитивной психологии можно считать способы получения людьми информации об окружающей действительности, представление данной информации человеческим мозгом, хранение ее в памяти, трансформацию ее в знания. Исследования подобного рода привели к пониманию когнитивной психологии как научного направления, основной задачей которого считается приведение доказательств решающей роли знания в личностном поведении субъекта.

Предмет когнитивного направления в психологии составляют познавательные психические процессы, обеспечивающие получение человеком знаний как об объективном мире, так и о самом себе. С помощью познавательных процессов индивид приобретает и перерабатывает информацию, отражает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ.

Глава 3. Основные положения когнитивной психологии.

Современная когнитивная психология состоит из большого количества концепций. Они объединены общими теоретическими источниками и единством способов описания определенного круга явлений. Цель когнитивной психологии – посредством описания в основном познавательных процессов, присущих человеку, объяснить его поведение. Основными направлениями исследований являются изучение следующих процессов:

- познавательных;

- атрибутивных;

- построения когнитивной картины мира;

- бессознательного познания и восприятия.

Методом исследований в когнитивной психологии является лабораторный эксперимент, при проведении которого учитывается следующее:

  1.  источник данных – ментальные образования
  2.  познание определяет поведение
  3.  поведение как целостный феномен.

Основное предположение, которое развивает и доказывает когнитивная психология – это то, что мироощущение субъекта организуется в определенные связные варианты представлений о мире. Благодаря этому, появляются связные идеи, гипотезы, ожидания, верования, которые регулируют поведение человека, социальное в том числе.

Основной идеей, которую развивает когнитивная психология, является то, что познавательная структура человека всегда пребывает в состоянии гармонии. Если же по каким-либо причинам это состояние нарушается, человек немедленно стремится вернуть утраченное. Он начинает себя вести так, чтобы привести свою когнитивную структуру в соответствие с первоначальным гармоничным состоянием.

Глава 4. Что такое внимание?

В этой главе мне бы хотелось остановиться на таком психологическом процессе, как «внимание», дать определение этому понятию различными психологами, а так же сравнить взгляды некоторых представителей когнитивной психологии на этот процесс. Сначала я хочу дать определение термину «внимание». Что же это такое на самом деле? Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении). Такое определение мы встречаем в психологическом словаре. Что ж, довольно понятно и просто. Но есть еще ряд моментов, без определения которых характеристика этого психического процесса останется неполной. А именно то, что внимание характеризует также согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющую успешность его выполнения. Например, скорость и правильность решения задачи – это результат сильной сосредоточенности человека, практически, до полного погружения.

Круг проблем изучения внимания выделился в результате дифференциации более широкого философского понятия «апперцепция» (Г. Лейбниц, И. Кант, И. Гербарт). Например, еще в работах Вундта, который явился основателем программы экспериментальной психологии, это понятие было отнесено к процессам, посредством которых осуществляется отчетливое осознание содержания воспринимаемого и его интеграция в целостную структуру прошлого опыта. Оно известно нам как «творческий синтез».

Значительный вклад в развитие представления о внимании был внесен русским психологом Н.Н. Ланге, который разработал теорию волевого внимания. Так же как и французский психолог Т. Рибо, он связывал внимание с регуляцией идеомоторных движений, т.е. движений, которые из представления о них переходят в реальное выполнение.

В современной психологии выделяют три вида внимания. Генетически исходным, а потому наиболее простым является непроизвольное внимание. Оно носит пассивный характер, так как навязывается субъекту внешними событиями. Если же деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует волевых усилий с его стороны, то мы говорим о произвольном внимании. По мере же развития операционально-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации (например, сдвиг мотива на цель) возможно появление так называемого пост-произвольного внимания. При этом сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнения уже не требует специальных умственных усилий  и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма (Н.Ф. Добрынин).

Глава 5. Исследования внимания с точки зрения когнитивной психологии.

Далее рассмотрим взгляды некоторых представителей когнитивной психологии к такому психическому процессу, как внимание.

В когнитивной психологии можно выделить три группы теорий относительно механизмов внимания:

1. Внимание как селекция.

2. Внимание как умственное усилие или ресурсы.

3. Внимание как перцептивное действие

5.1.Внимание как выбор одного объекта из множества.

Пример такого выбора иллюстрирует ситуация дружеской вечеринки. Из нескольких голосов, звучащих одновременно, человек по своему желанию выбирает голоса определенных людей. Он может слушать и слышать одних, при этом не воспринимая голоса других.

Алгоритм работы селективного (выборочного) внимания описан в работе "Восприятие и коммуникация" Д. Бродбента.

  1.  Информация считывается из окружающей среды посредством рецепторов;
  2.  Затем она попадает в кратковременную память;
  3.  После чего проходит некий  фильтр, который, используя долговременную память, определяет что именно нужно воспринимать из всего потока информации;
  4.   Фильтр настроен в соответствии с задачей текущей деятельности (рис. 2).

Рисунок 2

 

Согласно гипотезе Д.Бродбента, внимание выполняет роль фильтра, отсекая информацию, которая не соответствует конечной задаче деятельности человека. Причем этот фильтр начинает работать на ранней стадии приема и переработки информации. Поэтому теория внимания Д.Бродбента называется моделью ранней селекции.

5.2. Внимание как умственное усилие и распределение ресурсов.

Теории, изучающие силовую характеристику внимания, рассматривают распределение энергии внимания на разные объекты. Одна из моделей внимания, в рамках такого подхода, разработана Д. Канеманом. Основные тезисы данного подхода звучат так:

- Внимание использует психические ресурсы для выполнения конечной задачи. Учитывая то, что количество ресурсов (психических сил) ограничено, задача внимания в том, чтобы использовать их рационально.

- Степень умственных усилий субъекта напрямую зависит от сложности поставленной задачи.

- При распределении психических ресурсов человека основным фактором является соответствие ресурсов внимания требованиям задачи.

- В процессе решения задачи иногда происходит перераспределение энергии внимания между отдельными текущими подзадачами. Это происходит за счет фактора непроизвольного внимания.  

- Распределение энергии внимания также зависит от произвольных желаний и намерений субъекта, действующих в данный момент.

- Интенсивность внимания зависит от общего состояния организма. При падении внимания ниже определенного уровня, выполнение задач невозможно….

Тезис «внимание как умственное усилие» выдвинут Канеманом в качестве дополнения к ранним теориям. Модель распределения умственного усилия показана на примере блока различных деятельностей (структур). Каждая из них в отдельности имеет вход внимания. Все показанные структуры действуют только при условии притока внимания. Правильная работа каждой структуры предполагает определенное количество внимания. При недостаточном усилии на входе, результаты деятельности всей системы на выходе ухудшаются. Для наглядности Канеман приводит сравнение структуры переработки информации с бытовыми электроприборами. Каждый прибор рассчитан на какую-то мощность. Так и разные структуры задействуют различное количество внимания. Помимо этого, потребляемое количество внимания меняется от момента к моменту. Оценка одновременно работающих структур производится блоком, названным "Оценка требований к ресурсам внимания" (рис. 3).

Рисунок 3

5.3. Внимание как перцептивное действие.

Человеческое восприятие не пассивно. Ему присуща исследовательская активность, которая обусловлена функцией предвнимания. Результаты исследований преобразовывают (обновляют) схему и исследование продолжается далее. Впоследствии человеком будет воспринято то, что уже принято к сведению ранее. Теория «Внимание как перцептивное действие» разработана У. Найссером.  Он выделил два процесса переработки информации: пассивный - на первой стадии, и активный – во время создания и обработки образа. По мнению автора, внимание – есть перцептивное действие. Его отличает автоматизм и врожденные качества, которые могут меняться в процессе получения опыта. Перераспределение внимания, которое происходит во время приобретения опыта, готовит субъекта к восприятию определенной информации. Тем самым облегчается выбор, фиксация и переработка нужных элементов информации.

У. Найссер подтверждает, что внимание выступает в качестве инструмента селекции. При этом он не согласен с теорией существования каких-либо фильтров, влияющих на отбор информации. Отличие теорий  Д. Бродбента и У. Найссера  заключается в том, что у первого процесс внимания негативен (имеется в виду работа внимания как фильтра, отсекающего ненужное), второй же рассматривает процесс внимания так: «Мы осуществляем активную переработку информации определенной части входа, а не оставшихся частей»8.

У. Найссер настаивает на  активном, гибком и конструктивном характере построения перцептивного образа.

Из рассмотренных моделей и результатов исследований следует вывод, что возможности обработки результатов ограничены, но все же информация от различных раздражителей попадает в наше сознание. Тем самым:

  1.  внимание может распределяться;
  2.  есть задания, выполнение которых происходит автоматически, почти не требуя внимания.

Автоматизм внимания достигается практикой, т.е. чем лучше человек знает выполняемую работу, тем лучше он будет выполнять ее, не задумываясь и не уделяя ей особого внимания, т.е. меньше будет использовано когнитивных ресурсов.

В рассмотренных теориях можно выделить три класса теорий: внимание как отбор, как умственное усилие или ресурсы, и как перцептивное действие.

Теперь мы имеем представление о когнитивных процессах: куда попадает информация, получаемая человеком от раздражителей, и как действуют механизмы внимания и отбора.

Заключение.

Когнитивная психология, возникнув сравнительно недавно, а именно в 60-е годы прошлого века, явилась по своей сути своеобразным переворотом, ознаменовав собой смену научной парадигмы. В этой связи известный специалист по теории искусственного интеллекта и когнитивной лингвистике  Н. Хомский в 1991 г. писал: «когнитивная революция относится к состояниям разума/мозга и тому, как они обуславливают поведение человека, особенно-когнитивным состоянием: состоянием знания, понимания, интерпретаций, верований и т.п. Подход к человеческому мышлению и поступкам в этих терминах делает психологию и такой ее раздел, как лингвистика, частью естественных наук, занимающихся природой человека и ее проявлениями и в первую очередь - мозгом».9

Я думаю, что основной идей когнитивной психологии является то, что роль и значение человеческого сознания в поведении человека очень велико. В трудах известного представителя когнитивного направления Дж. Келли мы встречаемся со взглядом на человека, в первую очередь, как на исследователя не только окружающего мира, но и самого себя. Стремление к познанию – одно из основных качеств человека. Оно живет в нем и является неотъемлемой его частью. Каждый день человек узнает что-то новое, каждый день он вольно или невольно фиксирует для себя какую-то полезную информацию. Когда она ему пригодится он порой и не знает, но наступает момент, когда вдруг вспоминается то, что узнал когда-то. Память услужливо подбрасывает готовый ответ на вопрос.

Современный человек не существует без информации. Конечно же мы не будем смешивать два понятия: «информация» и «знание». Информация, полученная сегодня, не всегда превратится в знание, полученное на долгие годы. Но многие из нас начинают свой день именно с подпитки своего мозга различной информацией, просмотра новостей в интернете. Со времени возникновения когнитивной психологии прошло не много времени, мы уже говорили об этом, но современный человек очень сильно отличается от того, который когда-то стал объектом когнитивного подхода.

Но ХХI век диктует свои законы. Сегодня исследователи-психологи все чаще говорят о зарождающейся второй когнитивной революции. Данное мнение основывается на том, что компьютерная метафора мозга становится уже недостаточной и необходим комплексный анализ деятельности человека, ведущим направлением которого  является когнитивный анализ его эмоций и настроений. Сегодня очень велика роль социальных факторов, а потому вторая когнитивная революция возвращает психологию на позиции рассмотрения действий «активных индивидов или групп, которые с помощью материальных или символьных средств решают все виды задач в соответствии с локальными стандартами корректности».


Список используемой литературы:

  1.  Введение в психологию: учебник/ Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Беем, С. Нолен-Хоэксема. / под общей редакцией В.П. Зинченко. –

15-е международное издание. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 672 с.  

  1.  Бек А. Техники когнитивной психотерапии // Московский психиатрический журнал. 1996. - Спецвыпуск по когнитивной терапии. - №3. – С. 40 – 49.
  2.  Бек, А. Техники когнитивной психотерапии // Московский психиатрический журнал. 1996. - Спецвыпуск по когнитивной терапии. - №3. – С. 45.
  3.  Очерки по психологии обучения иностранного языка/ Беляев Б.В./ – М.: Просвещение, 1965. – 214 с.
  4.  Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т./ Величковский Б.М./ – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», т.2, 2006. –  432 с.
  5.  Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т./ Величковский Б.М./ – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», т.2, 2006. –  448 с.
  6.  Вопросы детской психологии./ Выготский Л.С./– СПб.: Союз, 2004. – 358 с.
  7.  Девятко, И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования //  М.: ИС РАН-TEMPUS-TASIS, 1996. – С. 13-74.
  8.  Детская практическая психология: Учебник для студентов вузов / под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2004. – 255 с.
  9.  История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса): тексты. –

2-е изд. / под редакцией П.Я. Гальперина,  Л.Н. Ждан. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – С. 79-96.

  1.  Когнитивная психология: учебник для вузов / под ред. В. Н.Дружинина,

Д. В. Ушакова. –М.: ПЕР СЭ, 2002 – 480 с.

  1.  Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова, Е.С. и др. / – М.: МГУ, 1996. – 245 с.
  2.  Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учебное пособие для студентов вузов/ Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. / – М.: Творческий центр, 2001. – 237 с.
  3.  Основы психолингвистики/ Леонтьев А.А. / -  М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. – 287 с.
  4.  Леонтьев А.Н. Психология речи (неизданная лекция 1935 года) // Мир психологии. – 2003. - №2. – С. 45-57.
  5.  Леонтьев, Д.А. Непонятый классик: к 100-летию со дня рождения Джорджа Келли (1905—1967) // Психологический журнал, 2005, т.26. – № 6. – С. 111-117.
  6.  Марицковская, Г.Д., Ярошевский, М.Г. 100 выдающихся психологов мира / Г.Д. Марицковская, М.Г. Ярошевский. – М.: «Институт практической психологии», 2005. – 492 с.
  7.  Когнитивная наука / И.П. Меркулов // Новая философская энциклопедия в четырех томах. Т.2. – М.: Мысль, 2001. – 472 с.
  8.  Познание и реальность / У. Найссер. – М.: Прогресс, 1981. – 232 с.
  9.  Вторая когнитивная революция / Р. Харре // Психологический журнал, 1996. – Т.17. - №2. – С. 3-15.
  10.  Психология внимания /Дормашев Ю.Б., Романов В.Я / М.:Тривола, 1995 г., с. 114
  11.  Cognition and Reality/ Y. Neisser/ - San Francisco,1967. – с. 4.
  12.  История современной психологии/ Д.П. Шульц, Э.С. Шульц/ СПб.: 1998. – 397 с. (электронный ресурс). URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/shulc_istorija/10.aspx

2 История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. – 2-е изд. / Под редакцией П.Я. Гальперина,  Л.Н. Ждан. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – С. 79-96.

3 История современной психологии/ Д.П. Шульц, Э.С. Шульц/ СПб.: 1998. – 397 с. (электронный ресурс). URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/shulc_istorija/10.aspx

4 История современной психологии/ Д.П. Шульц, Э.С. Шульц/ СПб.: 1998. – 397 с. (электронный ресурс). URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/shulc_istorija/10.aspx

5 Cognition and Reality/ Y. Neisser/ - San Francisco,1967. – с. 4.

6 Познание и реальность / У. Найссер. – М.: Прогресс, 1981. – 232 с.

7 Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. – Т.2 / Б.М. Величковский. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 299.

8 . Психология внимания /Дормашев Ю.Б., Романов В.Я / М.:Тривола, 1995 г., с. 114

9 Кубрякова Е.С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов. М. 1996 г. с. 71




1. Акционерные общества в Республике Беларусь
2. Науково-технічний прогрес та його значення в економіці і суспільстві
3. Волгоградский государственный социальнопедагогический университет Кафедра психологии
4. объектом представляет собой изначальную душу
5. Многие люди стремятся к личной выгоде к обогащению
6. на тему- Світова фінансовоекономічна криза і її наслідки Виконала- студентка ІІ~ курсу гру
7. Дом сна написан преимущественно в 19951996 годах и первоначально задумывался как исключительно юмористическо
8. А Экз 900 Интернет техноло гии д
9. Саморегулируемые организации на рынке ценных бумаг в РФ
10. ГОРОДСКОЕ ФИЛАРМОНИЧЕСКОЕ СОБРАНИЕ 162602 г
11. Категории этики
12. Курсовая работа - Оценка эффективности рекламной деятельности предприятия
13. выбор судьбы Субъективный взгляд на питание голодание и здоровье Автор работы Валентин Николаев сын
14. опонент обирає будьяке завдання для Доповідача окрім тих що- було вилучено журі; доповідалися в дано
15. НЕОТОМИЗМ лат
16. тема взглядов на окружающий мир человека общество и природу основанной на знаниях чувствах и эмоциях ценно
17.  This is pen It is good pen
18. стилистическая и психолингвистическая.html
19. Дипломная работа- Методика аудиторской проверки финансовой отчетности
20. тема уголовного пава