Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

В каждой теме есть перечень вопросов которые предлагается разобрать на семинарском занятии перечень осно

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05


Задания к семинарам по философии

Пояснение

1. В каждой теме есть перечень вопросов, которые предлагается разобрать на семинарском занятии, перечень основных понятий и дополнительный философский текст с вопросами к нему.

2. Материал для подготовки к семинару содержится в соответствующей теме семинара  лекции.

3. По основным понятиям в конце занятия производится опрос студентов.

4. Предложенный в теме семинара философский текст может использоваться в качестве дополнительной формы работы по желанию студента. Необходимо прочитать соответствующий первоисточник и ответить на вопросы к нему.

Тема 1. Проблема удвоения мира

Вопросы:

1. Платон

2. Локк

3. Беркли

4. Кант

5. Шопенгауэр

Знать основные понятия: идея у Платона; первичные качества; вторичные качества; идеализм; вещь в себе; явление; априорный.

Дополнительный текст: Дж. Беркли «Три разговора между Гиласом и Филонусом» (Первый разговор)

Вопросы к тексту:

1. Почему Филонус не соглашается называться скептиком?

2. Как Филонус аргументирует то, что тепло и холод не существуют в телах, которые мы воспринимаем как теплые и холодные?

3. Гилас замечает: «странно звучит - утверждать, что сахар не сладок». Как его убеждает Филонус?

4. Почему Гилас соглашается с Филонусом в том, что звуки не имеют действительного бытия вне разума?

5.  К какому выводу приходят Гилас и Филонус относительно существования цвета?

6. Гилас говорит о делении чувственных качеств на первичные и вторичные. Чем они отличаются?

7. Почему нельзя представить существование какой-либо вещи вне ума?

8. Остается ли Гилас к концу разговора при своем убеждении о существовании материальных объектов?

Тема 2. Доказательства существования Бога

Вопросы:

1. Основные подходы к вопросу о существовании Бога. Онтологический аргумент

2. Доказательство от первопричины

3. Аргумент от намерения. Пари Паскаля

4. Моральный аргумент

5. Чудеса

6. Существование зла. Бритва Оккама

Основные понятия: атеизм; агностицизм; креационизм; бритва Оккама.

Дополнительный текст: Д. Юм «Исследование о человеческом разумении» (Глава Х. О чудесах)

Вопросы к тексту:

1. Почему, согласно Юму, индийский князь, поначалу отказавшийся верить рассказам о действии мороза, рассуждал правильно?

2. Какое общее правило относительно свидетельств для установления чуда выводит Юм?

3. Какие аргументы того, что ни одно чудо никогда не было обосновано очевидно, приводит Юм?

4. Почему, согласно Юму, никакие людские свидетельства не могут иметь такой силы, чтобы доказать чудо?

5. Почему Юм приходит к тому, что мы должны никогда не обращать внимания на свидетельства, относящиеся к религиозным чудесам, сколь бы правдоподобными они ни представлялись?

6. Согласно Юму, может ли христианство выдержать испытание разумом?

Тема 3. Детерминизм

Вопросы:

1. Детерминизм

2. Свобода

3. Причинность

Дополнительные тексты: 

1. Г.В. Лейбниц «О предопределенности»

2. Ж.-П.Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм»

Вопросы к тексту Г.В. Лейбница «О предопределенности»:

1. Как Лейбниц характеризует предопределенность?

2. Как вы понимаете заключение Лейбница, что «в обширном нашем мире все происходит математически, т. е. безошибочно»?

3. Почему, согласно Лейбницу, ограниченный рассудок не в состоянии предвидеть будущие события исходя из существующих обстоятельств?

4. Как вы понимаете объяснение Лейбницем существования зла?

5. Почему Лейбниц говорит, что «все вещи в прошлом, все уже происшедшее мы должны считать добрыми и справедливыми»? Согласны ли вы с ним?

Вопросы к тексту Ж.-П.Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм»:

1. Что, по мнению Сартра, объединяет всех экзистенциалистов?

2. Что значит «существование предшествует сущности»?

3. Какую ответственность возлагает экзистенциализм на каждого человека?

4. Как Сартр объясняет то, что в экзистенциализме понимается под тревогой?

5. Какое знаменитое выражение Сартр считает исходным пунктом экзистенциализма?

6. Как Сартр объясняет то, что в экзистенциализме понимается под заброшенностью?

7. Что значит: «человек осужден быть свободным»?

8. Как Сартр объясняет то, что в экзистенциализме понимается под отчаянием?

Тема 4. Проблема научного метода

Вопросы:

1. Бэкон

2. Декарт

3. Юм

4. Венский кружок

5. Поппер

6. Фейерабенд

Основные понятия: индукция, дедукция, верификация, фальсификация.

Дополнительный текст: Р.Декарт. «Рассуждение о методе»

Вопросы к тексту:

1. Какие четыре правила познания принял для себя Декарт «вместо большого количества правил, образующих логику»?

2. Почему Декарт считал, что необходимо «отбросить как безусловно ложное все, в чем мог вообразить малейший повод к сомнению»?

3. Почему Декарт говорит, что «счел нужным допустить, что нет ни одной вещи, которая была бы такова, какой она нам представляется»?

4. Что Декарт определяет как «первый принцип философии»?

5. В чем, по Декарту, состоит природа (сущность) души (человеческого «я»)?

6. Что, согласно Декарту, более достоверно: существование Бога и души или же физических тел?


Тема 5. Философия экономики

Вопросы:

1. Экономика и хрематистика

2. Частная собственность

3. К. Маркс

4. Потреблятство

5. Планируемое устаревание

6. Альтернативы

Основные понятия: экономика, хрематистика, отчуждение труда, планируемое устаревание, дауншифтинг, дарономика, копилефт, GNU/Linux

Дополнительные тексты: 

1. Аристотель «Политика» (книга I,  части III, IV)

2. К.Маркс «Экономическо-философские рукописи 1844 года» (Раздел «Отчужденный  труд»)

Вопросы к работе Аристотеля «Политика» (книга I,  части III, IV):

1. Согласно Аристотелю, тождественно ли искусство наживать состояние науке о домохозяйстве? Как Аристотель поясняет свое мнение?

2. Согласны ли вы с Аристотелем в том, что «растения существуют ради живых существ, а животные - ради человека»?

3. Что, по Аристотелю, составляет истинное богатство и существует ли его предел?

4. Почему, согласно Аристотелю, мелкая торговля не имеет по природе никакого отношения к искусству наживать состояние? Согласны ли  вы с ним?

5. Какое понимание богатства Аристотель критикует?

6. Каким образом, согласно Аристотелю, Фалес дал доказательство своей мудрости?

Вопросы к работе К.Маркса «Экономическо-философские рукописи 1844 года» (Раздел «Отчужденный  труд»)

1. На какие два класса, по Марксу, неизбежно распадается общество исходя из предпосылок политической экономии?

2. Маркс считает, что отчуждение рабочего появляется не только в конечном результате труда, но и …

3. Почему, согласно Марксу, труд рабочего не удовлетворяет его потребность в труде?

4. Маркс говорит про рабочего: «Отчуждая от себя свою собственную деятельность, он позволяет другому человеку присваивать деятельность, ему не присущую». Таким образом, «отношение рабочего к труду порождает отношение к тому же труду капиталиста, или как бы там иначе ни называли хозяина труда. Стало быть, частная собственность есть продукт, результат, необходимое следствие отчужденного труда…»

Согласны ли вы с тем, что частная собственность есть результат отчужденного труда?

5. Почему Маркс считает, что заработная плата есть непосредственное следствие отчужденного труда?

Тема 6. Парадоксы пространства и времени

1. Понимание пространства и времени Кантом. Пространство-время теории относительности.

2. Парадокс времени

3. Проблема бесконечности мира

Дополнительный текст: А.Августин «Исповедь» (Книга XI, главы X-XXXI)

Вопросы к тексту:

1. Как Августин отвечает на вопрос «Что делал Бог до сотворения неба и земли?»

2. Может ли настоящее, согласно Августину, быть долгим?

3. Как Августин характеризует прошлое?

4. Как Августин характеризует будущее?

5. Где, по мнению Августина, существует время?




1. Тема 7 Плавність ходу автомобіля 7
2. БЕКІТЕМІН КЕЛІСІЛГЕН ШТПК Директоры Шпикбаева Б
3. I Клуб Возможно в этот снежный и ветреный вечер 23 декабря 197
4. 105 группы Типы и формы государства
5. темами базирующимися на знаниях
6. на тему TOLERNCE IN MODERN WORLD 14
7. Контрольная работа по дисциплине- Трудовое право Вариант 10 Выполнил-
8. Реферат- Роль фантазии в игре детей
9. SWOT-анализ и построение матрицы McKinsey на примере ОАО
10. Введение в психоанализ
11. Тема- Звук [э] Буква э
12. Мита на українських землях у складі Великого князівства Литовського та Польської держави Наприкінці ХІІ
13. семинары по эффективной работе с клиентами семинары по психологии взаимоотношений деловые игры по форми
14. на тему Пути повышения эффективности инвестиционной деятельности Студентка Курапова Юл
15. Секреты Племен Эта замечательная книга созданная по мотивам ролевой- Котывоители
16. Тема 1. ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ таблиц в режиме Таблица и Конструктор таблиц 1.
17. Безоценочное обучение
18. юношеский центр МО Кольский район Мурманской области Авторская разработка Модель управления каче
19. Тема- Магдебурзьке право м
20. Конспект лекцій для напряму підготовки 6.html