Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Вариативность классного руководства 2

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05


8. Функции и направления деятельности классного руководителя

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями.

1.Вариативность классного руководства

2.Функции классного руководителя

3.Направлений деятельности классного руководителя

4.Взаимодействие классного руководите» и семьи ученика

5.Классный руководитель и педагогический коллектив

6.Классный воспитательный час

7.Анализ и планирование работы классного руководителя

Вариативность классного руководства  в школе может быть представлена в разных аспектах:

■ в организационном — варианты профессионального и должностного статуса;

■ в содержательном — варианты выделения доминирующих функций в деятельности классного руководителя и определения содержания его работы;

■ в психолого-педагогическом — выбор позиции в отношениях с учащимися (организатор, рядовой участник, наблюдатель, старший товарищ, куратор и т. д.).

Вариативность классного руководства обусловлена следующими факторами:

■ условиями работы образовательного учреждения, особенностями воспитательной системы;

■ экономическими возможностями школы и родителей;

■ возрастными особенностями детей, уровнем их воспитанности, организованности, обучаемости, состоянием здоровья и физического развития учащихся;

■ подготовленностью педагогов к организации воспитательной работы.

Возможны следующие варианты должностного статуса классного руководителя в общеобразовательных школах:

■ классный воспитатель (освобожденный классный руководитель);

■ классный руководитель;

■ классный куратор.

Функции классного руководителя.

Среди социально-гуманитарных функций, которые также являются целевыми, приоритетной является социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.

Функция сплочения коллектива. При этом задача сплочения коллектива выступает не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед коллективом целей. Одной из задач, стоящих перед классным руководителем, является развитие ученического самоуправления.

Третья группа функций классного руководителя вытекает из логики деятельности самого субъекта управления и организации деятельности учащихся. К функциям этой группы относят диагностическую, целеполагание, планирование, контроль и коррекцию.

Направления деятельности классного руководителя определяются его функциями. Традиционно выделяют следующие направления:

изучение учащихся и коллектива; сплочение и развитие коллектива; индивидуальная работа с учащимися; взаимодействие с семьей; взаимодействие с педагогами школы; привлечение представителей общественных организаций к воспитанию детей.

Сотрудничество классного руководителя и семьи — это результат целенаправленной и длительной работы, которая предполагает прежде всего всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка:

■ состав семьи, возраст, профессия родителей;

■ бытовые и санитарно-гигиенические условия жизни семьи, материальная обеспеченность;

■ активность участия родителей в воспитании детей;

■ ценностные ориентации родителей и детей;

■ выполнение ребенком режима дня;

■ досуг родителей и детей;

■ распределение обязанностей в семье;

■ традиции, семейные праздники;

■ увлечения, способности родителей и детей;

■ взаимоотношения в семье.

На основе полученных данных классный руководитель составляет паспорт каждой семьи.

Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса.

Классный руководитель :

  1.  организует работу всех учителей ради достижения общих целей, определяет пути, основные педагогические средства, обеспечивающие выполнение намеченного, привлекает учителей класса к внеучебной воспитательной работе, координирует их действия в проведении учебных занятий, в работе с коллективом и отдельными учащимися.
  2.  систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье

регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитанника, особенностях родителей, организует встречи родителей с учителями-предметниками.

  1.  изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителямию

Особое внимание классному руководителю необходимо уделить новым педагогам, которых важно познакомить с особенностями классного коллектива, отдельных учеников, требованиями, предъявляемыми предыдущим учителем и педагогами класса.

Выделяют воспитательные часы, в основе которых лежат:

а) рассказ, беседа, сообщение классного руководителя;

б) выступление специалиста;

в) встреча с интересным человеком, политиком, артистом и т. п.;

г) сообщения самих школьников.

Подготовка, классного руководителя к воспитательному часу предполагает выполнение следующих действий:

■ определение темы классного часа, формулировка его цели, исходя из задач воспитательной работы с коллективом;

■ тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач, исходя из требований к содержанию классного часа (актуальность, связь с жизнью, опытом учащихся, соответствие их возрастным особенностям, образность и эмоциональность, логичность и последовательность);

■ составление плана подготовки и проведения классного часа; следует предусмотреть привлечение школьников к активной деятельности в период подготовки и в ходе классного часа, использование разнообразных методов" и приемов, воздействующих на сознание, чувства и поведение учащихся, повышающих интерес и внимание к обсуждаемой проблеме;

■ подбор наглядных пособий, музыкального оформления, подготовку помещения, создание обстановки, благоприятной для откровенного, непринужденного разговора;

■ определение целесообразности участия на классном часе учащихся и их родителей, друзей, старших и младших товарищей, работников школы, специалистов по теме классного часа;

■ определение своей роли и позиции в процессе подготовки и проведения воспитательного часа;

■ выявление возможности по закреплению полученной на классном часе информации в дальнейшей практической деятельности детей.

Основным документом в работе классного руководителя является план на учебный год (полугодие). Рекомендуются следующие разделы этого плана.

1.  Анализ педагогической работы за прошедший учебный год.

2.  Задачи работы классного руководителя на новый учебный год, к определению, формулировке которых предъявляются следующие требования:

■  вытекают из анализа работы;

■  отличаются от задач предыдущего года;

■  конкретны и реальны для выполнения;

■  пронизывают всю планируемую работу с учащимися и родителями, классным коллективом.

3.  Работа с коллективом учащихся.

4.  Взаимодействие с педагогическим коллективом.

5.  Работа с семьей, общественностью.




1. Виды (источники) доказательств
2. это имущество переходящее в порядке наследования от умершего наследодателя к наследникам
3. Неврозы
4. не бойтесь Я возвещаю вам великую радость которая есть для всех людей Лк 210
5. Лимфоидные клетки.html
6. Введение...............
7. Принципы организации дискуссионных клубов Дебаты в средней школе (на примере гимназии 63 Санкт-Петербурга)
8. Сызранский политехнический техникум
9. тема- Теория возникновение Российской государственности особенности государственного и правового развити
10. тема специализированных уч
11. изготовителя заводской номер установки общую массу установки вместимость рабочее и пробное давление ст
12. АГ Веницианов ~ основоположник русской жанровой живописи
13. Тема проекта Содержание расчетнопоясни
14. Тема стихотворения- пейзаж; общественнополитическая; любовная-интимная; философская
15. тема. Господарськоправові норми- структура види.
16. Права осужденных к исправительным работам
17. пояснительная записка к курсовому проекту Вариант 68
18. .12.02 Жалобы Беспокоят ощущения что посторонние както странно на нее смотрят переми
19.  Погрузочноразгрузочные машиныПРМ классифицируются по характеру движения рабочих органов на ПРМ- А пре
20. вступає до школи- повинна бути зрілою у фізіологічному та соціальному плані ; досягти певного рівня р