Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

0918 Несводимость психических явлений к физиологическим Субстрат ~ основа которая подлежит явлени

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05


Общая психология 2013.09.18

Несводимость психических явлений к физиологическим

Субстрат – основа, которая подлежит явлениям некого высшего порядка. Субстратом психической деятельности является мозг. Мозг обеспечивает не только психическую деятельность, но и нервную. Нервная деятельность – понятие более низшего порядка. Нервная деятельность также в неком роде может считаться субстратом для психической деятельности. Психика связана с субстратом, но при этом к нему несводима.

Соотношение психического и физиологического

Пьер Жан Жорж Кабанис (1757-1808), знаменитый французский врач, заявил: «Мозг вырабатывает мысль, как печень вырабатывает желчь». Голландский физиолог Якоб Молешот (1822-1893) придал этой идее почечный оттенок: «Мозг вырабатывает мысль, как почка вырабатывает мочу».

Уже в конце 19 века такие наглые слова никто не произносил, ведь чем больше погружались в изучение головного мозга, тем сильнее понимали, насколько глубокая тайна возникновения психического.

Для первой половины 20 века было характерно тяготение к локализационной теории, когда предполагалось, что некоторый участок головного мозга устойчиво занимается определенными действиями и за каждым участком мозга закреплена одна функция. В наших школах говорилось, что у каждого вида ощущения свое место в мозге: затылочная доля – зрительная информация, височная – слуховая информация… Во второй половине 20 века, особенно в последние десятилетия, локализационные представления рушатся одно за другим. Специализация есть, но мозг настолько пластичен, что даже если прострелить голову, может перестроиться и продолжить функционировать.

Сейчас активно развивается нейрофизиология мозга, когда всяческие исследования электромагнитной активности мозга вышли на высокий уровень. Единственное, что мы можем сказать – какие зоны мозга активируются, когда выполняется та или иная задача. У каждого отдельного человека есть определенная специфика мозговой активности. В нашем «мозговом доме» происходят какие-то активные процессы, но что именно мы чувствуем, как именно мы переживаем – никто не может ответить на содержательный вопрос этих процессов.

Один из самых знаменитых советских психологов-классиков – Лев Семенович Выготский (1896-1934). Его ближайший соратник и ученик – Александр Романович Лурия (1902-1977). Лурия, будучи психологом, получил второе образование и закончил медицинский факультет, чтоб познать тайны мозга. Он был создателем новой области психологии, которая называлась нейропсихология. Лурия оказался вторым самым известным в мире российским психологом 20 века.

Во время Великой Отечественной Войны появилось большое количество людей, раненных в голову, со всевозможными повреждениями головного мозга, оставшихся в живых и, несмотря на полученную травму, неплохо соображающих (потерялась половина функций, но живет и действует). Все эти естественные эксперименты, поставленные самой природой, сподвигли Лурию на то, чтоб развивать новую науку – нейропсихологию. У него были две основных задачи. Первая – исследовать то, как определенные психические функции связаны с определенными физическими структурами головного мозга: какие функции начинают выпадать, если поражены некие участки коры головного мозга. Военный опыт позволил Лурии выяснить, что по изменениям психических функций, по нарушениям восприятия можно довольно точно локализовать местоположение опухоли в мозгу.

Нейронаука – пограничная наука между психологией, физиологией, лингвистикой и другими науками, изучающими, как функционирует мозг, когда решает разные задачи. Для психологии это – тупиковый ход. Те, кто занимаются нейронаукой, начинают чувствовать, что не могут найти на этой дороге ответа на вопрос, как возникает психическое. Психическое по сравнению с физиологическим – попытка через низшее объяснить высшее. Высшее к низшему никогда свести нельзя.

Психофизиологический параллелизм – представление, заключающееся в том, что непонятно, как две разные сферы – психическое и физиологическое – предопределяют друг друга. Можно сказать, что они параллельны, сосуществуют, являются зависимыми, но безусловный характер этой зависимости является неясным. Человеку проще представить, что поражение мозга приводит к поражению психики. Но одни участки мозга способны перебирать на себя функции других.

Психические события огромную роль оказывают на события физиологические. Оказывается, что если мы спросим, что является субстратом психической жизни – микроматериальным основанием этой жизни – нейрофизиолог ответит, что не только наш мозг, но и все тело. Тело пронизано психикой (это образное высказывание).

Очень интересно, что в самых разных сферах психологии открывают удивительную включенность тела в психические события. Популярное направление последних 10-15 лет – эмбадимент (embodiment), то есть что в протекание многих процессов мышления активным образом включено тело. В первой половине 20 века заметили, что если ребенок видит что-то, смысл чего хочет понять, он телом своим воспроизводит то, что наблюдает (например, делает аналогичное движение челюстью, когда видит, как вытаскивают ящик комода).

Психосоматические заболевания – болезни, которые начинаются в психике, а затем переходят на тело. Если у человека есть психические проблемы, которые он не решает, сначала портится настроение, случаются неприятности в личностном плане, затем – если проблемы все еще не решены – заболевает тело. Например, нервные заболевания желудка. Есть мнение, что люди, у которых язва желудка или кишечника, имеют очень своеобразные психические проблемы и личностные особенности (например, уязвленное самолюбие). Когда из-за стресса иммунная система перестает справляться с постоянным натиском бактерий и вредоносных микроорганизмов, определенные ткани начинают поражаться.

Историческое наблюдение: быстрее восстанавливаются воины победившей армии, чем проигравшей.

В случае заболевания раком психотерапевтическая работа продлевала жизнь больных и улучшала самочувствие, а иногда и помогала излечению. Выяснили, что для раковых больных характерна следующая особенность личности: они не решаются говорить о своих истинных чувствах, склонны очень много делать для других, но мало делать для себя, пренебрежительно относятся к своим интересам, когда что-то делают. И это сочетается с ощущением своей недостойности, неполноценности. Оказалось, что психотерапевтическая работа, которую делали психологи, была гораздо эффективнее, если работали именно над этими проблемами с заболевшими недавно людьми.

Какова стратегия работы психолога с людьми с психосоматическими заболеваниями? Одна из главных проблем заболевших – они безумно напуганы и не имеют возможности свои страхи с кем-то обсуждать, потому что даже близкие не поддерживают разговоров о болезни. Для того, чтоб преодолеть страх, надо для начала его высказать. Первое занятие терапевтической группы – проговорить страхи. Второе занятие – привести родственников и научить их говорить и слушать на эту тему. В дальнейшем пациентов учили узнавать свои внутренние зажимы – что они хотели, но не могли себе позволить. Важно решиться сделать то, что человек себе запрещал.

Ник Вуйчич (1982) – христианский проповедник и профессиональный мотивационный оратор, рождённый с синдромом Тетра-Амелия, редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию четырёх конечностей. Американец сербского происхождения. Очень известный лектор, который рассказывает о том, как быть счастливыми. Написал книгу «Жизнь без границ» – об ограничениях, которые человек накладывает сам на себя.

Тело играет важную роль в психической жизни. Оно является исполнителем приказов психики, эффекторным звеном. Смертельно раненный гонец может добежать и передать весть, прежде чем умереть. Существует также масса примеров, когда умирающая мать умудрялась доползти до места, где была возможность отдать ребенка спасателю, и лишь после умирала.

Непосредственная недоступность психического материала

Человек, который является носителем психики, не может познать, как работает его психическое.

Наблюдение психического как со стороны постороннего наблюдателя, так и со стороны самого носителя психики – недоступность психического материала для непосредственного наблюдения – чувственная недоступность психических явлений для непосредственного наблюдения – в чужую душу не влезешь!

Как только психика проявится в виде наблюдаемого события, ее сразу можно начинать изучать. Вторая функция психики – регуляторная: она собирает информацию и управляет на этом основании телом, чтоб оно осуществляло разные действия, движения, поступки. Сеченов говорил, что конечным звеном всякого психического акта является движение (эффекторное звено). Обычно люди шевелятся. Непрерывно. Каждое шевеление – глаз, мимики, всего тела, изменение позы – все это рассказывает о психической жизни человека. Психика невидима, но хочет заявить о своем существовании полностью.

Изучение невербальной коммуникации – направление, возникшее в 1950х и получившее активное развитие в 60х-70х. Человек имеет несколько невербальных языков: взгляд, мимика, жесты, позы, проксемика.

Следующая лекция: спонтанность психических событий.

nn Horban




1. Детективы
2. П.РачковГ.А.НовичковаЕ.html
3. Гражданско-правовой договор как юридический факт
4. Курсовая работа- Психологическая специфика конфликтов на различных уровнях социальной системы
5. упражнения от остеопороза ломкость костей от недостатка кальция и инсульта нарушение кровообращения сос
6. Создание форм в Microsoft ccess 2003
7. Источники права Древней Руси
8. . Общие положения 1.3
9. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата географічних наук Львів ~ 1999 Ди.
10. Психологические особенности судопроизводства.html
11. Тема 2.1.Сетевые технологии обработки информации и защита информации Виды компьютерных сетей.
12. Денежное обращение
13. ЛЕКЦІЇ З КУРСУ НСТИТУЦІОНАЛЬНА ЕКОНОМІКА
14. Земельные споры
15. Российский государственный профессиональнопедагогический университет Институт социологии и права Ка
16. тема изложения знаний в часы учебных занятий
17. Эволюция российской государственности от сословно-представительной монархии к абсолютизму
18. При нефроптозе III степени лоханка расположена на уровне поясничного позвонка 1
19. Развитие речи дошкольников
20. Измерение ионизирующих излучений