Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

тематической школы управления

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20


[0.0.1] Основы менеджмента

[0.0.2] 1. Основные направления деятельности «Школы научного управления».

[0.0.3] 2. Основные направления деятельности «Классической (административной) школы».

[0.0.4] 3. Основные направления деятельности «Школы человеческих отношений».

[0.0.5] 4. Основные направления деятельности «Математической школы управления».

[0.0.6] 5. Определение менеджмента. Задачи менеджмента.

[0.0.7]
Основные задачи управления:

[0.0.8] 6. Определение менеджера. Роль менеджера в организации.

[0.0.9] 7. Модель влияния непредвиденных обстоятельств на организацию.

[0.0.10] 8. Основные управленческие коммуникации.

[0.0.11]  Цели коммуникаций:

[0.0.12] 9. Функции самоменеджмента.

[0.0.13] 10. Модель коммуникационного процесса в организации.

Основы менеджмента

1. Основные направления деятельности «Школы научного управления».

Школа научного управления (1885—1920) связана с работами Ф. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет, Генри Гантта. Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда. Первой фазой методологии школы научного управления были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов.

Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Количество времени, выделяемое для выполнения определенных заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы. При этом люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Признавалась важность отбора людей, которые соответствовали выполняемой работе, подчеркивалось большое значение обучения.

Школа научного управления выступала за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Работа по управлению — это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.

2. Основные направления деятельности «Классической (административной) школы».

Одна из школ развития управленческой мысли в первой половине XIX в. (1920 - 1930 гг.). Возникновение «Классической (административной) школы» связывают с именем Анри Файоля. Если создатель школы научного управления Ф. Тейлор начинал свою карьеру простым рабочим, что повлияло на его представление об управлении организацией, то авторы «Классической (административной) школы» имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Файоль, которого называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией. Следовательно, они старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций в целом. Основной вклад представителей «Классической (административной) школы» в теорию управления состоял в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Файоль выделил следующие взаимосвязанные функции процесса управления:
планирование (определение цели организации, путей и средств достижения их); организация (создание определенной структуры организации); распорядительство; мотивация (выработка способов стимулирования труда); координация (достижение согласованности в работе всех звеньев организации); контроль (коррекция и реализация плана).

Именно создание универсальных принципов управления было важнейшей целью «Классической (административной) школы». При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху. Эти принципы касались разработки рациональной системы управления организацией и построения структуры организации и управления работниками. Файоль выделял 14 основных принципов управления:

1) разделение труда;

2) власть;

3)дисциплина;

4) единство распорядительства;

5) единство руководства;

6) подчинение частных интересов общему;

7) вознаграждение;

8) централизация;

9) иерархия;

10) порядок;

11) справедливость;

12) постоянство состава персонала;

13) инициатива;

14) единение персонала.

3. Основные направления деятельности «Школы человеческих отношений».

Основателем «Школы человеческих отношений» (1930-1950) является американский психолог Элтон Мэйо (1880-1949). Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желание руководства и на материальные стимулы. Позднее исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, показали, что мотивами поступков людей являются в основном не экономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Исследователи этой школы исходили из того, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности у работников возрастает, что естественно ведет к увеличению производительности. И в самом деле, "только человеческие ресурсы способны производить экономические результаты. Все другие ресурсы подчиняются законам механики. Их можно лучше использовать, но их выход никогда не будет больше, чем сумма входов".

Цель сторонников этой школы состояла в том, чтобы попытаться управлять, воздействуя на систему социально-психологических факторов. Школа человеческих отношений явилась попыткой менеджмента рассматривать каждую организацию как социальную систему.

Основоположник этой школы Элтон Мэйо считал, что организация обладает единой социальной структурой. И задача менеджмента состоит в том, чтобы в дополнение к формальным зависимостям между членами организации развивать плодотворные неформальные связи, которые сильно влияют на результаты деятельности. Таким образом, формальная организация дополнялась бы неформальной структурой, которая расценивается как необходимый и существенный компонент эффективной деятельности организации.

Организацию сравнивают с айсбергом, в подводной части которого находятся различные элементы неформальной системы, а в верхней - формальные аспекты организации. Тем самым подчеркивается приоритет этой системы над официально установленными взаимоотношениями в организации, более глубокий определяющий характер социально-психологических характеристик в организации.

Свои выводы Э. Мэйо основывал прежде всего на известных хоуторнских экспериментах, проведенных в рабочих группах на Хоуторнском заводе фирмы "Вестерн Электрик Кo" (Чикаго) в США в 1924-1936 годах. В общем, эти выводы можно представить следующим образом:

Выработка рабочего определяется скорее групповыми нормами, чем его физическими возможностями. Все нормы, характеризующие определенные стандарты поведения или позицию человека, поддерживаются групповыми санкциями (например, угрозой социального остракизма). Групповые нормы по существу являются неписаными правилами, регулирующими неформальную организацию.

Рабочие гораздо чаще действуют или принимают решения как члены группы, нежели как индивиды; поведение их в большинстве случаев обусловливается групповыми нормами.

Особое значение имеют неформальные лидеры для достижения целей группы, установления и поддержания групповых норм. Лидер группы - это человек, чья деятельность в наибольшей степени совпадает с групповыми нормами, т. е. человек, чье поведение воспринимается как наиболее способствующее достижению целей группы.

Исходя из этого, менеджер выполняет две функции: экономическую и социальную. Первая направлена на максимизацию цели организации, вторая - на создание и управление трудовых объединений и групп, эффективно работающих вместе.

Достижением Мэйо и его последователей в анализе неформальной структуры было доказательство необходимости расширения границ организационного анализа за пределы должностной структуры.

4. Основные направления деятельности «Математической школы управления».

Математическая школа управления (иногда её называют теорией количественных методов менеджмента) зародилась в начале 40-х годов, и прежде всего в управлении войсками во время Второй мировой войны. Затем опробованные количественные методы были перенесены на управление гражданскими организациями. Многие фирмы начали использовать некоторые математические инструменты при найме служащих, расстановке оборудования на производственных площадях, планировании складских операций. То есть математика носила прикладной характер в некоторых областях менеджмента.

Математическая школа характеризуется прежде всего использованием в менеджменте исследований операций и моделирования. По существу эта школа использует количественные методы для решения управленческих и производственных проблем. Она акцентирует свое внимание на принятии решений, экономической эффективности, формальных математических моделях и использовании компьютеров.

Использование операций в области менеджмента - это применение количественных методов к операционным проблемам организации. Определив проблему, разрабатывают модель ситуации, которая приближенно отражает существенные свойства реальности, т. е. упрощает. Это позволяет придать переменным количественные значения и объективно сравнить и описать каждую переменную, а также взаимозависимости между ними. Ключевой характеристикой этой школы является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.

Формирование и развитие этой школы связано с такими именами, как Р. Акофф, С. Вир, Д. Форрестер и др. Наряду с исследованиями операций и моделированием в рамках этой школы получает развитие системный подход к проблемам менеджмента на основе системного анализа, что привело к созданию системотехники. Существуют десятки определений ключевых слов, раскрывающих суть этого подхода. Остановимся лишь на некоторых из них, позволяющих его понять.

Система - это некоторая целостность единства, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Системный подход - комплексное изучение явления или процесса как единого целого с позиций системного анализа, т. е. уточнение сложной проблемы и её структуризация в серию задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождение критериев их решения, детализация целей, конструирование эффективной организации для достижения целей.

Системотехника - прикладная наука, исследующая задачи реального создания сложных управляющих систем. Процесс построения системы состоит из шести этапов:

Системный анализ.

Системное программирование, которое включает определение текущих целей: составление графиков и планов работы.

Системное проектирование - реальное проектирование системы, её подсистем и компонентов для достижения оптимальной эффективности.

Создание программ математического обеспечения.

Ввод системы в действие и её проверка.

Обслуживание системы.

5. Определение менеджмента. Задачи менеджмента.

 Менеджмент – это

1. Умение добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

2.  Функциональный вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

3.  Совокупность методов, принципов, средств и форм управления организациями с целью повышения эффективности их деятельности.

4.  Процесс распределения и движения ресурсов в организации с заранее заданной целью, по заранее выработанному плану, с непрерывным контролем деятельности.

Функции менеджмента: целеполагание, прогнозирование, планирование, организация, координация, принятие решений, мотивация, контроль и учет.

Важнейшей задачей является организация производства товаров и услуг с учётом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов, обеспечение рентабельной работы предприятия и его стабильного положения на рынке.

К задачам, решающимися в менеджменте относят:

1. определение конкретных целей предприятия;

2. разработка стратегии развития предприятия;

3. определение необходимых ресурсов и их источники;

4. выработка систем мероприятий для решения поставленных задач;

5. установление контроля в поставленных целях.

Технология менеджмента – анализ информации и применение на её основе управленческих решений.


Основные задачи управления: 

- управление персоналом;

- управление качеством продукции;

- стратегическое управление;

- управление финансовыми ресурсами;

- управление материальными ресурсами и запасами;

- информация;

- временные ресурсы;

- производительность труда;

- управление маркетингом;

- управление по целям (было предложено в 1950 г. Друнером). Предполагает правильную постановку целей, последовательный переход к формированию функций и процессов управления;

- управление по результату.

6. Определение менеджера. Роль менеджера в организации.

Менеджер в современном понимании это руководитель или управляющий, который занимает постоянную должность и наделён полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы.

Термин менеджер имеет широкое распространение и употребление применительно:

к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений;

к руководителю предприятия в целом;

к администратору любого уровня управления организацией, который выполняет работу, руководствуясь современными методами;

к руководителю по отношению к подчинённым.

РОЛИ МЕНЕДЖЕРА. Роль - это «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности».

Существует 10 ролей, которые принимают на себя руководители в различные периоды и в разной степени. Их классифицируют в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Роли не могут быть независимы одна от другой. Наоборот, они взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми. Эти межличностные роли могут сделать руководителя пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность и одновременно заставляет его играть информационные роли, и действовать в качестве центра обработки информации. Принимая на себя межличностные и информационные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием решений: распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для организации, ведение переговоров от имени организации. Все эти 10 ролей, взятых вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера конкретной организации.

Роли, связанные с принятием решений. Менеджер определяет направление роста организации. При этом он изыскивает для этого возможности как внутри организации, так и за ее пределами; разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения; контролирует разработку определенных проектов. Когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями, менеджер отвечает за корректировочные действия. Он отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации. Представляет организацию на всех значительных и важных переговорах.

Информационные роли. Менеджер собирает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера о внешней и внутренней среде организации, которую использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внутренней и внешней информации, поступающей в организацию. Распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и основные цели организации. Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов , политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли.

Межличностные роли. Менеджер – символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового и социального характера. Отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных на достижение целей организации, координирует их усилия, отвечает за набор, подготовку работников. Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые представляют информацию и оказывают услуги.
Чтобы успешно выполнять перечисленные роли, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно разделить на две группы. Первую составляют знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении. Они включают:

Умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;

Информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию;

Способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления;

Умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.

Вторая группа требований связана со способностью менеджеров работать с людьми и управлять самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны других. В данную группу входят:

высокое чувство долга и преданность делу;

честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

умение четко выражать свои мысли и убеждать;

уважительное отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;

способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.

7. Модель влияния непредвиденных обстоятельств на организацию.

Модель влияния непредвиденных обстоятельств на организацию


Основные составляющие модели включают: 1) внутренние переменные организации (цели, задачи, структура, технология, люди); 2) ресурсы, вводимые в организацию из внешней среды; 3) результаты деятельности организации, воспринимаемые средой; 4) воздействие на организацию экономики и конкуренции (факторы экономики и конкуренты); 5) воздействие законодательного пространства и политической ситуации (политические и законодательные факторы); 6) социальные и культурные факторы.

Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то есть на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, положим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается.

Внешняя среда не постоянна, в ней все время происходят изменения. Многие исследователи указывали, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако при том, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Например, было обнаружено, что скорость изменения технологии и параметров конкурентной борьбы в фармацевтической, химической и электронной промышленности выше, чем в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям и кондитерской промышленности. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.

8. Основные управленческие коммуникации.

Коммуникация  (лат.  communicatio),  буквально  означающее  «общее»   или «разделяемое всеми». В практическом плане -  это  процесс  обмена  идеями  и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию.

 Цели коммуникаций:

. Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и  объектами   управления.

. Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.

. Создание информационных каналов для обмена информацией  между  отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.

.  Регулирование  и  рационализация  информационных  потоков.  Коммуникации подразделяются на следующие виды:

 межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения;

 коммуникации на основе письменного обмена информацией.

 Межличностные коммуникации в свою очередь делятся на:

 формальные или официальные. Данные Коммуникации  определяются  политикой, правилами,   должностными   инструкциями    определенной    организации    и осуществляются по формальным каналам;

 неформальные коммуникации, которые не следуют общим правилам определенной организации;  они  осуществляются  согласно  установившейся  системе  личных отношений между работниками организации.

 Типичная информация, передаваемая по каналам  неформальных  коммуникаций:

предстоящие сокращения производственных рабочих, новые  меры  по  наказаниям за опоздание, изменение в  структуре  организации,  грядущие  перемещения  и повышения,  подробное  изложение  спора  двух  руководителей  на   последнем совещании по сбыту, кто кому назначает свидание после работы и т. д.

 Среди формальных организационных коммуникаций выделяют:

 вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня  иерархии  на другой;

 горизонтальные,  между  различными  подразделениями, предназначающиеся  для координации деятельности различных подразделений.

Вертикальные коммуникации в свою очередь подразделяются на:

восходящие, когда информация передается снизу вверх  (с  низших  уровней  на высшие).  Этот  тип  коммуникаций  содержит  информацию,   необходимую   для менеджеров  для  оценки  той  сферы  деятельности,  за  которую  они   несут ответственность;

 нисходящие,   осуществляемые   сверху   вниз.   Этот   тип   коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками.

 Межличностные коммуникации делят также на:

 вербальные (словесные);

 невербальные, призванные осуществить обмен информацией без применения слов, например с помощью жестов, интонаций голоса, мимики и т.д.

 Вербальные и невербальные формы коммуникаций не всегда и не  обязательно исключают  друг  друга.  Как  правило,  интерпретация  получателем  послания строится не только на  словах,  но  и  на  таких  элементах,  как  жестикуляция  и выражения лица, которые сопровождают слова передающей стороны.

9. Функции самоменеджмента.

Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде ряда различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимости между собой и, как правило, осуществляются определенной последовательности.

Подобный процесс самоменеджмента  может быть представлен как своего рода «Круг правил», наглядно демонстрирующий связи между отдельными функциями самоменеджмента.

Во внешнем круге обозначены следующие шесть функций:

1.       Постановка цели.

Анализ и формирование личных целей.

2.       Планирование.

Разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности.

3.       Принятие решений.

Принятие решений по предстоящим делам.

4.       Реализация и организация.

Составление распорядка дня и организация личного трудового процесса в целях реализации поставленных задач.

5.       Контроль.

Самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости — корректировка целей). Во внутреннем круге расположена дополняющая) функция.

6.       Информация и коммуникации.

Вокруг этой функции в известной мере «вращаются» остальные функции, поскольку коммуникаций как обмен информацией необходимы во всех фазах процесса самоменеджмента.


Самоменеджмент — Круг правил.

Техника самоменеджмента

 

Функция-глава

Рабочие приемы, методы

Достигаемый результат (выигрыш во времени за счет…)

1. Постановка целей

Определение цели, ситуационный  анализ, целевые стратегии  и методы достижения успеха, формулирование цели

Мотивация, устранение слабых сторон,

распознавание преимуществ, концентрация усилий на узких местах, Фиксация сроков и ближайших шагов

2. Планирование

Годовое планирование, месячное планирование, декадное планирование, планирование дня, принципы  временного менеджмента, метод «Альпы», менеджмент с  помощью дневника времени

Подготовка к реализации  цели, оптимальное  распределение и использование  времени, сокращение  сроков исполнения

3. Принятие решений

Установка приоритетов, принцип  Парето (соотношение 80:20), АБВ -анализ, принцип Эйзенхауэра, делегирование дел (перепоручение)

Приводящая к успеху организация труда, первоочередное решение жизненно важных проблем, упорядочение дел по их важности, избавление от «тирании» неотложности, продуктивность трудовых затрат

4. Реализация и организация

Распорядок дня, график продуктивности, биоритм, самопроявление дневной рабочий план

 

Применение самоменеджмента, концентрация на значительных задачах, использование пика производительности, учет периодических колебаний, становление индивидуального рабочего стиля

5. Контроль

Контролирование процесса работы (сравнение замысла с результатом), контролирование итогов (контролирование достижения поставленных целей, промежуточных результатов), обзор итогов истекшего дня (самоконтроль)

Обеспечение запланированных результатов, позитивное воздействие на течение жизни

6. Информация и коммуникация

Рациональное чтение, рациональные совещания, рациональное ведение беседы, рациональное использование телефона, рациональное ведение корреспонденции, листки-памятки и формуляры

Быстрое чтение, лучшая организация совещаний и конференций, выделение времени для собеседований, отгораживание от возможных помех, меньше «бумажной войны»

10. Модель коммуникационного процесса в организации.

Коммуникационный процесс - процесс обмена информацией между двумя или более субъектами.

Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей: отправителя и получателя. В процессе коммуникации информация передается от отправителя к получателю.

Коммуникация предъявляет требования к каждому из участников взаимодействия. Так, каждый из участников должен обладать всеми или некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений, а также наличия определенной степени взаимного понимания.

Из чего состоит процесс коммуникации?

В процессе коммуникации выделяются следующие элементы:

Отправитель - субъект, имеющий своей целью передать некоторую идею другому субъекту.

Обращение - набор символов, знаков, звуков, запахов и т.д., т.е. некоторая форма, в которой закодирована идея.

Получатель - субъект, которому адресовано обращение.

Коммуникационный канал - методы и средства распространения информации, с помощью которых сообщение передается от отправителя к получателю.

Ответная реакция - набор откликов получателя, возникших после расшифровки обращения и отсылаемая назад отправителю, свидетельствуя о мере понимания передаваемой идеи.

Обратная связь - часть ответной реакции, которая доходит до отправителя.

Помехи - различные факторы, которые влияют на процесс коммуникации, искажая передаваемую идею.

В чем состоит простейший коммуникационный цикл?

Простейший коммуникационный цикл включает в себя следующие этапы.

Выбор обращения. Отправитель - тот, кто передает информацию, уясняет смысл того, что он хочет передать другому участнику коммуникационного процесса.

Кодирование. Процесс трансформирования идеи в обращение, которое может быть передано.

Кодирование в коммуникационном процессе начинается с выбора системы кодовых знаков. Умение говорить, писать, жестикулировать, позировать играют важную роль в способности отправителя кодировать передаваемую идею. Система кодирования должна быть известна получателю. В качестве системы кодовых знаков могут выступать:

речевые системы, в основе которых лежит устная речь;

системы письма;

знаки телодвижений;

язык жестов;

видеосистемы;

звуковые системы (например, азбука Морзе) и т.д.

В результате кодирования формируется обращение. Смысл обращения представляет собой принадлежащие отправителю идею. При этом отправитель рассчитывает, что обращение воспримется адекватно заложенному в него смыслу.

Распространение сообщения. Процесс передачи обращения через выбранный коммуникационный канал. В качестве коммуникационного канала могут выступать: телефон, радио, телевидение, компьютерная сеть и т.п. Коммуникационный канал должен быть согласован с системой кодирования.

Расшифровка. Процесс фиксации обращения и его расшифровка. Чем меньше различие между тем, что было передано и, что было получено, тем эффективнее коммуникация.

Процесс обратной связи. Передача ответной реакции получателя на принятое обращение. Ответная реакция, исходящая от получателя после принятия им сообщения доходит до отправителя в виде обратной связи. Обратная связь дает возможность отправителю узнать, дошло ли послание до адресата и оценить степень понимания переданной идеи.

Коммуникация с обратной связью превращается в дорогу с двусторонним движением, а сам процесс приобретает динамику. При этом обратная связь может быть выражена не обязательно в той же кодовой системе, что и полученное послание. Главное, чтобы кодовая система была известна новому получателю.




1. ТЕМА 5 ОСОБЛИВОСТІ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕСУ У ВИРОБНИЦТВ~ 1
2. ЕЭС России PricewterhouseCoopers ВиммБилльДанн и др
3. В языке есть слова
4. Виды механических передач
5. Защита воздушного бассейна нефтяного региона
6.  Слой мышц тазового дна в котором расположен сфинктер ануса называется
7. Геном людини
8. Задание 1 По данным бухгалтерского баланса проанализировать и оценить динамику состава и структуры активов
9. Принципы воспитания как основные теоретические положения процесса воспитания и их характеристика
10. .. В какой последовательности располагаются элементы процедуры анкетного опроса Определение цел
11. тематики Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных уче
12. двигательного аппарата ЗАЯВКА На участие в __________________________________________________________________________________________________________
13. БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
14. Инфраструктура рынка труда- факторы внешнего и внутреннего влияни
15. Лекция 17.ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ Философия науки
16. Тщательно разжевывая и запивая стаканом теплой воды
17. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4 Кислород и сера
18. Облік і аудит 6
19. UL VY LT 2 DMC 318 Steel GryLT
20. Типы новых слов опыт классификации