Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Социальное конструирование реальности ~ понятие которое ввели видные современные социологи П

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20


В современной общественной жизни на всех уровнях социальности ведущую роль приобретает конструирование социальной реальности, и именно здесь выстраиваются границы социального контроля масс: по одну сторону эти границы очерчивают поле контроля над массами, манипулирования ими, по другую – они фиксируют пределы воздействия на массы и устанавливают зону их свободы, самоорганизации и встречного манипулирования, если можно так сказать, своими манипуляторами.Социальное конструирование реальности – понятие, которое ввели видные современные социологи П. Бергер и Т. Лукман. Реальность социально конструируется – так около 40 лет назад сформулировали они главный тезис социологии знания. Эта концепция была воспринята в философском и социологическом мире, сегодня – это одна из продуктивных теорий, которая вышла за пределы первоначального авторского замысла. В России идеи Бергера и Лукмана были известны достаточно давно, но в узком кругу ученых, только в конце 1990-х годов они получили широкое распространение, стали применяться как теоретическая основа и в эмпирических исследованиях, правда, в иной интерпретации главных понятий.Что же, по Бергеру и Лукману, есть реальность, а что – знание? Знание – это «уверенность в том, что феномены являются реальными и обладают специфическими характеристиками». Знание, таким образом, изначально – зона субъективного. Реальность авторы рассматривают как «качество, присущее феноменам, иметь бытие, независимо от нашей воли и желания (мы не можем «от них отделаться»)». Объективность реального, однако, относительна: «Что «реально» для тибетского монаха, не может быть «реальным» для американского бизнесмена. «Знание» преступника отличается от «знания» криминалиста». Иначе говоря, объективность – не более чем черта, которую фиксирует в отношении реальности познающий субъект, и можно сказать, что и объективность субъективна.Предметом теории П. Бергера и Т. Лукмана является многообразие знаний в обществе, а также те процессы, «с помощью которых любая система «знания» становится социально признанной в качестве «реальности»». Здесь – ядро концепции, ее наиболее интересный аспект. В центре реальности стоит реальность повседневной жизни. Она определена потребностями человека, в процессе удовлетворения которых все иные реальности отходят на периферию его сознания и в это время несущественны. Эти другие реальности выступают в качестве «области конечного знания», своего рода анклавов информации, куда сознание индивида возвращается в зависимости от необходимости, по меньшей мере используя их для манипуляций.Реальность повседневной жизни не однородна, она разделена на сектора. Первая группа секторов – привычная реальность повседневной жизни человека. Другая – проблематичная группа секторов, пока чужая для него, еще не освоенная часть повседневной реальности. Благодаря познанию этих элементов, секторов реальности повседневные знания человека становятся богаче и глубже. Главное условие существования повседневной реальности – взаимодействие людей, а ее прототип – ситуация восприятия другого «лицом к лицу». Бергер и Лукман описывают такого рода восприятие следующим образом: «Я вижу его улыбку, потом, реагируя на мой хмурый вид, он перестает улыбаться, потом улыбается снова, видя мою улыбку, и т. д. Каждое мое выражение направлено на него, и наоборот; и эта непрерывная взаимность актов доступна нам обоим». Очевидно, что в подобных условиях «другой имеет лучшее знание обо мне, чем я сам». Ситуация «лицом к лицу» субъективна, она позволяет делать партнеров по восприятию более реальными. Человек воспринимает другого как установленный тип и начинает с ним общепринятое взаимодействие. Отсюда авторы определяют социальную структуру как «сумму типизаций и созданных с их помощью повторяющихся образцов взаимодействия».

Итак, взаимодействие в обществе типизируется, образуя целые институциональные системы. По Бергеру и Лукману, «институционализация имеет место везде, где осуществляется взаимная типизация опривыченных действий деятелями разного рода».




1. ТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ГРУППЫ НИ101 СКЛЯРОМ ИЛЬЁЙ РОССИЙСКИЙ
2. Тема урока- Все действия с десятичными дробями
3. то неловко. Эм у меня возникли некоторые вопросы при этом я улыбалась весьма обаятельной улыбкой лас
4. Русь та Україна
5. Цели и задачи Соревнования проводятся с целью- популяризации и развития бадминтона в городе Ульяновске
6. 1Основные центры угледобычи 1
7. Сбор и подготовка нг
8. .5.2. Продолжение предыдущей картины только обстановка стала еще мрачнее слева откуда через пару секунд вый
9. Характеристика современных средств дистанционной передачи информации
10. Тема- Проблемы ответственности за преступления в сфере экономической деятельности
11. St Russin Revolution the rilwy knot the spirit of revolt the Cossckes to be liberted from to be occupied to commemorte the victory in the Gret bttle of the 2nd World Wr more thn 100000 the Mu
12. Тема; V1- 1 Опорнодвигательный аппарат V2- 1 Учение о костях V3- 1 Скелет I- S- Составными частями остеон
13. Язык как основа культуры
14. одна из основных целей макроэкономической политики государства
15. Для этого мы придумали несколько историй касающихся взаимоотношений людей
16. Основные виды банковских рисков
17. Трудовое право для специальности 1 24 01 02 Правоведение дневная и заочная форма обучения на 20013 -2014 уче
18. Контрольная работа- Внедрение инновационного проекта в медицине
19. Отмирание государства и насильственная революция Глава II
20. Course in my veins. I m not sheep witing to be prodded by my shepherd