Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Российская академия правосудия Кафедра гуманитарных и социальноэкономических дисциплин

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20

Акция
Закажите работу сегодня со скидкой до 25%
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

52

PAGE  2

Центральный филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российская академия правосудия»

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

Учебно-методический комплекс

для студентов заочной формы обучения

направление подготовки 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

                                                        Воронеж

                                                         2012 г.

Автор: Остапенко В.С., доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Центрального филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия»

       Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030501.65 Юриспруденция.

         Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол №  8 от «22» февраля 2012 г.)

Утвержден Учебно-методическим советом Центрального филиала Российской академии правосудия  от «29» февраля 2012 г., протокол № 6.

                                                              Российская академия правосудия,  2012.

Остапенко В.С., 2012.


                                               СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….…4

Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………. 8

Тематический план……………………………………………………………....9

Программа курса……………….………………………………………………..15

Планы практических занятий…………………………………………………..21

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы  студентов …………………………………………..28

Варианты контрольного задания……………....……………………………….35

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля…………..40

Литература………………………………………….…………………………..  44

Вопросы для подготовки к зачету…………………………………………….  48


Введение

        Профессиональная этика - это раздел этики, формулирующий нравственные требования к поведению представителей профессий, объектом деятельности которых является человек, в частности, работников юридического профиля.

Учебный курс «Профессиональная этика» занимает важное место в становлении  и  развитии  профессиональной  культуры  студентов юридических образовательных учреждений. Он объясняет и обосновывает роль моральных ценностей в жизни человека и общества, дает практические рекомендации нормативного регулирования общественных отношений. Значение курса обусловлено возрастающими требованиями к формированию гуманистических идеалов и убеждений, повышению роли нравственных начал в профессиональной деятельности сотрудников судебной системы.

Основная цель учебного курса - формирование высоконравственной личности, оценивающей факты и явления профессиональной деятельности в соответствии с нормами и принципами морали.

Достижению данной цели служат следующие задачи: 

1) усвоение содержания и назначения норм и принципов морали, основных категорий этики;

2) глубокое осмысление и применение в профессиональной деятельности «Кодекса судейской этики»;

3) знание содержания служебного этикета сотрудников судебной системы и сознательное его исполнение.

В результате изучения  базовой части цикла  обучающийся должен

Знать:

-  основные этические  понятия и категории;

- содержание и особенности  профессиональной этики в юридической деятельности;

- возможные пути (способы) разрешения нравственных  конфликтных ситуаций в профессиональной  деятельности юриста;        

- сущность профессионально- нравственной деформации и  пути ее предупреждения и преодоления;

- понятие  этикета, его роль в жизни  общества, особенности  этикета юриста, его основные  нормы и функции.

Уметь:

- оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения;

- применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных  жизненных ситуациях;        

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  │   осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

Владеть:

- с навыками оценки своих  поступков и поступков  окружающих с точки зрения  норм этики и морали;

- навыками поведения в  коллективе и общения с  гражданами в соответствии  с нормами морали;

Структурно дисциплина состоит из трех разделов. В разделе первом раскрывается предмет этики, определяется ее место и роль в контексте культуры.

Второй раздел раскрывает содержание профессионального долга, чести и совести в судебной деятельности, решает проблему соотношения целей и средств в профессиональной деятельности сотрудников судебной системы, дает представление о нормативных основах профессиональной этики, закрепленных в международных документах. Третий раздел посвящен этическим нормам профессионального общения.

Изучение курса «Профессиональная этика» осуществляется на лекциях, семинарских и практических занятиях, при подготовке к которым дается список литературы для самостоятельного изучения. Опыт общения студентов на семинарских и практических  занятиях позволяет приобрести навыки служебного этикета и предпочтение тех или иных  моральных позиций при исполнении служебных обязанностей.

Изучение курса завершается сдачей зачета.

                  


Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы  

(по учебному плану)

Количество зачетных единиц и часов по заочной форме обучения на базе среднего (полного) общего образования

Количество зачетных единиц и часов по заочной форме обучения на базе среднего профессио-

нального (юридического) образования

Количество зачетных единиц и часов по заочной форме обучения на базе высшего профессио-

нального  образования

 Зачетные единицы - общая трудоемкость

2 з.е. – 72 ч.

2 з.е. –72 ч.

2 з.е. –72 ч.

Всего аудиторных занятий

из них:

6

6

6

Лекции

4

4

4

Практические

занятия

2

2

2

Самостоятельная работа

66

66

66

Контрольное задание (количество)

1

1

1

Форма итогового контроля

зачет

зачет

зачет

 

                                             ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

(разделы дисциплины и темы занятий, количество зачетных единиц и часов)

для студентов заочной формы обучения

на базе среднего (полного) общего образования

 №

п/п

            Разделы (темы дисциплины)

Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)

Лек-

ции

Семи-нары

ПРЗ

С /р

1.

Раздел 1. Теоретические основы этики

Тема №1.

Предмет, задачи и специфика курса «Профессиональная этика».

6

2.

Тема №2.

История этики.

6

3.

Тема №3.

Мораль: сущность, происхождение и исторические типы.

2

6

4.

Тема №4.

Категории этики.

6

5.

Раздел 2. Нравственное содержание

профессиональной деятельности

сотрудников судебной системы

Тема №5.

Мораль и право в деятельности сотрудников судебной системы.

6

6.

Тема №6.

Юридическая этика как вид профессиональной этики.

6

7.

Тема № 7.

Судейская деонтология.

6

8.

Тема №8. Природа и сущность этики профессиональных отношений судьи с участниками судебного процесса.

6

9.

Тема №9. Профессиональная деформация специалиста юридической профессии: факторы-показатели, способы профилактики.

6

10.

Раздел 3. Этика профессионального общения.

Тема №10.

Служебная этика и этикет сотрудников судебной системы.

  2

2

(занятиев интерак-

тивной форме)

6

11.

Этические аспекты профессионального общения.

6

Всего по курсу

4

2

66

Форма  итогового

контроля

зачет

                                               

                                             ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

(разделы дисциплины и темы занятий, количество зачетных единиц и часов)

для студентов заочной формы обучения

на базе среднего профессионального (юридического) образования и высшего профессионального образования

 №

п/п

            Разделы (темы дисциплины)

Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)

Лек-

ции

Семи-нары

ПРЗ

С /р

1.

Раздел 1. Теоретические основы этики

Тема №1.

Предмет, задачи и специфика курса «Профессиональная этика».

6

2.

Тема №2.

История этики.

6

3.

Тема №3.

Мораль: сущность, происхождение и исторические типы.

2

6

4.

Тема №4.

Категории этики.

6

5.

Раздел 2. Нравственное содержание

профессиональной деятельности

сотрудников судебной системы

Тема №5.

Мораль и право в деятельности сотрудников судебной системы.

6

6.

Тема №6.

Юридическая этика как вид профессиональной этики.

6

7.

Тема № 7.

Судейская деонтология.

6

8.

Тема №8. Природа и сущность этики профессиональных отношений судьи с участниками судебного процесса.

6

9.

Тема №9. Профессиональная деформация специалиста юридической профессии: факторы-показатели, способы профилактики.

6

10.

Раздел 3. Этика профессионального общения.

Тема №10.

Служебная этика и этикет сотрудников судебной системы.

  2

2

(занятиев интерак-

тивной форме)

6

11.

Этические аспекты профессионального общения.

6

Всего по курсу

4

2

66

Форма  итогового

контроля

зачет

                                               


                                           
 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

(разделы дисциплины и темы занятий, количество зачетных единиц и часов)

для студентов заочной формы обучения

на базе высшего профессионального  образования

 №

п/п

            Разделы (темы дисциплины)

Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)

Лек-

ции

Семи-нары

ПРЗ

С /р

1.

Раздел 1. Теоретические основы этики

Тема №1.

Предмет, задачи и специфика курса «Профессиональная этика».

6

2.

Тема №2.

История этики.

6

3.

Тема №3.

Мораль: сущность, происхождение и исторические типы.

2

6

4.

Тема №4.

Категории этики.

6

5.

Раздел 2. Нравственное содержание

профессиональной деятельности

сотрудников судебной системы

Тема №5.

Мораль и право в деятельности сотрудников судебной системы.

6

6.

Тема №6.

Юридическая этика как вид профессиональной этики.

6

7.

Тема № 7.

Судейская деонтология.

6

8.

Тема №8. Природа и сущность этики профессиональных отношений судьи с участниками судебного процесса.

6

9.

Тема №9. Профессиональная деформация специалиста юридической профессии: факторы-показатели, способы профилактики.

6

10.

Раздел 3. Этика профессионального общения.

Тема №10.

Служебная этика и этикет сотрудников судебной системы.

  2

2

(занятиев интерак-

тивной форме)

6

11.

Этические аспекты профессионального общения.

6

Всего по курсу

4

2

66

Форма  итогового

контроля

зачет


Программа курса

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТИКИ

Тема №1. Предмет, задачи и специфика курса «Профессиональная этика».

 

Предмет, задачи и структура дисциплины «Этика», ее место в формировании мировоззрения и ценностных установок, повышения уровня профессиональной и общей культуры людей.

Основные понятия: этика, мораль, нравственность в деятельности юриста; история этики; мораль как предмет изучения этики; концепции возникновения морали; категории этики; мораль и право в деятельности юриста; юридическая этика; судейская этика; деонтология; этические аспекты взаимоотношений судьи с участниками судебного процесса; служебный этикет и культура профессионального общения юриста.

         Понятие профессиональной этики сотрудников судебной системы. Нравственное и духовное обновление общества как предпосылки демократизации и создания   современного   правового государства. Возрастание роли нравственных начал и культуры в судебной деятельности.

Структура науки этики. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность». Структура курса «Профессиональная этика»

                         Тема №2. История этики.

Становление этики в различные исторические периоды. Этапы развития этики как науки. Этика Древнего Востока (брахманизм, буддизм, конфуцианство). Античная этика. Основные положения античной этики (Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур). Средневековая этика (Августин Блаженный, Фома Аквинский). Этика Нового времени и эпохи Просвещения (Г. Гоббс, Б. Спиноза, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, Ф. Ницше). Современная этика: этика ненасилия (Л. Толстой), этика благоговения перед жизнью (А. Швейцер). Основные системы религиозной  этики.  Нравственно-политическая  система Конфуция. Этические основы буддизма. Иисус Христос и Его моральное учение. Мухаммед и этические нормы ислама.

Тема №3. Мораль: сущность, происхождение и исторические типы.

Этика как наука о морали. Понятие морали. Роль морали в жизни человека и общества. Мораль как важный элемент социализации человека. Проблемы происхождения морали. Исторические типы морали. Развитие учений о сущности морали.  Основные этические теории о происхождении морали. Религиозная, натуралистическая, социологическая трактовки происхождения морали. Важнейшие моральные и этические учения (Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед).

Структура морали. Уровни и основные элементы морального сознания. Нормы и принципы морали. Нравственное отношение и нравственная деятельность. Функции морали.

Понятие нравственной свободы и необходимости. Моральный выбор как условие целесообразной человеческой деятельности.  Мораль как специфический вид социального регулирования.

                          Тема № 4. Категории этики.

Сущность этических категорий, их ценностно-ориентационный и нормативно-оценочный характер. Добро и зло как наиболее общие понятия морального сознания. Справедливость как категория этики. Совесть и долг. Природа совести и долга. Совесть и стыд, муки совести, чувство вины. Моральный долг как внутренняя потребность личности. Честь и достоинство - исходная моральная позиция личности. Права и свободы личности. Смысл жизни и цель жизни. Моральные ценности как ориентиры жизненного самоопределения. Взаимосвязь личного и общественного в ценностных ориентациях человека. Значение моральных ценностей и категорий этики в деятельности сотрудников судебной системы.

РАЗДЕЛ 2. НРАВСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

Тема №5. Мораль и право в деятельности сотрудников судебной системы.

Мораль и право как специфические формы социального регулирования. Оценочный и нормативный характер морали и права. Актуальность изучения проблемы взаимоотношений между моралью и правом. История становления нормативно-регулятивной сферы в обществе. Мораль и право: критерии сходства и различия. Оценка как форма выраженной моральной и правовой санкции. Мораль как ценностный критерий права, ее значение в специфической деятельности сотрудников судебной системы.

Тема № 6. Юридическая этика как вид профессиональной этики.

Понятие юридической этики. Нравственное содержание конституционных норм о правоохранительной деятельности. Судебная этика, ее содержание и значение. Особенности судебной деятельности. Этические основы судебной деятельности. Нравственное содержание конституционных норм о правосудии. Пределы этического в судебной деятельности. Этические границы судебных решений. Проблемы справедливого назначения наказания. Ответственность судьи за нарушение этических правил.

Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания. Этика предварительного следствия.

                  Тема № 7. Судейская деонтология.

Нравственно-психологические качества судьи. Этические категории, обеспечивающие нравственное содержание правосудия и поведения судьи. Соотношение этики и права в регулировании поведения судьи. Общая характеристика принципов и норм этики, применяемых судьей при осуществлении правосудия. Независимость и беспристрастность судей. Справедливость как категория правовая и этическая и критерии ее определения судьей. Гуманизм и милосердие. Механизм применения этических принципов и норм при осуществлении правосудия. Нормы нравственности   и   судейское   усмотрение.   Этические   аспекты взаимодействия судьи и сторон в условиях состязательного правосудия. Процессуальные гарантии и этика судьи. Деонтология судьи. Кодекс судейской этики как модель поведения и критерий определения меры ответственности за нарушение этических норм. Ответственность судьи за нарушение этических правил. Федеральный закон РФ «О статусе судей».

 

Тема №8. Природа и сущность этики профессиональных отношений судьи с участниками судебного процесса.

Сущность и основные принципы этики профессиональных отношений. Этика и социальная ответственность организаций. Этические нормы в деятельности организаций. Коллизии выбора этических ориентиров. Коллизии взаимоотношений судьи с коллегами, представителями органов уголовного преследования. Взаимоотношения судей и адвокатов. Взаимоотношения с подсудимым, потерпевшим истцом и ответчиком. Ведение переговоров с представителями сторон. Взаимоотношения со вспомогательным персоналом. Взаимоотношения со свидетелями, специалистами, вспомогательным персоналом, экспертами, публикой.

Тема №9. Профессиональная деформация специалиста юридической профессии: факторы-показатели, способы профилактики.

Особенности юридических профессий, обуславливающих возникновение профессиональной деформации. Судейский стресс. Сущность профессионально-нравственной деформации (ПНД). Уровни и факторы-показатели профессионально-нравственной деформации. Причины профессионально-нравственной деформации. Меры по профилактике ПНД.

Раздел 3. Этика профессионального общения

Тема №10. Служебная этика и этикет сотрудников судебной системы.

Сущность и структура этикета. История возникновения этикета. Основные принципы этикета. Сущность вежливости, скромности и тактичности. Доброжелательность и толерантность как сущностные характеристики современного этикета. Основные виды этикета. Служебный  этикет  в  судебной  системе.

Тема №11. Этические аспекты профессионального общения.

Профессиональное   общение   как   социально-психологическая категория. Коммуникативная культура в профессиональном общении. Коммуникативная компетентность юриста. Управление профессиональным    общением.    Виды делового общения. Структура общения. Этико-психологические аспекты восприятия и понимания человека человеком. Особенности профессионального речевого поведения. Невербальный этикет. Культура установления психологического контакта с различными категориями участников судебного процесса. Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении. Этика    использования    средств выразительности деловой речи. Культура дискуссии. Нравственное    значение    судебных    прений.    Этика обвинительной речи прокурора. Этика речи защитника.

                                     

                          Планы ПРАКТИЧЕСКИХ занятий  

                              

                                        Практическое занятие 1

Тема: Служебная этика и этикет сотрудников судебной системы

(интерактивное занятие в форме анализа конкретных практических ситуаций – case - study)

Цели занятия:

1. Путем анализа конкретных практических ситуаций раскрыть специфику служебной этики и этикета юриста.

2. На практике показать способы овладения навыками этикетного поведения.

3. На конкретных примерах способствовать дальнейшему формированию у студентов мировоззрения, ценностных установок, повышению профессионального и общего уровня служебной этики и этикета будущего юриста.

 

1. Подготовительный этап:

- блиц-опрос студентов с целью выявления знания основных терминов и понятий  по проблеме этикета юристов:

а) история возникновения термина «этикет», понятие и виды этикета, функции этикета;

б) общие принципы современного этикета, формы вежливости;

в) этикет служебных отношений, понятие служебного этикета;

г) внешние формы этикета;

д) судебный этикет.

- разделение студентов на две группы для изучения предлагаемых примеров этикетных ситуаций и конкретных моделей поведения;

- задание для группы № 1:

«Помощник судьи М-ва А.К. неоднократно была замечена в высокомерном поведении и общении с гражданами  (отвечала на вопросы однозначно и резко «Суд знает, что делает», «Ждите, когда надо, Вас позовем» и т.п., невнимательно относилась к просьбам, жалобам и запросам). Председатель суда, знавший о таких явлениях, руководствуясь принципом не подвергать сомнению высокий   авторитет суда, не стал делать замечание Михайловой по данным вопросам, считая, что ее профессионализм и знание своего дела вполне компенсируют эти мелкие недочеты в ее работе».

       Как должен был поступить председатель суда? Может ли он ограничиться замечаниями помощнику судьи, или таковые не нужны? Где граница между необходимым в государственных учреждениях «официозом» и элементарными нормами морали и этикета?

- задание для группы № 2:

«Помошник судьи А-ва И.И. подготовленный специалист и выполняет свои непосредственные обязанности, однако в силу своего благоприятного расположения к посетителям, много времени тратит на длительные разговоры с ними, дает подробные консультации, в результате чего задерживается на работе, чем нарушается регламент работы суда. Председатель суда, руководствуясь интересами дела, на стал делать замечание помощнику судьи, считая, что внимательное отношение к людям является главным показателем работы суда».

Оцените действия председателя суда? Какие последствия они могут повлечь? Где разумная граница между нормами этикета работника суда и требованиями, регламентом  государственного учреждения?

2. Аналитический этап:

- обсуждение группами предложенных ситуаций;

- анализ положительных и отрицательных решений;

- обоснование консолидированной позиции групп нормами и правилами этикета;

 в процессе аналитического этапа раскрываются:

- сущность этикета;

- различные точки зрения по поводу возникновения этикета;

- соотношение этики и этикета;

-   понятие «вежливость»;

-   понятие «скромность»;

-   понятие «тактичность»;

-  виды этикета;

-  виды служебного этикета;

-  смысл субординационного этикета;

- смысл ритуального этикета;

-  этикетные правила проведения деловых совещаний;

- значение знания этикета для современного юриста.

Подведение итогов интерактивного занятии:

- анализ конкретной практической ситуации в каждой группе студентов;

- оценка действий участников интерактивного занятия;

- выставление оценок студентам.

Задание для дальнейшего самостоятельного изучения рассматриваемой проблемы:

  1.  Изучить соответствующие вопросам обсуждения главы учебника: Гусейнов А.А. Этика / Гусейнов А.А., Апресян Р.Г.  - М., 2008. – 472 с.
    1.  Изучить  Кодекс судейской этики.
    2.  Изучить лекционный материал.

              4. Проанализировать Интернет-ресурсы (Яндекс, Rambler. Google) c целью углубления своих знаний по проблеме профессиональной этики и этикета юриста и дать в письменной форме краткие ответы на следующие вопросы:

                                                      Литература:

Основная*

  1.  Кодекс профессиональной этики адвоката [Текст]: принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.: [с послед. изм. и доп. ; ред. от 05 апреля 2007] // Российская газета. – 05 октября 2007.  – № 222.
  2.  Кодекс судейской этики [Текст]: утверждён VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г. //Вестник ВАС РФ. – 2005 - №2.- С.16-27.

3. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – 5-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2008. – С.230-269.

4. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности  / Е.А. Красникова. – И.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2004. – С. 35-49.

        5. Носков Ю.Г. Основы этики профессиональной деятельности юриста. М.: РАП, 2008 – С. 108-112.

         6. Романов В.В. Юридическая психология: учебник для вузов / В.В. Романов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрлитинформ, 2010. – С.211- 234.

         7. Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы: Учебно-практическое пособие / Н.Н. Шувалова. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.  -С. – 121-206.

        8. Этика сотрудников правоохранительных органов : учебник  / под общ. ред. Г.В. Дубова. – М. : Щит-М, 2005. – С. 12-36.

                                                

Дополнительная

          1. Афанасьева О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста : учеб. пособие для студентов учреждений СПО / О.В. Афанасьева, А.В. Пищелко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2004. – 224 с.*

         2. Кораблев С.Е. Этикет сотрудников органов внутренних дел : учебное пособие / С.Е. Кораблев. – Воронеж : ВИ МВД России, 2005. – 156 с.

        3. Традиции адвокатской этики: Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX – начало XX в.) / сост. И.В. Елисеев, Р.Ю. Панкратов, Е.Г. Тарло. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – 370 с.*

        4. Шеламова Г.М. Этикет делового общения : учебное пособие / Г.М. Шеламова. – М. : Академия, 2005. – 192 с. – (Профессиональное образование)

        5. Этика: энциклопедический словарь  / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова; Ин-т философии РАН. – М. : Гардарики, 2001. – 671 с.*

Электронные учебники:

Аминов И.И.  Юридическая этика [Электронный ресурс] : учебное

пособие / И.И. Аминов. – М. : Юнити-Дана, 2012. – 239 с.  – Режим доступа  http://www.iprbookshop.ru/yuridicheskaya-etika.-uchebnoe-posobie.html. – Загл. с экрана (дата обращения: 25.09.2012)

 Нурлыбаева Г.К. Обучение профессиональной этике в полицейских

вузах Европы [Электронный ресурс] / Г.К. Нурлыбаева. – М. : Юнити-Дана, 2012. – 191 с.  –  Режим доступа http://www.iprbookshop.ru/obuchenie-professionalnoj-etike-v-policzejskix-vuzax-evropyi.-monografiya.html. – Загл. с экрана (дата обращения: 25.09.2012)

   3.    Сорокотягин И.Н. Юридическая психология [Электронный ресурс] :

учебное пособие / И.Н. Сорокотягин. – М. : Дашков и К, 2011.  – Режим доступа  http://www.iprbookshop.ru/yuridicheskaya-psixologiya.-uchebnoe-posobie.html. – Загл. с экрана (дата обращения: 25.09.2012)

   4.     Семенова О.В. Юридическая психология [Электронный ресурс] :

учебное пособие / О.В. Семенова. – М. : А-Приор, 2010.  – Режим доступа  http://www.iprbookshop.ru/yuridicheskaya-psixologiya.-konspekt-lekczij.html. – Загл. с экрана (дата обращения: 25.09.2012)


Методические рекомендации по изучению дисциплины и    организации самостоятельной работы студентов

Указанная дисциплина изучается на протяжении одного семестра. Изучение дисциплины завершается сдачей зачета. Основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские занятия. В ходе лекций рассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам.

В ходе семинарских  занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с юридической практикой, кроме того на практических занятиях рассматриваются вопросы применения теоретических знаний на практике.

При подготовке к семинарским  занятиям каждый студент должен:

–– изучить нормативно-правовые акты;

изучить рекомендованную учебную литературу;

дополнить конспекты лекций;

изучить и законспектировать первоисточники по теме;

подготовить ответы на все вопросы семинара, решить тестовые задания.

По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару и практическим занятиям студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя, а также использовать современные профессиональные (нормативные) базы данных (Консультант-Плюс, Гарант, Кодекс, Дельта и др.).

Необходимо уяснить место каждой изучаемой темы в общем курсе «Профессиональная этика», осмыслить те вопросы, которые раскрывают тему. Обращаясь к источникам, конспектам лекций, прочитанному по теме семинарского занятия, студенту следует обратить внимание на новые понятия, а так же на тот материал, который рекомендован для самостоятельного изучения.

К семинару следует составлять план своего выступления по всем вопросам занятия. Выступление на семинаре может быть основным и дополнительным. Основное выступление раскрывает вопрос в общих чертах, а дополнительное выступление уточняет детали, раскрывает частные моменты. Во время выступления студентам разрешается пользоваться не только рабочим планом, но и первоисточниками, учебниками, учебными пособиями. Использование первоисточника не может превращаться в его сплошное чтение. Необходимо учиться свободно излагать материал своими словами. Оценка в журнале выставляется: за полноту, правильность, ответа и его логическую последовательность,  творческое видение проблемы, ее связь с предстоящей правоприменительной деятельностью, умение обосновывать собственное мнение, оригинальность мышления (основной ответ); уместное добавление, реплику, удачные примеры (дополнительный ответ).

        В ходе изучения курса «Профессиональная этика» предполагается проведение семинарских занятий в интерактивных формах: учебная дискуссия, ролевая игра и анализ конкретных практических ситуаций.

При подготовке к интерактивным занятиям необходимо учитывать специфику каждой из предлагаемых форм. Так, проведение занятия в форме учебной дискуссии предполагает коллективное обсуждение поставленных проблем теории профессиональной этики и психологии. Этот метод позволяет оптимально использовать уже имеющиеся у магистрантов знания по курсу «Профессиональная этика» и смежным дисциплинам, на основе которых ведется научная дискуссия более глубокой проблематики. При подготовке к рассматриваемому виду семинарских занятий необходимо изучить не только предложенную преподавателем специальную литературу по теме, но и дополнительно просмотреть необходимые материалы, в том числе и с использованием информационных, справочных и поисковых систем (Яндекс, Рамблер и т.д.), а также библиотечного фонда Центрального филиала ГОУ ВПО РАП. Готовясь к ведению дискуссии в учебной аудитории, магистрант должен заранее обосновать свою позицию по всем поставленным в плане семинарского занятия вопросам.

Интерактивное общение в учебной аудитории может проводиться и в форме ролевой игры. Этот метод представляет собой непосредственное исследование студентами конкретной заданной преподавателем практической ситуации посредством активного участия в ее инсценировании. При подготовке к ролевой игре студенту необходимо обстоятельно проанализировать категории этики и психологии, определить стили и методики общения.

Метод анализа конкретной практической ситуации предполагает использование ранее накопленных студентом теоретических знаний и навыков в области этики и психологии к их практическому применению в конкретных ситуациях. Подготовка студентов к интерактивному занятию в рассматриваемой форме должна включать в себя изучение практических примеров применения категорий этики и психологии, выявление проблемной ситуации в общении, а также обоснование принятого решения. Особое внимание должно уделяться аналитической работе, когда необходим поиск и анализ нескольких вариантов решения одной проблемы, обозначенной в предлагаемой ситуации общения.

Метод «мозгового штурма» стимулирует студентов, изучающих логику, к быстрому генерированию как можно большего варианта решения задач, требующих развитого логического мышления.

Данная форма интерактивного занятия предполагает не просто показ знаний по теме, но и способности и возможности показать интуицию мышления, его вариативность и нестандартность, креативную природу.

Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса или посредством тестирования.  В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Студент должен готовиться к предстоящему практическому занятию по всем, обозначенным в методическом пособии вопросам. Дискуссионные вопросы в ходе самостоятельной работы следует выписать в конспект лекций и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем. Опыт показывает, что желательно вести конспект лекций и первоисточников, а также словарь понятий в одной тетради — это способствует более полному запоминанию учебного материала.

На самостоятельную работу обучаемого выносятся темы №1,2,4,5,6,7,8,9,11.

        При изучении темы №1 «Предмет, задачи и специфика курса «Профессиональная этика» необходимо углубленно изучить следующие вопросы: «Задачи курса и его роль в становлении профессионального мировоззрения юриста», «Специфика курса для профессиональной деятельности юриста». При рассмотрения  поставленных вопросов необходимо изучить следующую литературу: Гусейнов А.А. Этика : учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2008. – С.6-12. Носков Ю.Г. Основы этики профессиональной деятельности юриста. М.: РАП, 2008 с. – С.9-15.

        При самостоятельном изучении темы №2 «История этики» обучаемый  детально рассматривает следующие вопросы: «Этапы развития этики как науки (Предэтика, Античная этика, Средневековая этика, Этика нового времени, Современная этика)». «Этические теории о происхождении морали». При рассмотрении данных вопросов следует изучить следующую учебную литературу: Гусейнов А.А. Этика : учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2008. – С.14--36. Носков Ю.Г. Основы этики профессиональной деятельности юриста. М.: РАП, 2008 с. – С.17-32.

       При самостоятельном изучении темы №4 «Категории этики» следует особое внимание уделить изучению следующих вопросов: «Содержание и особенности категории этики», «Моральные аспекты профессиональной деятельности юриста». Углубленно изучая данные вопросы, следует использовать следующую литературу: Гусейнов А.А. Этика : учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2008. – С.34-56. Носков Ю.Г. Основы этики профессиональной деятельности юриста. М.: РАП, 2008 с. – С.35-45.

         При самостоятельном изучении  темы №5 «Мораль и право в деятельности сотрудников судебной системы» следует изучить вопросы: «Мораль и право как специфические формы социального регулирования», «Оценочный и нормативный характер морали и права рассмотреть». Для более глубокого изучения темы необходимо использовать следующую учебную литературу: Гусейнов А.А. Этика : учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2008. – С.78-87. Носков Ю.Г. Основы этики профессиональной деятельности юриста. М.: РАП, 2008 с. – С.91-99.

         Самостоятельно рассматривая тему №6 «Юридическая этика как вид профессиональной этики» более подробно следует изучить следующие вопросы: «Понятие юридической этики», «Нравственное содержание конституционных норм о правоохранительной деятельности», «Судебная этика, ее содержание и значение». Для более глубокого усвоения материала следует использовать следующую учебную литературу: Кобликов А.С. Юридическая этика : учебник для вузов / А.С. Кобликов. – 3-е изд., с изм. – М. : НОРМА, 2007. – С.56-6-7, Романов В.В. Юридическая психология: учебник для вузов / В.В. Романов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрлитинформ, 2010. – С.48-56.

       Рассматривая самостоятельно тему №7 «Судейская деонтология» следует особое внимание обратить на изучение следующих вопросов: «Кодекс судейской этики как модель поведения и критерий определения меры ответственности за нарушение этических норм»,  «Ответственность судьи за нарушение этических правил. Федеральный закон РФ «О статусе судей». При рассмотрении этих вопросов необходимо использовать следующую литературу: Кодекс судейской этики [Текст]: утверждён VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г. //Вестник ВАС РФ. – 2005 - №2, Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы: Учебно-практическое пособие / Н.Н. Шувалова. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. с. – С.23-34.

         При изучении темы №8 «Природа и сущность этики профессиональных отношений судьи с участниками судебного процесса» особое внимание обучаемый уделяет рассмотрению следующих вопросов: «Сущность и основные принципы этики профессиональных отношений в суде»,  «Коллизии выбора этических ориентиров в судебном процессе». Рассматривая данные вопросы, следует изучить следующую литературу: Кодекс судейской этики [Текст]: утверждён VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г. //Вестник ВАС РФ. – 2005 - №2, Кобликов А.С. Юридическая этика : учебник для вузов / А.С. Кобликов. – 3-е изд., с изм. – М. : НОРМА, 2007. – С.123-143, Романов В.В. Юридическая психология: учебник для вузов / В.В. Романов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрлитинформ, 2010. – С.115-125.

         Рассматривая самостоятельно тему №9 «Профессиональная деформация специалиста юридической профессии: факторы-показатели, способы профилактики» следует особое внимание уделить изучению следующих вопросов: «Особенности юридических профессий, обуславливающих возникновение профессиональной деформации», «Судейский стресс. Сущность профессионально-нравственной деформации».

При изучении данных вопросов необходимо использовать данную литературу: Кодекс судейской этики [Текст]: утверждён VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г. //Вестник ВАС РФ. – 2005 - №2, Кобликов А.С. Юридическая этика : учебник для вузов / А.С. Кобликов. – 3-е изд., с изм. – М. : НОРМА, 2007. – С.225-243, Романов В.В. Юридическая психология: учебник для вузов / В.В. Романов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрлитинформ, 2010. – С.126-135.

         Самостоятельно изучая тему №11 «Этические аспекты профессионального общения», следует подробно рассмотреть следующие вопросы: «Профессиональное   общение   как   социально-психологическая категория»,  «Коммуникативная культура в профессиональном общении. Коммуникативная компетентность юриста». При рассмотрении  данных вопросов следует изучить учебную литературу: Аминов И. И. Психология делового общения: учебное пособие / И. И. Аминов – М. : ОМЕГА-Л, 2007. – С.45-65, Алешина Л.Г. О вежливости, также, о деликатности/ Л.Г. Алешина. – Л., 2005.- С.34-45.

       Кроме того, учебным планом предусмотрено выполнение контрольного задания, которые также представляют собой форму самостоятельной работы студента. Контрольные задания должны представляться на кафедру. Проверка заданий осуществляется преподавателем с проставлением результата в ведомости. Каждое задание содержит несколько вариантов, которые определяются для каждого студента индивидуально преподавателем, ведущим дисциплину. Сроки сдачи контрольных заданий устанавливаются учебным отделом филиала совместно с кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

 

                           ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОГО ЗАДАНИЯ

Вариант 1. Профессиональная этика как специализированная часть  этики

        Кратко раскройте следующие вопросы:

 

1. Предмет, задачи и структура дисциплины «Профессиональная этика».

2. Профессиональная этика как прикладная, специализированная часть этики.

3. Соотношение понятий «этики», «мораль», «нравственность».

4. Роль и место профессиональной этики в формировании мировоззрения и ценностных установок юристов.

Практическое задание:

        Что изучает этика?

А)  то, как человек осваивает, использует и понимает язык

Б) закономерности развития и функционирования психики человека в процессе его жизнедеятельности

В) моральные или нравственные нормы, принципы, требования, которые люди должны соблюдать в своей жизнедеятельности

Г) специфику морально нравственных отношений между людьми

                  Вариант 2. Этические теории о происхождении морали

         Кратко раскройте следующие вопросы:

 

         1. Важнейшие этико-нормативные программы (Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед).

2. Этапы развития этики как науки (Предэтика, Античная этика, Средневековая этика, Этика нового времени, Современная этика).

3. Этические теории о происхождении морали.

4. Мораль как специфический вид социального регулирования.

        Практическое задание:

        С чем связано происхождение морали?

        А) с необходимостью регулирования общественных отношений

         Б) создавалась по указанию вождей, жрецов

         В) создавалась государством  

Вариант 3. Высшие моральные ценности и основные категории этики

        Кратко раскройте следующие вопросы:

 

         1. Моральные ценности и нравственные идеалы.

2. Содержание и особенности категории этики.

3. Справедливость как нравственные смысл норм и принципов права в деятельности юриста.

4. Моральные аспекты профессиональной деятельности юриста.

Практическое задание:

        Моральные ценности изучает

        А) гносеология

         Б) аксиология

         В) онтология

Вариант 4. Нравственные основы профессиональной деятельности сотрудника судебной системы

          Кратко раскройте следующие вопросы:

 

         1. Единство нравственного и правового сознания.

2. Нравственные аспекты профессиональной деятельности сотрудника судебной системы.

3. Справедливость нравственная и справедливость правовая, их различие и равенство. Нравственная допустимость правового принуждения.

4. Моральный выбор юриста: сила права или право силы?

         Практическое задание:

         Как соотносится профессиональная этика с нормами морали?

А) юридическая этика – это особая мораль

Б) некоторые моральные нормы в юридической этике ограничены

В) юридическая этика изучает применение общих норм нравственности в специфических условиях судебной и следственной деятельности

Г) как общее и часть

Вариант 5. Профессиональный долг, честь и достоинство сотрудника судебной системы

 Кратко раскройте следующие вопросы:

 

1. Профессиональная честь как моральная основа сплоченности служебного коллектива.

2. Долг и моральная ответственность сотрудника судебной системы.

3. Профессиональное достоинство и «честь мундира».

4. Этика легитимного насилия.

Практическое задание:

        Понятие профессионального долга включает

        А) умения и навыки профессиональной деятельности

        Б) честное и бескомпромиссное выполнение профессиональных обязанностей

        В) умение найти выход из любой ситуации

Вариант 6. Профессионально-нравственная деформация сотрудников судебной системы

 Кратко раскройте следующие вопросы:

 

         1. Профессионально-нравственная деформация личности юриста как отступление от норм и требований профессиональной морали.

2. Причины и структура профессионально-нравственной дефомации личности сотрудника судебной системы.

3. Роль микросреды и негативного авторитета в развитии и проявлении профессиональной деформации.

4. Основные направления профилактики профессионально-нравственной деформации сотрудников судебной системы.

        Практическое задание:

         Эмпатия - это

А) умение грамотно задавать вопросы

Б) приём повторение фраз в беседе

В) сочувствие позициям, взглядам, поступкам собеседника при отказе от их оценки

Г) уход от обсуждения разногласий

Вариант 7. Служебный этикет в деятельности сотрудников судебной системы

         Кратко раскройте следующие вопросы:

 

         1. Сущность, принципы и структура этикета.

2. Ритуалы и церемонии в системе служебного этикета.

3. Служебный этикет и культура поведения сотрудников судебной системы при исполнении служебных обязанностей.

        Практическое задание:

        Золотое правило нравственности звучит следующим образом:

А) Сдерживай себя во всем, чтобы соответствовать ожиданиям других

Б) поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой

В) Относись к другим как к цели, но не как к средству

Г) Не делай добра, не получишь зла

Вариант 8. Этические особенности межличностного общения юриста

         Кратко раскройте следующие вопросы:

 

1. Принципы межличностного общения: доброжелательность, внимательность, деликатность, тактичность, чувство собственного достоинства.

2. Внешний облик и культура речи  юриста.

3. Антиподы этики межличностного общения: расхлябанность, манерность, фамильярность, несдержанность, косноязычие, сквернословие, развязанность.

4. Этические особенности межличностного общения юристов.

5. Проблема сохранения «собственного лица» в конфликтных ситуациях профессиональной деятельности.

        Практическое задание:

         К основным принципам современного этикета не относится:

А) принцип гуманизма

Б) принцип целесообразности действий

В) принцип приоритета собственной выгоды

         Г) принцип этической привлекательности поведения

Вариант 9. Этика  профессиональных отношений в коллективе

          Кратко раскройте следующие вопросы:

 

         1. Этика  взаимоотношений юристов.

2. Этика и психология взаимоотношений начальника и подчиненного.

3. Содержание и характер взаимоотношений юристов в нерабочее время.

4. Культура досуга и эффективность ее организации.

5. Нравственные основы семейно-брачных отношений.

Практическое задание:

        Что такое нормы нравственности?

А) правила поведения, устанавливаемые и охраняемые государством

Б) правила поведения, устанавливаемые в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости, долге, чести, достоинстве

В) правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности

Г) социально одобряемое поведение человека

Вариант 10. Особенности проявления моральных норм в деятельности юристов

 Кратко раскройте следующие вопросы:

 

         1. Содержание и нравственные основы документов, касающихся деятельности юристов.

2. Кодекс чести в деятельности юриста.

3. Нравственные основы профессиональной этики юристов (содержание вопроса раскрывается по роду профессиональной деятельности слушателя).

         Практическое задание:

         В чем состоит главная цель этики?

А) в оказание помощи юристам в повышении эффективности и качества их профессиональной деятельности

Б) расширение кругозора

В) налаживание межличностных контактов.

Г) определение понятия профессиональной чести и профессионального долга

                                                   

    

        Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля

1. Наиболее полное и научно обоснованное определение этики звучит следующим образом…

А) этика – это знание о морали и нравственности, добре, справедливости, долге, чести и совести в отношениях и поведении людей, социальных групп

Б) этика – это область гуманитарного знания, которая занимается исследованием сущности добродетелей и пороков, нравственного и безнравственного смысла, заключенного в поступках людей

+В) этика  - это наука, которая изучает проблемы возникновения, развития и функционирования морали  в жизнедеятельности человека и общества

Г) этика это отрасль философии, изучающая специфику морально нравственных отношений между людьми

2. Составляющими понятие морали являются

+А) совокупность норм принципов, идеалов добродетельного поведения

Б) само поведение

В) отношения между людьми.

Г) правила «хорошего тона»

  1.  Нравственностью может считаться

А) образ идеального поведения людей

+Б) реальное поведение людей на основе представления об идеальном образе поступков и действий

В) позитивные функции поступков

Г) социально одобряемое поведение человека

  1.  Натуралистическая концепция происхождения морали считает нормы человеческого поведения результатом

А) божественного провидения, откровения.

Б) экономического соглашения в целях взаимовыгодного существования

+В) эволюции природных, инстинктивных форм «доброго» поведения животных в человеческие «осознанные» нормы, стандарты.

Г) политического соглашения межу отдельными социальными группами

5.  Мысль о том, что «Добро и зло - это две стороны  одной медали» и то, что для одного человека считается добром для другого может оказаться злом высказывали

А) рационалисты

+Б) релятивисты

В) стоики

Г) аскеты

  1.  Высказывание: «Знание о том, как быть добродетельным является добродетелью» принадлежит сторонникам

А) релятивизма

Б) гедонизма

+В) рационализма

Г) эвдемонизма

  1.  Высказывание: «Мы не можем изменить окружающий мир, но мы можем изменить свое отношение к нему» принадлежит сторонникам

А) релятивизма

Б) гедонизма

+В) стоицизма

Г) эвдемонизма

8. В главе  кодекса судейской этики о правилах поведения судьи во внеслужебной деятельности одним из пунктов является

+А) «Внеслужебная деятельность судьи не должна вызывать сомнений в его порядочности и честности»

Б) «Избегать любых контактов с представителями органов уголовного преследования во избежании возможного давления с их стороны на ход и результат процесса»

В) «Судья не может участвовать в общественной деятельности»

Г) «Судья не вправе заниматься любым видом коммерческой, научной и педагогической деятельности»

9. В главе   кодекса судейской этики об особенностях поведения судьи при реализации права на свободу самовыражения и свободу объединения

+А) Судья, как и другие граждане, пользуется свободой слова, вероисповедания, участия в ассоциациях и собраниях; однако, пользуясь упомянутыми правами, судья должен всегда вести себя таким образом, чтобы не умалять уважения к своей должности и сохранять беспристрастность и независимость судебных органов.

Б) Судья не должен создавать ассоциации судей или другие организации и вступать в них для защиты своих интересов, совершенствования профессиональной подготовки и сохранения своей судебной независимости.

В) Судья  имеет право на сохранение  своих полномочий в случае выдвижения кандидатом в депутаты в состав органа законодательной (представительной) власти Российской федерации, органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления либо на иную выборную должность.

Г) Судья вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или в других политических акциях

  1.  Закон Талиона гласит

А) «нет такой тайны, которая не стала бы явью»

Б) «нет такого греха, за который бы не было воздаяния»

+В) «око за око, зуб за зуб»

Г) «единожды солгав, лжешь постоянно»

11. Золотое правило нравственности звучит следующим образом

А) Сдерживай себя во всем, чтобы соответствовать ожиданиям других

+Б) Не делай другим того, чего не пожелаешь себе

В) Относись к другим как к цели, но не как к средству

Г) Не делай добра, не получишь зла

                                                

 

 

                  Литература:

                                       Нормативные правовые акты

 

  1.  Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : [cтатья 65 приводится с учетом Указов Президента от 9 янв. 1996 г. № 20 ; от 10 февр. 1996 г. № 173 ; от 9 июня 2001г. № 679 ; от 25 июля 2003 г. № 841 ; Федеральных конституционных законов от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ ; от 14 окт. 2005 г. № 6-ФКЗ ; от 12 июля 2006 г. № 2-ФКЗ ; от 30 дек. 2006 г. № 6-ФКЗ ; от 21 июля 2007 г. № 5-ФКЗ] // Российская газета. – 1993. – 25 дек. ; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – № 1, ч. 1. – Ст. 1 , № 30. – Ст. 3745.   
  2.  Федеральный Конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" : одобрен Советом Федерации ФС РФ 26 декабря 1996 г. : [c послед. изм. и доп. ; ред. от 05 апреля 2005 г. ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - .1997. - N 1. -  Ст. 1.  
  3.   Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 нояб. 2002 г. № 138-ФЗ [Текст]  : принят Гос. Думой 23 окт. 2002 г. : одобрен Советом Федерации 30 окт. 2002 г.: [с послед. изм. и доп. ; ред. от 04.12.2007] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002.  – № 46. – Ст. 4532 ; 2007. – № 50. – Ст. 6243.  
  4.   Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля.2002 г. N 95-ФЗ [Текст] : принят Гос. Думой 14 июня 2002 г.: Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 г. : [с послед. изм. и доп. ; ред. от 29 апреля 2008 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002.  – № 30. – Ст. 3012.
  5.   Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря.2001 N 174-ФЗ [Текст] : принят Гос. Думой 22 ноября.2001 г.: [с послед. изм. и доп. ; ред. от 04 марта.2008] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001.  – № 52. – Ст. 4921.

        6. Кодекс профессиональной этики адвоката [Текст]: принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.  : [с послед. изм. и доп. ; ред. от 05 апреля 2007] // Российская газета. – 05 октября 2007.  – № 222.

        7. Кодекс судейской этики [Текст] : утверждён VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г. //Вестник ВАС РФ. – 2005 - №2.

                                                                Основная*

  1.  Афанасьева О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста  / О.В. Афанасьева, А.В. Пищелко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2004. – 224 с.

          2. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – 6-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2009. – 604с.

          3. Гусейнов А.А. Этика : учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2008. – 346с.

          4. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности : учебник для студентов учреждений СПО / Е.А. Красникова. – И.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2004. – 208 с. – (Профессиональное образование).

          5. Кобликов А.С. Юридическая этика : учебник для вузов / А.С. Кобликов. – 3-е изд., с изм. – М. : НОРМА, 2007. – 166 с.

         6. Носков Ю.Г. Основы этики профессиональной деятельности юриста. М.: РАП, 2008 с. – 235с.

         7.  Романов В.В. Юридическая психология: учебник для вузов / В.В. Романов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрлитинформ, 2010. – 525 с.

         8. Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы: Учебно-практическое пособие / Н.Н. Шувалова. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. с. – 245с.

         9. Этика судьи : пособие для судей / Г.Д. Вель, Н.В. Радутная, П. Трюш и др. ; науч. ред. Н.В. Радутная; Рос. акад. правосудия. – М. : РАП, 2002. – 211 с.

                                                   Дополнительная

         1. Аминов И. И. Психология делового общения : учебное пособие / И. И. Аминов – М. : ОМЕГА-Л, 2007. – 304 с.*  

2. Алешина Л.Г. О вежливости, также, о деликатности/ Л.Г. Алешина. – Л., 2005.- 267с.

3. Баева Н.А. Сборник тестовых заданий по дисциплине «Юридическая психология» / Н.А. Баева; Российская академия правосудия, центральный филиал, Кафедра уголовно-правовых дисциплин. – Воронеж: Цифровая полиграфия, 2009. – 42 с.*

4. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: Этнографические очерки/ А.К. Бацбурин, А.Л. Топорков. – Л., 1990.- 321с.

5. Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для студентов вузов / В.Л. Васильев. – 6-е изд., доп и перераб. – СПб .: Питер, 2009. – 604 с. *

6. Душкина Е.О. Отставание в психическом развитии несовершеннолетнего как основание для исключения уголовной ответственности  / Е.О. Душкина, А.М. Плешаков. – М.: Юрлитинформ, 2008. – 209 с.*

   8. Караванов А. А. Краткий курс юридической психологии: учебное пособие / Караванов А.А. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2007. – 330 с.*

         9. Профессиональная этика судьи // оtherrefer ats.allbest.ru/ethics/00106315_o.htmp

        10. Кодекс деонтологии национальной полиции Франции. Декрет № 86592.: Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. – М., 1997, - С.317-321.

        11. Рафшнайдер О. Психология деятельности судьи // www.vsemvsud.ru/articles/psiholoqia-sudei

        12. Сорокотягина Д. А. Юридическая психология : учебное пособие / Д. А. Сорокотягина, И. Н. Сорокотягин. - Ростов – на – Дону : Феникс, 2007. – 222 с.

13. Судебная психиатрия : учебник для вузов / Н.М. Жариков, В.П. Котов, Г.В. Морозов, Д.Ф. Хритинин. – 5-е изд. Перераб. и доп.. – М.: Норма, 2009. – 624 с.*

14. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие. – Воронеж: ВИ МВД РФ, 2007.- 98с.*

15. Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов. – М., 1999.-233с.*

16. Сокова З.К. Профессиональная этика и служебный этикет/ З.К. Сокова. – Орел, 1999. – 213с.

17. Трубецкой Е.П. Энциклопедия права/ Е.П.Трубецкой. – СПб., 1998. – 342с.

18. Фромм Э. Психоанализ и этика/ Э. Фромм. – М., 2006.- 235с.

        19. Этика адвоката: основные положения // www. frast. ru / codex. htm.

20. Этикет: умение жить и вести себя дома, в семье и в обществе. – М.: «Цитадель-Триада», 1999. – 210с.

21. Этикет и мы. – М., 2008. – 238с.

22. Этика и мораль: философско-этические проблемы воспитания. – М., 1990.- 321с.

Электронные учебники:

  1.   Аминов И.И.  Юридическая этика [Электронный ресурс] : учебное

пособие / И.И. Аминов. – М. : Юнити-Дана, 2012. – 239 с.  – Режим доступа  http://www.iprbookshop.ru/yuridicheskaya-etika.-uchebnoe-posobie.html. – Загл. с экрана (дата обращения: 25.09.2012)

  1.   Нурлыбаева Г.К. Обучение профессиональной этике в полицейских

вузах Европы [Электронный ресурс] / Г.К. Нурлыбаева. – М. : Юнити-Дана, 2012. – 191 с.  –  Режим доступа http://www.iprbookshop.ru/obuchenie-professionalnoj-etike-v-policzejskix-vuzax-evropyi.-monografiya.html. – Загл. с экрана (дата обращения: 25.09.2012)

   3.    Сорокотягин И.Н. Юридическая психология [Электронный ресурс] :

учебное пособие / И.Н. Сорокотягин. – М. : Дашков и К, 2011.  – Режим доступа  http://www.iprbookshop.ru/yuridicheskaya-psixologiya.-uchebnoe-posobie.html. – Загл. с экрана (дата обращения: 25.09.2012)

   4.     Семенова О.В. Юридическая психология [Электронный ресурс] :

учебное пособие / О.В. Семенова. – М. : А-Приор, 2010.  – Режим доступа  http://www.iprbookshop.ru/yuridicheskaya-psixologiya.-konspekt-lekczij.html. – Загл. с экрана (дата обращения: 25.09.2012)

        

                                 


Вопросы для подготовки к зачету

  1.  Предмет, задачи и структура дисциплины «Этика», ее место в формировании мировоззрения и ценностных установок, повышения уровня профессиональной и общей культуры людей.
  2.  Структура науки этики. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».
  3.  Становление этики в различные исторические периоды. Этапы развития этики как науки.
  4.  Этика Древнего Востока (брахманизм, буддизм, конфуцианство).
  5.  Античная этика. Основные положения  (Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур).
  6.  Средневековая этика (Августин Блаженный, Фома Аквинский).
  7.  Этика Нового времени и эпохи Просвещения (Г. Гоббс, Б. Спиноза, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, Ф. Ницше).
  8.  Современная этика: этика ненасилия (Л. Толстой), этика благоговения перед жизнью (А. Швейцер).
  9.  Основные системы религиозной  этики.  
  10.  Нравственно-политическая  система Конфуция. Этические основы буддизма.
  11.  Иисус Христос и Его моральное учение.
  12.  Мухаммед и этические нормы ислама.
  13.  Мораль: сущность, происхождение и исторические типы.
  14.  Структура морали. Уровни и основные элементы морального сознания. Функции морали.
  15.  Сущность этических категорий, их ценностно-ориентационный и нормативно-оценочный характер.
  16.  Добро и зло как наиболее общие понятия морального сознания.
  17.  Справедливость как категория этики.
  18.  Моральный долг как внутренняя потребность судьи.
  19.  Честь и достоинство - исходная моральная позиция судьи.
  20.  Смысл жизни и цель жизни. Моральные ценности как ориентиры жизненного самоопределения судьи.
  21.  Мораль и право как специфические формы социального регулирования.
  22.  История становления нормативно-регулятивной сферы в обществе.
  23.  Юридическая этика как вид профессиональной этики.
  24.  Судебная этика, ее содержание и значение.
  25.  Пределы этического в судебной деятельности.
  26.  Проблемы справедливого назначения наказания.
  27.  Ответственность судьи за нарушение этических правил.
  28.  Этика предварительного следствия.
  29.  Судейская деонтология.
  30.  Кодекс судейской этики как модель поведения и критерий определения меры ответственности за нарушение этических норм.
  31.  Сущность и основные принципы этики профессиональных отношений судьи.
  32.  Этические аспекты взаимоотношений судьи с коллегами, представителями органов уголовного преследования.
  33.  Этические аспекты взаимоотношений судей и адвокатов.
  34.  Этические аспекты взаимоотношений судьи с подсудимым, потерпевшим истцом и ответчиком.
  35.  Этические аспекты ведения переговоров с представителями сторон. Этические аспекты взаимоотношений судьи со свидетелями, специалистами, вспомогательным персоналом, экспертами, публикой.
  36.  Профессиональная деформация специалиста юридической профессии: факторы-показатели, способы профилактики.
  37.  Судейский стресс
  38.  Служебная этика и этикет сотрудников судебной системы.
  39.  Сущность и структура этикета. История возникновения этикета. Основные принципы этикета
  40.  Сущность вежливости, скромности и тактичности. Доброжелательность и толерантность как сущностные характеристики современного этикета.
  41.  Профессиональное   общение   как   социально-психологическая категория.
  42.  Коммуникативная компетентность юриста. Управление профессиональным    общением.   
  43.  Виды делового общения. Структура общения. Этико-психологические аспекты восприятия и понимания человека человеком.
  44.  Особенности профессионального речевого поведения судьи.
  45.  Невербальный этикет. Культура установления психологического контакта с различными категориями участников судебного процесса.
  46.  Культура дискуссии.
  47.  Нравственное    значение    судебных    прений.    Этика обвинительной речи прокурора.

          48. Этика речи защитника


Акция
Закажите работу сегодня со скидкой до 25%
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн


1. Современные образовательные технологии Метод проектов на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе УМК ИЛБим
2. Реферат- Египетский бог солнца Ра.html
3. Вариант 4 При исследовании микроклимата учебной комнаты обнаружено- температура воздуха 16С горизонтал
4. В VI веке до н.э. в Греции в составе персидской армии воевали- 2
5. Физическая культура и спорт Руководитель программы доктор педагогических наук профессор Ю
6. на тему- Специфика маркетинга в некоммерческой сфере
7. САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра Механика А
8. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе
9. ~орлар с~йкес мынандай ~дістер пайдаланылады.html
10. ru Все книги автора Эта же книга в других форматах Приятного чтения Алекс Экслер Записки нев
11. Экономическая эффективность использования земли в сельском хозяйстве (на примере хозяйства Стерлибашевского района)
12. В настоящее время в большинстве стран мира наблюдается интенсивное внедрение лазерного излучения в био
13. ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра инфекционных болезней Зав
14. 06-622333338242 В С Малышенко Ю
15. Теплоэнергетика дневной и заочной форм обучения МАРИУПОЛЬ ПГТУ
16. темам и проблемам которые они проходят
17. тематике [1]. Приволжский регион издавна считался одним из крупных сельскохозяйственных в РФ
18. ГРАФ 2 Биология Козлова ТА Кучменко ВС Биология
19. История политических и правовых учений для студентов 4 курса юридического факультета Предмет истории
20. метод Пальмера