Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

по теме Западная Сибирь

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20


Урок – путешествие по теме

«Западная Сибирь. Уникальность территории»

(География, 8 класс)

Тип урока: урок – путешествие - изучение нового материала на основе уже

                  имеющихся ЗУНов

Цели и задачи урока:

Учебные:

- Познакомить учащихся с особенностями географического положения  региона.

-Углубить знания о взаимосвязях природных компонентов.

-Показать уникальность природы Западной Сибири.

Развивающие: создать основу для всестороннего гармоничного развития, развивать наблюдательность, отвлеченное мышление (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение), практические действия, стимулировать учащихся к использованию различных способов выполнения заданий на основе  работы с разными источниками информации.

Воспитательные: на конкретных примерах сформировать у учащихся знания о роли природных условий  и ресурсов в жизни людей и хозяйстве страны; воспитать эстетическое восприятие природы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

 Наглядность и оборудование:

  •  Компьютер, мультимедийная презентация  «Западная Сибирь»;
  •  Карты: физическая России, карты Западной Сибири, климатическая России,   тектоническая России;
  •  Иллюстрации, картины, таблицы;

Раздаточный материал.

Девиз урока: «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна

                          глубокого содержания» (И.В. Гёте)

Ход урока.

Организационный момент:

доклад дежурного, приветствие;

проверка готовности к уроку;

постановка цели урока и мотивация учебной деятельности.

 

  1.  Изучение нового материала.

Учитель: Ребята! Сегодня мы совершим путешествие в физико – географическую страну под названием ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ.

И Вы - участники экспедиции в Западную Сибирь! Вы – исследователи уникальной природы этого региона. Свои мысли оформляйте в виде заметок путешественников, и мы создадим книгу «Путевые заметки экспедиторов».

Слайд №1

Урал! Невольною печалью

Я отдаю прощанью дань…

А за Уралом – Зауралье,

А там своя, иная даль...

                       Твардовский

Запишите тему урока в тетрадь.  

Слайд №2

Учитель: Сибирь-с китайского « Западное захолустье», на картах Азии в 13 веке - показана страна Ибир или Сибир расположенная между Енисеем и Нижней Тунгуской. От монгольского Сибирь - « дремучий лес».  

Учитель: Познакомимся с

  1.  Географическим положением Западной Сибири

Западно-Сибирская равнина вторая по величине равнина Евразии и России, третья в мире после Амазонской низменности. Площадь Западно-Сибирской равнины 2 745 тыс.кв.км.

Задание 1 группе экспедиторов: Определите границы Западно-Сибирской равнины (работа с картой).

Граница равнины - это отчетливо выраженные естественные рубежи:

  •  на севере - береговая линия Карского моря;
  •  на юге - подножия Казахского мелкосопочника, Алтая, Салаира и Кузнецкого Алатау;
  •  на западе - восточные предгорья Урала;
  •  на востоке - долина р. Енисей.

С запада на восток простирается она от Урала до Енисея на 1000-2000 км, расширяясь к югу, с севера на юг - на 2500 км. Огромные площади болот, запасы нефти и газа мирового значения - вот что выделяет эту территорию.

Задание всем учащимся: Нанесите на контурную карту границы Западно-Сибирской равнины.

2. Особенности рельефа. 

Слайд №3

Равнина. Равнина.

Ни яра, ни пади,

Равнина на север,

Равнина на юг

Как будто гористую землю разгладил

Какой-то гигантский утюг.

Так охарактеризовал рельеф Западно-Сибирской равнины поэт А.Фролов.

Задание 2 группе экспедиторов: Что Вы можете сказать о рельефе Западно-Сибирской равнины? Слово – Вам! (работа с картой).

Слайд №4

   Нигде в мире не найти такого огромного пространства со столь плоским рельефом, как бы понижающимся к центру. Северную и Центральную части представляют низменности, располагающиеся на высоте до 100 м над уровнем моря, южную низменности и равнины, поднимающиеся до 150 км. Через Западную Сибирь от Оби до Енисея в широтном направлении на 900 км протянулась система мореных возвышенностей - Сибирские Увалы с максимальной высотой 286 м.

Задание всем учащимся: Нанесите на контурной карте максимальную и минимальную высоты Западно-Сибирской равнины.

Учитель: Объясните особенности рельефа, пользуясь тектонической и геологической картами, схемами строения территории.

 Слайд №5

Территория Западно-Сибирской равнины совпадает с Западно-Сибирской плитой. Рассматриваемая территория расположена в северной части Урало- Монгольского геосинклинального складчатого пояса.

3. Климатические особенности.

Учитель: Задание 3 группе экспедиторов: Определите особенности климата Западно-Сибирской равнины (работа с картой). 

  •  в каких климатических поясах расположена территория;
  •  средние температуры января и июля;
  •  количество осадков.

Слайд №6

На большей части территории Западной Сибири климат континентальный умеренного пояса. Ср. t июля от +2°С до +22°С.   Ср. t января от -25° до-18°С.

Количество осадков до 400 мм в год.

Причины континентальности: 

  •  удаленность от Атлантического и Тихого океана.
  •  влияние арктического воздуха далеко на юг, а теплого воздуха из Казахстана и Средней Азии далеко на север;
  •  горы отгородили Западно-Сибирскую равнину от Атлантических воздушных масс с запада и центрально-азиатских с юго-востока.

Континентальность нарастает при движении с севера на юг, увеличивается годовая амплитуда температур, уменьшается количество осадков, сокращается продолжительность переходных сезонов года.

Зимой господствует солнечная безветренная морозная погода, несмотря на небольшое количество осадков, из-за отсутствия оттепелей образуется устойчивый снежный покров, в среднем не превышающий 50-ти сантиметров.

Летом, при столкновении арктических воздушных масс, с разогретым южным воздухом приводит к возникновению циклонов и выпадению осадков. Жаркое западносибирское лето переносится очень тяжело из-за повышенной влажности и несметных полчищ гнуса: комаров, мошки, слепней.

4. Внутренние воды.

Задание 4 группе экспедиторов: Что Вы можете сказать о внутренних водах Западно-Сибирской равнины? Представьте Ваши заметки. (работа с картой).

Слайд №7

Западно-Сибирская равнина богата реками, озерами, болотами, в размещении которых по территории четко прослеживается зависимость от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги. Наибольшая густота речной сети в тундре и тайге, незначительная в зоне лесостепей и степей.

Крупнейшие реки: Объ с Иртышем (в России занимает первое место по длине и площади бассейна), Надым, Пур, Таз, Тобол. Реки текут медленно, не спеша.

Среди многочисленных озер преобладают ледниковые и старичные. Мелкие озера разбросаны повсюду на этой плоскости, лишенной хорошего стока.

Задание всем учащимся:  Подпишите на контурной карте названия крупных рек Западной Сибири и обозначим болота.

5. Природные зоны.

Учитель: Задание 5 группе экспедиторов: Установите особенности природных зон Западно-Сибирской равнины, ответив на ряд вопросов: (работа с картой). 

Слайд №8

Задание: Определите по карте природных зон:

  •  какие природные зоны размещены на территории равнины
  •  какая из природных зон занимает наибольшую площадь
  •  какие изменения в составе природных зон наблюдаются по сравнению с Русской равниной
  •  как повлиял рельеф на размещение природных комплексов Западной Сибири?

Слайд №9

Наибольшую площадь занимает тайга, большая площадь тундры, небольшая площадь лесостепи, смешанных и широколиственных лесов. В тайге изменяются породы деревьев по сравнению с Русской равниной.

Слайд №10

   Тундра, занимающая самую северную часть Тюменской области (п-ова Ямал и Гыданский) и имеющая площадь около 160 тыс. км2, не имеет лесов. Лишайниковые и моховые тундры Западной Сибири встречаются в сочетании с гипново-травяными и лишайниково-сфагновыми, а также крупнобугристыми болотными массивами.

Слайд №11

   Зона лесотундры простирается к югу от тундры полосой примерно 100-150 км. Как переходная зона между тундрой и тайгой она представляет собой мозаичное сочетание участков редколесий, болот, зарослей кустарников. Северный предел древесной растительности представлен редкостойными криволесьями лиственницы, занимающими участки по долинам речек.

Слайд №12

  Лесостепная и степная зоны охватывают южную часть Омской и юго-западную часть Новосибирской областей, а также западную часть Алтайского края. В нее входят Кулундинская, Алейская и Бийская степи.

6. Природные ресурсы.

   Задание 6 группе экспедиторов: Определите, какими природными ресурсами богата равнина,  заполняя предложенную таблицу.

Таблица заполняется совместно с учащимися по ходу заслушивания путевых заметок группы учащихся, беседы и анализа карт атласа.

Природные ресурсы Западной Сибири

В недрах

На поверхности

Нефть, газ, торф, железные руды, соли.

Водные, лесные, плодородные почвы на юге, оленьи пастбища, кормовые луга, биологические: грибы, ягоды, орехи, рыба.

Учитель:  Ребята, скажите, как Вы думаете, что, значит, быть счастливым? Жить счастливо? И что такое счастье в целом?

Учащиеся:  - Одни скажут, что это мир в доме, на Земле.

Другие – когда ты здоров. Тебя понимают

Третьи – когда есть работа, семья.

Четвёртые – это финансы, деньги!

Учитель: А теперь скажите, пожалуйста, как вы думаете, большая часть казны нашего государства пополняется за счет, каких ресурсов?

- Да, правильно, в большей степени это топливные ресурсы – нефть, газ.

Слайд №13

- Какая территория в нашей стране является кладовой этих ресурсов? – Западная Сибирь!

Слайд №14

Огромная роль географического, особенно природно-ресурсного фактора в экономике России – очевидна. Экспорт минерального сырья и топлива – пока что главное средство выживания страны.

Но не будем забывать и другие природные    богатства Сибири:

Слайд№15 – 17  

Слайд№18  Закрепление изученной темы. 

Выводы:

Западная Сибирь - это 

  •  молодая платформа с мощным осадочным чехлом;
  •  плоская равнина;
  •  в связи с уменьшением влияния Атлантического океана климат континентальный;
  •  избыточное увлажнение, сильная заболоченность;
  •  самая большая природная зона  -  тайга;
  •  территория, богатая  природными ресурсами, особенно топливно – энергетическими такими, как нефть и газ.

Тест «Западная Сибирь» (приложение).

Слайд№19 

Подведение итогов урока. Рефлексия (приложение).

Пояснения к домашнему заданию. Создать презентацию или видеоролик от турфирмы «Приглашаем в Сибирь!».

 Слайд№20
Учитель: Всем спасибо за  урок! До следующего путешествия!

PAGE   \* MERGEFORMAT 1




1. способность переносить нагрузки и неблагоприятные условия выполнять работу в течение длительного врем
2. Налоги следует отличать от сборов пошлин взимание которых носит не безвозмездный характер а является ус
3. тематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники Ц
4. Контрольная работа по дисциплине- Информационные системы учета Содержание контрольной работы Вопро
5. Лекция Семинар 1 Индоевропейцы.
6. лекция одеколонов которая не имела себе равных в Европе
7. 03.140401.зчн.плн. обучение Сист
8. Лабораторная работа 18 Программирование в MthCd
9. Эргономические основы безопасности жизнедеятельности
10. Теоретическая часть
11. Лабораторная работа ’45 Когерентные источники света.html
12. Возрождение Атлантиды Алисия ДэйВозрождение Атлантиды Лучшему редактору в мире Синди Х
13. Проектирование хронологического процесса сложения платы преобразователя влажности газа
14. карта Внешняя память дешевле внутренней создаваемой обычно на основе полупроводников
15. темах ТГУ Александрова А
16. Производственный травматизм. Влияние вибраций на организм человека
17. Лабораторная работа 2 Категория Колво DVD дисков на нача
18. тема тел ~ это совокупность тел которые взаимодействуют только между собой
19. Ад Маргинем 2005 Ленин и философия Прежде всего хочу поблагодарить Общество за оказанную мне честь
20. Лекция- Методы исследования биологических объектов с применением электромагнитных вол оптического диапазон