Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Отношения человека к окружающему его предметному миру подчеркивал А

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20

Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

ОБЩЕНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В отечественной психологии существуют богатые традиции изучения роли общения в детском развитии. Отношения человека к окружающему его предметному миру, подчеркивал А.Н.Леонтьев, всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу. Ребенок, по мнению А.Н.Леонтьева, не может жить и развиваться вне практического и речевого общения со взрослым. Первые, специфически человеческие предметные действия ребенка возникают в форме

совместных действий ребенка и взрослого.

Специфически человеческая предметная деятельность не может формироваться у ребенка сама собой. Общение в форме совместной деятельности, речевого общения или только мыслительного составляет необходимое и специфическое условие развития человека в обществе. В качестве ближайшей социальной среды человека А.Н. Леонтьев называет ту общественную группу, к которой он принадлежит и которая составляет круг его непосредственного общения. Для ребенка

дошкольного возраста круг интимного общения составляют родители и воспитатель. Своеобразны отношения детей этого возраста к воспитательнице, для ребенка необходимо ее внимание лично к нему, и он часто прибегает к ее посредству в своих отношениях со сверстниками.

Коммуникативная деятельность и личностное развитие

ребенка. Традиции исследования вопроса

в школе М.И. Лисиной

Все факторы, способствующие общению ребенка со взрослыми, исследователи рассматривают в

качестве сильнейшего стимулятора его психического развития, всякая искусственная изоляция от

взрослых является тормозом. Значение общения для человека обусловлено тем, что специфические для него виды психической и практической деятельности формируются у детей после рождения.

Они возникают и развиваются в течение жизни при условии усвоения их в общении с живыми

носителями общественно-исторического опыта человечества взрослыми людьми. В работах М.И.

Лисиной глубокому анализу подвергнут процесс общения на первых этапах развития контактов

детей с окружающими людьми.

Один из аспектов работы М.И. Лисиной — влияние контактов со взрослым на развитие у детей

деятельности общения. В исследованиях данного направления подчеркивается опережающая

инициатива взрослого в изменении коммуникативной деятельности детей.

Как было установлено, живой процесс общения является тем контекстом, в котором возникает,

складывается и развивается социальное поведение ребенка. Здесь он получает образец для

подражания — им служит поведение взрослого. Здесь он встречает подкрепление всех своих

попыток участвовать в общении — роль подкреплений играют те же коммуникативные действия

взрослого, но теперь уже свидетельствующие об одобрении им поведения ребенка, об

удовольствии, доставленном ребенком.

Систематическое взаимодействие с внимательным и доброжелательным взрослым повышает

интерес ребенка к этому человеку, внушает ему доверие и усиливает социальную инициативу. На

первом году жизни сдвиги в деятельности общения, вызванные воздействиями одного взрослого, легко распространяются и на других людей. Следующий аспект работ М.И. Лисиной — изучение влияния общения со взрослым на отношение

ребенка к другим людям. Результаты экспериментальных исследований позволили установить, что у детей формируется определенное отношение к взрослому в зависи-" мости от содержания того общения, которое он предлагал ребенку. Наиболее ярко значение этого фактора, как отмечает

М.И. Лисина, выступало у детей раннего возраста, предпочитающих совместную со взрослым игру всем остальным видам занятий (в процессе которых взрослый либо ласкал ребенка, либо разговаривал с ним).

Лишь соответствие содержания общения уровню развития социальной потребности детей

обусловливает возникновение «горячей привязанности к взрослому». При несоответствии

(опережении или отставании) программы общения от социальной потребности ребенка у детей

возникает избирательное отношение конфликтного характера.

Полученный материал позволил М.И. Лисиной сделать вывод о том, что общение со взрослым —

это «мощный фактор формирования у ребенка расположения к взрослому, привязанности и любви

к нему». Знание о существовании такой взаимозависимости имеет большое значение. Оно важно

теоретически, с точки зрения М.И. Лиси-

ной, так как свидетельствует о важности потребности ребенка в общении и установлении его взаимоотношений с окружающими людьми. Его же практическая ценность определяется тем, что у детей раннего возраста при низкой степени произвольности их поведения усвоение исходящих от взрослого сведений тесно связано с аффективным расположением к этому человеку. Усвоение

же опыта взрослых и составляет содержание психического развития детей.

Деятельность общения ребенка со взрослым, как показали исследования М. И. Лисиной, имеет

решающее значение и для развития речи, так как только взрослый навязывает детям задачу

овладения речью. Только в целях общения с ним ребенок принимает эту задачу и только с

помощью взрослого решает ее: ситуативное общение со взрослым в ходе совместной деятельности

способствует принятию задачи овладеть словом и ее решению с помощью взрослого.

При этом отмечается, что довербальные формы общения обусловливают «сроки возникновения и

темпы развития речи у детей». Насыщение опыта ребенка слышимой речью позволяет перестроить

детям предречевые вокализации и овладеть правильным произнесением слов.

Влияние общения М.И. Лисина подразделяет на специфическое и неспецифическое. Под

неспецифическим влиянием общения понимается то, что воздействия взрослого активизируют всю

деятельность ребенка, способствуя развитию сенсорных и двигательных основ речи.

Эмоциональный контакт со взрослым, установленный в рамках ситуативно-личностного общения,

оказывает неспецифическое влияние на речь, отмечает М.И. Лисина, активизируя познавательную

деятельность ребенка и общий уровень его бодрствования. Специфическое uc2ьf1влияние общения

состоит в создании условий, прямо благоприятствующих принятию задачи на овладение словом,

анализу речевого образца и его воспроизведению при коррекции взрослого.

Влияние общения со взрослым на формирование у детей избирательного отношения к его

воздействиям — еще один аспект, который исследует М.И. Лисина. Она проследила влияние

общения не только на социальное поведение ребенка, но и на иные области психики детей. Так,

М.И. Лисиной и ее учениками были установлены факты, имеющие чрезвычайное значение:

объектом избирательной восприимчивости и внимания детей становятся те параметры

социального воздействия взрослого, которые необходимы для функционирования коммуникаций

(интонация речи — для младенцев, фонемы родного языка — для дошкольников);

изменение жизненного значения несоциального раздражителя путем введения его в сферу

общения вызывает быстрый и устойчивый сдвиг в отношении к нему детей;

исключение социального раздражителя из сферы общения обусловливает резкое ослабление у

детей избирательного к нему отношения;

особенности общей жизнедеятельности ребенка на отдельных этапах детства, выражающиеся в его

преимущественной ориентировке в данный период на физический мир несоциальных объектов,

сказываются на избирательном отношении детей к разным объектам восприятия.

В понятие познавательной деятельности М.И. Лисина включает различные способы

ознакомительных и исследовательских действий, а также эмоциональные проявления,

сопровождающие познавательную деятельность ребенка. Влияние общения ребенка с взрослым на

познавательную активность объясняется тем, что взрослый поддерживает и поощряет инициативу

детей и способствует эмоциональной вовлеченности их в исследование окружающего мира.

Наличие благоприятного опыта взаимоотношений с одним или несколькими взрослыми повышает

интерес детей к окружающему миру, увеличивает разнообразие приемов его обследования и

активность детей в обнаружении проблемных пунктов в ситуации и настойчивость в решении

задач.

В поле внимания М.И. Лисиной было не только общение ребенка со взрослыми, но и общение

ребенка со сверстниками.

Л.Ф. Обухова и И.В. Шаповаленко, ссылаясь на работы М.И. Лисиной, Л.Н. Галигузовой, Т.И.

Горбатенко, Е.К. Вишневецкой, Р.И. Деревянко, прослеживают генезис потребности ребенка в

общении со сверстниками.

Дети от года до года и шести месяцев в отношении сверстников производили только

неспецифические действия. Эти действия напоминали действия ребенка с игрушками: бьет рукой,

тянет за волосы, тычет пальцем в ухо и др.

Дети от года шести месяцев до двух лет начинают обращать больше внимание на сверстников и

совершать по отношению к ним субъективные действия, обращаться с выразительными жестами,

эмоциями, вокализациями. Исследователи отмечают наличие в этот период субъективных

действий особого типа — действий, направленных только на сверстника. Эти действия

качественно отличались от действий, направленных на взрослого. В исследованиях М.И. Лисиной

и Л.Н. Галигузовой было замечено, что эти действия носили раскованный характер, были

неожиданны подчас для самого ребенка: дети нарочно опрокидывались, принимали вычурные

позы, издавали неожиданные звуки, швыряли игрушки, подушки
. Это сопровождалось бурным

выражением эмоций.

Из дневника матери

Игорьку два года. Лежим с ним в больнице, вдвоем в палате. Больница инфекционная. У нас ветрянка и контакт с корью.

Мы живем одни в боксе. Спим, едим, лечимся.

Как-то утром к нам принесли новую девочку. Совсем маленькую. И совершенно не похоже на то, что ей полтора года.

Это выяснилось позже. А мы думали, что она еще и не ходит: настолько хрупким созданием была. Родителей девочки

лишили родительских прав. И до того как отправить девочку в дом ребенка, ее положили в больницу, чтобы избавить от

недугов. У нее тоже была ветрянка. Мама приходит каждое утро. Заглядывает в окно. А девочка начинает плакать. Что

делать? Очень жаль и девочку и маму.

Но во всей этой истории меня поразил Игорек. Его поведение. Я его просто не узнала. Как только он обращал внимание

на девочку, его поведение резко менялось. Со мной он такой уравновешенный и спокойный. Серьезный. Слушает, что я

ему говорю. Выполняет то, о чем прошу. Но тут! Я чувствовала, что сейчас я не в силах что-либо изменить. Да

собственно и не хотела этого делать. Я видела радостное лицо моего малыша. Он кувыркался, раскачивался на сетчатом

матрасе. Громко хохотал. При этом рассказывал что-то веселое. Что? Я просто не помню, настолько поразило и

ошеломило меня его поведение. Мой ли это ребенок? Чего еще я о нем не знаю? Какие еще неожиданности ждут нас?

На протяжении третьего-четвертого года жизни ровесник остается для ребенка участником

совместной практической деятельности. Но индивидуальные характерологические черты его

остаются для ребенка невидимыми, отмечают Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко. В 4—5-летнем

возрасте сверстник — равное существо, с которым «можно себя сравнивать». Лишь к 5—7 годам

сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка, становится значимым лицом общения,

впервые обгоняя взрослого по большинству показателей общения.

Из дневника матери

Валентин очень тщательно готовился к поездке: сегодня они с папой привезут домой маму и маленького братика. В

голове он прокручивал имена, подыскивая подходящее для малыша, и подбирал игрушку, которую преподнесет братику

при первой встрече. «Большой оранжевый тигр должен подойти, — решил он, — а маленького назовем Алешей».

Сердце его радостно затрепетало, когда он увидел маленького-маленького плачущего человечка, ведь его появления он

так долго ждал. Сейчас его братишку наряжали в новые красивые распашонки, заворачивали в нарядные пеленочки,

укутывали в теплое одеяльце (ведь на улице зима). Как жаль, что ему нельзя ворваться в ту комнату, где все это

происходит. Мальчик тайком заглядывал в светлую комнату, шепотом звал маму, потому что сгорал от нетерпения. И

вот мама вынесла аккуратный сверток, перевязанный голубыми лентами. Валентину так хотелось взять на руки этот

сверток, заглянуть в личико малышу, прижаться. Теперь у него есть брат.

Алешу привезли домой. Положили на кровать, развернули. «Какой он худенький», — с грустью подумала мама. И вдруг

услышала рядом голос Валентина: «Мама, посмотри! Ручки такие красивенькие. Ножки такие красивенькие!»

Ее шестилетний первенец, мгновенно повзрослевший с появлением Алеши, с нежностью, огромной любовью и трепетом

прикасался к тельцу малыша.

А потом весь вечер мальчик показывал Алеше свои любимые книги и рассказывал то, что раньше слышал от мамы и

папы. Конечно, невдомек ему было, что пока его не слышат и не понимают. Но сама по себе эта форма поведения

старшего брата, огромный интерес и глубокие чувства симпатии детей друг к другу имеют великое значение для

формирования личности обоих мальчиков. Главное теперь для мамы и папы — сохранить это возникшее чувство.

Смыслы и способы человеческой деятельности

Работы М.И. Лисиной повлекли за собой ряд исследований в области специфики общения на

разных возрастных этапах. В них прослеживается влияние общения на развитие различных сторон

психики и поведения ребенка, а также установлены пути и механизмы, благодаря которым это

влияние осуществляется.

По мнению Е.О. Смирновой, «легкое и эффективное усвоение в детстве новой информации

связано с характерными особенностями общения ребенка и взрослого, с особой

чувствительностью детей к воздействиям взрослого». При этом отмечается, что взрослый

выступает для ребенка не только как носитель средств и способов деятельности, но и как живое

олицетворение тех мотивационных и смысловых уровней, которыми ребенок еще не владеет, но до

которых он может подняться с помощью взрослых.

Способ же передачи смысловых уровней, по Е.О. Смирновой, имеет свою специфику: здесь

невозможно прямое усвоение или подражание. Автор полагает, что в этой сфере действуют другие

механизмы (вовлечение, заражение, построение общего смыслового поля и т. д.)', которые

требуют не только «активности присвоения» со стороны ребенка, но и «активности отдачи» со

стороны взрослого, т. е. его субъективную включенность. Поэтому, считает Е.О. Смирнова, важна

не только «активность ребенка в этом процессе, но и характер, и содержание обращений

взрослого».

Вербальные и невербальные характеристики общения

Вербальные и невербальные характеристики, формы и содержание общения детей и взрослых —

предмет ряда исследований.

Характер общения взрослого и ребенка определяет эффективность дошкольного воспитания. В

связи с этим выделяют учебно-дисциплинарную и личностно-ориентированную модели общения.

Цель первой — вооружить детей знаниями, умениями и навыками. Способ общения —

наставления, разъяснения, запрет, требова-

ния, угрозы, нотации__________, наказания, окрик. Тактика — диктат и опека. Результат — взаимное

отчуждение взрослых и детей, преобладание реактивности над активностью, невротизация и

психопатизация детей, негативизм.

Цель второй — содействовать становлению ребенка как личности. Задачи здесь иные —

обеспечение чувства психологической защиты, доверия ребенка к миру, радости существования;

формирование начал личности, развитие индивидуальности ребенка. Тактика общения

воспитателя с ребенком — сотрудничество. Результат — преодолевается возможный эгоцентризм

ребенка, формируется коллектив, воображение и мышление детей, не скованные страхом перед

неудачей или насмешкой, дети раскрепощаются. Развиваются познавательные и творческие

способности.

И.К. Фридман исследует причины, по которым круг общения родителей с детьми в какой-то

момент может быть разорван. В работе исследуется чувствительность внутренних состояний

ребенка и его тела к невербальному поведению родителей.

Результаты этих исследований выходят за пределы чисто семейной проблематики и могут быть

полезны воспитателю в организации взаимодействия с детьми. Повышенная громкость голоса,

отмечает И.К. Фридман, заставляет сжиматься, вызывает напряжение всего тела. Резкое

прикосновение — и тело вздрагивает, сворачивается. Спокойное поглаживание расслабляет

ребенка. Обращение со строгой интонацией — и голова опускается, ссутуливаются плечи.

Ласковый голос — ребенок тянется к нему всем телом.

Ребенок — очень точное зеркало, пишет И.К. Фридман, в котором отражаются лица, взгляды,

интонации. В ребенке находят отражение родительская манера двигаться, гримасы лица,

интонация, звучание голоса. Строгие лица и голоса, окружающие ребенка, создают легко

возникающее виноватое лицо, окрики — замкнутость и напряженность. Улыбка, обращенная к

малышу, и ласковое звучание голоса приучают ребенка реагировать улыбкой на других людей.

Замечания, неожиданные прикосновения, перебивания оставляют после себя готовность к

раздражению, неорганизованность движений и речи.


Диплом на заказ


1. Особенности источников трудового права коллективных трудовых споров
2. на тему- Расчет и анализ идеального цикла ДВС со смешанным подводом теплоты
3. Остеопатия
4. Так говорил Заратустра Фридрих Ницше
5.  Устойчивость ~ сосредоточение человека на какомлибо одном объекте; 2
6. Конкурсное производств
7. медицинская экспертиза вещественных доказательств.html
8. Марракеш
9. При ней жил сын ее Семен не женатый еще.
10. Гиппий большой Платон дифференцирует сферу науки и худож творчества Ион анализ идеи красоты Горгий
11. і Основними наслідками глобалізації є міжнародний поділ праці міграція в масштабах усієї планети капіталу
12. медиа и искусство и политическая коммуникация
13. Курсовая работа- Печі для випалу повітряного будівельного вапна
14. Принципы гласности непосредственности и непрерывности судебного разбирательства
15. перводвижетель и природа движения Движение невозможно без преводвижетеля
16. тематичної формули
17. XV вв Периодизация истории русской культуры в основном совпадает с общеисторической периодизацией
18. Будь МоейМой бесценный бриллиант
19.  Определить группу крови
20. . молекулярный; 2