Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

НАЗАРОВА Елена Александровна кандидат социологических наук доцент Московского государственного со

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20


Русский Гуманитарный Интернет Университет

Библиотека

Учебной и научной литературы

WWW.I-U.RU

Назарова Е.А.

Особенности современных процессов миграции

(Социс. 2000. № 7. С. 106¾111)

НАЗАРОВА Елена Александровна ¾ кандидат социологических наук, доцент Московского государственного социального университета.

Вынужденная миграция ¾ совокупность территориальных перемещений, связанных с постоянным или временным изменением места жительства людей по независящим от них причинам, как правило, вопреки их желанию (стихийные бедствия, экологические катастрофы, военные действия, нарушение основных прав и свобод граждан). Понятие "беженцы" имеет устоявшееся определение в международном праве, а в российском законодательстве наряду с этим появилась категория "вынужденные переселенцы", к которой относят граждан Российской Федерации, вынужденных (или намеревающихся) покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства или на территории России вследствие совершенного в отношении них или членов их семей насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию в связи с обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека [1].

По официальным данным, с начала 90-х гг. из бывших союзных республик на территорию России прибыло более 5 млн. человек, но лишь 1,3 млн. были зарегистрированы как вынужденные переселенцы и беженцы и могли рассчитывать на содействие государственных органов в своем обустройстве в установленном законодательством порядке [2]. Переселение в столь значительных масштабах в сочетании с нерешенностью проблем жизнеобеспечения россиян достаточно негативно сказывается на социально-экономической и политической ситуации в стране [3].

Данная статья посвящена анализу некоторых новых черт и особенностей процесса вынужденной миграции на территории отдельных регионов Российской Федерации. Основой для нее послужили официальные статистические данные и материалы социологического исследования, проведенного по методике автора в 1996 г. Было опрошено около 200 учителей-гуманитариев русских школ из новых государств Центральной Азии, выступивших в качестве экспертов; цель опроса ¾ изучить миграционные настроения и стремления к возможному переезду и обустройству в России соотечественников из ближнего зарубежья. Использовались также результаты социологического исследования, проведенного при участии автора в 1997 г. в Оренбургской области (расчет квот осуществлен на основе данных о прибывших мигрантах за 1995¾1996 гг., объем выборочной совокупности ¾ 600 чел., генеральная совокупность ¾  9018 чел.) [4].

Приток мигрантов в Россию из постсоветских государств ¾ бывших республик СССР вызван рядом факторов, среди которых, как уже отмечалось, наиболее значимыми являются состояние межнациональных отношений в том или ином государстве и проводимая им политика в отношении русских и русскоязычных граждан, кризисная социально-экономическая ситуация, особенности ее проявления и воздействия на различные социальные и этнические слои населения, а также разработка и реализация государственной миграционной политики в России.

В последнее время наметилось заметное изменение центра тяжести в приеме вынужденных мигрантов, который сместился с юга России в Урало-Поволжский регион и Западную Сибирь. Новым центром притяжения переселенцев стали приграничные с Казахстаном регионы, среди которых лидирующее положение принадлежит Оренбургской области (занимает территорию 124 тыс. кв. км, включает 35 административно-территориальных единиц, из которых 14 граничат с Казахстаном; население области на 1 января 1997 года ¾ 2,225 млн. человек, свыше 100 национальностей, русские составляют более 80%).

Количество официально зарегистрированных вынужденных переселенцев и беженцев здесь составляет около 60 тыс. чел. Наибольший приток мигрантов отмечен в 1994 г., когда в область прибыло почти 16 тыс. человек. Затем поток вынужденных переселенцев пошел на убыль и в 1998 г. составил 5,5 тыс. чел. Необходимо отметить, что в Оренбургскую область, как и в Россию в целом, прибывает весьма перспективное в трудовом отношении население. Среди переселенцев, по сравнению с коренными жителями области, на 3¾7% меньше пенсионеров, зато на 5¾7% больше детей, т.е. потенциальной рабочей силы. Кроме того, у работоспособных мигрантов более высокий уровень образования, что могло бы позитивно отразиться на социально-экономическом развитии уже сегодня [5].

Несмотря на некоторое снижение миграционного притока, Оренбургская область в долгосрочном плане опережает другие традиционно притягательные для переселения регионы. Поэтому весьма интересно рассмотреть, каким образом основные тенденции и особенности миграционных процессов в России проявляются в этом, активно принимающем мигрантов регионе.

Первое. Практически все принимающие регионы России в большей или меньшей мере подвержены кризису, что препятствует успешному обустройству и социальной адаптации вынужденных переселенцев.

Характеризуя социально-экономические процессы, протекающие в Оренбургской области, можно отметить, что они в целом совпадают с общероссийскими: происходит падение уровня производства, при этом единственные отрасли народного хозяйства с относительно благополучной динамикой показателей ¾ сырьевые (нефтегазовый комплекс), но и они в последние 1,5-2 года стали испытывать определенные сложности. Несмотря на довольно высокий уровень приватизации собственности в промышленности и сфере обслуживания, эффективность работы этих отраслей по-прежнему мала; сохраняется низкий уровень денежных доходов населения, сдерживающий развитие внутреннего рынка товаров и услуг; развитие мелкого частного предпринимательства, пик которого прошел 2¾3 года назад, в настоящее время также не рассматривается специалистами в качестве существенного резерва занятости не только мигрантов, но и коренного населения. Скрытая безработица порождает довольно неблагоприятную ситуацию для вынужденных переселенцев и беженцев на рынке труда, поскольку их профессиональный состав близок к профессиональному составу местных кадров. Несмотря на достаточно развитое в недалеком прошлом сельское хозяйство Оренбуржья, область ныне не располагает возможностями для развития фермерства, в среде которого могла бы найти работу часть переселенцев. Это связано не столько со спецификой структуры сельского хозяйства, сколько с тем, что в настоящее время нет необходимых ресурсов для создания инфраструктуры по обслуживанию фермерства. Существуют проблемы и со сбытом сельскохозяйственной продукции ввиду трудностей развития внутренних рынков.

Эти факторы явились причиной того, что немалая часть вынужденных мигрантов не видит возможности обосноваться в Оренбургской области. По данным социологического опроса 1997 г. по теме "Беженцы в Оренбуржье (реалии и перспективы)", почти 40% из прибывших не планируют оставаться здесь на постоянное жительство, хотя из числа мигрантов, решившихся на дальнейший переезд, каждый пятый родился в этом регионе.

Второе. Наблюдается затягивание сроков обустройства и социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев, ухудшение их материального и социального положения, что способно воспроизводить и поддерживать на высоком уровне негативно-конфликтный потенциал в общественном сознании.

Свидетельством этого могут служить такие данные упомянутого выше исследования: свое материальное положение как бедственное оценивают 27% опрошенных переселенцев, а 66% испытывают серьезные материальные затруднения, когда денег хватает только на скромную жизнь. Наибольшие потери от переезда понесли работники здравоохранения, финансово-экономической сферы и лица, бывшие в ближнем зарубежье безработными. Негативно оценивают условия жизни и труда, по сравнению с теми, которые они имели на прежнем месте жительства, 46% опрошенных.

Несомненно, что консервация такой ситуации чревата социальным конфликтом. Следует учитывать, что среди видов помощи, в которой наиболее остро нуждаются мигранты, преобладают вполне "земные", а не оторванные от реальности фантазии или прихоти. На первом месте стабильно упоминается решение жилищной проблемы (63%), более того, вынужденные переселенцы и беженцы начисто лишены "рваческих" настроений: 25% из них считают, что помощь должна состоять в компенсации стоимости утраченного жилья, 22% ¾ в продаже им жилья в рассрочку, 16% ¾  в выделении льготных кредитов на строительство домов.

С реальными трудностями переселенцы сталкиваются и в такой сфере жизненных интересов, как трудоустройство, которое традиционно стоит на втором месте в иерархии ценностных ориентации. На сегодня 21% из них работают не по специальности, а 17% не имеют работы. Всего же по ранее приобретенной специальности трудятся менее половины квалифицированных работников здравоохранения, образования, финансово-экономической сферы, инженерных кадров.

Следует отметить довольно низкую оценку переселенцами деятельности областной миграционной службы, упускающей из сферы своего внимания перемещение мигрантов, учет их проблем, необходимость проведения разъяснения законодательства об их правах и статусе, критериях отнесения к беженцам и вынужденным переселенцам. Не случайно, называя причины неоформления статуса, многие респонденты отвечали, что, по их мнению, это не повлечет за собой никакого улучшения в условиях жизни (40%), что это сложная бюрократическая процедура (28%), что не знают, как это делать и куда обращаться (19%).

В немалой степени низкий авторитет областной миграционной службы объясняется неудовлетворительным организационно-техническим и финансовым обеспечением. Так, ее бюджет на 1996 г., и без того покрывающий лишь минимальные потребности, был профинансирован на 14%.

Поскольку такая картина характерна для всех без исключения принимающих регионов, это, в свою очередь, заставляет переселенцев брать инициативу в свои руки. В ряде регионов эффективно действуют созданные на базе объединений вынужденных переселенцев "общественные приемные" (по существу, более продуктивно дублирующие функции местных отделений ФМС), где зачастую и находят себе применение высококвалифицированные юристы, экономисты, психологи и другие специалисты из числа вынужденных мигрантов. Повседневная жизнь заставляет мигрантов объединять усилия, опыт и знания, а иногда и просто поделиться оптимизмом с теми, кто потерял всякую надежду.

Третье. Социально-экономические трудности в обустройстве вынужденных переселенцев, юридическая, экономическая, социальная непроработанность этих вопросов, негативное отношение определенной части жителей принимающих регионов к этой категории граждан увеличивают вероятность возрастания объема возвратной миграции переселенцев в прежние государства проживания.

Не выдерживая социально-экономической нестабильности ситуации, настороженного, а порой враждебного отношения к себе, своим детям, часть прибывших в область переселенцев (12% от общего числа опрошенных) высказывают пожелание сменить место жительства, причем каждый пятый из них даже не исключает возможности вернуться обратно в ту страну, из которой они прибыли. В масштабах одной Оренбургской области это еще сравнительно небольшое число ¾ 8,1 тыс. человек за 1997 г., но 40¾60% из них ¾ русские и русскоязычные граждане, вынужденные покидать негостеприимную Родину, возвращаясь в те места, откуда они были еще недавно "выжаты", а то и просто изгнаны. Зафиксированы случаи, когда русские семьи возвращались по этой причине даже в районы Таджикистана, охваченные войной.

Об остроте этой проблемы в известной мере могут свидетельствовать данные социологического исследования, проведенного автором среди экспертов-учителей русских школ из государств Центральной Азии. Как следует из приведенной таблицы, высоко оценивается вероятность возврата русских переселенцев респондентами из Киргизии и Узбекистана, гораздо ниже - из Туркмении и Казахстана. Эта возможность отрицается полностью экспертами из Таджикистана, что объясняется, на наш взгляд, непрекращающимся гражданским противостоянием среди коренной нации. В то же время практически во всех республиках русское и русскоязычное население наслышано о случаях массового возвращения его представителей, не сумевших обустроиться и адаптироваться в России. В этом вопросе следует отметить широкую дифференциацию данных опроса экспертов ¾  почти трое из четырех в Киргизии и Узбекистане, каждый третий в Казахстане, пятый в Таджикистане, десятый в Туркмении подтвердили свою информированность о таких случаях. Как видим, данные опроса свидетельствуют о достаточно высокой степени дезадаптации новых россиян, не нашедших приюта на своей Родине.

Четвертое. Пульсирующая миграционная активность русскоязычного населения стран Центральной Азии имеет тенденции к росту. Можно предположить, что наибольшее число вынужденных переселенцев и беженцев в обозримой перспективе по-прежнему будет прибывать в Россию из государств Центральной Азии. Этот прогноз без учета внутренней миграции на основе уже проявившихся тенденций иллюстрируют данные о том, что миграционный отток из Казахстана вырос с 0,2% в 1993 г. до 61,2% в 1998 г. в общем объеме мигрантов в России. Учитывая, что в этой республике сосредоточено более двух третей россиян, проживающих в Центрально-азиатском регионе, резко возросший миграционный поток может усугубить и без того напряженную социально-экономическую ситуацию в приграничных регионах Российской Федерации.

Так, сегодня особое беспокойство органов исполнительной и законодательной властей Оренбургской области вызывает тенденция к увеличению числа вынужденных переселенцев и беженцев из соседнего Казахстана. Динамику этого процесса характеризует постоянное увеличение удельного веса мигрантов из этой республики в общем объеме прибывших в область вынужденных переселенцев (1993 г. ¾  8,0%, 1998 г. ¾  65,52%).

Таблица I

Мнения респондентов о вероятности и объеме возвратной миграции россиян в государства

Центральной Азии (%)

Страны

Велика ли вероятность, что выехавшее из Центральной Азии

русское население затем вернется?

Известны ли Вам случаи, когда, не сумев обустроиться в России,

русские возвращались обратно?

положит.

отрицат.

положит.

отрицат.

Узбекистан   

24,3

62,2

73,0

24,0

Казахстан

2,3

90,9

29,6

59,1

Киргизия

35,0

65,0

75,0

25,0

Таджикистан

¾

90,0

20,0

80,0

Туркмения

4,2

95,8

8,3

91,7

В целом по массиву

12,3

80,8

41,8

53,4

В этой связи этнополитическая ситуация в Казахстане заслуживает более подробного анализа. По мнению специалистов, скачок в миграционных потоках произошел в 90-е годы, когда за шесть лет Казахстан покинули более 2 млн. человек. В 1994 г., например, по официальным данным, из Казахстана уехали свыше 480 тыс. человек, а в 1998 г. произошел еще более мощный всплеск миграции из этой страны.

Мы склонны разделять точку зрения аналитиков, считающих, что миграция из Казахстана не является добровольной. Ее причина видится в сочетании взаимодействия социально-экономических и политических факторов. Экономический кризис отбросил большинство населения за черту бедности (по официальным оценкам, ниже черты бедности живут 44% населения, на самом деле это ¾ 70¾80%); уровень безработицы, включая скрытую, по экспертным оценкам, составляет 10%, а в регионах с конверсионными предприятиями она достигает 16—18%.

Новую волну миграции в ближайшие годы может вызвать и уже вызывает принятый закон "О пенсионном обеспечении", который увеличил возраст для выхода на пенсию гражданам Казахстана (женщинам ¾ до 60 лет и мужчинам ¾ до 65 лет). Фактически этим актом предполагается за счет России, а также за счет людей предпенсионного возраста, не желающих доживать в Казахстане до 65 лет, чтобы получить потом скудную пенсию, и сейчас уже в 55¾57 лет покидающих это государство, сократить расходы на содержание ветеранов, которые вложили свой труд в экономику этого государства. По некоторым расчетам демографов, в случае продолжения подобной политики, удельный вес казахов с 44,3% в 1995 г. достигнет 60% в 2000 г., а в 2015 г. ¾  80% [6].

Пятое. Усиливается приток в исконно русские регионы России лиц других национальностей, прежде не характерных для этих местностей, что существенно влияет на этно-политическую ситуацию. Рассмотрим это на примере Оренбургской области, хотя аналогичные факты отмечены практически во всех принимающих регионах страны.

Как свидетельствует анализ, таджики, составившие всего 0,5% от общего числа принятых областью мигрантов, едут зачастую целыми "кланами", бывшими во время войны в оппозиции к той или иной противоборствующей стороне. Селиться они предпочитают компактно ¾ с 1994 г. в совхозе "Целинный" Ясненского района, например, проживают 70 таджиков, в Дамбровском районе ¾ 50. А новые компактные поселения представителей национальностей, нетрадиционных для данного региона, как показывает практика, в большей мере способны обострить этнокультурные противоречия. Порой приезжие, особенно выходцы из закавказских республик, не настроены на соблюдение общественного порядка, уставов населенных пунктов. По этой причине, к примеру, в Подольском сельсовете Красногвардейского района восьми семьям вынужденных мигрантов было настоятельно предложено выехать на другое место жительства.

Таблица 2

Национальный состав беженцев и вынужденных переселенцев, прибывших в Оренбургскую область в 1992¾1996 гг.

Национальность

Количество человек

Процентное соотношение

Русские

38015

66,4

Татары

6739

11,8

Украинцы

3565

6,2

Армяне

2303

4,0

Башкиры

889

1,6

Мордва

747

1,3

Казахи

678

1,2

Азербайджанцы

541

0,9

Немцы

533

0.9

Другие

3273

5,7

В целом для области неприязненное отношение населения к представителям нетрадиционных для Оренбуржья национальностей становится серьезной этносоциальной проблемой. По данным социологических опросов, наибольшая неприязнь отмечена к чеченцам (24,6%) и выходцам из закавказских республик (12,8%). 38% опрошенных отметили, что в их отношении к беженцам играет роль такой фактор, как национальная принадлежность.

В итоге необходимо отметить, что приграничным регионам, являющимся по существу "фильтрами" миграционных потоков из ближнего зарубежья, свойственны все основные особенности, наметившиеся в развитии общероссийских процессов вынужденной миграции, причем проявляются они в наиболее острой и болезненной форме, что, в свою очередь, требует конкретного подхода к изучению и решению проблем вынужденной миграции в них.

Исследование свидетельствует, что во всей работе по приему, обустройству и социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев из стран ближнего зарубежья на территории Российской Федерации преобладает формально-механический подход, ориентация на какого-то "усредненного" переселенца. К сожалению, совершенно не учитываются и даже не берутся в расчет наработки ученых-антропологов о существовании вполне конкретной "культурной дистанции" даже среди жителей разных регионов одной страны и методах ее регулирования [8]. Видимо, федеральную миграционную программу, аналогичные документы] на более отдаленную перспективу следует дополнить соответствующими разделами, в которых целесообразно сформулировать блок комплексных мероприятий по учету фактора социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев.




1. Социосфера Кафедра иностранных языков факультета государственного управления Московского госуда
2. Блоки. Два блочных элемента не могут располагаться в одной строке а два строчных соответственно могут
3.  Расставьте ударения в следующих словах- туфля повторена красивее о скольких ожил обоим магазин
4. разному Однако все приготовления к празднику сам праздник и воспоминания о нем у всех людей вызывают яркие
5. Примат и соборность в православном понимании.html
6. тема статистических показателей характеризующих участие стран в мирохозяйственных связях; показатели стру
7. тема ізольована або момент зовнішніх сил дорівнює нулю- то момент імпульсу системи
8. блок электронного зажигания с триггером Шмита предназначен для автомобилей оснащёнными транзисторными к
9. Дипломная работа- Екологічне землеробство
10. темах волокнокраспределительнойкоробке FTTC хвост VDSL может иметь длину до 500 м а скорость передачи пре
11. реферату- Канада. Економікогеографічна характеристикаРозділ- Географія Канада
12. серединные культуры Современные школы и концепции культурологии концепции локальных цивилизаци
13. Она производится на длительный период с возможным возвращением людей в места прежнего проживания
14. И.СОЛОВЬЕВ политология ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Рекомендовано Министер
15. Понятие вектора
16. Финансы и кредит СанктПетербург 2007 Учебнометодический комплекс реко
17. Тема 10 МЕЛКИЕ ХОЛОДИЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ 10
18. тема правовых норм регулирующих семейные отношения т
19. ЧУДЕСА ПОД НОВЫЙ ГОД Картина первая Современная деревенская изба
20. 071977 в-з С