Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Тема 5. Финансовая система Различные подходы у определению понятия финансовая система Сферы и звен.html

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-01-17


Тема 5. Финансовая система

  1. Различные подходы у определению понятия «финансовая система»
  2.  Сферы и звенья финансовой системы
  3.  Особенности и порядок функционирования сфер и звеньев российской финансовой системы
  4. Взаимосвязь сфер  и  звеньев финансовой системы
  5.  Различные подходы у определению понятия «финансовая система»

В зарубежной литературе финансовая система определяется как совокупность рынков и инструментов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками.

Данное определение отражает институционально-рыночную сторону финансов, но не их сущность как совокупность денежных отношений по поводу формирования и использования денежных фондов.

Отечественные специалисты при трактовке понятия «финансовая система» исходят из содержания финансов как экономической категории, но определяют ее по-разному.

Различные трактовки понятия «финансовая система» отечественных ученых:

Проф. С.И. Лушин, проф. В.А. Слепов: «Под финансовой системой в узком смысле слова, т. е. исключая кредитные отношения, деятельность других финансовых посредников и фондовый рынок, принято понимать совокупность финансовых отношений, охватывающих формирование и использование первичных, производных и конечных денежных доходов».

Данное определение отражает содержание финансов, но не финансовой системы как совокупности взаимосвязанных элементов.

Проф. Л.А. Дробозина: «Финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий».

Приведенная трактовка слишком узка, поскольку отражает многообразие только форм и методов, но не уровней и задач финансовой системы.

Проф. А.М. Ковалева: Фин.система – «совокупность различных сфер (звеньев) финансовых  отношений, каждая из которых характеризуется  особенностями в формировании и использовании денежных  фондов и играет различную роль в общественном  производстве». Аналогичное мнение проф. М.В. Романовский, проф. Г.Н. Белоглазова: «Под системой финансов понимается совокупность  различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные  денежные фонды (доходы)».

Проф. Д.Г. Черник, проф. А.З. Дадашев определяют финансовую систему двояко:

  1. как совокупность финансовых ресурсов предприятий и организаций (децентрализованных фондов денежных средств) и финансовых ресурсов государства (централизованных фондов денежных средств);
  2. как совокупность государственных финансовых органов и учреждений.

Проф. В.В. Ковалев: Рассматривает финансовую систему «как форму организации денежных отношений между всеми субъектами производственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта». В данном определении отсутствует необходимая множественность элементов любой системы, в том числе и финансовой.

Проф. Г.Б. Поляк объединил два подхода к финансовой системе– как совокупности финансовых отношений и как совокупности их форм и методов: «финансовая система представляет совокупность различных финансовых отношений,  в процессе которых разными методами и   формами распределяются и используются фонды  денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства».

Проф. А.И. Балабанов, проф. И.Т. Балабанов пытаются синтезировать зарубежный и отечественный подходы к определению финансовой системы:  «Финансовую систему можно рассматривать с позиций ее функций или институтов.  Финансовая система государства – это совокупность денежных отношений,  функционирующих в государстве». Это функциональная точка зрения. С институциональной же точки зрения финансовая система представляет собой совокупность финансовых учреждений (банков, бирж и т.п.)».

Проф. А.Г. Грязнова, проф. Е.В. Маркина: «Финансовая система – совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений»

Большинство отечественных авторов, трактуя финансовую систему как совокупность сфер (звеньев), не всегда четко проводят разницу между данными понятиями. Однако неоднозначно задается и набор сфер (звеньев).

Проф. С.И. Лушин,

проф. В.А. Слепов

«С точки зрения структуры финансовую систему можно рассматривать как совокупность сфер, звеньев, опосредующих формирование и использование доходов, а также как систему финансовых учреждений». Сферы включают финансы «властных структур» и «самодеятельных субъектов экономической сферы».

     К финансам властных структур отнесены государственные (федеральные и региональные) и муниципальные финансы. Звенья государственной финансовой системы каждого уровня представлены бюджетом, внебюджетными фондами, кредитами и финансами предприятий соответствующего уровня подчиненности.

Проф. А.З. Дадашев, проф. Д.Г. Черник

Дифференцируя внутри финансовой системы финансы хозяйствующих субъектов, государственные и муниципальные финансы и финансы населения (домашних хозяйств), выделяют как звенья государственных и муниципальных финансов бюджетный фонд и внебюджетные фонды.

Проф.

А.М.Ковалева

В составе финансовой системы выделяет две подсистемы: «общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

проф. А.М. Ковалева совершенно справедливо полагает, что

«разграничения финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования денежных средств.

Проф. В.В. Ковалев

Выделяет не только сферы и звенья, но и подсистемы финансовой системы: в зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансовые домохозяйств).

Точка зрения проф. Б.М. Сабанти существенно отличается от позиций, рассмотренных выше:

«Необходимость выделения отдельных звеньев финансов вызывается различиями в формах и методах образования фондов для нужд государства и их использования. На отдельных этапах общественно-производственного развития государства количество звеньев финансов может быть различным.

Сегодня в России можно выделить четыре звена финансов:

  1. государственные финансы;
  2. государственный кредит;
  3. финансы государственных предприятий;
  4. специальные фонды.

Можно сделать вывод, что представители различных финансовых школ неоднозначно трактуют состав звеньев и сфер государственной финансовой системы. Все специалисты отмечают наличие бюджетов и внебюджетных фондов, более половины из них указывают на государственный кредит как звено системы, менее половины – на финансы государственных предприятий.

2. Сферы и звенья финансовой системы

Наличие представленных сфер в составе финансовой системы объективно обусловлено, так как в любом обществе есть субъекты хозяйствования, обеспечивающие рынок товарами и услугами, и любому государству нужны финансовые ресурсы для осуществления своих функций.

Каждая сфера финансовой системы в свою очередь также имеет структурные элементы и подразделяется на звенья.

Сфера финансов субъектов хозяйствования, в состав которой включены следующие звенья:

  1. финансы коммерческих организаций;
  2. финансы некоммерческих организаций;
  3. финансы индивидуальных предпринимателей.

Финансы субъектов хозяйствования выступают исходной сферой финансовой системы, так как сфере происходит формирование первичных финансовых ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. При  всем своем многообразии финансы субъектов хозяйствования обеспечивают  процесс производства товаров и оказания услуг, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного назначения.

Группировка финансовых отношений внутри сферы финансов субъектов хозяйствования
осуществляется: в зависимости от характера деятельности субъекта, который оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов, порядок использования средств. Например, коммерческие организации в качестве основной  цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли.

Помимо, коммерческих организаций, в звене финансовой системе функционируют
некоммерческие организации

Некоммерческие организации необходимы для нормального  функционирования общества для удовлетворения потребностей населения в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других благах обществу. Некоммерческие организации не преследуют в качестве основной цели получение прибыли. Полученную прибыль данные организации распределяют между участниками. Финансовые ресурсы им необходимы для осуществления уставной деятельности, что оказывает влияние и на состав финансовых отношений, участниками которых они являются

Следующим составляющим сферы субъектов хозяйствования являются индивидуальные предприниматели.

Индивидуальными предпринимателями являются граждане –  участники товарного производства, занимающиеся предпринимательской деятельность без образования юридического лица.

Сфера государственных и муниципальных финансов, в состав которой включены следующие звенья:

  1. бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  2. внебюджетные фонды.

Посредством сферы государственных и  муниципальных финансов образуются финансовые ресурсы у органов  государственной власти, местного самоуправления и внебюджетных фондов.

Финансовые отношения внутри данной сферы обладают возможностью оказывать влияние на все остальные сферы и звенья финансовой системы, а также воздействовать на объем и структуру общественного производства, осуществлять регулирование отраслевых и территориальных пропорций.

Важно!!! Органы государственной власти и местного самоуправления не могут существовать без формирования и использования соответствующих бюджетов, внебюджетных фондов.

Звенья сферы

государственных финансов

 

БЮДЖЕТЫ

органов государственной власти и

местного самоуправления

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Аккумулируют финансовые

ресурсы для финансирования

возложенных на эти органы функций.

При этом бюджеты всегда имеют

многоцелевое назначение

В некоторых странах в распоряжении

органов власти имеются финансовые фонды, узкоцелевые,

используемые в качестве дополнительного

источника финансирования тех или иных расходов.

Такие фонды образуются вне бюджетов и называются

Внебюджетными фондами создаются они, как правило,

для финансирования отдельных расходов

— соц. защиты граждан, эконом-х и экологич-х мер-тий

Финансы домашних хозяйств

Домашнее хозяйство — это группа лиц (за исключением домашних хозяйств, состоящих из одного лица), совместно принимающих экономические решения.

Финансы домашних хозяйств функционируют посредством денежных доходов и расходов.

3. Особенности и порядок функционирования сфер и звеньев российской финансовой системы

Рассмотрим порядок функционирования звеньев сферы финансов субъектов хозяйствования, к которой относятся:

  1. финансы коммерческих организаций;
  2. финансы некоммерческих организаций;
  3. финансы индивидуальных предпринимателей.

Субъекты хозяйствования образуются и действуют в определенных организационно-правовых формах, закрепленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Коммерческие организации - это организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Организационно-правовые формы коммерческих организаций также оказывают влияние на организацию финансов, а именно, например:

  1. на порядок формирования и использования финансовых ресурсов;
  2. на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств;
  3. на право использования заемных средств и т.п.

А также,

  1. порядок формирования уставного капитала,
  2. на распределение прибыли между участниками,
  3. на степень финансовой ответственности перед другими субъектами.

В соответствии с организационно-правовой формой в составе финансов коммерческих организаций выделяются:

  1. финансы обществ с ограниченной ответственностью;
  2. финансы акционерных обществ (открытых и закрытых);
  3. финансы хозяйственных товариществ;
  4. финансы производственных кооперативов;
  5. финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Особое место среди них занимают финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий, так как финансовые ресурсы унитарных предприятий находятся в государственной и муниципальной собственности, при этом унитарное предприятие распоряжается ими лишь на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Следует отметить, что финансы унитарных предприятий находятся в государственной или муниципальной собственности, но, они не входят в состав сферы государственных и муниципальных финансов, так как финансовые отношения этих организаций аналогичны финансовым отношениям других коммерческих организаций.

Кроме того, при создании таких организаций происходит определенное имущественное обособление передаваемых им финансовых ресурсов; предполагающее не только организационное выделение соответствующих денежных средств, но и признание принадлежности передаваемых средств конкретной организации с наделением данной организации совокупностью прав и обязанностей по их управлению.

Некоммерческие организации - это организации , не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В соответствии с организационно-правовой формой в составе финансов некоммерческих организаций выделяются:

  1. финансы учреждений (в том числе и бюджетных учреждений);
  2. финансы потребительских кооперативов;
  3. финансы общественных и религиозных организаций (объединений);
  4. финансы фондов.

Отдельное место в звене финансов некоммерческих организаций занимают финансы бюджетных учреждений:

  1. именно бюджетные учреждения обеспечивают население необходимыми социальными услугами в сфере образования, здравоохранения и т.п.
  2. функционирования финансов бюджетных учреждений обусловлена тем, что одним из основных источников их финансовых ресурсов являются бюджетные средства, в связи с чем, обусловлена тесная взаимосвязь финансов бюджетных учреждений со сферой государственных и муниципальных финансов;
  3. механизм функционирования их финансовых ресурсов дополнительно регламентируется бюджетным законодательством (а именно, Бюджетным кодексом РФ).

Следует отметить, что  финансы бюджетных учреждений входят в состав финансов субъектов хозяйствования, так как при их создании и функционировании (по аналогии с унитарными предприятиями) происходит обособление имущества и финансовых ресурсов, а также наделение бюджетного учреждения правом распоряжения этим имуществом (т.е. правом оперативного управления).

Индивидуальные предприниматели

Как звено финансовой системы появилось с началом рыночных преобразований в Российской Федерации, когда у граждан появилось право заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Индивидуальными предпринимателями могут выступать юристы, врачи, детективы, фермеры, а также граждане, осуществляющие свою деятельность в сфере розничной торговли, и т.д. Их финансовые отношения специфичны, так как в хозяйственный оборот предпринимателей вовлекаются их личные доходы и накопления, и наоборот, предпринимательский доход может использоваться не только на ведение и расширение дела, но и на личное потребление.

Рассмотрим порядок функционирования звеньев сферы государственных и муниципальных финансов, к которой относятся:

  1. бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления;
  2. внебюджетные фонды.

В составе сферы государственных и муниципальных финансов Российской Федерации можно выделить следующие организационные формы бюджетов, которые соответствуют уровню
власти либо местного самоуправления:

  1. федеральный бюджет;
  2. бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты);
  3. местные бюджеты.

Федеральный бюджет - является основным инструментом перераспределения валового внутреннего продукта, созданного в масштабах государства. На федеральном уровне происходит формирование основных направлений бюджетной политики в стране, а также определяются основные принципы построения межбюджетных отношений.

Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты)

  1. республиканские бюджеты республик в составе России;
  2. краевые бюджеты;
  3. областные бюджеты;
  4. областной бюджет автономной области;
  5. окружные бюджеты;
  6. автономных округов;
  7. городские бюджеты городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

В настоящее время в результате объединения ряда субъектов РФ общее количество бюджетов субъектов Федерации составляет 83.

Местные бюджеты

В настоящее время в Российской Федерации функционирует два звена местных бюджетов.  

первое звено:

  1. бюджеты муниципальных районов;
  2. бюджеты городских округов;
  3. бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

второе звено: бюджеты городских и сельских поселений.

Внебюджетные фонды

Переход к рыночным отношениям привел к появлению нового звена финансовой системы — внебюджетных фондов.

Следует отметить, из истории, что в финансовой системе бывшего Советского Союза, куда входила и Россия (бывшая РСФСР), не существовало внебюджетных фондов как самостоятельного звена государственных финансов. Бюджет государственного социального страхования, который формировался с 1938 г., входил в состав Государственного бюджета СССР.

В 1990-х гг. в условиях возрастающих социальных рисков, а также в соответствии с требованиями международного права, средства государственного социального страхования были выделены из состава бюджетной системы.

В результате этого, были созданы:

  1. Пенсионный фонд Российской Федерации,
  2. Фонд социального страхования Российской Федерации,
  3. Фонды обязательного медицинского страхования
  4. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (который был упразднен в 2001 г.)

В 1990-х гг. было создано множество внебюджетных фондов экономического назначения на всех уровнях управления, появились дорожные фонды, экологические фонды, фонды финансирования жилищного строительства и т. п.

Однако введенный в действие Бюджетный кодекс РФ внес существенные изменения, касающиеся состава внебюджетных фондов, механизма их формирования и использования.

В настоящее время в России функционируют только

  1. Пенсионный фонд РФ;
  2. Фонд социального страхования РФ;
  3. - Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Средства этих фондов используются в качестве дополнительного источника финансирования социального обеспечения населения.

Пенсионный фонд РФ - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, является основной материальной базой пенсионного обеспечения.

Также пенсионный фонд является  самым крупным из всех государственных внебюджетных фондов. Его важное место в составе финансовой системы Российской Федерации объясняется  социальной значимостью (в России около 35 млн пенсионеров) и большим объемом мобилизуемых в нем финансовых ресурсов.

Фонд социального страхования РФ является вторым среди внебюджетных фондов по объему  перераспределяемых финансовых ресурсов. Предназначен для осуществления государственных гарантий по социальному обеспечению граждан в случае временной нетрудоспособности при болезни, инвалидности, рождения и воспитания детей и др.

Фонды обязательного медицинского страхования обеспечивают гражданам РФ возможность бесплатного получения некоторых видов медицинской помощи.

В частности, в гарантированный объем бесплатных медицинских услуг включаются:

  1. амбулаторно-поликлиническая помощь;
  2. скорая медицинская помощь; лечение острых заболеваний;
  3. услуги по обслуживанию беременности и родов
  4. и т.п.

Бюджетный кодекс РФ. Является одним из основных правовых актов, регламентирующих функционирование государственных внебюджетных фондов в РФ. Устанавливает:

  1. общие вопросы функционирования государственных внебюджетных фондов;
  2. порядок кассового обслуживания и контроля за их средствами и т.д.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

4. Взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы

Рассмотренные выше сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны.

Так, например, Финансы субъектов хозяйствования постоянно взаимодействуют с государственными и муниципальными финансами  при:

  1. уплате налогов и страховых платежей в бюджеты и бюджеты внебюджетных фондов;
  2. при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования их деятельности и т.п.

Внутри сферы финансов субъектов хозяйствования между организациями существуют взаимосвязи при: осуществлении финансовых операций, к которым относятся, например, уплата штрафов, иных санкций, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие в распределении прибыли, получение дивидендов и т. п.

Государственные и муниципальные финансы как сфера финансовой системы также характеризуются тесным взаимодействием их структурных звеньев между собой, а также со сферой финансов субъектов хозяйствования.

Например, внутри сферы государственных и муниципальных финансов возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов.

Также бюджеты взаимодействуют с внебюджетными фондами, например, при передаче средств из бюджета в бюджеты внебюджетных фондов на некоторые целевые расходы, или при использовании остатков средств бюджетов внебюджетных фондов на покупку государственных ценных бумаг.

Существует тесная связь звена бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления с финансами бюджетных учреждений, поскольку финансовые ресурсы бюджетных учреждений формируются в основном за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ.

Внебюджетные фонды как часть сферы государственных и муниципальных финансов страны
имеют взаимосвязи:
1. с финансами субъектов хозяйствования:
-  при уплате организациями и индивидуальными предпринимателями страховых взносов, налогов и других платежей;  
- при получении субъектами хозяйствования сумм на определенные виды расходов.
2. с бюджетом:
- при получении ассигнований на некоторые целевые расходы;
- при использовании средств фондов при наличии активного сальдо для покрытия бюджетного дефицита.
3.  с другими внебюджетными фондами — при передаче некоторых средств одним фондом
другому.




1. Механизмы переноса субстанций
2. Сферы общественной жизни
3. правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг
4. Лабораторная работа ЦИФРОВОЙ МУЛЬТИМЕТР Задание 1
5. Статья- Ангурия
6. 2013 Комиссия в составе Производитель работ Загузин Александр Леонидович Производител
7. Генетический аппарат человека
8. Нормы и особенности транспортного права
9. Социосфера Институт развития образования Ивановской области Ивановский государственный химикоте
10. Решение задач по управленческому учету
11. Тема 44 Держава і право Англії нового часу План лекції 1
12. Лабораторная работа 4 Вынужденные колебания линейного осциллятора Методические рекомендации Цели ра
13. на тему- Особенности самодеятельного туризма СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ
14. тематические вычисления в тысячу раз вернее чем человек
15. рефератов для студентов
16. 140 Конституції України місцеве самоврядування е правом територіальної громади жителів села чи добровіль
17. тематизировать и расширять знания студентов и аспирантов по основным грамматическим темам необходимым для
18. Если вы видите что собеседник непреклонен в своем заблуждении то ловко переведите разговор на другой предм
19. Вся деятельность ребенка в процессе физического воспитания находится в зависимости от высшей нервной.html
20. Тематика рефератов по курсу История Цивилизация и культура- теория культурноисторических типов Н