Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Тем не менее послевоенная японская экономика отличается от американской и западноевропейской значительно

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20


Государственное регулирование экономики в Японии

По масштабам национального достояния, находящегося в распоряжении государства, Япония заметно отстает от большинства индустриально развитых стран. Тем не менее послевоенная японская экономика отличается от американской и западноевропейской значительно более высокой степенью государственного участия и вмешательства в экономику, что было особенно ощутимо в первые послевоенные 15–20 лет.

Государственное регулирование экономики в Японии выступает в виде комплекса законодательных, административных, экономических действий правительства, нацеленных на гармоничное развитие национальной экономики и объединенных единой четкой политикой.

Непосредственной задачей государственной экономической политики в Японии является создание для местных предприятий максимально выгодных условий, способствующих интеграции этих предприятий в международную систему разделения труда.

Одной из главных функций японского государства на протяжении всего послевоенного периода были и остаются сегодня составление программ экономического развития, то есть выработка общих направлений развития экономики страны на перспективу (5–10 лет), и последующая реализация этих программ в реальной экономической политике. Из всех стран с рыночной экономикой за исключением, может быть, Франции лишь Япония прибегает к такому программированию экономического развития. Чаще всего принимаются пятилетние планы.

В последней экономической программе, рассчитанной до 2000 г., делается акцент на развитии внутреннего спроса и соответственно снижении зависимости экономики от экспорта, на расширении импорта (особенно готовых промышленных товаров и полуфабрикатов), стимулировании зарубежных инвестиций, увеличении экономической помощи, решении проблемы задолженности развивающихся государств и т.д.

Экономическое программирование в Японии характеризуется рядом особенностей. Главная из них состоит в том, что официальные программы носят не директивный, а рекомендательный характер.

Экономическое программирование в Японии характеризуются рядом особенностей. Программы определяют не только конкретные цели экономического развития на данный период, но и необходимые для их достижения политические мероприятия, а также общенациональные политические ориентиры, импонирующие народу, такие как «удвоение национального дохода», «защита окружающей среды», «либерализация импорта» и т.д.

При разработке общей программы учитываются также сопутствующие проблемы, которые в свою очередь, требуют решения, и предусматривается создание соответствующих предпосылок для этого. Например, планирование контрольных цифр темпов роста дополняется расчетами вариантов роста цен, платежного баланса, численности рабочей силы и др.

Важной особенностью практики составления программ экономического развития в Японии является максимально широкое привлечение к их созданию и обсуждению представителей самых разных организаций и объединений, тем самым обеспечивается возможность участия населения в решении экономических общенациональных задач.

Для разработки экономических программ создаются специальные консультативные советы различного уровня. Это крупные координирующие организации, куда входят государственные чиновники, ученые, представители деловых кругов, профсоюзов, союзов потребителей, средств массовой информации. Такие советы регулярно в течение года проводят общие встречи и совещания, в которых участвуют обычно более 100 человек. Принимаемое в ходе обсуждения решение в конечном итоге отражает мнение народа.

Со стороны государства за разработку экономических общенациональных программ отвечает Управление экономического планирования (УЭП).

В известном смысле планы позволяют сдерживать или контролировать элементы анархии, сопровождающие рыночную экономику. Общегосударственные программы выступают при этом в качестве гарантов стабильности макроэкономических условий, что позволяет каждому предприятию строить программы своего развития как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Принятые программы национального экономического развития оказывают определенное регламентирующее воздействие на правительственные организации и парламент страны, в частности, при формировании годовых государственных бюджетов учитываются контрольные плановые показатели этих программ.

Программы отдельных министерств и ведомств, например, пятилетние планы дорожного или жилищного строительства и другие, разрабатываются на основе соответствующих подразделов действующей государственной программы.

Большую роль в успешном функционировании плановых начал в японской экономике играет специфика ее организационного компонента. Дело в том, что экономике Японии свойственна некоторая «заорганизованность». Практически все частные предприятия — от самых крупных до мельчайших — объединены в различные ассоциации, федерации, союзы, кооперативы и другие виды организаций по отраслевому, товарному или функциональному признаку (ассоциации производителей автомобилей, электроники, федерация черной металлургии, ассоциация импортеров леса, сельскохозяйственные кооперативы и т.д.) Между такими коллегиональными органами и правительством существует двусторонняя связь. От ассоциаций в «центр» идут пожелания их членов, а обратно из центра следуют рекомендации правительства для членов ассоциации по реализации избранной страной «основной линии» экономического развития, причем явное нарушение этих рекомендаций не принято.

Одним из действенных средств государственной экономической политики является выбор отраслевых приоритетов.

Система отраслевых приоритетов применялась особенно активно и эффективно в 50–60е годы. Правительство определяло важнейшие отрасли хозяйства, в отношении которых создавались стимулирующие, благоприятствующие условия для их опережающего развития. В 50е годы это были металлургия, угледобыча, судоходство, электроэнергетика, производство синтетических волокон, химических удобрений и др. В сотрудничестве с деловыми кругами правительство определяло цели и средства стимулирования через механизм налоговых льгот и финансирования из государственных источников, а именно, инвестиции и кредиты, которые покрывались за счет вкладов населения в системе почтовосберегательных учреждений, а также свободной части фондов национальной пенсионной системы. Аккумулированные средства направлялись непосредственно различным государственным и общественным корпорациям на цели инвестирования. Частные сектор финансировался через такие организации и кредитные органы, как Корпорация по финансированию жилищного строительства, Японский банк развития, Экспортноимпортный банк Японии (ЭИБ), Корпорация финансирования мелких и средний предприятий и др. В первые послевоенные годы государственное финансирование и кредиты явились важнейшей опорой промышленной политики.

В период со второй половины 50х и в 60е годы в число приоритетных и перспективных отраслей входили производство синтетических волокон, нефтехимия, общее машиностроение, электронная промышленность. Помимо финансовой помощи правительство прибегало к таким стимулирующим мерам в отношении этих отраслей, как поддержка образования картелей с целью предотвращения излишней конкуренции. Вмешательство государства выражалось в контролировании и координации инвестиционных программ в металлургии, нефтехимии, нефтепереработке, целлюлозно-бумажной промышленности и ряде других. Причем такой контроль осуществлялся не в прямой директивной форме, а в виде так называемого «административного регулирования». Выработке конкретных рекомендаций правительства предшествовали согласительные совещания представителей правительства и деловых кругов соответствующей отрасли.

После того, как многие отрасли японской промышленности поднялись на уровень международной конкурентоспособности, общее развитие экономики достигло достаточно высоких темпов (60-е годы), была создана надежная система обеспечения и доставки в Японию основных видов энергоносителей и сырья и окрепла валютная система Японии, масштабы прямого вмешательства государства в деятельность японских корпораций постепенно сокращались.

В последующие годы (1975, 1980, 1990) Совет по промышленной структуре публиковал свое «видение» предстоящей перспективы, причем акцент в этих прогнозах делался на развитии отраслей «высокой технологии» (интегральные схемы, компьютеры, промышленные роботы, продукция тонкой химии, станки с числовым программным управлением, обработка информации и др.). В этот период значительной оставалась государственная поддержка новых отраслей и производств. Помощь государства выражалась в виде прямой поддержки (финансирование общенациональных научных проектов, представление льготного налогового режима в отношении рисковых проектов, установление ускоренного режима амортизации лабораторного и промышленного оборудования и т.д.), и в виде косвенного стимулирования.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Общие принципы предпринимательской деятельности закреплены в конституции Японии. Статья 22я Основного закона страны гарантирует свободу занятий. Этот принцип интерпретируется и как свобода предпринимательской деятельности. Однако эта свобода может быть ограничена в интересах «общего благосостояния», причем данная дефиниция в конституции отсутствует. Японские суды придерживаются в этом отношении того мнения, что эта концепция может быть применена только в том случае, если она интегрирована в конкретный закон, регулирующий ту или иную область экономической деятельности.

Общие правила о регистрации предпринимателей содержатся в Торговом кодексе Японии. Информация о регистрации, осуществляемой в специальном реестре местными органами, публикуется в официальном издании и только после этого факт создания предприятия приобретает юридическую силу. Для регистрации предприятия требуется весьма большой (9 наименований) пакет документов. После регистрации созданное предприятие помимо этого представляет ряд документов в налоговое управление, в управление по социальному обеспечению, управление по контролю за трудовыми условиями и в другие органы.

В сентябре 1994 г. вступил в силу закон об административных процедурах (через 32 года после того, как впервые появилась идея такого документа). Смысл закона заключается в том, чтобы придать юридическую упорядоченность институту административного регулирования, установить определенные критерии действий бюрократического аппарата при принятии решений (рекомендаций).

В настоящее время насчитывается более 10 тыс. объектов хозяйственной деятельности, по созданию которых требовалось особое разрешение властей. Примерно в половине таких объектов необходимо уведомление о начале деятельности предприятия, а для открытия предпринимательства в других случаях требуется прохождение сложной процедуры для получения официальной лицензии. Причем как японские, так и иностранные фирмы отмечают, что стандарты и требования, сопровождающие выдачу лицензии на тот или иной вид деятельности очень строги, а сама процедура рассмотрения заявки требует большого периода времени. Окончательное положительное решение выносится при одобрении соответствующим государственным департаментом при одобрении отраслевой ассоциации предпринимателей.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА 

Налоговое законодательство является одним из самых консервативных элементов всей законодательной базы, регулирующей экономическую деятельность в Японии.

Изменения в этой сфере происходят весьма редко и они требуют прохождения через парламент страны. Тем не менее на разных этапах правительство прибегало к предоставлению налоговых льгот отдельным отраслям и проектам национального масштаба, но в этом случае недопоступление в доходную часть бюджета компенсировалось из других источников и на соответствующую сумму увеличивало государственный долг страны.

Налогам принадлежит решающая роль в мобилизации доходов как в центральный бюджет, так и в местные бюджеты — 85–90%. Удельный вес налогов в национальном доходе Японии составляет около 30% (в Швеции — 56%. Великобритании — 39%. Франции — 34%, США — 25%).

Что касается налогового бремени для юридических лиц, то оно в Японии является одним из самых высоких среди западных стран. Корпоративный налог в Японии достигает в среднем 50%, в то время как в Германии он составляет — 44%, в США — 32%, во Франции — 33%.

Подоходный налог, которым в основном облагаются доходы лиц наемного труда, фермеров, нетрудовые доходы и ряд других видов, имеет 7 градаций. Доходы до 3 млн иен освобождаются от налога, для доходов от 3 до 5 млн иен для одиноких ставка обложения равна 6,9%, для семей с двумя детьми — 0,2%; для доходов от 5 до 7 млн иен — 9,7% (4,2%), от 7 до 10 млн иен — 13,8%; от 10 до 20 млн иен — 19,5% (13,4%); от 20 до 50 млн иен — 34,3% (31,4%); свыше 50 млн иен — 50,1% (48,7%). В приведенной градации обращают на себя внимание налоговые льготы в отношении семей, имеющих двух и более детей. Пропорциональная градация существует и в отношении размеров корпоративного налога. Законодательно установлены льготы для мелкого и среднего предпринимательства.

Прямые и косвенные налоги в Японии относятся между собой как 70:30. В Германии и Франции последние составляют 50–60% всех налоговых поступлений.

В настоящее время в стадии подготовки находится законопроект об изменении ставок подоходного и корпоративного налога. В целом предполагается снижение этих ставок. Будет повышен ценз не облагаемого налогом уровня доходов, а также увеличены суммы доходов, подпадающих под приведенные выше градации налогов. По предварительным подсчетам, около 90% населения будут платить налоги по ставке меньше 30%. Сейчас такая ставка распространяется на доход семьи, в сумме превышающий 10,5 млн иен в год, а по новой схеме — свыше 13,5 млн иен в год.

Ряд товаров облагается в Японии акцизами — это алкогольные напитки, бензин, газ, нефть. Вместо налога на добавленную стоимость (НДС) (с апреля 1997 г.) взимается аналогичный налог в размере 5%.

Поскольку потребительским налогом и акцизами облагается потребление товаров и услуг на территории Японии, то экспортные операции, международная связь и международные транспортные услуги не подпадают под этот вид налогообложения.

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА 

Формирование бюджета страны является одним из важнейших рычагов воздействия государства на ход экономическго развития Японии. Масштаб государственного бюджета (общий счет) в 1996 финансовом году (окончился 31 марта 1997 г.) — 75,1 трлн иен (для сравнения — в указанном году объем ВВП в номинальном исчислении составил около 500 трлн иен). Структура государственного бюджета в целом соответствовала тому, что было в предыдущие годы, но имелись и некоторые отличия. Обращает на себя внимание увеличение доли двух статей в расходной части — погашение государственного долга и общественные работы.

Рост ассигнований по этим позициям характерен для периодов экономической депрессии. Последний спад экономической активности, продолжавшийся с 1991 г. по осень 1994 г., вынудил правительство увеличить расходы по финансированию различных экономических проектов (общественные работы — дорожное и жилищное строительство, реконструкция и развитие морских портов, земельные и другие проекты). В течение этого периода правительство пять раз принимало специальные меры (на общую сумму 60 трлн иен) с целью оживления экономической конъюнктуры, прибегая к крупным заимствованиям из почтовосберегательных и общественных страховых фондов («дзайто»), что увеличило общую сумму государственного долга. По предварительным оценкам к концу 1996 финансового года (март 1997 г.) он достиг отметки примерно 500 трлн иен, что соответствует почти 100% ВВП. По текущему курсу это около 4,3 трлн дол.

Отражением роста государственной задолженности стала возрастающая доля в бюджете страны расходов, идущих на погашения облигаций, выпущенных ранее государством с целью акумулирования средств для крупных программ финансирования.

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ЯПОНИИ В 1996 ФИНАНСОВОМ ГОДУ (общий счет, расходная часть)

Статьи расходов

Доля в общей сумме (%)

ВСЕГО (75,1 трлн иен)

100,0

Социальное обеспечение

19,0

Общественные работы

12,9

Образование, наука

8,3

Расходы на оборону

6,4

Пенсии (госслужащим)

2,2

Экономическая помощь (ОДА)

1,4

Субвенции в местные бюджеты

18,1

Обслуживание гособлигаций

21,8

Прочие

9,9

Материал предоставлен
аппаратом Правительства России




1. 1особенности ухода в 3 п
2. Системы управления запасами
3. Физическая подготовка для инженера геолога
4. тема имела недостатки изза неопределенности пoнятия фopмциoнный уровень и смешения категорий на популяцион
5. Гимназия 18 ЛенинскКузнецкого городского округа Кемеровской области Патриотическое
6. Введение8
7. ПРИМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЧЕРТОЙ в развитии внешних связей России стал за последние годы стремительный прорыв в э
8. Аудиторская проверка расчетного, валютного и прочих счетов в банках
9. Машиностроение Поволжского экономического района
10. Астана медицина университеті А~ 1 ~о~амды~ денсаулы~ са~тау кафедрасы Маманды~ы- 051301 ~ Жалп
11. А Мерзлякова Философия ее предмет функции
12. Физическая подготовка иностранной армии
13. Снс
14. мягкое оборудование ~ программы в которых заложены алгоритмы ввода обработки и вывода данных
15. неспособность организма реализовать свои биологические и социальные функции
16. Тема 7- Микроэкономическая политика правительства 7
17. Надежность программного обеспечения
18. тема наследования
19.  Характеристика світогляду- апоняття світогляду- структура світогляду босновні світоглядні питання
20. БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕД