Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

ТЕМАХ Методические указания к выполнению лабораторной работы по курсу Компьютерные технологии

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20


Министерство образования и науки Российской Федерации

Саратовский государственный технический университет

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ

И ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧИСЕЛ

В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ

Методические указания

к выполнению лабораторной работы

по курсу «Компьютерные технологии и информатика»

для студентов специальности

«Реклама и связи с общественностью»

Одобрено

редакционно-издательским советом

Саратовского государственного

технического университета

Саратов 2005


ВВЕДЕНИЕ

Данные методические указания предназначены для выполнения лабораторных работ в рамках курса «Информатика» для студентов специальности РКЛМ. Целью работы является получение и закрепление знаний, полученных студентами при изучении курса «Информатика» путем выполнения самостоятельных заданий по темам: системы счисления, перевод между системами счисления и формамы представления чисел в информационных системах

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 

В рамках лабораторной работы студент выполняет задачи, которые приведены в методических указаниях.

1. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ.

1.1 Основные понятия и определения.

Под системой счисления понимается способ представления любого числа с помощью некоторого алфавита символов, называемых цифрами.

Все системы счисления делятся на позиционные и непозиционные.

Непозиционными системами являются такие системы счисления, в которых каждый символ сохраняет свое значение независимо от места его положения в числе.

Примером непозиционной системы счисления является римская система. К недостаткам таких систем относятся наличие большого количества знаков и сложность выполнения арифметических операций.

Система счисления называется позиционной, если одна и та же цифра имеет различное значение, определяющееся позицией цифры в последовательности цифр, изображающей число. Это значение меняется в однозначной зависимости от позиции, занимаемой цифрой, по некоторому закону.

Примером позиционной системы счисления является десятичная система, используемая в повседневной жизни.

Количество p различных цифр, употребляемых в позиционной системе определяет название системы счисления и называется основанием системы счисления - "p".

В десятичной системе используются десять цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; эта система имеет основанием число десять.

Любое число N в позиционной системе счисления с основанием p может быть представлено в виде полинома от основания p:

N = anpn+an-1pn-1+ ... +a1p+a0+a-1p-1+a-2p-2+ ...

здесь N - число, aj - коэффициенты (цифры числа), p - основание системы счисления ( p>1).

Принято представлять числа в виде последовательности цифр:

N = anan-1 ... a1a0 . a-1a-2 ...

В этой последовательности точка отделяет целую часть числа от дробной (коэффициенты при положительных степенях, включая нуль, от коэффициентов при отрицательных степенях). Точка опускается, если нет отрицательных степеней (число целое).

В ЭВМ применяют позиционные системы счисления с недесятичным основанием: двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную.

В аппаратной основе ЭВМ лежат двухпозиционные элементы, которые могут находиться только в двух состояниях; одно из них обозначается 0, а другое - 1. Поэтому основной системой счисления применяемой в ЭВМ является двоичная система.

Двоичная система счисления. Используется две цифры: 0 и 1. В двоичной системе любое число может быть представлено в виде:

N = bnbn-1 ... b1b0 . b-1b-2 ...

где bj либо 0, либо 1.

Восьмеричная система счисления. Используется восемь цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Употребляется в ЭВМ как вспомогательная для записи информации в сокращенном виде. Для представления одной цифры восьмеричной системы используется три двоичных разряда (триада) (Таблица 1).

Шестнадцатеричная система счисления. Для изображения чисел употребляются 16 цифр. Первые десять цифр этой системы обозначаются цифрами от 0 до 9, а старшие шесть цифр - латинскими буквами: 10-A, 11-B, 12-C, 13-D, 14-E, 15-F. Шестнадцатеричная система используется для записи информации в сокращенном виде. Для представления одной цифры шестнадцатеричной системы счисления используется четыре двоичных разряда (тетрада) (табл. 1).


Таблица 1.

Наиболее важные системы счисления.

Двоичная
(Основание 2)

Восьмеричная
(Основание 8)

Десятичная
(Основание 10)

Шестнадцатиричная
(Основание 16)

триады

тетрады

0
1

0
1
2
3
4
5
6
7

000
001
010
011
100
101
110
111

0
1
2
3
4
5
6
7
8
9

0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
A
B
C
D
E
F

0000
0001
0010
0011
0100
0101
0110
0111
1000
1001
1010
1011
1100
1101
1110
1111

1.2 Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Перевод чисел в десятичную систему осуществляется путем составления степенного ряда с основанием той системы, из которой число переводится. Затем подсчитывается значение суммы.

Пример.

Здесь и в дальнейшем при одновременном использовании нескольких различных систем счисления основание системы к которой относится число будем указывать в виде нижнего индекса.

а) Перевести 10101101.1012"10" с.с.

10101101.1012 =1х27+ 0х26+ 1х25+ 0х24+ 1х23+ 1х22+ 0х21+ 1х20+ 1х2-1+ 0х2-2+ 1х2-3 = 173.62510

б) Перевести 703.048"10" с.с.

703.048 = 7х82+ 0х81+ 3х80+ 0х8-1+ 4х8-2 = 451.062510

в) Перевести B2E.416"10" с.с.

B2E.416 =  11х162+ 2х161+ 14х160+ 4х16-1 = 2862.2510

Перевод целых десятичных чисел в недесятичную систему счисления осуществляется последовательным делением десятичного числа на основание той системы, в которую оно переводится, до тех пор, пока не получится частное меньшее этого основания. Число в новой системе записывается в виде остатков деления, начиная с последнего.

Пример.

а) Перевести 18110"8" с.с.

Результат: 18110 = 2658

б) Перевести 62210"16" с.с.

Результат: 62210 = 26E16

Перевод правильных дробей из десятичной системы счисления

в недесятичную.

Для перевода правильной десятичной дроби в другую систему эту дробь надо последовательно умножать на основание той системы, в которую она переводится. При этом умножаются только дробные части. Дробь в новой системе записывается в виде целых частей произведений, начиная с первого.

Пример.

Перевести 0.312510"8" с.с.

Результат: 0.312510 = 0.248

Замечание. Конечной десятичной дроби в другой системе счисления может соответствовать бесконечная (иногда периодическая) дробь. В этом случае количество знаков в представлении дроби в новой системе берется в зависимости от требуемой точности.

Пример.

Перевести 0.6510"2" с.с. Точность 6 знаков.

Результат: 0.6510  0.10(1001)2

Для перевода неправильной десятичной дроби в систему счисления с недесятичным основанием необходимо отдельно перевести целую часть и отдельно дробную.

Пример.

Перевести 23.12510"2" с.с.

1) Переведем целую часть:

2) Переведем дробную часть:

Таким образом:  2310 = 101112; 0.12510 = 0.0012.

Результат:  23.12510 = 10111.0012.

Необходимо отметить, что целые числа остаются целыми, а правильные дроби - дробями в любой системе счисления.

Для перевода восьмеричного или шестнадцатеричного числа в двоичную форму достаточно заменить каждую цифру этого числа соответствующим трехразрядным двоичным числом (триадой) (табл. 1) или четырехразрядным двоичным числом (тетрадой) (табл.1), при этом отбрасывают ненужные нули в старших и младших разрядах.

Пример.

а) Перевести 305.48"2" с.с.

б) Перевести 7B2.E16"2" с.с.

Для перехода от двоичной к восьмеричной (шестнадцатеричной) системе поступают следующим образом: двигаясь от точки влево и вправо, разбивают двоичное число на группы по три (четыре) разряда, дополняя при необходимости нулями крайние левую и правую группы. Затем триаду (тетраду) заменяют соответствующей восьмеричной (шестнадцатеричной) цифрой.

Пример.

а) Перевести 1101111001.11012"8" с.с.

б) Перевести 11111111011.1001112"16" с.с.

Перевод из восьмеричной в шестнадцатеричную систему и обратно осуществляется через двоичную систему с помощью триад и тетрад.

Пример. Перевести 175.248"16" с.с.

Результат: 175.248 = 7D.516.

1.3 Двоичная арифметика.

Правила выполнения арифметических действий над двоичными числами задаются таблицами двоичных сложения, вычитания и умножения.

Таблица двоичного сложения

Таблица двоичного вычитания

Таблица двоичного умножения

0+0=0
0+1=1
1+0=1
1+1=10

0-0=0
1-0=1
1-1=0
10-1=1

00=0
01=0
10=0
11=1

При сложении двоичных чисел в каждом разряде производится сложение цифр слагаемых и переноса из соседнего младшего разряда, если он имеется. При этом необходимо учитывать, что 1+1 дают нуль в данном разряде и единицу переноса в следующий.

Пример. Выполнить сложение двоичных чисел:

а) X=1101, Y=101;

Результат 1101+101=10010.

б) X=1101, Y=101, Z=111;

Результат 1101+101+111=11001.

При вычитании двоичных чисел в данном разряде при необходимости занимается 1 из старшего разряда. Эта занимаемая 1 равна двум 1 данного разряда.

Пример. Заданы двоичные числа X=10010 и Y=101. Вычислить X-Y.

Результат 10010 - 101=1101.

Умножение двоичных чисел производится по тем же правилам, что и для десятичных с помощью таблиц двоичного умножения и сложения.

Пример. 1001101=?

Результат 1001101=101101.

Деление двоичных чисел производится по тем же правилам, что и для десятичных. При этом используются таблицы двоичного умножения и вычитания.

Пример. 1100.011 : 10.01=?

Результат 1100.011 : 10.01=101.1.


Упражнения 1.

1. Перевести следующие числа в десятичную систему счисления:

Номер задания

()2

()8

()16

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33


2. Перевести в различные системы счисления из десятичной системы:

Номер задания

()2

()8

()16

1

766

470

3238

2

797

793

5515

3

387

341

5868

4

372

310

3688

5

268

202

4089

6

970

47

7728

7

630

345

8129

8

220

649

7195

9

863

116

3261

10

708

436

2096

11

914

444

5125

12

847

674

4282

13

214

910

1787

14

950

762

302

15

692

611

557

16

326

338

7692

17

191

470

8187

18

223

508

6481

19

385

176

8851

20

914

452

5117

21

476

421

2778

22

296

927

8201

23

235

334

1378

24

604

271

9817

25

415

416

9270

26

740

93

6572

27

505

120

8953

28

627

693

6773

29

199

208

5667

30

934

603

5660

31

666

470

6755

32

797

793

9740

33

887

341

9773


3. Перевести следующие числа из "10" с.с в "2", "8", "16" с.с. (точность вычислений - 5 знаков после точки):

Номер задания

()2

()8

()16

1

89.7865

26.83638

71.82557

2

20.5776

85.27481

81.24015

3

13.73132

5.012013

80.60332

4

76.4339

44.11573

26.38159

5

78.45395

81.69169

14.68738

6

17.37239

15.2214

65.88041

7

35.34158

10.4597

32.59281

8

10.78611

45.80574

15.15715

9

51.55492

79.32604

79.49258

10

42.00625

82.18332

17.77342

11

64.50671

43.50781

73.86342

12

41.5236

11.36643

33.80041

13

24.42148

50.8255

74.97336

14

64.4697

78.33991

34.50648

15

78.05792

97.34678

9.263874

16

28.01141

63.87399

1.635239

17

21.1466

27.58419

80.81452

18

1.900355

25.47041

0.485862

19

84.51437

65.98507

92.7803

20

36.78392

60.49811

16.43428

21

76.02919

73.06626

22.18313

22

3.805754

4.861077

81.64203

23

97.44221

61.77253

27.53602

24

1.040206

89.16717

52.40544

25

36.99126

31.86707

94.97233

26

12.28652

87.58477

44.3591

27

87.0619

91.13255

71.88561

28

56.02728

33.92358

9.725709

29

65.02889

84.63753

37.32031

30

69.89317

46.30993

43.8877

31

41.98384

30.99016

42.23452

32

44.44666

75.49326

6.343357

33

31.78583

40.44453

19.23946


4. Перевести следующие числа в двоичную систему счисления:

Номер задания

()8

()16

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33


5. Перевести следующие числа в восьмеричную систему счисления:

Номер задания

()2

()10

()16

1

470

2

793

3

341

4

310

5

202

6

47

7

345

8

649

9

116

10

436

11

444

12

674

13

910

14

762

15

611

16

338

17

470

18

508

19

176

20

452

21

421

22

927

23

334

24

271

25

416

26

93

27

120

28

693

29

208

30

603

31

470

32

793

33

341


6. Перевести следующие числа в шестнадцатиричную систему счисления:

Номер задания

()2

()8

()10

1

470

2

793

3

341

4

310

5

202

6

47

7

345

8

649

9

116

10

436

11

444

12

674

13

910

14

762

15

611

16

338

17

470

18

508

19

176

20

452

21

421

22

927

23

334

24

271

25

416

26

93

27

120

28

693

29

208

30

603

31

470

32

793

33

341


7. Заданы двоичные числа X и Y. Вычислить X+Y, X-Y, X*Y и X/Y если:

Номер задания

X

Y

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33


2. ОСНОВЫ МАШИННОЙ АРИФМЕТИКИ
С ДВОИЧНЫМИ ЧИСЛАМИ.

Любая информация (числа, команды, записи и т. п.) представляется в ЭВМ в виде двоичных кодов фиксированной или переменной длины. Отдельные элементы двоичного кода, имеющие значение 0 или 1, называют разрядами или битами. Двоичный код, состоящий из 8 разрядов, носит название байта. Для записи чисел также используют 32-разрядный формат (машинное слово), 16-разрядный формат (полуслово) и 64-разрядный формат (двойное слово).

2.1 Коды чисел.

В ЭВМ в целях упрощения выполнения арифметических операций применяют специальные коды для представления чисел. Использование кодов позволяет свести операцию вычитания чисел к арифметическому сложению кодов этих чисел. Применяются прямой, обратный и дополнительный коды чисел. Прямой код используется для представления отрицательных чисел в запоминающем устройстве ЭВМ, а также при умножении и делении. Обратный и дополнительный коды используются для замены операции вычитания операцией сложения, что упрощает устройство арифметического блока ЭВМ.. К кодам выдвигаются следующие требования:

1) Разряды числа в коде жестко связаны с определенной разрядной сеткой.

2) Для записи кода знака в разрядной сетке отводится фиксированный, строго определенный разряд.

Например, если за основу представления кода взят один байт, то для представления числа будет отведено 7 разрядов, а для записи кода знака один разряд.

Прямой код. Прямой код двоичного числа совпадает по изображению с записью самого числа. Значение знакового разряда для положительных чисел равно 0, а для отрицательных чисел 1.

Знаковым разрядом обычно является крайний разряд в разрядной сетке. В дальнейшем при записи кода знаковый разряд от цифровых условимся отделять запятой. Если количество разрядов кода не указано будем предполагать, что под запись кода выделен один байт.

Пример. В случае, когда для записи кода выделен один байт, для числа +1101 прямой код 0,0001101, для числа -1101 прямой код 1,0001101.

Обратный код. Обратный код для положительного числа совпадает с прямым кодом. Для отрицательного числа все цифры числа заменяются на противоположные (1 на 0, 0 на 1), а в знаковый разряд заносится единица.

Пример.

Для числа +1101 прямой код 0,0001101; обратный код 0,0001101.

Для числа -1101 прямой код 1,0001101; обратный код 1,1110010.

Дополнительный код. Дополнительный код положительного числа совпадает с прямым кодом. Для отрицательного числа дополнительный код образуется путем получения обратного кода и добавлением к младшему разряду единицы.

Пример.

Для числа +1101:

Прямой код

Обратный код

Дополнительный код

0,0001101

0,0001101

0,0001101

Для числа -1101:

Прямой код

Обратный код

Дополнительный код

1,0001101

1,1110010

1,1110011

2.2 Особенности сложения чисел в обратном
и дополнительном кодах.

При сложении чисел в дополнительном коде возникающая единица переноса в знаковом разряде отбрасывается.

При сложении чисел в обратном коде возникающая единица переноса в знаковом разряде прибавляется к младшему разряду суммы кодов.

Если результат арифметических действий является кодом отрицательного числа, необходимо преобразовать его в прямой код. При этом обратный код преобразуется в прямой заменой цифр во всех разрядах кроме знакового на противоположные. Дополнительный код преобразуется в прямой также, как и обратный, с последующим прибавлением единицы к младшему разряду.

Пример:

Сложить двоичные числа X и Y в обратном и дополнительном кодах.

а) X= 111, Y= -11;

1) Сложим числа, пользуясь правилами двоичной арифметики:

2) Сложим числа, используя коды:

Прямой код

Сложение в обратном
коде

Сложение в дополнительном
коде

Так как результат сложения является кодом положительного числа (знак 0), то (X+Y)обр=(X+Y)доп=(X+Y)пр.

б) X= -101,Y= -11;

1) Сложим числа, пользуясь правилами двоичной арифметики:

2) Сложим числа, используя коды:

Прямой код

Сложение в обратном
коде

Сложение в дополнительном
коде

Так как сумма является кодом отрицательного числа (знак 1), то необходимо перевести результаты в прямой код:

- из обратного кода

(X+Y)обр=1,1110100 (X+Y)пр=1,0001011;

- из дополнительного кода

(X+Y)доп=1,1110101 (X+Y)пр=1,0001010+0,0000001=1,0001011.

Таким образом, X+Y= -1011 и полученный результат совпадает с обычной записью.

2.3 Модифицированные обратный и дополнительный коды.

При переполнении разрядной сетки, происходит перенос единицы в знаковый разряд. Это приводит к неправильному результату, причем положительное число, получившееся в результате арифметической операции может восприниматься как отрицательное (так как в знаковом разряде "1") и наоборот.

Например:

Здесь X и Y - коды положительных чисел, но ЭВМ воспринимает результат их сложения как код отрицательного числа ("1" в знаковом разряде). Для обнаружения переполнения разрядной сетки вводятся модифицированные коды.

В модифицированном обратном и модифицированном дополнительном кодах под знак числа отводится не один, а два разряда: "00" соответствует знаку "+", "11" - знаку "-". Любая другая комбинация ("01" или "10"), получившаяся в знаковых разрядах служит признаком переполнения разрядной сетки. Сложение чисел в модифицированных кодах ничем не отличается от сложения в обычных обратном и дополнительном кодах.

Рассмотрим предыдущий пример, выполнив сложение в модифицированном обратном коде:

Комбинация "01" в знаковых разрядах означает, что произошло переполнение и получившийся результат - неверный.

Рассмотрим ещё один пример.

Пример. Даны два числа: X=101001 и Y= -11010. Сложить их в модифицированном дополнительном коде.

  1.  Переведем X и Y в модифицированный дополнительный код:

Обычная запись

Модифицированный
обратный
код

Модифицированный дополнительный
код

X= +101001
Y= -011010

2) Выполним сложение:

Переполнения нет (в знаковых разрядах "00"), поэтому полученный результат - верный (X+Y=1111)


Упражнения 2.

  1.  Записать числа в прямом, обратном и дополнительном кодах:

Номер задания

X

Y

Z

1

-

2

-

3

-

4

-

5

-

6

-

7

-

8

-

9

-

10

-

11

-

12

-

13

-

14

-

15

-

16

-

17

-

18

-

19

-

20

-

21

-

22

-

23

-

24

-

25

-

26

-

27

-

28

-

29

-

30

-

31

-

32

-

33

-

  1.  
    Перевести X, Y и
    Z в прямой, обратный и дополнительный коды. Сложить их в обратном и дополнительном кодах. Результат перевести в прямой код. Проверить полученный результат, пользуясь правилами двоичной арифметики.

Номер задания

X

Y

Z

1

-

2

-

3

-

4

-

5

-

6

-

7

-

8

-

9

-

10

-

11

-

12

-

13

-

14

-

15

-

16

-

17

-

18

-

19

-

20

-

21

-

22

-

23

-

24

-

25

-

26

-

27

-

28

-

29

-

30

-

31

-

32

-

33

-

  1.  Сложить X и Y, Y и Z в модифицированном обратном и модифицированном дополнительном восьмиразрядных кодах. В случае появления признака переполнения увеличить число разрядов в кодах и повторить суммирование. Результат перевести в прямой код и проверить, пользуясь правилами двоичной арифметики.

Номер задания

X

Y

Z

1

-

-

2

-

3

4

-

5

-

6

-

-

7

8

-

9

-

10

-

11

-

12

-

-

13

-

14

15

16

-

17

18

-

-

19

-

20

-

21

-

22

-

-

23

24

-

-

25

-

-

26

-

27

-

-

28

-

29

-

30

31

-

32

-

33

-

3.ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧИСЕЛ В ЭВМ.

При проектировании ЭВМ, создании инструментального и прикладного программного обеспечения разработчикам приходится решать вопрос о представлении в ЭВМ числовых данных. Для решения большинства прикладных задач обычно достаточно использовать целые и вещественные числа. Запись целочисленных данных в запоминающем устройстве ЭВМ не представляет затруднений: число переводится в двоичную систему и записывается в прямом коде. Диапазон представляемых чисел в этом случае ограничивается количеством выделенных для записи разрядов. Для вещественных данных обычно используются две формы записи: число с фиксированной точкой (ЧФТ) и число с плавающей точкой (ЧПТ).

3.1. Числа с фиксированной точкой.

Форма записи числа с фиксированной точкой использовалась в основном на ранних этапах развития вычислительной техники. Запись числа с фиксированной точкой обычно имеет знаковый и цифровой разряды. Фиксированная точка означает, что на этапе конструирования ЭВМ было определено, сколько и какие разряды машинного слова отведены под изображение целой и дробной частей числа. Запятая в разрядной сетке может быть зафиксирована, в принципе, после любого разряда.

Пример.

Ячейка с целой и дробной частью.

Как частный случай числа с фиксированной точкой может быть рассмотрена запись целого числа (в этом случае все разряды, кроме знакового, используются для записи целой части).

Пример.

Ячейка с записью целого числа.

К достоинствам использования чисел с фиксированной точкой относятся простота выполнения арифметических операций и высокая точность изображения чисел. К недостаткам - небольшой диапазон представления чисел.

3.2 Числа с плавающей точкой.

Для представления чисел с плавающей точкой (ЧПТ) используется полулогарифмическая форма записи числа:

N = ± mq ± p

где  q- основание системы счисления,

p - порядок числа,

m - мантисса числа N.

Положение точки определяется значением порядка  p. С изменением порядка точка перемещается (плавает) влево или вправо.
Пример.

12510=12.5*101=1.25*102=0.125*103=0.0125*104=...

Для установления однозначности при записи чисел принята нормализованная форма записи числа. Мантисса нормализованного числа может изменяться в диапазоне:  1/q ≤ | m | < 1. Таким образом в нормализованных числах цифра после точки должна быть значащей.

Пример.

Для представления чисел в машинном слове выделяют группы разрядов для изображения мантиссы, порядка, знака числа и знака порядка:

а) представление чисел в формате полуслова

б) представление чисел в формате слова

Наиболее типично представление ЧПТ в формате слова (32 разряда).
Пример.

Число А=-3.510=-11.12=-0.111·1010

Максимальным числом представимым в формате слова будет A=(0.1111...1·101111111)2(1·2127)10.

Таким образом числа с плавающей точкой позволяют увеличить диапазон обрабатываемых чисел, но при этом точность изображения чисел определяется только разрядами мантиссы и уменьшается по сравнению с числами с фиксированной точкой. При записи числа в формате слова диапазон представимых чисел будет от -1·2127 до 1·2127 (21271038), а точность определяться мантиссой, состоящей из 23 разрядов. Точность может быть повышена путем увеличения количества разрядов мантиссы. Это реализуется путем представления чисел с так называемой двойной точностью (используется формат двойного слова):


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Приведенные ниже вопросы помогут вам лучше усвоить основные темы. Если вы не сумеете ответить на вопрос, повторите материал соответствующего занятия.

СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

Лабораторная работа выполняется поэтапно в соответствии с планом-графиком, утвержденным преподавателем.

Данные этапы представляют собой логически завершенные разделы лабораторной работы, которые должны быть представлены в отчете.

УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ

Задания выполняются каждым студентом самостоятельно.

Общие требования к выполнению и оформлению работы соответствуют Типовым указаниям по выполнению лабораторных работ для студентов кафедры ПИТ.

В ходе работы оформляется сокращенное описание работы и выводы.

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Каган Б.М. Электронные вычислительные машины и системы. М.: Энергоатомиздат, 1991.
  2.  Савельев А.Я. Прикладная теория цифровых автоматов. М.: Высшая школа, 1983.


ТАБЛИЦА ВАРИАНТОВ

№ варианта

Упражнение 1

Упражнение 2

Зад.1

Зад.2

Зад.3

Зад.4

Зад.5

Зад.6

Зад.7

Зад.1

Зад.2

Зад.3

1

23, 21, 16

30, 4, 3

26, 32, 18

7, 11, 25

32, 25, 6

18, 19, 28

6, 9, 7

23, 21, 16

24

3

2

2, 24, 25

15, 33, 8

10, 11, 12

3, 10, 9

19, 17, 30

25, 24, 3

5, 27, 28

2, 24, 25

7

6

3

30, 26, 22

15, 9, 25

32, 13, 28

29, 20, 13

19, 3, 18

3, 29, 5

28, 15, 32

30, 26, 22

25

6

4

23, 14, 1

8, 24, 2

13, 19, 12

15, 10, 30

15, 19, 16

13, 19, 12

6, 13, 9

23, 14, 1

25

26

5

33, 13, 17

15, 21, 33

6, 9, 21

19, 29, 26

4, 13, 17

15, 14, 29

1, 21, 13

33, 13, 17

4

29

6

23, 29, 20

27, 13, 30

1, 32, 24

31, 32, 2

16, 19, 4

13, 1, 14

28, 2, 5

23, 29, 20

11

29

7

10, 16, 25

14, 6, 18

20, 30, 11

25, 15, 3

13, 32, 14

16, 2, 10

6, 30, 29

10, 16, 25

30

30

8

30, 33, 5

17, 12, 14

27, 33, 28

24, 13, 2

12, 13, 23

19, 27, 31

25, 12, 20

30, 33, 5

16

32

9

16, 10, 9

4, 27, 22

6, 13, 4

7, 15, 27

26, 20, 32

9, 30, 10

4, 27, 16

16, 10, 9

15

7

10

9, 11, 18

5, 18, 21

23, 24, 18

8, 11, 4

30, 17, 30

27, 7, 27

9, 4, 17

9, 11, 18

29

31

11

1, 9, 17

21, 16, 23

25, 31, 30

24, 21, 8

22, 17, 19

25, 18, 20

5, 4, 17

1, 9, 17

10

25

12

28, 9, 24

6, 9, 17

28, 6, 23

4, 28, 25

28, 14, 18

3, 6, 7

14, 13, 12

28, 9, 24

4

14

13

7, 8, 17

28, 30, 12

25, 21, 5

21, 29, 12

18, 30, 29

27, 22, 23

2, 6, 11

7, 8, 17

20

27

14

31, 26, 7

21, 29, 12

26, 32, 23

8, 23, 1

9, 9, 31

26, 27, 16

24, 8, 7

31, 26, 7

28

23

15

29, 4, 31

5, 9, 2

14, 15, 6

15, 2, 32

5, 26, 4

32, 12, 28

8, 17, 30

29, 4, 31

5

2

16

11, 31, 1

10, 30, 9

10, 22, 21

24, 23, 32

8, 16, 24

32, 7, 4

9, 21, 25

11, 31, 1

32

21

17

28, 33, 3

14, 2, 30

19, 30, 26

27, 14, 27

18, 7, 14

12, 11, 9

29, 13, 26

28, 33, 3

22

28

18

7, 23, 25

6, 31, 23

16, 30, 12

26, 14, 8

13, 17, 25

3, 30, 10

8, 17, 11

7, 23, 25

31

26

19

11, 28, 20

18, 33, 23

15, 18, 23

23, 24, 32

17, 20, 22

14, 13, 30

20, 27, 31

11, 28, 20

21

6

20

26, 25, 10

26, 28, 5

21, 17, 9

19, 31, 9

20, 11, 28

8, 17, 10

33, 31, 25

26, 25, 10

14

29

21

27, 2, 26

8, 31, 18

31, 3, 22

4, 12, 3

21, 7, 14

12, 14, 12

14, 4, 25

27, 2, 26

9

17

22

28, 8, 11

2, 18, 32

10, 12, 32

23, 20, 30

24, 13, 8

30, 12, 28

25, 29, 20

28, 8, 11

23

30

23

19, 13, 29

32, 2, 20

13, 5, 21

29, 32, 5

10, 3, 23

24, 5, 7

11, 27, 29

19, 13, 29

26

30

24

28, 32, 13

13, 19, 27

11, 15, 21

18, 32, 14

14, 13, 4

20, 31, 22

26, 12, 25

28, 32, 13

27

18

25

16, 33, 8

30, 19, 20

11, 32, 33

16, 24, 2

22, 12, 25

31, 6, 4

27, 30, 12

16, 33, 8

6

33

26

13, 27, 3

6, 11, 29

11, 10, 12

19, 7, 2

27, 6, 1

29, 19, 18

4, 31, 25

13, 27, 3

29

20

27

29, 6, 11

20, 24, 26

8, 17, 10

22, 5, 20

10, 1, 32

17, 14, 23

22, 13, 25

29, 6, 11

29

25

28

23, 9, 8

33, 10, 1

4, 14, 7

20, 33, 28

23, 12, 27

25, 28, 31

29, 21, 15

23, 9, 8

24

3

29

28, 6, 4

6, 5, 2

7, 12, 25

29, 10, 30

4, 14, 23

26, 13, 20

16, 22, 19

28, 6, 4

19

1

30

26, 19, 16

1, 15, 10

29, 3, 6

25, 27, 30

28, 31, 17

22, 25, 3

28, 22, 16

26, 19, 16

9

31

31

27, 21, 5

11, 19, 8

18, 31, 32

15, 33, 27

33, 8, 15

23, 32, 5

25, 20, 3

27, 21, 5

12

17

32

29, 21, 30

11, 25, 29

13, 10, 6

8, 4, 1

9, 16, 8

21, 22, 23

11, 25, 16

29, 21, 30

10

5

33

17, 32, 31

5, 20, 22

16, 29, 18

1, 29, 29

14, 24, 30

6, 2, 21

20, 21, 9

17, 32, 31

16

8

34

22, 16, 15

5, 12, 28

4, 28, 11

22, 29, 25

5, 19, 11

12, 27, 20

1, 12, 18

22, 16, 15

27

14

35

2, 15, 19

10, 12, 11

26, 9, 12

17, 5, 29

26, 27, 21

24, 5, 13

15, 23, 18

2, 15, 19

21

14

36

9, 13, 4

28, 25, 2

3, 13, 21

2, 29, 6

12, 12, 31

18, 20, 27

23, 31, 3

9, 13, 4

23

14

37

28, 29, 10

18, 30, 27

25, 31, 28

3, 19, 7

5, 30, 30

29, 12, 3

5, 4, 11

28, 29, 10

24

13

38

10, 19, 22

31, 7, 28

2, 12, 15

24, 28, 4

21, 19, 29

17, 14, 23

20, 28, 17

10, 19, 22

7

12

39

26, 14, 4

24, 10, 12

8, 10, 11

26, 23, 8

8, 8, 19

31, 17, 8

17, 27, 14

26, 14, 4

25

23

40

4, 29, 26

1, 6, 22

8, 17, 3

15, 17, 13

15, 29, 4

18, 19, 28

10, 30, 18

4, 29, 26

28

12

41

14, 15, 9

13, 19, 22

27, 28, 12

17, 8, 26

4, 19, 17

25, 24, 3

9, 7, 17

14, 15, 9

5

8

42

29, 24, 20

17, 6, 11

17, 7, 24

15, 3, 6

19, 30, 33

3, 29, 5

27, 29, 9

29, 24, 20

18

22

43

19, 25, 15

3, 21, 23

9, 11, 8

17, 24, 19

9, 4, 4

13, 19, 12

31, 10, 18

19, 25, 15

15

2

44

29, 23, 2

14, 21, 3

29, 1, 14

28, 23, 31

2, 17, 11

15, 14, 29

29, 14, 3

29, 23, 2

21

15

45

23, 31, 20

32, 27, 32

23, 27, 24

25, 30, 8

27, 6, 12

13, 1, 14

32, 28, 27

23, 31, 20

19

4

46

24, 12, 20

25, 22, 5

17, 32, 4

3, 10, 32

32, 9, 32

16, 2, 10

21, 32, 3

24, 12, 20

27

11

47

27, 31, 16

12, 5, 26

10, 27, 17

27, 3, 11

22, 22, 31

19, 27, 31

21, 31, 9

27, 31, 16

17

11

48

16, 7, 9

9, 10, 20

31, 18, 28

7, 27, 19

2, 15, 5

9, 30, 10

29, 5, 11

16, 7, 9

16

15

49

14, 2, 16

3, 25, 19

15, 6, 5

17, 13, 27

14, 19, 17

27, 7, 27

31, 13, 6

14, 2, 16

18

20

50

19, 22, 15

26, 21, 8

28, 5, 6

12, 12, 17

2, 5, 14

25, 18, 20

2, 13, 3

19, 22, 15

2

18

51

7, 32, 20

7, 18, 2

22, 14, 25

6, 29, 25

28, 11, 27

3, 6, 7

16, 30, 22

7, 32, 20

12

20

52

8, 3, 2

27, 10, 29

7, 16, 32

4, 6, 22

18, 12, 15

27, 22, 23

32, 19, 22

8, 3, 2

17

30

53

25, 27, 19

5, 20, 11

7, 4, 6

11, 19, 33

4, 5, 17

26, 27, 16

28, 5, 32

25, 27, 19

5

15

54

13, 8, 18

24, 30, 23

28, 10, 3

18, 30, 9

2, 32, 27

32, 12, 28

32, 32, 9

13, 8, 18

1

10

55

6, 11, 32

27, 13, 21

18, 33, 31

22, 30, 21

9, 26, 8

32, 7, 4

22, 24, 18

6, 11, 32

22

25

56

29, 13, 7

15, 12, 4

22, 7, 32

6, 17, 32

16, 30, 25

12, 11, 9

28, 5, 25

29, 13, 7

30

23

57

33, 4, 26

14, 17, 4

9, 21, 28

17, 2, 26

30, 22, 14

3, 30, 10

5, 15, 9

33, 4, 26

32

22

58

16, 25, 9

31, 32, 7

8, 13, 10

29, 22, 8

21, 24, 8

14, 13, 30

22, 4, 17

16, 25, 9

33

13

59

12, 21, 8

12, 18, 3

23, 15, 14

32, 18, 2

10, 4, 17

8, 17, 10

11, 5, 9

12, 21, 8

31

4

60

19, 22, 30

8, 13, 14

17, 7, 18

13, 21, 14

28, 28, 3

12, 14, 12

31, 18, 29

19, 22, 30

17

15

61

31, 14, 8

8, 4, 6

19, 21, 32

4, 22, 16

13, 15, 25

30, 12, 28

26, 16, 27

31, 14, 8

7

7

62

17, 21, 11

22, 17, 5

4, 22, 17

2, 31, 25

17, 5, 18

24, 5, 7

10, 29, 30

17, 21, 11

26

16

63

18, 24, 7

15, 32, 7

31, 8, 23

29, 31, 2

32, 5, 20

20, 31, 22

15, 13, 27

18, 24, 7

14

17

64

25, 30, 22

11, 6, 13

13, 4, 21

20, 8, 12

10, 3, 31

31, 6, 4

15, 20, 9

25, 30, 22

13

13

65

3, 30, 31

25, 1, 26

5, 11, 6

26, 30, 23

18, 14, 4

29, 19, 18

31, 22, 21

3, 30, 31

25

27

66

29, 10, 19

26, 29, 30

23, 5, 32

30, 19, 17

18, 31, 6

17, 14, 23

27, 7, 5

29, 10, 19

8

12

67

14, 21, 9

21, 16, 26

28, 23, 24

17, 1, 28

12, 27, 15

25, 28, 31

22, 13, 17

14, 21, 9

14

25

68

21, 22, 4

13, 16, 30

17, 10, 2

4, 27, 30

15, 11, 21

26, 13, 20

7, 6, 22

21, 22, 4

17

12

69

26, 25, 14

1, 11, 6

5, 10, 2

9, 12, 6

4, 2, 6

22, 25, 3

2, 30, 15

26, 25, 14

6

23

70

10, 30, 29

13, 2, 15

4, 19, 27

19, 16, 15

27, 8, 32

23, 32, 5

31, 2, 32

10, 30, 29

22

26

71

5, 19, 20

25, 33, 17

7, 12, 33

30, 22, 32

9, 24, 29

21, 22, 23

26, 12, 31

5, 19, 20

22

32

72

28, 15, 31

19, 16, 27

4, 27, 25

3, 19, 14

25, 27, 5

6, 2, 21

30, 3, 8

28, 15, 31

1

8

73

24, 31, 12

14, 22, 7

13, 9, 20

14, 10, 6

8, 31, 25

12, 27, 20

14, 17, 7

24, 31, 12

32

32

74

14, 1, 8

16, 19, 20

17, 33, 20

11, 3, 32

24, 19, 17

24, 5, 13

32, 27, 20

14, 1, 8

15

1

75

24, 26, 11

29, 27, 33

19, 12, 18

29, 14, 21

1, 25, 20

18, 20, 27

26, 27, 29

24, 26, 11

26

26

76

18, 19, 20

21, 23, 29

7, 30, 31

4, 31, 11

22, 2, 30

29, 12, 3

33, 11, 23

18, 19, 20

17

21

77

31, 27, 4

6, 13, 24

25, 17, 31

13, 17, 4

14, 14, 14

17, 14, 23

17, 8, 2

31, 27, 4

5

22

78

23, 33, 18

15, 9, 4

1, 32, 29

30, 31, 32

19, 16, 15

31, 17, 8

14, 13, 10

23, 33, 18

3

4

79

22, 2, 26

24, 28, 9

31, 12, 22

7, 10, 21

26, 21, 22

18, 19, 28

8, 5, 22

22, 2, 26

15

10

80

4, 25, 21

22, 3, 19

26, 17, 11

10, 17, 8

30, 22, 4

25, 24, 3

29, 15, 28

4, 25, 21

1

29

81

28, 28, 18

8, 8, 31

24, 22, 21

13, 32, 26

16, 3, 8

3, 29, 5

33, 8, 28

28, 28, 18

29

5

82

10, 3, 15

29, 16, 29

6, 23, 17

19, 30, 9

30, 31, 5

13, 19, 12

13, 21, 26

10, 3, 15

31

5

83

29, 27, 4

4, 16, 22

32, 18, 17

8, 20, 6

10, 6, 30

15, 14, 29

6, 13, 26

29, 27, 4

18

1

84

8, 1, 18

30, 29, 29

27, 6, 10

15, 32, 10

28, 15, 18

13, 1, 14

4, 15, 22

8, 1, 18

23

22

85

23, 7, 8

14, 2, 16

18, 26, 33

32, 18, 3

8, 32, 20

16, 2, 10

30, 4, 8

23, 7, 8

18

31

86

32, 19, 23

22, 6, 24

31, 6, 16

11, 24, 27

27, 33, 29

19, 27, 31

15, 28, 23

32, 19, 23

22

11

87

12, 27, 30

7, 24, 4

9, 28, 18

33, 10, 4

27, 5, 33

9, 30, 10

7, 9, 1

12, 27, 30

14

28

88

28, 15, 13

10, 9, 21

28, 10, 6

30, 3, 17

8, 4, 24

27, 7, 27

32, 16, 28

28, 15, 13

26

11

89

12, 20, 32

24, 11, 9

25, 4, 17

22, 19, 16

10, 6, 16

25, 18, 20

6, 31, 17

12, 20, 32

13

6

90

1, 11, 8

20, 16, 6

15, 14, 29

32, 32, 6

13, 27, 30

3, 6, 7

10, 16, 12

1, 11, 8

19

4

91

28, 7, 4

5, 14, 2

30, 28, 13

7, 11, 17

29, 10, 6

27, 22, 23

32, 26, 14

28, 7, 4

22

2

92

6, 32, 15

19, 27, 26

26, 29, 3

17, 26, 20

20, 18, 4

26, 27, 16

22, 10, 10

6, 32, 15

28

7

93

24, 25, 26

18, 25, 11

3, 4, 26

31, 24, 13

24, 1, 21

32, 12, 28

11, 20, 19

24, 25, 26

21

14

94

12, 3, 2

7, 4, 21

9, 16, 6

14, 7, 29

16, 31, 32

32, 7, 4

29, 21, 23

12, 3, 2

26

29

95

23, 20, 28

26, 22, 6

19, 16, 26

10, 28, 7

4, 6, 16

12, 11, 9

23, 10, 20

23, 20, 28

22

17

96

9, 18, 13

10, 12, 24

21, 13, 21

2, 19, 9

2, 24, 6

3, 30, 10

12, 11, 15

9, 18, 13

18

24

97

10, 24, 7

5, 20, 2

22, 12, 18

20, 21, 24

14, 29, 5

14, 13, 30

24, 3, 10

10, 24, 7

25

24

98

23, 10, 1

17, 20, 23

19, 1, 17

18, 9, 17

25, 6, 8

8, 17, 10

8, 13, 3

23, 10, 1

28

6

99

18, 23, 9

14, 22, 10

3, 28, 31

24, 22, 25

19, 25, 4

12, 14, 1

8, 23, 18

18, 23, 9

19

14


СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ

И ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧИСЕЛ

В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ

Методические указания

к выполнению лабораторной работы

по курсу «Информатика»

Составил БОРОЗДЮХИН Андрей Александрович

Корректор О.А. Панина

Лицензия ИД № 06268 от 14.11.01

Подписано в печать                                                                              Формат 6084 1/16

Бум. тип.                                    Усл.-печ.л.                                             Уч. - изд.л.

Тираж      экз.                                  Заказ                                        Бесплатно

Саратовский государственный технический университет

410054 г, Саратов, ул. Политехническая, 77

Копипринтер СГТУ, 410054, г. Саратов, ул. Политехническая,77

PAGE 32


PAGE 3




1. Религия австралийцев
2. тема РФ Выполнил- Студент группы Ф101 Овсепян Цагик Меружановна Проверил- Ст
3.  конспект лекцій
4. а Работа выполнена- Студент- Кругликова Е
5. ся кред договор Кред
6. Реферат- Заочное разбирательство по уголовным делам
7. счетчика и условием завершения цикла; переменнаясчетчик должна быть целого int типа и может быть объявле.html
8. Яковлев Юрий Васильевич
9.  А и Б НЕО учетных веществ- Кордиамин РД = 008 мл ВРД 2 мл 60 капельили 29ст
10. Под фашисты потеряли более 500 тыс
11. Ответственность за уклонение от уплаты налогов
12. на тему Участь віруючих християн в релігійних обрядах Методологічна частина Актуальність обраної тем
13. Trnsformtion 3 Introduction to the Romntic Period including its historicl nd economic bckground the role nd subject mtters of the poets nd Romntic rt
14. Курсовой проект Оформление конструкторской документации курсовых проектов детале
15. Тема 8 Україна суверенна і незалежна держава 19912009 4 год 1
16. Российский малый бизнес проблемы и перспективы
17. Среди внутренних факторов выделяют- работу с граф.html
18. The womn went to.. Crete lst yer B.html
19. ТЕМА- Сущность и понятие права- современные подходы и решения
20. Введение В стране с рыночной экономикой малый бизнес составляет ее основу экономики