Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Сюжетно-ролевой игры как средства развития межличностных отношений старших дошкольников.html

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-01-17

Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

Приложение 1

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (для детей)

Данный опросник используется в работе с детьми старше 5 лет для исследования эмоциональных социальных предпочтений, для выявления референтной группы, кроме того, с помощью опросника можно получить информацию об адаптации ребенка в образовательном учреждении (социум детского сада, школы), о реализации потребности в общении. При использовании опросника в детском коллективе выявляются популярные и непопулярные дети, значимые воспитатели (учителя).

Опросник состоит из пяти частей. В каждой части по 10 вопросов. В I части исследуются отношения со сверстниками, во II — отношения в семье, в III — отношения с воспитателями, учителями, в IV — отражается значимость образа воспитателя, учителя, в V — исследуется референтная группа ребенка.

Опросник можно предлагать детям в устной или письменной форме; индивидуально или коллективно.

Результаты анкеты оформляются в специальную таблицу (социоматрицу) или в социометрический рисунок (социограмму).

Вопросы

I.

1. С кем ты обычно играешь?

2. С кем тебе нравится играть больше всего?

3. Если бы тебе предложили назвать тех детей, кого нужно перевести в другую группу (класс), то кого бы ты назвал?

4. Если бы тебя перевели в другую группу (класс), то кого бы ты взял с собой?

5. Если бы тебя угостили тремя конфетами, то с кем бы ты поделился?

6. С кем из детей ты хотел бы сидеть рядом?

7. С кем из детей ты не хотел бы сидеть рядом?

8. Кого из детей ты хотел бы пригласить на свой день рождения?

9. Кого из детей ты не хотел бы пригласить на свой день рождения?

10. С кем из детей ты хотел бы жить по-соседству?

II.

1. С кем ты любишь играть дома?

2. С кем ты не любишь играть дома?

3. С кем ты любишь заниматься дома?

4. С кем ты не любишь заниматься дома?

5. С кем ты любишь дома смотреть телевизор?

6. С кем ты не любишь дома смотреть телевизор?

7. С кем ты любишь гулять?

8. С кем ты любишь вместе обедать?

9. Если бы у тебя были два билета в цирк, то с кем бы ты пошел?

10. На кого в семье ты хотел бы быть похожим?

III.

1. С кем из воспитателей (учителей) тебе интересно на занятиях?

2. С кем из воспитателей (учителей) тебе не интересно на занятиях?

3. С кем из воспитателей (учителей) тебе интересно на прогулке?

4. С кем из воспитателей (учителей) тебе не интересно на прогулке?

5. На кого из воспитателей (учителей) ты хотел бы, чтобы были похожи другие воспитатели (учителя)?

6. На кого из воспитателей (учителей) ты хотел бы быть похожим?

7. Кто из воспитателей (учителей) самый добрый?

8. Кто из воспитателей (учителей) самый строгий?

9. Кому из воспитателей (учителей) ты расскажешь о своих неприятностях?

10. С кем из воспитателей (учителей) тебе хотелось бы пойти на экскурсию?

IV.

1. Тебе хочется побыть около воспитателя (учителя) или поиграть с ребятами?

2. На экскурсии в автобусе ты сядешь рядом с воспитателем (учителем) или с ребятами?

3. На занятии, если ты не понял вопрос, ты спрашиваешь у воспитателя (учителя) или у товарища?

4. Если ты отмечаешь свой день рождения всей группой (классом), ты пригласишь воспитателя (учителя)?

5. Если тебя воспитатель (учитель) просит помочь, ты выполняешь с радостью или тебе это безразлично?

6. Если у тебя происходит радостное событие, ты расскажешь об этом воспитателю (учителю) или промолчишь?

7. Тебе нравится, когда тебя хвалит воспитатель (учитель), или тебе это безразлично?

8. У воспитателя (учителя) день рождения, ты хотел бы сам подарить ему цветы, или ты хочешь, чтобы это сделал кто-нибудь другой?

9. Если в транспорте ты случайно встретил воспитателя (учителя), ты подойдешь к нему или сделаешь вид, что не заметил его?

10. Ты хотел бы быть похожим на своего учителя?

V

1. Когда тебе грустно, кого ты хочешь видеть рядом с собой?

2. Когда тебе грустно, кого ты не хочешь видеть рядом с собой?

3. Когда тебе весело, кого ты хочешь видеть рядом с собой?

4. Кому ты расскажешь о своем секрете?

5. Кому ты не будешь рассказывать о своем секрете?

6. С кем ты хотел бы заниматься любимым делом?

7. С кем ты не хотел бы заниматься любимым делом?

8. С кем ты поделился бы конфетой?

9. На кого ты хотел бы быть похожим?

10. На кого ты не хотел бы быть похожим?

Приложение 2

Методика «Выбор в действии»

В соответствии с количеством полученных предметов определяется социометрический статус ребёнка в группе при помощи следующей формулы:

где С — статус ребёнка в группе, в системе взаимоотношений со сверстниками; К — количество привлекательных предметов, полученных ребёнком от товарищей по группе; п — количество детей в тестируемой группе.

Дополнительные данные о количестве наиболее, средне и наименее привлекательных предметов, полученных ребёнком, позволяют судить о том, какова степень близости тех отношений, в которых данный ребёнок находится со сверстниками. Чем больше наиболее привлекательных предметов получил он в процессе эксперимента, тем ближе его взаимоотношения со сверстниками.

Основанием для выводов о статусе ребёнка служат количественные данные, т.е. показатель С.

Оценка результатов

10 баллов — показатель С ребёнка равен 100%.

8-9 баллов — показатель С находится в пределах от 80% до 99%.

6-7 баллов — показатель С располагается в интервале от 60% до 79%.

4-5 баллов — показатель С находится в пределах от 40% до 59%.

2-3 балла — показатель С располагается в пределах от 20% до 39%.

0-1 балл — показатель С находится в интервале от 0% до 19%.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Приложение 3

Программа игровой коррекции трудностей общения у дошкольников  

I этап — ориентировочный

Занятие 1

Занятие посвящено знакомству детей друг с другом. Дети-сели полукругом на стульчики вместе с психологом. Всем участникам взрослый предложил назвать себя любым именем, которое сохраняется за ребенком на все время занятий. Психолог предлагает выбрать детям любое имя или название животного, что имеет коррекционный и диагностический смысл.

Коррекционный смысл состоит в том, что ребенок может таким путем как бы выйти из своего старого Я и надеть на себя другую личину. Дети часто выбирают имя друзей, название животного, которое бывает глубоко символичным.

В диагностическом смысле выбор не своего имени ~ признак неприятия себя. Таким образом проявляется ощущение собственного неблагополучия у ребенка. Выбор чужого имени служит указателем желаемого объекта идентификации. Психолог также называет себя.

На первом занятии не надо выяснять, почему ребенок назвал себя по-другому, так как можно его отпугнуть. Этот вопрос можно обсудить потом.

После такого знакомства психолог предлагает веселую игру «Жмурки», Веселая, азартная, она снимает первоначальную настороженность ребенка. В то же время эта игра — хороший диагностический прием, выявляющий исходный уровень самостоятельной активности группы и некоторые групповые роли, возникающие групповые иерархии. Если дети играют активно, т. е. сами выбирают водящего, одергивают тех, кто подсказывает, значит, группа действительно активна, и психолог занимает Позицию пассивного наблюдателя, чтобы быстрее сложилась стихийная групповая структура.

Затем психолог предлагает детям игру «Паровозик».

Цель игры: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы, формирование произвольного контроля, умения подчиняться требованиям одного.

Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. Паровозик везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. Концовка занятия должна быть спокойная и объединяющая. Поэтому можно предложить детям встать в круг («хоровод») и взять друг друга за руки. Выбранная форма окончания занятий останется неизменной и превратится в ритуал.

Занятие 2

Если группа активна, то продолжить курс спонтанных игр. В ходе игры в детском коллективе возникает иерархия, как правило, выявляющая силу и слабость каждого участника. Стихийно сложившаяся иерархия поддерживает других и таким образом способствует укреплению дезадаптивных качеств детей. Она необходима для уточнения психологического диагноза членов группы и для накопления того группового опыта общения, от Которого впоследствии надо будет отталкиваться, демонстрируя его положительные и отрицательные стороны детям.

Психолог находится в групповой комнате, но никак не вмешивается в детские игры.

Через три занятия уже можно по наблюдениям выделить 5 стихийных ролей:

1) лидер;

2) товарищ лидера (прихвостень);

3) неприсоединившийся оппозиционер;

4) покорный конформист (баран);

5) «козел отпущения».

Значит, первый уровень I этапа групповой психокоррекции заканчивается, так как окончание этого уровня отличают 3 признака:

укрепившиеся роли,

стереотипные интеракции,

появление реакций на присутствие ведущего.

Второй уровень I этапа — это этап направленных игр, формирование осознаваемых навыков и действий; целенаправленно задается ведущим. Тем не менее необходимо включать спонтанные игры на определенное время в каждое занятие. Это называется «свободное время». Обычно на него отводится 20 минут в конце занятия.

Занятие 3

1. Игра «Жмурки»,

Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.

Ход игры. Все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Подводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев начинают петь:

~ Кот, кот Ананас, Ты лови три года нас! Ты лови три года нас, На развязывая глаз!

Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду.

2- Игра «Жучок».

Цель: раскрытие групповых отношений.

Ход игры. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно- Водящего выбирают с помощью считалки.

Свободное время.

Предложить детям сюжетно-ролевые игры, настольные игры.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Готовая одежда»

Дети разыгрывают ситуацию с покупкой одежды, закрепляют понятия – модельер, дизайнер, элементы счета.

Сюжетно-ролевая игра «Строительство города»

Дети строят дома, магазин, театр, больницу. Люди заботятся друг о друге, развивается взаимопонимание. Рабочие строят из кирпичиков, досок, блоков, проводят отопление, электричество. Около домов сажают деревья и делают тротуары. Детям и взрослым хорошо жить в городе. Строительство улицы, передвижение транспорта, соблюдение правил уличного движения.

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская «Салон красоты».

Представляют 3 зала – мужской, женский, детский. Дети распределяют роли. Мастера освежают, стригут, бреют, делают прически,  клиенты платят деньги в кассу.

3. «Хоровод».

Дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.

При этом основной акцент делается не на уже сложившиеся роли, а на установление равенства и пересечение привилегий. Есть определенные признаки, указывающие на то, что требуемая групповая структура сложилась. Во-первых, водящие начинают чувствовать направленную на них агрессию, которая хорошо видна в таких играх, как «Крепость» и «Жучок». Во-вторых, возникают спонтанные тактильные ласковые интеракции между членами группы. В-третьих, появилось серьезное, уважительное отношение к ритуалу окончания занятия.

II  этап — реконструктивный.

Занятие 4

1. Игра «Ассоциации».

Цель: воспитывается наблюдательность, воображение, умение жестами изобразить человека,

Ход игры. Ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка, его особенности, привычки, как он их видит. Остальные дети отгадывают, кого он изображает.

2. Игра «Страшные сказки».

Цель: развивается смелость, уверенность к себе, снимается тревога. Игра направлена на объединение группы.

Ход игры. Гасится свет или зашторены шторами окна- Дети по очереди начинают в темноте рассказывать страшные сказки. Если уровень доверия в группе высок, то дети воспроизводят свои реальные страхи- Очень полезно их тут же разыграть, также в темноте.

Гимнастика.

3. Спортивная игра «Турнир».

Цель: воспитывается произвольный контроль, корректируется аффективное поведение, развивается смелость, уверенность в себе, ребенок становится в разные позиции: соревнующегося; судьи; зрителя.

Ход игры. Дети выбирают судью и спортсменов. Проводятся спортивные игры:

а) «Попади в кеглю». Ребенку предлагается сесть и опереться руками сзади, ноги согнуть. Перед ногами кладется мяч. Он должен оттолкнуть мяч, выпрямляя ноги так, чтобы попасть мячом в кеглю, поставленную на расстоянии 3—4 шагов.

б) «Пролезть через руки». Сцепив пальцы обеих рук, надо попробовать пролезть через руки так, чтобы они оказались сзади. Руки при этом необходимо держать «в замке», не отпуская.

в) «Бой петухов». Играющие стараются вывести друг друга из равновесия, прыгая на одной ноге и толкая друг друга либо правым, либо левым плечом. Проигрывает тот, кто коснется земли второй ногой. Руки дети держат на поясе. Можно держаться одной рукой за носок согнутой ноги. Побеждает тот, кто дольше удержится, прыгая на одной ноге.

г) «Сядь-встань». Скрестив ноги, обхватив руками плечи, надо приподнять согнутые в локтях руки перед собой, сесть и встать, не помогая себе руками.

5. Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»

Постройка ракеты, планирование совместного полета на Луну, полет на Луну. Изучают лунные породы, врач проверяет здоровье космонавтов. Повора готовят продукты и обед перед полетом. На Земле провожающие космонавтов.

«Поликлиника»

Окулист проверяет зрение, рентгенкабинет, медсестры выписывают рецепты, изучение строения организма.

«Детский сад»

Помощник воспитателя, врач заботятся о детях.

Игра «Хоровод».

Занятие 5

1. Игра «Бип».

Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, сплочение группы.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках- Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу» садится по очереди на колени к детям и угадывает, на ком сидит. Если он правильно угадал, то тот, кого назвали, говорит: «Бип».

Гимнастика.

2. «Семейный портреты.

Цель: игра служит социометрии детской игровой группы, а также отражает сложившиеся отношения в собственной семье, опирается на групповое взаимоотношение.

Ход игры. В семью приходит фотограф, чтобы сделать семейный портрет. Он должен задать семейные роли всем членам группы и рассадить их, попутно рассказывая о том, кто с кем дружит в этой семье.

3. Игра «Зеркало».

Цель: дать возможность проявить активность пассивным детям.

Ход игры. Выбирается один водящий, остальные дети — зеркала. Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движения. Психолог следит за правильностью отражения.

Свободное время.

Предложить детям настольные, сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно-ролевая игра «Рыболовы»  

Рыболовы ловят рыбу, привозят ее в магазины, сдают, торгуются о цене.

«Правила уличного движения»

Дети изучают правила дорожного движения, распределяют роли: регулировщик, водители, пешеходы.

«Больница»

Дети распределяют роли: больные, врачи, медсестры. Привозят больных на «скорой помощи», врач осматривает, назначает лечение, медсестра сопровождает в палату, знакомство и другими больными.

7. «Хоровод».

Дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.

Занятие 6

1. Сюжетно-ролевая игра «День рождения».

Цель: для сплочения группы детям дается возможность высказать все обиды, снять разочарование.

Ход игры. Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

2. Игра «Путаница».

Цель: игра поддерживает групповое единство.

Ход игры. Выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться — кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, также не разнимая рук у детей.

Гимнастика.

3. Игра «Мальчик (девочка) — наоборот»;

Цель: в игре развивается произвольный контроль за своими действиями, снимается двигательная расторможенность, негативизм.

Ход игры. Участники встают в круг. Ведущий показывает действия, все повторяют за ним. Мальчик, наоборот, должен делать не так, как все-

Свободное время (забавы за столом),

а) «Выдуй шарик из чашки». В чашку кладут шарик от настольного тенниса, Детям по очереди предлагается сделать глубокий вдох, наклониться над чашкой и дунуть в нее так сильно, чтобы шарик вылетел из чашки.

6) «Силачи». Играющие упираются локтями о стол и соединяют кисти. Каждый в паре начинает давить на руку товарища, стараясь положить ее на стол. Побеждает тот, кто, не отрывая локтя от стола, заставит партнера положить руку на стол.

в) Различные настольные игры: «Лото», «Цирк», «Летающие колпачки», «Шашки», «Улицы города» и др. Играя в эти игры, надо соблюдать правила.

4. Сюжетно-ролевые игры:

«Школа»

Учитель ведет урок, дети отвечают, показывают выполненное домашнее задание, учитель ставит оценки за домашнее задание, отмечает «учеников», которые хорошо подготовились.

«Магазин тканей»

Распределение ролей: продавцы, покупатели. Мамы подбирают и  покупают отрезы на платье, несут в ателье.

5. «Хоровод». Можно предложить одновременное легкое покачивание вправо, влево.

Занятие 7

1. Игра «Крепость».       

Цель: игра дает детям возможность проявить агрессию. Интересна диагностика — кто с кем захочет быть в команде.

Ход игры. Группа детей делится на две команды (по желанию самих ребят). Каждая команда строит из мебели крепость.

Одна команда защищает крепость, другая команда штурмует. Основное оружие — надувные шарики, мячи, мягкие игрушки.

Гимнастика.

2. Игра «Изображение предметов».

Цель: воспитывается наблюдательность, воображение, умение видеть другого.

Ход занятия. Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.

3. Игра «Щит и меч».

Цель: выход агрессии, эмоционального напряжения. Ход игры. Психолог держит щит, дети бьют об него мечами.

Свободное время.

Предложить детям настольные, сюжетно-ролевые игры, строительный материал.

«Пограничники»

Распределение ролей: командир, солдаты-пограничники, собаки, нарушители. Пограничники смелые, ловкие, проводят учения, занятия, отдых, дрессируют собак, стоят на посту, ловят нарушителя, допрашивают его, составляют документы.

«Кукольный театр»

Артисты едут выступать к пограничникам.

«Поликлиника»

задачи те же, изменяется специфика кабинета и специальность врачей.

4. «Хоровод».

Дети встают в круг, берутся за руки.

Занятие 8

1. Игра «Чунга-Чанга»,

Цель: коррекция эмоциональной сферы ребенка, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое.

Ход игры. Путешественник (психолог) пристал на своем корабле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова — маленькие чернокожие дети. И на мальчиках, и на девочках надеты одинаковые пестрые юбочки, на шее — бусы, а в волосах — перья. С веселой улыбкой они стали пританцовывать под музыку В.Шаинского «Чунга-Чанга» вокруг путешественника и петь:

Чудо-остров, чудо-остров,

Жить на нем легко и просто,

Жить на нем легко и просто, Чунга-Чанга!

Путешественник решил навсегда остаться на этом острове.

Гимнастика.

1) Попугай.

2) Лебеди.

3) Тюлень на суше.

  1.  Тюлень в воде. ,

Мартышка.

Змея.

2. Игра «Баба Яга».

Цель: коррекция эмоции злости, тренировка способностей воздействия детей друг на друга.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках в кругу, лицом друг к другу. Психолог просит показать, какое бывает выражение лица, поза, жесты у взрослых (мамы, папы, бабушки, воспитателя), когда они злятся на детей. За что взрослые чаще всего сердятся на вас? (Дети разыгрывают 2—3 сценки.) Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно? Грозят наказать, берут ремень? (Ребята говорят и показывают.) Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, деретесь, боитесь? (Разыгрываются 2—3 сценки.)

3. Спортивные игры.

а) «Дракон кусает свой хвост». Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Пока звучит музыка Д.Нуриева «Восточный танец», первый играющий пытается схватить последнего — дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребенок.

б) «Белые медведи». Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки — это белые медведи. Со словами «Медведи идут на охоту» они бегут, стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играющих. Затем снова идут на охоту. Когда переловят всех, игра кончается.

в) «Расставить посты». Дети маршируют под музыку Ф.Шуберта «Марш» друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т. д.).

4. Сюжетно-ролевые игры:

«Кулинария»

Дети пекут пирожки, лепят пельмени,  роли – рабочие-пекари, продавцы, покупатели.

«Правила уличного движения»

«Школа»

  1.  «Хоровод».

Дети берутся за руки и встают в круг, улыбаются друг другу.

Занятие 9

1. Игра «Узнай по голосу».

Цель: игра на внимание, на умение узнавать друг друга по

голосу.

Ход игры. Дети встают в круг, выбирается ведущий. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.

  1.  Игра «Передай по кругу»,

Цель: достичь взаимопонимания, сплоченности. Ход игры. Дети идут по кругу, передают горячую картошку, ледышку, бабочку (пантомимикой). Гимнастика.

1) Фокусник.

2) Силач с гирями.

3) Клоуны с гирями.

4) Змея.

5) Клоун и змея.

6) Воздушные акробаты.

7) Акробаты на батуте.

8) Клоун на батуте.

9) Йог ходит по разбитому стеклу, углям.

3. Игра «Два друга».

Цель: игра на сопоставление различных черт характера, на развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Ход игры. Дети слушают в исполнении психолога стихотворение Т.Волиной «Два друга»:

Пришли два юных друга на речку загорать. Один решил купаться — стал плавать и нырять. Другой сидит на камушке и смотрит на волну, И плавать опасается: «А вдруг я утону?»

Пошли зимой два друга кататься на коньках. Один стрелою мчится — румянец на щеках! Другой стоит растерянный у друга на виду, «Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!»

Гроза дружков застала однажды на лугу. Один пробежку сделал — согрелся на бегу. Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи;

Лежит под одеялами — «Кха-кха!.. Апчхи!»

Дети дают оценку поведению обоих ребят, распределяют роли, Ведущий снова читает стихотворение, а дети пантомимически его иллюстрируют.

4. Этюд «Так будет справедливо».

Цель: эмоциональное осознание детьми отрицательных черт своего характера. Учить понимать» какое поведение какой черте характера соответствует и как оно оценивается.

Ход этюда. Психолог предлагает детям послушать рассказ и оценить,поступок братьев.

«Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться; они то бегали вокруг стола, то боролись» то кидали друг другу, словно это мячик, диванную подушку.

Вдруг щелкнул замок — это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван. А младший не заметил маминого прихода и продолжал играть с подушкой. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру. Люстра стала раскачиваться. Мама, рассердившись, поставила провинившегося в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом с братом.

— Почему ты встал в угол? Я тебя не наказывала! — сказала мама.

— Так будет справедливо, — серьезно ответил ей старший сын. — Ведь это я придумал кидаться подушкой.

Мама растроганно улыбнулась и простила обоих братьев». 5. «Хоровод».

Дети встают в круг, берутся за руки. Ребята совершают одновременно плавные движения вправо, влево.

Свободное время

Сюжетно-ролевые игры:

«Обувной магазин»

Распределение ролей, продавцы, покупатели. Покупатели меряют обувь, продавцы предлагают товар. Продавцы вежливы и терпеливы, хвалят покупателей, упаковывают обувь.

Игра-путешествие «Водолаз»

Объяснить детям понятия, связанные с морем, глубиной, обитателями, течения моря.

«Космонавты»

III этап — закрепляющий

Занятие 10

1. Сюжетно-ролевая игра «Разведчики».

Цель: развивать моторно-слуховую память, снять двигательную расторможенность, негативизм.

Ход игры. В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети.

Гимнастика.

Детям показывают картинки с изображением веселых человечков, их движения надо повторить.

2. Игра «Дружная семья».

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жеста, отразить сложившиеся взаимоотношения в игровой группе.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом; один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто рисует или вяжет и т. п. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают.

Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы» а реальные. Игра сопровождается музыкой Р.Паулса «Золотой клубочек».

Свободное время.

1)Сюжетно-ролевые игры:

«Почта»

Дети пишут письма, покупают конверты, приклеивают марки

«Кулинария»

«Воины-защитники»

Дети готовятся к учениям, проводят учения, они сильные, сплоченные, понимают совместную задачу, готовятся к полетам, учатся преодолевать полосу препятствий.

2)Для эмоционального сближения и взаимодействия детей психолог предлагает выполнить совместную работу: сделать общий рисунок на большом листе бумага, который расстилается на полу.

Тема рисования: «Наша дружная группа».

Цель рисования: влияние на поведение детей; они делаются спокойнее и доступнее. Улучшается общение со сверстниками, закрепляется в рисунке впечатление, полученное от игры, выявляются страхи.

3- «Хоровод».

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, передавая мимикой свое настроение.

Занятие 11

1. Игра «Четыре стихии».

Цель: развивать внимание, связанное с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.

Ход игры. Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Гимнастика.

Дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра — дети становятся в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу).

На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу «тополя»: пятки вместе, носки врозь, моги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад.

1. Этюд «Встреча с другом»,

Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, Развивать выразительные движения,

Ход этюда. Психолог рассказывает детям историю;

«У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг Другу!»

По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.

3. Игра «Кораблик».

Цель: повышение самооценки, уверенности в себе.

Ход игры. Двое взрослых (психолог и педагог) раскачивают за углы одеяло — это кораблик. При словах «Тихая, спокойная погода, светит солнышко» все дети изображают хорошую погоду.

При слове «Буря!» они начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Ребенок, находящийся в кораблике, должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»

Для объяснения этой игры в первое «плавание» можно отправить игрушку.

4. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Дети распределяют роли: библиотекари, читатели, выбирают книги, библиотекарь рекомендует литературу, читатели берут книги, благодарят.

5. «Хоровод».

Занятие 12

1. Сюжетно-ролевая игра «В магазине зеркал».

Цель: развивать наблюдательность, внимание, память. Создание положительного эмоционального фона. Упражнять чувство уверенности, а также умение подчиняться требованиям одного.

Ход игры. В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка (выбирается заранее). Она увидела себя в зеркалах (зеркала — дети) и подумала, что это другие обезьянки. Стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногами. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

Гимнастика.

1) Ледышки.

2) Ручейки.

3) Дождик.

4) Фонтанчик.

5) Холод, лед.

6) Жара, солнце;

2- Этюд «Очень худой ребенок».

Цель: умение выразить страдание и печаль.

Ход этюда. Психолог объясняет детям: ребенок плохо ест, он стал очень худым и слабым, даже муравей может его повалить с ног. Послушайте:

Это кто там печально идет

И печальную песню поет?

Муравей пробежал,

Повалил его с ног-

Митя из дому шел, до калитки дошел,

Но дальше идти он не смог!

Он каши, он каши, он каши не ел,

Худел, худел, болел, слабел!

И вот он лежит одинок,

Муравей повалил его с ног!

(Э.Мошковская)

Психолог предлагает детям показать по очереди, какое худое лицо у Мити. Затем дети распределяют между собой роли бабушки, Мити и муравья. Бабушка кормит Митю с ложечки. Митя с отвращением отодвигает от себя ложку. Бабушка кормит, одевает Митю и отправляет его гулять. Звучит песня З.Левиной «Митя». Мальчик, пошатываясь, идет по направлению к калитке (специально поставленный стул). Навстречу ему выбегает муравей и трогает его усиком (пальцем) — Митя падает (приседает).

3. Игра «Три характера».

Цель: игра на сопоставление различных характеров. Коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Ход игры. Дети слушают три музыкальные пьесы Д.Кабалевского: «Злюка», «Плакса», «Ревуш ка»; вместе с психологом дают моральную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с хорошим настроением ревушки. Трое детей договариваются, кто какую девочку будет изображать, а остальные дети должны догадаться по мимике и жестам, какая девочка кого изображает.

Если в группе мало девочек, то злюку и плаксу изображают мальчики.

4. «Хоровод».

Психолог предлагает детям:

«Хватит играть со злыми и страшными. Мы-то с вами добрые, веселые и очень дружные ребята. Мы встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

До свидания, мои славные, добрые, смелые, честные, дружные ребята. Мы обязательно с вами еще встретимся и поиграем в веселые игры».

Дети водят хоровод под музыку польки из кинофильма «Золушка» (или любую другую музыку):

Станьте, дети, станьте в круг, Станьте в круг, станьте в круг. Я твой друг, и ты мой друг,

Самый добрый друг. Ля-ля-ля...


Диплом на заказ


1. гайка качения. Направляющие качения МРС достоинства недостатки методика расчета
2. а подпись председателя Председателю первичной профсоюзной организации студентов КФУ Ю
3. Тема 2- Методологічні засади криміналістики
4. Жанровое разнообразие поэмы Пушкина Руслан и Любмила
5. РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ В ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЙ
6. Реферат- Особенности, принципы, методы и структура управления природопользованием
7. Многофакторность и неоднозначность процессов сложность геометрической формы нестабильность тех
8. следственные связи
9. Тонко раскатать тесто
10. Интеллект и механизмы мозга
11. за винятками встановленими Конституцією законами чи міжнародними договорами України
12. 30 10 июня ПОНЕДЕЛЬНИК Экономическая теория ЗАЧЕТ доцент Степанов А
13. Иммобилизованные соединения
14. Гигиена воздуха
15. Інструкцію по організації зберігання в аптечних закладах різних груп лікарських засобів та виробів медичн
16. ВВЕДЕНИЕ Отношение человека к миру концептуально
17. Процесс развития логических приемов мышления, сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраст
18. Опции стандартного BIOS Setuр
19. Заболевания глаз
20. Лирика дружбы и любви АСПушкина