Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели и задачи учебной дисциплины с учетом конкретной специальности региональны

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20

15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи учебной дисциплины с учетом конкретной специальности, региональных особенностей и особенностей учреждения высшего образования в подготовке специалистов с высшим образованием

Цель учебной дисциплины «Введение в педагогическую профессию» формирование ценностных профессиональных установок в отношении детей с особенностями психофизического развития и воспитание профессионально значимых качеств личности педагога.

Задачи учебной дисциплины:

  1. формирование у студентов представлений  о сущности и специфике профессиональной  деятельности учителя-дефектолога;
  2. формирование представлений об основных категориях детей с особенностями в психофизическом развитии и особенностях работы с ними;
  3. создание предпосылок для эффективного личностного продвижения студентов к овладению основами педагогической профессии;
  4. овладение приемами самостоятельной работы;
  5. воспитание интереса  у студентов к избранной специальности.

В содержании учебной дисциплины раскрывается социальная значимость педагогической профессии, функции педагога и требования к нему, выделяются особенности профессиональной деятельности учителя-дефектолога, круг теоретических знаний и профессионально-педагогических умений, предусмотренных квалификационной характеристикой педагога, и в частности дефектолога, пути овладения ими в процессе обучения и самообразования, разъясняются принципы организации и структура системы образования в Республике Беларусь.

Место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста с высшим образованием соответствующего профиля, связи с другими учебными дисциплинами (включая учебные дисциплины компонента учреждения высшего образования, дисциплины специализации)

Учебная дисциплина «Введение в педагогическую профессию» открывает цикл психолого-педагогических дисциплин и закладывает основы формирования психолого-педагогической и предметной подготовки учителя-дефектолога, вводит студентов в будущую профессию, раскрывает перед ними перспективы и пути овладения профессиональной педагогической деятельностью, знакомит с элементами вузовского процесса, способствует их более быстрой адаптации к условиям обучения в университете, нацеливает на развитие познавательной самостоятельности при овладении профессиональными знаниями и умениями.

Большое внимание уделяется адаптации первокурсников к условиям обучения в педагогическом вузе, вооружению их необходимыми знаниями и умениями по рациональной организации своего учебного труда, значительное место в котором отводится самостоятельной работе. У студентов формируется убеждение в том, что успешно овладеть профессией педагога можно только при условии постоянного и систематического самовоспитания и самообразования, наличии потребности в профессиональном росте.

Учебная дисциплина «Введение в педагогическую профессию» строится  на основе интеграции междисциплинарных связей с общей и специальной педагогикой, общей и специальной психологией, медико-биологическими основами коррекционной педагогики и специальной психологии, философией.

Требования к освоению учебной дисциплины (включая требования образовательного стандарта)

В результате изучения учебной дисциплины «Введение в педагогическую профессию»  студенты должны:

знать:

  1. сущность и особенности педагогической профессии;
  2. структуру и содержание профессиональной педагогической деятельности; нормы отношения педагога к своему труду;
  3. специфику деятельности учителя-дефектолога и  нормативно-правовые основы его деятельности;

уметь:

  1. пользоваться разными информационными источниками для расширения педагогических знаний;
  2. разрабатывать индивидуализированные программы собственного профессионального становления;
  3. анализировать на основе теоретических знаний явления и факты педагогической практики;

владеть:

  1. навыками применения теоретического педагогического знания в осмыслении социальной значимости профессии;
  2. навыками накопления профессионально-педагогического опыта;
  3. навыками организации самообразования, самовоспитания в педагогической деятельности.

Общее количество часов и количество аудиторных часов, отводимое на изучение учебной дисциплины в соответствии с учебным планом учреждения высшего образования по специальности

Согласно учебному плану на освоение дисциплины «Введение в педагогическую профессию» студентами дневной формы получения образования отводится 72 часа, из них 34 аудиторных:  лекций 14 часов, семинарских занятий – 20 часов.

На изучение дисциплины студентами заочной формы получения образования отводится 10 часов аудиторных занятий, из них лекций 8 часов, семинарских занятий 2 часа.

Формой итогового контроля знаний, умений и навыков студентов является зачет.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Раздел 1. Педагогическая профессия в современном обществе

Тема 1.1 Педагогическая профессия и ее особенности

Понятие «педагогическая профессия»: сущность и содержание. Социальный, гуманистический и просветительский смысл профессии педагога. Педагогическая профессия и педагогические специальности: общее и особенное. Перспективы развития педагогической профессии, условия повышения ее престижа.

Подготовка педагогических кадров. Совершенствование структуры и содержания педагогического образования в Республике Беларусь. Стандарты высшего педагогического образования.

Тема 1.2 Педагогическая деятельность: сущность, цели и задачи

Сущность педагогической деятельности. Цель профессиональной деятельности педагога. Виды педагогической деятельности, их характеристика.

Структура и функции педагогической деятельности. Педагогические умения учителя. Стиль педагогической деятельности.

Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога.

 

Тема 1.3 Система образования Республики Беларусь

Понятие «система образования». Позитивные и негативные тенденции в развитии современной национальной системы образования.

Структура национальной системы образования. Уровни образования.

Основные принципы государственной политики в области образования.

Определение понятия «специальное образование». Лица, имеющие право на получение специального образования. Цель, задачи и принципы специального образования на современном этапе.

Основные категории детей с особенностями психофизического развития ОПФР. Система специальных учреждений для детей с ОПФР.

Тема 1.4 Непрерывное образование как необходимое условие профессионального роста и развития личности педагога

Понятия «непрерывное образование», «самообразование»,  «культура самообразования»: их сущность и содержание. Виды самообразования. Функции самообразования. Источники самообразования педагога.

Понятия «самовоспитание», «культура самовоспитания». Объект самовоспитания педагога. Структура процесса самовоспитания педагога. Средства самовоспитания педагога. Методы самовоспитания.

Раздел 2. Педагогическая деятельность и личность

учителя-дефектолога

Тема 2.1 Специфика педагогической деятельности учителя-дефектолога

Особенности профессиональной деятельности учителя-дефектолога и факторы, ее определяющие. Доминирующие виды деятельности учителя-дефектолога.

Системная организация личности дефектолога в современных условиях. Квалификационная характеристика учителя-дефектолога. Структура личностного профиля учителя-дефектолога. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности учителя-дефектолога.

Педагогические и общественные функции учителя-дефектолога.

Тема 2.2 Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности учителя-дефектолога

Правовые основы деятельности учителя дефектолога международные и государственные правовые акты.

Кодекс Республики Беларусь об образовании основной документ регламентирующий деятельность педагога системы специального образования. Современная система специальных образовательных услуг. Три ступени в системе образования. Формы получения образования.

Международные правовые акты о социальной защите детей-инвалидов (Декларация о правах умственно отсталых лиц, Конвенция о правах инвалидов, Конвенция о правах ребенка, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов). Отражение идей международных документов о правах ребенка в законодательных актах Республики Беларусь.

Тема 2.3 Особые образовательные потребности детей с нарушениями в развитии

Основные категории детей с особенностями психофизического развития.

Республиканский банк данных о детях с особенностями психофизического развития. Организация учета детей, нуждающихся в специальном образовании.

Понятие «особые образовательные потребности». Определение особых образовательных потребностей для детей с нарушением слуха, зрения, речи, с интеллектуальной недостаточностью, с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Введение в педагогическую профессию»

Дневная форма получения образования

Номер раздела, темы

Название раздела, темы

Количество аудиторных часов

Литература

Форма контроля знаний

Лекции

Практические

занятия

Семинарские

занятия

Лабораторные

занятия

Управляемая

самостоятельная работа

1.

Педагогическая профессия в современном обществе

6

6

4

1.1.

Педагогическая профессия и ее особенности

2

2

[2]

[3]

[6]

[7]

[8]

[9]

Устный опрос; выступле-ния с докладами и сообще-ниями; составление табли-цы «Перспективы развития педагогической профес-сии»; дискуссия об усло-виях повышения престижа педагогической профессии  

1.2.

Педагогическая деятельность: сущность, цели и задачи

2

2

[2]

[3]

[5]

[6]

[7]

[8]

[9]

Защита проектов (кейсов) «Эффективный учитель», «Эффективное педагоги-ческое решение»

1.3.

Система образования Республики Беларусь

2

2

[11]

[12]

Составление таблицы «Тенденции развития на-циональной системы обра-зования на современном этапе»; разработка  стру-ктурно-логической схемы «Система образования РБ»

1.4.

Непрерывное образование как необходимое условие профессионального роста и развития личности педагога

2

2

[2]

[3]

[6]

[7]

[8]

[9]

Выступления с докладами и сообщениями; разработ-ка программ самообразова-ния и самовоспитания; на-писание эссе; тестирова-ние  

2.

Педагогическая деятельность и личность учителя-дефектолога

6

8

4

2.1.

Специфика педагогической деятельности учителя-дефектолога

2

4

[1]

[4]

[5]

[10]

Устный опрос; составле-ние аннотированных спи-сков литературы; решение педагогических задач и ситуаций  

2.2.

Нормативно-правовые основы деятельности учителя-дефектолога

2

2

2

[11]

[12]

[13]

[14]

[15]

Устный опрос; составле-ние таблицы «Основные нормативные документы, определяющие права и свободы лиц с ограничен-ными возможностями»; решение педагогических задач и ситуаций

2.3.

Особые образовательные потребности детей с нарушениями в развитии

2

2

2

[1]

[4]

[5]

[10]

[11]

[12]

[13]

[14]

Выступления с докладами и сообщениями; решение педагогических задач и си-туаций; изготовление ди-дактических материалов; рецензии на статьи в педа-гогических изданиях; ком-пьютерное тестирование


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Введение в педагогическую профессию»

Заочная форма получения образования

Номер раздела, темы

Название раздела, темы

Количество аудиторных часов

Литература

Форма контроля знаний

Лекции

Практические

занятия

Семинарские

занятия

Лабораторные

занятия

Управляемая

самостоятельная работа

1.

Педагогическая профессия в современном обществе

4

1.1.

Педагогическая профессия и ее особенности

2

[2]

[3]

[6]

[7]

[8]

[9]

Устный опрос; выступле-ния с докладами и сообще-ниями; составление табли-цы «Перспективы развития педагогической профес-сии»; дискуссия об усло-виях повышения престижа педагогической профессии  

1.2.

Система образования Республики Беларусь

2

[11]

[12]

Составление таблицы «Тенденции развития на-циональной системы обра-зования на современном этапе»; разработка  стру-ктурно-логической схемы «Система образования РБ»

 

2.

Педагогическая деятельность и личность учителя-дефектолога

4

2

2.1.

Специфика педагогической деятельности учителя-дефектолога

2

[1]

[4]

[5]

[10]

Устный опрос; составле-ние аннотированных спи-сков литературы; решение педагогических задач и ситуаций  

2.2.

Нормативно-правовые основы деятельности учителя-дефектолога

2

[11]

[12]

[13]

[14]

[15]

Устный опрос; составле-ние таблицы «Основные нормативные документы, определяющие права и свободы лиц с ограничен-ными возможностями»; решение педагогических задач и ситуаций

2.3.

Особые образовательные потребности детей с нарушениями в развитии

2

[1]

[4]

[5]

[10]

[11]

[12]

[13]

[14]

Выступления с докладами и сообщениями; решение педагогических задач и си-туаций; изготовление ди-дактических материалов; рецензии на статьи в педа-гогических изданиях; ком-пьютерное тестирование


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

  1.  Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие для студентов дефектол. специальностей высш. учеб. заведений /         Т.В. Варенова. – 2-е изд., доп. – Минск: Асар, 2007. – 318 с.
  2. Мижериков, В.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Мижериков,                      М.Н. Ермоленко. М.: Пед. о-во России, 2002. – 268 с.
  3. Общие основы педагогической профессии: учеб. пособие / авт.-сост. И.И. Цыркун [и др.]; под ред. Ж.Е. Завадской, Т.А. Шингирей. Минск: БГПУ, 2005. 195 с.
  4. Хитрюк, В.В. Основы дефектологии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений по пед. специальностям / В.В. Хитрюк. Минск: Изд-во Гревцова, 2009. 278 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. 5-е изд., стер. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 272 с.
  2. Мезинов, В.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие / В.Н. Мезинов; М-во образования и науки Рос. Федерации, Елецк. гос. ун-т им. им. И.А. Бунина. Елец, 2005. 92 с.
  3. Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: практикум: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.А. Орлов,                   А.С. Агафонова; под ред. А.А. Орлова. 3-е изд., стер. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 256 с.
  4.  Педагогика: учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред.                  В.А. Сластенина. 10-е изд., перераб. М.: Изд. центр «Академия», 2011. –  608 с.
  5.  Сергейко, С.А. Общие основы педагогической профессии: учеб.-метод. комплекс / С.А. Сергейко, Л.М. Тарантей. 2-е изд. Гродно: ГрГУ, 2010. 324 с.
  6. Специальная педагогика: учеб. пособие / Л.И. Аксенова,
    Б.А. Архипов, Л.И. Белякова [и др.]; ред. Н.М. Назарова. 3-е изд., испр. М.: Academia, 2004. 396 с.


НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г. Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. 400 с.
  2. Об утверждении образовательного стандарта специального образования: постановление М-ва образования Респ. Беларусь, 11 июня 2010 г., № 60 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. Аsabliva.by: сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Управление спец. образования М-ва образования Респ. Беларусь. Минск, 2010. Режим доступа: http://www.asabliva.by. Дата доступа: 26.04.2013.  
  2. Общественное объединение «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам» [Электронный ресурс] / ОО «БелАПДИиМИ». Минск, 2011. Режим доступа: http://belapdi.org. Дата доступа: 26.04.2013.     
  3. Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс] / Организация Объединенных Наций. – Нью-Йорк, 2013. – Режим доступа: http://www.un.org/ru. – Дата доступа: 26.04.2013.


ПЕРЕЧЕНЬ

ЗАДАНИЙ И КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ УПРАВЛЯЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

  1. изучение материалов лекций, подготовка к семинарским занятиям;
  2. выполнение промежуточных и рубежных тестов;
  3. работа с понятиями, составление таблиц и структурно-логических схем;
  4. решение педагогических задач и ситуаций с последующим обсуждением результатов;
  5. составление аннотированных списков научно-педагогической литературы (книг, статей) по тематике учебной дисциплины и составление на них рецензий (отзывов);
  6. написание эссе;
  7. изготовление дидактических материалов.

ПЕРЕЧЕНЬ

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СРЕДСТВ ДИАГНОСТИКИ

РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. тестирование (разноуровневые тестовые задания);
  2. устный опрос на семинарских занятиях;
  3. выступления с докладами и сообщениями;   
  4. защита самостоятельно разработанных творческих заданий (проектов, кейсов);
  5. решение обобщенных профессионально-педагогических задач и ситуаций.


ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Название учебной

дисциплины,

с которой

требуется согласование

Название

кафедры

Предложения

об изменениях в содержании учебной программы

учреждения высшего

образования по учебной дисциплине

Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и

номера протокола)

1. Педагогика современной школы: теоретический аспект

Кафедра основ специальной педагогики и психологии

С содержанием данной учебной дисциплины согласуется, замечаний и предложений нет

Пр. № 11 от 25.06.2013 г.

2. Основы специальной педагогики

Кафедра основ специальной педагогики и психологии

С содержанием данной учебной дисциплины согласуется, замечаний и предложений нет

Пр. № 11 от 25.06.2013 г.

12


1. местные методы действие лекарственных средств на зубную эмаль; общие методы действие лекарственных с
2. О некоммерческих организациях далее Закон об НКО некоммерческой является организация не имеющая в
3. темах рассматривают как передачу информации о протекании процесса на основе которой вырабатывается то или и
4. Статья- Принципы построения системы менеджмента на основе здравого смысла
5. Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий механики и оптики Сп
6. ТЕМА- Галогены. Ковчегин Игорь 10б Галогены Всем извест
7. 11 kw t rted voltge 220B nd nominl frequency of network 50Hz; Nominl slip 76 ; Rtio of strting current 31; Rtio of n ccelerting torque 0415; Efficiency 0742; Power coe
8. 1] ЖИЗНЬ НА МИДГАРДЗЕМЛЕ [1
9. Становление понятий о химическом элементе
10. ти перст. кишку начинается выделение клетками ее слизистой холецистокининапанкреозимина
11. початок 18 століття
12. Вариант контрольной работы выбирается по первой букве фамилии студента.html
13. Лекція- Поняття та види державних службовців План 1
14. ТЕМАТИКЕ ЗА ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР ОБУЧЕНИЯ Элементы комбинаторики Сочетания перестановки размещения
15. ТЕМА- ПРАВОВЕ РЕГУЛЮВАННЯ ЧАСУ ВІДПОЧИНКУ ПРАЦІВНИКІВ Ключові терміни та поняття- час відпочинку пере
16. Фадеев Александр Александрович
17. RendezVous [4
18. 13 0311
19. Хирургия Хронический панкреатит и экзокринная недостаточность
20. 0.13 ' 23.10.13 Стоматология 24