Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

на тему Становление и развитие системы сиротских учреждений Советской России в довоенный период Пробл

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20


Уважаемые члены комиссии, вашему вниманию предлагается дипломная работа на тему «Становление и развитие системы сиротских учреждений Советской России в довоенный период»

Проблема детского сиротства и социальной защиты детей-сирот существовала на всем протяжении истории России. Государственная политика помощи детям-сиротам менялась в зависимости от социально-политической ситуации в стране, степени вовлеченности общественности в профилактику и предупреждение сиротства в России и других факторов.

Сегодня ясно без прогностических предположений, что изменения в политической, социальной и экономической сферах наряду с позитивными результатами больно ударили по социально уязвимым слоям населения, в частности по многодетным и малообеспеченным семьям.

Анализ исторического опыта первой половины XX века приобретает особую значимость и актуальность в начале нового тысячелетия, так как он делает возможным осмысление тенденций, событий и фактов в сфере социальной защиты детей-сирот с целью выработки стратегии в будущем.

Мы далеки от того, чтобы идеализировать советскую систему сиротских учреждений. Историк обязан исследовать ее с исторических позиций, учитывая сложность, многомерность, порой противоречивость процессов, проходивших в изучаемой сфере с 1917 по 1941 гг.

Логика исторических событий требует рассмотреть как положительные тенденции социальной политики государства в предшествующий исторический период, так и ее отрицательные моменты.

Объектом исследования является система сиротских учреждений России как совокупность различных форм социальной практики.

Предмет исследования -  механизмы организации социальной помощи детям-сиротам, типы сиротских учреждений, нормативно-правовое регулирование их деятельности.

     Хронологические  рамки исследования охватывают период возникновения РСФСР вплоть до начала Великой Отечественной войны. В целях создания целостного исторического контекста, выявления предпосылок создания системы сиротских учреждений Советской России хронологические границы исследования при необходимости расширяются.

Историография. По проблеме сиротства и беспризорничества написано большое количество работ, в которых освещаются причины и масштабы сиротства, роль государства в решении этой проблемы. Особое место занимают монография А.Н. Хмельницкой, посвященная созданию детских домов в первые годы советской власти.

Так же хотелось бы выделить работы А.М. Нечаевой, в которых существенное внимание уделялось анализу государственной политики по охране осиротевших детей после октября 1917 г..

Немаловажную роль в изучении рассматриваемой проблемы играют труды педагогов и психологов. В работах А. С. Макаренко, П. П. Блонского, Л.С. Выгодского,  С. Т. Шацкого, В. Н. Сороки-Росинского, В. И. Куфаева, М. М. Пистрака отображен ценный опыт воспитания трудных детей и организации детского коллектива.

Тем не менее, при всей ценности опубликованных работ остается неизученным комплекс проблем, связанных со становлением и эволюцией системы сиротских учреждений.

И поэтому Цель исследования заключается в комплексном осмыслении и обобщении богатого и многогранного опыта становления и развития сети сиротских учреждений в период с 1917 по 1941 г.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Изучить процесс формирования и функционирования системы сиротских учреждений Советской России;

2. Определить основные этапы, принципы, закономерности и приоритеты государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3. Исследовать диалектику основных направлений социальной политики советской власти в области защиты детства и предупреждения сиротства;

4. Рассмотреть нормативно-правовое регулирование деятельности государственных учреждений, органов местного самоуправления, негосударственных организаций в сфере защиты детей-сирот;

5. Проанализировать как общие, так и специфические черты опыта развития системы сиротских учреждений;

6. Охарактеризовать основные типы учреждений для осиротевших детей;

7. Выявить позитивные и негативные тенденции развития данной сферы в исследуемый период;

8. Воссоздать обобщенную картину развития системы сиротских учреждений СССР в 1917-1941 г.

На основе изучения главных достижений отечественной  историографии по поставленной в нашем исследовании проблеме, удалось установить, что отечественная историография накопила определенный и систематизированный материал, в котором освещались различные аспекты становления и развития системы защиты детей-сирот.

В исследовании проанализирована историческая динамика системы сиротских учреждений по этапам: переход к советской власти, 1920-е годы, 1930-е гг.

Исследуя материал по формированию системы сиротских учреждений в 1920-е гг, можно сделать следующие выводы:

Определяющее влияние на развитие сиротских учреждений в этот период оказывало социально-экономическое положение в стране и политико-идеологические установки большевистского руководства. Для начала 1920-х гг. характерны катастрофический уровень детского сиротства и беспризорности и государственные меры преимущественно чрезвычайного характера. С середины десятилетия ситуация стабилизируется, а государственная политика в данной сфере приобретает более планомерный характер.

Несмотря на тяжелое материальное положение и известное идеологическое давление, именно период 1920-х гг. характеризуется активным педагогическим поиском, развитием новаторских принципов и методов работы сиротских учреждений. Выдающиеся результаты этой работы особенно ярко проявились в деятельности ставшего легендарным А. С. Макаренко.

Именно в это время в основных чертах сложилась система сиротских учреждений Советского государства. Получили развитие различные виды и формы учреждений, была определена их ведомственная принадлежность, сложились механизмы взаимодействия, руководства и контроля. Было уточнено также и правовое положение детских домов и трудовых коммун.

В то же время в работе массовых сиротских учреждений сохранялось значительное число острых проблем. Важнейшей среди них следует считать проблему низкой квалификации и тяжелого положения значительной части педагогических кадров. Остро стояли также вопросы материального снабжения. Оставалась нерешенной до конца и проблема массовой «уличной» беспризорности.

Детские дома оставались одной из самых оптимальных форм государственного попечения осиротевших детей. Их многочисленность была обусловлена как крайне тяжелым экономическим положением страны, так и выполнением ими в связи с этим функций «домов спасения», которые кормили и лечили детей. В дальнейшем количественные характеристики детских домов были дополнены разнообразием их типов, что было обусловлено сменой их функций на воспитательно-образовательную, спецификой контингента детей (не только беспризорные, но и дети крестьян, сироты и полусироты), возрастом детей, особенностями местных условий, задачами, стоящими перед учреждениями, сроками пребывания детей в учреждении, поиском организации воспитательной системы, позволяющей гибко воздействовать на воспитанников.

В 1930-е гг. система защиты детей-сирот сделала новый, значительный шаг в своем развитии:

В начале 30-х гг. происходит поворот в партийно-государственной образовательно-воспитательной политике в сторону тотального контроля за сферой образования, воспитания в сиротских учреждениях, что в значительной степени обуславливалось общей политической линией в стране, направленной на слом НЭПа, осуществление форсированной модернизации и укрепления режима личной власти Сталина. Однако традиции 20-х годов сохранили известный запас прочности.

В 1930-е гг. сформировалась достаточно гибкая, нестандартная система интернатных учреждений для сирот, включающая в себя дошкольные детские дома (3-7 лет), школьные детские дома (8-15 лет), смешанные детские дома (3-15 лет), пионердома, детские городки, детские трудовые коммуны для социально-запущенных детей (12 - 17 лет). Лучшим типом воспитательно-образовательного учреждения, наиболее полно отвечающим целям воспитания того времени, был признан детский дом. Существовало несколько типов детских домов: нормального типа, для трудновоспитуемых и умственно отсталых детей, лечебного, санаторного типа, для физически дефектных детей. Были и детские дома для детей бывших политкаторжан, ссыльно-переселенцев.

Существенный импульс в истории борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью придало постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». Предусмотренное этим постановлением усиление материальной помощи детям сиротам, а также детям, чьи родители впали во временную нужду (как колхозникам, так и горожанам, особенно одиноким матерям), было реальной поддержкой ребенка, его семьи. Однако и это постановление корней детской безнадзорности и беспризорности не подрывало, так как это явление порождалось причинами глубокого социально-экономического характера, а не только «плохой работой местных советских и партийных органов, отсутствием организационного участия в этом деле советской общественности».

Воспитательно-образовательные процессы в стране шли интенсивно, бурно, противоречиво, осуществлялся интенсивный поиск новых методов и способов организации и деятельности сиротских учреждений. Процессы развития и торможения, творчества и догматизма сталкивались друг с другом. Порой догматизм и застой побеждали. Но доминанта была все-таки поступательной, что подтвердила победа в жестокой войне и выход СССР в число ведущих стран мира.




1. Реферат- Медитация как метод изменения сознания
2. Флобер Гюстав
3. сть 3 Браун Дэн Ангелы и демоны 2005 АСТ
4. 0801 160802 по следующим базовым учреждениям- Учреждение Студенты
5. 1 Назовите основоположника объективного идеализма в Европейской философии- А Гераклит В Демокрит
6. Б рассмотрев дело об административном правонарушении предусмотренном ч
7. Особенно актуально при пероральном приеме.
8. Введение в эпоху [4] Биографические данные [4
9. КУРСТЫ~ Ж~МЫС
10. А ПОШЛИТЕ ДЕТИ В АФРИКУ ГУЛЯТЬ Познавательно развлекательная программа для учащихся 1 3 к
11. исследовательская деятельность младших школьников как способ развития их практического интеллекта
12. Трасса Аляска-Сибирь
13. Тема - Форматирование и редактирование текста Цель - Овладение практическими навыками работы с программой M
14. А Группа- К221 Пр
15. Штат Аляска
16. Тема 4 1 Оберіть вірні відповіді 3 варіанти
17. а В результате хронической алкогольной интоксикации развивается алкогольный стеатоз печени
18. экзаменационной сессий
19. ТЕМА- Статистика образования и распределения доходов 1
20. Вариант 173 Выполнила-