Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Малдыбай и др вышли из среды либеральной интеллигенции

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20


КАЗАХСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ

КАЗАХСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ возникла в 1911- 1912. Первые казах, драматурги - К. Тогусов и И. Мендыханов (автор пьесы "Малдыбай") и др., вышли из среды либеральной интеллигенции. Впервые казах, пьеса была напечатана в 1915 в Уфе ("Жертва невежества" Тогусова).

Интенсивное развитие К. д. началось после Октябрьской революции. Пьесы М. Ауэзова ("Енлик и Кебек", "Жёны-соперницы", "Каракёз"), Б. Майлина ("Хитрый мулла", "Народная школа") и др., ставившиеся в нач. 20-х гг., вскрывали тёмные стороны быта старого аула, призывали к борьбе за просвещение, за раскрепощение женщины. Пьеса "Красные соколы" С. Сейфуллина рисовала становление Сов. власти в Казахстане. Однако в нек-рых пьесах нач. 20-х гг. (напр., "Каракёз" Ауэзова) заметно было любование стариной, идеализация феодального прошлого. Националистич. тенденции отчётливо проявились в творчестве авторов, подпавших под влияние буржуазно-националистич. организации алаш-орда.

В 1925 в Кзыл-Орде возник казах, т-р, к-рый способствовал развитию нац. драматургии, появлению новых авторов из среды молодой сов. интеллигенции. Пьесы "Два закона" А. Токмагамбетова (1927), "Пе-ризат и Рамазан" Ж. Тлепбергенова (1928) рисовали ломку старых феодальных устоев, рождение нового быта в условиях Сов. власти, однако их художеств. качество было невысоким. В годы первой пятилетки появились пьесы на темы индустриализации ("Шахта" Ж. Шанина, 1930, "Турксиб" И. Джансугурова, 1932) и коллективизации сельского хозяйства ("Борьба" К. Байсеитова и А. Шанина, 1930, "Фронт" Б. Майлина, "Месть" Джансугурова - обе 1931).

Во 2-й пол. 30-х гг. наблюдался значит, рост К. д.: расширился круг драматургов, пьесы стали богаче по тематике, глубже по характеристике образов, по развитию конфликта, разнообразнее по жанрам. Майлин написал сатир, комедию "Талтанбай" (1934), Ауэзов -историч. драму "Ночные раскаты" (1935) - о пробуждении революц. самосознания казах, народа, лирич. комедию "В яблоневом саду" (1937) - о росте совр. молодёжи, трагедию "Абай" (1940) - о жизни великого казах, поэта-демократа, Г. Мусрепов - несколько романтич. драм на материале казах, фольклора - "Кыз-Жибек" (1934), "Козы-Корпеш и Баян-Слу" (1940), "Ахан-сере и Актокты" (1942). Гражданской войне в Казахстане были посв. пьесы: "Наши джигиты" Майлина (1935), "Амангельды" Мусрепова (1937), "В дни борьбы" Муканова (1939), "Белая берёзка" Ауэзова и Тажибаева (1939). В годы войны были созданы пьесы патриотич. содержания: "В час испытания" Ауэзова (1941), "Гвардия чести" Ауэзова и Абишева (1942).

В послевоенные годы внимание драматургов сосредоточилось на темах совр. жизни казах" народа. На сценах т-ров появились пьесы новых авторов: Абишева "Дружба и любовь" - о карагандинских шахтёрах (1947), "Единая семья" - про обводнение колхозов (1949), "Зависть" - из жизни агрономов (1955);

Хусаинова "Весенний ветер" - о жизни колхоза (1953), "Вчера и сегодня" - о сов. интеллигенции (1955); М. Иманжанова "Молодая жизнь" - о казах. молодёжи (1949), "Моя любовь" - об учёных-животноводах (1953); Тажпбаева "Цвети, степь!" (1952;

1958- под назв. "Одно дерево-не лес") - о колхозных руководителях. В них показана жизнь колхозников, служащих, молодёжи, инженеров, врачей, научных работников Казахстана. Однако в пьесах конца 40-х гг. сказалось отрицательное влияние культа личности, положительные образы, как правило, обрисованы бледно, схематично, конфликты сглажены. Новый, значительный этап начался в развитии К. д., как и всей культуры казах, народа после XX-XXII съездов Коммунистич. партии; пост. значительные пьесы: "Чо-кан Валиханов" Муканова (1956), "Майра" Тажибаева (1957), "Волчонок под шапкой" Мухамеджанова (1959), "Сауле" Ахтанова (1961) и др.

Лучшие произведения К. д. отображают жизнь своего народа, они проникнуты нац. своеобразием, воплощают нар. эпос и сказания, отражают историч. прошлое, эпоху гражданской войны, победу социализма и строительство коммунизма. Пьесы Ауэзова, Мусрепова и др. казах, драматургов переведены на рус. яз. и яз. др. народов СССР, пост. за пределами Казахстана.

Лит.: Очерк истории казахской советской литературы, М., I960; Писатели Казахстана. Биографические справки, Алма-Ата, 1958; Ауэзов М., На пути к реалистической драме, "Советский Казахстан", Алма-Ата, 1954, .№ 11; М а-ловичко А. Л., Заметки о развитии казахской драматургии в послевоенные годы, "Известия" АН Каз. ССР. Серия филологии и искусствоведения, Алма-Ата, 1956, вып. 5; его же. Конфликт и его решение, в кн.: Сборник статей о казахской литературе, Алма-Ата, 1957; его же, Становление жанра. Заметки о казах, драматургии, "Советский Казахстан", Алма-Ата, 1957, .№8. Я. Л.




1. Тема 13 Повторність сукупність і рецидив злочинів Пратичне заняття Мета заняття- розглянути та за
2. Реферат- Техногенные месторождения
3. Верховный суд РФ
4.  Яку частину мови називають дієсловом
5. культура нація національна культура
6. члены ФРС и банки нечлены ФРС.
7. ДГП 19 ДЗМ Москва ул
8. Образование Русского централизованного государства К проблеме российского типа феодализма Образ
9. Анализ и оценка качества некоторых молокосодержащих продуктов
10. Методические рекомендации для занятий Ред
11. Зуботехнічне матеорізнавство як предмет- зміст історія розвитку
12. Измерение набухания слабосшитых гидрогелей
13. It~s wonderful world we live in.html
14. первых на одном диске обычно не допускается наличие более одного первичного раздела
15. Владимир Истархов Удар Русских Богов Рекомендация автора Данная к
16. Оценка социокультурной деятельности и социокультурное проектирование
17. Основная общеобразовательная школа 8 Рассмотрено на заседании Ш
18. 15 минут напоминаем слушателям на какой волне они находятся
19. тема образования в России 3
20. темами. В качестве таких подсистем в обществе выступают сферы общественной жизни