Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

1 Психологические проблемы внутрисемейных отношений Специфика и ход развития семейных конфликтов

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20


PAGE   \* MERGEFORMAT 2

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1 Теоретико-методологическое исследование понятия семья

7

1.1 Психологические проблемы внутрисемейных отношений (Специфика и ход развития семейных конфликтов) 

7

1.2 Типы семей в зависимости от их функционирования

15

1.3 Социально-психологическая модель семейных отношений

24

1.4 Социально-функциональные механизмы синхронизации жизненных планов семьи

32

2 Опытно-экспериментальное изучение синхронизации планирования жизненного пути супругами

38

2.1 Организация и задачи экспериментального исследования

38

2.2 Результаты диагностического исследования

40

Заключение

45

Список использованных источников

47


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Семейная проблематика в современной психологической науке занимает заметное место. Из года в год растёт число выполняемых исследований и публикаций, посвященных проблемам семьи [9, 10, 13, 15, 32 и др.]. Научная и практическая значимость семьи как объекта психологического исследования и воздействия предопределяет и дальнейший рост внимания к этой теме.

Повышенный интерес к семье и браку обусловлен рядом причин. Треть всех браков оказывается нежизнеспособной. Вопрос об укреплении брака и улучшении брачной структуры населения приобретает важнейшее государственное значение в связи с проблемой рождаемости. Решение таких проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений. Социально-психологический климат в семье определяет устойчивость этих отношений, оказывает решительное влияние на развитие и детей, и взрослых. Большинство современных ученых пришли к выводу, что борьба с негативными социальными явлениями (мужская и женская апатия или агрессивность, алкоголизм и наркомания, растущая преступность, психические расстройства) не может быть эффективной, если не учитывать роль супружеских отношений в возникновении этих явлений.

Современное общество характеризуется высокой динамичностью происходящих в нём изменений, разрушением прежде устойчивых структур и нестабильностью состояния. Современные сдвиги в отношениях между индивидуумом и социумом идут в направлении большей эластичности, многосторонности, меньшей жёсткости социальных связей человека и создают больший простор проявления его индивидуальности [43]. В сложившихся условиях обостряется вопрос о субъектности человека как реального субъекта действия и его объективном соотнесении как «уникального индивида с другими субъектами действующими с ним рядом» [18, с. 3]. Вопросы общности супругов рассматривались в исследованиях, посвящённых содержательно близким темам (совместимость) и смежным понятиям (психологическая близость, сопринадлежность, психологическая дистанция, соучаствование, интимность) (Ю.Н. Олейник, H.H. Обозов,                 А.Н. Обозова, A.A. Кроник, Е.А. Кроник, Ю.В. Курбаткина, К. Витакер,              A.B. Петровский, Э. Эриксон, С.И. Голод).

Несмотря на все многообразие исследований внутрисемейных отношений в них практически не затрагиваются вопросы посвященные организации времени супругами, проблема планирования и саглосования времени супругами. Идея о нерасторжимости брачных уз проистекает из предположения о статичной модели человеческой психики. Однако доказано, что психика является динамической структурой и подвержена изменениям. Для продолжительных, удовлетворяющих взаимоотношений требуется синхронизация планирования жизненного пути супругами. Данная проблема является крайне мало изученной областью научного знания, что подтверждает актуальность выбранной проблемы исследования.

Проблема исследования -  каковы условия синхронизации планирования жизненного пути супругами.

Решение проблемы и составило цель исследования.

Объект исследования: супружеские отношения.

Предмет исследования: синхронизация планирования жизненного пути супругами.

Гипотеза исследования: наличие детей в семье оказывает значительное влияние на синхронизацию планирования жизненного пути супругами.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезами были поставлены следующие задачи:

  1.  Провести теоретико-методологический анализ проблемы психологии внутрисемейных взаимоотношений;
  2.  Провести психодиагностику аспектов синхронизации планирования жизненного пути супругами;
  3.  Сравнить результаты бездетных семей с результатами семей с детьми.
  4.  Проанализировать полученные результаты исследования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования взаимосвязи жизненного пути и возрастных особенностей личности (С. Л. Рубинштейн, К. А. Альбуханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Е. И. Головаха, А. А. Кронник, Т. Н. Березина и др.). Исследования жизненных планов личности под воздействием объективных факторов окружающего мира (Л.А. Аза, Е.И. Головаха, М.Н. Руткевич, А.А. Ручка, М.Х. Титма,
Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкин, Ф.Р. Филиппов и др.).
Общенаучную методологию определили следующие принципы современной психологической науки: единства сознания и деятельности, деятельностного опосредования психических явлений и процессов, детерминизма, развития, диалектического и системного подходов к исследованию социальных явлений.

Методы исследования. При проведении исследования был использован комплекс методов, взаимодополняющих друг друга: структурированное наблюдение, в том числе включенное, неформализованное интервью, анкетирование, тестирование, анализ литературных источников, сравнительный метод.

В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:

  1.  Методика В.С. Торохтий «Семейные ценности»;
  2.  Методика В.С. Торохтий  «Функционально-ролевая согласованность;
  3.  Диагностика семейной адаптации и сплоченности –тест Олсона (FASES–3).

Эмпирическая база исследования. В экспериментальном исследовании принимали участие 20 супружеских пар, т.е. 40 человек. 10 супружеских пар –  родителей учеников МОУ СОШ №16 г.Пятигорска, 10 пар – отдыхающих санатория «Лесная поляна».

Исследование состояло из трех этапов.

На первом этапе – изучалась и анализировалась специальная литература по проблеме внутрисемейных взаимоотношений, анализировалась специфика семейных конфликтов

На втором этапе – формировалась выборка участников исследования.  Определялся психологический инструментарий, уточнялась гипотеза исследования, ставились задачи исследования. С супружескими парами было проведено психодиагностическое исследование, направленное на диагностику ценностного единства семьи, ее функционально-ролевой согласованности и сплоченности.

На третьем этапе – полученные психодиагностические данные обрабатывались при помощи методов первичной и вторичной обработки данных. Обобщались полученные выводы, оформлялись результаты исследования. Работа, проведенная на данном этапе исследования, позволила описать основные результаты исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены выраженность синхронизации планирования жизненного пути супругами в зависимости от наличия или отсутствия детей в браке.

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении представлений семейной психологии о влиянии наличия или отсутсвия детей в семье на синхронизацию планирования жизненного пути супругами.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящей из 43 источников и приложений.


1ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ СЕМЬЯ

1.1 Психологические проблемы внутрисемейных отношений

Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Как необходимый компонент социальной структуры, выполняющий многие социальные функции, семья играет роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, в значительной части реализуется забота о нетрудоспособных членах общества. Семья является также основной ячейкой организации быта и культурного досуга людей [24].

На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, биологических, социальных и психологических. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт[26].

Существенные изменения социально-политических, экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали влияние на преобразование современной семьи. Семейное воспитание рассматривается или как первейшая обязанность родителей или понимается как всесторонне развитие самодеятельной творческой личности. В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей. Пристальный интерес к семье объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и ростом числа детей с девиантным поведением; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также во много формируются в семье [32]

Проблема стабильности семьи является комплексной, междисциплинарной, и поэтому её источниковедческая база представлена общефилософскими исследованиями, социологическими, социально-психологическими и психолого-педагогическими работами. Библиография по теме диссертации весьма обширна, так как институт семьи в течение столетий является одним из важнейших объектов научного анализа. Проблема семьи в самой общей своей постановке рассматривалась ещё античными философами (Платон, Аристотель, Демокрит). Зародившееся в древнюю эпоху стремление познать сущность феномена семьи способствовало осмыслению характера ее развития в философских системах более позднего времени.

В Средние века ведущим направлением философского анализа сущности семьи становится религиозная трактовка. В работах мыслителей европейского Средневековья господствовали представления о божественном происхождении семьи.

Литература по проблематике семьи в Новое время представлена такими именами, как Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Б. Мандевиль, М. Монтень и др. Тема семьи также нашла свое отражение в трудах французских просветителей XVIII в. (Ж-Ж. Руссо) и представителей немецкой классической философии (Г. Гегель, И. Кант). Однако, несмотря на яркие произведения и высказывания великих мыслителей о семье, последняя не рассматривалась в «нововременной» философии как самостоятельный предмет исследования, не говоря уже о досемейных отношениях.

Семья оказывается в центре научной и философской мысли со второй половины XIX в. В это время усиливается рационализация взглядов на семью, появляются концепции, отвергающие божественность и неизменность форм семьи. Начало исследований семьи в рамках теории эволюционирования связано с именами И.Я. Бахофена, М.М. Ковалевского, Дж. Ф. Мак-Леннана, Л. Моргана, Г. Спенсера, П. Сорокина, Ф. Энгельса.

В конце XIX - начале XX в. происходит становление основных школ и направлений, которые занимались исследованием семьи. Существенный вклад в разработку теоретико-методологических принципов анализа семьи как социального института внесли А.И. Антонов, И.В. Бестужев-Лада,               В.И. Бойко, А.Г. Вишневский, У. Гуд, Т.А. Гурко, СВ. Дармодехин,             М.С. Мацковский, Т. Парсонс, В.М. Розин, Н.Я. Соловьев, А.Г. Харчев,                 Н.Д. Шимин и др.

Теоретическое осмысление развития семьи как малой социальной группы связано с именами Г.М. Андреевой, Э. Берджесса, В.Б. Голофаста,             Ч. Кули, Дж. Г. Мида, Д. Хоманса, 3. Янковой.

Комплексное рассмотрение семьи в единстве ее институциональной и групповой сущности представлено в работах Ю.В. Бромлея, О.А. Ганцкой,                  М.С. Мацковского.

Большое значение в области исследования развития семьи имеют работы историко-социологического плана. Среди них выделяются труды  С.Я. Вольфсона, СИ. Голода, Ю.И. Семенова и др.

Значительный вклад в развитие исследований посвященных семье и в понимание теоретических проблем развития семьи вносят работы                                  Ю.П. Азарова, И.В. Гребенникова, И.С. Кона о семейной социализации.

Так как семья не изолирована от общества и отражает все происходящие в нем изменения, многие ученые склонны рассматривать кризис семьи, а также других социальных институтов как следствие глобального общественного кризиса. Среди них А.И. Антонов, В.А. Борисов, А.Г. Вишневский, В.М. Медков, Л.И. Савинов, А. Дж. Тойнби, О. Тоффлер, О. Шпенглер.

Примерно в то же время в рамках исследования семьи происходит обращение к проблеме досемейных отношений, в частности в работах русских философов, таких как Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.В. Розанов,                B.C. Соловьев и др. Среди современных отечественных философов и социологов, освещающих данный период в становлении семьи, следует выделить СИ. Голода, В.Т. Колокольникова, М.С Мацковского,                         Н.Я. Соловьева, В.А. Сысенко, А.Г. Харчева, Л.В. Чуйко, Н.Г. Юркевича, З.А. Янкову и др. Однако до сих пор у отечественных авторов данная тема является второстепенной, необходимой только для объяснения особенностей сложившейся семьи.

В зарубежной литературе досемейный период освещен более полно в трудах Р. Винча, К. Дэвиса, В. Комминса, Р. Льюиса, Б. Мурштейна,                     И. Рейса, 3. Фрейда, Г. Юнга и др.

Каждая семья формирует свой образ жизни, свою микрокультуру.                  В контексте психологического анализа наиболее полно функции современной семьи представлены финским педагогом Ю. Хямяляйненом [29].

Семья является первичной малой социальной группой, ближайшей средой формирования личности, семья влияет на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость семьи определяется устремлениями каждого ее члена. Если человек опирается на нормы, ценности и мнения членов своей семьи, то она выступает как референтная (значимая) группа, с которой он соотносит себя как с эталоном. Семья в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Таким образом, семья как референтная группа имеет две основные социальные функции – нормативную и сравнительную.

Можно выделить несколько основных признаков семьи как малой социальной группы: наличие интегральных психологических характеристик (общественное мнение, психологический климат, семейные интересы и т.д.), которые формируются с возникновением и развитием семьи; существование основных параметров семьи (группы) как единого целого. Параметр в данном случае – это показатель, характеризующий определенное свойство.

Социальная группа имеет следующие параметры: композицию и структуру, групповые процессы, групповые нормы и санкции.

Композиция представляет собой совокупность характеристик членов семьи, важных с точки зрения ее анализа как целого. Например, численность семьи, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение ее членов. Любая социально-психологическая характеристика группы начинается, как правило, с описания композиции. Тогда группа может быть изучена в социальном контексте своей среды.

Структура семьи (группы) рассматривается с точки зрения функций, которые выполняют ее члены, а также межличностных отношений в ней. Как правило, неформальные отношения определяются чувствами, которые члены семьи испытывают друг к другу, а формальные – обязанностями и нравами ее членов, обусловленными совместным делом и целью жизнедеятельности. Описывая структуру семьи, как правило, характеризуют социальные роли (формальные и неформальные) и статус конкретных ее членов, социометрические позиции, характеризующие межличностные отношения. Иными словами, дается характеристика актуального состояния формальных и неформальных отношений между членами семьи.

К групповым процессам относятся динамические, т.е. меняющиеся показатели социального процесса отношений в семье. Анализ групповых процессов может дать только человек, который наблюдал семью в течение определенного периода. Особое значение придается психологическим и организационным процессам сплочения (лидерству), уровню развития семьи как социального единства (стадии развития коллективизма), процессу группового давления, процессам изменения отношений и т.д. Любые изменения жизнедеятельности семьи (деятельность, общение, отношения ее членов) могут рассматриваться как групповые процессы:

– способность членов семьи к согласованным действиям. Этот признак – ключевой, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных к достижению цели. Степень согласованности действий зависит от уровня сплоченности семьи, общих интересов у ее членов, социальной ситуации, деятельности главы семьи (лидера). В то же время способность действовать независимо от семьи и влиять на ее решения характеризует социальную силу каждого ее члена как личности. Благополучие личности в семье обеспечивает необходимые социальные условия для ее продуктивной жизнедеятельности, самореализации и саморазвития;

– действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с ожиданиями окружающих. Осознание принадлежности к семье – один из немногих общих признаков субъектов. Индивидуальным результатом группового давления является конформность. Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении человека, обусловленных особенностями конкретной семьи;

– установление определенных отношений между членами семьи. Социальные отношения могут быть конвенциональными (формальные)

и межличностными (неформальные). Эти два типа отношений сочетаются в любой социальной группе.

Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация – жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения.

Выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья состоит из брачной пары – мужа и жены; полигамная – это брак одного с несколькими (полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами, полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами).

Родственные связи определяют простой, нуклеарный, тип сложный, расширенный, тип семьи. Типологизируя семейные структуры, следует отметить, что самыми распространенными в современных урбанизированных агломерациях являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и детей, т.е. из двух поколений.

Расширенная семья объединяет две или более нуклеарные семьи с общим хозяйством и состоит из трех и более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков). Вместе с супругами в повторных семьях (основанных на повторном браке) могут находиться дети от данного брака и дети супругов от предыдущего брака, приведенные ими в новую семью.

Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. В ней много детей и совместно проживают разные поколения родственников и свойственников; строго соблюдаются национальные и религиозные обычаи. В патриархальной семье, как правило, царят основы авторитарности. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах.

Выделяют следующие виды социально-аксиологической направленности семьи:

– общественно-прогрессивная (поддержка ценностей социума, единство взглядов, хорошие межличностные отношения);

–  противоречивая (отсутствие единства взглядов, взаимоотношения на уровне борьбы одних тенденций с другими);

– антиобщественная (противоречие ценностных идеалов идеалам общества).

Различают также дееспособность и активность семьи. Дееспособность семьи может быть:

– ограниченная (в силу психосоматических, возрастных особенностей ее члены неспособны самостоятельно зарабатывать средства к существованию и вписаться в систему социальных отношений – пенсионеры, инвалиды);

– временно ограниченная (психосоматические, возрастные особенности лишь временно ограничивают социально-экономическую самостоятельность; например, семьи, переживающие какой-либо вид социальных катаклизмов, включая безработицу, имеющие детей, не достигших трудоспособного возраста, семьи инвалидов);

– неограниченная (члены семьи имеют полный спектр возможностей вписаться в социальное пространство и адаптироваться к изменяющимся условиям, не носящим характера социального катаклизма).

Активность семьи характеризует ориентацию на наращивание и актуализацию ее ресурсов, т.е. степень самообеспечения и самопомощи. Выделяют три вида активности:

– собственно активность (ориентация на свои силы, высокая мобильность, развитие адаптационных способностей);

– ограниченная активность;

– пассивность (ориентация на иждивенчество, низкая мобильность, неразвитость адаптационных способностей).

1.2 Типы семей в зависимости от их функционирования

Различают семьи по способам реагирования на стрессовые, конфликтные ситуации и нормативные кризисы (связанные с определенными этапами семейного функционирования). В основу данной типологизации положен феномен психологического здоровья семьи – интегральный показатель ее функционирования, который отражает качественную сторону социально-психологических процессов семьи, показатель социальной активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере, а также состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех ее членов. Этот показатель характеризует два основных типа семей: благополучные и неблагополучные.

Благополучные семьи. Их проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме: с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи; с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития.

Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.

В.С.Торохтий неблагополучные семьи разделяет на конфликтные, кризисные и проблемные [19].

– Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам.

– Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.

– Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.

Участники семейных конфликтов часто не являются противоборствующими сторонами, адекватно осознавшими свои цели, скорее они жертвы собственных неосознаваемых личностных особенностей и неправильного, не соответствующего реальности, видения ситуации и самих себя. Для семейных конфликтов характерны крайне неоднозначные и потому неадекватные ситуации, связанные с особенностями поведения людей в конфликтах. Демонстрируемое поведение часто маскирует истинные чувства и представления о конфликтной ситуации и друг о друге. Так, за грубыми и шумными столкновениями супругов могут скрываться привязанность и любовь, а за подчеркнутой вежливостью – эмоциональный разрыв, хронический конфликт, иногда и ненависть.

В протекании конфликта как процесса выделяют четыре основные стадии [5]:

возникновение объективной конфликтной ситуации;

             – осознание объективной конфликтной ситуации;

переход к конфликтному поведению;

разрешение конфликта.

Конфликт становится реальностью только после осознания противоречий, так как только восприятие ситуации как конфликтной порождает соответствующее поведение (из этого следует, что противоречие может быть не только объективным, но и субъективным, мнимым). Переход к конфликтному поведению – это действия, направленные на достижение своих целей, и блокирование достижения противоположной стороной ее стремлений и намерений. Существенно, что и действия оппонента также должны осознаваться им как конфликтные. Эта стадия связана с обострением эмоционального тона взаимоотношений и прогрессирующей их дестабилизацией. Однако действия участников выполняют одновременно и своеобразную познавательную функцию, когда эскалация и развитие конфликта приводят к более глубокому, хотя и не всегда более точному пониманию ситуации.

Возможны два основных пути разрешения конфликтов: изменение объективной конфликтной ситуации и преобразование ее «образов», представлений о сути и характере конфликта, имеющихся в наличии у оппонентов.

Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов партнера. Причин для этого очень много. Это и различные взгляды на семейную жизнь, и нереализованные ожидания и потребности, грубость, неуважительное отношение, супружеская неверность, финансовые трудности и т.д. Конфликт, как правило, порождается не одной, а комплексом причин, среди которых условно можно выделить основную – например неудовлетворенные потребности супругов.

Классификация конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей супругов [9].

1. Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «я», нарушение чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение.

2. Конфликты, размолвки, психические напряжения на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов.

3. Психические напряжения, депрессии, конфликты, ссоры из-за неудовлетворенной потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания, понимания юмора, подарков.

4. Конфликты, ссоры, связанные с пристрастием одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и неэффективным, а порой и бесполезным затратам средств семьи.

5. Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов в распределении бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи.

6. Конфликты, ссоры, размолвки из-за неудовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, в устройстве домашнего очага и т.д.

7. Конфликты в связи с потребностью во взаимопомощи, взаимоподдержке, в сотрудничестве по вопросам разделения труда в семье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми.

8. Конфликты, размолвки, ссоры на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби.

Использование категории потребность в теории супружеской конфликтности позволяет перейти к мотивам и интересам, отрицательным и положительным эмоциям, к анализу различных видов депрессивных и иных патологических состояний, неврозов, источником которых могут быть семейные неурядицы. Категории стабильность–нестабильность брака, его конфликтность–бесконфликтность также зависят от удовлетворения потребностей супругов, особенно эмоционально-психологических.

По степени опасности для семейных уз конфликты могут быть:

неопасными – возникают при наличии объективных трудностей, усталости, раздражительности, состояния «нервного срыва»; внезапно начавшись, конфликт может быстро завершиться.

опасными – разногласия возникают из-за того, что один из супругов должен, по мнению другого, изменить линию поведения, к примеру по отношению к родственникам, отказаться от каких-то привычек, пересмотреть жизненные ориентиры, приемы воспитания и т.п., то есть ставится проблема, которая требует разрешения дилеммы: уступать или нет.

особо опасными – приводят к разводам.

Остановимся подробнее на мотивации этой категории конфликтов.

1. Не сошлись характерами – мотив «чисто» психологический. Острота конфликтов и их частота, сила эмоциональных взрывов, контроль за собственным поведением, тактика и стратегия поведения супругов в разнообразных конфликтных ситуациях зависят от индивидуальных особенностей характера.

Каждый человек выбирает способы, приемы и методы деятельности, исходя из особенностей своего характера. Они и формируют индивидуальный стиль поведения в трудовой и бытовой сферах жизни. Под «индивидуальным стилем деятельности» понимают систему приемов и способов действия, характерную для данного человека и целесообразную для достижения успешного результата. Об этом необходимо помнить и не стремиться «перевоспитать», «переделать» другого партнера, а просто самому учесть или приспособиться к свойствам его натуры, его индивидуальному стилю.

Однако некоторые недостатки характера (демонстративность, авторитарность, нерешительность и т.п.) сами по себе могут быть источником конфликтных ситуаций в семье. Есть черты, которые приводят к разрушению брака вне зависимости от стремления партнеров приспособиться, например эгоцентрические черты характеров супругов. Их концентрация на своем «я» – дефект нравственного развития – один из факторов дестабилизации брачной жизни. Обычно супруги видят только эгоизм своего партнера, а собственного не замечают. «Борьба» с другими вытекает из ложной жизненной позиции, из ложного понимания нравственных отношений с другими людьми.

2. Супружеские измены и сексуальная жизнь в браке. Измена отражает противоречия между супругами, она является результатом разнообразных психологических факторов. К измене приводят разочарование брачной жизнью, Дисгармония половых отношений. В противоположность измене, неверности верность – это система обязательств перед брачным партнером, которые регулируются моральными нормами и стандартами. Это убежденность в ценности, значимости принятых на себя обязательств. Часто верность ассоциируется с преданностью и связана с желанием партнеров укреплять свой собственный брак и взаимоотношения.

Важно понимать, что сексуальная потребность может быть по-настоящему удовлетворена только на фоне положительных чувств и эмоций, которые возможны при условии удовлетворения эмоционально-психологических потребностей (в любви, в поддержании и сохранении чувства собственного достоинства, психологической поддержке, защите, взаимопомощи и взаимопонимании). Если в браке не удовлетворяются эмоционально-психологические потребности личности, усиливается отчуждение, накапливаются отрицательные чувства и эмоции, более вероятной становится измена. Супруги не понимают друг друга, ссорятся или просто уходят «на сторону».

3. Бытовое пьянство и алкоголизм. Это традиционный мотив разводов. Алкоголизм – типичная наркомания, сформировавшаяся на базе регулярного употребления спиртных напитков в течение ряда лет. Хронический алкоголизм следует отличать от бытового пьянства, которое обусловлено ситуационными моментами, дефектами воспитания, низкой культурой. Если в борьбе с бытовым пьянством достаточно мер общественного воздействия, то хронический алкоголизм, который приводит к психическим расстройствам и ряду других заболеваний, нуждается в медицинском лечении.

Злоупотребление алкоголем одного из супругов создает в семье ненормальную атмосферу и постоянную почву для конфликтов, скандалов. Возникают психотравмирующие ситуации для всех членов семьи и особенно для детей. Резко возрастает риск заболевания нервно-психическими расстройствами, увеличивается вероятность рождения детей с различными отклонениями и аномалиями. Появляются материальные трудности, сужается сфера духовных интересов, чаще проявляется аморальное поведение. Супруги все больше отдаляются друг от друга.

Анализ показывает, что во внутрисемейном конфликте чаще всего виновны обе стороны. В зависимости от того, какой вклад и каким образом супруги вносят в развитие конфликтной ситуации, выделяют несколько типичных моделей поведения супругов в межличностных внутрисемейных конфликтах [36].

Первая – стремление мужа и жены самоутвердиться в семье, например в роли главы. Нередко здесь отрицательную роль играют «добрые» советы родителей. Идея утвердить себя «по вертикали» несостоятельна, поскольку противоречит пониманию семьи как процесса психологического и хозяйственного сотрудничества. Стремление к самоутверждению обычно охватывает все сферы взаимоотношений и мешает трезво оценивать происходящее в семье. Любое высказывание, просьба, поручение воспринимаются как посягательство на свободу, личностную автономию. Чтобы уйти от этой модели, целесообразно разграничить сферы руководства различными участками жизни в семье и осуществлять его коллегиально, при разумном единоначалии.

Вторая – сосредоточенность супругов на своих делах. Типичен «шлейф» прежнего образа жизни, привычек, друзей, нежелание поступиться чем-либо из своей прошлой жизни для успешной реализации новой социальной роли. Начинает формироваться непонимание того, что организация семьи неизбежно предполагает совершенно новый социально-психологический уклад. Люди не всегда готовы перестроить себя в нужном направлении. Как только взаимоотношения начинают развиваться в такой альтернативной форме, неизбежно следует конфликт. Здесь важно учитывать адаптационный фактор: поэтапное включение супруга в совместную деятельность постепенно приучает его к новой модели поведения. Прямой же нажим обычно осложняет взаимоотношения.

Третья – дидактическая. Один из супругов постоянно поучает другого: как надо себя вести, как надо жить и пр. Поучения охватывают практически все сферы совместной жизни, блокируют любые попытки самостоятельности, сея раздражение, эмоциональную напряженность, чувство неполноценности. Эта модель общения ведет к нарушению сотрудничества в семье, утверждает систему общения «по вертикали». Нередко позиция поучаемого нравится одному из супругов, и он незаметно начинает играть роль взрослого ребенка, а в поведении другого постепенно укрепляются материнские или отцовские нотки.

Четвертая – «готовность к бою». Супруги постоянно находятся в состоянии напряженности, связанной с необходимостью отражать психологические атаки: в сознании каждого укрепилась неизбежность ссор, внутрисемейное поведение строится как борьба за победу в конфликте. Супруги порой весьма хорошо осознают ситуацию, фразы, формы поведения, которые вызывают конфликт. И тем не менее – ссорятся. Ссора в семье имеет негативные последствия прежде всего в связи с отдаленным психологическим эффектом, который утверждает в отношениях эмоциональное неблагополучие.

Пятая – «папенькина дочка», «маменькин сынок». В процесс установления взаимоотношений, в их выяснение постоянно вовлекаются родители, которые служат своеобразным камертоном. Опасность состоит в том, что молодые супруги ограничивают личный опыт построения взаимоотношений, не проявляют самостоятельности в общении, а руководствуются лишь общими соображениями и рекомендациями своих родителей, которые при всей их доброжелательности, все-таки весьма субъективны и порой далеки от психологических реалий взаимоотношений молодых людей. В процессе их формирования идет сложная притирка индивидуальностей, характеров, взглядов на жизнь, опыта. Механическое вторжение в эту деликатную сферу взаимоотношений, к которому иногда склонны родители супругов, чревато опасными последствиями.

Шестая – озабоченность. В общении между супругами, в стиле, укладе семейных взаимоотношений постоянно присутствует в качестве некоторой доминанты состояние озабоченности, напряженности, это ведет к дефициту позитивных переживаний.

В благополучной семье всегда есть ощущение сегодняшней и завтрашней радости. Для того чтобы сохранить его, супругам необходимо оставлять плохое настроение и неприятности за порогом дома, а приходя домой, приносить с собой атмосферу приподнятости, радости и оптимизма. Если один из супругов находится в плохом настроении, другой должен помочь ему избавиться от угнетенного психического состояния. В каждой тревожной и печальной ситуации нужно попытаться уловить юмористические нотки, посмотреть на себя со стороны; в доме следует культивировать юмор и шутки. Если наваливаются неприятности, не пугайтесь, попытайтесь спокойно сесть и последовательно разобраться в их причинах.

1.3 Социально-психологическая модель семейных отношений

Социально-психологическая модель семейных отношений отражает типологизацию семей, структуру, формы, стили воспитания, а также проблемы современной семьи.

Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация – жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения.

Выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья состоит из брачной пары – мужа и жены; полигамная – это брак одного с несколькими {полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами, полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами).

Родственные связи определяют простой, нуклеарный, тип сложный, расширенный, тип семьи. Типологизируя семейные структуры, следует отметить, что самыми распространенными в современных урбанизированных агломерациях (урбанизация [от лат. urbanus – городской] – сосредоточение материальной и духовной жизни в городах; агломерация [от лат. agglomerare – присоединять, накоплять] – скопление) являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и детей, т.е. из двух поколений.

Расширенная семья объединяет две или более нуклеарные семьи с общим хозяйством и состоит из трех и более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков). Вместе с супругами в повторных семьях (основанных на повторном браке) могут находиться дети от данного брака и дети супругов от предыдущего брака, приведенные ими в новую семью.

Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. В ней много детей и совместно проживают разные поколения родственников и свойственников; строго соблюдаются национальные и религиозные обычаи. В патриархальной семье, как правило, царят основы авторитарности. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах.

В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых покинули родительскую семью). Наблюдается рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает детей. Такую же структуру имеет материнская (внебрачная) семья, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. Отечественная статистика свидетельствует о росте «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15 – 16 лет, она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. Зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше) стали создавать материнские семьи, сознательно сделав выбор «родить для себя».

Выделяют следующие виды социально-аксиологической направленности семьи:

общественно-прогрессивная (поддержка ценностей социума, единство взглядов, хорошие межличностные отношения);

–  противоречивая (отсутствие единства взглядов, взаимоотношения на уровне борьбы одних тенденций с другими);

антиобщественная (противоречие ценностных идеалов идеалам общества).

Различают также дееспособность и активность семьи. Дееспособность семьи может быть:

ограниченная (в силу психосоматических, возрастных особенностей ее члены неспособны самостоятельно зарабатывать средства к существованию и вписаться в систему социальных отношений – пенсионеры, инвалиды);

временно ограниченная (психосоматические, возрастные особенности лишь временно ограничивают социально-экономическую самостоятельность; например, семьи, переживающие какой-либо вид социальных катаклизмов, включая безработицу, имеющие детей, не достигших трудоспособного возраста, семьи инвалидов);

неограниченная (члены семьи имеют полный спектр возможностей вписаться в социальное пространство и адаптироваться к изменяющимся условиям, не носящим характера социального катаклизма).

Активность семьи характеризует ориентацию на наращивание и актуализацию ее ресурсов, т.е. степень самообеспечения и самопомощи. Выделяют три вида активности:

собственно активность (ориентация на свои силы, высокая мобильность, развитие адаптационных способностей);

ограниченная активность;

пассивность (ориентация на иждивенчество, низкая мобильность, неразвитость адаптационных способностей).

Социально-психологическая поддержка может быть необходима любой семье, хотя и в разной степени. Особенно нуждаются в помощи семьи пассивные. Они имеют малый собственный потенциал для разрешения кризисных ситуаций. Различают семьи по способам реагирования на стрессовые, конфликтные ситуации и нормативные кризисы (связанные с определенными этапами семейного функционирования). В основу данной типологизации положен феномен психологического здоровья семьи – интегральный показатель ее функционирования, который отражает качественную сторону социально-психологических процессов семьи, показатель социальной активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере, а также состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех ее членов. Этот показатель характеризует два основных типа семей.

Благополучные семьи. Их проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме: 1) с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи («снисходительная, потворствующая гипер-протекция» и «чрезмерная опека»); 2) с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).

Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.

Неблагополучные семьи В.С.Торохтий разделяет на конфликтные, кризисные и проблемные [19].

Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам.

Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.

Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.

Как институированное образование семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которых общество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт.

Важной характеристикой семьи является ее функциональная структура. Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль.

Общепринятой классификации семейных функций нет, однако между ними существуют взаимозависимость и взаимодополняемость. К основным функциям семьи можно отнести:

репродуктивную – биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;

воспитательную – духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;

хозяйственно-бытовую – поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;

экономически-материальную – поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;

функцию организации досуга – поддержание семьи как целостной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;

функцию социального контроля – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

Каждая семья формирует свой образ жизни, свою микрокультуру. В контексте социально-психологического анализа наиболее полно функции современной семьи представлены финским педагогом Ю.Хямяляйненом.

Семья является первичной малой социальной группой, ближайшей средой формирования личности, семья влияет на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость семьи определяется устремлениями каждого ее члена. Если человек опирается на нормы, ценности и мнения членов своей семьи, то она выступает как референтная (значимая) группа, с которой он соотносит себя как с эталоном. Семья в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Таким образом, семья как референтная группа имеет две основные социальные функции – нормативную и сравнительную.

Можно выделить несколько основных признаков семьи как малой социальной группы: наличие интегральных психологических характеристик (общественное мнение, психологический климат, семейные интересы и т.д.), которые формируются с возникновением и развитием семьи; существование основных параметров семьи (группы) как единого целого. Параметр в данном случае – это показатель, характеризующий определенное свойство.

Социальная группа имеет следующие параметры: композицию и структуру, групповые процессы, групповые нормы и санкции.

Композиция представляет собой совокупность характеристик членов семьи, важных с точки зрения ее анализа как целого. Например, численность семьи, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение ее членов. Любая социально-психологическая характеристика группы начинается, как правило, с описания композиции. Тогда группа может быть изучена в социальном контексте своей среды.

Структура семьи (группы) рассматривается с точки зрения функций, которые выполняют ее члены, а также межличностных отношений в ней. Как правило, неформальные отношения определяются чувствами, которые члены семьи испытывают друг к другу, а формальные – обязанностями и нравами ее членов, обусловленными совместным делом и целью жизнедеятельности. Описывая структуру семьи, как правило, характеризуют социальные роли (формальные и неформальные) и статус конкретных ее членов, социометрические позиции, характеризующие межличностные отношения. Иными словами, дается характеристика актуального состояния формальных и неформальных отношений между членами семьи.

К групповым процессам относятся динамические, т.е. меняющиеся показатели социального процесса отношений в семье. Анализ групповых процессов может дать только человек, который наблюдал семью в течение определенного периода. Особое значение придается психологическим и организационным процессам сплочения (лидерству), уровню развития семьи как социального единства (стадии развития коллективизма), процессу группового давления, процессам изменения отношений и т.д. Любые изменения жизнедеятельности семьи (деятельность, общение, отношения ее членов) могут рассматриваться как групповые процессы:

способность членов семьи к согласованным действиям. Этот признак – ключевой, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных к достижению цели. Степень согласованности действий зависит от уровня сплоченности семьи, общих интересов у ее членов, социальной ситуации, деятельности главы семьи (лидера). В то же время способность действовать независимо от семьи и влиять на ее решения характеризует социальную силу каждого ее члена как личности. Благополучие личности в семье обеспечивает необходимые социальные условия для ее продуктивной жизнедеятельности, самореализации и саморазвития;

действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с ожиданиями окружающих. Осознание принадлежности к семье – один из немногих общих признаков субъектов. Индивидуальным результатом группового давления является конформность. Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении человека, обусловленных особенностями конкретной семьи;

установление определенных отношений между членами семьи. Социальные отношения могут быть конвенциональными (формальные) и межличностными (неформальные). Эти два типа отношений сочетаются в любой социальной группе.

Таким образом, семья имеет две структуры – формальную и неформальную. Изучение этих структур (особенно неформальной) дает значимую информацию об особенностях семьи.

1.4 Социально-функциональные механизмы синхронизации жизненных планов семьи

Как известно, без четко сформированных жизненных планов, перспектива личности утрачивает свою основную функцию целенаправленную саморегуляцию поведения на основе предвидения отдаленных событий будущего. (К.А. Абульханова-Славская, P.M. Гинзбург, Е.И. Головаха, И.В. Дубровина, И.С. Кон, Р.С. Немов, JI.M. Фридман,               И.И. Чеснокова и др.).

Синхрониза́ция (от греч. συνχρόνος — одновременный) — процесс приведения к одному значению одного или нескольких параметров разных объектов. Перефразируя данное утверждение, мы можем говорить о том, что синхронность планирования жизненного пути супругами является проявлением их возможности сообща достигать намеченных целей.

Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий( 1990) называют совокупность психологических процессов, охватывающих членов семьи и их взаимоотношения, ведущие к формированию и развитию просемейных мотивов (то есть мотивов, обусловливающих положительное отношение к семье, желание оставаться ее членом, стремление укреплять ее), которые способствуют снятию отрицательных, фрустрирующих переживаний тревоги, стрессов, и разрешению внутренних и межличностных конфликтов – социально-функциональными механизмами синхронизации жизненных планов семьи.

Действие этих механизмов проявляется в том, как та или иная семья реагирует на трудности, фрустрации. Если в семье не действуют или нарушены эти механизмы, то трудности выступают как фактор, разрушающий семью, ослабляющий ее прочность.

При эффективном же действии описываемых социально-функциональных механизмов те же трудности становятся источником дальнейшей интеграции семьи, еще большего ее сплочения. Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий выделяют два механизма семейной интеграции: механизм «общности судьбы» и «эмоциональной идентификации с семьей».

Социально-психологический механизм «общности судьбы»

Функционирование этого механизма обеспечивается следующими отношениями.

1. У членов семьи формируется представление, навык, привычка

именно семейного (а не индивидуального) удовлетворения своих потребностей. В сознании членов семьи семейная жизнь представляется наиболее естественным, удобным, привычным способом удовлетворения жизненных потребностей: материально-бытовых, сексуальных, в понимании, общении и уважении.

2. Укрепление семьи воспринимается членами такой семьи как самый удобный путь удовлетворения собственных потребностей. Забота о семье в целом воспринимается как забота о себе.

3. Развитие «семейного доверия». Оно проявляется в том, что в та-

кой семье противоречия смягчаются или перерабатываются за счет взаимных уступок, либо добровольной уступки одной из сторон. В основе уступки не самопожертвование, а доверие. Уступающий уверен, что, во-первых, его уступки будут в конечном счете в более длительной перспективе полезны и ему самому; во-вторых, что в иное время и в другой ситуации аналогичным образом поступят и другие члены семьи; в-третьих, что его уступчивостью не злоупотребят и она будет воспринята с чувством благодарности.

Система взаимоотношений в таких семьях в определенной мере напоминает взаимоотношения хорошего экипажа находящегося в дальнем плавании судна. Каждый понимает, что, заботясь о судне и экипаже, он заботится и о себе. Члены таких семей сами выросли в дружных семьях.

4. Высокий уровень взаимной эмпатии. Высоко развита способность хорошо представлять внутренний мир друг друга. Члены семьи, как правило, легко и правильно могут предсказать поступки друг друга в самых различных ситуациях.

Семьи, в которых описанный механизм интеграции не развит или, нарушен (семьи с взаимонезависимыми отношениями) отличаются следующими характеристиками:

1. Выражена тенденция удовлетворять широкий круг потребностей вне семьи и независимо от нее. Семья по мере возможностей старается не обзаводиться хозяйством, выражены традиции раздельного отдыха, отдельного у каждого члена семьи круга друзей и знакомых. В семейном бюджете значительную роль, играют средства, расходуемые каждым членом семьи по своему усмотрению.

2. Члены семьи весьма сдержанны в создании и осуществлении общих планов и дел (нередко семья «тянет» с обзаведением детьми).

3. В семье с взаимонезависимыми отношениями в значительно меньшей мере выражено взаимное доверие «в кредит», то есть в случаи противоречия у члена такой семьи нет ощущения, что то, что он делает для другого, он делает и для себя. Семья с неразвитостью механизма «общности судьбы» не обязательно является нестабильной, но стабильность достигается за счет каких-то других моментов. Источники неразвитости данного механизма могут быть самые различные в первую очередь общесемейные:

наличие в семье длительного серьезного конфликта. Препятствует и отрицательный опыт семейных взаимоотношений, вынесенный из другой семьи или родительской семьи. Возникает «фобия семьи», которая проявляется в страхе вступить в прочные семейные взаимоотношения, характеризующиеся «общностью судьбы», люди стремятся возможно дольше сохранить не зависимость от семьи. С точки зрения семейной психотерапии семья с ослабленным механизмом семейной интеграции обладает пониженным иммунитетом к широкому кругу нарушений.

Семья такого типа очень чувствительна к условиям жизни. Отношения в ней «хороши, пока все хорошо».

Социально-психологический механизм «эмоциональной идентификации с семьей»

Ведущую роль в функционировании данного механизма семейной интеграции играют эмоциональные отношения симпатии между членами семьи.

Отношения симпатии играют многообразную роль в жизнедеятельности семьи. Во-первых, они удовлетворяют чрезвычайно важную потребность членов семьи в эмоциональном общении, симпатии. Во-вторых, эти отношения играют основную роль в усилении просемейных мотивов и ослаблении антисемейных. Отношения симпатии в определенной мере нейтрализуют состояния фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том числе и в семье. Человеку, который симпатичен, а особенно которого любят, многое прощается. Легче возникает адаптация к фрустрирующим особенностям его характера. Возникает эффект «растворения фрустрации».

Таким образом, отношения симпатии выполняют многообразную интегрирующую функцию в семье: снимают и смягчают фрустрационные состояния, снижают взаимную агрессивность членов семьи, создают более благоприятные условия для разрешения межличностных конфликтов и формирования взаимопонимания в семье. В силу этих обстоятельств развитие отношений симпатии означает и усиление сплоченности семьи, ее способность противостоять широкому кругу отрицательных и разрушающих ее факторов [36]

Психологическая совместимость определяется как взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании сходстве или взаимодополнительности ценностных ориентации, личностных и психофизиологических особенностей.

Психологическая совместимость субъектов - явление многоуровневое и многоаспектное. В семейном взаимодействии она включает в себя:

1. Психофизиологическую совместимость;

2. Личностную совместимость, в том числе:

  •  когнитивную - осмысление представлений о себе, других людях и мире в целом,
  •  эмоциональную - переживание происходящего во внешнем и внутреннем мире человека,
  •  поведенческую - внешнее выражение представлений и переживаний;

3. Совместимость ценностей, или духовную совместимость.

Таким образом, гармонию семейно-брачных отношений с точки зрения личных параметров определяют несколько основных элементов:

  •  эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности;
  •  сходство их представлений, видений себя, партнера, социального мира в целом;
  •  сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческие особенности;
  •  сексуальная и, шире, психофизиологическая совместимость партнеров;
  •  общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей супругов [31, с. 44].

Рассогласование ценностей во взаимодействии людей, особенно в повседневных контактах, приводит к почти необратимому разрушению общения и супружеских взаимоотношений. Здесь важно, с одной стороны, насколько различны оценочные критерии супругов, а с другой - насколько индивидуальные критерии соответствуют общепризнанным, кроме того, от внешней и внутренне организованной мотивации. Можно говорить о двойной гармонии, когда ценностные установки супругов совпадают между собой и с общепринятой системой ценностей; о совпадении взглядов с общепринятой системой ценностей только одного из супругов; о соответствии ценностных критериев обоих партнеров общепринятым ценностям при одновременной дифференциации их точек зрения; о двойной дифференциации, когда системы ценностей расходятся, и интересы обоих не отождествляются с общепризнанными критериями [43, с. 47].

Синхронизация поведения, эмоциональных переживаний и взаимопонимания, в которых выражается вся личность взаимодействующих людей, - процесс совместимости, т.е. планирования жизненного пути. Таким образом, мы можем выделить основные компоненты, отражающие синхронность планирования жизненного пути супругами:

1. Мотивационно-ценностоное единство.

2. Функционально-ролевая согласованность.

3. Семейная сплоченность.

Таким образом, анализ данных компонентов позволит определить является ли наличие или отсутствие детей в семье значимым фактором синхронизации планирования жизненного пути супругами. Решению данной проблемы и посвящен наш дальнейший анализ.


2 Опытно-экспериментальное изучение синхронизации планирования жизненного пути супругами

2.1 Организация и задачи экспериментального исследования

Теоретический анализ показал, что синхронизация жизненного пути супругов включает: мотивационно-ценностное единство, функционально-ролевую согласованность и сплоченность семьи.

Объект исследования – взаимоотношения в семье.

Предмет исследования – синхронизация планирования жизненного пути супругами.

Гипотеза исследования  наличие детей в семье оказывает значительное влияние на синхронизацию планирования жизненного пути супругами.

Экспериментальная база исследования МОУ СОШ №16 и санаторий «Лесная поляна» г.Пятигорска.

Перед началом исследования была отобрана выборка испытуемых отвечающих следующим требованиям:

  •   возраст испытуемых не старше 30 лет;
  •   наличие детей в браке (для первой группы);
  •   отсутствие детей в браке (для второй группы).

В результате отбора в экспериментальном исследовании приняли участи 20 супружеских пар. Выборка состояла из 10 бездетных семей и 10 семей, в которых воспитываются дети. Примерный возраст испытуемых  от 19 до 30 лет.

Психодиагностическое исследование, направленное на выявление уровня синхронизации планирования жизненного пути супругами проводилось при помощи методик:

1. Методика В.С. Торохтий «Семейные ценности»; Сравнение результатов индивидуального анкетирования позволяет выявить сходство семейных ценностей в изучаемой семье или среди отдельных ее членов. Кроме того, данный инструментарий позволяет определить уровни сходства семейных ценностей в каждой из обозначенных основных функций жизнедеятельности семьи. Анкета позволяет получить данные о полярных оценках реально существующих ценностях в исследуемой семье.

2. Методика В.С. Торохтий  «Функционально–ролевая согласованность; Опросник включает три шкалы: шкалу «адекватность», шкалу «согласованность» и шкалу «предупредительность». Для определения уровня функционально-ролевой согласованности избраны две шкалы – основная (шкала согласованности) и дополнительная (шкала предупредительности). Некоторые вопросы этих шкал близки по смыслу, но несколько иной вариации и играют роль уточняющего механизма согласованности в многофункциональной деятельности членов семьи

3. Диагностика семейной адаптации и сплоченности  – тест Олсона (FASES–3). Данная методика позволяет исследовать уровень семейной адаптации и сплоченности. Посредством комбинирования четырех уровней сплоченности и адаптации он позволяет определить 16 типов семейных систем. Четыре из них являются умеренными по обоим параметрам и называются сбалансированными; четыре – экстремальными, так как имеют крайние показатели по обоим уровням. Восемь типов относятся к средним: один из параметров здесь экстремален, а другой — сбалансирован. Самооценочный опросник спроектирован таким образом, что позволяет установить, как родственники в данное время воспринимают свою семью и какой бы они хотели ее видеть.

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе формировалась выборка участников исследования.  Определялся психологический инструментарий, уточнялась гипотеза исследования, ставились задачи исследования.

На втором этапе проводилось психодиагностическое исследование функционального и ценностного единства супружеских пар, определялся уровень функционально-ролевой согласованности, выделялся уровень семейной адаптации и сплоченности.

На третьем этапе полученные психодиагностические данные обрабатывались при помощи методов первичной и вторичной обработки данных. Обобщались полученные выводы, оформлялись результаты исследования.

2.2 Результаты диагностического исследования

Сравнительные результаты психодиагностического исследования ценностного и функционального единства бездетных супругов и супругов с детьми в представленной выборке была применена методика В.С. Торохтий «Семейные ценности». Полученные данные представлены в таблице 2.1

Таблица Сравнительные данные средних значений (М) анализа функционального и ценностного единства бездетных супругов и супругов с детьми

Сферы

бездетные семьи

семьи с детьми

Уровень сходства семейных ценностей

Уровень сходства семейных ценностей

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

ценностное единство

-

-

0,43

-

-

0,67

-

-

функциональное единство

-

0,55

-

-

0,89

-

-

-

Таким образом, мы можем наблюдать, что уровень семейного единства выше в группе супругов с детьми. При этом под ценностным единством можно понимать социально-психологическое качество, отражающее совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений внутри семьи.

Уровень функционального единства так же выше в группе супругов с детьми. Под функциональным единством семьи понимается текущий и потенциальный уровень готовности супругов к согласованию между собой внутрисемейных действий.

Далее мы проводили исследование по методике В.С. Торохтий «Функционально-ролевая согласованность». Результаты исследования представлены в таблице 2.2

Таблица 2.2 Сравнительные данные средних значений (М) анализа функционально-ролевой согласованности бездетных супругов и супругов с детьми

шкалы

бездетные семьи

семьи с детьми

Уровень выраженности

Уровень выраженности

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

согласованность

-

-

3,33

-

8

-

-

-

предупредительность

-

-

2,45

-

-

7,66

-

-

функционально-ролевая согласованность

-

-

0,23

-

0,87

-

-

-

Сравнительный анализ полученных данных отражает, что функционально-ролевая согласованность в семьях с детьми заметно выше, чем в бездетных семьях.

Шкала «согласованности: показывает уровень готовности испытуемого к согласованию (ГС) своих действий с действиями супруга (и), что соответственно означает показатель готовности мужа и жены к согласованию действий. Т.е. согласованность отражает суть и уровень развития социально-психологических механизмов во внутрисемейной деятельности (взаимопонимания, взаимопомощи, взаимодоверия и т.п. членов семьи).

Шкала «предупредительности»: отражает уровень потенциальных возможностей испытуемого в развитии функционально-ролевой согласованности в семье, а также степень его тактичности и контактности с супругом (ой) и заботливости об его (ее) эмоциональном состоянии. Данная шкала отражает преобладающие тенденции, психологические предпосылки внутрисемейной согласованности, как бы потенцию семьи в этом вопросе.

Функционально-ролевая согласованность представляет собой динамический показатель психологического здоровья семьи. Выражая личностные и межличностные отношения к совместной деятельности, показатель учитывает степень развития таких социально-психологических механизмов внутрисемейного взаимодействия как взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение между супругами. Функционально-ролевая согласованность означает высокую степень синхронности их действий, самостоятельность включения индивида в реализацию той или иной функции в силу ее целесообразности и необходимости для всей семьи, наличие устойчивой психологической взаимозависимости и взаимовлияния во внутрисемейной интеграции.

Далее мы проводили исследование при помощи теста  Олсона (FASES–3), который позволяет исследовать уровень семейной адаптации и сплоченности. Посредством комбинирования четырех уровней сплоченности и адаптации он позволяет определить 16 типов семейных систем. Четыре из них являются умеренными по обоим параметрам и называются сбалансированными; четыре экстремальными, так как имеют крайние показатели по обоим уровням. Восемь типов относятся к средним: один из параметров здесь экстремален, а другой – сбалансирован. Самооценочный опросник спроектирован таким образом, что позволяет установить, как родственники в данное время воспринимают свою семью и какой бы они хотели ее видеть. Полученные данные представлены в таблицах 2.3 и 2.4

Таблица 2.3 Сравнительные данные средних значений (М) анализа уровня семейной сплоченности бездетных супругов

Основные параметры

Уровни семейной сплоченности и адаптации

разобщенный

разделенный

связанный

сцепленный

Сплоченность

2,43

4,86

-

7,29

Адаптация

4,86

2,43

7,29

-

Таблица 2.4 Сравнительные данные средних значений (М) анализа уровня семейной сплоченности семей с детьми

Основные параметры

Уровни семейной сплоченности и адаптации

разобщенный

разделенный

связанный

сцепленный

Сплоченность

-

7,29

-

12,15

Адаптация

19,44

9,72

17,01

9,72

Семейная сплоченность это степень эмоциональной связи между членами семьи. При максимальной выраженности этой связи они эмоционально взаимозависимы, при минимальной автономны и дистанцированны друг от друга.

Семейная адаптация это характеристика того, насколько гибко или, напротив, ригидно семейная система способна приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров.

Из данных представленных в таблицах 2.3 и 2.4 мы видим следующее:

Испытуемые с бездетными супружескими парами по шкалам семейной адаптации и сплоченности получены следующие результаты.

Сплоченность.  По данному показателю всего 3 пары из 10 человека выбирают  разделенный (умеренный) тип;  у 7  пар крайний тип  (5 - сцепленный,  2 – разобщенный).

Адаптация. У 3 пар выявлен ригидный тип  сплоченности, у 7 – хаотичный, что свидетельствует о ригидности приспособления  при воздействии стрессоров.

Следовательно,  в трех парах выявлено относительное благополучие семейной системы (ригидно-разделенный тип), у большинства же  тип семейной системы (7 пар) относится  к экстремальной, что характеризует ее дезадаптивность.

В группе испытуемых  семей с детьми по шкалам семейной адаптации и сплоченности получены следующие результаты.

Сплоченность. Из 10 пар у 9 выявлен разделенный тип сплоченности, у 1 – связанный, что в соответствии с содержанием методики трактуется как выбор умеренного (сбалансированного)  уровня сплоченности.

Адаптация. Среди 10 пар  7 выбирали гибкий уровень адаптации, 2- структурированный, что рассматривается как показатель успешности функционирования семейной системы. У 1 пары наблюдается выбор хаотичного типа адаптации, демонстрирующий появление проблемного поля в функционирования семейной системы.

Иначе говоря, большинство испытуемые супругов с детьми (18 человек) выбирают сбалансированные уровни семейной сплоченности и адаптации: у  5 пар   наблюдается  гибкий разделенный тип, у  2 структурно- разделенный у 1 – структурно-связанный; а у 2 пар хаотично-разделенный тип, что говорит о благополучном состоянии семейной системы в данный момент  при появлении в ней некоторых проблем.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования проведенного нами в рамках данной курсовой работы позволило заключить что:

Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Это главный институт социализации личности. Семьи условно делят на благополучные и неблагополучные. Социально-психологическая поддержка может быть необходима любой семье, хотя и в разной степени. Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов партнера.

Качество брака во многом зависит от совместимости супругов. Совместимость как феномен взаимодействия, общения людей может определяться и как результат, и как процесс. В первом случае совместимость есть эффект сочетания и взаимодействия индивидов. Сочетание есть априорно данная совокупность индивидов до непосредственного их взаимодействия, общения. Оптимальное соотношение в паре, группе личностных качеств участников условие совместимости как процесса.

Синхронизация поведения, эмоциональных переживаний и взаимопонимания, в которых выражается вся личность взаимодействующих людей, процесс совместимости, т.е. планирования жизненного пути. Таким образом, мы можем выделить основные компоненты, отражающие синхронность планирования жизненного пути супругами: мотивационно-ценностоное единство; функционально-ролевая согласованность; и семейная сплоченность.

Анализ результатов, полученных при помощи экспериментального исследования, позволяет говорить о том, что компоненты синхронизации планирования жизненного пути супругов, такие как ценностное единство, функционально-ролевая согласованность, семейная сплоченность выше в семьях с детьми, нежели в бездетных семьях. Данное положение позволяет предположить, что наличие детей в семье оказывает значительное влияние на синхронизацию планирования жизненного пути супругами. Таким образом, поставленная вначале исследования гипотеза подтверждена.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Александрова Ю.В. Опросник для диагностики ролевых паттернов отношения к другому взрослого человека// Журнал практического психолога. - 1998. - №8. - С. 23-35.
  2.  Алешина Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений / Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская. -М.: МГУ, 1987. - 120 с.
  3.  Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование./ Ю.Е.Алешина. - М.: Независимая фирма "Класс", 1999. – 280с.
  4.  Бодалев, А.А., Обозов, Н.Н., Столин, В.В. О службе семьи. // Психологический журнал. – 1983. — №4. – С.91 — 98.
  5.  Бодалев. А.А. Семья в психологической консультации: Опыт и  проблемы   психологического    консультирования.  / А. А. Бодалев,  В. В. Столин. - М.: Педагогика, 1989. – 214с.
  6.  Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия/ А.Я. Варга. – СПб., 2001. – 290с.
  7.  Васильева, А.К. Структура семьи. / А.К. Васильева. – М.: Педагогика, 1988. – 234с.
  8.  Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология. / Н.Ф.Вишнякова. – Минск: Университетское, 2000.  - с.340
  9.  Волкова, А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений. // Вопросы психологии. – 1985. — №5. – С.110 — 116.
  10.  Выготский, Л.С. Психология./Л.С.Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 605с.
  11.  Гозман, Л. Я., Алешина, Ю. Е. Социально-психологическое исследование семьи: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Психология. - 1985. - № 4. – С.34-36
  12.  Гришин, Н.В.  Психология  конфликта. / Н.В.Гришин. –  СПб.:  Питер,  2002. – с.341
  13.  Жедунова, Л.Г. Психологическая поддержка военнослужащих. /Л.Г.Желдунова, Н.Н. Посысоев, Е.Н. Юрасова и др. — М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 56с.
  14.  Ковалев, С.В. Психология современной семьи./ С.В. Ковалёв. – М.: Академия, 1996. – 240с.
  15.  Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание./ И.С.Кон. – М. Просвещение, 1984. – 193с.
  16.  Кочарян, Г.С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов / Г.С. Кочарян, А.С. Кочарян. - М. : Медицина, 1994. - 224 с.
  17.  Кратохвилл, С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний./С.Кратохвилл. — М.: Просвещение, 1991. – 437с.
  18.  Кулик, Л.А. Семейное воспитание. / Кулик, Л.А., Берестов Н.И. – М.: Эксмо-Пресс, 1990. – 251с.
  19.  Куприянчик, Л.А. Психология любви/ Л. Куприянчик. – М.: Академия, 1998. – 241с.
  20.  Леви, Д.А. Семейная психотерапия./ Д.А. Леви. – СПб., 1993. -189с.
  21.  Левкович, В.П. Методика диагностики супружеских отношений./ В.П. Левкович, О.Э. Зуськова // Вопросы психол. – 1987. — №4. – С.128 — 134с.
  22.  Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи : учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений / А.Г. Лидерс. -М. : Академия, 2006. - 432 с.
  23.  Минухин, С. Техники семейной терапии. / С.Минухин, Ч.Фишман. — М., 1998.- 342с.
  24.   Обозов, Н. Н. Межличностные отношения. / Н.Н.Обозов. – СПб.: Питер, 2001. – 438с.
  25.  Обозов, Н. Н., Обозова, А. Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. - 1982. - № 2. – С.56-60
  26.  Панкова, Л.М. У порога семейной жизни./ Л.М. Панкова. – М.: Прогресс, 1991. – 244с.
  27.  Пезешкиан, Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как терапевт./ Н.Пезешкиан. - М.: Смысл, 1993. - 331с.
  28.  Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья.: пер. с англ./А.С.Спиваковская. — М.: Флинта, 1996. – 320с.
  29.  Торохтий, В.С. Психологическое здоровье семьи./ В. С. Торохтий, О. Г. Прохорова. – М.: КАРО, 2009. - 160с.
  30.  Шапиро, Б.Ю. От знакомства к браку./ Б.Ю. Шапиро. – М.: Стимул, 1999. – 300с.
  31.  Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений/ Л.Б. Шнейдер. – М., 2000. – 250с.

Переводные издания

  1.  Браун, Дж., Теория и практика семейной психотерапии.: пер. с англ./Дж.Браун, Д.Кристенсен. — СПб.: Питер, 2001. – 249с.
  2.  Вестермарк, Э. История брака./ Э. Вестермарк. – М.: Просвещение, 2001. - 213с.
  3.  Витек, К. Проблемы супружеского благополучия.: пер.с англ./ К. Витек. – М.: Прогресс, 1998.- 214с.
  4.  Куттер, П. Любовь, ненависть, зависть, ревность.: пер. с англ./ П. Куттер. – СПб.: Питер, 1998. – 542с.
  5.  Сатир, В. Как строить себя и свою семью.: пер. с англ./В.Сатир. — М., 1992.- 540с.
  6.  Хямяляйнен, Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы.: пер. с финн./ Ю. Хямяляйнен. – М.: Прогресс, 2004. – 301с.
  7.  Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи/ Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб., 1999.- 236с.
  8.  Столин, В.В. Психологические основы семейной терапии. // Вопросы психологии. – 1987. - № 6. – С.24-28
  9.  Столин, В.В. Тест-опросник удовлетворенности браком. /В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко // Практикум по психодиагностике: психодиагностические материалы. - М. : Изд-во МГУ, 1988. - С.114-118.
  10.  Шнейдер, Л.Б. Психологическое консультирование./ Л.Б.Шнейдер, Г.В.Вольнова, М.Н. Зыкова. - М.: Ижица, 2002. - 352с.
  11.  Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учебное пособие для врачей и психологов / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. - СПб. : Речь, 2005. - 336 с.
  12.   Митичкина, Е.Е. Различия в проявлении структур интегральной индивидуальности в супружеских парах в зависимости от стабильности семейных отношений // Вестник ПГЛУ. - 2004. - №1. – С. 72-74.




1. Перевезення вантажів залізничним транспортом в Україні регулюються Статутом залізниць України Правилами
2. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філологічних наук КИЇВ ~
3. Стан та шляхи удосконалення обліку адміністративних витрат
4. . ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ ИСПРАВЛЕННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ
5. Дорстэм 21 2
6. Взаимоотношения коммерческого банка и предприятий (на примере ОАО Русь-Банк)
7. отдачу от менеджмента
8. Вопросы 4 Для христианской картины мира характерно
9. воздействие одного лица или группы лиц менеджеров на другие лица для побуждения действий соответствующих
10. эндВустерСаммари- Они ненавидели друг друга с такой силой что у обоих внутри все переворачивалось от злост
11. София 2005. 528 с. ISBN 5955008314 Большая часть этой книги состоит из записей бесед Крайона с учениками.html
12.  Введение Инвестиционная деятельность представляет собой один из наиболее важных аспектов функционирова
13. РАЗДАТКА В казахском ухо луны в чешском рулетик из селди в армянском обезьяна в итальянском ул
14. Детский сад 49 Гульназ
15. Золотого кольца России- Ярославль Ростов ПереславльЗалесский
16. Общую схему покупательского поведения
17. Союзкультура в Российской государственной библиотеке первый президент СанктПетербургского библиотечног
18. темам. Особую необходимость в АСУ технологическим процессом ощущают такие предприятия где объекты располож
19.  SVELIUK INN 2 SVELYUK NTON Room 2 1
20. Ided Design the Fculty of Informtion Technologies nd Control the Fculty of Rdioengineering nd Electronics the Fculty of Computer Systems nd Networks the Fculty of Telecommuniction the Fculty of E