Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Тема 61 Технологические основы социальнокультурной деятельности и культурнодосуговой деятельности

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-09


Тема 6.1. Технологические основы социально-культурной деятельности и культурно-досуговой деятельности. Технология, сущность, характеристика, виды, классификация социально-культурных технологий

Основные понятия и термины по теме: «технология», «дифференцированный», «макротехнология», «микротехнология»

План изучения темы:

1. Понятие «технология».

2. Классификация технологий.

3. Характеристика социально-культурных технологий

4. Структура и функции социально-культурных технологий

Краткое изложение теоретических вопросов

 
           Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в терминологию социально-культурной сферы.
Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» - это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
  В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.
 В учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология - это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности.

Понятие технологии как термина, приводимое в «Толковом словаре русского языка», определяется как «совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в готовое изделие» и «совокупность процессов переработки».

Однако   с   точки   зрения   применения   этого   понятия   в   сфере социального  обслуживания  населения,  технология  является  системой методов решения социальных проблем, направленных на формирование: условий жизни и развития общества; общественных отношений; социальных структур, целью которых является обеспечение потребностей человека и создание условий для реализации его потенциальных способностей и интересов с учетом установленной обществом системы ценностей.

    Исходя из этого, можно определить, что социальные технологии направлены на:

1) выявление механизмов и процессов, целью которых является
гуманизация действительности;

2) обеспечение постоянной и полноценной адаптации человека в
обществе.

  Можно взять в расчет еще одну теорию о том, чтотехнология это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.


Классификация технологий
Следует отметить, что существуют технологии, применяемые в сфере образования, культуры, промышленного производства и т.д.
В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:
• крупномасштабных технологиях на уровне страны, республики, региона;
• макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т.д.;
• микротехнологиях, которые направлены на определенные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.


 Технология может существовать в трех уровнях:
1) научном, когда разрабатываются цели, задачи, содержание и методы обучения и социально-культурной деятельности, проектируются культурно-досуговые  процессы;
2) процессуально-описательном, где происходит описание целей, задач, методов, средств, форм и содержания процесса для  получения заранее планируемых результатов обучения и социально-культурной деятельности; 
3) процессуально-действенном - в основу которого положено осуществление технологического процесса с применением различных методов и средств обучения и социально-культурной деятельности.
Существуют определенные различия в технологиях, применяемых в учебном процессе и технологиях, разрабатываемых в  сфере культуры и досуга.
Учитывая то, что социально-культурная сфера представлена большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, используют множество методов, с помощью которых не только формируется, но и активно осваивается культурно-досуговая среда.
В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):
1) общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);
2) функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);
3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.

Анализ практической деятельности социальных структур позволяет выделить следующие группы социальных технологий:

  1.  социально-экономические;
  2.  организационно-распорядительные;
  3.  медико-социальные;
  4.  психолого-педагогические;
  5.  социально-культурные.

Для реализации данных технологий существует несколько способов:

  1.  предусматривающий удовлетворение потребностей человека за счет сил и средств государства в масштабах всего общества;
  2.  основанный на самозащите каждой отдельной личности; при котором каждому человеку дается возможность проявить свои способности, добиться успеха в жизни, благодаря использованию своего потенциала;
  3.  совмещающий в той или иной степени усилия государства и

Кратко рассмотрим каждую группу социальных технологий.

Социально-экономические технологии — это система методов, с помощью которых оказывается воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности людей. К ним относятся: натуральная и денежная помощь; установление льгот, пособий и компенсаций; патронаж; бытовое обслуживание; поощрения и санкции.

Организационно-распорядительные технологии - это система методов, с помощью которых оказывается влияние на: мотивы поведения людей, как необходимости общественной и трудовой дисциплины; формирование чувства долга, ответственности, причастности к принятию решений на производстве. Данные методы опираются на нормативно-правовые документы и их базой служат управленческие решения, такие как регламентирование, нормирование, инструктирование.

Медико-социальные технологии направлены на поддержание и охрану здоровья через деятельность учреждений медицинского и социального страхования, социального обеспечения, медицинского обслуживания, медицинской экспертизы, медицинской и социальной реабилитации.

Психолого-педагогические технологии - это система методов воздействия на человека через механизм психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. К данной группе относятся методы: социального исследования; наблюдения; социально-психологической диагностики; внушения; информирования; психологической коррекции; расширения возможностей для проявления творческих способностей личности.

Социально-культурные технологии - это система методов, организующих и направляющих практическую деятельность работников культуры. По видам данные технологии можно подразделить на несколько групп, направленные на: 1) формирование и распространение культурных ценностей; 2) выявление и сохранение культурных ценностей; 3) освоение культурных ценностей; 4) организацию досуга.

Характеристика социально-культурных технологий

Итак, технологии, как системе присущи основополагающие черты: целостность,       целесообразность,       функциональное       единство       её компонентов.     А    потому,    рассматривая социально-культурную технологию, как целостный процесс, остановимся на сущности её составляющих. Технология включает в себя комплекс технологических процессов. В группе социально-культурных технологий такими технологическим технологическим процессом является методика.

В свою очередь методикой является «творческий процесс», включающий в себя «совокупность методов, приемов и средств» целесообразной организации какой-либо досуговой деятельности.

Но в то же время методика является целостной системой, в которой взаимодействует множество компонентов, представленных в виде подсистем. Следует выделить 4 таких подсистемы: 1) организационная, которая включает в себя управление, финансы, штатное расписание, должностные инстанции, наличие секторов и отделов; 2) методическая, включающая в себя сценарии, сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта; 3) режиссерская, заключающаяся в разработке замысла, составления плана репетиций, показе; 4) психологическая, основу которой составляет установление отношений между сотрудниками и мастерство специалистов.

К методике, как к технологическому процессу предъявляются следующие требования: постановка цели, определение содержания, выбор методов, определение форм организации аудитории и наличие результата деятельности.

Необходимо также отметить, что основными элементами методики, как технологического процесса являются: аудитория (объект деятельности), специалисты (субъект) и деятельность учреждений культуры. Следовательно, технология КДД с одной стороны обуславливается потенциалом действий людей, а с другой - условиями, процессами, в которых они протекают.

 Социально-культурная деятельность на современном этапе достигла того уровня, когда «всё явственнее проявляются её возможности в активизации человеческого фактора». Недооценка изучения и исследования технологий может оказать отрицательное влияние на успешность деятельности учреждений культуры. Поэтому для того, чтобы «успешно осуществлять воспитательные задачи, необходимо знать технологию и механизмы воздействия социально культурной деятельности. Таким образом, технологии могут существовать в сферах общественной жизни людей, но в их основе лежит содержательная техника реализации теории в практику


Структура и функции социально-культурных технологий

Осуществляя типологизацию современного социокультурного технологического комплекса, мы частично опирались на предложенную А.В. Соколовым структуру современной социально-культурной системы.

В структуре социально-культурных технологий выделить три основные группы: традиционные технологии, составляющие в совокупности культурное наследие прошлого; элитарные технологии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой; массовые технологии, рассчитанные на массовые социально-культурные общности, на присущие им проявления массового менталитета.

Для социально-культурных технологий характерны два вида функций: 1) основные (первичные), сущностные, отличающие их от материально-производительных, управленческих и других функций; 2). прикладные (вторичные), которые получают развитие на том или ином конкретном этапе исторического развития общества.

К основным функциям социально-культурных технологий мы относим те, которые по существу отражают содержание современной социально-культурной деятельности, суть и назначение того или иного социально-культурного института:

- социализирующую функцию, которая наиболее полно проявляется в педагогических технологиях воспитания, образования, просвещения;

- творческую функцию, реализуемую главным образом с помощью технологий духовного производства, инновации, индивидуального и группового творческого труда;

- коммуникативную функцию, характерную в первую очередь для информационных и информационно-поисковых технологий, технологий общения;

- рекреативную функцию.

В процессе исторического развития социально-культурных технологий наряду с их основными, сущностными функциями хронологически одновременно обнаруживали себя и их прикладные, социально востребованные и практически направленные функции. По отношению к основным прикладные функции являются производными, вторичными: это образовательная, просветительная, идеологическая, жизнеобеспечивающая, досуговая и другие функции.

Первичные и вторичные функции социально-культурных технологий связаны друг с другом, предполагают и дополняют друг друга. Любая социально-культурная технология выявляет свои исходные, изначальные функции через вторичные, производные. Например, взятая в своем изначальном, сущностном значении досуговая, рекреативная технология останется абстрактной категорией, если мы будем рассматривать ее вне конкретных практически направленных функций: оздоровительных, развлекательно-игровых, творчески развивающих и др.

В то же время первичные и вторичные функции социально-культурных технологий имеют отличительные особенности, которые делают их во многих случаях противоположными.

Так, первичная по своему характеру информативная функция коммуникативных социально-культурных технологий стабильна и независима от политических, экономических или социальных условий. Она формируется и развивается естественным образом по мере развития самого общества и потребностей его членов. В то же время производные, прикладные функции этой технологии, в частности образовательная, рекламная и другие, зависимы от воздействий внешней среды, динамичны и изменчивы в решении текущих задач, поскольку они подвергаются постоянному воздействию со стороны потенциальных субъектов (властных структур, общественного мнения, рыночной конъюнктуры и др.).

Технологический комплекс (потенциал) СКД нельзя представить себе в виде хаотичного нагромождения всевозможных способов, подходов и методик. Действующие в этой сфере технологии социально востребованы, социально обусловлены и социально организованы. Являясь непосредственным результатом разделения труда, они составляют совместную повседневную деятельность отдельных лиц и социальных групп, которую правомерно обозначить понятием социально-культурной практики. Эта практика внутренне дифференцирована: отдельные люди, большие и малые социальные общности производят, воспроизводят и транслируют социально-культурные технологии. Именно благодаря им общество способно осваивать различные образы и стили жизни, ценностные представления, моральные нормы, образцы деятельности и поведения.

Социально-культурные технологии по своему происхождению являются продуктом человеческого труда, результатом целенаправленной культурной деятельности людей. В зависимости от того, кто является их творцом и пользователем, эти технологии могут быть социально-культурными или индивидуально-культурными.

Вопросы и задания для самопроверки:

1.Дайте определение понятию «технология».

2.Перечислите социально-культурные технологии.

3.Охарактеризуйтесоциально-культурных технологий.

4.Что вы понимаете под определением дифференцированные технологии

Литература

1. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика: учебное пособие /И.Ю. Исаева,-М.: Флинта:НОУ ВПО «МПСИ», 2010.-200 с.

2. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика  организации: Учебное пособие для студентов вузов/ Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.

2.Киселёва   Т.Г.,   Красильников   Ю.Д.    Основы   социально-культурной деятельности. –

М., 1993.

Тема 6.2. Содержание, средства, формы и методы социально-культурной деятельности в различных типах культурно-досуговых и образовательных учреждений

Основные понятия и термины по теме: «средство», «метод», «методика», «театрализация», «форма», «содержание»

План изучения темы:

1.Методика - творческий процесс в технологии Культурно-досуговой деятельности

2. Общая характеристика средств, форм социально-культурной деятельности

3. Методы в социально-культурной деятельности. Классификация методов

Краткое изложение теоретических вопросов

 Для того чтобы деятельность учреждения культуры была содержательной, интересной, эмоционально насыщенной, специалистам следует максимально овладеть методикой Культурно-досуговой деятельности, то есть совокупностью методов, способов, приемов и действий целенаправленного достижения поставленной цели.

Методика Культурно-досуговой деятельности опирается на методологию, законы психологии и педагогики, имеет свои внутренние закономерности функционирования как специфический вид деятельности. Ме-. тодика представляет собой центральный блок в Культурно-досуговой деятельности, который осуществляет прием, переработку информации и преобразует ее в художественно-образный, символико-аллегорический способ эмоционального воздействия. Другими словами, методика Культурно-досуговой деятельности - это творческий, перцептивно-коммуникативный процесс, где перцепция - восприятие, а коммуникация - общение.

Методику выделяют в отдельный тип деятельности - методический, выступающий внутренним регулятором всего технологического процесса, который определяет и разрабатывает тактику, то есть преобразует и переводит теорию в русло конкретной программы в форме сценарных планов, сценариев, методических разработок и рекомендаций.

В основе методики Культурно-досуговой деятельности лежат духовные потребности населения. Потребности в осуществлении Культурно-досуговой деятельности отнюдь не ограничиваются лишь стремлением человека к саморазвитию или к удовлетворению его чисто рекреационных нужд. Культурно-досуговая деятельность оказывает активное формирующее влияние на личность, что свидетельствует о ее достаточно высокой общественной значимости.

Методика Культурно-досуговой деятельности представляет собой диалектическое единство профессиональной деятельности организаторов и методистов (сценаристов, режиссеров и других специалистов) и участников Культурно-досуговых программ и других посетителей учреждений культуры. Взаимосвязь культурных потребностей людей с возможностью и готовностью учреждений культуры их реализовать создает условия для раскрытия сущностных свойств учреждений культуры, слияния в их работе организующих воздействий "сверху" с широкой инициативой и самодеятельностью "снизу".

В Культурно-досуговой деятельности сложилась определенная классификация методик: общая методика, типовые методики и частные методики. Все они функционируют по своим законам, вбирая в себя все наиболее общее и существенное в построении технологического процесса. Закономерности методик тесно связаны с законами развития культурных процессов. Квалификация специалистов учреждений культуры зависит от знания этих закономерностей, от умения творчески их применять. К закономерностям методики Культурно-досуговой деятельности можно отнести: неразрывную связь социальных и культурологических задач; соответствие содержания и формы; последовательность при подготовке и проведении программ от идеи до замысла и определения формы; активно-деятельностный подход в создании программы; активизация аудитории; постоянная смена эмоциональных состояний; постепенное вовлечение во все более сложную деятельность участников программы; единство и взаимопереход субъекта и объекта; соединение в Культурно-досуговой деятельности развивающих, рекреационных и гедонистических функций.

В методической литературе употребляются понятия "общая методика" и "частная методика". Под общей методикой понимается система знаний о средствах, формах и методах, применяемых учреждениями культуры. Частной методикой называют совокупность средств, форм и методов, используемых при решении отдельных задач, стоящих перед учреждениями культуры. Деление методики на общую и частную сложилось в процессе ее развития как особой области знания и практического действия. Такое деление позволяет работникам культуры более систематизированно осваивать знания и совершенствовать навыки.

При подготовке Культурно-досуговой программы технологический процесс осуществляют организаторы, имеющие надлежащую методическую подготовку, знающие и общие основы методики и частные приемы, методические навыки организации отдельных программ, и творческие работники - методисты, знающие основы драматургии и режиссуры.

Методика деятельности учреждений культуры находится в функциональной зависимости от решаемых ими задач. Содержание Культурно-досуговой деятельности можно идентифицировать с понятием ценности. Каждый человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в его обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его общественной жизни. Эти ценности условно делятся на ценности материальные, социально-политические и духовные.

Через содержание Культурно-досуговой деятельности удовлетворяются духовные, потребности и интересы населения. Содержание обусловливается задачами, решаемыми учреждениями культуры по развитию личности. Это формирование цельной и стройной системы философских, экономических и социально-политических взглядов, повышение общекультурного и научно-технического уровня, трудовое и эстетическое воспитание граждан.

В содержании Культурно-досуговой деятельности находят отражение изменения обстановки в стране и за рубежом, реформы жизни общества. Содержание деятельности определяется интересами и запросами аудитории; событиями, происходящими в стране и за рубежом; спецификой развития и проблемами региона, в котором находится клубное учреждение; обычаями и традициями, бытующими в данной местности; знаменательными и памятными датами в жизни общества; календарём государственных праздников; годовым кругом народных праздников; уровнем профессионализма работников клубного учреждения, его материально-техническими и финансовыми возможностями.

Содержание всегда облекается в ту или иную форму. Форма есть организация, структура содержания. Содержание и форма в деятельности учреждения культуры отражаются в планах работы, репертуаре демонстрируемых кинофильмов, коллективов художественной самодеятельности, программах вечеров, тематике лекций, сценариях праздников или обрядов и т.д.

Содержание реализуется через функции и принципы Культурно-досуговой деятельности. Оно раскрывает проблему, обеспечивает решение задач, являясь одним из основных условий эффективности деятельности учреждений культуры.

Содержание Культурно-досуговой деятельности, как бы оно ни было умело определено и воплощено в соответствующие формы, останется мертвым капиталом, если не будет донесено до посетителей учреждения культуры. Вот почему большое значение имеет вопрос о способах реализации содержания или, иначе говоря, о путях доведения его до потребителя.

Средства - один из важных компонентов Культурно-досуговой деятельности. Их назначение - быть "механизмом" доведения содержания деятельности учреждений культуры до населения. Средства Культурно-досуговой деятельности - это пути (каналы) или способы передачи содержания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров) в целях оказания влияния на сознание, чувства и волю посетителей учреждения культуры .

В методике Культурно-досуговой деятельности средствами называют инструменты, с помощью которых раскрывается содержание. Они подразделяются на устные средства (живое слово, сценическая речь), печатные средства (газеты, журналы, научная литература); кино, радио, телевидение; художественная литература; искусство и самодеятельное творчество (драматическое, хоровое, музыкальное, хореографическое, живопись); технические средства. Приведенная классификация средств Культурно-досуговой деятельности носит в известной степени условный характер. Так, например, кино - это вид искусства, но оно может быть отнесено и к техническим средствам. Нередко к техническим средствам относят радио и телевидение, и в этом есть определенный смысл. Многозначно понятие печати. Одно значение имеет книга как вид печати и другое - книга как художественное произведение. Средства следует рассматривать только как способы передачи содержания.

Вполне может быть применима и данная классификация:

  1.  Художественно-выразительные средства: живое слово, музыка, хореография, вокал, драматургия;
  2.  Изобразительные средства: оформление клубного пространства (сцены, зала, фойе, вестибюля, кружковых комнат и т.п.); свет, декорации, костюмы, видеоряд (кино, слайды, видео, телевидение);
  3.  Технические средства: световая, аудио и видеоаппаратура;
  4.  Материальные средства: оборудование, инвентарь, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности, поделочные материалы (ткань, бумага, дерево, металл, глина, краски, пластилин и т.п.);
  5.  Финансовые средства;
  6.  Средства массовой информации.

В практической деятельности учреждений культуры особенно широко применяются: живое слово, кино, искусство всех видов и жанров, технические средства, то есть те средства, которые придают деятельности учреждений культуры особую эмоциональную окраску.

Каждое средство служит носителем (передатчиком) того или иного содержания. В зависимости от характера содержания и назначения выбирается определенное средство или, чаще, набор средств. Арсенал средств Культурно-досуговой деятельности разнообразен. Кадры должны уметь в каждом конкретном случае выбрать и использовать те из них, которые дадут наибольший эффект, будут наиболее действенными, обеспечат наилучшее выполнение задачи.

К числу важнейших компонентов методики Культурно-досуговой деятельности относятся и формы деятельности учреждений культуры, или программы. Формы работы - один из необходимых элементов функционирования учреждения культуры, компонент Культурно-досуговой деятельности.

Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы клубных учреждений - это способы реализации содержания их деятельности, а также способы и приёмы организации клубной аудитории.

Термин "форма" употребляется в различных смыслах. Форма (вообще) - устройство, структура, внешнее выражение чего-либо, система организации чего-либо. Форма является одной из философских категорий, рассматриваемых в неразрывной связи с содержанием. Форма - организация, структура содержания, его выражение. Форма не может существовать изолированно от содержания.

Понятие формы применительно к деятельности учреждений культуры также может иметь различное значение. Прежде всего форма является выражением содержания Культурно-досуговой деятельности. Под формой понимают также структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статистического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.. И ,наконец, формами называют способы организации Культурно-досуговой деятельности.

Под формами - программами Культурно-досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания.

В зависимости от характера аудитории и средств воздействия формы Культурно-досуговой деятельности делятся на массовые, групповые и индивидуальные. Формы - программы Культурно-досуговой деятельности - не существуют сами по себе. Их выбор обусловливается содержанием и средствами. По отношению -к содержанию форма-программа носит зависимый характер.

Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Отмечая зависимость форм - программ Культурно-досуговой деятельности - от содержания и средств воздействия, следует иметь в виду, что выбор форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют большое значение. Формы-программы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности.

В неразрывной связи с формами-программами находятся методы Культурно-досуговой деятельности. Вопрос о методах - это вопрос о том, как повысить действенность деятельности учреждения культуры, как лучше донести содержание до посетителей, как сделать его более убедительным и воспринимаемым аудиторией. Определений понятия "метод" много, но во всех есть нечто общее: метод - это способ, прием, путь решения какой-либо задачи. Методы - совокупность приемов (технологических частей) и способов (своеобразия воздействия) организации воспитывающей жизни, воспитывающей деятельности, воспитывающих отношений. Методы - то, с помощью чего специалист достигает, решает поставленные задачи. Методы - это «оружие», «орудия» профессиональной работы.

Обобщая различные определения, подчеркивая в них наиболее типичное, можно сказать, что метод - это путь к познанию; образ действия; определенным образом упорядоченная деятельность.

Методами Культурно-досуговой деятельности принято называть способы, приемы, образы действий по использованию средств воздействия на аудиторию.

Методы и средства воздействия тесно взаимосвязаны. Одно из средств воздействия - радио, которое является носителем, передатчиком определенного содержания. Выражением содержания здесь будет программа радиопередачи, конкретный текст. Но текст, информацию можно донести по-разному - просто прочитать или дать в виде театрализованного представления. Способы, приемы использования, в данном случае радио, следует называть методами. Методы культурно-досуговой деятельности, как и формы, всегда связаны с содержанием, определяются целями, которые ставятся перед специалистами.

В Культурно-досуговой деятельности имеется три родовых метода: метод иллюстрирования, метод театрализации и методы игры. Все остальные методы привнесены в нее извне.

Метод театрализации предполагает использования в досуговых программах приёмов драматургии. Драматургия - это выстраивание сюжетно-образного решения досуговой программы. Но если в театральном спектакле в качестве исходного материала выступает конкретная пьеса, то в Культурно-досуговой программе это происходит с помощью выразительных средств на основе самой жизни, реального фактического материала, реальных героев, в том числе и аудитории. В первом случае режиссёр идет от пьесы к жизни, во втором наоборот - от жизни к пьесе, где представление организуется по законам театра, но своими специфическими средствами.

Суть метода иллюстрирования состоит в основной организации содержания информационного материала досуговой программы с помощью показа в какой-либо форме. Использование этого метода позволяет информации стать зримой.

При этом иллюстрирование не просто вносит элемент художественности   в   содержание   досуговой   программы,   а   развивает углубляет, конкретизирует это содержимое. Сложились два иллюстрирования: наглядное и художественное. При наглядном иллюстрировании используются репродукции, фотографии, кадры документального кино, книжные и иные выставки, слайды. Художественное иллюстрирование предполагает использование средств искусства: хореографии, музыки, художественного слова, отрывков из спектаклей и художественных фильмов.

И, наконец, третьим родовым методом Культурно-досуговой деятельности является метод игры. Игра здесь выступает как способ активизации  аудитории. В процессе игры лучше усваивается содержание досуговой программы, устанавливается межличностное общение зрителей, появляется возможность самореализации и самоутверждения её участников.

Наряду с термином "метод" употребляется термин "методический прием". Каждый метод представляет собой определенную систему приемов. Иными словами, каждый метод - это совокупность приемов, объединенных общностью задачи и единым подходом к их решению.

Прием - это элемент, деталь метода, вспомогательное средство. Каждый из методов применяется с помощью различных приемов. Прием по отношению к данному методу при решении других, более частных задач может стать методом со своими приемами его применения.

В деятельности учреждений культуры методические приемы используются как самостоятельные методы и, в свою очередь, реализуются с помощью определенных методических приемов. Так, использование в ходе лекции фрагмента из кинофильма - это методический прием, прослушивание магнитофонной записи на семинаре - тоже методический прием. В социально-культурных институтах используются просветительные методы (изложение материала, демонстрация предметов или явлений, упражнения, направленные на закрепление знаний, отработку умений и навыков); воспитательные методы (убеждение, пример, поощрение и его антипод - порицание); методы организации творческой деятельности (выдвижение творческой задачи, тренаж, организация творческого содружества и распределения творческих обязанностей, налаживание творческого соревнования); методы рекреации (вовлечение в развлекательное занятие, вытеснение малоценных развлечений полезными, организация игрового соревнования).

Вопрос о методах Культурно-досуговой деятельности - сложный. Дать их четкую классификацию очень трудно, да и вряд ли в этом есть практическая необходимость. Важно уяснить сущность понятия " метод", зависимость методов от содержания работы, необходимость творческого подхода к выбору методов и приемов в деятельности учреждений культуры, которыми накоплен большой опыт использования различных средств, форм и методов в зависимости от обстановки и решаемых задач. Специалисту необходимо овладеть ими, научиться их творчески применять.

Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры состоит в том, чтобы из всего многообразия средств, форм и методов выбрать те, которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи. В одном случае это будет тематический вечер, в другом - лекция, в третьем - концерт художественной самодеятельности и т.д. Нужны поиски новых, более эффективных сочетаний содержания, форм, методов и средств с целью вызвать у людей интерес, привлечь их в учреждение культуры.

Вопросы и задания для самопроверки:

1.Как вы понимаете, что такое методика Культурно-досуговой деятельности?

2.Каковы основные закономерности методики Культурно-досуговой деятельности ?

3.Что такое содержание и какова его роль в куль-турно-осуговой деятельности?

4.Что такое средства Культурно-досуговой деятельности?

5.Что такое форма и ее значение в методике?

Литература

1. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика: учебное пособие /И.Ю. Исаева,-М.: Флинта:НОУ ВПО «МПСИ», 2010.-200 с.

2. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика  организации: Учебное пособие для студентов вузов/ Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.

2.Киселёва   Т.Г.,   Красильников   Ю.Д.    Основы   социально-культурной деятельности. –

М., 1993.




1. реферат дисертації на здобуття вченого ступеня кандидата медичних наук Харків 2003 Ди
2. Патологическая физиология
3. Это прежде всего принцип историзма где включение личности в историческое время позволяет рассматривать би
4. РЕФЕРАТ Византийская культура Выполнил студент АП2
5. Разработка технологического процесса сборки приспособления для проверки пружин и технологического процесса изготовления корпуса
6. Тема- Реализация презумпции невиновности в уголовнопроцессуальном доказывании
7. ОЗ Принят Законодательным Собранием 25 сентября 1997 года Настоящий Закон принят в соответствии с Конститу
8. I I don~t believe you Mrs
9. Проект очистки масло-шламовых сточных вод завода Топливная аппаратура электрохимическим методом
10. Учет операций с уставным капиталом
11. Учетный цикл. Корректировочные записи как метод реализации правила соответствия
12. Курсовой проект по Микропроцессорные средства и системы
13. Сознательное и бессознательное
14. . Коммуникация как процесс и ее составляющие
15. 4 Лабораторная работа 5
16. К методам классификации объектов ТЭСИ относятся- а иерархический метод; б линейный метод; в фасетн
17. декаданс. Помимо Шопенгауэра на духовную эволюцию Ф
18. Обоняние и вкус- сходство и различие в отражении реальности
19. Устойчивость откосов и склонов
20. і. По ~ перше його здійснюють шляхом розгляду і вирішення у судових засіданнях цивільних справ щодо захи.html