Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Тема 1 Понятие и сущность логистики

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-09

Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

                СТАНДАРТЫ МГУТУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

Рабочая программа

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЛОГИСТИКА

Для специальностей  080502, 080507, 080401, 080301

форм обучения:               всех форм обучения

курса:                           3,4,5 курсов

Москва 2009 год

Рабочая программа

Тема 1. Понятие и сущность логистики.

Краткий исторический очерк логистики. Определения понятия логистики. Сфера деятельности логистики. Управление материальными потоками в экономике с точки зрения логистики. Факторы, способствующие развитию логистики. Значение логистики в хозяйственной деятельности предприятия, фирмы. Этапы развития логистики в экономике. Экономический эффект от применения логистического подхода к управлению материальными потоками в сфере производства и обращения.

В рамках самостоятельной работы по данной теме студентам рекомендуется описать конкретную материалопроводящую систему, качественно оценив при этом резервы, которые могут быть вскрыты в результате ее совершенствования на базе логистики.

Вопросы для контроля знаний по теме 1.

  1.  Приведите основные сведения об истории возникновения логистики.
  2.  Когда зародилась наука о логистике, и кто является ее основателем.
  3.  Назовите два принципиальных подхода к определению логистики и покажите различие между ними.
  4.  Почему логистику поставили на службу эффективности управления материальными потоками?
  5.  Дайте сводное определение логистики.
  6.  Назовите основные звенья логистической системы.
  7.  Перечислите элементы логистической системы.
  8.  Перечислите основных участников логистической системы.
  9.  Перечислите главные задачи логистики.
  10.  Назовите основные функции логистики.
  11.  Какие две группы функций логистики вам известны?

Тема 2. Концепции и функции логистики.

Изучение данной темы осуществляется в разрезе следующих вопросов:

  •  концептуальные положения логистики;
  •  участники процесса управления материальными потоками в экономике и их логистические функции;
  •  функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом, финансами и планированием производства.

Изучение логистики базируется на понимании основной идеи логистического подхода, новизна которого заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками.

Концепция логистики представляет собой систему взглядов по рационализации материальных потоков. Основные положения названной системы взглядов – предмет первого вопроса данной темы. При этом концепция логистики представлена следующими положениями:

  •  реализация принципа системного подхода;
  •  учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепочки;
  •  гуманизация технологических  процессов, создание современных условий труда;
  •  развитие услуг сервиса на современном уровне;
  •  способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды.

Понимание материала следующего вопроса этой темы позволяет выделять из всех субъектов экономики структуры, имеющие самое непосредственное отношение к продвижению материального потока:

  •  транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;
  •  предприятия оптовой торговли;
  •  коммерческо-посреднические организации;
  •  предприятия-изготовители, чьи склады готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции.

Деятельность перечисленных участников наиболее существенно влияет на характеристики сквозных материальных потоков, поэтому именно она изучается в настоящем курсе. Это следует ясно понимать, так как к процессу управления сквозными материальными потоками, то есть показано, кто и что делает для того, чтобы материальный поток попал от первичного источника сырья к конечному потребителю. При этом под логистической функцией понимается укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

К логистическим функциям относят работы, выполнение которых является необходимым условием того, чтобы по материалопроводящей цепи пошел поток. Состав таких работ несложно наметить. Очевидно, вначале необходимо выяснить потребность в материалах, затем договориться о поставке, перевезти грузы, организовать их хранение, продвижение внутри предприятия (возможно, в процессе производственной переработки), а затем выполнить комплекс работ по сбыту.

На макроуровне перечисленные, а также ряд других работ распределяются между транспортными, оптовыми, посредническими и производственными предприятиями. Участники логистического процесса на микроуровне, то есть на уровне отдельного предприятия, охарактеризованы в следующем, третьем вопросе. К таким участникам относят службу маркетинга, службу планирования производства, службу финансов и, конечно же, службу логистики. Изучение функциональной взаимосвязи логистики с маркетингом, финансами и планированием производства формирует представление о месте логистики в функциональной структуре предприятия. Понимание этого вопроса базируется на знании состава функций служб маркетинга и экономического анализа.

По данной теме студентам ВУЗов и техникумов рекомендуется выполнить следующую самостоятельную работу:

- изучить организационную структуру предприятия (по литературным источникам либо на материалах конкретной фирмы), выявив при этом службы, реализующие те или иные функции логистики;

- оценить возможность выделения единой логистической службы;

  •  наметить состав ее функций;
  •  оценить целесообразность реорганизации предприятия;
  •  обозначить факторы, которые могут оказать сдерживающее влияние на преобразование организационной структуры.

Студенты вечернего и заочного отделений изучают систему управления потоками на тех фирмах, где они работают. С предложениями по преобразованию предприятия в соответствии с концепцией логистики желательно ознакомить руководство фирмы. Предложение и соответствующее мнение руководства могут стать предметом обсуждения и анализа на одном из последующих семинаров.

Вопросы для контроля знаний по теме 2.

  1.  Назовите концепцию логистики. Раскройте содержание отдельных концептуальных положений.
  2.  Перечислите «6 правил логистики».
  3.  Дайте определение понятию «логистическая функция».
  4.  Перечислите основных участников логистического процесса.
  5.  Назовите основные логистические функции транспортно-экспедиционных организаций, предприятий оптовой торговли, коммерческо-посреднических организаций, предприятий – изготовителей продукции.
  6.  Перечислите задачи, которые решаются службой логистики совместно с другими службами предприятия, а именно: службой маркетинга, службой финансов, службой планирования производства. Докажите необходимость совместного решения перечисленных задач.

Тема 3. Материальные потоки и логистические операции.

Третья тема изучается в разрезе следующих вопросов:

  •  понятие материального потока;
  •  виды материальных потоков;
  •  логистиченские операции на разных стадиях движения материального потока.

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Введение этой категории позволило увязать разрозненные процессы, протекающие у различных собственников (или же в различных подразделениях одного предприятия), единой функцией управления, упорядочить эти процессы, получив тем самым существенный экономический выигрыш. В общем случае под материальным потоком понимают грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций (понятие логистической операции рассматривается ниже).

Развивает представление о материальных потоках изучение их классификации, которая представлена в курсе следующих признаков:

  •  натурально-вещественный состав потока: одно-ассортиментные и много ассортиментные;
  •  различие массы или объема: массовые, крупные и средние;
  •  степень совместимости грузов различной номенклатуры: совместимые и несовместимые;
  •  удельный вес груза: тяжеловесные и легковесные;
  •  способ затаривания: грузы в контейнерах, ящиках, мешках и т.д.;
  •  по отношению к логистической системе: внешние, внутренние, входящие и выходящие.

Материал последнего вопроса темы формирует представление о логистических операциях как совокупности действий, направленных на преобразование материального и (или) информационного потока. К логистическим операциям относят погрузку, транспортировку, разгрузку, укладку на хранение и отборку из мест хранения, укладку в тару, формирование грузового пакета, а также многочисленные другие операции, совершаемые в процессе продвижения грузов, деталей, товарно-материальных ценностей по материалопроводящей цепи.

Классифицируют логистические операции по следующим признакам:

  •  переход права собственности на товар: с переходом, без перехода;
  •  изменение потребительских свойств: с добавленной стоимостью, без добавленной стоимости;
  •  природа потока: с материальным потоком, с информационным потоком.

В рамках самостоятельной работы по данной теме студентам рекомендуется выделить в окружающей экономической среде материальные потоки, относящиеся к различным классификационным группам, и описать их. При этом желательно подыскать примеры для каждой классификационной группы. Ту же работу рекомендуется проделать и по логистическим операциям.

Вопросы для контроля знаний по теме 3.

  1.  Дайте определение материального потока.
  2.  Составьте принципиальную схему материальных потоков на складе любого предприятия.
  3.  Перечислите виды материальных потоков.
  4.  Дайте определение логистической операции, перечислите известные Вам логистические операции.
  5.  Приведите классификацию логистических операций.
  6.  Назовите единицы измерения материального потока.

Тема 4. Логистические системы.

Основные вопросы:

  •  понятие системы;
  •  понятие логистической системы;
  •  виды логистических систем.

Базовым понятием логистики является понятие «система». Однако до настоящего времени не выработано строгого, формального, общепринятого его определения. Анализ различных толкований этого определения позволяет выделить четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было назвать системой:

  •  целостность и членимость, то есть система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом;
  •  связь, то есть связи в системах определенным образом упорядочены;
  •  интегрированные свойства, то есть наличие качеств, присущих всей системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

Одним из основных объектов изучения в логистике являются логистические системы, то есть системы, выполняющие те или иные логистические функции, состоящие из разных подсистем и имеющие развитые связи с внешней средой. Понятие логистической системы является частным по отношению к общему понятию системы. Это дает возможность рассматривать логистические системы в разрезе названных выше четырех свойств:

1. Целостность и членимость. В макрологистике элементами (подсистемами) логистических систем являются: поставщик, транспорт, покупатель; в микрологистике – снабжение, сбыт, обслуживание производства.

2. Связь. В макрологистических системах элементы (поставщик, транспорт, покупатель) связаны товароденежными отношениями. Формы связи – договор. В микрологистических системах, то есть внутри предприятий, снабжение, производство и сбыт связаны внутрипроизводственными отношениями.

3. Организация. В макрологистике – это структура хозяйственных связей. В микрологистике – организационное построение предприятия.

4. Интегративные свойства. Построенные в соответствии с принципами логистики системы обеспечивают поставку необходимых товаров, необходимого качества, в нужном количестве, в нужное время, в нужное место, с минимальными затратами.

Анализ реальных материалопроводящих систем в разрезе перечисленных свойств, то есть выделение значимых для логистического процесса элементов, идентификация связей и анализ организации, позволяет делать обоснованные выводы и причинах наличия у этих систем тех или иных интегративных качеств, приимать обоснованные решения по их преобразованию в соответствии с намеченными целями.

Завершает тему знакомство с видами логистических систем: макрологические и микрологические системы, логистические системы с прямыми связями, эшелонированные и с гибкими связями.

В рамках самостоятельной работы по данной теме студентам рекомендуется проанализировать конкретную логистическую систему, для чего: выделить ее подсистемы, охарактеризовать внутрисистемные связи и организацию, а также описать интегративные качества, обусловленные наличием данных элементов, данных связей и данной организации.

Вопросы для контроля знаний по теме 4.

  1.  Дайте развернутое определение понятию «система».
  2.  Охарактеризуйте свойства логистических систем в разрезе каждого из четырех свойств, присущих любой системе.
  3.  Дайте определение логистической системе.
  4.  Что такое «макрологистическая система»? Назовите элементы макрологистических систем. Приведите пример макрологистической системы.
  5.  Назовите и охарактеризуйте известные вам виды макрологистических систем.
  6.  Что такое «микрологистическая система»? Элементы, характер связей, организация, интегративные качества.
  7.  Как выделить границы логистической системы?
  8.  В чем принципиальное отличие характера связей между элементами макрологистических и микрологистиченских систем?
  9.  Приведите для примера логистических систем с разной степенью интеграции отдельных элементов в единую систему.

Тема 5. «Методологический аппарат логистики».

Предлагается рассмотреть в разрезе следующих вопросов:

  •  общая характеристика методов решения логистических задач;
  •  моделирование в логистике;
  •  определение и основные принципы системного подхода;
  •  сравнительная характеристика классического и системного подходов к организации материального потока.

Изучение первого вопроса темы формирует общее представление о методах логистики, всю совокупность которых можно разделить на две группы:

- методы, которые традиционно использовались и используются при управлении материальными потоками, то есть в процессе транспортировки, складирования и выполнения других логистических операций (вне зависимости от степени реализации идеи логистики, то есть от степени согласованности действий участников логистического процесса);

- специфические методы, позволяющие осуществить эффективное управление сквозными материальными потоками. К таким методам относят системный подход, кибернетический подход, прогностику, методы исследования операций и др.

Широко применяемым в логистике методом является моделирование, то есть исследование процессов и систем путем построения и изучения их моделей. Классификация моделей, а также характеристика имитационного моделирования – предмет изучения второго вопроса.

Другим специфическим методом логистики является системный подход (вопросы третий и четвертый), позволяющий увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи. Материал этих вопросов знакомит студентов с основами проектирования систем. При этом изучаются и сравниваются два подхода к формированию систем: классический и системный. Теория применения названных подходов иллюстрирована практическим примером (вопрос пятый).

В рамках самостоятельной работы по данной теме студенту рекомендуется проанализировать конкретную материалопроводящую систему, оценив при этом метод, посредством которого она сформирована: классический или системный, а также оценить резервы повышения эффективности ее функционирования от применения системного подхода.

Вопросы для контроля знаний по теме 5.

  1.  Охарактеризуйте объект исследований в области логистики, а также применяемый методологический аппарат.
  2.  Дайте определения логистической модели и логистического моделирования.
  3.  Приведите классификацию моделей логистических систем.
  4.  Охарактеризуйте метод аналитического логистических систем. Назовите его преимущества и недостатки.
  5.  Что такое имитационное моделирование логистических систем? Из каких процессов состоит, какие цели преследует?
  6.  В каких случаях рекомендуется применять метод имитационного моделирования?
  7.  Назовите достоинства и недостатки имитационного моделирования.

Тема 6. «Функциональные области логистики».

Наука и практическая деятельность в сфере логистики вырабатывают общие приемы управления сквозными материальными потоками (а также связанными с ними информационными потоками). Однако, несмотря на это, управление материальными потоками на отдельных участках имеет известную специфику. В рамках данной темы формируется представление об отдельных функциональных областях логистики, выделяемых в соответствии с названной спецификой:

- закупочная логистика – управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами;

- производственная логистика – управление материальным потоком на стадии производственного звена;

  •  распределительная логистика – комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров;
  •  транспортная логистика – специфические задачи, решаемые при управлении материальными потоками на транспортных участках;
  •  информационная логистика – управление информационными потоками на всем пути прохождения материального потока.

Знакомство с данной темой позволяет перейти к изучению практики применения логистического подхода к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения, то есть к изучению следующих тем курса логистики.

Тема 7. «Закупочная логистика».

Формирует представление по следующим вопросам:

  •  сущность и задачи закупочной логистики;
  •  служба снабжения на предприятии в условиях применения логистики;
  •  задача «сделать или купить»;
  •  задача выбора поставщика.

Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Любое предприятие, на котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу (служба снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда: сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. В курсе логистики деятельность этой службы рассматривается на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:

  •  элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;
  •  элементом макрологистической системы, то есть одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;
  •  самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.

Изучая первый вопрос темы, в котором служба снабжения предприятия рассматривается как элемент макрологистической системы, необходимо понять специфику работы службы снабжения в условиях наличия логистических связей предприятия со своими поставщиками. Эта специфика обусловлена идеей логист или (получение дополнительной прибыли от согласования действий всех участников) и заключается в том, что персонал службы снабжения должен добиваться реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей макрологистической системы.

Второй вопрос рассматривает варианты системной организации самой службы снабжения, так как от этого в существенной степени зависит возможность ее эффективного функционирования на любом уровне.

Реализация функции снабжения предприятия осуществляется в процессе решения большого количества разнообразных задач и выполнения различных видов работ. К числу наиболее существенных из них относят задачи «что закупить», «у кого закупить», «сколько закупить», а также такие работы, как заключение договора, контроль за его исполнением, организация доставки и складирования. Третий вопрос темы в рамках решения задачи «что закупить» знакомит с проблемой, которая в англоязычной литературе встречается под названием Make-or-Buy Problem, или сокращенно – задача МОВ )сделать или купить). Основная проблема здесь заключается в следующем. Закупая комплектующие у специализированного поставщика, предприятие получает возможность снизить себестоимость и повысить качество выпускаемой продукции, однако, в то же время попадает в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный ростом этой зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок, то есть более развиты в экономике логистические связи. Завершает тему знакомство с методами решения задачи выбора поставщика - одной из наиболее существенных задач закупочной логистики.

1. Комплекс задач, которые решает на предприятии служба снабжения.

2. Порядок определения существенных для логистических процессов условий договоров поставки: транспортировка, тара и упаковка поставляемых товаров, сроки поставки, количество поставляемых товаров, имущественная ответственность за несвоевременную доставку или поставку некачественных (или некомплектных) товаров и др.

3. Методы, которыми пользуется персонал службы снабжения при выборе поставщиков.

Вопросы для контроля знаний по теме 7.

  1.  Дайте определение понятию «закупочная логистика».
  2.  Охарактеризуйте место и роль службы снабжения в логистических процессах.
  3.  Покажите, как изменение структуры и функций службы снабжения может повлиять на возможность реализации логистического подхода к управлению материальными потоками на предприятии.
  4.  Перечислите методы поиска потенциальных поставщиков.
  5.  По каким критериям может оцениваться потенциальный поставщик при принятии решения о заключении с ним договора о поставке?
  6.  Порядок расчета рейтинга поставщика.

Тема 8. «Производственная логистика».

Включает в себя изучение вопросов:

  •  понятие и концепция производственной логистики;
  •  варианты управления материальными потоками в рамках внутрипроизводственных систем;
  •  качественная и количественная гибкость производственных систем;
  •  эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками на производственном предприятии.

Материальный поток на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Организация логистических процессов в этих звеньях существенно влияет на:

- эффективность функционирования самих производственных предприятий;

- логистический процесс по всей материалопроводящей цепи.

Изучение темы начинается с определения понятия общественного производства, в том числе понятия «производство материальных благ». Таким образом, очерчивается круг объектов, на которых управление материальными потоками является предметом изучения производственной логистики. Производственная логистика – это наука и практика управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, упаковка, укладка и т.д. Характерная черта объектов изучения в производственной логистике – их территориальная компактность.

Развивает понимание производственной логистики знакомство с логистической концепцией организации производства.

Материал второго вопроса темы знакомит с двумя основными моделями управления материальными потоками на производстве, применяемыми в логистике: толкающей и тянущей. В толкающей модели материальный поток поступает на каждый последующий участок по команде центральной системы, управляющей всеми участками. В тянущей – по команде самого последующего участка (центральная управляющая система непосредственного участка в управлении межцеховыми потоками не принимает). В настоящее вовремя в странах с развитой рыночной экономикой широко применяются такие системы, как МРП-1, МРП-2, Кабан, ОПТ, в той или иной степени использующие тянущий или толкающий принципы.

В следующем вопросе изучаются методы создания качественной и количественной гибкости производственной мощности. Актуальность вопроса обусловлена современными взглядами на создание запасов, суть которых заключается в том, что на современных предприятиях предпочитают создавать запас производственной мощности (а не запас сырья и комплектующих).

Завершает изучение темы знакомство со следующими слагаемыми экономического эффекта от использования логистики на производственном предприятии:

  •  возможность перехода на малосерийное производство;
  •  налаживание партнерских отношений с поставщиками;
  •  сокращение простоев оборудования;
  •  оптимизация запасов;
  •  сокращение численности вспомогательных рабочих;
  •  улучшение качества выпускаемой продукции;
  •  снижение потерь материалов;
  •  улучшение использования производственных мощностей;
  •  снижение травматизма.

Самостоятельная работа, рекомендуемая по данной теме, заключается в следующем:

  •  изучение по литературным источникам логистических систем управления производством: МПР-1, МПР-2, Кабан, ОПТ;
  •  разработка примеров управления материальными потоками (не обязательно в производстве) в соответствии с толкающим принципом, в соответствии с тянущим принципом.

Вопросы для контроля знаний по теме 8.

  1.  Что такое производственная логистика? Какие задачи решаются производственной логистикой?
  2.  Охарактеризуйте логистическую и традиционную концепции организации производства.. В чем их принципиальное отличие?
  3.  Приведите примеры внутрипроизводственных логистических систем.
  4.  Начертите и объясните принципиальные схемы тянущей и толкающей систем управления материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем.
  5.  Как обеспечить количественную и качественную гибкость производственной мощности?

Тема 9 . Распределительная логистика.

В рамках данной темы рекомендуется разобрать следующие вопросы:

  •  сущность и задачи распределительной логистики;
  •  взаимосвязь распределительной и закупочной логистики, распределительной логистики и маркетинга;
  •  логистические каналы и логистические цепи;
  •  пример логистически организованной системы распределения товаров.

Физическое распределение производственного или закупленного продукта является значимой областью логистики и имеет выраженную функциональную специфику. Термин «распределение», использованный в названии изучаемой темы, имеет широкое применение, как в науке, так и в практике. Например, экономическая наука широко использует термин «распределение» в значении – фаза общественного воспроизводства. Изучение первого вопроса темы формирует понимание специфики распределения в логистике как комплекса взаимосвязанных логистических функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров.

Материал первого вопроса раскрывает также состав комплекса задач по управлению материальными потоками на участке поставщик – потребитель, решаемых как на уровне предприятия (микроуровень), так и на уровне региона, страны (макроуровень).

На микроуровне это такие задачи, как определение логистических целей процесса реализации, обеспечение технико-технологической сопряженности участников логистических процессов при планировании реализации, выбор тары и упаковки и распределительных процессах и др. При этом основной целью изучения является понимание необходимости интеграции различных подразделений предприятия, участвующих в решении этих задач.

В данной теме изучается также состав задач распределения, решаемых на макроуровне, то есть на уровне территории региона, страны, группы стран. К таким задачам относят:

  •  выбор схемы распределения материального потока;
  •  определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживание территории;
  •  определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.

Изучение второго вопроса темы позволяет понять значение согласованности в логистической деятельности службы закупок покупателя и службы распределения поставщика.

Далее в историческом и содержательном аспектах рассматривается взаимосвязь логистики с маркетингом. Данный вопрос особенно важен, так как целевой аудитории учебника читается курс маркетинга, в котором также рассматриваются проблемы рациональной организации товародвижения. Работа над настоящим вопросом формирует понимание различий между изучаемыми дисциплинами в разрезе объекта, предмета и совокупности применяемых методов.

Предмет третьего вопроса данной темы – логистические каналы и логистические цепи. Из курса маркетинга известно понятие канала распределения. Логистика также широко использует это понятие, так как выбор канала определяет тот путь, по которому материальный поток попадает к конечному потребителю. Например, поток, выходящий с промышленного предприятия, как правило, представлен крупными партиями однородных грузов. В таком виде направить его непосредственно потребителю нельзя – резко возрастут разнообразные издержки. Поэтому канал должен включать посредников, выполняющих функцию накопления запасов и подбора потребительского ассортимента. После принятия решения о канале распределения необходимо сформировать логистическую цепь, то есть выбрать конкретных участников логистического процесса – конкретного перевозчика, посредника, страховщика и т.д.

Изучая данный вопрос, необходимо осознать два основных положения. Во-первых, что от выбора логистического канала и логистической цепи существенно зависит себестоимость товара, попавшего к конечному потребителю. Во-вторых, что сама возможность выбора как канала, так и цепи, в свою очередь зависит от насыщенности экономического пространства разнообразными субъектами, осуществляющими те или иные функции, то есть от степени развития инфраструктуры товарного рынка.

В целом изучение восьмой темы дает представление о распределении материального потока как о самостоятельной, специфической области логистики, формирует знание состава задач, решаемых в процессе распределения, а также навыки решения наиболее существенных из них.

По этой теме студентам рекомендуется самостоятельно обследовать распределительную систему конкретной фирмы в плане анализа степени рациональности решения задач, освоенных в процессе изучения темы, обратив внимание на следующие вопросы:

1. Поставлена ли задача сквозного управления материальными потоками, если да, то на каком уровне управления сформулирована эта задача.

2. Есть ли экономический компромисс между участниками процесса распределения.

3. Насколько согласована по своим параметрам техника, используемая в исследуемой системе распределения.

4. Резервы логистической оптимизации исследуемой системы распределения.

  1.  Возможный эффект от логистической оптимизации данной системы.

Вопросы для контроля знаний по теме 9.

  1.  Перечислите задачи, решаемые распределительной логистикой на микро- и макроуровне.
  2.  Дайте определение логистическому каналу, логистической цепи. В результате каких действий логистический канал преобразуется в логистическую цепь?
  3.  В каком случае ставится и решается задача выбора оптимального варианта размещения распределительного центра?
  4.  Опишите порядок определения места расположения распределительного центра методом построения физической модели материальных потоков (метод определения центра тяжести).
  5.  Каким образом развитие инфраструктуры товарного рынка влияет на величину логистических издержек?
  6.  Что общего и в чем отличие между распределительной логистикой и маркетингом?

Тема 10. Транспортная логистика.

Представлена следующими вопросами:

  •  сущность и задачи транспортной логистики;
  •  выбор вида транспортного средства;
  •  транспортные тарифы и правила их применения.

Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику. Согласование действий по управлению материальными потоками в процессе осуществления больших объемов перевозок является предметом транспортной логистики. Актуальность транспортной логистики обусловлена необходимостью транспортировать все возрастающие потоки грузов без соответствующего увеличения количества осуществляющего перевозки транспорта.

При изучении первого вопроса темы формируется понимание специфики управления материальными потоками на транспортных участках.

К задачам транспортной логистики относят:

  •  создание транспортных коридоров и транспортных цепей;
  •  совместное планирование работы различных видов транспорта (в случае смешанных перевозок);
  •  совместное планирование работы транспорта и смежных производственных и складских звеньев;
  •  задачи разработки оптимальных маршрутов и графиков движения транспорта, а также ряд других.

Распространенной задачей транспортной логистики является выбор транспортного средства для осуществления перевозки. Изучение второго вопроса темы знакомит с основными преимуществами и недостатками различных видов транспорта. При этом автомобильный, железнодорожный, водный, трубопроводный и воздушный транспорт оцениваются в разрезе следующих факторов, влияющих на выбор вида транспорта:

  •  стоимость перевозки;
  •  время доставки;
  •  частота отправлений груза;
  •  надежность соблюдения графика доставки;
  •  способность перевозить разные грузы;
  •  способность доставить груз в любую точку территории.

Завершает изучение темы знакомство с системой транспортных тарифов.

Самостоятельная работа, рекомендуемая по данной теме, включает:

  •  изучение нормативной базы функционирования транспорта;
  •  знакомство с организацией работы транспорта на конкретной фирме;
  •  разработку рациональных маршрутов движения транспорта для системы распределения фирмы;
  •  разработку и обоснование предложений по повышению эффективности использования транспорта (собственного или наемного) за счет усиления логистических связей фирмы со своими партнерами.

Вопросы для контроля знаний по теме 10.

  1.  Перечислите задачи, решаемые транспортной логистикой.
  2.  Охарактеризуйте основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта.
  3.  Какие факторы могут повлиять на выбор вида транспорта? Назовите наиболее значимые из них.
  4.  Назовите основные разделы, которые включают в себя транспортные тарифы.
  5.  От чего зависит стоимость перевозки грузов: а) железнодорожным транспортом; б) автомобильным транспортом?
  6.  Охарактеризуйте общие, исключительные, льготные и местные тарифы, применяемые на железнодорожном транспорте.

Тема 11. Информационная логистика.

Изучается в разрезе следующих вопросов:

  •  информационные потоки в логистике;
  •  информационные системы в логистике;
  •  принципы построения информационных систем в логистике;
  •  информационные технологии в логистике;
  •  использование в логистике технологии автоматизированной классификации штриховых товарных кодов.

Ученые разных стран сходятся во мнении, что современное развитие логистика получила, в основном, благодаря появлению и развитию средств передачи и обработки данных. Изучение первого вопроса данной темы позволяет уточнить представление об информации (понятие информации используется чрезвычайно широко в науке, практике, повседневной жизни, в связи с чем зачастую трактуется неоднозначно).

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока. Количества телефонных звонков, связанных с поступлением товара в сутки; количество требующих обработки накладных, поступающих с товаром в неделю; количество информации о проходящем через складской участок потоке грузов, поступающей на компьютер участка в единицу времени – все это информационные потоки, от рациональности управления которыми напрямую зависит эффективность управления материальными потоками.

Информационные потоки являются специфическим объектом, для управления которым необходима разработка самостоятельных, так называемых информационных систем. Объяснению сущности этих систем, их месту и роли в общем управлении материальными потоками посвящен следующий вопрос темы. Студенты познакомятся с информационными системами, позволяющими эффективно управлять материальными потоками как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне целого региона, страны или группы стран.

Принципы построения информационных систем – предмет следующего вопроса. К ним относят:

  •  принцип использования аппаратных и программных модулей;
  •  принцип возможности поэтапного создания системы;
  •  принцип четкого установления мест стыка;
  •  принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения;
  •  принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек – машина».

Область науки и практики, связанная с технико-технологическими аспектами хранения, обработки и передачи экономической информации, динамично развивается.

Особое внимание при изучении темы уделяется пониманию преимуществ, которые создает использование штриховых товарных кодов на всех этапах движения материального потока: в производстве, в складском хозяйстве, в розничной торговле.

В логистических процессах объектом управления чаще всего является грузовой пакет, включающий в себя десятки, а то и тысячи товарных единиц. Отсутствие единообразия и согласования участников логистических процессов в вопросах кодирования, маркировки и идентификации этих пакетов существенно снижает показатели логистики. В этой связи международной ассоциацией ЕАN разработан и в настоящее время начинает широко применяться единый стандарт на маркировку грузовых пакетов, основанный на использовании кода UCC – 128. В настоящей теме студенты познакомятся с системой кодирования и маркировки грузовых единиц, поймут преимущества использования в логистике современных информационных технологий.

По данной теме студентам рекомендуется провести следующую самостоятельную работу:

  •  познакомиться с информационной системой, обеспечивающей управление материальными потоками на конкретном предприятии;
  •  проанализировать информационную систему предприятия в плане ее соответствия принципам построения информационных систем;
  •  на качественном уровне оценить резервы повышения эффективности управления материальными потоками на предприятии, которые можно вскрыть за счет совершенствования информационной системы;
  •  ознакомиться с техникой и технологией обработки информации на предприятии;
  •  используя литературные источники, познакомиться с системами, обеспечивающими обмен информацией между участниками логистических процессов на внутригосударственном и межгосударственном уровнях.

Студенты вечернего и заочного отделений знакомятся с системами обработки информации, функционирующими на предприятиях по месту работы. При этом необходимо проанализировать как систему, действующую внутри предприятия, так и систему более высокого порядка, обеспечивающую обмен информацией между предприятием и другими участниками логистического процесса: транспортными организациями, поставщиками и покупателями товаров (в том числе и зарубежными).

Анализ необходимо завершить разработкой конкретных предложений по совершенствованию управления информационными потоками на микро- и макроуровне.

Вопросы для контроля знаний по теме 11.

  1.  Сформулируйте определение понятий «информационная система», «информация».
  2.  Охарактеризуйте подсистемы, входящие в состав информационных систем.
  3.  Назовите и охарактеризуйте виды логистических информационных систем.
  4.  Перечислите и охарактеризуйте принципы, которые необходимо соблюдать при построении любительских информационных систем.
  5.  Укажите, что означает отдельные разряды тринадцатизначного цифрового кода ЕАN – 13.
  6.  Опишите порядок формирования и порядок применения штрихового товарного кода ЕАN – 13.
  7.  Какие возможности в логистике открывает использование технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов?

Тема 12. Запасы в логистике.

Изучаются следующие основные вопросы:

  •  понятие материального запаса;
  •  причины создания запасов;
  •  виды материальных запасов;
  •  определение оптимального объема заказываемой партии.

Материальный поток на пути движения от первичного источника сырья к конечному потребителю периодически задерживается, превращаясь при этом в материальные запасы, которые могут быть существенно снижены за счет правильного размещения в звеньях материалопроводящей цепи, а также за счет согласованных действий участников логистических процессов. Как свидетельствует практика, применение логистики позволяет сокращать до 79% запасов. Названное снижение обеспечивает основную часть экономического эффекта от применения логистики, что делает актуальным изучение запасов в курсе читаемой дисциплины.

В данной теме студенты знакомятся с понятием материального запаса, с основными видами создаваемых на пути движения материального потока запасов.

Изучение первых двух вопросов формирует понимание проблемы, связанной с содержанием запасов. С одной стороны, создание запасов всегда сопряжено с расходами: замороженные финансовые средства, оплата специальных помещений, оплата труда специального персонала, постоянный риск порчи, хищения и т.д. С другой стороны, отсутствие запасов, как правило, ведет к потерям: например, потери от простоя производства в результате возможных нарушений графика поставки, или потери от отсутствия товара в момент предъявления спроса и т.п. Кроме того, наличие запасов позволяет снизить ряд издержек, например, издержки, связанные с оформлением заказа. Имеются и другие причины, по которым предприниматели идут на создание запасов.

Следующий вопрос темы посвящен методам определения оптимального размера запасов, позволяющим увязать размер заказываемой партии с разметом транспортных издержек и издержек на хранение запаса.

На практических занятиях по данной теме рекомендуется изучить распространенные методы контроля за состоянием запасов, применяемые в логистике:

- метод контроля за состоянием запасов с фиксированной периодичностью заказа, применяется в случае, когда условия поставки позволяют получить заказы разными по величине партиями, когда потери от случайно возникшего дефицита сравнительно невелики, а также если сравнительно невелики расходы по размещению заказа;

- метод контроля за состоянием запасов с фиксированной величиной заказываемой партии. На практике метод применяется в случае, если в результате отсутствия запаса могут возникнуть большие потери, а также в случае высоких издержек по хранению запаса и высокой стоимости заказываемого товара.

В рамках данной темы студентам рекомендуется провести следующую самостоятельную работу:

  •  познакомиться с зарубежными системами управления запасами;
  •  проанализировать практику управления запасами на конкретной фирме.

Вопросы для контроля знаний по теме 12.

  1.  Дайте определение понятию «материальный запас».
  2.  Перечислите расходы, связанные с необходимостью содержания материальных запасов.
  3.  Назовите основные причины, которые вынуждают предпринимателей создавать материальные запасы.
  4.  Перечислите известные Вам виды материальных запасов.
  5.  Опишите систему контроля за состоянием запасов с фиксированной периодичностью заказа.
  6.  Опишите систему контроля за состоянием запасов с фиксированным количеством заказа.
  7.  Охарактеризуйте методы нормирования материальных запасов.
  8.  Приведите и объясните формулу для расчета оптимального размера заказываемой партии товаров.

Тема 13. Склады в логистике.

В рамках данной темы студенты изучают следующие вопросы:

  •  склады, их определение и виды;
  •  функции складов;
  •  краткая характеристика складских операций;
  •  грузовая единица – элемент логистики.

Наиболее типичными объектами в цепи, которую проходит материальный поток, начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, являются склады, под которыми понимают здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения, поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю. Все множество разнообразных складов делят на две основные группы:

  •  склады на участке движения продукции производственно-технического назначения;
  •  склады на участке движения товаров народного потребления.

Материал первого вопроса знакомит с различными видами складов внутри каждой из названных групп.

Изучая следующий вопрос, студенты узнают, какие комплексы работ выполняются на складах различных видов, продолжая тем самым формировать у себя целостное представление о системе, обеспечивающей прохождение материального потока от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Во втором вопросе раскрывается взаимосвязь эффективности функционирования материалопроводящей цепи и склада как одного из ее звеньев. Суть связи заключается в следующем. Чем более развиты логистические связи в материалопроводящей цепи, тем эффективнее работа склада как звена этой цепи. С другой стороны, сама возможность логистической организации материалопроводящей цепи в существенной степени зависит от развития логистики внутри составляющих ее звеньев, в том числе и складов.

Третий вопрос темы знакомит студентов со складскими операциями, в том числе и с методами их выполнения в современных складских системах, отличающихся высокой степенью механизации и автоматизации технологических процессов.

Грузовая единица – некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Грузовые единицы, подобно детским кубикам в картонной коробке, должны без остатка занимать любые предназначенные для них площади и объемы, например, площадь стеллажа или площадь кузова автомобиля или вагона. Как это сделать – студенты узнают, изучив четвертый вопрос темы, который, раскрывая роль грузовых единиц как связующего элемента в логистических процессах, продолжает ввязывать склад в макрологистический процесс.

В рамках данной темы студентам рекомендуется выполнять следующую самостоятельную работу:

  •  познакомиться с зарубежным опытом организации складского хозяйства;
  •  познакомиться с работой склада конкретной фирмы, составить схему материальных потоков для этого склада, выявить факторы, определяющие порядок прохождения материальных потоков внутри склада, а также факторы, наиболее существенно влияющие на стоимость складской грузопереработки;
  •  оценить степень технической и технологической согласованности внутрискладского процесса с процессами грузопереработки у партнеров (поставщики, покупатели, транспорт);
  •  предложить меры по усилению логистических связей в материалопроводящей цепи, звеном которой является изучаемый склад.

Студентам вечернего и заочного отделений исследование рекомендуется сделать на базе организаций, в которых они работают.

Вопросы для контроля знаний по теме 13.

  1.  Приведите классификацию складов по признаку места в общем процессе движения материального потока от первичного источника до конечного потребителя готовой продукции.
  2.  Охарактеризуйте функции (кратко) различных складов, на которых материальный поток проходит на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя.
  3.  Назовите основные логистические (технологические) операции, выполняемые на складах с материальным потоком. Дайте краткую характеристику каждой операции.
  4.  Дайте определение понятию «грузовая единица».
  5.  Что такое базовый модуль, его размеры?
  6.  Какие размеры базового модуля влияют на размеры транспортной тары?
  7.  Перечислите методы пакетирования грузовых единиц.
  8.  Назовите преимущества пакетирования грузов с помощью термоусадочной пленки.

Тема 14. Сервис в логистике.

Основные вопросы этой темы:

  •  понятие логистического сервиса;
  •  формирование системы логистического сервиса;
  •  уровень логистического сервиса.

Повышение конкурентоспособности предприятия возможно не только за счет улучшения качества выпускаемого продукта, а и за счет повышения качества поставки. Материал первого вопроса данной темы очерчивает понятие логистического сервиса, определяя его как комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров. В этом же вопросе перечисляются и характеризуются всевозможные логистические услуги, дается классификация работ в области логистического сервиса: предпродажные работы, работы по оказанию логистических услуг, оказываемые в процессе продажи товаров, а также послепродажный логистический сервис.

Материал следующего вопроса темы создает у студента представление о последовательности действий, позволяющей сформировать на фирме систему логистического сервиса:

  •  сегментация потребительского рынка;
  •  определение перечня наиболее значимых для покупателей услуг;
  •  ранжирование услуг, входящих с составленный перечень;
  •  оценка оказываемых услуг;
  •  установление обратной связи с покупателями.

Принятие обоснованных решений в сфере деятельности по оказанию логистических услуг возможно лишь в том случае, если на предприятии разработаны количественные методы определения уровня логистического сервиса. Понятие «уровень логистического сервиса» и методы расчета этого показателя рассмотрены в третьем вопросе.

Повышая уровень логистического сервиса, предприятие несет определенные затраты, причем чем выше уровень сервиса, тем дороже обходится его наращивание. С другой стороны, снижая уровень логистического сервиса, предприятие теряет позиции на рынке, что в свою очередь оборачивается экономическими потерями. Затраты на сервис и потери на рынке от его снижения – категории одно-качественные. Добиться значения их суммарного минимума – значит найти оптимальный для данных условий уровень логистического сервиса.

По данной теме рекомендуется следующая самостоятельная работа:

- изучение рынка какого-либо товара с целью анализа оказываемых на этом рынке логистических услуг. Например, анализ логистического сервиса на местном рынке металлопроката (по материалам рекламных изданий);

  •  самостоятельная разработка метода оценки уровня логистического сервиса для конкретной фирмы.

Вопросы для контроля знаний по теме 14.

  1.  Раскройте понятие логистического сервиса.
  2.  Назовите причины необходимости выработки стратегии фирмы в области логистического обслуживания потребителей.
  3.  Приведите последовательность действий, позволяющих сформулировать систему логистического сервиса.
  4.  Охарактеризуйте метод количественной оценки уровня логистического обслуживания.
  5.  Покажите зависимость экономических показателей деятельности предприятия от уровня оказываемого им логистического сервиса.
  6.  Перечислите качественные показатели уровня логистического обслуживания. Назовите наиболее значимые из них.

Методические указания по выполнению контрольной работы

Контрольная работа выполняется студентами по последней цифре шифра по следующей схеме.

Выполнение контрольной работы.

Номера темы

Последняя цифра шифра

10

0

11

1

12

2

13

3

14

4

5

5

4

6

7

7

8

8

9

9

2.1. Цели и задачи дисциплины – изучение курса дает возможность решать проблемы любого уровня (глобальные и локальные), связанные с материальными и информационными потоками, в частности: размещения и развития производства из складской сети на полигоне обслуживания, определение стратегии и разработки рациональных направлений материальных потоков, построения и комплексного управления логистических целей, определение объема производства, транспортировки и складирования.

2.2. Организационно-методические данные:

Специальн.

Кол-во часов по плану

Общее

Ауд.

Контрольн раб.

Зачет

Всего

Лекции

Практ. зан.

Сам. раб.

0608, 4к, з.ф.о. (полная)

12

8

4

80

80

54

1

1

0611, 2к, з.ф.о. (сокр.)

12

8

4

80

80

54

1

1

Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов рассчитана на 80 часов из них 12 часов аудиторных, 10 часов написание контрольной работы, работа с литературой 8 часов и 50 часов составление конспектов по предложенной тематике.


2.3. Тематический план лекций.

Наименование лекций

Объем в часах

1. Концепция логистики

0.5

2. Функциональные области логистики

0.5

3. Проблемы оптимального функционирования логисти-ческой системы

0.5

4. Сервис логистики

0.5

5. Планирование логистики

0.5

6. Запасы, как основной эле-мент логистики

0.5

7. Склад в логистической сис-теме

0.5

8. Транспорт в логистике

0.5

9. Логистические информаци-онные системы

0.5

10. Посредники в логистике

0.5

11. Логистика во внешнеэко-номических связях

1

12. Затраты в логистике

0.5

13. Управление современной логистической системой

0.5

14. Связь логистики и марке-тинга

0.5

15. Перспектива развития ло-гистики.

0.5

И Т О Г О:

8

Тематический план практических занятий:

Наименование темы

Объем в часах

1. Проблемы оптимального функционирования логисти-ческой системы

0.5

2. Сервис логистики

0.5

3. Планирование логистики

0.5

4. Запасы как основной эле-мент логистики

0.5

5. Склад в логистической сис-теме

0.5

6. Транспорт в логистике

0.5

7. Логистические информаци-онные системы

0.5

8. Посредники в логистике

0.5

И Т О Г О:

4



Диплом на заказ


1.  Время от времени предпринимаются попытки расширить использование принципа предельной полезности наприме
2. Технічні засоби пожежегасіння
3. психических ресурсов и повышении уровня творческого потенциала и работоспособности человека на протяжени
4. РЕФЕРАТ З зоології 1
5. Реферат- Химия (Шпаргалка)
6. Сырье для производства строительных материалов Беларус
7. Палестина под мандатным управлением Англии 2040е гг
8. ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ФГБОУ ВПО ИРГУПС Факультет менеджм
9. Тема- Основи трудового права
10. пособие по сочинению Розенталь
11. ТЕМА 2 ПОЛІТИКА І СТРАТЕГІЯ МЕНЕДЖМЕНТУ ПЕРСОНАЛУ ОРГАНІЗАЦІЙ 1
12. Брянская государственная сельскохозяйственная академия Кафедра- Систем энергообеспечения Руководит
13.  ’2 В яких точках на поверхні Землі Сонце сходить 1 раз на рік На полюсах зі сходом Сонця починаєтьс
14. Краткая теория Химические источники ЭДС применяются для получения небольших количеств электрической
15. Наша Галактика
16. История государства и права России
17. тема Калібровка Повірка Підлягає повірці-калібровці за місяцями
18. Франц Брентано
19. ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Баталко Т
20. Шкільна документація вчителя початкових класів