Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Правила для руководства разумом

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-09


21. философия Рэне Декарта.

Рене Декарт.

Рационализм отрицает опытное происхождение достоверного  знания.  Оно  может

быть получено только благодаря уму и  понятиям,  присущим  уму  от  рождения

(вроджд. идеи Декарта).

Рэне Декарт (1596-1650)- из франц. дворян. Преследование со  стороны  религ.

деятелей. "Правила для руководства разумом" - изложил  методологию  научного

познания. "Рассуждения о  методах",  "Метафизические  размышления",  "Начала

философии". Разработал классическую геометрию,  теорию  света,  гипотезу  об

условном  рефлексе.  Относительность  движения  и  покоя,  з-н  сохр.   к-ва

движения при ударе двух тел. Задача знания - господство над силами  природы,

усоверш. природы ч., Создание новых техн. ср-в.  Развивал  теорию  о  врожд.

идеях (бог, дух, телесная субстанция) - идеалист. Но в общем оказал  влияние

нга матер. методы. Говорит о тесной связи фил. и естествознания.  Эта  связь

привела его  к  дуализму.  Дуализм:  мир  состоит  из  мыслящей  и  телесной

субстанций, равновесие между ними  поддерживает  Бог.  Он  их  сотворил,  он

вечен, всемогущ, источник блага и истины.  Мыслящей  субстанцией  занимается

философия, телесной - естествознание.  Гносеология:  рационалист:  т.к.  для

философии  выше  мышление,  все  чувственное  должно  подчиняться   разуму.-

сомневайся  во  всем:  1.Не  принимать  никогда   любую   вещь   за   истину

(сомнения).2.Каждый  из  вопросов  исследования  надо  разделить  на   части

(расчленение).3.Все     идеи      располагать      в      последовательности

(последовательности).4.Совершать полные расчеты и  обзоры  (полнота).Декарту

неприемлима чувственная очевидность как основа познания.

22. Основные идеи эпохи просвещения.

Понятие просвещения –

1.тип идеалогии антифеодальной, основанной на постулате, что существующие общественные отношения должны подвергаться суду чел. разума, как единственного и высшего авторитета.

2. Путь для изменеия чел. и общ-ва – это просвещение и знание.

Представители: Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций.

Была развита позиция последовательного материализма в понимании природы, мира (Дидро Гольбах, Гельвеций)  Гольбах: «система природы» – энциклопедия эпохи просвещения.

Вселенная – это великая соединение всего существующего, представляет собой лишь материю и движение, а все ее проявление лишь действие причин и следствий.

Материя – это все то, что к.-то образом воздействует на наши органы чувств. более конкркетно под материей понималось вещ-во в многообразных его проявлениях.

Движение – способ существования материи. Дидро: источник движения материи – внутренняя ее разнородность и противоречивость.

Фр. Материалисты ставили вопрос о происхождении жизни и сознания. Уже Дидро высказывал такую догадку, что способность ощущения как определенная возможность присуща всей материи.

В целом критика природы такова: природа несотворима и неуничтожима, она сущ. вечно и в ней происходит превращение одних форм в другие.

Они отстаивают тезис о познаваемости мира, однако в целом понимание процессов познания – одна из слабостей их ф., т.к. им не удается раскрыть активный хар-р процессов познания и убедительно показать как совершается переход от чувственного к логическому познанию.

Важно то, что они предложили теорию общественного договора, объясняющую происхождения гос-ва ( Гоббс), а с другой стороны пытались сформулировать представление об обществе, кот. будет соответствовать требованиям разума. Общество, по их мнению, должно соответствовать природе человека, т.е. его неотъемлемым потребностям и интересам. Человек стремится прежде всего к самосохранению, следовательно в природе человека заложена любовь к самому себе и к тому, что помогает ему сохранить существование. Отсюда стремление избегать страдание и получать удовольствие. Ключевая мысль: Человек должен стать разумным эгоистом и понять, что правильно понятый личный интерес должен заставлять его думать об общественном благе. Мораль разумного эгоизма в разумных общ. отношениях может обеспечить некоторую гармонию общ. жизни.

Важное место – критика религии. Была развита самая воинствующая форма атеизма:

1. Критика самого религиозного мировоззрения

2. Критика социальной роли религии и церкви. Также пытались ответить на вопрос о причине возникновения и существования религии:

1. Невежество и недостаток знаний

2. Страх перед грозными силами природы

3. Сознательный обман одних людей другими.

23. Основные идеи философии И. Канта.

И. Канта Философское учение.

И.Кант нем.философи ученый, родоначальник нем.классич.идеализма. Существуют

две  формы  познания:  чувственность (способность к ощущениям), рассудок.

Чувственность  дает  возможность  познавать  явления.  (Рассудок   дает

возможность  познавать  мысленные  представления.    Кант вводит термины:

вещь для нас и вещь в себе. Вещь в себе  непознаваема.  Мы  можем  познать

мир  явлений.  1)поступай так, что бы максима твоего поступка была нормой

для окружающих. 2)не делай др-м того чего бы тыне хотел получ-ть от них

3)всегда рассматр чел как цель но никогда как ср-во.

У Канта есть место и для Бога и для атома. Бог сотворил мир и продолжает

творить материю, в этом смысл сущ-ния мира. Бог создал такой мир, к-рый

можно понять, предсказать. Т.о. на данном этапе Кант пытается понять сущ-

щую картину мира.

Работы "Критика чистого разума ","Спос-ти суждения". Гл. в знании -  логика,

принципами кот. руководствуемся при познании.  Реальность  была  всегда,  но

идея может изменить реальность, т.е. разум первичен по  отн.  к  реальности.

Наше познание опирается  на  силу  разума,  но  включает  и  веру.  Познание

немыслимо  без  веры,  без  веры  в  истинность,   правильность.   Применяет

диалектику, в частности в учении об (противоречиях): напр. Бог сущ-ет  и  не

сущ-ет; Каждый индивид ставит перед собой задачи,  сам  распоряж.  как  себя

вести. В основе всей этики лежит понятие долга. Сторонник принципа  "око  за

око". Общество: Верховная власть народа, но он  стоит  за  верховную  власть

монарха, лишь бы он явл. нравств. чистым, цельным чел-ком.

24. Основные понятия психоанализа З. фрейда.

Зигмунд Фрейд – австрийский психолог, невропатолог, психиатр, он исследовал явления бессознательного, их природу, формы и способы проявления.

Основные работы Фрейда, которые содержат философские идеи и концепции: «Массовая психология и анализ человеческого "Я"»; «По ту сторону принципа удовольствия»; «"Я" и „Оно“»; «Психология бессознательного»; «Неудовлетворенность в культуре»; «Цивилизация и анализ человеческого "Я"» и др.

Фрейд выдвинул гипотезу о роли бессознательного и возможности его познания через толкование сновидений.

Фрейд предполагал, что психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного – принципу реальности.

Главной в философии Зигмунда Фрейда была идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект – это аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления.

Важнейшим, по мнению Фрейда, двигателем психической жизни человека является «либидо» (половое влечение), которое определяет противоречия человека и социальной среды, человека и культуры, человека и цивилизации.

В своем психоанализе Фрейд рассмотрел:

– формирование религиозных культов и обрядов;

– появление искусства и общественных институтов;

– возникновение науки;

– саморазвитие человечества.

Фрейд утверждал, что основная часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, которое стремится ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей.

По мнению Фрейда, личность разделена на Оно; Я (Эго); Сверх-Я (Супер-эго).

Оно – это сфера бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения, она не имеет сомнений, противоречий и отрицаний.

Любые инстинкты и связанные с ними влечения Фрейд разделяет на две противоположные группы:

– влечения Эго (инстинкты смерти, агрессии, разрушения);

– половые инстинкты (инстинкты жизни).

Фрейд предлагает рассматривать сознание личности как систему внешних запретов и правил (Супер-эго), а истинное содержание индивидуального (Эго) как нечто «надсознательное» (Оно), которое содержит импульсивные влечения и страсти.

Согласно философии Фрейда, сознание создает различного рода нормы, законы, заповеди, правила, подавляющие подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа.

Подсознательная сфера проявляет себя в областях:

– анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки, забывания и др.);

– ненормальных (неврозы, психозы и др.). Неофрейдизм – направление в современной философии и психологии, соединившее психоанализ Зигмунда Фрейда с американскими социологическими теориями. Основные представители неофрейдизма:

– Карен Хорни;

– Гарри Салливен;

– Эрих Фром и др.

Основной идеей неофрейдистов стали межличностные отношения. Их главным вопросом был вопрос о том, как человеку жить и что делать.

Общество признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов.

25. Понятие материи.Основные сруктурные уровни материи (неживая природа, живая природа, общество).

Понятие материя с лат. переводится как  вещество. Происхождение и развитие категории материи проходила в три этапа: материи как субстанции, материя – это первооснова вещей, . В марксизме материя трактуется как философская категория, которая обозначает объективную реальностью, существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им.

Важнейшими  свойствами материи являются структурность и неисчерпаемость. Структурность материи означает, что любое материальное явление представляет собой систему элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями.

Неживая материя – это материальная система, представленная объектами неорганической природы. Выделяют следующие структурные уровни неживой материи: вакуум – элементарные частицы – атомы - молекулы – макротела – планеты – звездные системы – галактика – Метагалактика.

Живая материя – это система, включающая в себя объекты способные к  самоорганизации и самовоспроизводству. Выделяют следующие структурные уровни живой материи: ДНК – клетка – организм (особь) – вид (популяция7) – биоценоз8 – биогеоценоз9 – биосфера.

Социально-организованная материя состоит из человека –  семьи – классы – нации - общества.

26. философия Ф. Ницше.

Ф. Ницше. Философское учение

Немецкий философ. "По ту сторону добра и зла",  "Сумерки  кумиров  (богов)".

Первый период жизни был под влиянием Шопенгауэра и Вагнера. Появляются  идеи

об философском отражении действительности и изменении жизни посредством  ис-

ва. Взял от Шопенгауэра: искать в философии  не  самоуспокоения,  а  истины:

для чего я живу, как я стал тем, чем я есть; чему учит меня жизнь; почему  я

страдаю ? Религия отвлекает людей от этих вопросов. Не  признает  абсолютных

понятий о добре и зле. Мечта о "сверхчел."  ,  он  должен  прийти  на  смену

нынешнему чел-ку и бытие  его  достижимо  в  земной  жизни.  Отсюда  образы:

человек - это мост, канат  над  пропастью,  что  натянут  между  животным  и

сверхчеловеком. Сверхчеловек - человек,  который  поймет  свое  призвание  и

справится с силами, которые он сам вызвал (у Ницше впервые  появляется  идея

о том, что современный человек не готов к тому, чтобы  справится  с  силами,

которые  он  сам  вызвал  к  жизни).  Этика.  Сверхчеловек  лишен  морали  в

достижении своих целей. Он выше ее. У Ницше часто звучит мысль  "Бог  умер",

которой он освобождает людей от бога. Нигилизм: Ницше  проповедует  грядущий

апокалипсис. Исчез смысл жизни. Но жить ни во что не  веря  нельзя  (старого

бога нет). Если нет веры - движение наугад. Свобода.  Отсутствие  закона  не

равно наличию свободы. Свободный человек  сознательно  накладывает  на  себя

новые ограничения, желая жить, выжить, дать жизнь другим. Свободный  человек

- имеющий власть над собой. Культ героя, ибо тот кто  поднимется  выше  всех

рядовых людей, тот станет сверхчеловеком. Цель истории не создать как  можно

больше людей,  а  создать  как  можно  больше  худ.,  фил.,  ...,  единичных

экземпляров. Гуманизм. Никто не считал его  гуманистом,  т.к.  Н.  не  любил

говорить о счастье. Отрицал  сострадание  как  главное  орудие  упадка.  "За

пределами добра и зла".

27. Основной спор в русской философии 19-20 вв.

Русская философия — сравнительно позднее образова¬ние нашей национальной куль-туры, хотя предпосылки ее далеко уходят в глубь национальной истории.

Философская мысль в России формировалась под влиянием общемировой филосо-фии. Однако специфика российской философии во многом складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси. Философия в России начина-ется не в 11 и даже не в 18 в., а только в 19 столетии (в полную силу — во второй его по-ловине). Но это было поистине великое начало, ибо связано его с именами Ф. М. Достоев-ского, Л. Н. Толстого, Вл. Соловьева. В их лице и в их творчестве философское самосоз-нание народа за¬явило о себе «на весь мир» — уже не как подражание Западу (византий-цам, французам, немцам), а как совершенно само¬стоятельный голос, вносящий свою тему и свою собственную тональность в многоликий диагноз культур, в сложную ду¬ховную полифонию человеческой цивилизации.

Как и для Запада, так и для России XIX век — это век клас¬сики. Русская философ-ская классика XIX в., как и наша классическая литература, несли миру глубоко выстра¬данную опытом поколений истину: нет и не может быть та¬кой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую жизнь, в одну каплю крови, в одну детскую слезинку.

Русская философия — это философия предупреждения. Ее лейтмотив - нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если он рассчитаны на принуж¬дение, насилие над личностью.

За¬пад России или Россия Западу? Какие ценности возоблада¬ют в мире: материально-вещественные или незримые, ду¬ховные? В 40-50 гг. 19 века эти вопросы разме¬жевали русскую общественную и философскую мысль на два направления: славянофильство и западничество.

Лидеры славянофильства выступили с обос¬нованием самобытного пути историче-ского развития России, не только отличного, но и в чем-то противоположного западноев-ропейскому. Плоды цивилизации в Европе, счита¬ли они, в общечеловеческом измерении оборачиваются ско¬рее потерями, чем приобретениями, ибо они оплачены очень тяжелой ценой — потерей целостности человеческой лично¬сти, превращением человека из «образа и подобия божьего» в простую статистическую единицу буржуазного рынка. Что же мож-но противопоставить этому? Земельную общину и артель. А с ними — истины и заветы православия. Такие идеи, возражали славянофилам западники (А.И. Герцен, Т. Н. Гранов-ский, В.П. Боткин), не реалистичны, ибо Россия уже с петровских времен необратимо «привязана» к Западу. Но если даже эти идеи были и «безумны», то в России всегда цени-лось «безумство храбрых». Спор славя¬нофилов с западничеством 19 век разрешил в поль-зу по¬следних. Причем проиграли не только славянофилы (в середине века), проиграли и народники (к концу столетия): Россия пошла тогда по западному, т.е. капиталистическому пути развития.

Огромное место в истории философии занимает ФМ Достоевский. Он является од-ним из самых типичных выразителей тех начал, которые призваны стать основанием на-шей своеобразной национальной нравственной философии. Делал упор на «русское реше-ние» социальных проблем, связанное с отрицанием революционное методов обществен-ной борьбы.

28. Основные течения мировой философии 20 века.

Ф. XX в. — основные черты:

- наличие разнообразных школ;

- отказ от рационализма, позиции иррационализма;

- антропологический хар-р (проблема чел.);

- противоречивое отношение к науке: сциентизм и антисциентизм;

- развитие религиозной ф.;

- противостояние ф. марксизма (идеологическое);

«Ф. жизни» - Вильгельм Дильтей. Основ. задача ф. — постижение жизни. Дух — индивид. сознание и сами фил. системы. Георг Зиммель: жизнь — непрерывная борьба со смертью, вечное течение и изменчивость форм культуры (ее судьба трагична). Феноменология (Эдмунд Гуссерль) — учение об особом состоянии сознания (чистое сознание — формируется феноменами). Фрейдизм. Психика - нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам, а управляемое особыми, вечными психич. силами, лежащими за пределами сознания. Все психич. состояния, все действия чел., а затем и все историч события и обществ. явления Фрейд подвергает психоанализу, т.е. истолковывает как проявление бессознательных влечений. Неофрейдизм: истолковывает психич. нормы как приспособление личности к социальной среде. Неотомизм — фил. учение католической церкви. Предмет: бытие Бога. Цель: док-во бытия Бога и подчиненности чел. божеств. началу. Принципы: гармония веры и разума, подчинение ф. и науки теологии, сознат. сопротивление тенденциям обновления.

29. философия марксизма. Проблема коммунизма.

Марксистская философия - это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей. Марксизм реализует основную интенцию философии Нового времени - достижение тождества объекта и субъекта - через преобразующую практическую деятельность человека. Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).Труд как деятельность по изменению природы и общественных отношений - это сущностный параметр бытия человека.

В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

материя находится в постоянном движении и развитии;

Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего     существования;

важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека;

развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

30. формационная и цивилизационная концепция истории.

Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу.

Подходы к типологии государств:

1) формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;

2) цивилизационный подход.

Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:

1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;

2) класс, инструментом власти которого становится государство;

3) социальное назначение государства.

Формационный подход выделяет следующие типы государств:

1) рабовладельческий;

2) феодальный;

3) буржуазный;

4) социалистический.

По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.

Формационный подход имеет следующие достоинства:

1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;

2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.

Недостатки: 1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы.




1. Образ учителя и его формирование у студентов педагогических учебных заведений
2. Лекция IV Лекция IV ПЛЕМЕННОЙ БЫТ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН И ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКИХ ОБЛАСТЕЙ Ранние судьбы восточ
3. Влияние предшественников на урожайность и засоренность яровой пшеницы в лесостепной зоне Челябинской области1
4. Типичные нарушения законодательства, совершаемые в сфере подакцизных товаров.html
5. Тема презентационных мероприятий Системнодеятельностный подход как основа формирования УУД дата пров
6. Комнатные растения целители
7. Введение2 Основная часть Сущность инкассо
8. Освіта та стажування в Німеччині Львів ~ Дрезден ~ БерлінЛьвів 5 ~ 9 березня 2014 року Ціна подорожі- 250
9. Успехи любой организации зависят от того с какой результативностью работают ее сотрудники
10. і Фізикохімічні основи газифікації твердого палива з одержанням водню і азотноводневої суміші
11. Технолигии поиска оценки и отбора персонала в организациях
12. ТЕМА ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ 1
13. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РЕЗЕРВОМ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ
14. Вильям Гершель
15. на тему Статистические методы изучения заработной платы Выполнил студент 3 курса
16. Комплекс документов, отражающих условия охраны труда в организации
17. ГЕНИЕМ Внутреннее наследие БОГАТСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ Большинство не использует предоставляем
18. Лекция 3 СВЕРТЫВАЮЩАЯ И АНТИСВЕРТЫВАЮЩАЯ СИСТЕМЫ
19. і Та це не зламало дух Франка і він все одно залишається прибічником своїх поглядів це призвело до другого ар
20. Экономическая социальная и нравственная основы правово го государства