Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Передвижение веществ в организмах животных Автор- Семенова Е

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-09

«Передвижение веществ в организмах животных»

Автор: Семенова Е. Н.

Цель:  познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем разных животных.

Задачи:

  •   сформировать у учащихся представление о строении кровеносных систем животных;
  •  познакомить со строением сердца, видами сосудов и составом крови.
  •  объяснить зависимость усложнения строения организма и строения кровеносной системы.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Передвижение веществ в организме животных» (Приложение 1.Программа Smart Notebook), интерактивная доска, микроскопы, микропрепараты «Кровь лягушки» и «Кровь человека».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент.

    Учитель: Добрый день! Сегодня на уроке мы продолжим изучать передвижение веществ в живых организмах. Но сначала проверим домашнее задание.

2. Проверка домашнего задания.

    Задание «Верно - неверно».  Вы ставите «+» если считаете, что данное суждение верно, «-« если неверно.

I вариант  

  1.  -вода в растении картофеля перемещается из листьев в клубень.
  2.  -органические вещества передвигаются в растении  по сосудам древесины.
  3.  -движение цитоплазмы способствует  медленному перемещению хлоропластов вдоль клеточной стенки.
  4.  -подсолнечник ежедневно теряет до 3 литров воды.
  5.  -сосудисто-волокнистые пучки образованы проводящими тканями.
  6.  -при испарении воды листья растения охлаждаются.
  7.  -органические вещества перемещаются по ситовидным трубкам из листьев в другие части растения.
  8.  - вода поступает в растение через листья.

II вариант

  1.  -движение цитоплазмы обеспечивает перемещение в клетке питательных веществ и газов.
  2.  -передвижение веществ в растении обеспечивает образовательная ткань.
  3.  -вода в растении  перемещается из листьев в стебли.
  4.  -основная ткань образует жилки листа.
  5.  -вода испаряется с поверхности клеток в виде пара через устьица.
  6.  -движение воды и минеральных веществ в растении осуществляется по клеткам и сосудам.
  7.  -старый дуб ежедневно теряет до 2 литров воды.
  8.  - вода поступает в растение через корневые волоски.

Карточка для ответа.

Фимилия Имя _______________________________________

  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  

Взаимопроверка. Ответы:

Вариант 1

  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  

-

-

+

-

+

+

+

-

Вариант 2

  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  

+

-

-

-

+

+

-

+

Взаимопроверка  в парах (результаты  обнародовать; поднять руки у кого оценка «5», «4», «3», «2»).

Оценка «5»-0 ошибок

Оценка «4»- от 1 до 3 ошибок

Оценка «3»- 4 ошибки

Оценка «2»-  от 5 и более ошибок.

3. Изучение нового материала. 

    А сейчас переходим к изучению новой темы.

    Сообщение темы урока. Тема урока «Передвижение веществ в организме животных».  

    На данном уроке изучим особенности переноса веществ в организмах  животных, познакомимся со строением и функциями кровеносной системы у многоклеточных животных.  

    Посмотрите на карту нашей страны. Она пересечена транспортными линиями связи. Нельзя представить себе государство без транспортных линий. Так и в любом организме существуют транспортные линии.

   Вы  уже знаете, что перенос веществ в организме – это жизненно-необходимый процесс.  Если бы мы могли заглянуть внутрь живых организмов то увидели бы следующее.  В одноклеточных организмах животных (например, амеба, инфузория-туфелька) перемещение питательных веществ в клетке происходит за счет движения цитоплазмы. При этом у амебы происходит перекатывание цитоплазмы, а, следовательно, перемешивание питательных веществ. У инфузории-туфельки осуществляется круговое движение цитоплазмы, которое приводит к распределению веществ в клетке.

Многоклеточные животные для переноса веществ имеют особые системы органов.

     У них перенос питательных веществ и газов выполняет кровь или гемолимфа, образуя особую систему – кровеносную. Она состоит из сердца и сосудов, по которым движется кровь. Например, дождевой червь  имеет развитую кровеносную систему. Она состоит из сосудов, по которым  движется  кровь. Кровь – жидкость красного цвета, которая находится внутри  кровеносных сосудов.  

   Кровь состоит из плазмы и клеток крови.  Плазма – это бесцветная жидкость. Клетки крови делятся на красные – эритроциты, белые – лейкоциты и тромбоциты. Эритроциты придают крови красный цвет, так как в их состав входит особое вещество – пигмент гемоглобин. Соединяясь с кислородом, он разносит его по всему организму. Таким образом, осуществляя транспортную и дыхательную функции крови. Лейкоциты выполняют защитную функцию: они уничтожают попавшие в организм болезнетворные микроорганизмы. Тромбоциты участвуют в процессе свертывания крови, например при ранении.

Работа с микроскопами

     У Вас на столах есть микроскопы и микропрепараты крови человека и лягушки, давайте рассмотрим их,  определим сходства и отличия.

      Итак, Вы увидели, что эритроциты лягушки крупнее, чем у человека. Они имеют шарообразную форму и ядро. А у человека – ядра нет и форма двояковогнутого диска, что увеличивает площадь соприкосновения с кислородом и они могут переносить больше кислорода.

    Давайте подведем итог: Каковы же функции крови?  

  1.  Разносит по организму питательные вещества и кислород
  2.  Выносит углекислый газ и продукты распада
  3.  Защищает от болезнетворных микроорганизмов.

      У дождевого червя кровеносная система состоит из сосудов. Движение крови по сосудам обеспечивается сокращением кольцевых сосудов. Они соединяют спинной и брюшной сосуды в единую замкнутую систему.

      У насекомых и моллюсков по сосудам течет гемолимфа – бесцветная или зеленоватая жидкость, выполняющая функции крови, сходные с функциями крови. Их кровеносная система состоит из сосудов и сердца. Из сердца гемолимфа поступает в сосуды, а из них изливается в промежутки между  органами – полость тела. Затем она вновь собирается в сосуды и поступает в сердце. Такая кровеносная система называется незамкнутой. 

 Итак, у животных бывает замкнутая и незамкнутая кровеносные системы.

 У позвоночных животных к которым относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие, кровеносная система устроена по единому плану. Она замкнутая, состоит из сосудов и хорошо развитого сердца.

  Среди сосудов различают артерии, несущие кровь от сердца, вены – несущие к сердцу, и мельчайшие сосуды – капилляры, которые пронизывают все тело животного. Именно в капиллярах происходит обмен веществами между кровью и тканями.

 Сердце состоит из камер – предсердий и желудочков. В предсердия кровь собирается из вен, затем поступает в желудочки, а сокращения желудочков выталкивают ее в артерии, по которым она расходится по всему телу, разнося кислород и питательные вещества.

 Наибольшего развития достигла кровеносная система у птиц и млекопитающих. Они имеют четырехкамерное сердце и замкнутую кровеносную систему. Их кровь несет к тканям большое количество кислорода, что поддерживает высокий уровень обмена веществ: все процессы идут быстро с выделением большого количество энергии.

 С усложнением строения животных усложнялась и кровеносная система:  

-рыбы имеют 2-х камерное сердце (предсердие и желудочек) и один круг кровообращения   

-земноводные – 3 камеры (2 предсердия и 1 желудочек) и два круга кровообращения    

-пресмыкающиеся 3 камеры (за исключением крокодила) и два круга кровообращения  

-птицы и млекопитающие 4-х камерное сердце (два предсердия и два желудочка) и два круга кровообращения  

     Итак, в заключении хочу задать Вам вопрос: Каково значение кровеносной системы? (ответы детей)

4. Закрепление материала.

1. Составить кластер 1 вариант -  «Кровь» и 2 вариант - «Сердце».

2. Работа с интерактивным заданием у доски (Приложение 2)

5. Домашнее задание.

1. Параграф №12 (страница 74-77);  

2. Подготовить дополнительную информацию о  животных с необычным  цветом крови.

6. Рефлексия.

У вас на столах лежат яблоки красного, зеленого и желтого цвета. Прошу Вас выразить свое отношение к уроку. Красный цвет – понравился, желтый – не очень, зеленый – не понравился.

А теперь давай повесим яблоки на дерево и посмотрим, каким оно окажется!

Спасибо за урок!


1. Правители законодатели действуют по указанию истории и смотрят на ее листы как мореплаватели на чертежи мо
2. .Выделите отличительные признаки следующих методов получения психологической информации- Беседа Это
3. Іп-Ботримувача послуг що перебува під соціальним супроводом центру соціальних служб для
4. с - СШ по профилактике семейного неблагополучия
5. Оценка недвижимости
6. Московский городской педагогический университет Институт педагогики и психологии образования Об
7. История социальной помощи глухонемым 19-20 веках
8. Тема 9. УЧЕТ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ 1.html
9. Оценка стоимости ремонта автотранспортных средств и ущерба от их повреждения
10. Введение Актуальность исследования Организация соревнования в производственном процессе предполагает в
11. классическими странами этикета
12. Выражаю почтение Гуру Дева и Дакини Я смиренная женщина Еше Цогьял сделав обширные внешние внутренние
13. Мозг и творчество
14. Ростово - Суздальское княжество
15. Отечественная история полный курс
16. а Иридодиагностика является относительно молодой областью медицины но имеет очень древние корни
17. Засоби вираження модальності в сучасній англійській мові та особливості її перекладу (на матеріалі текстів різних жанрів)
18. Курсовая работа- Опыт инновационного менеджмента в международном бизнесе
19.  Что такое себестоимость продукции и услуг общественного питания какова ее структура 2
20. ТЕМА ВЛАСТЬ И РУКОВОДСТВО Понятие власть формы и факторы влияющие на её выбор