Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

педагогической компетенции в процессе совместной деятельности классного руководителя и родителей

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-09


Повышение психолого-педагогической компетенции в  процессе  совместной деятельности  классного  руководителя  и  родителей  обучающихся  через  деятельность семейного клуба

                                                            Исаченко С.В.,МОУ СОШ №2 г. Котово.

     Современное общество остро нуждается в таких качествах, как духовность, творение красоты, поиск истины, стремление делать добро, сопричастность судьбе Отечества, забота о природе, профессиональная компетентность, предприимчивость, упорство в достижении цели, гражданская ответственность за основные события своей жизни, забота о своих близких, об их и своем здоровье. Быстрые изменения социально-культурной, технологической и экономической среды выдвигают новые требования к воспитательному процессу. Назрела необходимость перехода учебно-воспитательного процесса на новый качественный уровень, придания ему системного, комплексного характера, так как в рамках традиционных подходов и методов трудно обеспечить личностно-ориентированные воспитание и образование. Закон РФ «Об образовании» и положения международной Конвенции о правах ребенка позволяют совершенствовать гуманистические традиции в системе воспитания. В качестве главной задачи определяется становление саморазвивающейся и самоопределяющейся творческой личности. Изменения социальной реальности в России меняют воспитательные ориентиры подготовки ребенка к самостоятельной жизни.

Социальное развитие  ребенка осуществляется под влиянием разных факторов, важнейшее место среди которых занимает семья. Она играет доминирующую роль в становлении личности, так как представляет собой микромодель общества. В  семье закладываются основы различных аспектов социальной культуры (семейно-бытовой, нравственно-этической, психосексуальной, народной, национальной, этнической, правовой)  формируются личностные новообразования. Родители, первыми открывая ребенку «путь в мир других» и «путь к самому себе», не только являют собой «вторую кожу» вроде «панцирной защиты», но могут оказываться и в роли «опасных врагов», как пишет В. А. Подорога. Вот почему актуально говорить о природной и социальной компетентности  родителей.

В первую очередь рассмотрим понятие компетентность. Компетентность - это личные возможности и квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому, благодаря наличию определенных знаний, навыков; это уровень образованности личности, который определяется степенью овладения теоретическими средствами познавательной или практической деятельности. Специалисты всего  мира сходятся на определении:  Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и прилагать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться.

Качество родительской компетентности заключается в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, включающий все многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения, что позволяет взрослому оставаться во взаимосвязи с ребенком. Таким образом, способность родителей справляться со своими воспитательными функциями называется их педагогической компетентностью. Педагогическая компетентность – это умение понимать потребности ребенка, создавать условия для их разумного удовлетворения, сознательно планировать его вхождение во взрослую жизнь, в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребенка и социальными условиями.

Высокий уровень  педагогической компетентности характеризуется:

  •  осознанностью собственных педагогических целей и задач, а также представлений о способах их реализации (знаю, чего хочу, и знаю, как этого добиться);
  •  адекватными ожиданиями от собственных усилий (делаю не то, что могу, а то, что следует делать в каждой конкретной ситуации);  притязаниями (помогаю ребенку добиться успехов в том виде деятельности, который он выбрал сам, а не там, где мне хочется);
  •  умеренными и адекватными детским способностями  объективными знаниями об основных закономерностях развития ребенка (помню себя в этом возрасте, знаю, что происходит с моим ребенком, испытываю потребность в обогащении своих знаний по детской психологии);
  •  осознанностью степени вмешательства в социальную ситуацию развития (мой ребенок не совсем такой, каким я его себе представлял, но он имеет право быть другим, и я буду защищать его право быть самим собой везде, где это право будет нарушаться).

Основным полем благополучного взаимодействия родителей с ребенком рассматривается интегрирование разных аспектов личного родительского опыта: когнитивного, эмоционального, сенсорного, психомоторного, духовного, коммуникативного, игрового, рефлексивного и пр. Наиболее эффективно это происходит в том случае, если родители готовы к выполнению своей воспитательной функции в семье и владеют достаточным уровнем психологической культурой или психолого-педагогической компетентностью.

Мною, было проведено анкетирование, родителей 5 класса, классным руководителем которого я являюсь. Результаты  исследования показали, что многие родители хотят быть примером для своих детей, но часто не знают, как быть интересными для них, как выстраивать партнерские отношения. Большая часть родителей неоправданно завышают требования  к образованности детей /иностранные языки, секции/, без учета реальных возможностей и возрастных особенностей своего ребенка. Однако  некоторые из них готовы целиком переложить функции воспитания и развития детей на образовательные учреждения, ссылаясь на нехватку времени, что обусловлено стремлением к профессиональной самореализации, повышению социального статуса, приобретением материальных ценностей.

 Для меня, как классного руководителя, стало важным  помочь таким родителям осознать свою роль в воспитании и развитии ребенка, привлечь их к сотрудничеству для приобретения знаний и практического опыта  взаимодействия с детьми. Данная проблема является особенно актуальной для родителей моего класса, в состав семей которого, входят  35% семей деструктивных, неполных семей. Дети  в таких семьях ощущают недостаток родительского внимания и заботы. Результатом чего является снижение учебно-познавательной мотивации детей из таких семей. Практика показывает, что низкий уровень педагогической компетентности родителей, как правило, не позволяет им занимать активную позицию  в образовательном процессе. Родители не стремятся сотрудничать с учителями в образовательном процессе их ребенка. Результаты диагностики родителей моего класса, на начальном этапе показали, что многие проявляют некомпетентность в вопросах социального развития детей: 38% родителей имеют низкий уровень психолого – педагогической компетентности и социальной культуры; 46% - недооценивают ценность социально – личностного развитии; у 52% родителей не сформированы умения анализировать собственную воспитательную деятельность и критически оценивать. Закономерным следствием этого являются не только  низкая активность детей в классных и внутри школьных мероприятиях, но и высокая конфликтность и безответственность. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.

Передо мной, как классным руководителем, возникла цель  сформировать у родителей представление о возрастных особенностях личности подростка; дать представление об основных этапах развития личности учащегося, о месте семейного воспитания на данном этапе развития ребенка; на основе психолого-педагогических знаний раскрыть перед родителями основные законы развития личности подростка как объекта и субъекта воспитания в семье и школе и отличия подросткового возраста от младшего школьного; познакомить родителей с основными понятиями, позволяющими проникнуть в глубину процесса воспитания подростка, вооружить их элементарным инструментарием для осуществления мудрого воспитания подростков. При планировании работы с родителями по формированию психолого-педагогической компетентности я  определила, что традиционные  формы  работы    не  позволяют  обеспечить  повышения уровня психолого-педагогических знаний и активности родителей. Необходимо было найти новую форму работы с родителями для достижения моих основных целей. Поэтому  я предложила родителям создать клуб  «Вместе мы сила». Эта форма работы  позволила бы перейти родителям из статуса спонсоров в моих социальных партнеров.

Наш клуб действует уже два года. За это время в  классе  создана  доброжелательная  психологическая  атмосфера.  О  чем свидетельствует результаты тестирования психолога. Опросы  родителей,  беседы  с  детьми  показывают,  что  дети  с  желанием  ходят  в школу, положительно относятся к учителям и другим сотрудникам образовательного учреждения,  имеют  возможность  удовлетворять  свои  познавательные  интересы, включиться в совместную деятельность с взрослыми и сверстниками.  Главными идеями, положенными нами в основу повышения педагогической компетентности родителей, явились: идея единства приоритетных ценностных ориентиров, идеи личностной направленности, сотрудничества, динамичности, гибкости, автономности каждого участника. Сущность современного подхода к личности родителей заключалась в признании уникальности и неповторимости каждого, уважении его достоинства, доверии к нему, принятия его личностных целей, запросов, интересов, создании условий для обретения и развития им способности к продуктивному взаимодействию со своим ребенком на основе всестороннего анализа его проблем в процессе социализации.

Формирование  социальных  компетенций  воспитанников  в  процессе  совместной деятельности  классного  руководителя  и  родителей,  обучающихся  через  деятельность семейного клуба «Вместе мы сила». Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач: изучение  семейной  атмосферы,  окружающей  ученика,  его  взаимоотношений  с членами семьи;

формирование  основных  направлений  взаимодействия  учителя  и  родителей,

объединение этих направлений в единый процесс педагогической поддержки; защита интересов и прав ребенка в семьях, особенно в неблагополучных;  организация  практического  взаимодействия учителя,  воспитанников  и  родителей во внеурочной внеклассной деятельности;  создание    психолого-педагогических  условий  для  успешного  формирования социальных компетенций  воспитанников через систему взаимодействия с родителями; организация  развивающих  форм  работы  по психолого-педагогической  поддержке социальной  активности  воспитанников  клуба  «Вместе мы сила»,  обеспечить охрану жизни и здоровья детей; социально-педагогическую поддержку трудных  школьников  путем  вовлечения  их  в  различные  формы  детского  творчества  и спортивные занятия. Занятия в нашем клубе проводятся 1 раз в месяц   с каждой группой родителей, по времени  занятия  совпадают  с  занятиями  детей  в  группах.  Это  позволяет  родителям  с пользой использовать свое личное время на посещение клуба, не испытывая волнение, где находится и чем занимается их ребенок.

В  сентябре  каждого  года  с  родителями  проводится  вводное  занятие,  на  котором определяется  расписание  и  режим  работы  клуба,  а  в  конце  года  на  итоговом  занятии проводится беседа о работе клуба за год и определения планов на следующий  уч.год. В  программе  родительского  клуба  «Вместе мы сила»  сочетаются  разные направления  деятельности  педагога  и  психолога:  просветительское,  тренинговое, консультативное  и  методическое  направления.  Диагностическое  направление  не выделяется  как  отдельный  блок,  диагностика  сопровождает  каждое  направление,  давая возможность раскрыть практическую сторону определенных тем, получить информацию необходимую  для  освещения  возникающих  вопросов  у  родителей,  выявить  наиболее интересные  и  эффективные  формы  организации  занятий  в  группах,  определить  уровень заинтересованности  родителей  для  дальнейшего  планирования  работы  родительского клуба.

Просветительское направление. Лекции и семинары включают теоретические основы на темы  о  психическом  развитии  детей,  подтверждённые  мнениями  отечественных  и зарубежных  психологов.  Лекции построены  таким  образом,  чтобы  у  родителей  имелась возможность  записывать  интересующую  их  информацию,  получать  ответы  на  вопросы, возникающие  при  освещении  конкретной  темы,  выражать  своё  мнение  на  групповое обсуждение.  Тренинговое направление. I этап – тренинги для родителей. Тренинги  проводятся  с  группами  родителей  -  это  комплекс  игр,  упражнений,  бесед. Зачастую родители пользуются стереотипным подходом к воспитанию детей, в процессе тренинговой  работы  происходит  изменения  стереотипов  воспитания,  то  есть  обретение нового подхода к проблемам. Отправной точкой в тренингах является формула: “Хочешь изменить другого человека - изменись сам!” В процессе тренингов у родителей сначала меняются  взгляды  и  подходы  к  семейным  ситуациям  и  взаимоотношению  с  ребенком, которые  в  дальнейшем  рефлексируются.  Содержание  тренингов  основывается  на следующих положениях:

- воспитание - это самовоспитание родителей;

- воспитание - это умение слышать и видеть, понимать и чувствовать переживания и

особенности поведения ребёнка;  

- родители имеют право на равенство и защищённость;

- умение родителей говорить на языке своего внутреннего Я.

II этап – совместные занятия родителей и детей. Совместные занятия родителей и детей объединены в комплекс занятий и организованы следующим образом:

1 часть занятия - это игры и упражнения, в которых учащиеся и взрослые взаимодействуют как партеры, объединяясь общими эмоциональными переживаниями.

2 часть занятия – обсуждение каждого упражнения или игры с родителями, акцентируя на чувствах и эмоциях, которые испытывали взрослые и дети в определённый момент. Поиск сходства и различия в интересах, переживаниях, проявлениях, действиях. Структура проведения тренингов и совместных занятий детей и родителей. I часть – Вводная   знакомство и приветствие участников занятия;  разминка для создания эмоционально комфортной обстановке, раскрепощения членов группы.  II часть – Основная   обсуждение основного вопроса, проблемы, ситуации;   деловые тематические игры и упражнения по обсуждаемой теме;  анализ упражнения: что почувствовали? что узнали? что поняли?  III часть – Заключительная  обсуждение – высказывание участников своих впечатлений о занятии и настроении.  Консультативное направление. Индивидуальные консультации проводятся по запросу родителей в течение года.  

Таким образом, используемые мною формы работы помогли повысить уровень психолого - педагогической компетентности родителей (74 % имеют высокий уровень). Я смогла повысить познавательный интерес, активизировать процесс усвоения педагогических идей. Родители приобрели новый опыт, рассматривали и рефлексировали свою деятельность с различных позиций. Однако 2% родителей мне так и не удалось включить в творческую работу, направленную на развитие психолого-педагогической компетентности. Внутреннее сопротивление не позволяло им принять стиль деятельности. У этих родителей проявлялась склонность к привычным стереотипам, низкий уровень.   Я считаю, что именно такой подход к организации системы в работе по повышению психолого-педагогической компетенции с родителями помогает формировать уважение к профессиональной деятельности педагога, подчеркивает значительность встреч родителей с учителем, стимулирует их интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом и со школой.

   В результате нашей, совместной, творческой, кропотливой работы, родители пытаются переосмысливать свою роль в воспитании детей, стали осознавать себя субъектами воспитания, стали глубже понимать своих взрослых детей, адекватнее их оценивать, поверили в их творческие возможности; повысили уровень своей педагогической компетентности, систематизировав и обновив имеющиеся знания о семейном воспитании, стали более уверенными в собственных силах, в осознании своих прав и потребностей. Это отразилось на уровне их общей культуры и педагогическом мировоззрении. Наметилась возрастающая потребность родителей моего класса в самообразовании, направленном на сближение интересов детей и родителей, детей – педагогов, родителей – педагогов. Образовался некий единый воспитательный «треугольник» в системе взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в ОУ. Пока мы находимся на стадии становления, остаются не решенными многие проблемы, но уже найден путь к сближению и пониманию, что немало важно в современном образовательном пространстве.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1.  Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. – М.: Топикал, 1994.
  2.  Байдельдинова Г.К. Семья и школа формируют человека. – Алма-Ата: «Мектеп», 1984.
  3.  Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. – М.: Просвещение, 1984.
  4.  Бордовская Н.В., Реан А.А. - Педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.
  5.  Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.
  6.  Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. – М.: Знание, 1988. - № 9.
  7.  Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990.
  8.  Гурьянова Т. Чего ты боишься? /Первое сентября, №110, 1997.
  9.  Дементьева И.Ф. Современная российская семья: трудности и надежды //Педагогика, №6, 1996.
  10.  Игошев К.Е. и др. Семья, дети, школа. – М., 1989.
  11.  Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М.: Просвещение, 1980.




1. Воспитание толерантности на уроках изобразительного искусства Т
2. Петербург Выборгский район улица Сикейроса6 корпус 1 квартира 73
3. Ребячья Республика 167018 г
4. і. Захист робітників і службовців виявляє і вивчає можливі причини виробничих нещасних випадків професійн.
5. Игра и игрушка в сфере повседневной культуры
6. задание для выполнения которого надо использовать разработанную подпрограмму
7. Актив баланса- содержание, оценка статей, техника составления
8. НСРМир меняется
9. Что такое концентрированная пища Это пища прошедшая процесс обезвоживания.html
10. Соответственно процессуальным теориям мотивации поведение человека есть также функцией ее восприятия и о
11. Crds lbels. These re the most common cses I believe
12. Он играл за СССР на чемпионатах мира 1958 1962 и 1966 году и был в сборной которая выиграла футбольный турнир Оли.html
13. 3.06 Рекомендовано ББК 32
14. Контрольная работа 1 По дисциплине-
15. тема будущего фильма всегда должна звучать так- ldquo;это фильм о про об который ая ыеrdquo;
16. Приведите примеры переводческой транскрипции и транслитерации в английском и русском языках
17. Первый Всебелорусский съезд
18. Понятие автосервиса Цели и задачи автосервиса
19. Методичні рекомендації до семінарських занять з курсу Історія слов~янських народів МОДУЛЬ 1 Се.
20. Вплив іонизуючого опромінення на тварин