Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Общая характеристика отрасли машиностроения

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-09


Характеристика отрасли машиностроения.

                                                                                             

1. Общая характеристика отрасли машиностроения. Ее место в народном хозяйстве.

    Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.

Машинотехническая продукция является третьей статьей российского экспорта (после топливно-энергетических товаров и металлов).

В условиях рыночной экономики главным фактором повышения эффективности национальной экономики становятся уже не отдельные достижения науки и техники, а высокий научный и технологический уровень всего производства. Это уровень определяется в первую очередь состоянием машиностроения как отрасли, обеспечивающей потребности в технологическом оборудовании, которое должно обновляться непрерывно.

Машиностроение – это базовая отрасль экономики, определяющая развитие таких комплексов, как топливно-энергетический, транспортный, строительный, химический и нефтехимический и ряд других. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость) и, как следствие, конкурентоспособность выпускаемой продукции. Современный уровень машиностроения в России, его научно-техническая и производственная базы не отвечают на сегодняшний день возрастающим требованиям экономического и социального развития страны.

Развитие машиностроения напрямую зависит от качества экономического образования менеджеров и инженерно-технических работников предприятий отрасли.     

    Машиностроительный  комплекс – это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Он ведущий среди межотраслевых комплексов. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, машиностроительный комплекс – крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 20% производимой продукции и всех, работающих в хозяйстве России. Машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы. Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место  по доле в валовой продукции (в 1990 г. – 30%) и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта (18%).

2. Экономические характеристики отрасли машиностроения.

    Машины состоят из множества деталей и агрегатов. В электровозе, например, их 250 тысяч. Изготовить все на одном заводе не возможно. Проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях. Для выпуска готового изделия предприятия устанавливают связи по кооперации. Поэтому в машиностроение, как правило, создаются не обособленные предприятия, и их взаимосвязанные комплексы. Они состоят из групп заводов, большая часть из которых заводы филиалы, поставщики деталей и оборудования деталей и оборудования для сборочных заводов. Сборочные производства размещают в районах с экономико-географическим положением, благоприятным для, организации кооперирования. Это способствует лучшему использованию трудовых ресурсов. В ряде машиностроительных отраслей России сложилась слишком узкая специализация. Она привела к сильной монополизации производства. Сейчас только одно предприятие в России выпускает магистральные тепловозы (Коломна). Многие отрасли машиностроения развиваются в районах с благоприятным для организации кооперирования экономико-географических положений. Например, автомобилестроение в Европейском центре и Поволжье.

География машиностроения

Машиностроение размешено по территории страны иначе, чем большинство других отраслей промышленности. Из-за многообразия фактора размещения и повсеместности потребления продукции машиностроение развито во всех районах России. Географические различия в уровне и особенностях развития машиностроения довольно значительны. Во-первых, велики различия в уровне развития машиностроения между западной (европейской) и восточной (азиатской) частями страны. Исторически машиностроение в России развивалось преимущественно в европейской части страны. В годы Великой Отечественной войны огромное число машиностроительных предприятий перебазировались в восточные районы. В дальнейшем здесь построили много новых производств, преимущественно оборонного характера. Но не смотря на это 85% продукции машиностроения по-прежнему производится в европейской части Российской Федерации. Во-вторых, районы России сильно различаются по уровню развития машиностроения:

- неодинакова их доля в производстве машиностроительной продукции;

- в промышленности районов машиностроение играет разную роль;

- различаются районы и по специализации машиностроения.

В-третьих, российское машиностроение сосредоточено главным образом в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеренбурге, Новосибирске и других.

3. Экономические границы отрасли.

Отрасль формируется при наличии ряда предприятий, специально занятых производством

данного вида продукции.

Отраслевая структура экономики – это совокупность отраслей народного хозяйства,

характеризующаяся определёнными пропорциями и взаимосвязями.

Структура народнохозяйственного комплекса представлена двумя сферами: материального производства (производственные сферы) и нематериального производства (нематериальные сферы).

Экономика Российской Федерации включает в себя:

1) топливно-энергетический комплекс (ТЭК):

· нефтяная промышленность;

· нефтеперерабатывающая промышленность;

· газовая промышленность;

· угольная промышленность;

· электроэнергетика;

2) чёрную и цветную металлургию;

3) машиностроительный комплекс:

· тяжёлое машиностроение (судостроение, железнодорожное машиностроение);

· общее машиностроение;

· среднее машиностроение (автомобилестроение, весь военно-промышленный комплекс (ВПК));

4) химико-лесной комплекс;

5) лёгкую промышленность:

· текстильная промышленность;

· шерстяная промышленность;

· трикотажная промышленность;

· швейная промышленность;

· кожевенно-обувная промышленность;

6) агропромышленный комплекс:

· животноводство;

· растениеводство;

7) транспортный комплекс:

· железнодорожный;

· морской;

· речной;

· трубопроводный;

· воздушный;

· автомобильный.

Промышленность делится на:

· добывающую;

· обрабатывающую.

По экономическому назначению продукции вся промышленность делится на две большие

группы:

1) производство средств производства (группа А / для предприятий);

2) производство предметов потребления (группа В).

В свою очередь, машиностроение делится на следующие основные отрасли:

· станкостроение;

· транспортное и сельскохозяйственное машиностроение;

· тяжёлое и энергетическое машиностроение;

· приборостроительная промышленность;

· производство машин для лёгкой и пищевой промышленности;

· химическое и нефтяное машиностроение, которое делится на подотрасли:

– химическое;

– компрессорное;

– криогенное;

– полимерное;

– насосное;

– нефтяное.

Построение межотраслевых балансов определяет всю совокупность прямых и косвенных связей (в натуральных и стоимостных показателях).

4. Тип рыночной структуры.

Машиностроение — это отрасль, включающая в себя множество подотраслей. По сравнению с другими отраслями промышленности машиностроение является самой сложной и дифференцированной отраслью.                                                             Предприятия машиностроения объединяются в машиностроительный комплекс, который наряду с агропромышленным, строительным, топливно-энергетическим комплексами служит объектом статистического учета, анализа и государственного регулирования. Машиностроительный комплекс включает 12 крупных отраслей и примерно 100 специализированных отраслей, подотраслей и производств. В состав комплексных отраслей входят: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электрическая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение; автомобильная промышленность; транспортное и сельскохозяйственное машиностроение; строительно-дорожное и коммунальное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов; авиационная промышленность; судостроительная промышленность; промышленность средств связи. Комплексные отрасли включают в соответствии с дальнейшим разделением общественного труда специализированные отрасли (например, в комплексную отрасль «тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение», входят: производство турбин и котлов паровых; дизелей и    дизель-генераторов; комбайнов, проходческих машин и машин шахтных погрузочных; кранов мостовых электрических, кранов на автомобильном ходу и кранов башенных; тепловозов магистральных, грузовых и пассажирских магистральных вагонов, вагонов метрополитена. Изучение отраслевой структуры всегда является актуальным, поскольку она показывает степень общественного разделения труда. На основе анализа отраслевой структуры машиностроения можно судить об эффективности промышленного производства. Отрасли машиностроения могут условно группироваться по различным признакам в зависимости от поставленных целей. В литературе встречаются различные группировки отраслей машиностроения, позволяющие по-иному представить отраслевую структуру машиностроения.            

В зависимости от того, на какой рынок ориентирована продукция, выпускаемая предприятиями машиностроительного комплекса, их условно объединяют в четыре группы1:

- группа отраслей инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение), развитие которых определяется инвестиционной активностью топливно-энергетического комплекса, строительного и транспортного комплексов;

- группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения;

- электротехника, приборостроение, станкостроение — группа наукоемких отраслей, так называемых комплектующих, развивающихся вслед за; потребностями всех других отраслей промышленности, включая и само машиностроение;

- автомобильная промышленность, выпуск продукции которой ориентирован на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребность предприятий фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов).

Отрасли машиностроения могут группироваться также по признаку территориальной принадлежности рынков сбыта продукции.

По данному критерию отрасли машиностроения условно делятся на две группы.

- Отрасли импортозамещения. В данную группу включаются такие группы, как автомобильная промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, транспортное машино­строение, строительно-дорожное машиностроение. Развитие отраслей данной группы определяется инфраструктурным фактором экономики и спросом на их продукцию на внутреннем рынке.

- Отрасли экспортной ориентации. В данную группу включаются энергетическое машиностроение, электротехническая промышленность, приборостроение по производству различных элементов автоматизированных систем управления (включая многофункциональные производственные комплексы на базе микропроцессорного управления), станкоинструментальная промышленность по производству тяжелых металлорежущих станков и прессов, а также авиа судостроение. Они обладают научно-техническим потенциалом, позволяющим им либо выпускать конкурентоспособные изделия, либо создавать их в относительно короткие сроки. В частности, отечественное энергетическое и высоковольтное электрическое оборудование по техническим показателям (ресурсы, надежность, мощ­ность, КПД) и уровню цен конкурентоспособно на внешнем рынке.

В целом условные группировки отраслей машиностроения по различным признакам используются для выработки направлений совершенствования отраслевой структуры машиностроения в соответствии с поставленными целями и на основе анализа по заранее сгруппированным отраслям. В соответствии с общепринятой классификацией отраслей машиностроения в настоящее время можно отметить, что машиностроительный комплекс в целом (за исключением, может быть, автомобилестроения) слабоструктурирован. В нем существуют многие весьма сильные ассоциации, объединения, группы, часть из них создается под непосредственным влиянием Минпромнауки России. Однако в ряде подотраслей степень интеграции пока явно недостаточна. Это снижает устойчивость отрасли по отношению к ценовым колебаниям, снижает ее инновационный потенциал, не позволяет осуществлять отдельным предприятиям достаточные вложения в работы НИОКР, ограничивает возможности проведения масштабных маркетинговых исследований, рекламных кампаний, требующих серьезных финансовых затрат. Проблемы укрупнения и укрепления структурных связей особенно обостряются в связи с процессами глобализации, идущими в мире, а также в связи с предстоящим вступлением России в ВТО. Крупные транснациональные корпорации, конкурируя с российскими разрозненными производителями (как на мировом, так и на внутреннем рынке) и обладая несомненным финансовым, интеллектуальным и организационным превосходством, легко завоевывают ниши рынка, принадлежавшие ранее российским фирмам. Отвоевывать их затем оказывается всегда намного сложнее.

В теории выделяются группы факторов, определяющих изменение отраслевой структуры отрасли:

1) научно-технический прогресс (развитие науки и техники способствует развитию новых отраслей, выделению из уже существующих отраслей новых подотраслей, либо ликвидации предприятий отраслей, не соответствующих требованиям времени);

2)темпы развития отраслей народного хозяйства, потребляющих продукцию машиностроения (влияние данного, фактора сопоставимо с эффектом мультипликатора, ускорение или замедление развития отраслей, потребляющих продукцию предприятий машиностроения, определяет развитие соответствующих отраслей машиностроения);

3)рост материального благосостояния и культурного уровня населения (изменения в составе потребностей населения напрямую определяют развитие отраслей, производящих продукцию, способную удовлетворить данные потребности).

Постоянное изменение отраслевой структуры машиностроения делает необходимым систематический ее контроль с целью выявления соответствия сложившейся структуры отраслей потребностям народного хозяйства.

5. Ключевые характеристики рынка.

С 2008 года развитие отрасли затормозилось — по нашим оценкам, рост сектора в 2008 году составил около 10%. В январе текущего года выпуск автомобилей (основной продукции отрасли отечественного машиностроения) и вовсе упал на 80%. Не исключено, что по итогам 2009 года сектор покажет отрицательные темпы прироста. Среди секторов машиностроительной отрасли, представленных в выборке, наилучшие темпы роста оборотов в 2005-2006 гг. показывали судостроение и авиа- и ракетостроение, однако, в 2007 году они замедлились, в то время как темпы роста выручки других секторов ускорились. За 2005-2007 их совокупный объем вырос в 3,1 раза, в то время как активы судостроительных и автомобилестроительных компаний за это же время увеличились всего на 36% и 78%, показав минимальный прирост среди рассматриваемых секторов. Структура отрасли по данным, раскрываемым Госкомстатом, в последние 3 года остается практически неизменной. Почти половина доходов приходится на производителей транспортных средств и оборудования (транспортное машиностроение), по четверти рынка занимают производители электрооборудования и производители промышленных машин и оборудования. Более подробное распределение компаний отрасли по выручке показывает, что 54% полученной в 2007 году выручки и 50% чистой прибыли пришлись на автомобилестроителей, в то время как по активам они занимают 39% рынка. Авиа- и ракетостроители обеспечили 14% выручки и 15% чистой прибыли сектора при 20%-ой доле по активам. Третье место в выборке по доле выручки и прибыли занимает сектор энергетического машиностроения — 6% и 9% соответственно при доле в активах в 8%. Наименьший вклад в полученную в 2007 году выручку и прибыль внесли предприятия сельскохозяйственного машиностроения.

Характеристика предприятий отрасли

Общее число компаний машиностроительного сектора на отечественном рынке, согласно данным Госкомстата, составляет более 90 тысяч, 7,5 тысяч из которых относятся к крупным и средним. Высокая дифференциация выпускаемой продукции привела к тому, что машиностроительные компании, являясь крупнейшими российскими производителями определенных видов продукции, имеют относительно небольшие размеры по сравнению с крупнейшими предприятиями других отраслей. Так, оборот лидера отрасли АвтоВАЗа в разы меньше оборотов лидирующих предприятий нефтяной, металлургической и газовой промышленности. Характеризуя предприятия машиностроительной отрасли по масштабам деятельности, рассмотрим распределение крупнейших компаний по годовому обороту. Все это крупнейшие предприятия отрасли, большинство из которых являются холдингами и объединяют в себе несколько машиностроительных заводов. Большая часть исследуемых компаний— более 50%, имели в 2007 году выручку в интервале до 100 млн.$. Стоит учесть, что в анализируемый список вошли 200 наиболее крупных и известных компаний отрасли, которые либо фигурируют в списке "Эксперт-400", либо торгуются на российских биржевых площадках. Остальные предприятия отрасли характеризуются еще более низкими показателями оборота и прибыли.

Прогнозы развития сектора

Падение объемов реализации продукции тракторостроения и сельскохозяйственного машиностроения будет обусловлено значительным замедлением темпов роста сельского хозяйства. По прогнозам Международного совета по зерну (IGS), в 2009-2010 гг. в мире произойдет значительное сокращение посевных площадей, причем Россия станет одним из лидеров по этому показателю. Минсельхоз ожидает, что урожай зерновых культур в России будет на 17-21% ниже рекордного уровня 2008 года. Объем реализации гражданских самолетов вероятно, также снизится, что будет связано с существенным падением доходов мировых и российских авиакомпаний. По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), выручка мировой авиаиндустрии сократится на 12% ввиду падения объемов перевозок пассажиров и грузов. Энергетическое машиностроение также испытает на себе влияние кризиса. По прогнозам Минэнерго РФ и отдельных энергетических предприятий, темпы снижения энергопотребления в России в 2009 году достигнут от 4,5% до 8,5%, а производство электроэнергии в лучшем случае сократится на 3,8%. Данные тенденции уже проявляются и вынуждают энергетиков сократить или приостановить запланированные ранее инвестиционные проекты.

6. Рыночная концентрация. Отрасль и рыночная власть.

    В машиностроении, размеры производства определяются оптимальным сочетанием определенных комплексов машин и оборудования, форм организации в соответствии с особенностями технологии производства. Общий уровень концентрации машиностроительного производства складывается под влиянием агрегатной (единичная мощность) и производственно-технической концентрации (значительное количество агрегатов на одном предприятии). Специализированные предприятия средних и небольших размеров, оснащенные современной высокопроизводственной техникой, создают более высокую концентрацию производства данной конкретной однородной продукции по сравнению с уровнем концентрации ее на крупных предприятиях универсального типа. Под влиянием специализации размеры предприятий по сравнению с универсальным могут даже уменьшаться, но размеры производства данной однородной продукции будут во много раз увеличиваться.

7. Монополисты.

Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая компания, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса, а кривая предельного выгоды лежит ниже её. Это происходит, потому что монополист – единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, вынужден снижать её на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую.

Многие экономисты доказывали, что крупные компании, обладающие значительной властью, – это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как организации, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают дохода как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополиста играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса нет, так как монополиста могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли. Обладая исключительным положением, монополиста всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП, вздувают цены, обеспечивая собственные сверхприбыли, вызывают снижение общей эффективности производства. Недостатки монополизма повсеместно оказываются сильнее их достоинств.

Английские монополисты:

Концерн «Виккерс-Армстронг», играющий руководящую роль в военной промышленности Великобритании, включил ряд крупнейших предприятий металлургии, машиностроения, судостроения, электротехники и т. д.

Французские монополисты:

В машиностроении виднейшую роль играют комбинаты «Альзасьен», «Фив-Лилль»

Итальянские монополисты:

В Италии концерны тяжелой индустрия «Ансальдо» и «Ильва» владеют крупнейшими рудниками, судостроительными верфями, машиностроительными заводами

8. Конкурентоспособность товаров отрасли на рынке.

Как показывает практика, экономика России в данный момент имеет весьма низкий уровень конкурентоспособности. Переход к рыночным отношениям характеризовался глубоким экономическим спадом производства, который обусловил катастрофическое падение конкурентоспособности экономики России на мировом рынке. Поскольку конкурентоспособность экономики России - это суммарная конкурентоспособность ее предприятий, фирм, организаций, соответственно одним из путей выхода из состояния спада может быть стимулирование роста конкурентоспособности на уровне предприятия. Огромное значение решению этой проблемы должно уделяться на предприятиях, работающих в реальном секторе экономики, т.е. промышленных предприятиях, от уровня развития которых во многом зависит решение задач повышения уровня и качества жизни населения России.

На рынках машиностроительной продукции усиливается конкуренция, соперники из развитых и развивающихся стран теснят былые позиции России на мировых рынках. Новым полем конкуренции продукции российских предприятий и иностранных фирм стал внутренний рынок страны. Угрожающего уровня достиг проникновение на российский внутренний рынок готовой продукции машиностроения из ФРГ, Японии, Италии. Эти факты указывают на серьезные стратегические просчеты экономической политики российского правительства. Положение усугубляется тем, что для России характерна специализация на капиталоемких производствах, использующих низкоквалифицированную рабочую силу (например, производство грузовых автомобилей, самолетов, тракторов, двигателей), которые имеют невысокую конкурентоспособность на мировом рынке.

Одной из главных причин ослабления конкурентных позиций России на мировом рынке можно считать отсталость экономической структуры страны. В условиях постоянно меняющейся мировой экономической обстановки структурная перестройка национальной экономики является жизненно важной. В отношении концентрации производства политика российского правительства в последние годы также отличалась нерациональностью и непоследовательностью: с одной стороны, с целью ограничения мощи отечественных производственных объединений проводилась политика поощрения конкуренции, а с другой - принимались меры по стимулированию концентрации. Однако во многих случаях поддержка крупных предприятий с помощью государственных субсидий привела к сдерживанию развития потенциально динамичных отраслей, которые в ходе операций по концентрации привязывались к отраслям, переживающим застой. В результате в стране сократилось количество средних предприятий (от 100 до 1000 занятых), хотя часто именно такие предприятия обеспечивают максимальную конкурентоспособность. В настоящее время недостаточное количество средних фирм является «слабым местом» экономической структуры России, тогда как во многих развитых странах высокий удельный вес подобных фирм укрепляет экономический потенциал государства. Положение усугубляется тем, что многие мелкие фирмы не могут вырасти до средних размеров из-за несовершенства банковско-кредитной системы.

В настоящее время проблема конкурентоспособности как никогда актуальна для национальной экономики и для ее хозяйствующих первичных образований - предприятий. Представляется очевидным тот факт, что хозяйственный комплекс России функционирует в сложной экономической ситуации. Ухудшение технического и технологического состояний производства, кризис платежей, пассивная инвестиционная и инновационная деятельность, утрата традиционных рынков сбыта, медленная структурная перестройка - все это приводит к простаиванию большого количества предприятий. В связи с этим, экономика страны характеризуется стагнацией промышленного производства, низким потребительским спросом, высоким уровнем убыточности предприятий, перешедшим за 40% и в конечном итоге, низкой конкурентоспособностью промышленной системы страны в целом и предприятий в частности. По оценкам ряда международных организаций, по рангу глобальной конкурентоспособности Россия ставится на 47 место в рейтинге (из 120 обследованных стран). С точки зрения глобальной конкурентоспособности Российская Федерация находится, таким образом, позади Чехии, Словакии, Польши, Венгрии, Китая, прибалтийских стран, не говоря уже о ведущих экономиках мира.

Конкурентная ситуация для отрасли машиностроения имеет следующий характер рынка:

- технологическая монополия;

- олигополия;

- монополистическая конкуренция.

9. Ориентация на качество продукции.

Чтобы машина выполняла свое экономичное служебное назначение, она должна быть качественной. Качество проверяется по нескольким показателям: показатель надежности, эргономичные показатели, эстетические показатели, показатель технологичности, экологические показатели, показатель унификации и стандартизации, показатель безопасности, показатель транспортабельности и патентно-правовой показатель, на которых должны обязательно устанавливаться величины допуска и отклонения. Но при определении данных величин должна решаться, прежде всего, экономическая задача. Поскольку, например, если уменьшить величину допуска на показатели качества машины, то это поспособствует улучшению стабильности ее работы, надежности и наиболее лучшему качеству работы машины. Но если мы ужесточим допуски, то это приведет к тому, что увеличатся затраты на изготовление точных деталей и узлов. Поэтому в машиностроении огромную роль играют технологи. Они находят самый оптимальный и выгодный план решения всех имеющихся проблем, которые связанны с технологическим процессом изготовления машин. Качество машин - залог успеха современного производства.

10. Ценообразование в отрасли. 11. Ценовая конкуренция.

Свойства машин и оборудования как товара также оказывают влияние на процесс ценообразования. Для успешной реализации продукции предприятия необходима разработка грамотной ценовой политики. Под ценовой политикой понимают деятельность руководства предприятия по установлению, поддержанию и корректировке цен на производимые товары, направленную на достижение целей предприятия.

Обеспечение выживаемости (сбыта) и предотвращение банкротства — одна из главных целей предприятия, осуществляющего свою деятельность в условиях жесткой конкуренции. Увеличение сбыта за счет занижения цен возможно в случае эластичного спроса по цене. Предприятие может идти на снижение цен для ликвидации запасов продукции на складе. Цель, заключающаяся в максимизации прибыли, достигается за счет выбора таких цен, которые обеспечивают максимальное возмещение затрат и получение максимально возможной прибыли. Эту цель наиболее целесообразно ставить в краткосрочном периоде. При достижении цели, состоящей в удержании рынка, предприятие стремится сохранить стабильное положение на рынке за счет умеренной рентабельности продукции, принятия комплекса мер для предотвращения уменьшения сбыта, в частности проведения эффективной рекламной кампании и поддержания высокого качества и конкурентоспособности продукции. В качестве целей ценовой политики также могут рассматриваться получение сверхприбыли путем «снятия сливок» с рынка, вытеснение конкурентов, ограничение потенциальной конкуренции, внедрение на рынке новой продукции (завоевание рынка) и др. Цель, заключающуюся в завоевании лидерства на рынке, обычно ставят перед собой крупные компании, обладающие существенными конкурентными преимуществами и имеющие репутацию производителей товаров высокого качества. Эти компании, как правило, имеют известные товарные знаки. Наличие у продукции известного товарного знака может обеспечить существенное повышение цены. Кроме того, высокие цены могут быть связаны с наличием у продукции принципиально новых функциональных возможностей или обеспечением высокого уровня послепродажного обслуживания. Выбор цели должен быть основан на оценке приоритетов деятельности предприятия, его положения на рынке и финансового состояния. Некоторые цели могут достигаться противоположными путями. Например, повышение прибыли может быть обеспечено за счет увеличения цены единицы продукции, но общий объем прибыли возрастает и при росте сбыта, вызванном снижением цен. Ценовая стратегия может изменяться в зависимости от этапа жизненного цикла изделия.

- Определение уровня спроса на продукцию. Оценка спроса представляет собой важный этап ценообразования. На данном этапе оценивают потребность в товаре и платежеспособный спрос на него, определяют емкость рынка и потенциальный объем продаж. Эти задачи должна решать маркетинговая служба предприятия. Методы определения уровня спроса различаются для машиностроительной продукции массового спроса (автомобилей, ручного инструмента и т.п.) и продукции производственно-технического назначения (станков, промышленных роботов и др.).

- Оценка издержек. Данная процедура необходима для определения нижнего уровня цен на продукцию, а также для анализа возможностей предприятия в области изменения цен и конкурентной борьбе.

- Сравнительный анализ цен и товаров конкурентов. Изучение продукции, выпускаемой конкурентами, и цен на нее необходимо для того, чтобы предприятие смогло объективно оценить свое положение на рынке и скорректировать цены. Если продукция предприятия по своим потребительским свойствам и качеству превосходит аналогичную продукцию конкурентов, то цены могут быть повышены, и наоборот. Информацию о ценах и качестве товаров конкурентов получают следующими способами: производят сравнительные закупки товаров конкурентов для сопоставления качества и цены, изучают прайс-листы конкурентов, опрашивают потребителей о качестве товаров конкурентов.

Выбор метода ценообразования. Существуют следующие методы ценообразования:

• основанные на затратном подходе;

• «целевого ценообразования»;

• с ориентацией на цены лидера или на уровне существующих цен на аналогичные товары и услуги;

• с ориентацией на ценностную значимость товара;

•метод установления цены на основе результатов закрытых торгов;

• параметрические методы.

В настоящее время многие зарубежные компании (например, DuPont, Caterpillar) используют метод ценообразования с ориентацией на ценностную значимость товара. При использовании этого метода одним из основных факторов, влияющих на цену, является восприятие потребителем товара, имеющего для него определенную ценность. Цена должна соответствовать ощущаемой потребителем ценностной значимости товара. Ценность товара для потребителя определяется его техническими характеристиками, дизайном, надежностью, долговечностью, удобством и экономичностью в эксплуатации, престижностью, уровнем послепродажного сервиса и т.п. Субъективная оценка потребителя заключается в том, что он определяет соотношение между ценностью определенного товара и его ценой и сравнивает данное соотношение с соответствующими соотношениями для аналогичных товаров конкурентов. Использование этого метода требует проведения тщательных маркетинговых исследований для получения информации о мнении потребителей о продукции данного типа. Метод установления цены на основе результатов закрытых торгов применяется в том случае, когда потребитель имеет возможность выбора поставщика необходимой ему продукции. Потенциальные поставщики назначают свои цены на закрытых торгах, и в конкурентной борьбе, как правило, побеждает тот, кто предлагает наилучшие для потребителя условия контракта. В основе параметрических методов лежат установленные на основе анализа статистических данных зависимости между ценами и основными параметрами продукции. Параметрический ряд в машиностроении представляет собой группу изделий, которые однородны по конструктивно-технологическим характеристикам, имеют одинаковое или сходное функциональное назначение и различаются уровнем потребительских свойств. Например, параметрический ряд токарных станков — это группа токарных станков схожего функционального назначения, различающихся по мощности главного привода и максимальному диаметру обрабатываемых деталей. Параметрические методы, как правило, используются для товаров производственно-технического назначения, в особенности для технологического оборудования и транспортных средств. При использовании параметрических методов цена нового изделия определяется на основе корректировки цены базового изделия в данном параметрическом ряде. При корректировке учитывают новые потребительские параметры изделия. К параметрическим методам относятся метод удельной цены, метод корректирующих параметрических коэффициентов, ценовой метод баллов и метод средневзвешенного параметрического индекса. При использовании метода удельной цены цену изделия определяют как произведение удельной цены на значение основного параметра изделия (например, мощности) в соответствующих единицах измерения (например, кВт). При этом удельная цена представляет собой частное отделения цены базового изделия на значение такого же основного параметра базового изделия. Поскольку цена определяется на основе только одного параметра, Данный метод можно применять для ориентировочных оценок и в том случае, когда имеется один главный параметр изделия. При использовании метода корректирующих параметрических коэффициентов цену нового изделия рассчитывают как произведение цены аналогичного изделия и корректирующих параметрических коэффициентов. Каждый корректирующий параметрический коэффициент определяют как отношение значений соответствующего параметра нового изделия и изделия-аналога с учетом степени влияния данного параметра на цену.

12. Отраслевой конкурентный анализ.

В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие производимых фирмой товаров и услуг условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации, включающие такие понятия, как лена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама и т.д. Успех сопутствует тем производителям, которые предлагают товары современного свойства, наиболее соответствующие нуждам потребителей, т.е. успех отождествляется с понятием «конкурентоспособности товара». Однако всё чаще борьба за потребителя идет не только на уровне качества и цены товара, но и на уровне возможностей компаний предложить воплощенное в товаре новое потребительское свойство, т.е. успех всё больше ассоциируется с понятием «конкурентоспособности фирмы», которое в свою очередь, является следствием реализации фирменных конкурентных преимуществ. Для формирования и удержания конкурентных преимуществ, а также упрочнения конкурентных позиций на рынке любой фирме необходимо располагать соответствующей стратегией. Идею конкурентной стратегии можно выразить в двух словах: «быть непохожим». В научном мире не существует единого определения стратегии, хотя история *того понятия гораздо длиннее, чем понятие «стратегический менеджмент».

Стратегия компании - сложный комплексный инструмент регулирования, который может классифицироваться с учетом ряда принципов, в частности:

корпоративные стратегии (стратегии развития компании);

бизнес - стратегии (конкурентные стратегии бизнеса);

- операционные стратегии (функциональные стратегии компании как составные элементы корпоративной стратегии).

Анализ стратегий, реализуемых рядом зарубежных и отечественных предприятий, позволяет классифицировать эти стратегии с точки зрения поведения на рынке: стратегии активного развития и экспансии и стратегии адаптационной стабилизации или выживания. Стратегия развития и экспансии ориентирована на достижение следующих основных целей: увеличение оборота, увеличение доли рынка, расширение активов компании, достижение положительной динамики. Стратегии развития присуши определенные риски, основными из которых являются:

-неадекватность внешним условиям развития рынков;

-возможность потерь из-за ухудшения качества активов в результате быстрого роста;

-низкая эффективность при избыточном финансировании;

-неадекватность структуры компании потенциальным масштабам;

-снижение управляемости.

Выбор метода формирования конкурентной стратегии должен отражать поставленные цели и одновременно обеспечивать высокое качество принятия решений. Для этого необходимо опираться на три основные критерии выбора:

-критерий оптимальности, заключающийся в том, что принятое решение должно в наибольшей степени приближать предприятие к достижению поставленных целей;

-критерий непротиворечивости, означающий, что предлагаемая стратегия должна быть внутренне согласованной и не может на каком-то этапе противоречить ранее установленным целям развития предприятия;

-критерий полноты, нацеленный на то, чтобы принятая к разработке стратегия охватывала все интересующие фирму сферы.

В связи с тем, что основным условием реализации конкурентной стратегии предприятия является обеспечение и поддержание конкурентных преимуществ, необходимо выбрать такой вариант (среди нескольких возможных) формирования конкурентных преимуществ, который позволил бы завоевать предпочтения потребителей (покупателей) и обеспечить приемлемый финансовый результат. Разработка аффективной конкурентной стратегии начинается с глубоко осмысленного поиска преимуществ и недостатков своего бизнеса, а также слабых мест своей текущей позиции, позволяющей конкурентам либо копировать, продукции фирмы, либо резким рывком ее обогнать. Сущностью методов, ориентирующихся на конкурентов, является позиционирование собственного положения предприятия с лучшими показателями фирм-конкурентов, которые действуют на том же рынке и примерно одинаковы по своей конкурентоспособности, при этом основное внимание уделяется позиции каждой фирмы по относительным издержкам.

Картина конкурентного преимущества или недостатков будет неполной, если мы только узнаем, что компания имеет сильную конкурентную позицию, благодаря обеспечению потребителей более высокой потребительской ценностью или более низкими издержками на доставку этой ценности. Для того чтобы данная информация обладала практической ценностью, нам необходимо уточнить источники формирования конкурентных преимуществ.

Существует целая иерархия источников конкурентного преимущества с точки зрения возможности их дальнейшего использования и поддержания при формировании и развитии конкурентной стратегии. При этом выделяют базовые и созданные источники конкурентных преимуществ. Базовые источники - преимущества низкого ранга, такие как дешевая рабочая сила или сырье, довольно легко либо получить, либо обесценить. Также на нижних ступенях иерархии находится преимущество, основанное исключительно на факторе масштаба от применения технологий, оборудования или методов, имитированных у фирм-конкурентов. Как правило, базовые источники сохраняют свою важность в добывающих отраслях и в отраслях, где требования к технологии и навыкам рабочих невелики, а применяемая технология широко распространена. Преимущества более высокого порядка - навыки и компетенции (более квалифицированный персонал, высокий научно-производственный потенциал, репутация компании) - всегда искусственно созданные. Их сложнее создавать и поддерживать, но они значительнее устойчивее. Таким обратом, создание и поддержание конкурентных преимуществ определяется в качестве основы конкурентоспособности предприятия, которые осуществляются путем долгосрочного итеративного процесса с постоянной обратной связью об информации и инвестициях. Стратегический фактор конкурентного преимущества - конкретный компонент внешней или внутренней среды предприятия, по которому оно может превзойти конкурирующие компании после выполнения в ближайшей перспективе определенных условий или действий, обуславливающих превосходство анализируемого компонента предприятия по сравнению с конкурирующими компаниями. Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ составляющих элементов внешней среды, с которыми предприятие находится и непосредственном взаимодействии, при этом предприятие может оказывать существенное влияние на характер такого взаимодействия, активно участвуя в формировании дополнительных возможностей и предотвращая будущие угрозы. Анализ конкурентов как компоненты непосредственного окружения компании также является важным, поскольку позволяет;

-предсказывать их будущие конкурентные стратегии;

-правильно оценивать их возможные реакции на собственные стратегические действия;

- оценивать их компетенции и способности по формированию конкурентных преимуществ.

Данный анализ должен проводиться по принципу «сегмент за сегментом» с использованием методологии бенчмаркинга, только в этом случае возможно приобрести специальные знания, необходимые для формирования и усиления собственных конкурентных преимуществ. Внутренняя среда предприятия - часть общей среды, которая находится в пределах самого предприятия. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование предприятия, так как в конечном счете определяет его экономический потенциал. Формирование конкурентных преимуществ в области микросреды напрямую зависят от экономического потенциала предприятия и квалификации его персонала. Однако ни одна компания не может достичь конкурентных преимуществ по всем коммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке. Необходимы выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующая тенденциям развития конкурентной ситуации в отрасли и наилучшим образом усиливающая сильные стороны деятельности компании. Лидерство но издержкам означает, что компания стремится добиться минимальных по отрасли затрат на производство продукции. Следование данной стратегии предполагает обретение достаточного опыта, инвестиции в организацию крупномасштабного производства, экономию, обусловленную ростом масштабов деятельности, жесткий контроль над операционными расходами и управление тотальным качеством. Дифференцирование предполагает организацию выпуска уникальной продукции или предоставление уникальных услуг, развитие лояльности потребителей торговой марке. Компания может предположить более высокое качество, лучшее исполнение или уникальные особенности - и любая из этих характеристик оправдывает повышение цены на товары и услуги.

Функциональные стратегии разрабатываются специально для каждого функциональные пространства компании и включают следующие основные элементы: НИОКР, маркетинг, производство, финансы.

Маркетинговая стратегия заключаемся в определении подходящих продуктов, услуг и рынков, которым они могут быть предложены. Определяет наиболее эффективный состав комплекса маркетинга (исследований рынка, формирования товарной и ценовой политики, управления продажами).

Производственная стратегия сосредоточена на решениях о необходимых производственных мощностях, размещении промышленного оборудования, основных элементах производственного процесса, распределении заказов. Наиболее важными аспектами производственной стратегии являются:

- управление издержками;

-управление ресурсами;

повышение эффективности производственных операций. Финансовая стратегия ответственна за прогнозирование финансовых показателей стратегического плана, оценку инвестиционных проектов, распределение и контроль финансовых ресурсов.

Важное место для условий современной российской среды занимают стратегии информатизации и безопасности, которые обеспечивают внедрение новых эффективных способов управления и защиту различных подразделений от несанкционированного доступа с учетом внутренних и внешних аспектов.

13. Перспективы развития отрасли.

Уже несколько лет развитие некоторых подотраслей машиностроения в странах региона, часть государственной экономической политики. Происходит активизация государственной поддержки машиностроения. Пример - консолидация авиастроительных и судостроительных предприятий в России и активное привлечение к финансированию отрасли банков развития, государственная программа индустриализации в Казахстане, господдержка автомобильной и тракторной промышленности в Беларуси. Относительно благоприятная фискальная политика в странах региона создает дополнительные перспективы развития машиностроения. Фискальная нагрузка на экономику ниже, чем, например, в Германии, и в процессе развития машиностроения стран ТС фактор более низких фискальных издержек может заметно повысить его конкурентоспособность.

Страны региона обладают «исторической» базой машиностроения: некоторые находящиеся в настоящий момент в упадке отрасли были высокоразвитыми в советский период. Отчасти сохранившиеся кадры, конструкторские бюро, часть производственных мощностей по-прежнему способны активно участвовать в их восстановлении. Рост благосостояния населения вкупе с относительно невысокой его обеспеченностью легковыми автомобилями и товарами длительного пользования будет увеличивать спрос на продукцию подотраслей машиностроения, ориентированных на потребительский рынок, этот процесс продолжается уже несколько лет. Одновременно потребность в обновлении мощностей различных отраслей национальных экономик стран региона простимулирует спрос на продукцию инвестиционного машиностроения. Впрочем, удовлетворение растущего спроса без значительного увеличения импортных поставок возможно только при стабильном развитии собственного машиностроения и устранении основных его проблем.

Создание Единого экономического пространства и возможное присоединение к нему других государств ведет к снижению издержек при торговле между ними и возникновению новых возможностей кооперации, в том числе для предприятий машиностроительной отрасли и их поставщиков. Кроме того, единый таможенный тариф создает барьеры для зарубежных поставщиков машиностроительной продукции, повышая спрос на импортозамещающую продукцию предприятий государств ТС.

Усиление интеграционных процессов позволит восстановить и развить исторически сложившиеся производственные связи машиностроительных производств. Для определения мероприятий по дальнейшему развитию машиностроительной отрасли необходим объективный анализ текущего состояния путем определения сильных и слабых сторон, а также существующих возможностей и угроз.

Анализ экспорта и импорта машиностроения анализируемых стран показал, что в кратко и среднесрочной перспективе оно вряд ли способно занять прочное место на мировом рынке. Следует также ожидать увеличения импорта некоторых видов машиностроительной продукции. Тем не менее устранение основных проблем развития могло бы повысить его экспортный потенциал и снизить зависимость от импорта, а из-за быстро растущего внутреннего спроса на машиностроительную продукцию предприятиям целесообразно ориентироваться на внутренний рынок.

14. Пример характеристики предприятия из данной отрасли в нашем регионе.

«Ивановский машиностроительный завод» - специализированное предприятие по ремонту и модернизации металлорежущего оборудования. Основным направлением деятельности является восстановление уникальных и специальных станков как оте«Ивановский машиностроительный завод» – специализированное предприятие, осуществляющее модернизацию и ремонт станков. Основным направлением является восстановление уникального металлорежущего оборудования как отечественного, так и импортного производства. Восстановление оборудования может потребоваться любому предприятию, поскольку со временем станки изнашиваются и перестают работать качественно. В этом случае проведенный ремонт поможет избежать затрат на приобретение нового оборудования. Ремонтные работы в  не ограничиваются заменой и восстановлением изношенных деталей. Они включают в себя очистку оборудования от грязи и масла и обязательно завершаются поузловой покраской, гарантируется высокий уровень работ, подтверждая результат силами приемочной комиссии, в состав которой входят специалисты ОТК.

Доверив станки «Ивановскому машиностроительному заводу», Вы можете быть уверены в том, что Вы получите оборудование, работоспособность которого восстановлена профессионалами, а производительность – повышена. Заблаговременно отлаженное оборудование позволит избежать возможных неприятностей, поскольку нами на ранних стадиях выявляются и устраняются неисправности. Ваше производство не будет простаивать из-за мелких неполадок оборудования, поскольку осуществленные нами мероприятия помогут устранить их до момента возникновения проблем. Модернизация станков также является лучшим решением в ситуации устаревания имеющегося парка оборудования. Она позволяет сделать станки предприятия современными и высокопроизводительными, а также повысить качество обработки изделий. Модернизация включает в себя несколько ступеней осуществления работ. На первой ступени происходит упрощение схемы, установка современных двигателей и частотно-регулируемых приводов. Эти мероприятия позволяют сделать оборудование надежнее и производительнее. На второй ступени происходит установка современных цифровых устройств и вспомогательных приспособлений и, в случае необходимости, механическое усовершенствование оборудования. Осуществленные работы переводят процесс производства на новый уровень. Ремонтируют и модернизируют станки шлифовальной группы, горизонтально-расточных, фрезерных, а также токарных и сверлильных. Специалисты  предприятия отслеживают новинки рынка технологий, чтобы использовать их в работе. Поэтому все мероприятия производятся нами на высшем уровне. Благодаря накопленному опыту ивановских станкостроителей и привлечению молодых специалистов, предприятие завоевало и продолжает поддерживать авторитет на рынке аналогичных услуг. Они осуществляют деятельность в Москве и России. Работы для предприятий Москвы производятся в короткие сроки благодаря небольшой удаленности завода от Москвы. С другими регионами России сотрудничество в этой области налажено безупречно. Мероприятия, осуществленные «Ивановским машиностроительным заводом», не уступают в конечном итоге работам, выполненным московскими компаниями. С ними работают предприятия нефтегазовой, оборонной, атомной, автомобильной промышленности, химические производства, предприятия черной и цветной металлургии, РМЦ предприятий пищевой и легкой промышленности. Они уже убедились в том, что обслуживание станков «Ивановским машиностроительным заводом», – залог успешной работы оборудования.




1. ВКДП Активный туберкулез легких не обнаружен
2. Назначение и классификация распределенных систем
3. Royl Eduction Tourism г
4. передалвышел. 2
5. тематической модели на основе экспериментальных данных в анализ поведения системы во времени в анализ с
6. Организация производства на предприятии пищевой промышленности
7.  Обмотка ротора представляет собой короткозамкнутую конструкцию состоящую из восьми алюминиевых стержней
8. Сестринское дело по дисциплине студентаки
9. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук1
10. Основи факсимільного звязку
11. это росписи в катакомбах IIIV вв
12. Контрольная работа Внешняя торговля России.html
13. Повесть временных лет как культурно-историческое произведение
14. Інформація в управлінні
15. mngement управление заведование организация управление производством; совокупность знаний принципов сре
16. Лекция 13 Кадровая политика и кадровое планирование
17. Карл Бюхер
18. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РАБОТОЙ ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
19. Автоматизированное проектирование
20. ЕкатеринаII была истинной преемницей величия Петрова и второю преобразовательницей новой России