Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Тема- Власть Золотой Орды.html

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-01-17


Конспект урока по истории в 4 «Б» классе

Дата проведения: 18 сентября 2012 года.

Учитель: Миронова Юлия Леонидовна.

Методист: Машурина Марина Александровна.

Тема: «Власть Золотой Орды».

Цели: Охарактеризовать условия, способствующие победе монголо-татар над Русью; создать представление о племенах монголо-татар; показать путь хана Батыя по русским землям в XIII веке.

Задачи:

1) образовательная: учить детей работать с лентой времени, с картой; закрепить навыки работы со схематическим материалом;

2) развивающая: развивать память, речь детей, расширять активный словарный запас; закреплять умения и уточнять значения терминов и понятий; знакомить детей с приемом составлениярассказа на определенную тему по опорным ключевым словам;

3) воспитывающая: воспитывать любовь к Родине, вызывать интерес к важнейшим событиям прошлого.

Оборудование: слайд-презентация, учебник, раздаточный материал (лист формата А4), контурная карта.

Литература:

1. Поглазова О. Т. Окружающий мир:  учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. – 4-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008. – 160 с.

2. Студеникин М. Т., Добролюбова В. И. Методика преподавания истории в начальной школе: Метод. Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 256 с.

3. Соловьёва Т. А., Рогалёва Е. И. Исторические темы курса «Окружающий мир». Деятельностный развивающий подход. 4 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 320 с. – (Мастерская учителя)

4. Автор-составитель Н. В. Лободина. Окружающий мир. 4 класс: поурочные планы по учебнику О. Т. Поглазовой, В. Д. Шилина. II часть / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 20011. – 270 с.

Ход урока

I. Орг. момент:

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок истории проведу у вас я. Меня зовут Олеся Руслановна.

II. Актуализация опорных знаний:

2.1. Работа с лентой времени и династической таблицей

- На сегодняшнем уроке мы будем говорить об исторических событиях начала XIII века. Но сначала давайте посмотрим, что предшествовало этим событиям в 11 и 12 веках. Вернемся к началу 11 века и представим себе Ярослава мудрого, который дает наставление своим сыновьям. Что он им говорил?

- Сыновья мои ,имейте любовь между собой, потому что вы все братья. И если будете жить в любви между собой ,Бог будет у вас и покорит вам врагов… Если же будите в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибните сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим.

- Отметим на ленте времени 11 век. Отсчет нашего времени идет от Рождества Христова. Одна тоненькая полосочка означает время 1 год. Отсюда от 1101г. и пойдет дуга к цифре 12 – 12 век. Повторим, все, что мы знаем об этом времени.

- А теперь обратите внимание на схему. Поставьте как можно больше вопросов, выясняющих, кем доводился Ярослав Мудрый другим князьям из династии Рюриковичей.

                                                                                         

- Кто являлся отцом Ярослава Мудрого? Кем Ярославу Мудрому доводился Владимир Мономах?

- Прочитайте текст.

- Какую главную мысль раскрывает автор в данном тексте?

- Сила русских земель была заключена в их единстве.

- Опираясь на текст и используя следующие условные обозначения, дополните схему.

2.2. Работа с  картой.

- Обратите внимание на карту. Объясните ,почему Русь этого времени историки называют лоскутной?

- Потому что она была раздроблена на множество мелких княжеств.

- Для того, чтобы наглядно увидеть Русь начала 13 века возьмите прямоугольники – это макет русского государства. Разделите его на 50 квадратов. Это и будет раздробленная Русь.

- Итак, как вы считаете, выполнили ли дети, внуки и правнуки Ярослава Мудрого его завещание жить в мире и согласии?

- Нет.

- Сделайте предположение о последствиях раздробленности Руси.

III. Объяснение нового материала:

- Сегодня наш урок будет посвящен истории нападения на Русь монголо-татар. Какой вопрос у вас возникает?

- Кто такие монголо-татары?

3.1. Рассказ учителя  о монголо-татарах

- Такой же вопрос задавали себе и жители земли русской в 13 веке. Послушайте, как об этом писал летописец: «Явились народы о которых как следует никто не знает – кто они, откуда пришли, каков язык их, какого племени, какой веры».

- Хотите ли вы, ребята, узнать ответ на этот вопрос? Тогда обратимся к тексту, в котором вы и найдете ответ на этот вопрос.

- Объясните причину такого питания, установив логическую последовательность следующих суждений:

- Монголо-татары вели кочевой образ жизни. То есть они постоянно переезжали с места на место. Поэтому они не могли заниматься земледелием. Их основной пищей была конина и кобылье молоко.

- Монголо-татары поклонялись силам природы: огню ,земле, солнцу и т.д. Кем были монголо-татары по своей религиозной принадлежности?

- Язычниками.

- Вспомним, что такое язычество?

- Язычество – это вера в разных богов.

Микроитог

- Монголо-татары – это кочевые (переезжающие с места на место)  монгольские племена.

3.2. Рассказ о предводителях монголо-татар

- В начале 13 века племена монголов и татар объединил под своей властью хан (правитель) – умный и жестокий Чингисхан.

- Расшифруйте схему и сделайте предположение о происхождении имени Чингис.

- Чингиз – океан.

-

3.3.  Постановка проблемного вопроса к фрагменту текста

- Какая опасность подстерегала русских князей, вы догадаетесь сами, прочитав басню Л.Н.Толстого «Отец и сыновья»:

- Итак, какая же опасность подстерегала русских князей, которые враждовали между собой и надеялись, что сумеют каждый по отдельности отразить нападение монголов?

- По отдельности русским княжествам отразить нападение монголо-татар было невозможно.

3.4. Демонстрация DVD – фильма о нашествии Батыя.

- Так и произошло. Посмотрите на карту. Проведите с помощью пунктирной линии путь войск хана Батыя по русской земле от города Рязани до города Владимира через Москву. Отметьте этот путь красным карандашом.

- Назовите города, покоренные ханом Батыем.

- Рязань, Москва, Владимир.

- Подчеркните эти города.

- Что сделал Батый после взятия Владимира?

- Разделил свое войско на 2 части.

- Куда они затем направились?

- Одна часть захватила Галич, а другая Ростов ,Ярославль ,Юрьев, Переяславль, Дмитрев, Волок, Тверь, Торжок.

- Сколько жители Торжка держали неприятеля у стен города?

- 2 недели.

- Куда направился Батый после взятия Торжка?

- Хотел направиться в Новгород, но он передумал и отправился на юг.

-  Причиной этого стал вопрос, который задавал себе Батый, вспоминая время, потраченное на завоевание уже покоренных русских городов.

3.5. Решение проблемно-событийной задачи

- Сформулируйте вопрос Батыя, суть которого отражена в следующей схематической записи:

- Сколько же дней понадобится для взятия Новгорода, если даже при благоприятной погоде на взятие других городов уходило много дней.

- Действительно, хан Батый решил поберечь силы своего войска, так как оно хоть и было еще велико, но понесло большие потери. В летописи сообщается, что на обратном пути войска Батыя был город, при штурме которого было убито 4 000 монголо-татар и уничтожены почти все стенобитные машины.

- Расшифруйте ребус и назовите, как с тех пор монголо-татары стали называть этот город.

- Злой город.

- А что это был за город?

- Козельск.

- Раскрасьте знаки городов, которые захватил Батый.

- Четыре года боролась Русь с завоевателями. В 1240 году пал город Киев. А теперь отметьте на карте движение монголо-татарских племен по территории русских земель.

- Более двухсот лет была Русь во власти монголо-татар. В степях Волги и Дона они создали новое государство, получившее название Золотая Орда. Столица Золотой Орды получила название «дворец». Вы узнаете, как это слово звучит по-монгольски, установив соответствия между словами двух столбиков.

- Итак, назовите столицу Золотой Орды.

- Город Сарай.

IV. Закрепление изученного:

V. Подведение итогов урока:

5.1. Задание на соотнесение

- Обратите внимание на слайд. Вы должны будете соотнести дату, событие и век.

- 988г. – Крещение Руси – 1 век

1100 г. – Основание Ярославля – 11 век

1237 г. – Нашествие Батыя на Русь – 13 век

5.2. Династическая таблица(пропуски):

5.3. Тест

  1.  Кто напал на Русь в 13 веке?

а) монголо-татары;

б) кривичи;

в) немцы.

  1.  Кто возглавил поход на Русь?

а) Хан Батый;

б) Чингизхан;

в) князь Владимир

  1.  Какой первый русский город оказался на их пути? (

а) Рязань;

б) Новгород;

в) Киев.

4. Какой город монголо-татары прозвали «злым»:

а) Новгород;

б) Киев;

в) Козельск

  1.  Как стало называться государство монголо-татар ?

а) Монголо-татарское;

б) Золотая Орда;

в) Татарстан

- Сегодня за урок оценку «5» получают …, т.к. они были очень активны на уроке, оценки «4»получают ….  .

VI. Рефлексия:

- Какое настроение было у вас на уроке?

- За что вы можете себя похвалить?

- Что нам удалось?

Подпись методиста:

                  учителя:

Оценка

за подготовку к уроку:

за проведение урока:

за самоанализ:




1. Без проведения проверочных мероприятий к сведениям составляющим государственную тайну допускаются- Ответ-
2. Smrt Building Керівники практики- від університету- старший викладач Єременко Л
3. Лекция ’15 ОРГАНИЗАЦИЯ И КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТРОИТЕСТВА ЖИЛЫХ ДОМОВ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ.html
4. задание -Безопасность движения при производстве маневровой работы
5. ТЕМА- Химия элементов dблока
6. Ноги выпрямлены
7. Туристичні ресурси Буковини
8. Б
9. Место кредитных операций в деятельности коммерческих банков
10. то кончается чтото начинается
11. Эта управомоченность и обязанность выражается в правах и обязанностях субъектов экологических правоот
12. Лабораторная работа 10 Задание
13. Не с деепричастиями
14. РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ ФИЛИАЛ ИНФОРМ
15. На тему- Организационная структура туристского предприятия Специальность 080200
16. Темперамент характер
17. Семантическая модель перевода Согласно СМ процесс перевода представляется как выделение в тексте оригина
18. Матрица нашего сознания
19. 65 на 2013-14 уч. год дневная форма обучения В билете будет по 2 вопроса из предложенных Макроэкономика
20. Тема 8 Финансы домашних хозяйств Ответьте на следующие вопросы- Как определяется домашнее хоз