Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

ии человека переплетается с вопросами о происхождении языка и возникновении связи между звучанием слова и е

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-09

Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

8 вопрос.

Психологизм в языкознании XIX в.

Во второй половине 19в. Возник. Прист. Внимание к психологии отд. Человека и целого коллектива. В лингв. Проблема изучения псих-ии человека переплетается с вопросами о происхождении языка и возникновении связи между звучанием слова и его смыслом. В середине и второй половине XIX в. распространяется осмысление и истолкование природы языка как одного из проявлений психики человека. К этому времени большие успехи сделала молодая тогда наука — психология. Немецкий психолог И. Герберт открыл ряд закономерностей (ассоциативные процессы) в психической деятельности человека, хотя, в соответствии с уровнем психологической науки своего времени полагал, что изучает «душу» человека.

Открытия психологов по-разному использовались лингвистами, создавшими в рамках психологизма несколько теоретических концепций.

Взгляды Штейнталя получили развитие в современной ему русской науке – у А.А.Потебни, И.П.Минаева и др. Минаев выдвигал гипотезы о неслучайных связях между строем языка и культурой соответствующего народа, например, между структурой семитского корня и монотеизмом семитских религий (со множеством оговорок подобного рода идеи развиваются с конца 1970-х годов А.Вежбицкой).Более развернутую концепцию языка, основанную на установках психологизма, предложил А.А.Потебня , споривший с концепциями логицистов. В его работах много места отводилось вопросу об ассоциативных связях между звучанием и значением слова и др. Сохранял он и понимание языка как «психологии народа». Однако у Потебни уже заметен отказ от стадиальных схем, а также приспособление многих понятий гумбольдтовской традиции к анализу конкретного языкового материала. Например, глобальное понятие внутренней формы языка превратилось в более узкое и конкретное понятие внутренней формы слова, т.е. его ближайшего этимологического значения. Идеи Потебни были весьма влиятельными в отечественной науке.

Проблема связи языка и мышления в концепции А. А. Потебни

Александр Афанасьевич Потебня — крупнейший представитель психологизма в России, выдающийся языковед-теоретик, историк славянских языков и фольклора. Среди широкого круга проблем, по которым он высказывался, комментируя, в частности, труды Гумбольдта и Штейнталя, основное место занимает проблема связи языка и мышления.

Потебня считал, что язык мог возникнуть только вместе с мыслью, сознанием, что язык постоянно развивается и совершенствуется исключительно в силу потребностей мысли, которая бессознательно стремится к созданию новых категорий. Будучи орудием сознания, сам язык есть создание бессознательное. Новые языки более совершенны, чем древние, потому что заключают в себе больший капитал мысли.

Эти идеи Потебня блестяще подтвердил анализом обширного фактического материала из истории синтаксиса славянских языков. Изучая историю языка, Потебня стремился постичь историю мышления.

Большим вкладом в теоретическое языкознание явились также его высказывания о происхождении языка, о значении слова, об отношении слова и понятия, предложения и суждения, о проблеме язык и народ, а также его яркая критика логицизма и натурализма в языкознании.

Жизнь Потебни и его научное творчество протекали в Харькове. Его труды публиковались преимущественно в Харькове и Воронеже и не получили при жизни автора той широкой известности, какую они заслуживали. Эта известность пришла к ним лишь в середине XX в., когда книги Потебни были переизданы и стали доступны широким кругам ученых, когда они были изучены и разъяснены, когда были поняты философские позиции ученого. Идейное и научное наследие Потебни сохраняет свою ценность и в настоящее время.

Потебня различает ближайшее и дальнейшее(знакомо только специаличтам) значение. Нельзя найти 2х человек, которые бы вкладывали одинаковое содержание в слово. П. полагает, что область языка не совпадает с областью мысли и бывали периоды, когда язык ещё не был связан с мышлением.


Диплом на заказ


1. тема Классификация АИС по целевой функции Информационные технологии
2. Духовно-нравственное образование и воспитание в школе
3. Основные средства Дебет Кредит
4. он никогда не рыдал
5. Учебник нового века Главный редактор Заведующий психологической редак
6. ЗАДАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 А
7. Электродинамика содержащий информацию об использовании различных электрических устройств
8.  приведены данные об основных видах и источниках загрязнения воздушного бассейна в США
9. Киев ул Резницкая 13-15 Копия- Прокурору Донецкой области
10. Введение8
11. рекламные материалы из различных видов картона мелованного гофрокартона микро гофрокартона переплетног
12. РАСЧЁТ И КОНСТРУИРОВАНИЕ ФАСОННОГО ДИСКОВОГО РЕЗЦА2 1
13. Нормативно-правовой и договорный порядок урегулирования споров
14. Со страхом и трепетом совершайте свое спасение потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своем
15. продукт с прекрасными оздоровительнолечебными свойствами
16.  2013 года ПРОТОКОЛ 2 заседания конкурсной комиссии по определению победит
17. Н Островский
18. ТЕМА 11 Прогнозування національної економіки 1
19. на тему Архитектурные особенности города Чермоза Автор- Третьяков Д
20. Стратегии роста.html