Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

I Концептуальные основы психологии развития человека ко модифицирует его в рамках приспособления п

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-09


122

Глава 4. Философский смысл принципа развития в психологии

123

Раздел II. Концептуальные основы психологии развития человека

ко модифицирует его в рамках приспособления природного индивида к условиям своего существования.

При этом считается, что основные закономерности и механизмы такого приспособления при переходе от животного способа жизни к человеческому принципиально не меняются, они имеют лишь видовую специфику. Просто человек существует не только в природной, но одновременно и в социальной среде; вынужден приспосабливаться и ассимилировать более масштабные условия существования: язык, социальные институты, структуры деятельности. Конечно, процессы и механизмы приспособления в этом случае имеют более сложную и специфичную организацию, но по сути они такие же, как и у других живых существ. При натуралистском подходе психика человека имеет двойную, одновременно действующую причинную детерминацию: в своих качествах и проявлениях она есть результат организменных, биогенетических преобразований, а в своих функциях она — следствие приспособления индивида к природной и социальной среде.

Натуралистская парадигма в психологии и педагогике развития сказывается весьма специфическим образом. Развитие здесь понимается только как спонтанный, естественноприродный процесс. Смена периодов, стадий развития, последовательность появления психических функций и психологических структур, уровень которого они достигают в ходе развития, рассматриваются как следствие биогенетических сдвигов. В данной парадигме развитие — это прежде всего созревание и рост (взросление), происходящие под воздействием двух факторов: наследственности и среды. Натурализм в психологии задает границы и методологические основания для теорий свободного воспитания и требует тонких технологий невмешательства в процессы психического созревания средствами педагогики. Первые теории психического развития в зарубежной психологии исходили из натуралистской установки.

Социоморфизм — парадигма социального детерминизма

Вторая парадигмальная установка (наиболее характерная для советской психологии) — это социоморфизм, категориальной рамкой которого является соотношение «человек — общество»; здесь человек рассматривается прежде всего как социальный индивид; его сущность — не в природе и не в нем самом, а в обществе. В противоположность натуралистским представлениям, в социоморфиз-ме природные, органические особенности индивида выступают лишь предпосылками (не источниками и не причинами) развития. В самих этих предпосылках нет ни механизмов, ни движущих сил развития — последние уже опредмечены, воплощены в противостоящем индивиду социальном опыте, в системе сложившихся де-ятельностей, в самой структуре социальной материи; только присвоив этот опыт, природный индивид обретает человеческую психику, становится человеком. Широко известен тезис К.Маркса о том, что сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду; в своей действительности она есть совокупность (ансамбль) общественных отношений. Здесь само устройство общества есть источник, основа и объяснительный принцип происхождения и строения человеческой психики.

Крайним выражением социоморфизма в понимании психологических особенностей человека является представление о том, что родившийся индивид — это «tabula rasa* («чистая доска»), на которой социум «пишет» нужные и полезные для общества психологические свойства и способности человека. Эти свойства и способности в социальном поведении обнаруживают себя как множество социальных функций и ролей человека, который, в свою очередь, оказывается полностью и без остатка сведенным к статусу социального индивида как результата социализации природного индивида.

Более мягким вариантом социоморфизма в психологии является положение о ведущей, главной роли в становлении психики индивида разных видов предметной деятельности, осваивая (рас-предмечивая) которые он становится способен к нормальному функционированию в социуме. Правда, конкретные, реальные механизмы превращения внешних социальных воздействий во внутренние субъективные явления и процессы, по сути, никогда не раскрывались и до сих пор не раскрыты. А потому остается неясным, каким образом в условиях вроде бы одной и той же социальной среды формируются индивиды, различающиеся по своему психологическому складу, и в то же время люди одного душевного типа, общих интересов и ценностей вырастают в совершенно непохожих социальных обстоятельствах. Убедительных ответов на эти вопросы в рамках рассматриваемой парадигмы получить не удается.

Основные процессы развития в парадигме социоморфизма имеют целевую детерминацию и описываются теоретической схемой «индивид — социальная структура». Общий смысл развития здесь — это социализация индивида, формирование («отливка») внутреннего мира человека по определенной, социально заданной норме, образцу или мерке. Индивид лишь овладевает, присваивает




1. Анализ опасностей
2. человека умелого а земледелие б собирательство в скотоводство г пчеловодство 2
3. Китай в конце VI - начале X веков
4. ведущий ВМВ Магистр музейной ночи ММН ~ команда 1 Магистр точной науки МТН ~ ко
5. Вариант 1 1 Как называются болезни вызываемые паразитическими червями кишечные палочки; гельминтозы
6. . ПОНЯТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА [3.
7. Государственный университет 'учебнонаучнопроизводственный комплекс ОТЧЕТ по
8. тема ЗУН оволодіння якими забезпечує розвиток розумових і фізичних здібностей школярів формування у них ос
9. Frme construction 2 Nonfireproof constructions- а Ordinry construction; b S1owburning construction
10. Италия и Испания
11. Структурированная кабельная система на 292 порта зданий гимназии
12. темами В связи с тем что Фаэтон отражал мистерию вышестоящих вселенных а также в связи с собственным разви
13. Тема- Поисковое чтение с целью определения наличия в тексте запрашиваемой информацииПрочитайте текст и выпо
14. 2012 1050 Зареєстровано в Міністерстві юстиції України 17 грудня 2012 р
15. О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
16.  Формы взаимодействия общества и природы
17. Тема- Предыстория и социальнофилософские предпосылки социологии как науки.html
18. Контрольная работа- Професіограма судді місцевого суд
19. а рентгеноскопии; б рентгенографии; в ультразвукового метода; г магнитнорезонансного метода
20. Перевозка ОПАСНЫХ ГРУЗОВ на воздушном транспорте