Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

I Концептуальные основы психологии развития человека ко модифицирует его в рамках приспособления п

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-09


122

Глава 4. Философский смысл принципа развития в психологии

123

Раздел II. Концептуальные основы психологии развития человека

ко модифицирует его в рамках приспособления природного индивида к условиям своего существования.

При этом считается, что основные закономерности и механизмы такого приспособления при переходе от животного способа жизни к человеческому принципиально не меняются, они имеют лишь видовую специфику. Просто человек существует не только в природной, но одновременно и в социальной среде; вынужден приспосабливаться и ассимилировать более масштабные условия существования: язык, социальные институты, структуры деятельности. Конечно, процессы и механизмы приспособления в этом случае имеют более сложную и специфичную организацию, но по сути они такие же, как и у других живых существ. При натуралистском подходе психика человека имеет двойную, одновременно действующую причинную детерминацию: в своих качествах и проявлениях она есть результат организменных, биогенетических преобразований, а в своих функциях она — следствие приспособления индивида к природной и социальной среде.

Натуралистская парадигма в психологии и педагогике развития сказывается весьма специфическим образом. Развитие здесь понимается только как спонтанный, естественноприродный процесс. Смена периодов, стадий развития, последовательность появления психических функций и психологических структур, уровень которого они достигают в ходе развития, рассматриваются как следствие биогенетических сдвигов. В данной парадигме развитие — это прежде всего созревание и рост (взросление), происходящие под воздействием двух факторов: наследственности и среды. Натурализм в психологии задает границы и методологические основания для теорий свободного воспитания и требует тонких технологий невмешательства в процессы психического созревания средствами педагогики. Первые теории психического развития в зарубежной психологии исходили из натуралистской установки.

Социоморфизм — парадигма социального детерминизма

Вторая парадигмальная установка (наиболее характерная для советской психологии) — это социоморфизм, категориальной рамкой которого является соотношение «человек — общество»; здесь человек рассматривается прежде всего как социальный индивид; его сущность — не в природе и не в нем самом, а в обществе. В противоположность натуралистским представлениям, в социоморфиз-ме природные, органические особенности индивида выступают лишь предпосылками (не источниками и не причинами) развития. В самих этих предпосылках нет ни механизмов, ни движущих сил развития — последние уже опредмечены, воплощены в противостоящем индивиду социальном опыте, в системе сложившихся де-ятельностей, в самой структуре социальной материи; только присвоив этот опыт, природный индивид обретает человеческую психику, становится человеком. Широко известен тезис К.Маркса о том, что сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду; в своей действительности она есть совокупность (ансамбль) общественных отношений. Здесь само устройство общества есть источник, основа и объяснительный принцип происхождения и строения человеческой психики.

Крайним выражением социоморфизма в понимании психологических особенностей человека является представление о том, что родившийся индивид — это «tabula rasa* («чистая доска»), на которой социум «пишет» нужные и полезные для общества психологические свойства и способности человека. Эти свойства и способности в социальном поведении обнаруживают себя как множество социальных функций и ролей человека, который, в свою очередь, оказывается полностью и без остатка сведенным к статусу социального индивида как результата социализации природного индивида.

Более мягким вариантом социоморфизма в психологии является положение о ведущей, главной роли в становлении психики индивида разных видов предметной деятельности, осваивая (рас-предмечивая) которые он становится способен к нормальному функционированию в социуме. Правда, конкретные, реальные механизмы превращения внешних социальных воздействий во внутренние субъективные явления и процессы, по сути, никогда не раскрывались и до сих пор не раскрыты. А потому остается неясным, каким образом в условиях вроде бы одной и той же социальной среды формируются индивиды, различающиеся по своему психологическому складу, и в то же время люди одного душевного типа, общих интересов и ценностей вырастают в совершенно непохожих социальных обстоятельствах. Убедительных ответов на эти вопросы в рамках рассматриваемой парадигмы получить не удается.

Основные процессы развития в парадигме социоморфизма имеют целевую детерминацию и описываются теоретической схемой «индивид — социальная структура». Общий смысл развития здесь — это социализация индивида, формирование («отливка») внутреннего мира человека по определенной, социально заданной норме, образцу или мерке. Индивид лишь овладевает, присваивает




1. Тема- особливості застосування вправ ігрового характеру у фізичному вихованні дітей з дисципліни ldquo;Ті
2. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Тернопіль 2
3. тематики 1Матриця
4. либо энергии в электрическую
5. БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра экономической теории
6. ТЕМА 17 экспертиза продуктов на радиационную загрязненность ТЕСТ 1 Лабораторный радиометр состоит
7. Реферат на тему- Windows NT 4
8. метиловый оранжевый
9. Прогулки как метод развития двигательной активности дошкольников
10. Приготовить дрожжевое тесто
11. Всемирный потоп и великая хвалынская трансгрессия Каспия
12. Введение 2 2
13. тема права. 12. Поняття і зміст правовідносин
14. Розміщення природних ресурсів. Економічна оцінка природно-ресурсного потенціалу регіону та його районів.html
15. Жилище как механизм решения жилищных проблем молодой семьи
16. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата історичних наук Льві
17. Реферат- Расцвет, кризис и падение Римской империи
18. начало XX в. стали чрезвычайно плодотворным периодом в развитии отечественной культуры
19. Недостаточность трехстворчатого клапана Сложные многоклапанные пороки сердц
20. Персонал предприятия Татнефть.html