Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

1 Операции на счетах в банке ~ важнейший объект контрольной проверки 1

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-09

Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

5

1 Операции на счетах в банке как объект контроля

1.1 Операции на счетах в банке – важнейший объект контрольной проверки

1.2 Нормативно-правовое обеспечение контроля операций по счетам в банках

1.3 Методическое обеспечение контроля операций по счетам в банках

2.3. Контроль операций на валютных счетах в банках

2.4. Проверка операций на специальных счетах в банке

2.5. Обобщение результатов ревизии операций по счетам в банке

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приложения

введение

Все организации, осуществляя производственную и хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими организациями, организациями, учреждениями, работниками организации и отдельными лицами. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, работ или услуг. При этом основная часть расчетов по выполнению обязательств и предъявлению требований осуществляются через учреждения банков. Расчеты наличными деньгами между организациями носят ограниченный характер и строго регламентированный.

Денежные средства на организациях могут находиться в форме наличных денег в кассе, храниться в банке на расчетных счетах, на специальных счетах, а также использоваться в виде аккредитивов, лимитированных и других чеков.

При кажущейся простоте учета денежных средств, и в частности, операций по счетам в банке, со стороны организации могут быть допущены грубые нарушения действующих правил учета и расчетов. Это порой оборачивается значительными финансовыми потерями в виде штрафных санкций, налагаемых на организацию. Поэтому необходимо уделять значительное внимание вопросам бухгалтерского учета и контроля за ведением операций по банковским счетам.

Целью данной курсовой работы является исследование методики ревизии операций на счетах в банке. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- исследовать операции на счетах в банке как важнейший объект контрольной проверки;

- изучить нормативно-правовые акты, регулирующие  методологическое обеспечение контроля операций по счетам в банках   в условиях развития рыночных отношений в Республике Беларусь;

- отразить информационное обеспечение и порядок планирования контрольной проверки операций по счетам в банке;

- изучить методику проверки операций по расчетным, валютным и специальным счетам в банке;

- исследовать порядок оформления материалов проверки операций по счетам в банке.

Предметом данного исследования является методика и осуществление ревизии операций на счетах в банке на примере Общества с дополнительной ответственностью «Юнити Сервис» за период с 1 января по 31 декабря 2013 года.

Видами деятельности организации являются:

- производство резиновых санитарно-гигиенических и медицинских изделий;

- производство прочих пластмассовых изделий;

- производство изделий из бетона гипса и цемента;

- производство прочих изделии из бетона гипса и цемента; 

- производство строительных металлических конструкций и изделий;

- производство радиаторов и котлов центрального отопления;

- производство крепежных изделий, цепей и пружин;

- производство прочих металлических изделий и др.

Бухгалтерский учет в организации автоматизирован с использованием программы 1С «Бухгалтерия» 8.2.

При написании работы информационную базу составили учебные пособия отечественных авторов, периодические издания, законодательные и нормативные акты Республики Беларусь, а также отчетная документация предприятия.

1 Операции на счетах в банке как объект контроля

  1.   Операции на счетах в банке – важнейший объект контрольной проверки

Деньги выступают как вид финансовых активов, который может быть использован для сделок. Наиболее характерная черта денег - их высокая ликвидность - возможность использования в качестве средства платежа, способность сохранять свою номинальную стоимость неизменной.

Некоторые активы, такие как акции, облигации, в меньшей степени ликвидны, их нельзя использовать непосредственно в качестве средств оплаты. 

Денежные средства выполняют функцию важнейшего платежного средства. Объемом имеющихся у организации денег определяется его платежеспособность. Она является одной из важнейших характеристик устойчивости финансового положения организации. Для оплаты возможных непредвиденных обязательств организации должны иметь определенные запасы резервных денежных средств. Однако наличие излишних запасов денежных средств приводит к  замедлению их оборачиваемости, т. е.  к снижению их использования, а в условиях инфляции – и к прямым потерям за счет их обесценивания. В этой связи возникает необходимость правильно планировать поступление денежных потоков и обеспечивать возможность сохранения повседневной платежеспособности организации, выявления свободных денежных средств и их вложения (в депозиты банков, акции, облигации и уставные капиталы других организаций и т. д.) с целью получения прибыли [24, с. 140].

Под безналичными денежными средствами понимают суммы, хранящиеся на счетах граждан, фирм и организаций в банках и используемые для расчетов путем изменения записей в банках о том, кому какая сумма таких денежных средств принадлежит.

Базой денежных средств организации являются ее хозяйственные взаимоотношения с различными организациями и учреждениями и хозяйственные взаимоотношения, связанные с реализацией работ, услуг и осуществлением других хозяйственных  операций.

Расчеты между организациями, как правило, производятся в безналичной форме. Безналичные расчеты осуществляются путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций, замещающих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между организациями выступают учреждения банков, обслуживающие их [24, с. 142].

При учете банковских операций в организациях могут иметь место различные недостатки и нарушения, связанные с отражением хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, не обоснованные документами, заменой прилагаемых документов и выписками банков, подчистки и исправления записей в выписках банка, уменьшение оборотов по дебету и кредиту расчетного счета на одинаковые суммы и др.

Ревизия банковских операций производится путем сплошной проверки банковских документов с одновременной проверкой правильности отнесения сумм на счетах бухгалтерского учета.

Целью проверки операций по счетам в банках является установление правильности и законности открытия и функционирования счетов в банках, осуществления безналичных расчетов и полноты отражения их в бухгалтерском учете [22, с. 215].

Основными задачами проверки операций по счетам в банках являются:

- проверка наличия и функционирования счетов в банках на территории Республики Беларусь и за ее пределами;

- контроль обеспеченности средствами для своевременности расчетов с работниками организации и сторонними лицами;

- установление целевого характера платежей и эффективности выбранных инструментов, форм и валюты расчетов;

- установление законности, обоснованности и правильности оформления операций по счетам в банках;

- проверка правильности учета операций по счетам в банках;

- контроль своевременности движения денежных средств на счетах в банках и отражения их в бухгалтерском учете.

Ревизия операций по счетам в банке способствует укреплению платежной дисциплины и повышению эффективности использования финансовых ресурсов в организации. В условиях рыночной экономики рациональное использование денежных средств может приносить  организации дополнительный доход при вложении временно свободных денежных средств в ценные бумаги, государственные казначейские обязательства, депозиты банков и т.п. для дополнительного получения прибыли.

Сегодня широкое распространение получила система электронных платежей, при которой у организации нет необходимости ежедневно доставлять в банк платежные инструкции на бумажных носителях. Достаточно заключить с обслуживающим банком договор, установить электронную версию программы («Удаленный клиент, «Клиент-банк» и т.п.), закодировать подписи руководителя и главного бухгалтера все платежи совершать с рабочего места ответственного бухгалтера. Данная система позволяет экономить время, сократить транспортные расходы. Кроме того, организация имеет возможность оперативно получать сведения о поступивших платежах, т.к. происходит контроль за счетами практически в режиме реального времени. С другой стороны несанкционированный доступ к программе может привести к негативным последствиям для организации. В этой связи возрастает роль контроля за обеспечением информационной безопасности в организации, хранением в недоступном месте электронных ключей к программе.

В последнее время становится все более актуальной проблема совершенствования ревизии в условиях активно развивающихся информационных технологий. Главной особенностью ревизии информации, хранящейся и обрабатываемой с помощью компьютерных технологий, является то, что ревизор просто обязан обладать основами компьютерной грамоты. То есть он должен иметь необходимое представление о техническом и программном обеспечении компьютера, видах и особенностях различных систем обработки данных, служащих исходной информацией для осуществления бухгалтерских записей, и т.д. В противном случае ревизору следует привлечь специалиста-эксперта. При этом важным моментом является постановка задачи при проведении экспертизы учетных систем, работающих в среде кодирования данных.

В условиях использования ПЭВМ применение такого способа контроля, как проверка арифметических расчетов клиента, становится бессмысленным. Расширяется сфера применения способа прослеживания. Прослеживание – это процедура, в ходе которой ревизор проверяет некоторые первичные документы и их отражение в регистрах синтетического и аналитического учета, находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие операции отражены в учете правильно (или неправильно).

Помимо использования бухгалтерских программ, ПЭВМ может применяться ревизором для получения нормативно-правовой, справочной и другой информации. Ревизорами сегодня широко используются возможности информационно-аналитических систем «Консультатн-плюс», «Эксперт», «Главбух-инфо» и других.

Таким образом, развитие информационных технологий привело к изменениям в приемах и методах, используемых ревизорами в ходе проверки. Применение средств автоматизации повышает эффективность ревизии, уменьшая при этом ее трудоемкость и затраты времени проверяющего на проведение ревизии.

  1.   Нормативно-правовое обеспечение контроля операций по счетам в банках

При написании курсовой работы автором изучены нормативно-правовые документы, регулирующие порядок ревизии денежных средств на счетах в банке.

Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» от 16 октября 2009 г. № 510 [16] установлен единый порядок осуществления контрольной и надзорной деятельности в Беларуси на основе принципиально новых подходов.

Впервые определен закрытый перечень всех контролирующих и надзорных органов, а также сфер их контроля (надзора). Органы, не включенные в перечень, проводить проверки субъектов хозяйствования не вправе.

Введен запрет на проведение проверок вновь зарегистрированных субъектов хозяйствования в течение двух лет со дня их государственной регистрации (двухлетний мораторий). По исчерпывающим основаниям, перечень которых приведен в Указе, может быть назначена только внеплановая проверка таких субъектов.

Существующий порядок назначения плановых проверок на основе периодичности их проведения (не чаще одного раза в год) независимо от добросовестности проверяемого субъекта заменен абсолютно новым механизмом планирования на основе отнесения субъектов хозяйствования к группам риска.

Все субъекты хозяйствования распределены по группам риска на основании критериев, учитывающих потенциальную опасность для государства и общества нарушений законодательства в соответствующей сфере деятельности. Критерии определены непосредственно в Указе и носят исчерпывающий характер.

Субъекты хозяйствования, отнесенные к высокой группе риска, будут проверяться не чаще одного раза в год, к средней - не чаще одного раза в 3 года, к низкой - не чаще одного раза в 5 лет. При этом если по результатам проведенной плановой проверки нарушений законодательства установлено не будет, следующая плановая проверка этого субъекта, отнесенного к высокой группе риска, может быть назначена не ранее чем через 2 года, а отнесенного к средней группе, - не ранее чем через 5 лет.

В целях установления единого порядка регистрации проверок (ревизий) в книге учета проверок (ревизий), проводимых государственными органами и иными организациями в пределах их компетенции разработано Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О ведении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книга проверок  (ревизий) от 09.10.07 г. № 1284 (в редакции от 15.11.2008 г. № 1723).

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 г. № 194-З (в редакции от 15.06.2009 г. № 26-З) [9] является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь и определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.

Банковским кодексом Республики Беларусь от  25.10.2000 г. № 441-З (в редакции от 03.06.2009 № 23-З) [1] установлены виды безналичных расчетов.  Безналичные расчеты могут проводиться посредством применения платежных поручений, платежных требований, платежных требований-поручений, аккредитивов, чеков, банковских пластиковых карточек. В международных расчетах используются банковский перевод, инкассо, аккредитив.

Гражданским кодексом Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 218-З (в редакции от  08.07.2008 № 366-З) [2] установлено, что белорусский рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Республики Беларусь. Платежи на территории республики осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

Правовые основы применения электронных документов закреплены в Законе Республики Беларусь от 10.01.2000 г. № 357-З «Об электронном документе» (в редакции от 20.07.2006 № 162-З) [6]. Документом определены основные требования, предъявляемые к электронным документам, а также права, обязанности и ответственность участников правоотношений, возникающих в сфере обращения электронных документов.

В соответствии с законом электронным документом является информация, зафиксированная на машинном носителе и соответствующая требованиям, установленным настоящим Законом.

Инструкцией о банковском переводе, утвержденном постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 г. № 66 (в редакции от 13.18.2008 № 113) [7] определен порядок осуществления безналичных расчетов в белорусских рублях и иностранной валюте в форме банковского перевода.

Инструкцией об организации исполнения платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 г. № 63 (в редакции от 30 июля  2009 г. № 127) [8] установлен порядок расчетов с текущих (расчетных) счетов юридических лиц в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством.

Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 г. № 359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями Республике Беларусь» (в редакции от 15 апреля 2009 г. № 194) [15] установлена очередность при осуществлении платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях, которую обязаны соблюдать юридические лица, их обособленные подразделения и индивидуальные предприниматели. Утвержден порядок расчетов между юридическими лицами, их обособленными подразделениями и индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» № 226 (в редакции от 3 июня 2009 г. № 22-З) [5] устанавливает основы валютного регулирования и валютного контроля в целях обеспечения стабильности платежного баланса и белорусского рубля, экономической безопасности, поддержания устойчивого экономического роста и развития международного сотрудничества Республики Беларусь.

Правила проведения валютных операций, утвержденные постановлением правления Национального банка Республики Беларусь  № 72 от 30.04.2004 г. (в редакции от 11 ноября 2009 г. № 183) [12] разработаны в соответствии с Банковским  кодексом Республики Беларусь и определяют единый порядок осуществления юридическими лицами, в том числе банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами валютных операций

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 11.11.2008 № 165 «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт» [13] установлены ограничения, суть которых заключается в запрете проведения импортером платежей в пользу нерезидента со счета, открытого в банке Республики Беларусь, по внешнеторговым операциям, осуществляемым в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт, до даты прекращения нерезидентом своих обязательств перед импортером по поставке товаров, передаче охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнению работ, оказанию услуг.

В соответствии с письмом Национального банка Республики Беларусь от 15.01.2009 № 31-14/12 «Разрешение на проведение импортерами авансовых платежей по внешнеторговым операциям за счет выручки в иностранной валюте» [10] разрешается проведение импортерами платежей в пользу нерезидентов со счетов, открытых в иностранной валюте в банках Республики Беларусь, по внешнеторговым операциям, осуществляемым в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт, до даты прекращения нерезидентом своих обязательств перед импортером по поставке товаров, передаче охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнению работ, оказанию услуг за счет имеющейся в распоряжении импортера выручки в иностранной валюте.

В соответствии с письмом Национального банка Республики Беларусь от 28.01.2009 № 31-14/25 «Разрешение на проведение импортерами авансовых платежей по внешнеторговым операциям за счет полученных от нерезидентов займов (кредитов) в иностранной валюте» [11] разрешается проведение импортерами платежей в пользу нерезидентов со счетов, открытых в иностранной валюте в банках Республики Беларусь, по внешнеторговым операциям, осуществляемым в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт, до даты прекращения нерезидентом своих обязательств перед импортером по поставке товаров, передаче охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнению работ, оказанию услуг за счет поступившей на счет импортера, открытый в банке Республики Беларусь, иностранной валюты по заключенному с нерезидентом договору займа (кредитному договору), предусматривающему получение резидентом займа (кредита) на срок более 180 дней.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны оформить книгу учета проверок (ревизий) в соответствии с утвержденной настоящим постановлением формой в течение одного месяца с даты их государственной регистрации.

Для получения необходимых доказательств в процессе ревизии операций по счетам в банке используются приемы документального и фактического контроля.

Основными приемами документального контроля являются следующие виды проверки: формальная; арифметическая; экспертная; логическая; нормативно-правовая; экономическая; встречная проверка документов; оценка документов по данным корреспондирующих счетов; аналитическая проверка отчетности.

Формальная проверка предусматривает проверку соблюдений действующих форм документов, последовательности, полноты и правильности заполнения реквизитов документов, соблюдения порядковой нумерации и наличия соответствующих подписей в документах [21, с. 61].

В ходе проверки операций по счетам в банке ревизор контролирует полноту и правильность оформления платежных документов (платежных поручений, требований и т.д.).

Арифметическая проверка документов включает исследование правильности произведенных вычислений и таксировок, подсчет итогов и других арифметических действий, выполняемых при оформлении и обработке документов.

Экспертная проверка дополняет формальную и арифметическую и направлена на выявление подделок в документах. Встречаются различные подделки: дописка текста, букв и цифр, зачеркивание, частичное или полное удаление написанного текста, цифровых записей, подделывание подписей и т.п. Они могут быть выявлены при внимательном осмотре документа.

Обычно доброкачественный документ имеет одинаковые цвет бумаги, печатный текст или чернила, каллиграфию письма или шрифт букв, устойчивые цифры и буквы.

При подделках документы не имеют устойчивых признаков. Там, где заменены буквы и цифры, остаются вмятины, местами изменены цвет бумаги, шрифт цифр и букв, окраска печатного текста или цвет чернил. Буквы и цифры выглядят излишне извилистыми, неровными, имеются нарушения в наклоне букв и цифр и другие признаки [21, с. 61].

В ходе проверки операций по счетам в банке ревизор проверяет платежные документы на наличие в них подделок.

При логической проверке злоупотреблений сопоставляются хозяйственная операция, отраженная в документе, с различными взаимосвязанными показателями, событиями, явлениями, определяется, была ли объективная возможность ее возникновения. Логическая проверка во взаимосвязи с другими методическими приемами проверки документов позволяет выявить злоупотребления, приписки. В частности, ревизор может проверить - была   ли у руководства организации возможность подписать документы на оплату.

При экономической проверке выясняются экономическая целесообразность совершенной операции, обоснованность операции источниками финансирования, плановыми расчетами, изучаются полученные результаты от данной операции или ее влияние на конечный финансовый результат (прибыль). Ревизор может проверить, например, целесообразность осуществления тех или иных платежей  в случае нестабильного финансового  положения предприятия, наличия убытка и т.п.

При нормативно-правовой проверке устанавливается соответствие совершенной операции действующим правилам, требованиям устава или учредительного документа, законам, положениям и постановлениям, утвержденным действующим законодательством в области банковского законодательства [22, с. 62].

При применении оценки документов по данным корреспондирующих счетов можно выявить документы, по которым совершены незаконные, нецелесообразные операции, а в ряде случаев – злоупотребления. Нарушения могут выражаться в неверной корреспонденции счетов операций по счетам в банке, несоответствии записей в регистрах бухгалтерского учета приложенным выпискам и платежным инструкциям, повторении корреспонденции в одинаковых суммах по одному и тому же платежному документу и т.п.

Посредством аналитической проверки отчетности изучается обоснованность показателей бухгалтерской и статистической  отчетности в части отражения в ней движения и  остатков средств на счетах организации, данным аналитического и синтетического учета, согласованность показателей в отдельных формах бухгалтерской отчетности, в регистрах бухгалтерского учета и первичных документах.

Приемы фактического контроля помогают установить действенность, реальность, количественное и качественное состояние контролируемого объекта.

К приемам фактического контроля, которые может использовать ревизор, относятся инвентаризация и экспертная оценка.

Инвентаризация операций по счетам в банке - это снятие фактических остатков по счетам на определенную дату и сопоставление полученных результатов с данными бухгалтерского учета.

Для организации инвентаризационной работы в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Как правило, в состав постоянно действующей комиссии входят руководитель организации, главный бухгалтер, руководители других функциональных отделов.

Экспертная оценка представляет собой прием фактического контроля, основанный на проведении проверки квалифицированными специалистами в различных областях знаний проверки [22, с. 62]. 

В части контроля операций по счетам в банке экспертная оценка может применяться для установления подлинности подписей работников в платежных документах, а также подписей должностных лиц в первичных документах и т.п.

  1.   Методическое обеспечение контроля операций по счетам в банках

  1.  Методика ревизии операций по счетам в банке

Основными источниками информации при проверке операций с денежными средствами на счетах в банках являются  бухгалтерская отчетность,  статистическая отчетность, регистры бухгалтерского учета: Главная книга, журналы-ордера, анализы, карточки,  оборотно-сальдовые ведомости по счетам 51. Также источниками проверки являются организационно-распорядительные документы проверяемой организации (приказы, распоряжения, указания, положения, инструкции и т.п.), договоры, счета-фактуры, акты выполненных работ, платежные инструкции, материалы инвентаризации, учетная политика и другие финансово-бухгалтерские документы.

Проведение ревизии — это последовательный процесс, который начинается с подготовки к проведению и заканчивается проверкой устранения нарушений и недостатков, выявленных во время предыдущей ревизии.

Ревизионная работа состоит из следующих этапов:

- подготовка к проведению ревизии;

- проведение ревизии в соответствии с программой;

- подготовка и оформление результатов ревизии;

- реализация материалов ревизии;

- контроль за выполнением решений по результатам ревизии.

Планирование контрольно-ревизионной работы включает в себя условия осуществления экономического контроля соответствующим, контрольно-ревизионным органом. Контрольно-ревизионная служба составляет перспективные и текущие планы, которые различаются продолжительностью планируемого периода.

Правильно организованное планирование контрольно-ревизионной работы должно обеспечивать: сосредоточение усилий ревизоров на основных направлениях развития национальной экономики; создание условий для совершенствования деятельности ревизоров, обмена передовым опытом и повышения квалификации; эффективное использование рабочего времени работников контролирующих служб; ритмичное проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности при высоком их качестве и действенности и др.

В соответствии со сроками, предусмотренными планом, руководитель ревизующего органа заблаговременно (за 3— 5 дней до начала ревизии) назначает приказом комплексную или некомплексную ревизию деятельности предприятия (приложение 1). В приказе указываются полное наименование ревизуемого предприятия, вид ревизии, период, за который проводится ревизия, срок проведения ревизии, состав ревизионной группы и в том числе руководитель группы. На основании приказа каждому члену ревизионной группы выписывается командировочное удостоверение с указанием цели командировки.

На проведение каждой ревизии выдается удостоверение, в котором указываются наименование органа, выдавшего удостоверение, фамилия, имя, отчество проверяющего, его должность, цель проверки и сроки ее проведения.

Успех ревизии во многом зависит от ее подготовки до выезда на объект. Перед выездом на проверяемое предприятие ревизор (члены ревизионной группы) должен провести подготовительную работу, связанную с изучением данного предприятия, подготовкой программы и плана проведения ревизии. При этом изучаются нормативные акты, касающиеся особенностей деятельности проверяемого объекта.

Изучение ревизуемого предприятия осуществляется по данным годовой и периодической бухгалтерской и статистической отчетности, актам ревизий, проведенных в предыдущие периоды, приказам и постановлениям вышестоящих органов, докладным запискам, объяснениям и заявлениям должностных и других лиц ревизуемого предприятия и вышестоящего органа. В ходе изучения указанных материалов работники контрольно-ревизионных служб получают определенное представление о размере и характере деятельности проверяемого предприятия, устанавливают недостатки в его производственной и финансово-хозяйственной деятельности, которые впоследствии проверяются в ходе ревизии.

На основании задач, поставленных перед ревизией, и изучения материалов, характеризующих хозяйственно-финансовую деятельность проверяемого предприятия, руководитель ревизионной группы (ревизор) составляет программу ревизии (приложение 2). Программа составляется при проведении комплексных, тематических и внеплановых ревизий. В программу не следует включать второстепенные вопросы. Это приводит к потере времени и отвлекает от проверки основных вопросов. Вопросы должны быть сформулированы четко и ясно, они должны охватить самое важное и существенное для данной ревизии.

Программа ревизии утверждается руководителем контрольно-ревизионного аппарата организации, назначившей ревизию. Один экземпляр программы вручается руководителю ревизионной группы (ревизору), а второй остается в делах организации.

Руководитель ревизионной группы должен ознакомить всех ее членов с содержанием программы и распределить задания между ними. На основании полученных заданий члены ревизионной группы составляют рабочие планы (графики) проведения ревизии порученных им участков деятельности предприятия, которые утверждаются руководителем ревизионной группы.

В рабочем плане (приложение 3) указываются перечень работ, подлежащих выполнению во время поведения ревизии, сроки их выполнения и способ проверки. После приезда на ревизуемое предприятие и ознакомления с конкретными условиями работы в рабочий план могут быть внесены соответствующие дополнения и изменения.

При проведении некомплексной ревизии и отсутствии данных о недостатках в работе ревизуемого предприятия осуществляется проверка всей его финансовой и хозяйственной деятельности.

В таких случаях программа ревизии не составляется, а ревизор руководствуется типовой программой. Вопросы, подлежащие проверке, определяются и конкретизируются им, самостоятельно исходя из данных, полученных в ходе ревизии. Однако рабочий план проведения ревизии должен быть составлен, так как он обеспечивает более рациональное использование времени, вносит в работу ревизора четкость и организованность.

При составлении рабочего плана следует иметь в виду, что необходимо зарезервировать примерно три дня для составления акта ревизии и дополнительной проверки фактов в связи с возражениями должностных лиц, а также для доклада результатов ревизии администрации ревизуемого предприятия (организации).

По прибытии на ревизуемое предприятие руководитель ревизионной группы (ревизор) предъявляет руководителю этого предприятия приказ или распоряжение о проведении ревизии.

Руководитель ревизуемого предприятия издает распоряжение, согласно которому работники обязаны предъявлять по требованию ревизора денежные средства и товарно-материальные ценности для их фактической проверки, а также первичные документы, учетные регистры, отчеты, сметы, служебную переписку и другие документы; давать в устной и письменной форме необходимые объяснения и справки; своевременно принимать необходимые меры для устранения выявленных недостатков и нарушений и т.д. При проведении комплексной ревизии руководитель предприятия обязан созвать совещание с руководителями отделов, служб и структурных подразделений, на котором руководитель ревизионной группы представляет всех ее членов, сообщает о цели, задачах и программе ревизии.

Ревизор должен оповестить работников ревизуемого предприятия о начавшейся ревизии и ее сроках.

После проведения подготовительной организационной работы на предприятии ревизор приступает к непосредственной ревизии, в ходе которой используются способы и приемы документального и фактического контроля.

2.2 Ревизия операций на расчетных счетах организации в банках

Проверку операций с денежными средствами на расчетном счете в банке целесообразно начать с установления количества открытых организацией счетов как в Республике Беларусь, так и за ее пределами.

В ОДО «Юнити Сервис» открыт расчетный счет и депозитный счет в белорусских рублях в ЗАО «РРБ-Банк».

Анализ счета 51 является регистром синтетического учета, карточка счета 51 «Расчетный счет» является регистром аналитического учета. Кроме того, в программе 1С:Бухгалтерия используются оборотно-сальдовые ведомости по счетам и другие регистры. Данные указанных учетных регистров, формируемых по счету 51 «Расчетный счет», аналогичны данным карточки по счету 51, так как расхождения в учетных регистрах при автоматизированной форме учета в программе 1С: Бухгалтерия не допускаются.

Данные проверки сальдо в учетных регистрах отражаются ревизорами в таблице следующей формы (табл. 1).

Таблица 1. Ведомость проверки правильности входящего остатка по расчетному счету

Сальдо по банковской выписке на начало проверки (01.01.13)

Исходящее сальдо  по карточке счета 51 на начало проверки (01.01.13)

Откло-нения (+, -)

   16 541 720

     16 541 720

-

Ревизором устанавливается порядок проведения платежей и правомочность первой и второй подписи на платежных документах, в том числе по периодам смены таких лиц.

ОДО «Юнити Сервис» осуществляет перечисления денежных средств посредством проведения электронных платежей. Для их использования между обслуживающим банком и организацией заключен договор, в котором оговорены следующее аспекты:

- расчеты осуществляются с использованием электронных расчетных документов;

- клиент имеет возможность сформировать и распечатать бумажную копию электронного расчетного документа с отметкой банка об исполнении.

Именно бумажная копия электронного расчетного документа является приложением к выписке из ее лицевого счета.

Электронные документы в ОДО «Юнити Сервис» хранятся в специально создаваемых для этого архивах.

В ходе проверки уточняется возможность несанкционированного доступа к электронной подписи документов с целью установления возможных несанкционированных платежей.

В ОДО «Юнити Сервис» электронный ключ с электронной подписью хранится надлежащим образом. Во избежание несанкционированного доступа к системе «Клиент-банк», в то время, когда  электронный ключ не используется, он хранится  в сейфе.

Приступая к сплошной проверке банковских операций, необходимо убедиться в полноте и достоверности выписок банка.

Полнота выписок банка устанавливается следующими способами:

- по преемственности дат выписок банка. Ревизору особое внимание следует обращать на возможные переносы рабочих дней по решению правительства на субботу и выходные дни;

- подсчетом оборотов по выписке банка и сверка их с регистрами учета (соответствующими журналами-ордерами, ведомостями);

- по переносу остатков средств на счете. Если конечный остаток средств в предыдущей выписке соответствует начальному, остатку в последующей, это свидетельствует о наличии всех выписок по данному счету. Если окажется, что часть выписок в делах предприятия отсутствует, необходимо получить в банке заверенные копии.

В ОДО «Юнити Сервис»  проверено наличие и содержание банковских выписок. Проверка проводилась путем сравнения на предмет соответствия исходящего сальдо предыдущей выписки входящему сальдо последующей выписки. Например, исходящее сальдо за 04.02.13 г. согласно выписке банка (приложение 27) составляет 37 832 988 рублей, что соответствует входящему сальдо по выписке за 05.02.13 г. В результате проведенной проверки отсутствующих выписок не выявлено.

В случае обнаружения в выписках банка подчисток и неоговоренных исправлений, вызывающих сомнение в правильности операции, ревизору необходимо сверить эти выписки с первичными документами, находящимися в банке. Если выписки отсутствуют или они заменены копиями, надо получить в банке заверенные дубликаты и сличить их с первичными документами и бухгалтерскими записями в учетных регистрах.

Выписки в ОДО «Юнити Сервис» не содержат подчисток и неоговоренных исправлений, вызывающих сомнение в правильности операции. Необходимо отметить, что банковские выписки ОДО «Юнити Сервис» заверены электронной цифровой подписью и печатью банка.

Далее ревизором исследована законность и целесообразность проведенных в ОДО «Юнити Сервис» операций по расчетному счету. Для этого произведена сверка  операций, отраженных в выписках банка с первичными документами (платежными поручениями (приложение 8), платежными требованиями, и др. платежными инструкциями).  

Расхождения не были выявлены.

В ходе проверки установлено, что отдельные платежные инструкции в организации отсутствуют (не приложены к выписке банка). Их необходимо распечатать из системы Клиент-Банк либо получить в учреждении банка.

Также внимательно надо проверять списания денежных средств по расчетному счету на затраты производства за разные работы и услуги (ремонтные, транспортные, почтово-телеграфные и др.), отнесение их на расходы будущих периодов, резервов и т.д. При проверке перечисления денежных средств с расчетного счета за материалы, работы и услуги следует установить, оприходованы ли они в бухгалтерском учете и приняты ли по актам работы.

При проверке особое внимание надо обратить на перечисление денег с расчетного счета и отнесение их в дебет счетов 91 «Операционные доходы и расходы» и 92 «Внереализационные доходы и расходы». Эти операции надо внимательно изучить и установить их законность и реальность, Следует проверить правильность перечисления с расчетного счета сумм для денежных переводов через почтовые отделения связи на имя отдельных граждан; наличие перечислений за работников организации за коммунальные услуги, товары в кредит, личное страхование, депонентских сумм и др. Следует также обратить внимание на различного рода случайные и разовые платежи организациям, обслуживающим население (магазинам, организациям по оказанию бытовых услуг, театрам и др.).

Иногда организации перечисляют денежные средства на приобретение абонементов в плавательные бассейны, на массаж, проездных билетов, путевок в дома отдыха и санатории, приобретение подарков и т.д. Следует проверить правильность отражения этих сумм на счетах бухгалтерского учета. Надо иметь в виду, что отдельные указанные выше суммы могут включаться в фонд заработной платы для исчисления подоходного налога и отчислений в фонд социальной защиты населения.

В проверяемом периоде ошибок по перечисленным операциям в ОДО «Юнити Сервис» не обнаружено.

Таким образом, в ходе ревизии операций по расчетному счету в ОДО «Юнити Сервис» нарушения не выявлены.

2.3. Контроль операций на валютных счетах в банках

На следующем этапе проверки ревизору необходимо проконтролировать правильность проведения операций по валютным счетам и их учета.

В ходе проверки устанавливается:

- законность открытия валютных счетов на территории Республики Беларусь и за ее пределами;

- соответствие сумм по выпискам банка суммам, отраженным в первичных документах;

- правильность осуществления перевода в белорусские рубли (соответствие курса пересчета на определенную дату и др.);

- правильность отражения в учете операций по продаже и покупке валюты;

- конверсионные операции с валютой (продажа обязательная, обратная, добровольная);

- полнота обязательной продажи валютной выручки;

- правильность отнесения расходов по оплате услуг банка по конверсии, продаже валюты и др.;

- правильность расчета и отражения курсовых разниц;

- правильность и обоснованность перечисления авансовых платежей партнерам за рубежом;

- соблюдение правового режима текущих валютных операций и операций, связанных с движением капитала;

- проведение валютных операций через уполномоченные банки, имеющие лицензию Национального банка Беларуси;

- надлежащее оформление банковских документов, содержащих информацию об этих операциях;

- наличие лицензий, представляемых в уполномоченный банк по проведению отдельных операций.

Приступая к проверке операций на валютных счетах, ревизор должен установить, ведет ли организация операции в иностранной валюте, виды валют и наличие валютных счетов.

Как было отмечено выше, в ОДО «Юнити Сервис» не открыт счет в иностранной валюте.

2.4. Проверка операций на специальных счетах в банке

В ходе проверки операций на специальных счетах в банке ревизору необходимо проконтролировать правильность учета денежных средств  на чековых книжках и в аккредитивах.

Проверку операций по расчетам аккредитивами и чеками осуществляют в разрезе субсчетов к счету 55 «Специальные счета в банках»:

1 «Аккредитивы»;

2 «Чековые книжки».

Проверка заключается в установлении правильности, законности и эффективности выбранного инструмента расчета, а в ряде случаев -налогообложения.

Приступая к проверке операций на специальных счетах в банке необходимо выяснить имели ли подобные операции место в проверяемом периоде.

В начале проверки, надо установить, правильно ли произведены записи на счетах бухгалтерского учета по аккредитивам, своевременно ли возвращаются неиспользованные средства по аккредитивам на расчетный счет.

Ревизор должен выяснить, чтобы в составе неиспользованных аккредитивов не числились нереальные суммы. Ревизор устанавливает, соответствуют ли остатки сумм и оборотов, указанные банком в выписках с аккредитива, остаткам, которые числятся по данным бухгалтерского учета.

  Проверка операций по аккредитивам производится путем сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными выписок учреждений банка и приложений к ним.

Аккредитив - это обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента (приказодателя) об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), должен провести платежи получателю денежных средств (бенефициару) либо оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель или дать полномочия другому (исполняющему) банку провести платежи получателю денежных средств либо оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель. Этим документом банк подтверждает свою готовность заплатить поставщику определенную сумму от имени покупателя после выполнения им условия, оговоренного в аккредитиве. Как правило, таким условием является факт отгрузки в адрес покупателя, подтвержденный первичными документами (товарно-транспортной накладной, таможенной декларацией и т. д.).

В ходе проверки операций с аккредитивами следует проверить своевременность их закрытия. Аккредитив подлежит закрытию, если:

1) сумма, на которую был открыт аккредитив, полностью использована;

2) бенефициар не исполнил своих обязательств;

3) бенефициар исполнил свои обязательства частично и в течение срока аккредитива не представил дополнительных документов;

4) аккредитив был отменен приказодателем.


Диплом на заказ


1. 2010 ББК 60.5 С 69 Соціологія вільного часу та дозвілля- Курс лекцій для студентів спеціальнос
2. Форма и содержание в искусстве
3. Диссиденты индоевропеизма 106 Н
4. Painting
5. направление методологии специальнонаучного познания и социальной практики в основе которого лежит исслед
6. которая мнит себя супернаездницей
7. Ветчина 77 Говядина туш.
8. гексенал кетамин натрия оксибутират спирт этиловый галотан фторотан Отметить средство для неинг
9. Тема- Організація обміну даними між процедурами та функціями
10. Основні шляхи вдосконалення дозвільної системи
11. ПОСОБИЕ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Таганрог 2004 УДК 301.html
12. Тема- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Одесса2008г
13. Реферат- Особенности свойств аморфного углеродного материала как носителя электродных катализаторов для топливных элементов
14.  На основании скольких принципов должна строиться автоматизация любых производственных процессов 1
15. Учет расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов по претензиям
16. Нормы правового регулирования
17. Существует ли интеллект как психическая реальность
18. Восточно Сибирский экономический район
19. Тема- Анализ механизмов транспортной машины Содержание Введение 2 1 Структур
20. ТЕМА 9 ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЭНЕРГЕТИКЕ И НА ТРАНСПОРТЕ