Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Здесь приблизительно во второй половине VI в

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-06


                                                        Античная диалектика Гераклита

Одним из выдающихся центров как торговой и политической, так и культурной жизни малоазийской Греции был Эфес. Здесь приблизительно во второй половине VI в. до н. э. возникает сильная философская школа, связанная с именем философа Гераклита из Эфеса (540—480 до н. э.).

Гераклит, видимо, был знаком со многими взглядами милетских философов. Согласно Диогену Лаэртскому, он знал по крайней мере основную часть философии Пифагора, знал учение Ксенофана. Однако он провозглашал, что «не был ничьим слушателем, и заявлял, что сам себя исследовал и сам от себя научился».

О его жизни сохранилось относительно много (по сравнению с предшественниками) сведений. Он выступал как оратор, бескомпромиссный критик. Однако он отошел от политической жизни. Диоген Лаэртский со ссылкой на Антисфена приводит как доказательство его гордыни тот факт, что «он уступил своему брату царскую власть» (должность басилевса, которую наследовали члены рода Гераклита). Из труда Гераклита, который, согласно одним источникам, назывался «О природе» (это название у первых греческих философов встречается весьма часто), согладно другим — «Музы» , сохранилось примерно 130 фрагментов. Среди них есть фрагменты, объясняющие природные явления. Солнце, согласно им, так велико, как нам оно кажется, и, «когда бы не было Солнца, была бы ночь, несмотря на то что существуют звезды». Естественным образом он объясняет и другие природные явления. Так, Гераклит полагает, что «гром возникает путем столкновения ветров и туч и проникновения ветров в тучи; молнии возникают воспламенением испарений, а зарницы — загоранием и потуханием облаков». Из сохранившихся мыслей Гераклита для нас самые важные те, которые относятся к способу объяснения сущности и развития мира как целого. Основой всего Гераклит считает огонь. «Огонь есть основной элемент, все является видом огня, и все происходит путем разрежения и сгущения». В понимании Гераклита, огонь, с одной стороны, подобен праматерии у представителей милетской школы и является как первоосновой мира (архэ), так и основным элементом (стойхейрон). С другой стороны, это понятие у Гераклита представляет и определенный методологический принцип. Огонь является для него наиболее адекватным символом динамики развития, постепенности постоянных изменений. Об этом свидетельствует, например, его изречение, что мир «возникает из огня и опять сгорает в определенные периоды в течение всего века; свершается это согласно судьбе».

В интуитивном понимании развития как единства и борьбы противопрложностей из всех досократовских мыслителей Гераклит продвинулся наиболее далеко. Его вклад в развитие диалектики исключителен. Гегель в своей «Истории философии» подчеркивал, что Гераклит понимает абсолют как диалектический процесс и что сам абсолют в философии Гераклита понимается как единство противоположностей в самом себе. Также и В. И. Ленин в «Философских тетрадях» подчеркивает, что в лице Гераклита Эфесского мы имеем «одного из основоположников диалектики». Диалектика не излагается в ясных и упорядоченных понятиях. Это скорее отдельные гениальные наблюдения,,лаправ-ленные на постижение значения принципа единства и , борьбы противоположностей, который В. И. Ленин определил, собственно, как ядро диалектики. «Война является отцом всего и королем всего, и одних она сделала богами, других — людьми, одних — рабами, других — свободными». Сталкивание и единство противоположностей полагает типичными для взглядов Гераклита и Аристотель: «Гераклит говорил, что противоположное соглашается, а из несогласного является самая прекрасная гармония».

У Гераклита мы находим и целый ряд других наблюдений, в основном интуитивных, которые в большей или меньшей степени являются угадыванием основных черт диалектики. К ним относится, в частности, универсальность развития (его источником, как мы видели, является борьба противоположностей). Центральным мотивом всего его учения был принцип все течет (панта реи). Постоянные изменения и постоянное развитие Гераклит объясняет различными способами: «Одно и то же является живым и мертвым, бодрствующим и спящим, молодым и старым, ибо это, изменившись, становится другим, а другое, изменившись, становится этим». Постоянный ход развития он сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, согласно Гераклиту, ни дважды прикоснуться к преходящей, по своему характеру тождественной сущности. Она быстро свои перемены разъединяет, а затем опять соединяет, приходит и опять уходит». В другом месте он подчеркивает эту мысль еще более определенно: «В одни и те же реки мы входим и не входим, существуем и не существуем» .

Гераклитова стихийная диалектика весьма тесно связана с его естественным материализмом и глубоко пронизывает его. Рядом с однозначным подчеркиванием материальной основы всякого бытия и с констатацией бесконечности этого материального принципа мы находим у Гераклита и мысль, подчеркивающую бесконечность материи в историческом смысле слова и очевидное объяснение ее несотворимости и неуничтожимости: «Этот мир, который для всех не сотворил никто из богов или людей, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, разгорающимся согласно мере и угасающим согласно мере».

Разнообразие проявлений существующего мира объясняет Гераклит изменениями, происходящими в исходной «праматерии». Одна материя, согласно ему, «живет смертью» другой: «Огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, земля — смертью воды». Таким образом, Гераклит весьма близко подходит к пониманию «творческого отрицания».

Очень важное значение во взглядах Гераклита придается, используя современный термин, детерминизму (всеобщей обусловленности всех событий и явлений). Гераклит (так же как и другие досократики) употребляет, естественно, другое понятие. Все, согласно ему, правится судьбой, или необходимостью (нике). С понятием необходимости весьма тесно связано понимание закономерности — закона (логос). Логос, по Гераклиту, так же-вечен, как и несотворенный и неуничг тожимый мир. Его познание предполагает понимание закономерного развития мира как борьбы и единства противоположностей.

Гераклит один из первых обращает внимание на характер человеческого познания. Познание, согласно его взглядам, стремится постичь сущность, т. е. логос. Кто его не понимает, не может понять ничего в развитии мира. Значительное внимание он уделяет отличию «многознания», «многоучености» от подлинном мудрости. «Многознание» в отличие от подлинной мудрости не способствует действительному познанию принципов мира, но скорее их скрывает. В этом плане он весьма критически высказывается о целом ряде других мыслителей, в частности о Пифагоре. «Многознание не научает разумности, ибо оно научило бы Гесиода и Пифагора, также и Ксенофана и Гекатея». Эти мысли показывают отрицание Гераклитом мелкой, дешевой учености, которая не стремится к познанию и выявлению подлинных причин и принципов вещей. Единственной мудростью, по Гераклиту, является «знание мысли, которая везде всем правит», т. е. логос. Как мир, так и праматерия и Гераклитов логос существуют объективно, т. е. независимо от человеческого сознания. Человеческое сознание — душа (психе) — подчинено логосу. Поэтому и Гераклитова диалектика является диалектикой объективной. Это диалектика развития объективно существующего мира.

Гераклит придавал значение оценке отношения мира к познанию. Он подчеркивал, что все состояния и свойства мира всегда релятивны: «Море наполнено водой наичистейшей и наигрязнейшей: для рыб она пригодна и полезна, для людей грязна и губительна». Он отмечал также относительность повсеместно употребляемых понятий: «Прекраснейшая из обезьян отвратительна, если сравнить ее с человеческим поколением». Здесь можно обнаружить и определенные признаки субъективной диалектики, хотя в несколько ином смысле, чем у элеатов. Гераклит отмечает некоторые объективно существующие аспекты отношений между субъектом и объектом в процессе познания. Ряд из них лишь констатирование общеизвестного. Следует обратить внимание на мысль о том, что «плохими свидетелями являются глаза и уши людей, если они имеют варварские души» . В ней можно усмотреть определенный акцент отношений чувственного и рационального. Цитированный фрагмент можно интерпретировать так, что рациональная сторона познания есть то, что сообщает чувственному познанию ценность в смысле постижения закономерности или сущности.

И хотя в своем родном Эфесе Гераклит не получил признания, он был весьма уважаем в Афинах (в частности, во времена Сократа) и имел целый ряд сторонников и учеников. Наиболее видным из них был Кратил. Аристотель говорил о нем, что он (к концу своей жизни) ничего не утверждал, «только двигал пальцем и упрекал Гераклита за изречение, что нельзя войти дважды в одну и ту же реку, ибо сам полагал, что это невозможно даже однажды» . Как можно заключить, Кратил довел мысли Гераклита до абсурда, утверждая, что о действительности нельзя ничего сказать. Универсальность движения он, видимо, обозначал движением пальца. Релятивность познания и оценки, выявленная Гераклитом, приводит Кратила, таким образом, к абсолютному релятивизму. Значительное внимание он уделяет отличию «многознания», «многоучености» от подлинном мудрости. «Многознание» в отличие от подлинной мудрости не способствует действительному познанию принципов мира, но скорее их скрывает. В этом плане он весьма критически высказывается о целом ряде других мыслителей, в частности о Пифагоре. «Многознание не научает разумности, ибо оно научило бы Гесиода и Пифагора, также и Ксенофана Гекатея». Эти мысли показывают отрицание Гераклитом мелкой, дешевой учености, которая не стремится к познанию и выявлению подлинных причин и принципов вещей. Единственной мудростью, по Гераклиту, является «знание мысли, которая везде всем правит», т. е. логос. Как мир, так и праматерия и Гераклитов логос существуют объективно, т. е. независимо от человеческого сознания. Человеческое сознание — душа (психе) — подчинено логосу. Поэтому и Гераклитова диалектика является диалектикой объективной. Это диалектика развития объективно существующего мира.

Глобальные проблемы современности.

Особенности интеграционных процессов, охватывающих самые разные сферы жизни людей, наиболее глубоко и остро проявляют себя в так называемых глобальных проблемах современности.

Глобальные проблемы:

проблема экологии

сохранения мира

освоения космоса и Мирового океана

продовольственная проблема

проблема народонаселения

проблема преодоления отсталости

проблема сырья

Особенности глобальных проблем:Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира.Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальнымипроблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним прежде всего следует отнести проблемы экологии,сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности.Но после второй мировой войны, благодаря невиданным масштабампреобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратилисьв глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира иобозначающие с небывалой силой необходимость сотрудничества и единения всех людей Земли.В наше время глобальные проблемы:- с одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств;- а с другой – выявляют глубокую противоречивость этого единства.Развитие человеческого общества всегда было противоречивым. Оно постоянносопровождалось не только установлением гармонической связи сприродой, но и разрушительным воздействиемнанее.  По-видимому, заметный ущерб природе наносили уже синантропы (около 400тысяч лет назад), которые стали использовать огонь. В результате возникших в этой связи пожаров уничтожались значительные площади растительного покрова.Ученые считают, что интенсивная охота древних людей на мамонтов была одноважнейшихпричин исчезновения этого вида животных. Начавшийся около 12 тысяч лет назад переход от присваивающего характерахозяйствования к производящему, связанный прежде всего с развитиемземледелия, также приводил к весьма существенным негативным воздействиям на окружающую природу.Технология земледелия в те времена заключалась в следующем: на определенном участке выжигался лес, затем проводилась элементарнаяобработка почвы и посев семян растений. Такое поле могло давать урожай всего 2-3 года, после чего почва истощалась и надо было переходить нановый участок.Помимо этого, экологические проблемы в древности нередко порождала добыча полезных ископаемых.Так, в VII – IV веках до н.э. интенсивная разработка в Древней Греции серебряно – свинцовых рудников, которая требовала больших объемов крепкого леса, привела фактически к уничтожению лесов на Антическом полуострове.Существенные изменения в природных ландшафтах вызвало строительство городов, которое начало осуществляться на Ближнем Востоке около 5 тысяч лет назад, и конечно, значительной нагрузкой на природу сопровождалось развитие промышленности.Но хотя эти воздействия человека на окружающую среду приобретали всебольшие масштабы, тем не менее вплоть до второй половины XX века они имели локальный характер.Человечество, развиваясь по пути прогресса, постепенно накапливало материальные и духовные ресурсы для удовлетворения своих потребностей,однако ему никогда не удавалось полностью избавиться от голода, нищеты и безграмотности. Острота этих проблем ощущалась каждым народом по своему,и пути их решения никогда прежде не выходили за пределы границ отдельных государств.Между тем из истории известно, что неуклонно растущие взаимодействия между народами, обмен продуктами промышленного и сельскохозяйственного производства, духовными ценностями постоянно сопровождались острейшими военными столкновениями. За период с 3500 года до н.э. Произошло 14530 войн. И только 292 года люди жили без войн.

В войнах погибло (млн. человек)

XVII век               3,3

XVIII век              5,5

XIX век  16

В первой и второй мировых войнах лишились жизни около 70 миллионов человек. Это были первые мировые войны во всей истории человечества, в которых участвовало значительное большинство стран мира. Они-то и обозначили начало превращения проблемы войны и мира в глобальную.А что же породило глобальные проблемы? Ответ на этот вопрос, всущности, довольно прост. Глобальные проблемы явились результатом:С одной стороны огромных масштабов человеческой деятельности, радикальноизменяющей природу, общество, образ жизни людей.С другой стороны неспособности человека рационально распорядиться этой могучей силой.Экологическая проблема.Хозяйственная деятельность в ряде государств сегодня развита настолькомощно, что она воздействует на экологическую обстановку не только внутриотдельной страны, но и далеко за ее границами.Характерные примеры:Великобритания «экспортирует» 2/3 своих промышленных выбросов.75-90% кислотных дождей Скандинавских стран имеют заграничное происхождение.От кислотных дождей в Великобритании страдает 2/3 лесных массивов, а встранах континентальной Европы - около половины их площадей.В США не хватает того кислорода, который естественно воспроизводится на их территории.Крупнейшие реки, озера, моря Европы и Северной Америки интенсивно загрязняются промышленными отходами предприятий самых различных стран,использующих их водные ресурсы.С 1950 по 1984 год производство минеральных удобрений возросло с 13,5млн. тонн до 121 млн. тонн в год. Их использование дало 1/3 прироста сельскохозяйственной продукции.Вместе с тем резко возросли в последние десятилетия использованиехимических удобрений, а также различных химических средств защиты растений стало одной из важнейших причин глобального загрязнения окружающей среды. Разносимые водой и воздухом на огромные расстояния,они включаются в геохимический круговорот веществ по всей Земле, нанося нередко значительный ущерб природе, да и самому человеку.Весьма характерным для нашего времени стал быстро развивающийся процесс вывода экологически вредных предприятий в слаборазвитые страны.Огромные и все более расширяющиеся масштабы использования природных минеральных ресурсов привели не только к истощению сырья в отдельных странах, но и к существенному обеднению всей сырьевой базы планеты.На наших глазах заканчивает эра экстенсивного использования потенциалабиосферы. Это подтверждается следующими факторами:Сегодня осталось ничтожно мало неосвоенных земель для ведения сельского хозяйства;Систематически увеличивается площадь пустынь. С 1975 по 2000 года онавозрастает на 20%;Большую тревогу вызывает сокращение лесного покрова планеты. С 1950 по 2000 год площадь лесов уменьшится почти на 10%, а ведь леса это легкие всей Земли;Эксплуатация водных бассейнов, в том числе Мирового океана,осуществляется в таких масштабах, что природа не успевает воспроизвести то, что забирает человек.Постоянное развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства ит.д. требует резкого увеличения затрат энергии и влечет за собой все возрастающую нагрузку на природу. В настоящее время в результате интенсивной человеческой деятельности происходит даже изменение климата.По сравнению с началом прошлого века содержание углекислого газа в атмосфере возросло на 30%, причем 10% этого прироста дали последние 30лет. Повышение его концентрации приводит к так называемому парниковому эффекту, в результате которого происходит потепление климата всей планеты.Ученые считают, что такого рода изменения осуществляются уже в наше время.В результате человеческой деятельности произошло потепление в пределах 0,5 градуса. Однако если концентрация углекислого газа в атмосфере удвоится по сравнению с ее уровнем в доиндустриальную эпоху, т.е.увеличатся еще на 70%, то произойдут очень резкие изменения в жизниЗемли. Прежде всего, на 2-4 градуса, а на полюсах на 6-8 градусов повысится средняя температура, что, в свою очередь, вызовет необратимые процессы:таяние льдов поднятие уровня мирового океана на один метр затопление многих прибрежных районов изменение влагообмена на поверхности Земли сокращение количества осадков изменение направления ветраЯсно, что подобные изменения поставят перед людьми огромные проблемы,связанные с ведением хозяйства, воспроизведением необходимых условий ихжизни.Сегодня, как справедливо одним из первых отметки В.И. Вернадский,человечество обрело такую мощь в преобразовании окружающего мира, что оно начинает существенно влиять на эволюцию биосферы как целого.Хозяйственная деятельность человека в наше время уже влечет за собой изменение климата, она воздействует на химический состав водного и воздушного бассейнов Земли на животный и растительный мир планеты, на весь ее облик. Проблема войны и мира.Проблема войны и мира превратилась в глобальную буквально на наших глазах, и прежде всего в результате резко возросшей мощи оружия.Сегодня одного только ядерного оружия накоплено столько, что еговзрывная сила в несколько тысяч раз превышает мощь боеприпасов,использованных во всех войнах, которые велись прежде.В арсеналах разных стран хранится хранятся ядерные заряды, суммарная мощность которых в несколько миллионов раз превышает мощность бомбы,сброшенной на Хиросиму. А ведь от этой бомбы погибло свыше 200 тысяч человек! 40% площади города превратилось в пепел, 92% было изуродовано до неузнаваемости. Роковые последствия атомной бомбардировки ощущают до сих пор тысячи людей. На каждого человека в настоящее время только в виде ядерного оружия приходится такое количество взрывчатых веществ, что их тринитротолуоловый эквивалент превосходит 10 т. Если бы у людей было столько продовольствия, сколько всех видов оружия и взрывчатых веществ существует на планете!.. Этим оружием можно многие десятки раз уничтожить всякую жизнь на Земле. А ведь сегодня уже и «обычные» средства ведения войны вполне способны причинить глобальный ущерб и человечеству, и природе. К тому же следует иметь в виду, что технологии ведения войн эволюционирует в сторону все большего уничтожения мирного населения. Соотношение между количеством погибших мирных жителей и погибших военных:

 Первая мировая война - в 20 раз меньше

 Вторая мировая война -            одинаково

 Война в Корее (1950-1953 гг.) -               в 5 раз больше

 Вьетнамская война (1964-1968 гг.) - в 20 раз больше.

 Что ждет человечество, если будет развязана пусть даже локальная война

с применением самых современных средств ее ведения?

 Как считают специалисты, применение современного оружия приведет, по

крайней мере к 100 – кратному превышению количества жертв среди мирного

населения по сравнению с числом погибших военных.

 Отсталость

 Одна из острейших и самых значительных глобальных проблем современности

заключается в том, как преодолеть отсталость в развитии большей части

человечества.Отсталость – результат пересечения, теснейшего взаимодействия всех

глобальных проблем, и чем глубже мы проникаем в смысл сложившейся к

настоящему моменту ситуации, тем более отчетливо осознаем, насколько

трудно найти разумный, реальный выход из критического положения. Начнем

с демографической характеристики развивающихся стран.

 

Динамика населения по ремонтам в ХХ и начале ХХI века (в млн. человек)

 

Регион 1900     1950      1975     2000     2025

 

Весь мир            1656     2513      4033     6199     9065

 

Россия,СССР 130            180        254       312       368

 

Восточная 950  706       1263     2205     3651

 

Азия

 

Южная Азия 950            706        1255     2205     3651

 

Латинская

 

Америка             64         164       323       608       961

 

Северная

 

Америка             81          166       236       290       332

 

Африка 130        219       406       828       1479

 

Европа 295        392       474       520       580

 

Австралия и

 

Океания             13         21         30         40

 

Таблица показывает, как неравномерно растет население. Его прирост в

развитых странах незначителен, а в развивающихся – чрезвычайно высок.

Так, за 1975 – 2000гг. из 2,2 миллиарда прироста населения около 90%,

т.е. 2 миллиарда, приходится на развивающиеся страны.

 

Увеличение населения с 1970 по 2000 год (в %)

 Европа 16,1      Северная Америка       30,2

 Азия      76,1      Латинская Америка     89,3

 Африка 140,4

 Доля населения развивающихся стран в общей численности населения планеты

 1950 год             2/3         1975 год            3/4

 2000 год             4/5 (прогноз)    середина XXI    9/10 (прогноз)

 Эти цифры очень тревожны!Они свидетельствуют о явно неблагополучном положении дел в современном мире. Подавляющее большинство населения развивающихся стран не имеют нормальных условий жизни.Экономика развивающихся стран сильно отстает от уровня производства развитых стран, и сократить разрыв пока не удается. Очень тяжелая ситуация в сельском хозяйстве. Надои молока от коровы в 6,3 раза меньше,а урожайность зерновых в 2 раза ниже чем в развитых странах.Остра и жилищная проблема: 3/4 населения развивающихся стран живутфактически в антисанитарных условиях, 250 млн. человек живет в трущобах,1,5 млрд. человек лишены элементарной медицинской помощи. Около 2 млрд.людей не имеют возможности пользоваться безопасной для здоровья водой.От недоедания страдает свыше 500 млн. человек, а от голода ежегодно умирает 30-40 миллионов.

 Но что же мешает развивающимся странам преодолевать их отсталость?Причин на это несколько.

 Прежде всего следует иметь в виду, что это – аграрные страны. На их долю приходится свыше 90% сельского населения мира, но как это ни парадоксально, они не в состоянии прокормить даже себя, поскольку рост населения в них превышает прирост производства продовольствия.

 Другая причина необходимость осваивать новые технологии, развивать промышленность, сферу услуг, требует участия в мировой торговле. Однако она деформирует экономику этих стран.

 Еще одна причина отставания развивающихся стран – использование традиционных источников энергии (физической силы животных, сжигание древесины, и различного рода органики), которые ввиду их низкой эффективности, не позволяют существенно повысить производительность труда в промышленности, на транспорте, в сфере услуг, в сельском хозяйстве.

 Мешает преодолению развивающимися странами их отставания от развитых и такая причина, как полная зависимость от мирового рынка и его конъюнктуры. Мы уже приводили примеры с продовольствием, но то же самое можно сказать и о нефти. Даже несмотря на то что некоторые из этих стран обладают огромными запасами нефти, они не в состоянии полностью контролировать положение дел на мировом нефтяном рынке и регулировать ситуацию в свою пользу.Быстро растет долг развивающихся стран развитым, который также служит препятствием на пути преодоления их отсталости.

 Сегодня развитие производительных сил и социально-культурной среды общества невозможно без повышения уровня образования всего народа, без овладения современными достижениями науки и техники. Однако необходимое внимание к ним требует крупных затрат и, конечно, предполагает наличие педагогических и научно-технических кадров. Развивающиеся страны в условиях бедности не могут должным образом решать эти проблемы.

 Все большое число людей в мире осознает, что проблемы развивающихся государств, стремительно выходит на авансцену истории.

 Судьба этих стран, как теперь становится очевидным, касается не только их самих. И дело не просто в нашем сострадании, в невозможности не сопереживать их тяготы, в трудности смириться с вопиющей социальной несправедливостью.

 Устранение отставания развивающихся стран необходимо всем, в том числе и самим развитым странам. Оно во многом и, пожалуй, даже в главном определяет судьбу человечества.

 Политическая нестабильность, обусловленная в первую очередь низким уровнем экономического развития, постоянно создает опасность возникновения военных конфликтов в этих регионах. В настоящее время в условиях целостного мира и стремительно возрастающей доступности совершенного оружия они могут иметь любые, в том числе и трагические последствия для других стран и даже для всего человечества. Бедность и низкий уровень культуры с неизбежностью влекут за собой неконтролируемый рост населения.

 Однако для того, чтобы покончить с отсталостью, необходимо совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире:Установить новый мировой экономический порядок;Устранить все формы неравноправия народов мира;Утвердить такую систему общественных отношений между странами и в пределах каждой страны, которая предоставила бы реальные возможности для решения глобальных проблем.Другого пути у человечества нет!Либо образование, научно-технический прогресс, достижения мировой культуры будут служить всем людям.Либо человечество с неизбежностью начнет деградировать.Новое политическое мышление – это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей, утверждая в жизни идеалы равноправия всех народов и отражая их взаимозависимость в развитии цивилизации.

- Захотят ли люди искать решения этих нелегких проблем сообща ( в диспутах, на конференциях, за столом переговоров)?

- В какой мере им удастся избежать деструктивных действий и направить все материальные и духовные ресурсы на развитие цивилизации?

- Наконец, как они воспользуются жизнью и разумом?

Эти вопросы открыты. Быть может, жизнь подскажет нам, как их нужно решать.Каждый последующий шаг в истории открывает нам новые горизонты. Нужно уметь прислушаться к пульсу истории, чувствовать ее дыхание. И тогда она подскажет правильное направление мысли и действия, убережет от догм и беспочвенных новаций.

 Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Причем преодолевать усилиями каждого человека и каждой страны в жестком сотрудничестве ради великой цели сохранения возможности жить на Земле.История эволюции жизни на Земле – это история гибели огромного количества видов животных и растений, которая происходит в результате того, что возникает несоответствие между выработанными организмами формами приспособления к окружающей среде и самой этой средой.Гипертрофия разума ни в чем не отличается от гипертрофии различных органов у каких-нибудь рептилий.

И сегодня ,полагал И.С. Шкваловский, мы являемся свидетелями того, какчеловечество неминуемо идет к своему концу.Разве не являются современные арсеналы ядерного оружия такой же чудовищной гипертрофией, как клыки у саблезубого тигра?И не свидетельствует ли о близком конце цивилизации со зловещей скоростью нарастающее разрушение человеком природной среды?Гибель советского танкера у берегов Японии. Разлилась нефть, что привело к гибели различных видов рыб, птиц и животных. Подготовка к ядерной войне в Ираке. А ведь это будет III мировая война и т.д.Мы не можем игнорировать сегодня так тревожащую нас возможности самоуничтожения человечества.Видимо не существует фатальной неизбежной ни перехода человечества в царство гармонии, как утверждал В.И. Вернадский, ни его гибели от собственного разума, как считал Шкваловский.

Будущее открыто перед людьми. За него надо бороться, и оно во многом зависит от нас самих.Судьба биосферы Земли в большей степени зависит от деятельности людей.Старость человека является естественным завершением его жизни. Но нередко люди уходят из жизни молодыми и иной раз даже по собственной воле. История дает нам немало примеров гибели не только целых народов,но и цивилизаций.Конечно, никаких независимых от опыта гарантий, что человечество не погубит и себя и природу, нет и быть не может.Вернадский один из первых обратил внимание на то, что деятельность человечества в наше время стало геологической силой, меняющей лик Земли.Его концепции геологические последствия деятельности людей представляет собой проявление закономерностей развития природы и независимы от особенностей исторического процесса.Но именно специфика развертывания истории, ее закономерности приводят к тем или иным результатам воздействия человека на природу.Человеческая деятельность, а так же ее продукты сегодня, как никогда,насыщаются научными познаниями, разумом.Развитие биотехнологии, робототехника, лазерная техника, освоение атомной и термоядерной энергии, создание новых конструктивных материалов, техническое использование высокотемпературной сверхпроводимости компьютеризация всей нашей жизни открывают огромные перспективы в решении проблем, стоящих перед современным обществом.Можно с достаточным основанием утверждать, что широкое использование компьютеров, построение компьютерного общества выведет человечество на принципиально новый уровень в развитии цивилизации.Успехи современной науки демонстрируют ее колоссальные возможности.Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, системы управления, образования, здравоохранения, спорт – все в современном обществе опирается на достижения науки.Мир, несомненно, стал более насыщенным многообразными связями и отношениями, а вместе с тем и стрессовыми ситуациями. Динамизм,интенсивность деятельности людей как в природе, так и социальной среде,все возрастающая ее мощность и масштабы создают невиданные прежде, новые для человечества проблемы.Уменьшается продолжительность жизни людей, ухудшается качество жизни,возрастает число сердечных, раковых, аллергических заболеваний; зловеще распространяется эпидемия СПИДА; чаще встречаются случаи патологии психики; увеличивается количество наследственных заболеваний, ухудшающих генофонд человечества; человека постоянно подкарауливает опасность связанная с использованием сложных технологий на производстве, особенно в химической и атомной промышленности; огромное количество людей становится жертвами несчастных случаев на предприятиях, на дорогах; а как ухудшилось из-за химизации качество продовольствия; во всем мире резко обостряются межнациональные отношения; неудержимо растет преступность.Можно ли утверждать, что в наше время люди стали нравственнее и счастливее чем прежде? Нет. Никогда прежде люди не испытывали такой тревоги за свою жизнь и не чувствовали себя столь незащищенными как теперь!




1. Вариант 11 1. Найти область определения функции -
2. ВАРИАНТ 1Сухожилие какой мышцы прикрепляется к локтевому отростку А бицеса Бтрицепса Впронат
3. Естественные монополии в современной России
4. Ж Жданова Дарья 2012г
5. виробництво має три основні напрями викорня- комбінація виробничих чинників; тільки виготовлення прції п
6. Контрольная после физкультуры
7. Доклад- Сати Эрик
8. Исследование и совершенствование хозяйственной деятельности ООО
9.  Переведите на русский язык- Gstrorrhoe ГАСТРОРРЕЯ Хроническая слизистая рвота
10. 1 Понятие и признаки наследования как основания возникновения права собственности
11. Фотографии по методу Кирлиан Снимки цветов
12. а диалог информативный прескрипторный обмен мнениями реулщий эмоцый бполилог участие более 2 члов вм
13. Шпаргалки по предмету Ревизия и контроль
14. лекциях весьма сложный и трудный
15. Курсовая работа Анализ факторов повышения эффективности
16. Основы языкознания Программа курса Основы языкознания составлена в соответствии с требованиями к обя
17. Материально техническая база общестенного питания
18. Статья- Исследование особенностей развития социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
19. Периоды развития общества- прогресс от лат
20. тема СМИ господствующим элементом которой в послевоенный период и до сих пор было и остается телевидение ок