Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

по теме Живая и неживая природа; сочинение сказок разработаны разные варианты; рассказы с ошибками расск

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-12-26

Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

150

Другие формы диагностики. Указанные выше опросы обязательно сочетались с другими формами диагностики, результаты которой при необходимости могут быть представлены в количественных показателях: игры (пример — игра в мяч по типу «Съедобное — несъедобное» с целью диагностики усвоения материала по теме «Живая и неживая природа»); сочинение сказок (разработаны разные варианты); рассказы с ошибками, рассказы с вопросами, анализ рисунков с однозначным заданием и творческих работ, обсуждение литературных произведений, задания сказочных персонажей и т.п.. Проводилось и диагностирование изменения отношения и поведения — взрослый, не ставя ребенка в известность, создает определенную ситуацию и затем наблюдает за его поведением (пример -наблюдения за детьми во время прогулки на участке, где разбросан мусор; за реакцией дошкольников на незакрытый водопроводный кран и т.п.).

Качественные методы диагностики. Цель такой диагностики — отметить изменения в поведении ребенка и мотивации его поступков, развитии эмоциональной сферы, активизации познавательного процесса. Для ее проведения воспитатели, эколог регулярно вели записи наблюдений за дошкольниками, фиксировали высказывания детей родителей. Результаты такой работы оформлялись в свободной форме. Качественная диагностика помогает воспитателю заполнить диагностическую карту каждого ребенка и определить наличие экологического компонента в его базисных характеристиках развития. В работе детально анализируются все примеры вышеперечисленных форм диагностики. Отмечается, что наиболее объективные результаты педагог получает при условии длительных наблюдений за ребенком и комплексном подходе (сочетании количественных и качественных методов, диагностировании ребенка в процессе разнообразных видов деятельности, а не только опросов). На основе такой разносторонней и длительной диагностики воспитатели заполняют диагностическую карту ребенка, которая создана нами по типу карт показателей развития, включенных в «Карту развития ребенка 6-7 лет» (Л.А. Парамонова, Т.И.Алиева, А.Г. Арушано-ва и другие). В карте, разработанной в процессе исследования, отражены знания, представления ребенка об окружающем мире и отношение к нему, эмоциональное восприятие природы, умения и навыки экологически грамотного и безопасного поведения, деятельностный аспект поведения. С помощью диагности-

 151

ческой карты определяется наличие в базисных характеристиках ребенка-дошкольника экологического компонента.

экологический компонент

в базисных характеристиках личности ребенка-дошкольника.

Коллективом авторов программы "Истоки" разработаны базисные характеристики личности ребенка, которые он приобретает к семи годам, то есть к окончанию дошкольного периода.  К этому возрасту, как указывают авторы, личность ребенка приобретает универсальные и индивидуальные черты, что еще раз подчеркивает значение дошкольного возраста как самоценного этапа экологического образования. На наш взгляд, в каждой из базисных характеристик можно выделить экологический компонент, который отражает ожидаемые результаты экологического образования.   Ниже приводится описание базисных характеристик ребенка (в сокращенном варианте), разработанное коллективом автором программы «Истоки», и предлагаемый к ним  экологический компонент.

Компетентность. Социальная компетентность - к семи годам ребенок понимает разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, самостоятельно выбирает линию поведения, соответствующую ситуации. Умеет оказывать помощь, учитывает желания других людей, может сдерживать свои порывы, просьбы, выражать несогласие в социально-приемлемой форме.

Экологический компонент. Ребенок имеет представление о взаимосвязи людей не только друг с другом, но и с природой, окружающей средой; способен в конкретной ситуации выбирать линию поведения с учетом некоторых последствий своего влияния на окружающую среду. В случае необходимости может оказывать помощь живым объектам, обращать внимание взрослых на необходимость такой помощи; может сдерживать свои желания, если они могут нанести вред объектам природы (осторожно общаться с обитателями живого уголка, не хватать животных, не уносить их из леса, не собирать букеты во время прогулок и т.п.); замечает экологически неграмотное поведение сверстников. Коммуникативная компетенция предполагает свободное выражение ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств.


152

Экологический компонент. Умеет передать свои чувства по отношению к природе (сочувствие к животным, восхищение красотой пейзажа) при помоши речевых и неречевых средств; при помощи пантомимы, мимики может отразить «настроение» объектов природы; может связно и понятно объяснить свои действия по отношению к окружающей среде.

Интеллектуальная компетентность старших дошкольников характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию; речевому планированию, логическим операциям. Он проявляет осведомленность в различных сферах деятельности людей.

Экологический компонент. Проявляет интерес к познанию природы через экспериментирование (например, с природным материалом); может обозначать природные объекты, явления при помощи символов, знаков и моделировать различные природные процессы. Проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей по отношению к природе, знаком с рядом природных явлений. имеет первые представления о взаимозависимости компонентов природы, может логически обосновать возможные последствия некоторых действий человека по отношению к окружающей среде или же влияние изменений отдельных природных компонентов на объекты природы (например, загрязнение реки -ухудшение жизни рыб и других водных животных).

Компетентность в плане физического развития - ребенок владеет своим телом, различными видами движений, культурно-гигиеническими навыками, понимает их необходимость.

Экологический компонент. Ребенок имеет представления о зависимости своего здоровья от состояния окружающей среды (чистый воздух, вода, продукты и т.п.), проявляет желание общаться с природой, умеет вести себя безопасно как с точки зрения природного окружения, так и своего здоровья, знает о необходимости выбора для игр, прогулок экологически благоприятных участков (вдали от автотрасс, гаражей, свалок и т.п.).

Креативность. Ребенок способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа фантазии, движения, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Семилетнего ребенка характеризует активная

 153

деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результатов собственной деятельности стойкая, мотивация достижений, развитое воображение.

Экологический компонент. Ребенок активно задает взрослым вопросы о природных объектах и явлениях, основанные, прежде всего, на наблюдениях за объектами ближайшего окружения, проявляет желание при необходимости «помогать» объектам природы; способен сам определить свои действия в той или иной ситуации (нужно покормить морскую свинку, полить растение, убрать мусор, закрыть кран и т.п.), может прокомментировать свои действия; способен отражать свое отношение к природе через изобразительную деятельность, музыкальные образы, сочинение сказок, может создавать   разнообразные образы в процессе изготовления поделок из природных и вторичных материалов. Инициативность. Проявляется во всех видах деятельности ребенка, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Ребенок может найти занятие, соответствующее собственному желанию, включаться в разговор, предложить интересное дело. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью.

Экологический компонент. Ребенок по собственной инициативе ухаживает за растениями, животными, предлагает педагогу свои варианты решения тех или иных проблем (сделать кормушку, покормить птиц и т.п.), проявляет желание самостоятельно экспериментировать и играть с природным материалом (камешками, водой, песком, глиной) как в помещении, так и на прогулке. Самостоятельность и ответственность. Ребенок владеет навыками самообслуживания, замечает нарушения порядка в быту и природном окружении. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Самостоятельный ребенок - это ребенок в поиске, имеющий право на ошибку и умеющий ее понять, исправить и избежать в дальнейшем.

Экологический компонент. Ребенок способен заметить нарушение правил рационального природопользования (незакрытый кран, незакрытая дверь зимой, и т.п.), обращает внимание на неправильные действия людей по отношению к


154

природе (мусор в парке, лесу, разведение костров в неположенном месте, замусоривание водоемов и т.д.), В случае необходимости умеет понять и объяснить свое ошибочное поведение по отношению к объектам природы, способен понять и объяснить окружающим, почему нельзя совершать те или иные действия, которые могут нанести ущерб окружающей среде; проявляет ответственность в отношении живых объектов, за которыми ухаживает (животных, растения живого уголка, домашних животных, растениях огорода).

Произвольность. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, к преодолению непосредственных желаний, на основе внутренних побуждений - данного слова, обещания - и установленных правил. Проявляются настойчивость, умение преодолевать трудности, чувство долга по отношению к другим людям. Произвольность поведения - один из важнейших показателей психологической готовности к школе.

Экологический компонент. Ребенок проявляет чувство долга по отношению к животным, растениям (поливает сам растения, выгуливает собаку, кормит кошку); понимает, что их жизнь зависит от его действий и он «должен» выполнить эти действия, независимо от своего настроения и желания в данный момент; соблюдает правила поведения на природе, способен регулировать свое поведение в лесу, на лугу и выполнять определенные правила.

Свобода поведения и безопасность. Свобода поведения семилетнего ребенка основана на его компетентности и воспитанности. Он осторожен и предусмотрителен, избегает травм, знает, как вести себя в экстремальных ситуациях. Может выполнять социально-детерминированные правила и запреты (нужно соблюдать правила перехода улицы, понимать непредсказуемость поведения животных и

т.п.).

Экологический компонент в данном случае тесно связан с экологической безопасностью ребенка. Ребенок соблюдает соответствующие правила как в быту, так и во время пребывания на природе, в случае попадания в экстремальные ситуации, связанные с неблагоприятной экологической ситуацией; умеет безопасно обращаться с природным материалом, знает о правилах безопасного поведения и ориентирования в лесу.

 155

Самосознание и самооценка. Ребенок осознает свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками. Стремится выполнять деятельность, значимую для него самого и окружающих. Ребенок семи лет способен достаточно адекватно оценить результаты свое деятельности. К семи годам у ребенка развивается чувство собственного достоинства, которое проявляется в умении соблюдать известную дистанцию между собой и окружающими детьми и взрослыми, отстаивать свою позицию в совместной деятельности.

Экологический компонент. Ребенок на уровне своих возможностей стремится выполнять деятельность, значимую для поддержания состояния окружающей его среды, способен адекватно оценить результаты такой деятельности, с удовольствием участвует в различных, посильных природоохранных действиях совместно со взрослыми и сверстниками; способен аргументировано отстаивать свою позицию, вносить собственные предложения по поводу совместных усилий.


Диплом на заказ


1. Наука как научное знание
2. Аравия до ислама
3. Работа с массивами и решение систем уравнений в Mathcad
4. .0. Алфавит 04 Закон гармонии гласных и согласных 06 Ударение в словах 08
5. Социология досуга молодежи в пространстве города
6. Государственный образовательный стандарт Характеристика результатов обучения
7. коммуникационная технология является открытой т
8. это разница между выручкой от реализации товаров и услуг и затратами на производство и сбыт этих товаров и у
9. ООШ ’ 2 ІІІІ ступеней г.html
10. Религия и атеизм в условиях социализма
11. Тема моего реферата- Татаромонгольское иго и его влияние на экономическое и политическое развитие Росси Э
12.  1987. Glossry- Lorrine M
13. О 5 Охрана труда 5
14. Доклад ученых Института социологии РАН посвященный проблемам
15. I Теплые вещи В местности с особо холодным климатом Полушубок из овчины или костюм з
16. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ИНФТРАСТРУКТУРА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ
17. а.Нормативный акт главный источник права во всех правовых системах мира
18. Модуль 3. Синтез белка трансляция
19. отважного и хитрого хорошо владел разными видами оружия полного свободолюбия и постоянно готового к проте
20. видимому львами