Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

художественное произведение ~ одно из самых сложнейших явлений мира

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30

О педагогической ценности чтения художественных произведений

в   начальной школе

         Художественная    литература    способствует    целенаправленному                            литературному   развитию  личности.  

           По мнению Ю. Б. Борева, «художественное произведение – одно из самых сложнейших явлений мира. Постичь художественное произведение –   это, в известном смысле вступить с автором в общение…» (2, С. 3).

           В. А. Левин   понимает  литературное  развитие как «одно из  

необходимых»  условий    становления    человека    современной    культуры,    

самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего   за  свои  поступки  перед людьми и совестью» (5).

            Л. И.  Беленькая  справедливо  замечает,  что  «дети  еще  не  принимают непосредственного  участия  во  многих   видах   деятельности,   формирующих личность,  и  поэтому  художественная  литература  как  своеобразная   форма познания действительности играет в жизни ребенка особенно важную  роль» (1, С. 9).

           Чтение художественных произведений развивает  речь  детей:  обогащает, уточняет и активизирует  словарь  учащихся  на  основе  формирования  у  них конкретных представлений  и  понятий,  развивает  умение  выражать  мысли  в устной и письменной форме. «Это развитие, - считает   Е. Е. Зубарева, -  осуществляется   благодаря  тому,  что художественные произведения написаны литературным языком,  точным, образным,  эмоциональным,  согретым   лиризмом,   наиболее   соответствующим особенностям детского восприятия» (4, С. 9).

           В процессе чтения художественных произведений у ребенка  накапливается опыт  разнообразных  непосредственных  читательских  переживаний:   различно окрашенных  читательских эмоций – от  восторга  до  грусти  и  даже  страха; чувств, связанных с   восприятием   произведений   разных   жанров,  стилей, авторов, исторических эпох. Ребенок обретает привязанности;  реализует  свои предпочтения, осуществляет читательский  выбор.

         На  примерах  простых,   доступных  рассказов  дети  учатся   понимать

содержание произведения,  его основную  мысль,  знакомятся  с действующими лицами,  их  характерами  и  поступками,  оценивают   данные   поступки. В элементарной  форме  дети  получают  представление  об  изобразительных средствах языка художественных произведений.

         Художественная  литература  является важным средством познания  детьми  окружающего их  мира.  Знания, которые получают дети при чтении художественных произведений,  помогают накоплению социально-нравственного опыта ребенка.

         Художественная   литература   решает   не    только  образовательные,  но  и   воспитательные  задачи  развития  личности учащихся (7). Чтение   художественных   произведений  способствует  формированию  нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у  младших  школьников.  Учащиеся знакомятся  с  ситуациями,  требующими  высокой   и  моральной   готовности  человека,  получают   представление  о  чувстве  справедливости,  скромности,  об отрицательных чертах  характера.

         Воспитательное воздействие книги на ребенка  проявляется  и  как  сила примера, но  оно  никогда  не  сказывается  сразу  на  поведении,  поступках

читателя;   это   воздействие   гораздо   более   сложно   и   опосредованно

действительностью. «Искусство, - писал психолог Л. С.  Выготский,  -  никогда прямо не поражает из себя того или иного практического действия, оно  только приготавливает организм к этому действию» (3,  С. 321).

         Задачу классической детской литературы  И. Г. Минералова видела в «воспитании эстетического вкуса, чувства прекрасного, понимания истинного в художественной словесности» (6, С. 24).

         Приобщение   младшего  школьника   к   классике   художественной

литературы развивает интерес ребенка к творчеству  писателя,  развивает способность  маленького  читателя  как  свою жизнь проживать  множество чужих судеб,  сопереживать полюбившимся персонажам.

         Л. И. Беленькая считает, что «эмоционально  верно  воспринятая  книга  вызывает   у   ребенка   устойчивое  эмоциональное  отношение,   которое  помогает  ему  прояснить  для  себя   и осознать нравственные  переживания,  возникающие  у  него  при  чтении.   Эта  органическая   слитность   эстетического   и   нравственного  переживания  обогащает и духовно развивает личность ребенка» (1, С. 62).                                                                                                          

         Тексты  художественных произведений  являются  прекрасным материалом для формирования  и развития  у  учащихся  речевых  навыков,  главным  из  которых  является  навык   чтения. Развитие  навыка  чтения   как  вида  речевой  деятельности   происходит   от  развернутой  громко  речевой  формы  чтения  вслух  до  чтения   про   себя, осуществляемого как умственное действие,  протекающее  во  внутреннем  плане.

         Таким  образом,  чтение   и   адекватное   восприятие   художественных произведений расширяет  и  углубляет   кругозор   учащихся, обогащает их знания и эмоции,  служит  средством  воспитательного воздействия  и способствует  обогащению  и  развитию речи учащихся.

Литература.

         1. Беленькая, Л. И. Ребенок и книга. О читателе восьми - девяти  лет                                         / Лидия Ивановна Беленькая. - М.: Книга, 1969. - 165 с.

         2. Борев, Ю. Б. Методология анализа литературного произведения / Юрий Борисович  Борев.- М.: Наука, 1988.- 348 с.- ISBN 5-02-011392-1.

         3. Выготский, Л. С. Психология искусства / Лев Семенович  Выготский. – Ростов – на - Дону:  Феникс, 1998. - 480 с. – ISBN 5- 222- 00256 – Х.

         4. Зубарева,  Е. Е. Введение. / Елена Евгеньевна Зубарева // Детская литература: учебное пособие для учащихся пед. училищ  / В. П. Аникин, В. В. Агеносов, Э. З. Ганкина [и др.]; под ред. Е. Е. Зубаревой. -  3-е изд., дораб. -  М.: Просвещение, 1989. - с. 7 – 10. - ISBN  5 – 09 – 000900 – 7.

         5. Левин, В. А.  Можно ли выучиться на читателя / В. А. Левин  // Еженед. приложение к газете «Первое сентября». – ИПК Московская правда. - 1995. - № 37. – С. 4 – 5.

         6. Минералова И. Г. Детская литература: учебное пособие для студ. высших учеб. заведений / Ирина Геннадьевна Минералова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с. – ISBN 5 – 691 – 00697 – 5.

         7. Программы общеобразовательных учреждений: Начальные  классы  1-4: В 2 ч. – 2-е изд. -  М.: Просвещение, 2001. – Ч.1. -  319 с. - ISBN 5 – 09 – 010341 – 0 (1); ISBN 5 – 09 – 010343 – 7 (общ).

        


1. Помощь при передозировке циклических антидепрессантов
2. Курсовая работа- Образовательная и познавательная ценность сказок в развитии младших школьников
3. These lws hve mny sources nd re encted for mny purposes
4. Вариант 1 Часть 1 В каком слове неверно выдел
5. Опера Джузеппе Верди Фальстаф (Flstff)
6. Проблемы регистрации прав на недвижимое имущество
7. Особенности формирования русской культуры
8. коррупция осуществляется по двум основным направлениям- установление круга субъектов коррупции нали
9. Морские авиаторы.html
10. сайта ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ
11. Действия населения при стихийных бедствиях опасных природных явлениях- факторы опасности, оповещения, действие населения- при
12. Педагогічні основи використання загадок як засобу розумового виховання молодших школярів
13. Политические интересы и ценности субъектов политической деятельности
14. Управление качеством Квалиметрия как наука и ее роль в управлении качеством
15. . Векторфункция одного скалярного аргумента и ее предел
16. Электролитная обработка полосы
17. Бюджетная система и бюджетное устройство.html
18. Задание 1 Проведя счетную проверку показателей бухгалтерской отчетности по формам 15 можно с
19. Тема 10. Облік грошових коштів і дебіторської заборгованості 10
20. Экономический цикл и его фазы