Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

х гг на базе Института социальных исследований при университете во Франкфурте на ~ Майне

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30


2.Франкфуртская школа сложилась к концу 1920-х гг. на базе Института социальных исследований при университете во Франкфурте- на – Майне. Основатели школы и главные теоретики – М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Л.Левенталь, Г.Маркузе, Э.Фромм. Активно сотрудничал с ними В.Беньямин. Среди наиболее видных представителей второго поколения – Ю.Хабермас.

Основное направление их деятельности связано с критическим анализом современного общества. В своих сочинениях они опираются на идеи предшественников – Гегеля, Маркса, Ницще, Фрейда, Вебера и др.  мыслителей. Культура в их теории престала как многоплановое явление, связанное с осмыслением и познанием действительности, с мировоззрением человека. Ими освещались процессы взаимосвязи культуры и цивилизации, культуры и идеологии, культуры  и общества; исследовались актуальные проблемы многих областей гуманитарного знания: эстетики, психоанализа. философии искусства, социологии.

Для концепций культуры 1930-1940-х гг. характерно активное выступление против фашизма, исследование проблем авторитаризма, психологии нацизма. Культура подверглась резкой критике за то, что опустилась до низкопоклонства перед насилием, выполняла роль идеологии и утратила былую духовность.

В 1960-е гг. интересы представителей франкфуртской школы сосредоточились в основном на проблемах человека.

В.Беньямин (1892-1940) хотя и не принадлежал к институту социальных исследований, но активно сотрудничал с ним. Центральными в его исследованиях были проблемы искусства и художественной культуры. Беньямин осознавал катастрофичность современной культуры.

Незавершенной работой Беньямина остались «Парижские пассажи»( часть опубликована в 1955г. под заголовком «Париж, столица XIX столетия»). Работа заключает в себе целостный анализ парижской культуры в единстве ее многообразных проявлений: от высокого искусства до быта и рекламы. Беньямин трактует любое художественное произведение как интегральное выражение религиозных, метафизических. политических и экономических тенденций своего времени.

В «Происхождении немецкой трагедии» он трактует тип изобразительности, характерный для искусства барокко, как тип мировоззрения, принципиально отличный от мировоззрения, выражаемого реалистическим искусством. По мнению Беньямина, современность и эпоза барокко имеют много общего, поскольку все искусство барокко он рассматривает под знаком упадка.

В эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»(1936) идет речь о влиянии техники на художественное творчество, на возможность репродуцирования и тиражирования произведений искусства, что создает принципиально новую ситуацию в мире художественной культуры . Беньямин обращает внимание не то, что искусство становится важной политической силой, которая используется фашизмом для эстетизации политики, оказывается существенным фактором политического воздействия на массы.

М.Хоркхаймер ( 1895-1973), будучи основателем франкфуртской школы, выдвинул обширную программу «социальной исследований», которая охватывала область культуры в широком ее понимании, включая науку, религию. искусство. мораль, право, общественное мнение, стиль жизни, спорт, моду, развлечения. Им ставилась задача создания целостной теории современного общества, которая была бы нацелена на изучение изменений  и особенностей современной социокультурной ситуации и привела бы к выявлению новых возможностей , а в перспективе – к новой социальной практике. Все эти постулаты составили основу «критической теории» - главного создания франкфуртской школы, которая разрабатывалась более сорока лет. Эта теория внесла значительный вклад  культурфилософское осмысление современного этапа общественного развития.

Т.Адорно (1903-1969) значительную часть своих работ посвятил исследованию музыки. Его основными трудам являются «Философия новой музыки»(1949), «Негативная диалектика»(1966), «Эстетическая теория»(1969). Одна из центральных проблем – отношение искусства к действительности. Искусство. согласно Адорно, не является простым отражением и воспроизведением эмпирической реальности. Оно лишь тогда становится искусством, когда «преодолевает» реальности.

В работе «Введение в социологию музыки. Двенадцать теоретических лекций» Адорно пишет о перспективе «таких условий жизни, при которых культура перестает быть ношей на плечах людей».

В совместной работе Адорно и Хоркхаймера «Диалектика Просвещения» отмечаются характерные черты культуры XX в.: она превращается в рекламу, в товар. Поставлены проблемы социальной ликвидации искусства, которое в качестве обособленной формы возможно лишь как буржуазное.

Основные идеи «Диалектики Просвещения» принимаются Г.Маркузе (1898-1979), который предлагает вместе с тем собственный вариант понимания культурно-исторического развития. Его позиция отражена в книгах «Эрос и цивилизация»(1955), «Одномерный человек»(1964), «Эссе об освобождении»(1969) и др. В них четко проводится различение понятий «культура» и «цивилизация». Культура связывается им с саморазвитием человека в истории, она возникает в сфере духовного производства , свободы, праздничности, досуга.

Ю.Хабермас (р.1929) разрабатывает собственный взгляд на культурно-исторический процесс. Он является одним из немногих мыслителей в мире конца XXв., кто попытался осуществить великий теоретические находки разных интеллектуальных потоков XIX-XX вв.: аналитической философии, марксизма и неомарксизма, психоанализа. герменевтики, структурализма, культурфилософии франкфуртской школы и др.

Одно из основополагающих понятий концепции Хабермаса – «интеракция» - глубинная содержательная коммуникация. осуществляемая в личностно значимой артикуляции.

Таким образом, эволюция культурфилософских идей франкфуртской школы, начавшаяся с осуждения разума, подавляющего витально-природное начало в человеке, привела к неожиданно полярному финалу его оправдания.




1. История психологии- ЭКСМО; Москва; 2008 ISBN 9785699255313 Аннотация Информативные ответы на все вопросы кур
2. Технология Интегрированный урок одно из новшеств современной методики
3.  Сырье и основные материалы
4. 20986
5. тематика сказки и Романтические традиции.
6. садхаки Арьядева Первая глава
7. тематический план Тема 1.html
8.  Принцип международноправовой ответственности
9. Тема урока- Центральные и вписанные углы Цель урока- Развитие способностей анализировать проводить с
10. 17й квалитеты Основные правила назначения указанных предельных отклонений размеров даны в ГОСТ 2567083
11. Постановка завдання та хід виконання Використовуючи MS Word 2003 підготувати електронну форму кредитно.html
12. Детская городская больница 1
13. Опытное изучение свойств материалов- назначение и виды испытаний. Повышение текучести при повторных нагружениях
14. . Финансовые вложения как объект бухгалтерского учета.
15. Мышление- определение динамические и статические аспекты мышление как процесс и мысль как результат
16. Образ Кузнецова в романе ЮБондарева Горячий снег
17. Составление программы на алгоритмическом языке, выполняющей указанные преобразования с матрицам
18. Размещение ценных бумаг
19. е издание стереотипное Рекомендовано Министерством образования
20. Лабораторная работа 3.1