Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Функции и технологии библиотечного менеджмента

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30

Загрузка...

Диплом на заказ

Министерство образования науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Функции и технологии библиотечного менеджмента

Курсовая работа

по дисциплине "Экономика и менеджмент библиотечного дела"


Содержание

Введение

Глава 1. Формирование концепции библиотечного менеджмента

1.1 Основные понятия и задачи менеджмента

Глава 2. Функции менеджмента

2.1 Маркетинг как функция управления библиотекой

2.2 Стратегическое планирование

2.3 Персонал-стратегия

2.4 Управление инновациями

Глава 3. Технология библиотечного менеджмента

3.1 Постановка цели

3.2 Реализация решений

3.3 Контроль результатов по выполнению решений

3.4 Анализ результатов

Заключение

Список литературы


Введение

Менеджмент прочно вошел в нашу жизнь, заменяя, а иногда и отменяя привычное русское слово "управление".

Социально-экономические и политические преобразования российской действительности привели к изменению функционирования библиотек, усилению их роли в процессах социализации современного общества. Уникальность и своеобразие роли библиотек в общественной жизни России предопределяют необходимость разработки новых подходов к управлению библиотечной деятельностью. Существовавшие ранее принципы управления библиотечной деятельностью становятся малоэффективными. Сегодня требуется намного большее разнообразие управленческих структур, их потенциальная гибкость, способность быстро приспосабливаться как к внешним, так и внутренним изменениям. В связи с этим повышение разнообразия систем управления является на современном этапе основной тенденцией развития библиотеки.

Актуальность темы исследования данной курсовой работы состоит с том, что в последние годы очень остро встает проблема поиска новых путей развития в управлении библиотекой, в связи с появлением новых информационных технологий необходимо модернизировать подход к управлению библиотеками в целом.

Объект исследования данной курсовой работы - менеджмент, как современная система управления библиотеками.

Предмет исследования - функции и технологии библиотечного менеджмента

Цель данного исследования - выявить основополагающие, актуальные функции библиотечного менеджмента, используемые технологии для их осуществления с целью повышения эффективности библиотечной деятельности.

Задачи исследования заключаются в следующем:

дать содержательную характеристику понятий "менеджмент" и других базовых понятий библиотечного менеджмента;

в хронологическом порядке проследить этапы становления библиотечного менеджмента;

раскрыть содержание функций библиотечного менеджмента;

осветить используемые технологии библиотечного менеджмента.


Глава 1. Формирование концепции библиотечного менеджмента

В самом начале 90-х гг. сформировалась концепция библиотечного менеджмента, отразившая новые подходы к пониманию и интерпретации важнейших положений теории и практики руководства библиотеками различны типов и видов. Идея преобразования современного управления на основе достижений мирового менеджмента оказалась настолько востребованной, что за прошедшие годы процесс развития концепции библиотечного менеджмента ознаменован значимыми результатами:

) найдены подходы к решению многих "болевых" проблем управления библиотечной деятельностью;

) определены конструктивные пути реорганизации управленческих механизмов;

) сформирована, научная школа, в рамках которой издано значительное число публикаций и защищены диссертации;

) трансформирована вузовская программа обучения управленческой тематике и программа переподготовки управленческих кадров библиотек, создан цикл курсов, в который, помимо основной дисциплины, вошли "маркетинг библиотечно-информационной деятельности", "стратегический менеджмент библиотеки", "организационное развитие систем управления", "психология управления библиотекой" и др.

В менеджменте сформирована новая парадигма, управления, отвечающая реалиям современности. Он значительно расширяет представления о возможностях управления за счет: во-первых, эффективного использования человеческого потенциала; во-вторых, маркетинговой ориентации на запросы потребителей; в-третьих, гибкого реагирования на процессы изменений, происходящих во внешней среде. Интеграция России с мировым сообществом обусловливает обогащение отечественной теории управления концепцией менеджмента развитых стран.

библиотечный менеджмент стратегия инновация

За период формирования концепции библиотечного менеджмента выделяются три этапа, отражающие различия в подходах на парадигму управления не только библиотекой, но и в целом на управление как философско-методологическое понятие.

Первый этап - зарождение библиотечного менеджмента, когда представления об эффективных управленческих системах находились в точке перехода от классических подходов к некоторому новому, еще формирующемуся образцу. Состояние перехода выражалось: в кризисе классических представлений о факторах эффективности управления в самых различных формах и модификациях; в выявлении, анализе и резкой критике основ традиционного управления; в выдвижении альтернатив основаниям традиционного управления; в попытках выдвижения новых эталонов научного управления.

Второй этап формирования библиотечного менеджмента можно обозначить как создание новых оснований управления библиотекой как науки, выразившееся в методологической проработке нового подхода к управлению на фундаменте мирового менеджмента.

Третий этап развития библиотечного менеджмента - диверсификация, под которой понимается совмещение разнообразных подходов, целей, функций, форм управления. Наличие этого этапа обусловлено высокой динамикой развития современного управления. В России идет одномоментное освоение всего уже накопленного другими странами управленческого опыта с тем, чтобы трансформировать наиболее перспективные для нашей страны направления менеджмента.

Проанализируем поэтапно становление библиотечного менеджмента.

Уже в конце восьмидесятых - начале девяностых годов многие ученые нашей страны (Карташов Н.С., Пашин А.И., Соколов А.В., Стельмах В. Д.) отмечали кризисные факторы в области библиотечного дела. Ведущие принципы командно-административной системы управления библиотечным делом, такие как централизация, директивность, иерархичность, привели к застою, стагнации, стандартности в той области деятельности, которая требует инициативы и творчества. В новых условиях стали неосуществимыми методы государственной поддержки библиотечного дела.

На уровне библиотеки, где управление было всегда ориентировано на обеспечение текущей деятельности, кризис отразился в невозможности разрабатывать стратегию и реализовывать долгосрочные цели, создавать гибкие организационные структуры, поддерживать развитую систему деловых контактов.

Глубинные кризисные процессы в сфере библиотечного обслуживания в начале девяностых годов прошлого столетия отмечали специалисты самых различных идеологических воззрений. С одной стороны, управленцы (Б.Н. Бачалдин, A. M. Волик, Н.С. Карташов, А.Н. Пашин, В.В. Серов, Е.А. Фенелонов), с другой, ведущие библиотековеды страны и общественность (А.В. Соколов, В.Р. Фирсов, Б.Н. Володин, Е.И. Кузьмин) с различной долей экспрессии признавали низкий социальный престиж библиотек, отставание библиотековедения от потребностей практики.

Наиболее глубокие исследования факторов кризиса представлены в работах социологов: В.Д. Стельмах, Л. Гудкова, Б. Дубина, А. Рейтблата. В 1990 году В.Д. Стельмах писала о том, что кризис "нарастал исподволь, в течение последних десятилетий, тщательно маскируемый парадной статистикой и пышными декларациями".

Факторами кризиса стали:

) стагнация основных показателей библиотечного обслуживания, что служит свидетельством замедления темпов и прекращения развития отрасли;

) отслоение от библиотек наиболее квалифицированных слоев читающей публики;

) резкое падение социального статуса библиотеки.

Указывалось, что "вся система организации библиотечного дела в стране вступила в противоречие с общественными потребностями. Ситуация была усугублена централизацией, усилившей унификацию и ухудшившей комплектование фондов. Все стадии управления библиотечным делом (планирование, руководство, отчетность) оторвались от реальных процессов деятельности библиотек и превратились в самоцель: планы развития не выполняются, отчетность не отражает действительного положения дел, руководство осуществляется не для удовлетворения читательских запросов, а с целью выполнения планов"

Наиболее последовательная критическая позиция относительно систем и структур централизованного управления библиотечным делом обозначена в работах авторов концепции библиотечного менеджмента, прежде всего, И.М. Сусловой. Вторую половину восьмидесятых годов И.М. Суслова определила как "разрушительную пятилетку". В этот период резкой критике были подвергнуты исходные принципы командно-административной системы. Выявлено пагубное воздействие директивного планирования, ориентированного на обязательные, усредненные, нередко извращенные представления центральных органов о библиотеке. Важнейшие решения в масштабе страны (цели и развитие библиотек, основные программы в области библиотечного дела, их сроки, распределение средств) принимались на самом верхнем уровне, а затем спускались на нижние и детализировались. Господствующей была рациональная модель управления, построенная на жесткой властной вертикали и безфаничном преувеличении организационного фактора. С этим связан глубоко укоренившийся административный взгляд на все библиотечные проблемы, вера в единую систему библиотек, организованных по единым правилам и стандартам.

Логика централизованного менеджмента вывела библиотеку из сферы стратегического управления, переведя ее на уровень управления текущего, оперативного. Так, во всей инструктивной документации основным планом библиотеки назывался текущий (годовой). Этому же соответствовала замена аналитической функции отчетностью, управленческого учета урезанным оперативным.


1.1 Основные понятия и задачи менеджмента

Менеджмент - это совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения его эффективности.

Прежде чем приступить к изучению данного вопроса, определим, что мы понимаем под словом "менеджмент". Это слово употребляется нами в трех значениях: генеральный менеджмент; менеджмент на уровне отдела (подразделения); процесс менеджмента.

Генеральный менеджмент. Под генеральным менеджментом понимаются все менеджеры (управляющие), независимо от того, являются они директорами или нет, которые отвечают за постановку задач и формирование политики, за вопросы, связанные с планированием и организацией, контролем и управлением библиотекой. Характер функций генерального менеджмента меняется с изменением размера библиотеки, степени сложности решаемых ею задач. Внешняя среда также оказывает соответствующее влияние. Выполняемая им роль в целом одинакова для большинства библиотек.

Организационные функции генерального менеджмента библиотеки включают:

. непосредственно организационную функцию, то есть формирование наиболее приемлемой организационной структуры в соответствии со стратегией деятельности библиотеки, причем каждый сотрудник библиотеки должен наилучшим образом отвечать предъявляемым к нему производственным требованиям;

2. управление, то есть управление деятельностью библиотеки, реализацию планов, преобразование последних в производственные обязанности для всех сотрудников библиотеки, стимулирование качественного выполнения работы. Следует отметить, что одной из проблем управления является умение выбрать правильный стиль руководства.

. контроль, то есть обеспечение надлежащего выполнения работы всеми элементами организационной структуры. Системы контроля служат для измерения качества и количества проделанной работы. Главным элементом функции контроля является наличие обратной связи между получаемой информацией о результатах работы и соответствующими планами, стандартами, нормами, с тем, чтобы отклонения были проанализированы и устранены;

. координацию, то есть объединение в единое целое всех усилий каждого элемента организации. Техническими приемами координации являются соблюдение бюджета, регулярное проведение совещаний, конференций, заседаний различных комиссий. Надлежащее осуществление координации предполагает наличие развитой системы связи.

Менеджмент на уровне отдела (подразделения) библиотеки. На этом этапе к составляющим менеджмента относятся: постановка задач и целей на уровне отдела в соответствии с общими задачами и целями библиотеки; организация работы отдела (создание структуры, распределение обязанностей, урегулирование конфликтов); управление производственной деятельностью по выполнению плана, стимулированию качественной работы сотрудников отдела, координация производственного процесса в рамках отдела, обеспечение надлежащей связи.

Процесс менеджмента. Очевидно, что единственная существенная разница между генеральным менеджментом и менеджментом на уровне подразделений заключается в масштабах, пределах полномочий, ответственности и степени детализации. Процесс менеджмента включает в себя осуществление всех вышеупомянутых функций и может выполняться любым членом данной библиотеки в пределах своей компетенции. Функции менеджмента могут выполняться теми, кого мы обычно не называем менеджерами. Однако им все же приходится быть менеджерами на своем, пусть и невысоком, уровне.


Глава 2. Функции менеджмента

Функциями библиотечного менеджмента являются: Маркетинг, стратегическое планирование, контроль, персонал-стратегия, управление инновациями. В практике библиотечного менеджмента функции управления тесно взаимосвязаны друг с другом и осуществляются они не поэтапно, а в координации друг с другом. В своей работе я рассмотрю только часть из них: маркетинг, стратегическое планирование, персонал - стратегия, управление инновациями.

Библиотечный менеджмент направлен на выполнение библиотеками всех функций, возложенных государством на библиотеку, как социальный институт.

В современной социокультурной ситуации библиотеки выступают как полифункциональные учреждения. Библиотеки вынуждены занимать освободившиеся социокультурные ниши и брать на себя функции свойственные другим культурно-просветительным и воспитательным организациям.

Библиотекам приходится "выбрасывать на рынок" новые услуги, непривычные формы деятельности, повышать качество традиционных средств обслуживания. К таким услугам можно отнести получившую повсеместное развитие кружковую деятельность, также ксерокопирование, переплётные работы, распространение книжной продукции издательств, публикация произведений местных авторов и многое другое.

В соответствии с этим полностью меняется механизм хозяйствования библиотеки, происходит включение библиотек в рыночные отношения, таким образом, библиотека получает возможность самостоятельно получать деньги и укреплять свой авторитет. Все это полностью изменяет концепцию управления библиотекой, привнося в нее маркетинговые основы.


2.1 Маркетинг как функция управления библиотекой

Выделение функций менеджмента организации происходит в результате разделения труда в сфере управления, что одновременно означает постоянную модификацию и углубление, а также усложнение содержания работ, выполняемых в соответствии с предъявляемыми требованиями. Отсюда вытекает важное принципиальное положение, согласно которому развитие каждой из функций управления обусловливается влиянием объективных требований.

Функции управления деятельностью библиотек можно свести к пяти основным группам, интегрирующим отдельные функции. Это маркетинг, планирование, организация, мотивация и контроль. Управление деятельностью, состоящее из отдельных функций, только в том случае будет цельным явлением, если все эти функции органически и постоянно связаны (Прил.1).

Исследуя маркетинг, как функцию управления, на первый план мы выдвигаем вопрос о сущности этого понятия и месте маркетинга в системе управления деятельностью библиотек. В научной литературе отсутствует завершенное по смыслу и содержанию определение понятия "маркетинг". На различных этапах развития общества менялся его смысл и содержание. Кроме того, понятие "маркетинг" имеет множество значений в силу разной направленности его целей и функций, различий в сфере применения.

Анализ литературы по библиотековедению, отражающий опыт маркетинговой деятельности в российских библиотеках, свидетельствует, что в настоящее время маркетинг недостаточно хорошо используется работниками библиотек как предплановая функция. Отсутствует общая концепция развития маркетинговой деятельности для библиотек страны, недостаточно изучается читательский спрос в процессе внедрения платных услуг, нет широкого обучения кадров, не выполняются основные требования маркетинга и менеджмента, внедряются лишь их отдельные элементы.

Маркетинг как предплановая, исходная функция библиотеки, должен использоваться как концепция управления библиотекой, так как он обеспечивает предвидение, прогнозирование спроса, управление спросом, удовлетворение спроса. Благодаря использованию маркетинга библиотека сама обязывает себя анализировать, изменять и приспосабливать к ситуации свои технологические процессы, внутреннюю структуру и новые идеи. Работники библиотек, изучив обстановку на информационном рынке, могут сделать выводы и на этой основе составлять маркетинговые программы и планы информационной деятельности (6; С.18).

Использование маркетинга как предплановой функции управления библиотекой предполагает такую систему управления, которая направлена на изучение и учет спроса и требований информационного рынка для более обоснованной ориентации деятельности библиотек на создание конкурентоспособных информационных продуктов и услуг в заранее установленных объемах и отвечающих определенным характеристикам. При этом рассчитывается, что реализация намеченной ассортиментной структуры может обеспечить библиотеке получение наиболее высоких прибылей или прочное положение на рынке информационных продуктов и услуг. Рассматривая маркетинг как предплановую функцию управления, мы исходим из того, что она наиболее полно проявляет себя лишь в тесной увязке с другими функциями, дополняя и развивая их и содействуя более эффективному их выполнению.

2.2 Стратегическое планирование

Стратегический менеджмент приобретает особое значение в связи с динамизмом и неопределенностью внешней среды библиотеки. Понятие стратегии, поначалу казавшееся совершенно чуждым в текущей упорядоченной библиотечной жизни, привлекает все большее внимание отечественных библиотековедов, становясь неотъемлемой частью деятельности руководителей.

Стратегическое управление опирается на человеческий потенциал, ориентирует всю библиотечную деятельность на читательские потребности, гибко реагирует и проводит в библиотеке своевременные изменения, отвечающие требованиям внешней среды и позволяющие стабильно функционировать, что в совокупности дает возможность библиотеке развиваться в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Содержание и структуру стратегического управления составляют определение миссии и целей библиотеки, анализ среды, выбор стратегической альтернативы, организация выполнения стратегии.

Стратегический менеджмент - тип управления, который в высокой степени отвечает современным особенностям развития библиотеки, поскольку позволяет достаточно точно определить стратегические позиции в динамично изменяющихся условиях на основе исследований внешних и внутренних факторов.

Стратегический менеджмент сегодня переживает период диверсификации. Среди его различных элементов специалисты выделяют управление проектами, которое в библиотечном деле включает в свою сферу все большее число объектов и формируется как сравнительно самостоятельное направление со своей методологией, понятийным аппаратом и методами. В силу направленности на решение наиболее актуальных проблем управление проектами становится особенно эффективным сегодня - в период крупномасштабных изменений, поскольку проводимые реформы представляют собой совокупность разнообразных по масштабам и сложности проектов. Библиотеки участвуют в различных классах проектов. Это - мегапроекты, представляющие собой целевые программы развития культуры на областном или краевом уровне; мультипроекты - комплексные программы, связанные с определением стратегического развития библиотек на уровне малого города; монопроекты, осуществляемые в одной библиотеке и призванные решать комплексные задачи ее развития.

2.3 Персонал-стратегия

Признано, что персонал является основным ресурсом любой организации, ее главным богатством, определяющим успех всей деятельности. В связи с этим основу концепции управления персоналом в настоящее время составляют возрастающая роль личности каждого сотрудника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед библиотекой.

Было время, когда считалось, что автоматизированная технология вытеснит библиотекаря из большинства информационных процессов и окончательно утвердит превосходство техники над работником. Однако, хотя компьютер и стал полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, роль и значение библиотекаря не упали, а возросли. Человек стал не только самым ценным ресурсом любой организации, но и самым дорогостоящим. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих специалистов, создавая все условия для наиболее полной их отдачи на работе и интенсивного развития их возможностей. В соответствии с этим главная цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития.

На смену теории, рассматривающей персонал как издержки, которые надо сокращать, появилась теория управления кадрами, т.е. человеческими ресурсами, в соответствии с которой именно кадры представляют собой один из тех ресурсов, которым нужно грамотно управлять, создавать условия для его развития, вкладывать в него средства.

Взаимосвязь перечисленных факторов привела к появлению персонал-стратегии, включающей элементы: цель деятельности; система планирования; отношения высших управленческих кадров; организационная структура служб управления персоналом; доступность, полнота и обоснованность используемой информации; образование руководителей (всех уровней управления); взаимосвязь с внешней средой.

Создавшаяся в нашей стране ситуация, изменения социально-экономической действительности одновременно несут как большие возможности, так и серьезную угрозу для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят значительную долю неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: кадровый менеджмент позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личностного фактора в построении системы управления персоналом библиотеки.

Модель стратегического управления персоналом библиотеки исходит из стратегических целей ее функционирования в условиях переходной экономики. Основными составляющими оценки обеспеченности программы развития необходимыми ресурсами (в частности, трудовыми и человеческими) являются:

. вклад работников, ожидаемое поведение индивидов с точки зрения выполнения основной деятельности организации;

2. структура занятости работающих, т.е. распределение компетенции сотрудников, квалификационный состав служащих, соотношение категорий работников, количество уровней управления;

. компетенция сотрудников (требуемый от работников организации общий уровень квалификации) и роль персонала в реструктуризации;

. степень взаимодействия работающих в совместной продуктивной деятельности.

Чем больше библиотека, тем труднее учесть многообразие и сложные производственные связи в настоящий момент, а тем более - в будущем. В связи с этим важнейшим элементом кадрового планирования в библиотеке становится персонал-стратегия, которая:

помогает при определении задач, стратегии и целей;

способствует их выполнению через соответствующие мероприятия.

Без разработки и реализации персонал-стратегии своевременное комплектование нужными кадрами всех подразделений библиотеки невозможно.

Персонал-стратегия - это совокупность и последовательность принимаемых решений, позволяющих оценить, проанализировать и выработать необходимую систему воздействия на персонал для реализации избранного принципа развития организации.

Стратегическое управление персоналом предполагает методы и процедуры анализа реализуемости общих перспективных задач библиотеки с точки зрения возможностей ее персонала или подбора кадров для осуществления глобальных целей (в зависимости от периода планирования). Эта методика создает условия для принятия решений, удовлетворяющих и руководство, и персонал.

Потребность и готовность библиотек к ведению систематического кадрового планирования возрастает по мере увеличения размеров и сложности инициативной платной деятельности (11; С.36).

По существу, все библиотеки явно или неявно используют кадровое планирование. Некоторые руководители проводят серьезные исследования, другие относятся к этому поверхностно. Вместе с тем, долговременный успех любой библиотеки, несомненно, зависит от наличия необходимых работников в необходимое время на правильно выбранных должностях.

С помощью персонал-стратегии можно заполнить вакантные позиции, уменьшить текучесть кадров, оценить возможности карьерного роста специалистов в пределах библиотеки.

Персонал-стратегия библиотеки должна включать в себя:

. прогнозирование перспективных потребностей библиотеки в персонале;

2. изучение рынка труда;

. разработку программы мероприятий по его освоению;

. анализ системы рабочих мест;

. разработку программ мероприятий по развитию персонала.

Кадровое планирование включает в себя применение базисного процесса планирования к решению потребностей библиотеки в человеческом ресурсе. Поэтому, чтобы быть эффективным, оно должно основываться на долговременных планах библиотеки в целом.

Успех персонал-стратегии библиотеки в значительной степени зависит от того, насколько успешно отдел кадров сможет соединить эффективное планирование персонала с плановым процессом всей организации.

В настоящее время кадровое планирование во многих библиотеках недостаточно связано с общим планированием. Распространенная ошибка при кадровом планировании - сосредоточение на краткосрочных потребностях. Такой подход почти всегда приводит к неожиданным затруднениям.

Схема построения персонал-стратегии.

Специфические исходные требования в виде выбора характеристик, которыми должны обладать работники библиотеки, определяются исходя из целей библиотеки в целом.

Элементами стратегического управления персоналом являются:

. анализ внешней и внутренней среды;

2. формулирование специфических целей деятельности организации по управлению персоналом;

. формирование отношений управленческих кадров;

. разработка стратегических вариантов развития управления персоналом;

. создание организационной структуры служб управления персоналом;

. выработка критериев эффективности системы управления персоналом;

. определение ограничений на функционирование системы (финансовые, временные, материальные, возрастные, социальные).

2.4 Управление инновациями

Одной из главных узловых проблем библиотечного менеджмента являются инновации. Высокие темпы социального и информационного прогресса выдвинули те системы управления, которые оказались способными быстро и эффективно осваивать нововведения. В связи с этим инновационный менеджмент может рассматриваться в русле разработки и реализации стратегических направлений информационно-библиотечной деятельности.

Инновационный менеджмент - особая организационно-управленческая деятельность, обеспечивающая библиотечное развитие путем использования инноваций; составляющая стратегического управления библиотечной деятельностью.

Отправной точкой инновационной деятельности библиотеки является ее инновационная политика. Инновационная политика библиотеки - система идей, задач и направлений, форм и методов инновационного развития библиотеки; выражает основные цели и альтернативные возможности библиотечного развития в условиях конкретной рыночной ситуации. Инновационная политика служит основой для разработки инновационных прогнозов, стратегий, программ и проектов развития. Она не только задает направления изменений, но и формирует основания для сбора информации, выработки управленческих решений, поведения персонала. Ею определяются сроки оценки результатов библиотечной деятельности, обеспечиваются условия, стимулирующие поиск альтернативных возможностей библиотечного развития. Формирование и реализация инновационной политики осуществляются в рамках инновационного менеджмента. Инновационным изменениям могут быть подвержены любые объекты: ресурсы, обслуживание (услуги, продукция), структура, социальные отношения. Потребность в инновациях определяется на основе изучения инновационной ситуации, сильных и слабых сторон деятельности библиотеки, противоречий и результатов ее работы, анализа влияния внешних факторов. Любая библиотека испытывает воздействие внешней среды. Происходящие изменения необходимо не просто отслеживать и учитывать, но стремиться предвидеть их. Столь же важно уметь распознать потенциальные угрозы и шансы для деятельности библиотеки. В зависимости от позиции руководства, потенциала персонала и других факторов внутренней среды одни и те же внешние изменения расцениваются некоторыми как угрозы существованию, а другими - как шансы, новые возможности деятельности. Поэтому при анализе факторов внешней среды перед библиотечными менеджерами и всем персоналом встают определенные взаимосвязанные задачи, от успешности решения которых зависит жизнеспособность библиотеки.

Главные направления формирования инновационного менеджмента: разработка организационно-методологических основ освоения новшеств, создание гибкой системы обучения кадров, определение мотивов и факторов сопротивления изменениям и уменьшение их влияния, расчет параметров необходимого ресурсного обеспечения инновационных процессов и мотивации. Перспективна также и реорганизация методической деятельности библиотек на принципах инновационного менеджмента.


Глава 3. Технология библиотечного менеджмента

Технология библиотечного менеджмента включает этапы:

. Постановка цели

2. Принятие решений

. Реализация решений

. Контроль результатов по выполнению решений

. Анализ результатов

. Стимулирование

В своей работе я рассмотрю только часть из них: Постановка цели, реализация решений, контроль результатов по выполнению решений, анализ результатов.

3.1 Постановка цели

Если миссия задает общие ориентиры, направления деятельности библиотеки, выражающие смысл ее существования, то конечные результаты, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей. Иначе говоря, цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Значимость целей для библиотеки невозможно переоценить. Цели являются исходной точкой планирования деятельности, лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования, используемая в библиотеке. Наконец цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и библиотеки в целом. Цели подразделяются на долгосрочные краткосрочные в зависимости от периода времени, требуемого для их достижения. В основе разделения целей лежит временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла. Цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла, являются долгосрочными. Отсюда следует, что в различных отраслях должны быть различные временные промежутки для достижения долгосрочных целей. Однако на практике долгосрочными считаются цели, которые достигаются в течение трех-пяти лет, и соответственно краткосрочными - цели, достигаемые через один-два года. Долгосрочные и краткосрочные цели существенно различаются по содержанию. Для краткосрочных целей характерны большие, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация (кто, что и когда должен выполнять). При необходимости между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются промежуточные цели, которые называются среднесрочными. Можно выделить семь ключевых пространств, в рамках которых каждая библиотека определяет свои цели:

. Положение во внешней среде. Стратегическими целями могут быть формирование культурно-информационной или социально-культурной среды региона, расширение и диверсификация библиотечной деятельности, позиционирование библиотечных услуг в информационном секторе.

. Инновации. Целевые установки в этой области связаны с определением новых методов деятельности - информатизацией библиотечных процессов; обеспечением сохранности библиотечно-информационных ресурсов; дифференциацией библиотечного обслуживания; освоением новых технологий или способов организации ·работы библиотек.

. Эффективность. Для любой библиотеки важными целями становятся определение показателей, характеризующих уровень ресурсосбережения, экономичности производственных процессов и трудозатрат.

. Ресурсы. Определяется потребность во всех видах ресурсов.

Выдвигаются цели расширения (сокращения) ресурсной базы или обеспечения ее стабильности.

. Управленческие аспекты. Обеспечение долгосрочной перспективы возможно только при условии организации эффективного менеджмента и маркетинга, отсутствие которых, по мнению многих специалистов, сдерживает развитие библиотек.

. Персонал. Цели в отношении персонала могут быть ориентированы на сохранение стабильности коллектива, улучшение условий и мотивации труда; обеспечение приемлемого уровня оплаты.

. Социальная ответственность. В силу особого положения в современных социально-экономических условиях библиотечная деятельность должна быть направлена на развитие общественно значимых ценностей, повышение духовного и культурного уровня различных слоев населения. К этому добавляется формирование благоприятного имиджа и высокой организационной культуры библиотеки. Цели библиотеки должны обладать рядом характеристик. Это конкретность, измеримость, ориентированность во времени, гибкость, достижимость. Данные характеристики иногда называют критериями качества, так как они во многом определяют уровень реализации целевых установок (8; С.15).

Конкретность цели позволяет однозначно определить, в каком направлении должна развиваться библиотека. Чем более конкретна цель, тем легче выработать стратегию ее достижения.

Конкретность предполагает измеримость цели, т.е. возможность ее количественного измерения либо оценки каким-то другим объективным способом.

Цели должны быть гибкими, т.е. оставляющими возможность для корректировки в соответствии с изменениями во внешней среде. Установление целей, превышающих возможности библиотеки (например, в достижении коммерческой эффективности), может привести к катастрофическим последствиям. Кроме того, установление недостижимых· целей блокирует стремление сотрудников к успеху и снижает мотивацию труда.

Существуют два основных подхода к установлению целей. Один носит ситуационный характер: цели корректируются при изменении обстоятельств. Другой подход предполагает упреждающее изменение целей. Тогда на базе долгосрочных вырабатываются детализированные краткосрочные (обычно годовые) цели. При их достижении разрабатываются новые долгосрочные цели, учитывающие изменения во внутренней и внешней среде. Постоянно присутствуют долгосрочная целевая ориентация и регулярная корректировка курса с учетом возникающих новых обстоятельств и возможностей.

Формирование миссии и установление целей приводят к пониманию функций библиотеки и ее стремлений.

3.2 Реализация решений

Выполнение решения является повседневной заботой менеджера любого ранга. Реализовать решение возможно только через четкое стратегическое планирование. Стратегический план и бизнес-планирование опираются на данные маркетинговых исследований. Стратегический план дает основу для принятия решений, способствует снижению риска при принятии решения. Стратегические планы разбиваются на этапы выполнения по срокам и задания в них закрепляются за конкретными исполнителями. Для реализации решения используются все виды планов.

3.3 Контроль результатов по выполнению решений

Контроль - одна из важнейших управленческих задач. Это постоянное сравнение того, что есть с тем, что должно быть. Контролировать может только тот, кто знает, каков должен быть конечный результат и результат на каждом этапе реализации решения. Существует три вида контроля: предварительный, текущий, итоговый. Эффективный контроль нацелен на конкретные процессы, результаты учета личных качеств людей, их должностного положения, связей в коллективе, благожелательного подхода к людям. Контроль невозможен без человеческого фактора. Но отношение к контролю у разных людей неоднозначно, хотя каждый понимает, что контроль необходим. Предварительный контроль определяет стандарты для предотвращения возникновения проблемы. На стадии предварительного контроля необходимо убедиться, что сотрудники смогут выполнять порученные им задания. Текущий контроль оценивает работу на стадии ее выполнения. На стадии текущего контроля проверяется деятельность сотрудников непосредственно в ходе проведения работ. Регулярная проверка деятельности сотрудников, обсуждение возникающих проблем позволяют исключить возможные отклонения от выполнения планируемых заданий. Как показывает практика, сотрудники лучше выполняют свои обязанности, если знают, что их действия контролируются. Освещение итогов контроля в коллективе дает дополнительные моральные стимулы для улучшения качества выполняемых работ. Следует отметить, что внешний контроль над сотрудниками должен иметь деликатную форму. Задачи контроля не в поисках виновных лиц, а в выявлении и устранении причин, которые мешали достижению целей. В процессе контроля руководитель получает дополнительную информацию для принятия новых или координации ранее принятых управленческих решений. Итоговым (заключительным) этапом контроля является измерение результатов, оценка результатов деятельности досугового учреждения, структурных подразделений, отдельных сотрудников, проведение всестороннего анализа. Для руководителя любого ранга контроль является составной частью его должностных обязанностей, и именно контроль служит основанием для проведения анализа выполнения решения.

3.4 Анализ результатов

Анализ - это всесторонний разбор чего-либо. Он бывает двух видов: внешний - со стороны органов управления, конкурентов, посетителей досугового учреждения; внутренний - анализ ресурсов, кадрового потенциала, сложившейся ситуации при достижении цели, морально-психологического климата в коллективе, выполнение поэтапного планирования и его качество, продуктивность деятельности каждого работника, структурных подразделений и всего коллектива в целом. На основании анализа делается заключение о том, достигнута ранее поставленная цель или нет. Анализ делается еще и с целью выявления ошибок, чтобы их можно было избежать в будущем. На основании анализа выполнения цели и достигнутого результата руководитель вправе принять меры морального (благодарность, повышение в должности, присвоение звания) и материального (премия, ценный подарок) стимулирования труда сотрудников или меры наложения взыскания (замечание, предупреждение, выговор, строгий выговор, увольнение).


Заключение

Становление библиотечного менеджмента в течение последнего десятилетия ознаменовано серьезными результатами: намечены конструктивные пути реорганизации управленческих механизмов; найдены подходы к решению сложных проблем управления, взятые на вооружение и воплощенные в практику руководителями библиотек.

Библиотечный менеджмент использует широкий спектр концепций мирового менеджмента, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности, с учетом специфических особенностей, как российских реалий, так и собственно библиотечного дела.

Менеджмент как концепцию управления библиотечной деятельностью ждет большое будущее. От степени разработки, освоения теории и практики менеджмента сотрудниками библиотек зависит большая или меньшая успешность решения таких проблем, как стабильность функционирования библиотеки, разработка стратегических направлений ее развития, формирование рейтинга библиотеки у населения, эффективное использование ресурсов, установление надежных партнерских связей с административными и общественными структурами и др.

Управлять библиотекой в настоящее время - значит, умело внедрять инновации, применять на практике достижения науки, использовать стратегическое планирование и персонал-стратегию, развивать общественные коммуникации и фандрэйзинг, проводить самостоятельные маркетинговые исследования и гибко подстраиваться под общественные потребности.


Список литературы

1. Авдулова, Т.П. Психологические основы менеджмента: Учебно-методическое пособие. - М.: Либерея - Бибинформ, 2005. - 154 с.

2. Ахмадова, Ю.А. Система менеджмента качества библиотеки: учебно-практ. пособие / Ю.А. Ахмадова; науч. ред. В.В. Брежнева. - СПб.: Профессия, 2007. - 264с.

. Ахмадова Ю.А. Менеджмент качества и библиотека: учебно-практическое пособие. - М.: Либерея - Бибинформ, 2007. - 88 с.

. Библиотечный менеджмент: современные стили, инновационный подход - Библиотека в школе. - 2006. - С.39 - 46.

. Дубровина, Л.А. Менеджмент качества как направление государственной библиотечной политики / Л.А. Дубровина // Библиотековедение. - 2005. - № 1. - С.33 - 36.

. Клюев, В.К. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности. (Маркетинг в системе управления библиотекой): Уч. пособ. для вузов и колледжей культуры и искусств. - 2-е изд., дораб. и доп. - М.: изд-во Моск. гос. ун-та культуры и искусств, 1999. - 144 с.

. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. - Новосибирск: Наука, 1991. - 736 с.

. Паршукова, Г.Б. Технологии современного менеджмента в библиотечной деятельности: учеб. пособие / Г.Б. Паршукова. - Сиб. отд-ние Рос. акад. наук, Гос. публ. науч. - техн. б-ка. - Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2004. - 187 с.

. Редькина, Н.С. Формирование эффективного технологического менеджмента в библиотеке / Н.С. Редькина // Библиотековедение. - 2008. - № 2. - С.46 - 50.

. Рудич Л.И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основные технологии / Л.И. Рудич. - Кемерово: Кузбасс вузиздат, 1996. - 268 с.

. Суслова, И.М. Основы библиотечного менеджмента: Учеб.-практ. пособие. - М.: Либерея, 2000. - 232с.

. Суслова И.М. Принципы и правила самоменеджмента // СРУК. - 2008. - №5. - С.84.

. Федеральный закон о библиотечном деле (от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ).




1. Смоленская война (1632-1634 гг)
2. Дипломная работа- Організація касових операцій у банківських установах
3. Киев и Киевская земля в 1167-1173 гг.
4. Новосибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и соци
5. экономическая характеристика
6. Rock в переводе с английского качать укачивать качаться в данном случае указывает на характерны
7. рефератов 1 Топливо как единственный реальный источник энергии для совершения механической транспортной р
8. хозяйственной деятельности1
9. тема юридичних принципів і норм поступово склалися в період з 4 тис
10. Информационная система грузоперевозок цинкового производства АО Казцинк
11. ИК Банк гКазани счет получателя и наименование банка 2 ЧОУ ВПО Инст
12. Статья 329 Рабочее время и время отдыха работников труд которых непосредственно связан с движением транспорт
13. онтология происходящий от сочетания древнегреческих слов онтос сущее и логос знание обозначает з
14. Благодать старчества
15. Pегресс в эволюции многоклеточных животных
16. материальной базы любого образовательного учреждения
17. Кинетическая энергия ~ это энергия определяемая скоростью движения тела и зависящая от его массы.html
18. . Общие положения 1.1
19. Маркетингова діяльність комерційного банку
20. Виды сортировки