Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

тема ценностей в философии и их роль в духовной культуре личности и общества

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30


ЛЕКЦИЯ № 2

                                    Философия и мировоззрение.

Основные вопросы по теме:

 

1.  Мировоззрение: понятия, генезис, структура, классификация и уровни.

2. Исторические  типы мировоззрения: мифологическое, религиозное,       научное, философское; их социально – культурная обусловленность и

   соотношение.

3. Философия – как высший вид и уровень мировоззрения. Основные стадии

   ее эволюции.

4.  Система ценностей в философии и их роль в духовной культуре личности   

    и общества.

5.  Мировоззрение и философская культура современного врача.

 I. Независимо от того, изучал человек когда нибудь философию или нет,  у него  уже на уровне здравого смысла имеются широкие представления о себе, о мире в котором он живет.  Они и составляют мировоззрение. Определенное  мировоззрение  имеет каждый человек  и у каждого оно индивидуальное. А есть ли что-то общее между ними? Имеет ли вообще мировоззрение какие-то составляющие, объективное существование?  Можно ли его выявить или измерить?  Перед нами одна из вечных философских проблем: что такое мировоззрение человека, как его понять, каково его социальное предназначение?       

 Фундаментальной потребностью каждого человека и общества является потребность в самоопределении. Поиск средств и форм самоопределения породил специфические духовные образования: сознание и культуру, а также философию и мировоззрение среди них.

Мировоззрение– это целостный взгляд на мир и место человека  в нем. Это необходимая составляющая человеческого сознания, совокупность взглядов, оценок, норм, определяющих общее видение и понимание мира.

Мировоззрение – это сложное интегральное понятие. Оно выступает  как духовно – практическое явление и представляет собой: сплав знаний, взглядов, убеждений, принципов, идеалов, ценностей, верований, жизненных норм и стереотипов, что составляет структуру мировоззрения.  

Мировоззрение способствует синтезированию целого ряда  нтеллектуальных образований: желания, знания, интуиция, вера, надежда, мотивация, цель и др.   

Мировоззрение – это программа действий индивида, группы или общества в целом.  

Мировоззрение – это результат отражения мира. Но глубина этого отражения может быть различной. Поэтому данная классификация опирается на свойственные человеку физиолого-психологические механизмы и средства познания мира. А мировоззрение выступает как производное: разума,  чувств, воли.

Исходя из этого  в структуре мировоззрения выделяют:  

- мироощущение;

- мировосприятие;

- миропредставление;

- миропонимание;

- мироотношение.

  Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. И применительно к мировоззрению называется мироощущением.  Здесь фиксируются  лишь отдельные свойства явлений.

Следующие по глубине уровни отражения  - мировосприятие и миропредставление.  Здесь создается целостная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, фиксация их тождества и различия.  Однако на этом уровне мировоззрение ограничено чувственным опытом. И только когда происходит отражение посредством понятий, формируется понятийное отражение – глубинный уровень, связанный с  абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне называется миропониманием. Именно его и представляет философия.

Классификация мировоззрения:

           По историческим эпохам:

- архаичное;

- античное;

- средневековое;

- ренессансное;

- мировоззрение 20 – го века;

- мировоззрение 21-го века.

                                 По уровню видения и осознания мира:

- осознанное;

- неосознанное;

- частично осознанное;

- обыденное (стихийные, несистематизированные представления о мире и    

  человеке);

-научное (познание мира и человека на уровне  законов, систематизированных знаний);

- философское.

                     В зависимости от субъекта мировоззрения, его носителя:

- индивидуальное;

- коллективное;

- групповое;

- национальное;

- региональное;

- общечеловеческое.

                В зависимости от морально-ценностных ориентиров:

- эгоистическое;

- гуманистическое;

- антигуманное;

- альтруистическое;

- циничное;

- шовинистическое.

              По строению различают мировоззрение:

- целостное;

- фрагментарное;

- внутренне согласованное;

- противоречивое.

         По степени адекватности восприятия действительности:

- реалистическое;

- фантастическое;

- искривленное;

- адекватное действительности.

    

По отношению к признанию существования высших сущностей:

- религиозное;

- скептическое;

- агностическое;

- атеистическое.

II.   Исторические типы мировоззрения.

В истории человечества  выделяют следующие типы мировоззрения: мифология, религия, наука и философия.

Мифология как мировоззрение.

Мифология – мировоззрение древнего общества, в котором разные представления связаны в  единую образную картину мира, в которой совмещаются: реальность и фантазия, природное и надприродное, знание и вера, мысль и эмоции. Мифология представляет собой нерасчлененное  единство: религиозных верований, зачатков научных знаний, моральных принципов. Данная особенность мифологии носит название – синкретизм. Мифология считается исторически первой формой мировоззрения ( в переводе с греческого означает  - рассказ, пересказ).

В мифологии – явления, предстают в виде конкретных образов которые часто являются метафорами и символами. А в целом мифология – это образное знание о мире, обращенное к чувствам и эмоциям человека.

                          Характерные черты мифологического мировоззрения:

1. Формируется и функционирует стихийно;

2. Мифология не имеет автора, ее творцом является народ;

3. Характеризуется отсутствием разграничения и противопоставления миру и   

   человеку.

4. Миф рассказывает о явлениях окружающего мира.

5. Мифологическое сознание является синкретичным, т.е. видит мир

   целостным и универсальным.

6. В мифе отсутствует рефлексия ( абстрактные размышления, а именно из

   мифологии с течением времени выделились такие сферы духовной

   деятельности как: наука, искусство, религия, фольклор, право, философия,

   этические нормы).

Таким образом: мифология основана на эмоционально-художественном переживании окружающего мира и использует чувственные образы.

Функция мифологии – передача знаний.

Религия как мировоззрение:

Религия – исторический тип мировоззрения, в основе которого лежит вера в существование надприродных сил и их главную роль в жизни людей и мироустройстве. Религия возникла в каменном веке и была долгое время господствующим мировоззрением. В данное время она также существует и развивается рядом с философией и наукой. Философия  в своем историческом развитии то сближалась с религией, почти сливаясь с ней в эпоху средневековья ( теология, богословие), то противопоставлялась ей (атеизм). В поиске ответов на мировоззренческие вопросы, такие как: происхождение Вселенной, жизни на Земле, человека, объяснение природных явлений, нравственно-этические проблемы и др., религия опирается на веру и догмы. Общим между религией и философией является то, что они дают человеку важнейшие жизненные ориентиры. Для религиозного мировоззрения характерна чувственная, образно – эмоциональная форма восприятия окружающей действительности.

Религия выполняет ряд функций:

- объединительную (объединяет общество вокруг идей);

- культурологическую (влияет на культуру);

- нравственно-воспитательную (культивирует идеалы добра, справедливости,

 чести, порядочности и др.)

Наука как мировоззрение.

Научное мировоззрение  –  это отношение к окружающему миру не противоречащее основным принципам  научного поиска, опирающимся на многократно проверенные и подтвержденные истины.  Научное мировоззрение основывается на аналитико – синтетическом мышлении. Оно логично, доказательно и систематизирует знания. Наука направлена на производство знаний о природе, обществе, познании и имеет цельпостижение истины и открытие законов, на основе обобщения реальных фактов. Характерная черта науки – объективность. В арсенале научного познания – рациональные средства и методы.  Таким образом, науке присущи: строгая доказательность, обоснованность результатов,  достоверность выводов, внутренняя системность знания, опытная проверяемость, рациональность. Научное мировоззрение основано на рациональном объяснении действительности. В основе научного мировоззрения – лежат научные методы.

Философия как мировоззрение

Философия –это высший вид и уровень мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. Это один из способов духовного освоения человеком мира.

Особенности философского мировоззрения:

- основано на знании (рациональность);

- теоретичность;

- логичность (имеет внутреннее единство и систему);

- рефлексия  (обращенность мысли на саму себя);

- опирается на четкие понятия и категории.

Соотношение понятий мировоззрение  и философия.

Понятие мировоззрение шире понятия философия. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает яблоко, грушу, сливу и т. п., так и понятие мировоззрения нельзя свести к философии. Оно включает и другие виды: художественное, религиозное, мифологическое и т.д. Таким образом, всякая философия является мировоззрением, однако не всякое мировоззрение – это философия. В историческом плане философия – самый поздний тип мировоззрения и по своей сути, она призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования развития мира и человека.

III. Философия как мировоззрение прошла три основных стадии своей эволюции:

  •  космоцентризм
  •  теоцентризм
  •  антропоцентризм

Космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому все сущее зависит от космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Др. Индии, Др. Китаю, Др. Греции.).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство сверхъестественной силы – Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека. (Европа эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, современные философские школы).

IV. Система ценностей в философии и их роль в духовной культуре личности и общества.

Каковы ценности, такова и личность и все общество. Поэтому не случайно, проблема ценностей занимает первое место в переходные периоды общественного развития. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией личности. Все это находит свое место в процессе переоценки ценностей.

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией. Это учение зародилось в античности и прошло исторический путь развития до наших дней. Различные эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. Например, в Средневековье – главный ценностью был Бог, религия. В эпоху Возрождения ценности гуманизма и т. д. Любая вещь, событие, действие в жизни человека имеют определенное значение, ценность, смысл. Есть вещи и события более значимые, а есть менее. Одни желательны и к ним стремятся, а другие наоборот избегают. Каким образом происходит оценка всего того с чем мы сталкиваемся в жизни, как мы определяем что хорошо, что плохо, что достойно, а что нет, к чему стремиться, а чего избегать? Ответ прост: об этом нам говорят наши чувства. Таким образом, первичная оценка всего, с чем мы сталкиваемся в жизни происходит на уровне эмоций, чувств. Наши эмоциональные реакции выражают определенное отношение к миру, являются для нас ориентирами, указывают нам цели. Определяют наш выбор, наш жизненный путь. Но если наши чувства «знают», что хорошо и что плохо, то откуда берется это «знание»? Причем это «знание» особого рода. Большинство людей обычно об этом не задумываются, а просто живут, как подсказывают им чувства. Это «первичное знание» о мире. Оно вкладывается в нас в процессе воспитания, образования. Родители, родственники, учителя, герои художественных произведений - «учат » нас реагировать та то или иное событие определенным образом. Первичное знание, которое ведет человека по жизни – это его мироощущение, которое определяет ценность предметов, событий. Но все дело в том, что чувства изменчивы, непостоянны, противоречивы. То, что нравится сегодня, может не нравиться завтра и наоборот. Человек, оказывается, зависим от настроения. Власть над настроением дает разум, а быть разумным учит философия. Философ знает, как преодолеть хаос, достичь порядка и гармонии, дает правильные ориентиры, истинную систему ценностей. Философ пытается навести порядок в жизненной стихии, пытается понять, что является действительно ценным и значимым, а что только кажется таковым.

Уже Сократ понял, что все ценности обитают внутри каждого из нас. Но мы, как правило, истинные ценности не знаем. Большинство из нас руководствуется в своих поступках не «знанием», а «мнением». Ложными ценностями. Истина внутри каждого, но не каждый об этом знает. Как отличить истинные ценности от ложных? Сократ дает однозначный ответ: критерий – ты сам, твое внутреннее чувство. «Познай себя» - говорит Сократ, загляни внутрь себя и именно там найдешь все благо и все зло.  Философия выстраивает иерархию ценностей. Что является высшими, а что низшими ценностями. Она утверждает разумность, умеренность, справедливость о качестве высших ценностей.

Ценности (классификация):

  •  абсолютные и относительные
  •  высшие и низшие
  •  материальные и духовные
  •  положительные и отрицательные

Ценности всегда связаны с человеком:

  •  ценности - цели и ценности – средства

Высшая ценность – человек, его жизнь. Каждый человек живет в определенной системе ценностей. Причем разные ценности имеют для него разное значение. Например: сытый и голодный будут по-разному относиться к куску хлеба, а рок-музыка кому-то может нравится, а кого-то раздражать. Таким образом, существует индивидуальная динамика ценностей и их иерархия. Так, один учится, чтобы больше зарабатывать, а другой работает, чтобы иметь возможность учиться и самосовершенствоваться. Систему ценностей образуют: идеалы, нормы, средства и цели. К высшим ценностям относится: смысл жизни, добро, справедливость, красота истина, свобода и т.д.

 




1. PR-сопровождение запуска безрецептурного препарата в аптечной сети
2. Затем просит гостей построиться живым коридором держа над головами букеты цветов; через определенные интер
3. Тихомиров, о нём
4. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук ЛЬВІВ ~ Д
5. Новый Стерн А.А
6. Расследование преступлений связанных с банкротством
7. вариант 1 Введем обозначения- хn xk ~ границы отрезка; h ~ шаг; х ~ точка; f ~ знач
8. сучасна соціологія
9. 1857 французский мыслитель который считается основоположником социологии как самостоятельной науки
10. Экономика труда эффективность и ее показатели планирование численности работников различных катег
11. тематик Тригонометрический ряд
12.  Женщина 48 лет обратилась по поводу протезирования зубов
13. Тема 11- Правовая охрана и использование объектов животного мира
14. ва применяется особо чистые сырьевые материалы
15. на тему- Проявление симметрии в различных формах материи Выполнен студентом- Коше
16. Южуралмебель ООО ПК Южуралмебель Алексеев А
17. а МОБУ СОШ с
18.  Весеннее наступление союзников
19. тема 1
20. а; міжособистісні інтерперсональні які виникають між двома особистостями наприклад між двома студент