Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

тема ценностей в философии и их роль в духовной культуре личности и общества

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30


ЛЕКЦИЯ № 2

                                    Философия и мировоззрение.

Основные вопросы по теме:

 

1.  Мировоззрение: понятия, генезис, структура, классификация и уровни.

2. Исторические  типы мировоззрения: мифологическое, религиозное,       научное, философское; их социально – культурная обусловленность и

   соотношение.

3. Философия – как высший вид и уровень мировоззрения. Основные стадии

   ее эволюции.

4.  Система ценностей в философии и их роль в духовной культуре личности   

    и общества.

5.  Мировоззрение и философская культура современного врача.

 I. Независимо от того, изучал человек когда нибудь философию или нет,  у него  уже на уровне здравого смысла имеются широкие представления о себе, о мире в котором он живет.  Они и составляют мировоззрение. Определенное  мировоззрение  имеет каждый человек  и у каждого оно индивидуальное. А есть ли что-то общее между ними? Имеет ли вообще мировоззрение какие-то составляющие, объективное существование?  Можно ли его выявить или измерить?  Перед нами одна из вечных философских проблем: что такое мировоззрение человека, как его понять, каково его социальное предназначение?       

 Фундаментальной потребностью каждого человека и общества является потребность в самоопределении. Поиск средств и форм самоопределения породил специфические духовные образования: сознание и культуру, а также философию и мировоззрение среди них.

Мировоззрение– это целостный взгляд на мир и место человека  в нем. Это необходимая составляющая человеческого сознания, совокупность взглядов, оценок, норм, определяющих общее видение и понимание мира.

Мировоззрение – это сложное интегральное понятие. Оно выступает  как духовно – практическое явление и представляет собой: сплав знаний, взглядов, убеждений, принципов, идеалов, ценностей, верований, жизненных норм и стереотипов, что составляет структуру мировоззрения.  

Мировоззрение способствует синтезированию целого ряда  нтеллектуальных образований: желания, знания, интуиция, вера, надежда, мотивация, цель и др.   

Мировоззрение – это программа действий индивида, группы или общества в целом.  

Мировоззрение – это результат отражения мира. Но глубина этого отражения может быть различной. Поэтому данная классификация опирается на свойственные человеку физиолого-психологические механизмы и средства познания мира. А мировоззрение выступает как производное: разума,  чувств, воли.

Исходя из этого  в структуре мировоззрения выделяют:  

- мироощущение;

- мировосприятие;

- миропредставление;

- миропонимание;

- мироотношение.

  Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. И применительно к мировоззрению называется мироощущением.  Здесь фиксируются  лишь отдельные свойства явлений.

Следующие по глубине уровни отражения  - мировосприятие и миропредставление.  Здесь создается целостная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, фиксация их тождества и различия.  Однако на этом уровне мировоззрение ограничено чувственным опытом. И только когда происходит отражение посредством понятий, формируется понятийное отражение – глубинный уровень, связанный с  абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне называется миропониманием. Именно его и представляет философия.

Классификация мировоззрения:

           По историческим эпохам:

- архаичное;

- античное;

- средневековое;

- ренессансное;

- мировоззрение 20 – го века;

- мировоззрение 21-го века.

                                 По уровню видения и осознания мира:

- осознанное;

- неосознанное;

- частично осознанное;

- обыденное (стихийные, несистематизированные представления о мире и    

  человеке);

-научное (познание мира и человека на уровне  законов, систематизированных знаний);

- философское.

                     В зависимости от субъекта мировоззрения, его носителя:

- индивидуальное;

- коллективное;

- групповое;

- национальное;

- региональное;

- общечеловеческое.

                В зависимости от морально-ценностных ориентиров:

- эгоистическое;

- гуманистическое;

- антигуманное;

- альтруистическое;

- циничное;

- шовинистическое.

              По строению различают мировоззрение:

- целостное;

- фрагментарное;

- внутренне согласованное;

- противоречивое.

         По степени адекватности восприятия действительности:

- реалистическое;

- фантастическое;

- искривленное;

- адекватное действительности.

    

По отношению к признанию существования высших сущностей:

- религиозное;

- скептическое;

- агностическое;

- атеистическое.

II.   Исторические типы мировоззрения.

В истории человечества  выделяют следующие типы мировоззрения: мифология, религия, наука и философия.

Мифология как мировоззрение.

Мифология – мировоззрение древнего общества, в котором разные представления связаны в  единую образную картину мира, в которой совмещаются: реальность и фантазия, природное и надприродное, знание и вера, мысль и эмоции. Мифология представляет собой нерасчлененное  единство: религиозных верований, зачатков научных знаний, моральных принципов. Данная особенность мифологии носит название – синкретизм. Мифология считается исторически первой формой мировоззрения ( в переводе с греческого означает  - рассказ, пересказ).

В мифологии – явления, предстают в виде конкретных образов которые часто являются метафорами и символами. А в целом мифология – это образное знание о мире, обращенное к чувствам и эмоциям человека.

                          Характерные черты мифологического мировоззрения:

1. Формируется и функционирует стихийно;

2. Мифология не имеет автора, ее творцом является народ;

3. Характеризуется отсутствием разграничения и противопоставления миру и   

   человеку.

4. Миф рассказывает о явлениях окружающего мира.

5. Мифологическое сознание является синкретичным, т.е. видит мир

   целостным и универсальным.

6. В мифе отсутствует рефлексия ( абстрактные размышления, а именно из

   мифологии с течением времени выделились такие сферы духовной

   деятельности как: наука, искусство, религия, фольклор, право, философия,

   этические нормы).

Таким образом: мифология основана на эмоционально-художественном переживании окружающего мира и использует чувственные образы.

Функция мифологии – передача знаний.

Религия как мировоззрение:

Религия – исторический тип мировоззрения, в основе которого лежит вера в существование надприродных сил и их главную роль в жизни людей и мироустройстве. Религия возникла в каменном веке и была долгое время господствующим мировоззрением. В данное время она также существует и развивается рядом с философией и наукой. Философия  в своем историческом развитии то сближалась с религией, почти сливаясь с ней в эпоху средневековья ( теология, богословие), то противопоставлялась ей (атеизм). В поиске ответов на мировоззренческие вопросы, такие как: происхождение Вселенной, жизни на Земле, человека, объяснение природных явлений, нравственно-этические проблемы и др., религия опирается на веру и догмы. Общим между религией и философией является то, что они дают человеку важнейшие жизненные ориентиры. Для религиозного мировоззрения характерна чувственная, образно – эмоциональная форма восприятия окружающей действительности.

Религия выполняет ряд функций:

- объединительную (объединяет общество вокруг идей);

- культурологическую (влияет на культуру);

- нравственно-воспитательную (культивирует идеалы добра, справедливости,

 чести, порядочности и др.)

Наука как мировоззрение.

Научное мировоззрение  –  это отношение к окружающему миру не противоречащее основным принципам  научного поиска, опирающимся на многократно проверенные и подтвержденные истины.  Научное мировоззрение основывается на аналитико – синтетическом мышлении. Оно логично, доказательно и систематизирует знания. Наука направлена на производство знаний о природе, обществе, познании и имеет цельпостижение истины и открытие законов, на основе обобщения реальных фактов. Характерная черта науки – объективность. В арсенале научного познания – рациональные средства и методы.  Таким образом, науке присущи: строгая доказательность, обоснованность результатов,  достоверность выводов, внутренняя системность знания, опытная проверяемость, рациональность. Научное мировоззрение основано на рациональном объяснении действительности. В основе научного мировоззрения – лежат научные методы.

Философия как мировоззрение

Философия –это высший вид и уровень мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. Это один из способов духовного освоения человеком мира.

Особенности философского мировоззрения:

- основано на знании (рациональность);

- теоретичность;

- логичность (имеет внутреннее единство и систему);

- рефлексия  (обращенность мысли на саму себя);

- опирается на четкие понятия и категории.

Соотношение понятий мировоззрение  и философия.

Понятие мировоззрение шире понятия философия. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает яблоко, грушу, сливу и т. п., так и понятие мировоззрения нельзя свести к философии. Оно включает и другие виды: художественное, религиозное, мифологическое и т.д. Таким образом, всякая философия является мировоззрением, однако не всякое мировоззрение – это философия. В историческом плане философия – самый поздний тип мировоззрения и по своей сути, она призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования развития мира и человека.

III. Философия как мировоззрение прошла три основных стадии своей эволюции:

  •  космоцентризм
  •  теоцентризм
  •  антропоцентризм

Космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому все сущее зависит от космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Др. Индии, Др. Китаю, Др. Греции.).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство сверхъестественной силы – Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека. (Европа эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, современные философские школы).

IV. Система ценностей в философии и их роль в духовной культуре личности и общества.

Каковы ценности, такова и личность и все общество. Поэтому не случайно, проблема ценностей занимает первое место в переходные периоды общественного развития. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией личности. Все это находит свое место в процессе переоценки ценностей.

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией. Это учение зародилось в античности и прошло исторический путь развития до наших дней. Различные эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. Например, в Средневековье – главный ценностью был Бог, религия. В эпоху Возрождения ценности гуманизма и т. д. Любая вещь, событие, действие в жизни человека имеют определенное значение, ценность, смысл. Есть вещи и события более значимые, а есть менее. Одни желательны и к ним стремятся, а другие наоборот избегают. Каким образом происходит оценка всего того с чем мы сталкиваемся в жизни, как мы определяем что хорошо, что плохо, что достойно, а что нет, к чему стремиться, а чего избегать? Ответ прост: об этом нам говорят наши чувства. Таким образом, первичная оценка всего, с чем мы сталкиваемся в жизни происходит на уровне эмоций, чувств. Наши эмоциональные реакции выражают определенное отношение к миру, являются для нас ориентирами, указывают нам цели. Определяют наш выбор, наш жизненный путь. Но если наши чувства «знают», что хорошо и что плохо, то откуда берется это «знание»? Причем это «знание» особого рода. Большинство людей обычно об этом не задумываются, а просто живут, как подсказывают им чувства. Это «первичное знание» о мире. Оно вкладывается в нас в процессе воспитания, образования. Родители, родственники, учителя, герои художественных произведений - «учат » нас реагировать та то или иное событие определенным образом. Первичное знание, которое ведет человека по жизни – это его мироощущение, которое определяет ценность предметов, событий. Но все дело в том, что чувства изменчивы, непостоянны, противоречивы. То, что нравится сегодня, может не нравиться завтра и наоборот. Человек, оказывается, зависим от настроения. Власть над настроением дает разум, а быть разумным учит философия. Философ знает, как преодолеть хаос, достичь порядка и гармонии, дает правильные ориентиры, истинную систему ценностей. Философ пытается навести порядок в жизненной стихии, пытается понять, что является действительно ценным и значимым, а что только кажется таковым.

Уже Сократ понял, что все ценности обитают внутри каждого из нас. Но мы, как правило, истинные ценности не знаем. Большинство из нас руководствуется в своих поступках не «знанием», а «мнением». Ложными ценностями. Истина внутри каждого, но не каждый об этом знает. Как отличить истинные ценности от ложных? Сократ дает однозначный ответ: критерий – ты сам, твое внутреннее чувство. «Познай себя» - говорит Сократ, загляни внутрь себя и именно там найдешь все благо и все зло.  Философия выстраивает иерархию ценностей. Что является высшими, а что низшими ценностями. Она утверждает разумность, умеренность, справедливость о качестве высших ценностей.

Ценности (классификация):

  •  абсолютные и относительные
  •  высшие и низшие
  •  материальные и духовные
  •  положительные и отрицательные

Ценности всегда связаны с человеком:

  •  ценности - цели и ценности – средства

Высшая ценность – человек, его жизнь. Каждый человек живет в определенной системе ценностей. Причем разные ценности имеют для него разное значение. Например: сытый и голодный будут по-разному относиться к куску хлеба, а рок-музыка кому-то может нравится, а кого-то раздражать. Таким образом, существует индивидуальная динамика ценностей и их иерархия. Так, один учится, чтобы больше зарабатывать, а другой работает, чтобы иметь возможность учиться и самосовершенствоваться. Систему ценностей образуют: идеалы, нормы, средства и цели. К высшим ценностям относится: смысл жизни, добро, справедливость, красота истина, свобода и т.д.

 


Диплом на заказ


1. Тема- Розрахунок показників фінансового стану позичальників ~ фізичних осіб
2. 4комн кв Т- 89177464235
3. Электроизоляционные лаки и их классификация
4. Лабораторная работа ’6_2
5. Управление основным капиталом предприяти
6. Утверждаю Рассмотрено Директор муниципального на педагогическом совете общеобразовательног
7. гречку Иногда встречается пегая масть типа сабино которую Всемирная организация заводчиков арабских лош
8. Полный письменный перевод.html
9. Значение и последствия войны 1812 года
10. по теме- Индивидуальное сопровождение особого ребенка в общеобразовательной группе детского сада 8 ча
11. Доклад- Термопсис очередноцветковый
12. Курсовая работа- Организованная преступность в России- история и современность
13. Аудит и налогообложени
14. Понятие базы данных и ее законодательное определение
15. ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
16. КЕМЕРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНО
17. Формулировки второго закона Второй закон термодинамики как и первый является постулатом который невозм
18. классов практических занятий и лекций- Сергей Давыдов дипломированный
19. Методические рекомендации составлены к уроку развития речи по теме- Обучающее изложение
20. Душа Не возьмешь мою Душу живу М