Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Тема урока- Проблема грехопадения и покаяния главных героев романа Ф

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30


   Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа № 7

города Алексеевки Белгородской области

 

 

Проблема грехопадения и покаяния

главных героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

урок-исследование

 

 

Учитель:

Ляшенко  Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,

 

 

 2013

Тема урока: «Проблема грехопадения и покаяния главных героев

романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Цель  урока:   выявить специфику  грехопадения и покаяния главных героев  

                      романа Ф.М. Достоевского «Преступление  и наказание»

Задачи урока:

Образовательные:

  •  помочь школьникам  через роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» по-новому осмыслить  христианские заповеди, смертные грехи человека;
  •  организовать исследовательскую деятельность учеников с целью выявления специфики грехопадения и раскаяния Раскольникова, Сони, Мармеладова;
  •  подвести учащихся к пониманию гуманистической теории Ф.М. Достоевского.

Развивающие:

  •  развивать у школьников умение целеполагания, а также логичность, осмысленность, навыки исследовательской деятельности при   групповой форме обучения;
  •  развивать у обучающихся  умение анализировать  художественный текст и на основании  этого учить делать  обобщающие выводы;
  •  развивать у школьников навыки владения культурными нормами русской речи.

Воспитательные:

  •  способствовать воспитанию нравственных основ человеческой личности в духе Православной культуры;
  •  воспитывать  читательскую культуру школьников.

Тип урока: комбинированный с применением интегрированных связей    

    (Основы православной культуры)

Форма:  урок-исследование

Технологии, используемые на уроке: технология сотрудничества, технология  проблемного обучения, групповые технологии, технология мастерских.

Оборудование: карточки-напоминания с указанием христианских заповедей и смертных грехов человека (для каждой группы); карточки информационного характера;  карточки с  опорными  вопросами; слайдовая презентация.

Домашнее задание предыдущего урока: найти толкование слов «заповедь», «христианин»,   «грех», «покаяние», «гуманизм»; вспомнить христианские заповеди; подготовить сообщение о грехах человека (индивидуально); перечитать выборочные  главы (специально для каждой группы).

 

Организация урока: класс делится на 3 группы.

Эпиграфы

Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру.

      М. Горький

Поэт в порыве вдохновения разгадывает Бога.

Ф.М. Достоевский

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

Изучая  то или иное произведение, мы в первую очередь испытываем мощное духовное воздействие философии писателя, его представлений о человеке, мироустройстве, о добре и зле.  Для Ф.М. Достоевского - это христианская нравственность. Нет нужды доказывать, что Достоевский - христианский писатель, и духовный потенциал его произведений определяется поисками у человека «образа и подобия божия», страстным разоблачением всего, что  уводит   человека от Христа. Христианская мораль - это тот огонь в творениях гениального писателя, который согревает всё доброе в человеке и обжигает злое.

Идеями христианства питалось творчество многих выдающихся писателей.   Но особое место занимает в этом ряду Ф.М. Достоевский, у которого идея самоценности человеческой личности неизбежно приводила к проблеме Бога, к необходимости противопоставить мировому злу нравственные законы христианства. Ф.М. Достоевский верил в человека и человечество только потому, что он верил в БОГОчеловечество, в БОГОчеловека - в Христа и Церковь.

Сегодняшнее занятие мы посвятим выявлению христианской проблематики в романе   Ф.М. Достоевского «преступление и наказание».

Исходя из темы урока, эпиграфа, ему предпосланного,  сформулируйте для себя цели урока.

II. Этап целеполагания

  1.   Углубить свои представления о христианских заповедях и о смертных грехах.
  2.  Выявить специфику грехопадения  и покаяния главных героев романа «Преступление и наказание».
  3.  Совершенствовать навыки анализа  художественного текста.
  4.  Реализовать свои способности в исследовательском анализе художественного текста  
  5.  Получить «5» (цели, которые поставили перед собою ученики)

Обобщение учителя: учитывая ваши индивидуальные цели, хочу обратить вас ещё к такой, как развитие навыков владения нормами   русской речи.

III. Этап проверки Д/З

- На сегодняшнем уроке мы будем оперировать словами, значение которых вы должны были уточнить по словарю (индивидуальные сообщения школьников):

 Грех – это вина не перед обществом или другим человеком, а перед богом.

Гуманизм – принцип мировоззрения,  в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способностей к совершенствованию, требовании е свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье.

Заповедь – нравственная норма, представленная в моральном сознании в виде повеления.

Нравственность – понятие, являющееся синонимом слова «мораль».

Покаяние – один из механизмов нравственного самосовершенствования личности; проявляется как действенное сожаление индивида о своих недолжных поступках.

Христианин - религиозный человек, верующий в Иисуса Христа как Бога, исповедующий христианство.

- Прежде чем приступить к  групповым исследованиям, давайте вспомним христанские заповеди (ответы учащихся):

1. Я есть  Господь Бог Твой: да не будет у тебя  других богов, кроме меня.
2. Не сотвори себе кумира.
3. Не произноси  имени Господа Бога твоего всуе.
4. Помни день субботний: шесть дней делай и, сотвориши в них вся дела твои,  день  седьмой, субботу,  посвяти Господу Богу твоему.
5. Чти отца твоего и мать твою.

6. Не убий .
7. Не прелюбодействуй.
8. Не укради.
9. Не  произноси  на друга твоего ложного свидетельства.
10. Не пожелай жены  ближнего твоего, не пожелай дома ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, что есть  суть ближнего твоего.

- Поскольку мы будем говорить о грехах, которые совершают   герои романа, давайте послушаем сообщение на эту тему (доклад ученика):

«Большинство святых отцов говорят о восьми  грехах:

- чревоугодие,
- прелюбодеяние,
-  сребролюбие,
-  гнев,
-  печаль,
-  уныние,
-  тщеславие,
-  гордость.

Иногда эти восемь  грехов называют  страстями. Такое название  они имеют потому, что могут (если полностью завладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. Согласно святым отцам, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником определенного порока. Это учение коренится в Евангелии: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находя, говорит: возвращусь в дом свой, откуда вышел, и придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11: 24–26).

Страсти являются извращением естественных человеческих свойств и потребностей. В человеческой природе есть потребность к пище и питью, стремление к продолжению рода. Гнев может быть праведным (например, к врагам веры и Отечества), а может привести к убийству. Бережливость может переродиться в сребролюбие. Мы скорбим о потере близких людей, но это не должно перерастать в отчаяние. Целеустремленность, упорство не должны приводить к гордости.

Вопреки известному выражению «подобное лечится подобным», страсти лечатся противоположным, то есть воспитанием в душе противоположной добродетели. Об этом пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). Каждой из восьми страстей он противопоставляет противоположную ей христианскую добродетель. Например: чревоугодие побеждается воздержанием, гнев – кротостью, тщеславие – смирением и т. д.

Последний грех (гордость) является самым страшным, так как он  может изгнать из человека любую добродетель».

IV. Исследовательская работа в группах

Задача: учитывая информацию, размещённую на карточках, подготовленных учителем для каждой группы, опираясь  на текст произведения, заполнить таблицу и прокомментировать  свои записи.

Герой романа

На что указывает имя/фамилия героя

Какую христианскую заповедь нарушает

В каком грехе можно  обвинить  героя

Показано ли в романе покаяние героя?

В чём это выражается?

 

Материал для 1 группы (Мармеладов)

Карточка  информационного характера

Мармеладов. С этой фамилией прямых ассоциаций с православной семантикой нет. Буквально мармелад – мягкий, желеобразный, на натуральной основе, не подлежащий длительному хранению, очень (даже слишком) сладкий продукт. Основные качества мармелада: особенно «мягкий», «слишком сладкий» соответствуют чертам характера героя и его манере изъясняться. Можно лишь вспомнить, что Православие учит воздерживаться от удовольствий, многословия и остерегаться чрезмерности (ассоциации со словом «слишком») во всём: не только в земных делах, но даже в духовных подвигах.

Карточка  с  опорными вопросами

Курсивом выделены примерные ответы учеников

  1.  На какой  порок  Мармеладова намекает Достоевский его фамилией?  
    1.  Вспомните других героев романа, которые имеют этот порок. (Миколка, пьяная толпа из сна Раскольникова). Какие поступки они совершают?
    2.  Вспомните, в каком месте познакомились Раскольников и Мармеладов? (кабак) 
    3.  Какие ещё события происходят на фоне этого заведения? (убийство лошади во сне Раскольникова)
    4.  Как автор передаёт своё отношение к этому заведению? (Раскольников видит «большой кабак, всегда производивший на него неприятнейшее впечатление и даже страх, когда он проходил мимо него, гуляя с отцом. Там всегда была такая толпа, так орали, хохотали и ругались, так безобразно и сипло пели и так часто дрались; кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи... Встречаясь с ними, он тесно прижимался к отцу и весь дрожал»)
    5.  Что в сне Раскольникова противопоставлено кабаку? (церковь: «Он любил эту церковь и старинные в ней образа, большею частью без окладов, и старого священника с дрожащею головой. <...> И вот снится ему: они идут с отцом по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака; он держит отца за руку и со страхом оглядывается на кабак»)
    6.  В книге «Пастырские наставления к простому народу против пьянства» сказано, что «пьяница есть нарушитель всех заповедей Божиих». Докажите правдивость этого высказывания. ( Первая заповедь  Божия повелевает нам познавать и любить Бога и служить Ему существом своим: но может ли отуманенный вином пьяница возноситься умом к Богу, а тем более познавать Его?  Вторая заповедь Божия запрещает творить идолов и кланяться им. Но пьяница страсть свою к вину делает для себя идолом, которому кланяется. Не идолопоклонник ли он?
      Третья заповедь Божия запрещает без нужды произносить   имя Божие, а также сквернословие и брань. Но чего вы хотите от пьяного, с языка которого сыплются не только божба, но и всякого рода брань и сквернословие, самые гнусные слова, оскорбляющие слух всякого порядочного человека?  
      Четвертая заповедь Божия повелевает посвящать Богу праздники Господни; а пьяница иногда еще до литургии предается удовлетворению своей несчастной страсти.  
      Пятою заповедью внушается нам любовь и почтение к родителям. Но  пьяница  ни во что не ставит советы и мольбу родителей  и вгоняетих  в преждевременную могилу.  
      Шестая заповедь запрещает посягать на жизнь, спокойствие и безопасность ближнего, воспрещает гнев, злобу, ненависть, ссоры и драки. Но кто более пьяного способен к необузданному гневу, ссорам и дракам, ведущим и к убийству, этому ужасному преступлению.  Седьмая заповедь запрещает прелюбодеяние и разврат. Но апостол Павел прямо говорит, что следствием пьянства есть блуд. Пьянство, разнуздывая страсти и скотские вожделения плоти, прямо ведет ко всевозможным видам разврата, ужасным и омерзительным.
      Восьмая заповедь запрещает воровство, кражу чужой собственности. Но может ли пьяница не быть вором? Он вор уже потому, что обкрадывает самого себя, пропивая трудовую копейку, крадет у себя здоровье и силы, крадет самое время.  Девятая заповедь запрещает посягать на честь и доброе имя ближнего. Но может ли пьяница, не дорожащий собственной честью, дорожить честью других? Десятою заповедью Божиею запрещается завидовать благосостоянию ближнего. Но может ли быть равнодушен и доброжелателен к счастию и благосостоянию ближнего тот, что довел себя до бедности и нищеты, до бесславия и позора).

Материал для 2 группы ( Соня )

Карточка  информационного характера

Соня. Софья – мудрость. Чаще употребляется в романе: Соня, Сонечка, этим подчёркивается её детскость. Раскольников называет героиню вначале (даже про себя) Софьей Семёновной, как бы признавая недетскую мудрость маленькой героини, хотя и не понимая её до конца.

Карточка  с  опорными вопросами

Курсивом выделены примерные ответы учеников

1. Соответствует ли имя героине романа?

2. Какую христианскую заповедь нарушает Соня?

 («Не  прелюбодействуй»)

3. Есть ли у героини оправдательные мотивы?(Соня нарушает  

   христианскую заповедь не потому, что она стремится к

   насыщению своей плоти, а потому, что её толкает на это

   страшная нужда. Причём её грехопадение связано с

  жертвенностью по отношению к детям)

4. Почему Раскольников именно Соне рассказывает о своём

   преступлении? (Раскольников видит в Соне союзника. Он

   считает, что она тоже совершает грех убийства, только не   

   другого  человека, а себя).

  1.  С каким очень важным для каждого христианина предметом не расстаётся Соня даже на каторге? (Евангелие) О чём говорит этот факт? (О том, что героиня близка к Богу)
  2.  Какой совет даёт Соня Раскольникову, когда узнаёт о его преступлении? (Соня велит Раскольникову принести покаяние в соответствии с народными представлениями: покаяться перед осквернённой убийством матерью-землёй и перед всем честным народом. Не в церковь, а на перекрёсток – самое людное место- посылает его Соня)
  3.  Почему на каторге все каторжане сторонятся Раскольникова, а Соню любят?
  4.  Какую роль в романе играет образ Сони? (Соня Мармеладова, вся жизнь которой - самопожертвование,  является в романе   проводником философии Достоевского. Силой любви и способностью терпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему воскреснуть.)

Материал для 3 группы ( Раскольников)

Карточка  информационного характера

Раскольников. Фамилия указывает на явление раскола и напоминает о раскольниках. Раскол в сознании, душе героя приводят его к созданию собственной теории, обоснованию особого пути для «избранных», преступлению и в результате – отторжению себя от других «миров», даже самых близких из них: от родной матери и сестры, ради которых, казалось бы, это преступление совершалось. О значении же слова «раскольник» читаем в Полном православном богословском энциклопедическом словаре: «Раскольник – человек, избегающий единения с Православною Церковью и держащийся особенных обрядов».

Карточка  с  опорными вопросами

Курсивом выделены примерные ответы учеников

  1.  Почему Достоевский наделяет своего героя именно такой

фамилией?

  1.  Какие  заповеди нарушает герой, убив старуху-процентщицу и её

сестру?  

  1.  Проанализировав первый сон Раскольникова, скажите, всегда ли герой жил не в согласии с христианскими заповедями? (Как нам известно из первого сна Раскольникова, в детстве главный герой верил в Бога и жил по его законам, то есть жил так, как велела ему его.  В юности же, приехав в Петербург, Родион увидел страшную картину нищеты, вопиющую социальную несправедливость, и все это поколебало его веру в Бога. В Раскольникове, юноше утонченном, чувствительном, существующая общественная система вызвала протест, бунт, что выразилось в создании своей теории, объясняющей все течение мировой истории. Мысли, подобные мыслям главного героя, в России в тот период витали в воздухе (свидетельство тому – разговор в трактире, услышанный главным героем).
    1.  С какой целью Раскольников совершает это преступление? (Целью убийства сам Раскольников в начале романа называет облагодетельствование тысяч несчастных петербургских бедняков. Однако истинная цель преступления формулируется главным героем позже, во время диалогов с Соней Мармеладовой. Эта цель – определение принадлежности Родиона к первому или второму разряду людей.)
    2.   Кого в качестве ориентира выбирает Раскольников, когда декларирует свою теорию? (Наполеон, Ньютон) Какую заповедь он тем самым нарушает? («Не сотвори себе кумира»)
    3.  Внимательно проанализировав теорию Раскольникова, скажите, какой христианской заповеди она противоречит?  (Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему.   Если рассмотреть преступление Раскольникова с этой точки зрения, то можно понять, что Достоевский выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников — человек, по христианским понятиям являющийся глубоко грешным. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все — «твари дрожащие», а он, возможно, «право имеющий».  Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Преступление Раскольникова — это игнорирование христианских заповедей. Следовательно, в глазах Достоевского, Раскольников совершает первое главное преступление - перед Богом, второе -  убийство - перед людьми.)
    4.  Когда Раскольников испытывает искреннее раскаянии?

(Соня уговаривает Родиона сдаться в полицию, где он признается в убийстве. Но это преступление воспринимается Раскольниковым сейчас не как грех против Христа, а именно как нарушение принадлежности к «тварям дрожащим». Истинное раскаяние приходит только на каторге, после апокалипсического сна, в котором показываются последствия принятия всеми людьми теории «наполеонизма» как единственно правильной.    Финальный сон, восходящий к символике Апокалипсиса, выявляет подсознательное возвращение Раскольникова к христианским ценностям, которые ранее он изгонял из собственной жизни. В сознании этот процесс связан с новым восприятием времени: «Шла вторая неделя после Святой»)

V. Этап афиширования 

 Озвучивание участниками каждой группы записей в таблице с необходимыми комментариями. Все учащиеся вносят записи в общую таблицу. Учитель оставляет за собой право вносить необходимые коррективы.

Примерные записи в общей таблице

Герой романа

На что указывает имя/фамилия героя

Какие христианские заповеди нарушает

В каком грехе можно  обвинить  героя

Показано ли в романе покаяние героя?В чём это выражается?

Мармеладов  

На излишнюю мягкость и сладость, что противоречит представлениям Православия избегать всего чрезмерного

Нарушает все Божии заповеди

Чревоугодие

Твёрд в Символе веры, думает о вечном и надеется не на силу воли, а  на новые страдания и милость Спасителя

Соня

Мармеладова

На мудрость

Не убий

Не прелюбодействуй

Чревоугодие

Осознаёт греховность своего поведения.  Близка к Богу

Раскольников

На раскол в сознании, душе героя. Напоминает о раскольниках.

Я есть  Господь Бог Твой…  

Не сотвори себе  кумира

Не убий

Не укради

Не пожелай жены  ближнего твоего

Сребролюбие,
  печаль,
уныние,
тщеславие, гордость

Истинное раскаяние приходит   на каторге, после апокалипсического сна

V. Этап   подведения  итогов

Домашнее задание:        выявить специфику грехопадения и раскаяния

1 группа -    Свидригайлова

2 группа –   Лужина

3 группа –   Алёны Ивановны 

 

 Используемая литература  

Басина М.Я. Сквозь сумрак белых ночей. Л. 1971.

Кирпотин В.Я. Избранные работы в 3-х томах. М., 1978. Т.З, с.308-328.

Кулешов В.И. Жизнь и творчество Достоевского. М. 1984.

Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М.-Л. 1980.

http://www.prosvetcentr.ru

http://ru.wikipedia.org/wiki 

http://yandex.ru/yandsearch 

 

 

 

 

 

PAGE   \* MERGEFORMAT13




1. Российский государственный профессиональнопедагогический университет Институт психологии Кафедра т.html
2. а Кафедра Приладобудування повна назва Напрям підготовки 6
3. Современные структурные и региональные сдвиги в развитии мирового хозяйства
4. Кезская средняя общеобразовательная школа 1 Название работы ~ Внеклассное мероприятие по информати
5. На тему Организация и социальные группы как объекты управления
6. 15 Как известно источниками трудового права России являются Конституция РФ законы указы Президента пост
7. либо раздражением
8. тема социологии Сорокина Научные концепции Сорокина Заключение Список использованной литературы
9. ШКОЛА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СЕВЕРОЗАПАД 1
10. Какие есть виды углов Сделайте рисунки
11. сбытовой деятельностью
12. задание по выпуску и реализации продукции определенного ассортимента и качества в натуральных и стоимостных
13. Контрольная работа- Вредители леса
14. Милетская школа- философское учение древней Греции
15. 2]. Абсолютная погрешность- ~ Хп Q0 где Хп значение полученное при измерении величины рабочим измери
16. Тема- Способы защиты гражданских прав Выполнил студент Группы 1ЭФМнк6 Панежин
17. Теория менеджмента
18. Контрольная работа Выполнил студент- 3ЗФ18 Бакова Е
19. Добыча золоторудного сырья в Казахстане
20. ТЕМАТИЧНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ СИНТЕЗУ ТОПОЛОГІЧНИХ СТРУКТУР ТЕРИТОРІАЛЬНО РОЗПОДІЛЕНИХ ІНФОРМАЦІЙНИХ СИСТЕМ