Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

тематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя он расположил поле физики те из них где реч

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30

Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

Метафизика – антипод диалектики

 Антиподом диалектики является МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОД. Термин «метафизика» (от лат. та мета та физика – буквально то, что следует после физики) был введен в 1 в. до н.э. комментатором Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил «поле физики» те из них, где речь шла об общих вопросах бытия и познания, о «первой философии» (о сущности, причинах и т.д.), в отличие от «второй философии» - частно-научного знания.

таблица

Исторические формы метафизики

  1.  «СТАРАЯ» МЕТАФИЗИКА была характерна для философии и науки в XVII-XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия, философия истории и т.д.). Специфика этой формы метафизики – отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление по принципу «или-или»), убежденность в завершенности всех мировых связей.

  1.  НОВАЯ МЕТАФИЗИКА, в отличие от старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это выглядело бы абсурдом в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме – сосредоточение усилии на поисках различных вариантов ИСТОЛКОВАНИЯ, интерпретации развития. Развитие здесь может пониматься следующим образом:

а) как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение или, наоборот, уменьшение (т.н. «плоский эволюционизм»), т.е. как только количественные изменения;

б) как только качественные изменения, цепь сплошных скачков («катастрофизм»);

в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность («развитие по прямой линии»);

г) как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепции «круговорота»);

д) как движение, из которого изымается его сущность – противоречие;

е) как только прогресс, т.е. восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.

таблица

  1. ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА О ВСЕОБЩЕМ, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля о «первых родах сущего». Так, крупный немецкий философ XX в. М. Хайдеггер рассматривал ее как «род познания, имеющий предметом сущее в целом». Основные ее категории – это предельные понятия, «охватывающие» одновременно и объект, и субъект познания.

2) Особая философская наука – ОНТОЛОГИЯ, УЧЕНИЕ О БЫТИИ, КАК О ТАКОВОМ,  независимо от его частных видов и  в отвлечении от  вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем, особенно в современной западной философии.

Современные значения понятия «метафизика»

3) ФИЛОСОФСКИЙ СПОСОБ ПОЗНАНИЯ (МЫШЛЕНИЯ) И ДЕЙСТВИЯ, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Именно об этом аспекте понятия «метафизика» (антидиалектика) ниже и будет идти речь.

ВИДЫ МЕТАФИЗИКИ могут быть выделены по различным основаниям (критериям). Так, метафизическим, антидиалектическим может быть как метод познания, так и способ практической деятельности – бюрократизм, консерватизм, волюнтаризм, т.е. любые односторонние действия.

Диалектика -

учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания; метод творчески познающего мышления.

таблица

Исторические формы диалектики

СТИХИЙНАЯ ДИАЛЕКТИКА ДРЕВНИХ в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса.

Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Вот один из его фрагментов его рассуждений: «Одно и то же в нас – живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это».

На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым ввел термин «диалектика». Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего – идей, движения мысли от низших понятий к высшим.

В утверждении диалектического взгляда на мир большую роль сыграла ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ (Кант, Шеллинг, Гегель). Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля.

Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него – это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.

Однако,  диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом решении основного вопроса философии и не могла быть до конца последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи», мистического «мирового разума» в процессе рассуждения о самом себе.

 

Высшей исторической формой диалектики явилась ее марксистская модель – МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА СОВРЕМЕННОСТИ. Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам Маркс писал по этому поводу так: «У Гегеля диалектика стоит на голове.  Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть  под мистической оболочкой рациональное зерно».

Для марксистской диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь самому по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко это проявляется в УЧЕНИИ ОБ ОБЪЕКТИВНОЙ И СУБЪЕКТИВНОЙ ДИАЛЕКТИКЕ.

ОБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА – это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит от сознания человека, ни от сознания человечества.

СУБЪЕКТИВНАЯ же ДИАЛЕКТИКА, или ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная – первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.

В более узком смысле диалектика – название гносеологического метода (методологического принципа познания), который реализуется по схеме «тезис-анттитезис-синтез». Следуя этому методу,  вначале познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса – формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом – к познанию синтеза. Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается, как тезис более высокого уровня. Таким образом постигается истина.

Аристотель назвал этого философа «изобретателем диалектики»

  1.  Пифагор;
  2.  Демократ;
  3.  Гераклит;
  4.  Парменид;
  5.  Зенон;

Диалектика, рассматривая как атрибут человеческого бытия, трактуемого в духе погружения одинокого индивида в коллизии личного сознания – это:

  1.  Негативная диалектика;
  2.  Религиозная версия диалектики;
  3.  Материалистическая диалектика;
  4.  Экзистенциалистическая версия диалектики;
  5.  Субъективная диалектика;

Идею «универсального отрицания» возвели в ранг главного мировоззренческого принципа философы Франкфуртской школы

  1.  М. Хоркхаймер и Г.Маркузе;
  2.   М. Хайдеггер и М. Фуко;
  3.  Ж. Марктен и Э. Жильсон;
  4.  К. Ясперс и А. Комю;
  5.  Ж. Деррида  и Ж. Бодрштяр;

Философская школа ХХ века, которая определяет диалектику как «последовательное осознание неидентичности», как безоговорочное «анти», «контра», «нет» всему позитивному – это:

  1.  Марбургская школа;
  2.  Френкфуртская школа;
  3.  Баденская школа;
  4.  Элейская школа;
  5.  Фрейбургская школа;

Какой закон диалектики иллюстрирует афоризм: «от великого до смешного – один шаг»?

  1.  Закон тождества;
  2.  Закон исключенного третьего;
  3.  Закон отрицания отрицания;
  4.  Закон достаточного основания;
  5.  Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.

«Тайна гегелевской диалектики, - писал Л. Фейербах, - в последнем счете то, что он отрицает теологию посредством философии, а затем снова отрицает философию посредством теологии. Начало и конец образует теология» /Л. Фейербах «Основы философии будущего» Л.. 1936. с. 52/.

Каково отношение Л. Фейербаха к философии Гегеля? Какие три стадии отмечает Фейербах в отношении между философией и религией в учении Гегеля? В чем состоит отличие между религией и философией, согласно Фейербаху? Всякая ли философия родственна религии? Объясните мысль Фейербаха, что гегелевский идеализм – это рационализированный теизм.

Объясните философскую позицию Ницше Ф.: «Диалектику выбирают лишь тогда, когда нет никакого другого средства. Известно, что его возбуждает недоверие, что оно мало убеждает». /Ницше Ф. Соч. в 2-х т. Т.2. М., 1992. С. 565/. Является ли диалектика с точки зрения постмодерна единственной научной методологией? На чем базируется диалектика в классической философии /Гегель, Маркс/? В чем состоит «хитрость» диалектического разума? Как диалектика понимается в философии постмодерна? Какое место в философии постмодерна занимают категории «тождества» и «различия»?

Какова природа времени? Августин Блаженный пишет, что Бог, являясь творцом времени, сам находится вне времени и называет это нахождении е непостижимым. «Время, становясь из будущего настоящим, выходит из какого-то тайника и настоящее, став прошлым, уходит в какой-то тайник… Нельзя увидеть несуществующее». /Августин А. Исповедь М., 1991. С. 295/. Как рассматривается время в философской рефлексии? Что конституирует время как естественный горизонт человеческого бытия? Каковы культурно-исторические условия, которые приводят к господству темпорального бытия?

В чем кроется загадка времени? Августин пишет: «Совершенно ясно теперь одно: ни будущего, ни прошлого нет, и неправильно говорить о существовании трех времен: прошедшего, настоящего и будущего. Правильно было бы, пожалуй, говорить так: есть три времени – настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего» /Августин «Исповедь» М., 1991. С. 295/. Как М.Хайдеггер называет это настоящее? Что является подлинным настоящим, в отличие от вечно текучего, изменчивого и уходящего в прошлое в западной философии? Как настоящее соотносится с видимым, очевидным в европейской культуре? Отличие архаического и восточного понимания настоящего от западного в интерпретации проблемы времени.

Исходя из определения Канта, что время есть «врожденная доопытная форма внутреннего чувства рассудка», объясните смысл стихотворения Н. Коржавина:

«Время? Время дано

Это не подлежит обсуждению.

Подлежишь обсуждению ты,

разместившийся в нем».

Как характеризуется социальное время как философская категория? Какими качествами обладает время как форма бытия материи? Как образуется понятие времени в обыденной жизни и в практике?

Согласны ли вы с утверждением Ж-П. Сартра, что «»вся историческая диалектика основывается на индивидуальной практике»? В чем состоит особенность «конкретного марксизма» Сартра? Признавал ли философ понятие «коллективного субъекта» в смысле социального класса? В чем суть конфликта индивидуума и социального уклада?

Что в философии Вольтера является общей онтологической основой деизма? Прокомментируйте следующее рассуждение философа: «Вся философия Ньютона с необходимостью ведет к признанию некоего высшего существа, которое все создало и все свободно устроило. Ибо, если по Ньютону, мир конечен, если существует пустота – материя, следовательно, не существует по необходимости, а получила существование от некоторой свободной причины. Если материя обладает протяжением… то она обладает им не по своей природе, подобно тому как она по своей природе протяжения: следовательно, тяготение она получила от бога». Можно ли деистические идеи метафизического материализма характеризовать как способ отделаться от религии? Является ли деизм философской теорией свободомыслия? Признает ли Вольтер существование причинной связи между движением материи и мышлением? В чем проявляется антиэволюционизм Вольтера?

Красной нитью через всю «Систему природы» П. Гольбаха проходит идея: «В вихре пыли, поднятом буйным ветром, как бы хаотичным он нам ни казался, в ужаснейшем шторме, вызванном противоположно направленными ветрами, вздымающих волнах, нет ни одной молекулы пыли или воды, которая расположена случайно, не имеет достаточной причины, чтобы занимать то место, где она находится, и не действует именно тем способом, которым она должна действовать». В чем проявляется принцип детерминизма в философии П. Гольбаха? Как связывается естественная предопределенность с материальной фатальностью? Какое влияние оказала философия Гольбаха лапласовский детерминизм?

Какой закон диалектики усматривается в следующем высказывании Н.Г. Чернышевского: «Прогресс совершается чрезвычайно медленно, в том нет спора, но все-таки 9/10 того, в чем состоит прогресс, совершается во время кратких периодов усиленной работы. История движения медленно, но все-таки почти все свое движение производит скачок за скачком» /т VI. С. 13/. В чем проявляется диалектика устойчивости и изменчивости? Какова детерминанта социокультурных скачков от старого к новому? Есть ли механизм управления переходом от одного состояния общества к другому?

Объясните смысл деистической теории причинности Вольтера: «Случай – это ничто, случая не существует. Мы назвали так действие, причину которого мы не понимаем. Нет действия без причины, нет существования без основания существовать. Это первый принцип всех истинных философов». Что представляет собой деистический бог? Где заложен источник деистической теории причинности Вольтера? Что представляет собой антиэволюционизм философа? В чем проявляется сходство философии Вольтера и законов движения механики Ньютона?

 


Диплом на заказ


1. Эпоха петровских преобразваний
2. Приватизация и ее формы в России.html
3. Что изучает физика Какие разделы физики вы знаете Что они изучают Wht does physics study Wht brnches of physics do you know
4. чистих озер і віковічних лісів батьківщина талановитих і працьовитих людей
5. Життєвий та творчий шлях М Хвильового
6. Красная звезда- С давних пор эта планета притягивает к себе умы и взоры людей
7. Кримінально-процесуальні акт
8. Центральный Банк РФ и его функции
9. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ОПОРНОДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
10. 1997 гг.- СОСТОЯНИЕ ТЕНДЕНЦИИ ПЕРСПЕКТИВЫ Евгений ЖОВТИС Член экспертного совета при комиссии по правам чел
11. Сеть номер два
12. 1 Технологія виготовлення прозорих супів засоби висвітлення бульйонів асортимент гарнірів для прозори.html
13. Тема 1 Філософія її предмет та науковий статус 1
14. Японская модель управления
15. Allergy
16. КОНАРМИИ И Э БАБЕЛЯ В 1920 г
17. Клиническая компьютерная томография
18. В настоящее время все более и более явной становится тенденция к специализации профессиональной деятельнос
19. Система небесных координат.html
20. на тему- Проектирование регулируемого гидропривода Содержание Введение