Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

тема оплаты муниципальных услуг 4

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30


7

 Муниципальные услуги

1.Общая характеристика муниципальных услуг

2. Специфические свойства муниципальных услуг:

3.Классификация и система оплаты муниципальных услуг

4. Измерители объема и результативности муниципальных услуг

Муниципальная услуга является базовым элементом всей муниципальной деятельности, основой экономических и социальных отношений между людьми на территории муниципального образования.

Прежде чем характеризовать систему муниципальных услуг, необходимо рассмотреть особенности услуги как продукта человеческой деятельности. Свои потребности человек удовлетворяет с помощью материальных благ и услуг. Основные различия между материальными благами и услугами представлены в табл. 1.

Таблица 1 - Различия между материальными благами и услугами

Материальные блага (продукт)

Услуга

Осязаемость

Неосязаемость

Существует отдельно от производителя

Неотделима от производителя

Качество можно измерить с помощью определенных параметров (характеристик)

Качество колеблется в широких пределах в зависимости от производителя услуги, места и времени ее оказания (непостоянство качества). Измерение качества ряда услуг затруднено

Подлежит сохранению в течение определенного времени

Не может быть сохранена (свойство несохраняемости)

Несмотря на эти различия, очевидно, что и на производство материальных благ, и на оказание услуг тратится человеческий труд, который должен быть оплачен.

Часть услуг человек оказывает себе сам или члены семьи оказывают их друг другу в рамках домохозяйства. По мере развития цивилизации и углубления разделения труда все меньшую долю услуг человек оказывает себе сам или в пределах домохозяйства и все чаще пользуется услугами со стороны. Отсюда можно сделать вывод, что потребности людей в услугах будут постоянно возрастать.

Не все услуги, в которых нуждается человек, связаны с местом его проживания, (например, транспортные услуги вне поселения, туристические, курортные и другие услуги). Однако подавляющее большинство услуг люди хотят получать там, где живут и работают. Именно их мы будем называть «муниципальными».

Муниципальными услугами называются такие услуги, которые предоставляется в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение которыми органы местного самоуправления несут ту или иную ответственность.

Понятие «муниципальные» в данном случае подразумевает не форму собственности организации, оказывающей услугу, а местный характер услуги, определяемый местом проживания человека.

К муниципальным услугам относится весь комплекс жилищно-коммунальных, транспортных (в пределах территории поселения), бытовых, торговых, образовательных, медицинских, культурных, досуговых и других услуг. К муниципальным услугам следует относить и такие, как обеспечение общественного порядка, обустройство и содержание территории, обеспечение ее экологического и санитарного благополучия и т. д.

2. Специфические свойства муниципальных услуг:

  1.  необходимость бесперебойного (для многих услуг – круглосуточного) оказания услуг;
  2.  необходимость рассредоточения оказания услуг по территории поселения с целью максимального приближения к месту проживания человека (для крупных городов это весьма сложная задача);
  3.  увеличение числа потребителей услуг не влечет за собой уменьшения их полезности для каждого (свойство «отсутствия соперничества»);
  4.  практическая невозможность ограничения доступа потребителей к некоторым муниципальным услугам;
  5.  местный монополизм исполнителей некоторых муниципальных услуг (водоснабжение, электроснабжение и т. п.) - такие услуги должны быть предметом особой заботы органов местного самоуправления.

3.Классификация и система оплаты муниципальных услуг

Объем финансовых ресурсов, необходимых органам местного самоуправления для организации предоставления муниципальных услуг, зависит от того, кто конкретно будет платить за них: потребитель услуги, местный бюджет или оба они в какой-то пропорции. Для определения наиболее целесообразной формы оплаты муниципальных услуг представим их классификацию (таб.2).

Таблица 2 - Классификация муниципальных услуг

Виды муниципальных услуг

Виды

Частные

Общественные

Общественные по предоставлению, частные по потреблению

Свойства

Возможности оценки потребителем объема и качества услуги

Сложность оценки потребителем объема и качества услуги

Высокая социальная значимость, возможности оценки потребителем объема и качества услуги

Способы оплаты

Потребителем услуг

Из бюджета

Смешанный: потребители услуг и бюджет

Частные услуги характеризуются тем, что их оказание и потребление носят индивидуальный характер, т. е. они связаны с конкретными исполнителями и потребителями. В этом случае и качество услуги может быть измерено потребителем. К числу таких услуг относятся большинство бытовых и торговых услуг, такси и т. п. Эти услуги должны оплачиваться потребителями по сложившимся в рыночной среде ценам и тарифам.

Общественные услуги отличаются тем, что их производство и потребление носят общественный характер. Потребление услуги не связано по времени ни с ее производством, ни с оплатой, а ее объем и качество не поддаются непосредственномy измерению потребителем. К общественным услугам могут быть отнесено благоустройство и озеленение территории, содержание дорог и мест общего пользования, охрана общественного порядка, пожарная безопасность, содержание мест захоронения и др. Эти услуги должен оплачивать бюджет.

Услуги, общественные по форме их предоставления, но частные по характеру потребления, в основном являются социально значимыми, их предоставление каждому гарантировано Конституцией РФ. К социально значимым услугам относятся охрана здоровья, возможность получения образования, доступ к достижениям культуры и гарантируется государством каждому гражданину, независимо от уровня его материального благосостояния. В то же время должно быть обеспечено экономное потребление данных услуг, поэтому для их оплаты целесообразно сочетание личного и бюджетного финансирования, причем соотношения между ними могут быть самыми разными и неодинаковыми для различных групп населения.

Бюджетными называются такие муниципальные услуги, которые полностью или частично финансируются из местного бюджета. К ним относятся общественные услуги и большинство социально значимых услуг. В отдельных случаях бюджетными могут быть и некоторые частные услуги. Например, в ряде городов установлены льготы на услуги парикмахерских и бань для отдельных социальных групп. В этом случае бюджет должен компенсировать производителю услуги потери его доходов.

Для получения некоторых дорогостоящих услуг в качестве третьего источника финансирования (кроме тарифа и бюджетного финансирования) могут использоваться различные системы страхования, например медицинское страхование или страхование имущества от пожара.

Органы местного самоуправления должны держать под непосредственным управлением или контролем услуги местных монополистов, а также все бюджетные услуги. Цены и тарифы на эти услуги должны быть регулируемыми, их нельзя отдавать во власть рыночной стихии.

4. Измерители объема и результативности муниципальных услуг

Необходимость экономии бюджетных средств на оказание муниципальных услуг остро ставит вопрос об оценке объема оказанной услуги. Проблема решаема, когда существует прямой измеритель услуги: размер жилой площади, счетчик расхода электроэнергии, газа, воды, использования телефона при повременной оплате и т. п. Однако часто прямого измерителя нет, и приходится прибегать к косвенным критериям, в качестве которых могут использоваться:

 человека (вода при отсутствии приборов учета воды);

-с установки (радиоточка, телефон при отсутствии повременной оплаты);

-за вход (городской транспорт, музей);

с квадратного метра жилой площади (теплоэнергия при отсутствии счетчика, вывоз мусора, лифт).

Выбор косвенного измерителя объема услуги не всегда очевиден и должен предметом анализа. Например, возможно услуги по вывозу бытовых отходов или пользованию лифтом исчислять с человека. Использование косвенных измерителей часто бывает выгодно поставщику услуги, поскольку позволяет скрыть нерациональные расходы и производственные потери (например, тепла или воды в сетях). Поэтому везде, где только возможно, следует переходить на прямое измерение объема муниципальных услуг.

Важна также проблема распределения оплаты муниципальных услуг между различными категориями потребителей. Здесь можно использовать два принципа:

  1.  принцип равенства - оплата производится по единому для всех тарифу, пропорционально потребленному ресурсу, либо по косвенному измерителю;
  2.  принцип справедливости - размер тарифа изменяется в зависимости от платежеспособности потребителей.

Потребители с низким доходом платит меньше за единицу услуги. Для отдельных категорий граждан пользование той или иной муниципальной услугой может быть вообще бесплатным, хотя это и увеличивает нагрузку на других потребителей.

Не менее важной проблемой является оценка эффективности, результативности оказания отдельных муниципальных услуг. При ограниченности финансовых средств муниципальной власти постоянно приходится решать проблему: какие бюджетные услуги и в каком объеме предоставлять, а от каких отказываться.

Результативность муниципальных услуг определяется с помощью показателей, характеризующих степень удовлетворения тех или иных потребностей населения или потери от отсутствия данной услуги. Самым важным индикатором такого рода служит увеличение или уменьшение количества обращений и жалоб населения на качество услуг.

Для отдельных видов услуг могут использоваться частные показатели результативности: время ожидания городского транспорта на остановке, периодичность вывоза бытовых отходов, температура в квартирах в отопительный период, расчетное время на устранение аварии в эксплуатации жилищного фонда, состояние городских дорог, время от вызова скорой помощи до момента ее прибытия и т.д.

Эти показатели могут рассматриваться как муниципальные социальные стандарты. Органы местного самоуправления должны уметь оценивать результативность каждой услуги, соизмерять полученный результат с затратами на его достижение (т. е. оценивать эффективность оказания услуги) и на основе такого сопоставления производить выбор приоритетов.

Роль органов местного самоуправления в оказании муниципальных услуг

Непосредственную работу по оказанию муниципальных услуг населению могут проводить предприятия и организации всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели. Для предоставления важнейших услуг, контроль над которыми местная власть не может выпустить из рук, администрация муниципального образования имеет право создавать муниципальные предприятия и учреждения. Одновременно муниципальная власть должна создавать частному бизнесу благоприятные условия для оказания муниципальных услуг.

Управление процессом оказания муниципальных услуг, выбор наиболее эффективных измерителей и способов оплаты, сочетания личного и бюджетного финансирования услуг в различных сферах муниципальной деятельности, сочетания муниципального и частного секторов экономики при оказании муниципальных услуг является одним из ключевых моментов искусства муниципальной политики.




1. Криминалистическое исследование веществ и материалов.html
2. Методические рекомендации к практическим занятиям по оперативной хирургии и топографической анатомии
3. Клон дегеніміз не 2
4. Об одном орфографическом поветрии
5. Спеціальне документознавство
6. Communist politicl movement tht endorses violence nd dicttorship is clled fscism serious problem in internl ffirs during the Ming dynsty in Chin ws corruption nd txtion socil system tht se
7. тема в основном настроена на обложение потребление; налоги на доходы и собственность являются умеренными
8. Контрольная работа По предмету Деньги кредит и банки Вариант 18- Активные операции коммерческих
9. Статья 1. Понятие территориального общественного самоуправления в городе Москве
10. Основные понятия молекулярной биологии
11. Непобедимые операционники
12. ^ 1 Информационная функция
13. Сили пружності Демонстрації 5 хв 1.html
14. СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПОРТА И ТУРИЗМА Факультет физической ку
15. Статья- Школы-пансионы- зло или благо
16. INTRO- ply RIFF 1 4 times- Gtr
17.  Задання параметрів
18. Лекция IX КНЯЖЕСКОЕ ВЛАДЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ XI И XII вв
19. Совершенствование маркетинговой деятельности (на примере предприятия)
20. Как проверяют декларацию по налогу на прибыль