Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Тема 1 Сущность и содержание социального управления

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30

Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра информационных технологий

в деятельности ОВД

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры ИТ в ДОВД

полковник полиции

Н.Г. Подчерняев

«____» ____________________2013 г.

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Основы управления и делопроизводство в ОВД»

Тема № 1

«Сущность и содержание социального управления. Наука управления»

(специальность 030501 65- Юриспруденция,

030501 65 – Правоохранительная деятельность

для всех профилей подготовки, очная форма обучения)

2 часа

Орел

2013


ПЛАН

Введение

Основные вопросы:

1. Предмет, задачи и система дисциплины «Основы управления и делопроизводство в органах внутренних дел».

2. Понятие социального управления, сущность, виды, содержание и основные аспекты.

3. Понятие систем, их характеристики и признаки. Орган внутренних дел как система управления.

Заключение

Литература

ТСО:

- комплекс светотехнической, звуковой и аудио-визуальной аппаратуры;

- мультимедийные презентации.

Лекция подготовлена преподавателем кафедры ИТ в ДОВД, кандидатом юридических наук, майором полиции Семеновым Е.Ю.

Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры

« 06» марта 2013 г. Протокол № 5


Введение

Бурный процесс развернувшихся в нашей стране социально-экономических перемен, заметная демократизация общества, ломка старой административно-командной системы, реорганизация старых и создание новых государственных структур и множество других проявлений не могли не сказаться на деятельности органов внутренних дел.

Все это поставило перед органами внутренних дел целый ряд новых, ранее не решавшихся задач, создало условия, в которых старые формы и методы, организация деятельности органов внутренних дел оказались малоэффективными. К числу таких условий можно отнести, например, межнациональные конфликты, рост преступности и ее новые формы в сфере экономики и т.д.

Возникла жизненная необходимость коренного улучшения работы всех служб и подразделений органов системы МВД РФ. Известно, что в этих целях в последнее время в МВД РФ и его органах происходят значительные структурные изменения: упраздняются функционально неоправданные и создаются новые, отвечающие новым задачам подразделения; меняется порядок их соподчиненности и т.д.

Решительные меры принимаются государством для радикального улучшения материально-технического обеспечения деятельности органов внутренних дел, усиления защищенности сотрудников, улучшения их финансового и социального положения.

Вместе с тем, очевидно, что среди многих факторов, определяющих эффективность деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности, укреплению законности, охране прав и свобод граждан, предприятий, учреждений и организаций, одно из первых мест занимает управление. Поэтому совершенствование управления в органах внутренних дел является важнейшим фактором улучшения их работы в новых условиях.


§1. Предмет, задачи и система дисциплины «Основы управления и делопроизводство в органах внутренних дел».

Совершенствование управления в современных условиях призвано соединить достижения научно-технического прогресса и дальнейшей демократизации общества с принципами построения правового государства. Перестройка экономики, социально-политической ориентации, кадровой политики, интенсификации и социальной направленности управления определяются на данном этапе как основные пути повышения эффективности и оптимальности управленческой деятельности во всех сферах жизни нашего общества и, в том числе, в системе органов внутренних дел, на которые в настоящее время возлагаются серьезные, многоцелевые задачи и к деятельности которых общество и государственные организации предъявляют достаточно обоснованные претензии. Поэтому, на сегодняшнем этапе Министерством внутренних дел России совершенствование управленческой деятельности рассматривается как важнейший резерв повышения эффективности всей правоохранительной и правоприменительной работы системы органов внутренних дел по поддерживанию правопорядка и борьбе с преступностью.

Исходя из целевой установки, поставленной перед учебной дисциплиной, а также сложности и многогранности социального управления, содержание и структура курса построены в соответствии с примерной программой, которая охватывает собой последовательное изучение общетеоретических понятий, сущности, принципов и содержания социального управления, непосредственной организации системы управления в органах внутренних дел, применяемых методов управления, содержания и осуществления самого процесса управления, его кадрового и документационного обеспечения, а также основных положений научной организации труда и управления органами внутренних дел в особых условиях и чрезвычайных ситуациях.

Теория управления включает достаточно широкий спектр наук, ряд их составляют «фундамент» знаний о закономерностях и принципах социального управления:

- политэкономия – первая из наук исследовала закономерности возникновения и развития экономических систем и влиянии товарно-денежных отношений на государственную систему;

- философия права – на протяжении нескольких веков исследовала методологию права как основу правоотношений государства и общества, государства и гражданина в системе гражданских отношений, а далее получила новое направление развития в связи с необходимостью теоретического переосмысления принятого европейской культурой позитивного права;

- социология – область исследования влияния общества и его различных структур на развитие личности и различные социальные группы;

- педагогика – область исследования наиболее эффективных методов группового и индивидуального освоения процессов социализации, в том числе специализации профессиональных знаний;

- психология – наука о состоянии человека, групповых отношениях и групповом сознании;

- кибернетика – наука, исследующая механизм управления сложными системами, информационными показателями управления.

Предмет учебного курса «Основы управления и делопроизводство в органах внутренних дел» соответствует предмету науки социального управления, но не совпадает с ним полностью.

Предметом учебного курса не является исследование закономерностей социального управления во всех сферах общественной жизни.

Предмет науки социального управления. Каждая наука имеет свой предмет исследования.

Предметом рассматриваемой науки являются социальное управление, управленческие отношения и их конкретные виды, посредством которых общество, опираясь на познание объективных законов развития и учитывая исторические условия конкретного периода, обеспечивает достижение согласованных целей.

Наука социального управления исследует общие и частные закономерности управления. Она изучает закономерности формирования системы управления, ее структуры, кадров и технической базы; исследует закономерности формирования и функционирования системы управления, взаимодействия ее элементов. Предметом науки управления являются также цели, функции, принципы, методы управления.

Наука социального управления, как и любая наука, имеет два основных аспекта: во-первых, это - исследовательская деятельность, направленная на познание механизма социального управления, и, во-вторых, система выработанных и испытанных на практике взглядов, идей, понятий, которые раскрывают характер и законы управленческих отношений, их взаимодействие и диалектику развития.

Управленческие отношения как предмет исследования науки управления представляют собой общественные отношения, складывающиеся на базе присущих управлению объективных закономерностей. Эти отношения формируются между отдельными людьми и коллективами людей в сфере управления, в процессе осуществления его функций. Содержание управленческих отношений характеризуется тем, что, с одной стороны, они объективны, так как порождаются в процессе жизнедеятельности общества, а с другой стороны, управленческие отношения субъективны, поскольку являются отношениями между людьми, складывающимися в управлении и в той или иной мере проходящими через сознание людей.

Управленческие отношения возникают между управляющей и управляемой системами, между субъектом и объектом управления. Им присуще имманентное свойство координировать действия людей, направленные на достижение общих целей управления.

Управленческие отношения многообразны. В целях благоприятных условий для изучения характерных свойств и особенностей отношений они классифицируются по ряду критериев:

- характеру регулирующих норм;

- содержанию отношений;

- территории их распространения;

- времени длительности;

- взаимному положению их участников;

- сфере распространения.

По характеру регулирующих их норм управленческие отношения делятся на три группы: правовые (юридические), общественные (регулируемые нормами общественных организаций) и нравственные.

По содержанию управленческие отношения подразделяются соответственно тем областям и сферам, в которых они складываются: хозяйственные, социально-культурные, оборонные, отношения в сфере безопасности и др.

По территории действия (распространения) управленческие отношения подразделяются соответственно федеративному устройству России и административно-территориальному делению: федеральные, республиканские, краевые, областные, окружные, районные, городские и др., а также межтерриториальные (действующие в пределах специального региона).

По времени действия управленческие отношения подразделяются на бессрочные и срочные, т.е. действующие в течение определенного срока.

По взаимному положению участников управленческих отношений последние делятся на отношения субординации (вертикальные) и отношения согласования (горизонтальные), т.е. отношения, не связанные с подчиненностью их участников.

По сфере распространения управленческие отношения подразделяются на внутренние, складывающиеся внутри самой системы управления, и внешние, складывающиеся между различными социальными системами управления.

Изучение курсантами и слушателями дисциплины "Основы управления и делопроизводство в органах внутренних дел" призвано обеспечить выполнение следующих образовательных задач:

- знание теоретических основ сущности и содержания социального управления, его основных аспектов и принципов, основных категорий науки управления, понятия систем управления, ее основных элементов, формально-логических признаков системы, сфер управления социальных систем, принципов их построения и организации деятельности, организации системы управления в органах внутренних дел, применяемых методов управления, осуществляемых в системе процессов управления, организации кадрового и документационного обеспечения, а также основных положений научной организации труда и управление органами внутренних дел в особых условиях и чрезвычайных ситуациях;

- приобретение умений и навыков практической работы по определению и осуществлению информационного обеспечения управленческой деятельности, всестороннему и глубокому анализу и исследованию оперативной обстановки и отдельных проблем деятельности органов внутренних дел, разработке на научной основе соответствующих управленческих решений (планов работы органа и его структурных подразделений), организации их исполнения и оценки эффективности работы по основным направлениям деятельности органов внутренних дел, а также правильному составлению документации, применению в повседневной работе основных положений научной организации труда, и организации управлениями органами внутренних дел в чрезвычайных ситуациях.

Воспитательные задачи, решаемые в процессе изучения слушателями и курсантами учебной дисциплины состоят в повышении их культурного уровня, развитии творческого мышления, в уяснении ими сущности и значимости социальной и профессиональной деятельности органов внутренних дел, а также формировании у них психолого-педагогической подготовленности к выполнению служебных обязанностей.

Таким образом, в результате изучения дисциплины у слушателей и курсантов в процессе повышения их образовательного и культурного уровня должно быть сформированы понимание целей, задач и принципов управления в сфере правопорядка, прав и законных интересов граждан, организованность, целенаправленность, компетентность, дисциплинированность и ответственность при выполнении возложенных на органы внутренних дел задач и функций.


§2. Понятие социального управления, сущность, виды, содержание и основные аспекты.

Изучение дисциплины – основы управления и делопроизводство в органах внутренних дел предполагает, прежде всего, уяснение самого понятия "управления", что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, т.к. без этого невозможно усвоение основных положений общей теории управления и самого содержания управления в системе органов внутренних дел.

Возникновение наиболее полного и всеобъемлющего понятия "управления" тесно связано с возникновением и развитием кибернетики (от гр. "kybernetike" - искусство управления), науки обобщающей закономерности процессов управления и передачи информации, происходящие в живой природе, в человеческом обществе и в машинах. В отличие от науки административного права, где управление рассматривается главным образом как исполнительно-распорядительная деятельность, кибернетика рассматривает управление как, во-первых, деятельность целенаправленную, во-вторых, связанную с воздействием на сложные объекты, в-третьих, неразрывно связанную с информационными процессами и, в четвертых, всегда направленную на организацию и упорядоченные системы, в рамках заданных целей управления, либо объективно обусловленных внешних факторов.

Однако определение управления в социальных системах, данное лишь с позиций кибернетики будет не совсем полным, т.к. функционирование этих систем регулируется объективными социальными законами, которые проявляются не автоматически, а только через сознание людей и их волевые усилия. Поэтому управление социальными системами (социальное управление) можно представить состоящим как бы из двух уровней – кибернетического и социального (социологического) и включает оно в себя как минимум три момента:

Деятельность – т.е. управление связанно с затратой энергетических (физических) и психических (умственных и волевых) усилий людей участников управленческих процессов. Они являются формой осуществления управленческих воздействий. В этом смысле "деятельность" можно сказать политически нейтральна, т.к. включает в себя лишь технологию рабочих операций, которые могут осуществляться при управлении любыми социальными системами.

Цель – т.е. деятельность по управлению социальными системами всегда направляется и контролируется сознанием человека, вырабатывающего и ставящего определенную конкретную цель. Цель управления в данном случае определяется политическими, идеологическими и социально-экономическими факторами. Таким образом, содержание управления определяется категорией "цель", а его форма – категорией "деятельность", т.е. форма управления представляет собой кибернетический аспект социального управления, а содержание – его социальный аспект.

Объект – т.е. управление, представляющее собой целенаправленную деятельность всегда направлено на определенные объекты – оно предметно. Социально управляемые объекты также как и "деятельность" необходимо рассматривать как в социальном, так и кибернетических аспектах, т.е. с одной стороны, они определяются законами общественного развития, а с другой стороны, они представляют определенную систему отношений субъекта и объектов управления, находящихся между собой в особого рода управленческих отношениях, имеющих социально-политическую направленность, регламентируются нормами права (при их формальных управленческих отношениях) и, следовательно, преображают характер правоотношений, в которых персонифицируются юридические права и обязанности сторон.

Уяснив содержание категорий "деятельность", "цель" и "объект" можно попытаться сформулировать понятие управления, которое в самом общем виде определяется как "сознательное и волевое воздействие на социальную управляемую систему с целью перевода ее из одного состояния в другое или придания ей определенных новых качеств и свойств". Или – "социальное управление – это особый вид деятельности, направлений на упорядочение и согласование коллективных действий людей, для достижения стоящих перед ними целей".

В связи с тем, что субъектами и объектами социальной деятельности являются сами люди, их объединения, социальные группы и даже целые классы (разумеется в классовом обществе), то в социальном управлении принято различать три обязательных элемента:

1. Объект управления - поведение людей, их действия.

2. Субъект управления - сами люди, т.к. управление осуществляется людьми и в отношении людей.

3. Прямая и обратная связи между субъектами и объектом управления, содержанием которой является организующее воздействие со стороны субъекта на поведение людей - участников управленческих общественных отношений.

Важнейшими условиями социального управления, свидетельствующими о его реальности являются:

Во-первых, властность - означает, что субъект управления должен обладать необходимыми полномочиями, чтобы иметь возможность успешно выполнять возлагаемые на него функции управления. Если функция управления осуществляется от имени государства, то ей, как правило придается юридическая форма (издаются правовые акты, имеющие юридически обязательный характер).

Во-вторых, авторитарность, когда имеется определенная система взаимосвязей в управлении, суть которой состоит в том, что одна сторона, имея соответствующую власть, авторитет, подчиняет другую сторону своей господствующей воле. В этом проявляется присущая управлению единая управляющая воля, с помощью которой достигается управляемое единство людей, необходимая дисциплина труда.

Следовательно для социального управления характерно следующее:

1) Оно всегда имеет место там, где осуществляется совместная деятельность людей;

2) призвано обеспечить целенаправленную совместную деятельность людей посредством объединения и согласования их действий, индивидуальных усилий;

3) осуществляется, как правило, на началах подчинения участников совместной деятельности людей, коллективов единой управляющей воле.

Социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяет субъекты управления. В роли таковых выступает определенная группа людей, организационно оформленная в виде соответствующих органов управления (общественных либо государственных), или же отдельных, уполномоченных на это лиц. Их деятельность, имеющая специфическое назначение и особые формы выражения, является управленческой.

В самом широком смысле социальное управление может пониматься в качестве механизма организации общественных связей.

Управление в социальном смысле делится на подвиды по признаку объекта управления:

- социальное управление, как таковое, (рассмотренное нами выше);

- государственное управление;

- общественное управление.

Однако социальное управление, охватывая все стороны и сферы социальной жизни общества, далеко не однородно по сферам (объектам управления), субъектом его осуществления, а также формам и методам его реализации. В настоящее время выделяют управление обществом в целом, государственное управление и управление в муниципальных и общественных образованиях.

Рассмотрим более подробно определение и основные характеристики государственного управления, в рамках которого, как видно будет ниже, осуществляться и управление в системе органов внутренних дел. Под государственным управлением мы будем понимать совокупность целенаправленных воздействий органов государственной власти, оказываемых ими в рамках своей компетенции на определенные социальные системы и весь социальный организм в целом. Из этого определения видно, что государственное управление имеет как бы два основных аспекта его дальнейшей классификации: во-первых это административно-территориальное устройство России, в соответствии с которым можно выделить федеральное управление, региональное (управление осуществляемое субъектами федерации) и управление осуществляемое местными органами власти. Во-вторых, исходя из отраслевого принципа построения системы государственного управления, в нем можно выделить такие его наиболее крупные виды как управление экономикой, социально-политическое управление и управление духовным развитием общества.

Государственное управление является разновидностью социального управления и проявляется в следующем:

1) при  непосредственном  его  осуществлении реализуются интересы государства;

2) объектом  его воздействия является все организованное общество в целом;

3) функции управления реализуются специальными субъектами, формируемыми по воле государства;

4) такие субъекты управления действуют от имени государства;

5) для реализации своих полномочий они наделяются государственной волей (властью).

В связи с тем,  что реализация функций государства осуществляется всей системой органов государства,  такая государственная деятельность характеризуется  как управление (в широком или политическом понимании).

В более  узком  смысле  слова  государственное управление следует рассматривать как исполнительную и распорядительную  (в  том  числе  и внутриорганизационную), юридически властную деятельность подзаконных и подконтрольных власти органов государственного управления,  направленную на  практическое  и непосредственное осуществление руководства народным хозяйством, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Таким образом, среди характерных черт (признаков) государственного управления могут быть выделены следующие:

1) исполнительный и распорядительный характер управленческой деятельности; исполнительный по отношению к органам власти,  образовавшим органы управления и распорядительный по отношению ко всем другим органам государства;

2) юридически-властный характер управления заключается в том, что оно реализуется  от имени государства и наделяется последним необходимыми властными полномочиями,  предполагает подчинение объекта управления субъектами управления;

3) организационный характер управления состоит в том,  что с  его помощью достигается  координация совместной деятельности множества людей, трудовых коллективов,  обеспечивается выполнение поставленных целей посредством организации аппарата управления и каждого его звена;

4) повседневный непрерывный характер управления обусловлен  самим содержанием исполнительной деятельности государства, исключающего эпизодичность, разорванность процессов в  системе  управления,  связанных между собой определенными организационными отношениями в процессе совместного функционирования.  Действительно, нельзя серьезно говорить об исполнении законов временно.

5) подзаконность и подконтрольность  государственного  управления находит свое выражение в том, что, с одной стороны, все правовые акты, издаваемые органами управления всех ступеней, должны быть строго основаны  на требованиях закона и не противоречить закону, а с другой стороны все структуры управления образуются органами власти для  проведения в жизнь своих решений и следовательно,  подконтрольны и подотчетны в своих действиях последним.

В рамках социально-политического управления, осуществляемого органами государства, значительное место занимает управление правоохранительной деятельностью государства в целом, которые непосредственно осуществляются в соответствии с конституцией правоохранительными органами, составной частью которых являются органы внутренних дел России, «осуществляющие в пределах своих полномочий государственное управление в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности».

Из вышеизложенного хорошо видно, что понятие «управления органами внутренних дел» включает в себя как минимум два аспекта. С одной стороны, это управление системой органов внутренних дел со стороны законодательных и исполнительных органов власти и управления, по отношению к которым система ОВД является объектом их управления, с другой же стороны, это понятие рассматривается как осуществляемого так называемого внутриорганизационного управления, осуществление в рамках системы для повышения эффективности ее деятельности по выполнению ее основных задач и функций (защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, предупреждение преступлений и административных правонарушений, выявление, раскрытие и расследование преступлений и др.).

Таким образом, управление органами внутренних дел определяется как особый вид деятельности аппаратов и должностных лиц системы ОВД по упорядочению и координации работы ее элементов, обеспечению их оптимального функционирования и развития с целью наиболее эффективного решения стоящих перед ними задач и функций. Само же содержание этой деятельности включает в себя:

- определение целей, задач и функций элементов системы (имеются в виду как структурные подразделения, так и отдельные сотрудники);

- разработку и совершенствование организационной структуры системы и ее элементов;

- обеспечение системы трудовыми, материальными, информационными и иными ресурсами;

- выработку и реализацию управленческих решений в системе;

- обеспечение взаимодействия и скоординированности действий элементов системы ОВД между собой и с деятельностью других систем, участвующих наряду с ОВД в поддержании правопорядка;

- регулирование и коррегирование деятельности элементов системы с учетом изменяющейся оперативной обстановки;

- создание и ведение системы учета, отчетности и контроля в системе ОВД.

Любая управленческая деятельность основывается не только на учете объективных законов общественного развития, но и на собственных внутренних закономерностях построения, функционирования и развития социальных систем. Эти закономерности представляют собой выявленные и изученные, постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи, которые выражают существенные стороны организационных процессов социального управления и действуют независимо от воли и сознания занятых в управляющей системе людей. Дальнейшим развитием и практическим воплощением этих закономерностей является определение принципов (от лат. principium - начало, основа) социального управления, которые представляют собой, в данном случае, основные исходные положения о том, как должна строиться и функционировать та или иная социальная система управления.

Исходя из различных аспектов социального управления, о чем было сказано выше, всю совокупность закономерностей и вытекающих из них принципов социального управления можно с определенной долей условности разделить на две большие группы. Во-первых, это закономерности и принципы, связанные с социально-политическим аспектом данного вида управления, т.е. с его везде присутствующей социально-политической направленностью, а во-вторых, это закономерности и принципы, связанные с организационно-техническим аспектом социального управления - созданием организационных структур, а также технологии осуществления наиболее рационального и эффективного управляющего воздействия, обеспечивающего оптимальное достижение системой поставленных перед ней целей и задач.

К закономерностям первой группы, связанным с достижением социально-политических целей управления относятся:

─ необходимость приведения систем и механизма социального управления в соответствие с существующим в настоящее время уровнем развития общественных отношений. Суть этой закономерности состоит в том, что социальными системами применяемые формы и методы управления должны соответствовать конституционно закрепленным нормам, регулирующим те или иные виды общественных отношений в государстве, его федеративное устройство, организацию федерального, регионального и местного самоуправления и пр., т.е. в данном случае система управления, как правило, стремиться к поддержанию баланса равновесия с окружающей ее средой функционирования.

─ обусловленность эффективности социального управления сближением целей управляемых и управляющих систем. Суть этой закономерности, в частности, состоит в том, что цели и задачи органов государственного управления и правоохранительных систем должны быть максимально приближены к насущным проблемам общества. Так, например, во всех предвыборных компаниях и буквально во всех регионах России избиратели на одно из первых мест выдвигают проблемы обеспечения общественной безопасности, активизацию борьбы с коррупцией и пр., что находит свое соответствующее отражение в иерархии целей и задач правоохранительных органов.

Закономерности второй группы, как было сказано выше, связаны с реализацией организационно-технических целей управления. К ним относятся такие, как:

- обусловленность организационного построения субъекта управления особенностями объекта управления или объекта воздействия, а также развитие функциональной специализации систем управления.

- цикличность и непрерывность процесса управления являются определяющими в том, что вся технология или алгоритм процесса управления состоит из ряда, в определенном порядке сменяющихся действий, связанных с анализом складывающейся оперативной обстановки, целепологанием, выработкой решений, организацией их исполнения и контролем, т.е. постепенный переход от познавательной и программирующей деятельности к непосредственно реализующей.

Функции управления. Целенаправленные воздействия на социальные процессы, используемые для достижения желаемого конечного результата,  являются функциями управления.

Функциям принадлежит  важная  роль  в образовании организационных структур управления.  Изучение функций  является  важной  предпосылкой формирования структуры конкретной системы управления, определения компетенции ее структурных  подразделений  и  отношений  соподчиненности.

Место, занимаемое  функциями  в системе управления,  можно представить схемой: цели - задачи - функции - структура.  Посредством функций достигаются цели управления,  ибо именно выполнение функций, различных по  содержанию, но взаимосвязанных,  составляет сущность управления  социальной системой. Функция как определенный вид деятельности по управлению характеризуется  известной  самостоятельностью,  однократностью  и повторяемостью. Она  посредством  соответствующей  ей  организационной структуры обеспечивает выполнение  задач  управления.  Каждая  функция имеет свою сферу действия и осуществляется специфическими методами.

Для изучения функций и для управленческой  практики  существенное значение имеет классификация функций управления. Однако в связи с тем, что нет четкого критерия такой классификации, решение этой задачи производится неоднозначно. Наиболее распространенной является классификация функций по содержанию выполняемых работ.  

По этому признаку различаются общие  функции  управления,  присущие всей системе управления в целом и отдельным ее звеньям:  специальные функции управления, обеспечивающие организующее  воздействие  на отдельные сферы социальной деятельности, что способствует выполнению различных видов  работ  в  этих сферах: обеспечивающие (вспомогательные) функции управления,  обслуживающие процессы реализации общих и специальных функций.

Общие функции управления.

К данной группе функций относятся:

    - учет,

    - анализ,

    - прогнозирование,

    - планирование,

    - организация,

    - регулирование,

    - контроль.

Учет - это систематический сбор сведений данных о статике (структуре) и динамике (изменении) объекта управления,  осуществляемый путем регистрации, сравнения и сопоставления конкретных фактов (параметров), характеризующих с  количественной  и  качественной  сторон состояние и развитие социальных процессов.  Посредством учета производства обеспечения субъекта управления информацией о ходе достижения целей управления, реализации планов, управленческих решений, распоряжений и т.д.

Благодаря учету  создается  возможность  осуществлять контроль за состоянием системы управления, повышать исполнительность и дисциплину, ответственность и действенность, а также вовремя вносить соответствующие коррективы в процессы управления.  Надлежащая постановка учета является необходимой  предпосылкой  реализации  всех функций управления.

Знание фактического положения дел позволяет  наиболее  успешно  решать управленческие задачи и вопросы.

Анализ. 

Данные,  полученные  в  результате  осуществления функций учета, подлежат анализу, под которым понимается познавательный вид деятельности по обработке и осмыслению информации,  осуществляемый в целях глубокого изучения и понимания состояния объекта управления,  объективной оценки  этого состояния,  с тем чтобы своевременно оказать на объект управления соответствующее управленческое  воздействие.  Эффективность управления возможна только при условии глубокого и регулярного анализа управленческих отношений и жизненных ситуаций. Анализу подвергаются социальные процессы, происходящие в системе управления, коллективе, отрасли, регионе. Анализируются положительные и отрицательные явления и их причинно-следственные связи,  факторы, влияющие на эффективность управления.  Благодаря анализу достигается объективная оценка реальной действительности.  Анализ  дает возможность правильно определить цель и выбрать средства для ее достижения.  На основе результатов анализа осуществляется прогнозирование.

Прогнозирование -  это  научно  обоснованное суждение о возможных состояниях объекта управления в будущем или путях и сроках  достижения этих состояний.  Это суждение (предсказание), хотя и носит вероятностный характер,  все же обладает соответствующей степенью достоверности, так как  оно базируется на правильной оценке устойчивых связей и взаимозависимостей между прошлым,  настоящим и будущим объекта управления.

Специфика прогнозирования состоит в том,  что оно обосновывает возникновение таких процессов в социальном управлении,  которых  в  реальной действительности пока  нет и они недоступны непосредственному восприятию и проверке на практике. Разумеется, прогнозирование может характеризовать состояние  будущего  лишь приблизительно,  так как социальная детерминация в отличие от детерминации в природе не столь  прямолинейна. На практике прогноз - это документ,  фиксирующий возможную степень достижения тех или иных целей в зависимости от способа  будущих  действий.

 Прогнозирование выступает в качестве ступени предплановых  разработок, выбора планового решения.

Планирование -  это  разработка  общей концепции развития системы управления, обоснование конкретных заданий,  сроков,  целей и путей их реализации, т.е. программы действий (мероприятий) на перспективный период. Планирование как функция управления  представляет  собой сложную научную и  организационную  деятельность.  Для  успешного планирования важно знание: объективных законов развития общества,  их требований  и механизма действия,  конкретных  условий,  возможностей и потребностей развития общества; целей, задач и намечаемого уровня развития планируемого процесса;  средств  достижения этого уровня;  резервов времени и ресурсов.

Организация -  суть  ее  заключается в разработке и осуществлении конкретных мер по реализации принятого решения.  К их числу относятся: подбор исполнителей;  доведение заданий и сроков их выполнения до каждого исполнителя; специальная подготовка или переподготовка исполнителей для осуществления поставленных перед ними новых задач; выбор методов (способов) достижения поставленных целей;  материальное, финансовое и иное обеспечение исполнителей. В конечном счете назначение организации состоит в том, чтобы сформировать в системе управления такие организационные отношения, которые могли бы обеспечить достижение ее целей с минимальными затратами сил и средств.

В процессе  решения  организационных задач используются различные средства, которые выбираются с учетом особенностей объекта воздействия или процесса  управления.  К  числу этих средств относятся нормативные акты (правила) и конкретные предписания, с помощью которых формируются и закрепляются  необходимые  для  нормального функционирования системы управления организационные отношения.  Посредством нормирования  устанавливаются также необходимые затраты материальных и людских ресурсов. Нормирование занимает особое место в системе организационных  средств, так как  практически без нормирования невозможна действенная организация.

Регулирование - это действия, направленные на установление, изменение или прекращение тех или иных управленческих отношений, складывающихся между  участниками  социального управления,  на упорядочение их поведения. Благодаря регулированию сохраняется установленная организация, поддерживаются  существующие  связи  между  различными элементами системы управления, своевременно ликвидируются возможные отклонения от программы заданий в поведении объекта управления.  С помощью регулирования осуществляется непосредственное оперативное управление системой. Без регулирования невозможно целенаправленное поведение объекта управления в соответствии с намеченными целями.

Необходимость функции регулирования обусловлена тем,  что существует потребность в упорядочении,  постоянном поддержании, сохранении и совершенствовании взаимосвязей,  существующих между субъектом и объектом управления.  Дело в том,  что всякая система управления  находятся под воздействием двух противоположных тенденций: к сохранению и упорядочению ее организации,  обеспечиваемой  целенаправленными  действиями субъекта управления,  и  к  дезорганизации,  обусловленной как внешним воздействием на систему управления,  так и недостатками в ее собственной деятельности. Функция регулирования как раз и призвана своевременно нейтрализовать и внешние,  и внутренние возмущения или их адаптацию к существующей системе управления.

Однако потребность в регулировании системы  управления  возникает не только в связи с вышеуказанными тенденциями.  Потребность в регулировании часто обуславливается постановкой новых задач управления,  переходом системы в новое состояние и другими факторами.

Регулирование системы управления осуществляется различными способами, которые выбираются исходя из специфики объекта управления.  К их числу относятся правила,  регламентирующие поведение объекта  управления (органов, объединений и др.), индивидуальные предписания, запреты и др. Механизм регулирования  может  быть  экономическим,  политическим, правовым, социально-психологическим  и т.п.  Эффективное регулирование посредством рассматриваемых способов возможно при  условии,  если  оно дополняется непосредственным повседневным оперативно-техническим регулированием поведения управляемого объекта.  Наиболее существенна  роль этого вида  регулирования в низовых подразделениях системы управления, например в горрайорганах и  их структурных подразделениях.

Необходимость в  оперативно-техническом регулировании обусловлена исключительной подвижностью общественных систем управления, наличием в них массы возмущений внутреннего и внешнего порядка, зачастую незначительных, возникновением массы текущих повседневных задач,  связанных с течением управленческих процессов. Ликвидация этих возмущений, решение текущих задач не требуют  государственного  вмешательства,  каких-либо серьезных экономических  мер, а  осуществляются оперативно-техническими средствами.

Контроль - это действие,  устанавливающее соответствие исполнения принятому решению путем сопоставления фактически достигнутых  промежуточных или конечных результатов и задач (заданий), предусмотренных решением (планом). Успешное осуществление намеченных мер невозможно, если постоянно не следить,  насколько сделанное соответствует поставленным задачам.

Контролировать исполнение  - отнюдь не значит только выявлять недостатки и упущения в работе; важно анализировать любые отклонения как в сторону понижения,  так и в сторону повышения показателей; необходимо выявлять и положительный опыт с тем,  чтобы поддерживать передовое, прогрессивное, создавать  возможности  для  его  широкого  внедрения в практику. Цель контроля заключается не только в том, чтобы выявить нарушение или  обнаружить  недостатки,  но и в умении вовремя поправить, оказать практическую помощь контролируемому.

Организационные формы и методы контроля предопределяются структурой и процессом системы управления.  Контроль наиболее эффективен тогда, когда  он  адекватен  уровню  организации и характеру деятельности контролируемого объекта, объективно оценивает работников по их практическим делам.

Специальные (основные) функции управления.

Виды и  содержание  специальных  функций обуславливается соответствующей сферой управления.  Так в сфере внутренних дел нашего  государства специальными (основными) функциями являются:

    - обеспечение личной безопасности граждан и общественной  безопасности охраны общественного порядка и собственности;

    - осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, раскрытию преступлений;

    - обеспечение исполнения уголовного наказания и др.

Обеспечение  функции управления.

К данному виду функций относятся: кадровая, материально-техническая (хозяйственная) финансовая, делопроизводственная и другие.

Общие, специальные (основные) и обеспечивающие функции существуют наряду и  во  взаимодействии друг с другом.  В связи с этим недооценка той или иной функции, недобросовестное ее выполнение неминуемо отрицательно отражаются  на  всей  системе функций и результатах управления.

Развитие и совершенствование всех функций управления означают  улучшения работы людей,  связанных с управлением.  В повышении эффективности управления и всех его функций и исполнительной дисциплины, инициативы, предприимчивости, в  развитии чувства нового и организаторских способностей содержатся резервы улучшения управления.

Процесс управления.

Как сложное социальное явление процесс управления характеризуется с трех сторон:

    - содержательной;

    - организационной;

    - технологической.

Содержание процесса  управления  как органической составной части единой системы,  включающей объект и субъект управления,  определяется сущностью управления,  его целями и задачами,  функциями, принципами и применяемыми методами управления.

Организация процесса управления характеризуется динамичностью. Он представляет собой управленческий цикл,  который  ограничен  временным интервалом и состоит из следующих стадий; прогнозирования и планирования (предварительного управления);  оперативного управления (организации, координации, распорядительства); учета, анализа и контроля. К организационной характеристике управления относится также процесс  решения управленческих задач. Принятие и реализация решений - главные стадии процесса управления.  Каждая из них включает  по  несколько  более конкретных этапов процесса управления. Организация процесса управления включает деятельность субъекта управления и организацию управленческого труда и др.

Технология управления представляет собой процесс  совершенствования управленческих операций по сбору, хранению, преобразованию и передаче разнообразной информации и ее документированию. Важными составными частями  технологии управления являются делопроизводство и документооборот.

Важное место в процессе управления занимает совершенствование самого управления, повышение его эффективности. Совершенствование управления предполагает планирование этой деятельности,  внедрение прогрессивных нововведений в процессы управления, повышение производительности управленческого труда,  рационализацию управления,  т.е.  внедрение научной организации труда (НОТ) в управление (НОУТ).

Принципы управления.

Под принципами  управления  понимаются идеи,  основные положения, которыми руководствуются в управлении. Принципы синтезируют и отражают объективность законов общественного развития,  характерные черты практики социального управления.  Принципы оказывают  воздействие  на  всю систему управления: на цели, методы, структуру, процесс. В них находят свое выражение основные требования,  предъявляемые к построению систем управления и методам осуществления функций управления,  целесообразный характер взаимоотношений между субъектами и объектами социального  управления.

Следовательно, принципы управления представляют  собой  результат обобщения людьми  объективно  действующих  законов  и закономерностей присущих им общих черт,  которые становятся общим началом их  деятельности.

Однако выработка людьми принципов не означает, что они носят чисто субъективный характер.  Принципы управления отражают сущность явлений и реальных процессов управления, подчиняющихся объективным законам и закономерностям, т.е. носят объективный характер.

Принципы социального управления образуют систему,  в которой  они так или иначе взаимосвязаны. Ввиду этого эффективность управления достигается последовательным применением всей системы принципов и каждого из  них в отдельности. Вместе с тем выделение того или иного принципа из системы дает возможность конкретно определить роль каждого принципа, что облегчает их практическое применение.

В системе принципов социального управления выделяются общие  (основные, главные,  фундаментальные) принципы управления,  которые имеют всеобщий характер и реализуются в социальном управлении независимо  от уровня и специфики сферы управления.

К числу общих принципов управления относятся:

    - объективность,

    - конкретность,

    - эффективность,

    - сочетание централизации и децентрализации,

    - законность и дисциплина.

Важная роль этих принципов обусловлена тем,  что они являются основополагающими правилами (положениями) управления. Указанные принципы общие для всех видов, сфер и отраслей управления в нашем государстве обязательны и для управления в области внутренних дел.

Наряду с общими принципами действуют принципы,  которые относятся только к отдельным системам управления, сферам, отраслям или функциям. Примером таких принципов могут служить принципы подбора и  расстановки кадров, относящиеся к кадровой функции.

Рассмотрим общие правила социального управления.

Объективность. Социальные  процессы  протекают  в  соответствии с объективными законами развития общества.  Поэтому от субъекта управления требуются  познание  и умелое использование объективных закономерностей, учет реальных возможностей,  фактического состояния  общества.

Эти требования и составляют суть принципа объективности. Управление может быть результативным тогда,  когда  люди,  познав объективные законы,  сознательно  используют их,  <заставляют служить> самым насущным интересам.  Следовательно, познание законов выступает в качестве необходимой предпосылки научного управления.

Принцип объективности требует анализа и учета фактического состояния дел,  учета трудностей и противоречий,  существующих в социальной среде. Кроме того,  важно учитывать закономерности взаимодействия  общества с  природной  средой,  ибо  природа,  являясь важным источником средств к жизни,  одновременно вносит в общественные процессы элементы случайности, нередко  неблагоприятно  отражающиеся  на ходе социальных процессов.

Принцип объективности в социальном управлении несовместим с субъективизмом, игнорирующим объективные условия,  закономерности развития общества. Субъективный  фактор  может  играть  важную роль лишь тогда, когда он опирается на учет реальных условий. Субъективизм в социальном управлении приводит к волевым, волюнтаристским решениям, а стало быть, к заведомому их неисполнению.  Он может привести к бесполезной затрате сил и средств,  вызвать дезорганизацию процессов управления, подорвать доверие к субъекту управления.

Вместе с тем объективные законы общества сами по себе, вне сознательной деятельности людей,  не обеспечивают результативность управления. Использование  законов заключается в том,  чтобы привести в соответствие с требованиями этих законов деятельность людей,  использовать открытый закон во имя целей управления. Из сказанного следует, что использование законов общества представляет собой  связь  -  объективных закономерностей и субъективных действий людей.

Таким образом, содержанием принципа объективности являются изучение закономерностей общественного развития, определение путей и способов использования законов общества субъектом управления  (субъективным фактором) с целью обеспечения оптимального управления.

Конкретность. Объективные закономерности, как известно, в повседневной, конкретной жизни проявляются через действие людей,  которые  в своем поведении руководствуются определенными целями. Следовательно, к числу принципов управления относится принцип конкретности.  Суть этого принципа состоит в осуществлении управления применительно к конкретным жизненным обстоятельствам с учетом разнообразных форм проявления  объективных законов,  на  основе  достоверной информации как о внутреннем состоянии объекта управления,  так и о внешних условиях,  в которых он находятся. При  этом речь идет не о разрозненных конкретных фактах,  а обобщенных, систематизированных фактах, полученных на основе достоверной и объективной информации.  Информация,  ее объем, количество, направленность, необходимость  и  достаточность  должны   соответствовать функциям, которые осуществляет конкретный субъект управления.

Достоверная информация позволяет установить конкретные формы проявления в  данных  условиях  тех или иных законов и определить в соответствии с этим цели и действия людей,  т.е.  конкретизировать пути  и средства достижения  целей управления.

Эффективность. Суть данного принципа заключается в достижении целей и задач управления при наименьших затратах сил, средств и времен. Управление в любой социальной сфере,  будь то экономика,  образование, культура, оборона, безопасность, внутренние дела и т.д., связано с материальными и духовными ценностями,  финансовыми и людскими ресурсами. Поэтому управление, как и всякая общественно полезная деятельность людей, должно осуществляться рационально, эффективно. К критериям эффективности, которые применяются на практике, обычно относят размеры затрат, сроки выполнения задач, сроки осуществимости и др.

Требования данного принципа управления состоят в оптимизации  решений, т.е. в разработке различных вариантов решений, их сопоставлении и выборе оптимального варианта.  Задача субъекта управления состоит  в том, чтобы выяснить и исследовать варианты решений, которые с возможно большей степенью вероятности ведут к достижению цели при наличии находящихся в распоряжении субъекта управления сил и средств.  Кроме того, эти варианты должны учитывать внешние и внутренние  условия,  возможно больший круг возбуждающих воздействий среды функционирования на систему управления,  учитывать социальные последствия того или иного  решения, а также интересы работников, принадлежащих к системе управления.

Оптимальность решения  предполагает  максимальное   использование достижений науки,  реальность, объективность, обеспеченность соответствующими ресурсами,  увязку различных решений, комплектность, динамичность, учет и использование положительного практического опыта.

Среди средств оптимизации управления большое значение имеет  избрание эффективных методов управленческого воздействия,  стимулирование материальной заинтересованности,  предоставление исполнителям простора для разумной инициативы и самостоятельности,  установление ответственности за результат своей работы.

Сочетание централизации и  децентрализации.  Этот  принцип  имеет важное значение в таком Федеративном государстве,  как Россия. Разграничение предметов ведения и полномочий между  федеральными  субъектами управления и субъектами управления республик в составе России,  краев, областей, округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Федеративного договора и иных актов о разграничении между указанными субъектами компетенции. Законодательством признается и гарантируется местное самоуправление, которое действует в пределах своих полномочий самостоятельно. Этим достигается сочетание интересов государства и местного самоуправления.

Несоблюдение этого принципа управления приводит, с одной стороны, к снижению роли федеральных субъектов управления,  а с другой к мелочной опеке,  к ограничению самостоятельности нижестоящих субъектов  управления при осуществлении оперативных  функций управления.

Федеральные субъекты управления определяют приоритетные направления развития соответствующих социальных сфер, разрабатывают и реализуют комплексные программы,  проводят научные исследования,  участвуют в разработке правил,  стандартов  и иных нормативов в той или иной сфере управления, разрабатывают и реализуют республиканские  межрегиональные программы кадрового  обеспечения  сферы  или отрасли управления и т.д.

Однако в едином центре нельзя эффективно решать многочисленные проблемы управления,  учитывать  условия  и особенности субъектов федерации, результаты труда каждого трудового коллектива.  Это достигается  путем децентрализации оперативных функций управления,  предоставления нижестоящим субъектам управления самостоятельности в  решении  повседневных текущих дел  и  вопросов  управления,  повышения их ответственности за состояние дел в соответствующем регионе,  предприятии, учреждении, организации (объединении), трудовом коллективе.

Принцип сочетания централизации и децентрализации организационного обеспечения системой двойного подчинения объектов управления,  т.е. их подчиненностью по вертикали и горизонтали.  Подчинение по вертикали обеспечивает необходимое единство в основных вопросах, имеющих общегосударственное значение для сферы управления. Подчинение по горизонтали позволяет учитывать  местные  условия  и особенности при осуществлении управления.

Так, органы внутренних дел, осуществляя функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности,  руководствуются в  своей деятельности не только законами и актами федеральных органов, но и актами субъектов федерации, а также актами органов местного самоуправления.

Централизация и децентрализация  реализуются  также  в  сочетании единоначалия и  коллегиальности в управлении.  При выработке управленческого решения руководитель должен считаться с мнением  специалистов, нацеливать их на разработку вариантов решений,  производить экспертную оценку проектов решений. Это не только не подрывает, но и повышает авторитет руководителя, чувствующего за собой поддержку коллектива, поднимает ответственность за дело,  взаимную взыскательность  и  требовательность в коллективе.

Управление в органах внутренних дел осуществляется на основе единоначалия. Руководитель (начальник) несет персональную ответственность за деятельность возглавляемого им органа (подразделения),  однако  это не исключает  коллегиальность  обсуждения наиболее важных вопросов управления. В этих целях в органах внутренних дел  образуются  коллегии, оперативные совещания и другие совещательные органы.

Законность и дисциплина.  Законность как принцип в социальном управлении означает строгое и неуклонное соблюдение и исполнение субъектами и объектами управления законов и  подзаконных  нормативных  актов государственных органов.  Законность  выражается в обязанности каждого субъекта и объекта управления действовать  в  установленных  пределах, т.е. в пределах своей компетенции. С принципом законности тесно связана дисциплина.

Сущность дисциплины как принципа социального управления состоит в исполнении обязанностей возложенных на систему управления, которые содержатся в  нормах  и правилах,  установленных полномочными субъектами управления (государственными и общественными органами  и  организациями), а также в исполнении индивидуальных предписаний (актов) субъектов управления теми,  к кому они адресованы.  Дисциплина подразделяется на государственную и общественную, т.е. дисциплину общественных организаций (формирований).  Государственная дисциплина -  это  добросовестное исполнение обязанностей по должности,  а также обязанностей,  установленных полномочными государственными органами. Общественная дисциплина - это исполнение норм и правил, содержащихся в уставах и положениях об общественных организациях, а также исполнение индивидуальных предписаний органов  общественных организаций членами этих организаций.  Государственная и общественная дисциплина взаимодействуют. Это объясняется тем, что члены общественных организаций являются гражданами России,  и следовательно, они обязаны соблюдать не только дисциплину той или иной общественной организации, но и государственную дисциплину.

Соблюдение законности,  государственной и общественной дисциплины составляет главное условие эффективности управления,  нарушение законности и дисциплины наносит ущерб государству и обществу.

Соблюдение законности и дисциплины в управлении органами внутренних дел особенно важно в силу возложенных  на  них  правоохранительных функций. Субъекты  управления в сфере внутренних дел наделены широкими полномочиями не только по управлению подчиненными им подразделениями и службами, но и по воздействию на физических и юридических лиц,  не относящихся к системе органов внутренних дел.  В связи с этим  нарушение законности и дисциплины,  принятие незаконного акта управления или недобросовестное исполнение служебных обязанностей могут нанести моральный и  материальный  вред  как  системе органов внутренних дел,  так и гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям.

Злоупотребление властью,  служебным  положением и совершение иных противоправных действий влекут для субъекта  управления  установленную законом ответственность.  Невыполнение  управленческих  решений  может служить основанием для привлечения объекта управления к дисциплинарной или иной ответственности.

Таким образом,  под социальным управлением следует понимать такое воздействие на общество в целом, его отдельные звенья, которое обеспечивает сохранение его качественной специфики,  нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели.


§3. Понятие систем, их характеристики и признаки.

Орган внутренних дел как система управления.

Под греческим словом «система» (systema) понимается нечто целостное, составленное из каких-либо частей, или как форма организации чего-нибудь. Понятие “система” в современной юридической науке принято связывать с наукой управления с развитием философии и возникновением кибернетики – «науки о наиболее общих закономерностях управления системами любой природы и сложности», и в частности с одной из отраслей прикладной кибернетики – теории исследования систем и операций.

В настоящее время, в наиболее общем виде под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность и единство, создающее новые интегративные свойства, не сводимые к сумме свойств отдельных ее элементов.

Существенным аспектом раскрытия содержания понятия системы является выделение различных типов систем. В наиболее общей классификации системы подразделяются на две большие группы: материальные – представляющие собой совокупность материальных объектов и абстрактные – являющиеся продуктом человеческого мышления. Особым классом материальных, живых систем являются социальные системы, представляющие собой сложноорганизованное упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически социальными по своей природе. Разновидностью таких социальных систем может является государство и его различные подсистемы, органы власти и управления и, в частности, такая специфическая система исполнительной власти как система Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Каждая социальная система, как и любая система этого класса характеризуется рядом универсальных системообразующих признаков, которые являются присущими для любых системных образований.

Во-первых, систему следует всегда рассматривать как целостное сложное структурное образование, а не как суммарное сложение каких-либо элементов, компонентов, частей и подсистем, причем даже расположение этих элементов является существенным, т.к. является определяющим для существующих между ними взаимосвязей. То есть в данном случае система, с формальной точки зрения, представляет собой совокупность функциональных компонентов, взаимодействующих между собой во имя достижения определенной цели. Как целостное образование она приобретает новые качественные интегративные характеристики, не содержащиеся в отдельных, образующих ее, элементах. Эти свойства каждой системы не сводятся к простой сумме свойств, составляющих ее элементов и не выводимости из последних – свойств целого. Примером проявления эффекта целостности и возникновения новых интегративных свойств может служить кооперация деятельности служб и подразделений органов внутренних дел в процессе раскрытия и расследования преступлений.

Во-вторых, любое системное образование и составляющие его структурные элементы взаимозависимы как между собой, так и окружающей их внешней средой функционирования, и поэтому рассмотрение их возможно только в этих взаимосвязях, т.е. каждая система образует свое специфическое единство с внешней средой своего функционирования. Однако здесь следует обратить внимание и на такой момент, что, взаимодействуя со средой, система выступает как нечто единое, сохраняющее свою определенность. Объясняется это тем, что связи компонентов системы устойчивее и прочнее, чем связи этой системы или ее компонентов с любыми другими системными образованиями внешней среды. Наличие этого комплекса свойств придает системе интегрированность, определяет ее структурное построение, внутреннюю иерархию и, таким образом, обеспечивает ее функционирование и достижение поставленных перед ней целей.

Суть третьего признака – это иерархичность построения систем, которая означает, что каждая из систем есть, как правило, часть системы более высокого уровня, а каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система более высокого уровня. И, наконец, последним признаком является то, что всем системным образованиям присущ динамизм, т.е. изменяемость, связанная как внешними воздействиями, так и с объективно присущими любой системе внутренними противоречиями.

Кроме этого, социальным системам помимо этих универсальных системообразующих признаков присуще наличие также некоторых специфических признаков. Одним из таких наиболее существенных признаков является целенаправленность социальных систем, т.е. их стремление к достижению какой-то определенной цели путем выполнения определенного набора задач и функций. Вторым таким признаком является стремление любой социальной системы к самоорганизации и самосохранению путем адаптации как к внутренним, так и внешним воздействиям. Следующим существенным признаком этой группы является то, что происходящие в них процессы управления осуществляются путем беспрерывного обмена информацией как между структурными элементами системы, так и между системой и окружающей ее средой функционирования, а также вышестоящими и нижестоящими системными образованиями. И последний признак, на котором следует остановиться, – это открытость социальных систем, которая связана, во-первых, с тем, что существует большинство из них, для выполнения функций так называемого внешнего управления (или внешнего воздействия), а, во-вторых, функционирование их немыслимо без постоянного обмена информацией между системой и внешней средой, оказывающей активное влияние на деятельность системы.

Представление об органах внутренних дел, как о специфических системных образованиях имеет не только теоретическое, но и сугубо практическое значение. Оно позволяет:

- выявить, каким требованиям организации должны отвечать органы внутренних дел, чтобы ими можно было управлять;

- определить, каким должно быть само управление, чтобы оно гарантировало эффективное достижение целей, поставленных перед системой органов внутренних дел.

Исходя из этого, орган внутренних дел любого уровня управления будет нами рассматриваться в виде системы, подверженной управляющим воздействиям со стороны вышестоящих системных образований и в то же время сам оказывающий в рамках своей компетентности управляющие воздействия на иерархически подчиненные ему объекты внутриорганизационного управления и объекты внешней среды.

Выше мы определяли, что система представляет собой совокупность элементов (или подсистем), определенным образом упорядоченных, взаимосвязанных и вследствие этого составляющих целостное образование, обладающих специфическими интегративными свойствами, не сводимыми к сумме свойств отдельных ее элементов. Определяющим же фактором существования тех или иных социальных систем является наличие конкретных специфических целей, которые определяют общие признаки (или системообразующие факторы) любой социальной системы. К ним, в частности относится: наличие общей конкретной цели всей совокупности элементов, составляющих систему; подчинение задач каждого элемента общей цели системы и выполнение ими своих функций, вытекающих из поставленных перед системой целей и задач; конкретные отношения между элементами системы, а также обязательное наличие органа управления и обратной связи от объекта к субъекту управления.

Таким образом, в каждой системе различают элементы системы, порядок их взаимосвязи и, наконец, системные признаки, являющиеся следствием взаимосвязанности элементов. Данные системные признаки указывают на принадлежность конкретной системы к определенной категории системных образовании и на ее специфические свойства. Кроме того, наличие этих вышеперечисленных признаков является обязательным для всех системных образований объективного мира (механических, биологических и социальных), в то же содержательный аспект специфических «системных признаков» является тем основополагающим распознавательным признаком, отличающим друг от друга те или иные системные образования и делающие их в известной степени неповторимыми. Определяющими эти «системные признаки» являются цели, стоящие перед той или иной системой, которые в значительной степени определяют само предназначение этих систем. Так, в частности, таким отличительным «системным признаком» для органов внутренних дел являются цели, поставленные перед МВД России, как специфическим системным образованием, «осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охрану правопорядка и обеспечение общественной безопасности, и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации…»

Органы внутренних дел, являясь составной частью государственных органов представляют собой:

а) часть государственного аппарата, действующего по поручению и в интересах государства;

б) организационную ячейку людей, объединенных общей целью, непосредственно осуществляющую государственную власть в обществе;

в) коллектив людей, деятельность которого определяется правовыми нормами и реализуется в строго установленном порядке (имеется своя структура и определенный нормативными актами порядок образования);

г) организацию, решающую определенными методами задачи и функции Российского государства;

д) организацию, проводящую свою работу в пределах государственно-властных полномочий, представленных ее государством на данной территории (или в данной сфере) и обладающую определенной, закрепленной за ней компетенцией, соответствующей ее целям и задачам системы.

Таким образом, орган государственного управления и орган внутренних дел в частности представляет собой такую организацию, которая являясь частью государственного аппарата, имеет определенную компетенцию, структуру, территориальный или отраслевой масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом, использует определенные методы работы, наделена полномочиями выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности выполнить определенные функции в определенной сфере социальной жизни.

Рассмотрение органов внутренних дел как системы управления предполагает также обнаружение в них тех признаков, каким они должны отвечать как система управления. Это такие признаки как детерминированность элементов систем, ее динамичность, наличия в ней управляющего параметра, усилительных свойств и обратных связей.

Качества присущие органам внутренних дел:

- детерминированность элементов системы органов внутренних дел заключается в том, что все входящие в них отраслевые, функциональные штабные подразделения находятся в тесной взаимосвязи и деятельность их взаимообусловлена;

- динамичность – состоит в том, что органы внутренних дел испытывая возмущающие воздействия внешней среды видоизменяют свою структуру, иерархию задач и функций, методы управления и пр.:

- наличие управляющего параметра – заключается в том, что в любом подразделении органа внутренних дел имеется аппарат управления (руководитель, штаб), наделенный соответствующими полномочиями, который вырабатывает или принимает команды управления и организует их исполнение;

- наличие усилительных свойств – заключается в том, что органы внутренних дел получая от вышестоящих системных образований общие команды управления детализируют, конкретизируют и непосредственно организуют их непосредственно исполнение (т.н. производные решения, принимаемые во исполнение и в развитие решений вышестоящих органов или решения, принимаемые в порядке т.н. «правового автоматизма»).

- наличие обратных связей – состоит в том, что ввиду жесткой соподчиненности элементов в системе органов внутренних дел объекты управления обязательно докладывают субъекту о выполнении полученных команд и своем состоянии.

Тип организационной структуры в системе органов внутренних дел выражает собой принятый порядок отношений субъектов и объектов управления и их взаимосвязи, который определяется используемым видом субординационных связей и способом их осуществления.

В настоящее время в системе органов внутренних дел существует в основном три типа организационных структур управления - линейный, функциональный и смешанный (линейно-функциональный). Рассмотрим их сущность и сферы применения

- линейный тип организационной структуры управления характеризуется построением структурных подразделений и должностей по принципу прямого подчинения, т.е. полной централизацией управления.

При таком управления руководитель органа или его структурного подразделения непосредственно руководит подчиненными объектами управления по всем видам выполняемых ими работ, концентрируя у себя всю информацию и принимая решения. В связи с этим, этот тип управления требует от субъекта разносторонних знаний, больших способностей и возможностей для решения достаточно разнообразных задач и осуществления эффективного и оптимального управления. Недостатком этого типа управления является то, что при многообразии выполняемых функций и большом количестве исполнителей невозможно квалифицированное и оперативное руководство ими. Поэтому применяется этот тип управления в относительно небольших органах внутренних дел, либо при управлении строевыми подразделениями.

- функциональный тип организационной системы управления характеризуется передачей прав линейного руководства нескольким нижестоящим субъектам управления, каждый из которых осуществляет его по одной из специализированных функций, т.е. объекты управления в данном случае получают несколько функциональных руководителей.

Хотя такой тип организационной структуры управления и позволяет осуществлять более эффективное и детальное руководство подчиненными объектами управления, однако, использование его ведет к потере централизации в руководстве и появлении у объектов нескольких непосредственных руководителей, что осложняет координацию их деятельности, а зачастую и снижает предметную ответственность субъектов за принимаемые решения. В связи с этим данный тип организационной структуры управления в системе органов внутренних дел практически не применяется.

- смешанный (линейно-функциональный) тип организационной структуры управления характеризуется сочетанием линейного и функционального типов управления. Он сочетает в себе положительные моменты каждого из них в отдельности и в определенной мере свободен от их недостатков. Реализуется этот тип организационной структуры управления в системе органов внутренних дел в форме, так называемого «концентрированного руководства», и в незначительной степени в форме «ограниченного функционализма».

Организационно-структурное совершенствование системы управления органами внутренних дел является постоянным, непрекращающимся процессом, что объясняется меняющейся оперативной обстановкой в нашей стране и видоизменениям задач, ставящимися перед органами внутренних дел. Такой процесс является объективным не только для органов внутренних дел, но и для всех социальных систем, испытывающих воздействие со стороны объективных факторов, постоянно меняющихся как по содержанию, так и по своему влиянию на системы.

В заключение следует сказать, что при проектировании структурного построения системы органов внутренних дел, в настоящее время придается огромное значение структурно-функциональной специализации, позволяющей улучшить выполнение системой ее функций и повысить эффективность внутриорганизационного управления. Для более оперативного решения задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью представляется целесообразным создание и временных структурных образований для решения проблем, связанных с различными изменениями оперативной обстановки или решения задач по раскрытию наиболее опасных преступлений.

Заключение.

Итак, в лекции были изложены основные положения общей теории социального управления, которые являются основой теории государственного управления и такой его подотрасли как управление в системе органов внутренних дел. Четкое усвоение понятий, определений, закономерностей и принципов социального управления позволяет нам с общетеоретических позиций перейти на последующих лекциях к рассмотрению общих положений и принципов построения социальных систем, их функциональной и организационной структуре, детальному рассмотрению процесса управления, его кадровому и документационному обеспечению и научной организации управленческого труда.

Знание научных  основ управления в органах внутренних дел и организации труда работников этих органов является необходимым для  успешной деятельности руководителей,  специалистов и иных сотрудников органов внутренних дел в современных условиях.  В свете требований, предъявляемых обществом  к органам внутренних дел,  и в связи с реализацией задач, поставленных перед правоохранительными органами законодательными актами об укреплении правопорядка в стране,  от сотрудников органов внутренних дел требуется, чтобы они обладали высокими профессиональными и  нравственными  качествами,  знанием основ социального управления вообще и управления в органах внутренних дел в особенности.

Литература

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)  (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009

Федеральный закон РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" // "Российская газета", № 25, 08.02.2011

Федеральный закон РФ от 30.11.2011 № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // "Российская газета", № 275, 07.12.2011

Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (вместе с "Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации") // "Российская газета", N 43, 02.03.2011

Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // "Собрание законодательства РФ", 18.05.2009, № 20, ст. 2444

Указ Президента РФ от 24.12.2009 № 1468 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации" // "Российская газета", № 251, 28.12.2009

Указ Президента РФ от 18.02.2010 № 208 "О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации" // "Российская газета", № 36, 19.02.2010

Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 249 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации" // "Российская газета", N 43, 02.03.2011

Послание Президента РФ Федеральному Собранию

Директива Министра внутренних дел Российской Федерации "О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России"

Решение расширенной коллегии МВД России "Об основных результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и внутренних войск"

Приказ МВД РФ от 10.11.2004 № 730 "Об утверждении структуры центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации" // "Щит и меч", № 48, 02 - 08.12.2004.

Приказ МВД РФ от 05.01.2007 № 5 "Об утверждении Основных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2007-2017 годы".

Приказ МВД РФ от 24.12.2008 № 1138 "Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации"

Приказ МВД РФ от 30.06.2012 № 655 "Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, с указанием сроков хранения"

Приказ МВД РФ от 03.07.2012 № 663 "Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации" // "Российская газета", N 200, 31.08.2012

Приказ МВД РФ от 13.08.2012 № 783 "О порядке утверждения правил внутреннего служебного распорядка органов внутренних дел Российской Федерации"

Учебники и учебные пособия

Камышников А. П., Махинин В. И. Основы управления в правоохранительных органах.  - М.: Щит-М, 2009 - 240 с.

Кокорев А. Н., Кардашевский В.В. Основы управления и делопроизводство в органах внутренних дел. Альбом схем. - М.: Щит-М, 2012 - 132 с.

Рогожин М. Ю.  Документационное обеспечение управления: учебно-практическое пособие - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 384 с.

Семенов Е.Ю. Основы управления и делопроизводство в органах внутренних дел. Альбом схем. – Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2010. – 70с.

Семенов Е.Ю. Основы управления и делопроизводство в органах внутренних дел. Курс лекций. – Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2010. – 170с.

Соколова О. Н. Документационное обеспечение управления в организации: учебное пособие - М. : КНОРУС, 2010. - 160 с.


Диплом на заказ


1. ТЕМА [2] сИСТЕМОтворчі ЧИННИКИ [2
2. Реферат- Идеи английского просвещения в политической жизни второй половины XVIII века- к вопросу о природе британского реформизма
3. Применение методов метрологии и стандартизации при поверке дифманометра ДМ-3583М
4. ТЕМА 8 СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ Вопросы к практическому занятию 1
5. История появления
6.  У суфіксах инський інський прикм
7. Использование метода проектов на уроках литературы как способ формирования ключевых компетентностей
8. Воздержание правда и ложь
9. Иллюзии Ричард БахИллюзии Перевод- Михаил Шишкин Оригинал- Richrd Bch ldquo;Illus
10. Тема- Тревожные расстройства Выполнила- студентка 2 курса 204 группыЯкушина ЮлияПроверил-
11. . Пентагетерозигота гены не сцеплены между собой образует- а 5 типов гамет; б 10 типов гамет; в 32 типа.
12. Сибирский федеральный университет
13. СОЦИАЛЬНАЕ АСПЕКТЫ ВАЖНЕЙШИХ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
14. 1 Вектор УмоваПойнтинга
15. Еврооблигации в России
16.  Затвердити Порядок проведення розслідування та ведення обліку нещасних випадків професійних захворювань
17. Реферат Развитие коррекционного образования в Европе
18. Дипломная работа- Учет и анализ иатериальных запасов в учреждениях здравоохранения
19. На уровне Beginner обучение начинается с нуля
20. тема способная проявлять все свойства живого